Опыт работы библиотеки с пользователями Калуга 2014





Скачать 398.95 Kb.
НазваниеОпыт работы библиотеки с пользователями Калуга 2014
страница1/4
Дата публикации05.05.2015
Размер398.95 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4
ГКУК КО «Калужская областная детская библиотека»

Отдел справочно-информационной работы

и удалённого доступа




Опыт работы библиотеки с пользователями

Калуга 2014

Уважаемые коллеги!
Сегодня большинство детей являются активными пользователями сети Интернет, они много знают и умеют. Но большинство из них не имеет понятия, какие опасности им угрожают во Всемирной сети. Не всё и не всегда об этом знают и родители. А этих угроз довольно много. Одна из них: риск случайно наткнуться на сайты, пропагандирующие насилие, наркоманию, порнографию. Проблемой становится кибербуллинг – преследование (приставание) к подростку в Сети. Широкое распространение получили различные варианты интернет-зависимостей: игромания, предпочтение переписки в виртуальном мире живому общению. Кроме того, незнание закона об авторском праве, правил подготовки письменных и других видов работ с использованием сети Интернет приводит к негативным последствиям, которые можно предотвратить.

Практически все детские библиотеки Калужской области в настоящее время предоставляют своим пользователям доступ во Всемирную сеть. Задача библиотекарей сделать использование Интернет безопасным для ребёнка. Для этого проводится множество занятий, бесед, игр, конкурсов. Неплохой опыт такой работы имеет областная детская библиотека. Вы можете использовать его с учётом особенностей своей аудитории и возможностей своих сотрудников.

В приложение к описанию опыта работы даны презентации к сценариям занятий и анкета.

Составитель:

Жуковская Е.В. - заведующая отделом

248600 г. Калуга, ул. Ленина, 116

Тел./Факс (4842)57-73-29

E-mail: krlc@kaluga.ru

www.odb.kaluga.ru

Мероприятия по интернет-безопасности в Калужской областной детской библиотеке проводятся для детей и подростков в рамках проектов «Информационная грамотность как основа современного информационного процесса» и «Навигация в мире информации». Ребята посещают занятия по компьютерной и информационной грамотности, знакомятся с правилами безопасного поведения в сети Интернет, смотрят презентации, участвуют в интерактивных играх, путешествуют по сайтам, знакомятся с позитивным контентом, создают творческие работы.

Наиболее активно такая работа организуется во Всемирный день безопасного Интернета. Этот праздник отмечается по инициативе европейской комиссии с 2004 года. В России в первую неделю февраля проводится акция «Неделя безопасного Интернета», приуроченная к этому дню. Целью Дня безопасного Интернета является информирование пользователей Сети о рисках и опасностях, связанных со Всемирной паутиной, предоставление информации о правилах безопасного поведения в сети Интернет и лучших детских ресурсах Интернета. Для детей, подростков и их родителей проводятся мероприятия: «Интернет без риска. Лучшие сайты для детей», «Страна Вебландия», «Прогулки по безопасному Интернету», «Интернет, я тебя знаю!», «Ура! Это игра!» и другие.

Такая концентрация мероприятий в февральские дни становится возможной, благодаря постоянной работе с интернет-пользователями в течение года.

В первую очередь, наша работа строится на анализе анкет «Что ты ищешь в Интернете?». (Анкета. Приложение № 1). Исходя из результатов анкетирования, мы стараемся решать в дальнейшем выявленные проблемы и вопросы с применением следующих форм и методов.

  1. Изготовление и распространение печатной продукции (закладки, памятки, буклеты, например, «Правила безопасного Интернета»). (Памятка. Приложение № 2).

  2. Изготовление электронной рекомендательной библиографии: размещение списков и презентаций с гиперссылками на безопасные интернет- сайты различной тематики на мониторах читательских компьютеров, размещение библиографических материалов на сайте библиотеки, например, в рубрике «Виртуальная выставка». (См. методический материал: Жуковская Е.В. Виртуальная выставка как инновационная форма библиографической работы / Е. В. Жуковская. – Калуга, 2012. – 13 с. - (Компьютерная презентация)).

  3. Занятия по компьютерной грамотности. В программе теоретические, практические, игровые и творческие занятия широкой тематики: от получения знаний об устройстве компьютера до обучения подготовке рефератов и презентаций с использованием «Photoshop», «Microsoft Office Word», «Microsoft PowerPoint» и информационных ресурсов сети Интернет. (См. методический материал: Жуковская Е.В. Навигация в мире информации: учебно-методический материал к образовательной программе информационной грамотности / Е.В. Жуковская, В.К. Родионова. – Калуга, 2013. – 32 с. - (Компьютерная презентация)).

  4. Занятия по информационной грамотности: в частности, работа с информацией, предлагаемой в сети Интернет. (Презентации к урокам. Приложение 3 - 4).

  5. Массовые мероприятия с использованием Интернет-ресурсов: интерактивные игры, виртуальные путешествия, видеоролики, презентации и другие. (Приложение 5. «Интернешка и Митясик»: урок полезного и безопасного Интернета: [Электронный ресурс] // МТС. Образовательно-информационный проект «Дети в Интернете»: [сайт]. – Режим доступа: http://static.mts.ru/uploadmsk/contents/1655/safety/presentation.swf

  6. Индивидуальные консультации по работе на компьютере с использованием сети Интернет.

  7. Консультации, практические занятия для родителей.


В 2013-2014 годах проводилось анкетирование «Что ты ищешь в Интернете?» с целью выяснить степень компьютерной и информационной грамотности школьников до 13 лет включительно и их предпочтения в Интернете.

Мы предложили восемь вопросов анкеты с возможными ответами или высказыванием собственного варианта. В анкетировании приняли участие пятьдесят шесть учащихся 5-6 классов в возрасте 11-13 лет и десять учащихся начальных классов в возрасте от 7 до 10 лет. Всего шестьдесят шесть человек в возрасте от 7 до 13 лет.

На первый вопрос «Интернетом ты пользуешься…» большинство опрошенных ответили, что Интернетом они пользуются 2-4 года или очень давно. Только пять человек из возрастной группы от 7 до 10 лет и четыре человека из возрастной группы от 11 до 13 лет начали своё знакомство с Интернетом в течение последнего года. Это свидетельствует о том, что все анкетируемые так или иначе знакомы с Интернетом, и знакомство это началось в дошкольном или в младшем школьном возрасте у 94 % респондентов.

Анализ ответов привел нас к выводу о том, что необходимо изменить и дополнить программу занятий, проводимых библиотекой для детей младшего школьного возраста. Так появился урок «Полезный и безопасный Интернет» для учащихся начальных классов, хотя до 2013 года он проводился только в 6 классах. Кроме того, для детей младшего школьного возраста были разработаны и проведены занятия – виртуальные путешествия по сайтам «Веб-ландия» и «Дисней», предложена электронная библиография со ссылками на игровые сайты «Играемся» и др.

Ответы на вопрос «Твое знакомство с Интернетом началось…» в младшей возрастной группе распределились следующим образом: один человек начал своё знакомство с Интернетом с общения в социальных сетях, два человека - с поиска информации и семь человек - с игр. Вполне закономерно, что младшую возрастную группу в Интернет привлекли игры. В связи с этим мы подготовили и проводим детям, начиная с семилетнего возраста, обзоры игровых сайтов, а в занятие для учеников 3-4 классов включён блок о компьютерных играх. Так как у детей этого возраста социальные сети только начинают вызывать интерес, то на занятии мы знакомим их с социальными сетями для детей и подростков, в качестве альтернативы общеизвестным («Вконтакте», «Одноклассники» и т.д.)

В старшей возрастной группе двадцать три человека (41 %) начали своё знакомство с Интернетом с общения в социальных сетях, пятнадцать человек (27%) с поиска информации и восемнадцать человек (32%) - с игр. Детей из этой возрастной группы в Интернет привлекла, прежде всего, возможность общения в социальных сетях, на втором месте - игры, что вполне психологически обосновано. На занятии с шестиклассниками мы говорим об опасностях виртуального общения, продолжаем разговор об игровой зависимости, предлагаем альтернативы.

Двадцать человек (30%) из шестидесяти шести опрошенных познакомились с Интернетом в связи с необходимостью получить информацию. Эта потребность школьников также учтена при разработке занятий. Кроме того, с детьми независимо от возраста проводятся индивидуальные консультации по работе на компьютере, связанной с поиском информации в сети Интернет, а также групповые практические занятия по написанию и оформлению письменных работ, для которых осуществляется поиск; обработка и оформление информации, полученной из сети Интернет.

При ответе на вопрос «Насколько быстро ты освоил Интернет?» только двенадцать человек (18%) признались, что при освоении Интернета испытывали сложности. Однако, практика показывает, что ребята под освоением Интернета понимают умение играть в игры и общаться в социальных сетях. Что касается поиска информации, то они испытывают затруднения: не умеют правильно формулировать вопрос при поиске, выбрать из всей предложенной Интернетом информации нужную и правдивую, не умеют её редактировать (сворачивать), копировать, делать ссылки на источник, переносить информацию на электронный или бумажный носитель. Работа библиотеки по освоению школьниками компьютерной и информационной грамотности ведётся с учётом этих проблем.

На вопрос «Кто тебе показал, как пользоваться Интернетом?» большинство опрошенных, тридцать восемь человек (56%) ответили, что это родители. Одиннадцати опрошенным помогли друзья, шесть респондентов получили первые навыки пользования Интернетом в библиотеке, десять человек дали свой вариант ответа, не предусмотренный в анкете. Они учились пользоваться Интернетом самостоятельно. Никто не выбрал такие варианты, как показали в школе. Анализ ответов на этот вопрос приводит к мысли, что семьям приходится решать проблему освоения ребёнком Интернета самостоятельно. Либо родители становятся помощниками ребёнка, либо он учится пользоваться Интернетом сам или с помощью друзей. Только в 9% случаев ребёнку помогли освоить Интернет специалисты библиотеки. Надо сказать, что обучение компьютерной грамотности очень востребованная услуга нашей библиотеки. Так, в 2013/2014 учебном году компьютерные занятия по проекту «Навигация в мире информации» регулярно посещали 74 человека. Среди них родители с детьми, дети из социально-реабилитационного центра, интерната. Кроме того, за это время дано 530 индивидуальных консультаций по работе в сети Интернет. Более двухсот человек посетили обзоры Интернет-ресурсов, уроки безопасного Интернета.

На вопрос «Какую информацию ты ищешь в Интернете чаще всего?» двадцать восемь человек (42%) ответили, что ищут в Интернете преимущественно познавательную информацию – для учёбы. Остальные - развлекательную информацию, играют, смотрят фильмы, предпочитают общаться. На этот вопрос можно было дать несколько вариантов ответов. Но в любом случае вывод очевиден: почти половина респондентов использует Интернет как средство получения познавательной информации при подготовке к учёбе. В связи с этим в библиотеке активно ведётся справочная работа.

Пятьдесят четыре человека (82%) чаще всего пользуются компьютером только дома, шесть человек (9%) – дома и в школе и 6 (9%) - только в библиотеке. Это говорит о том, что многие дети не знают о наличии компьютеров в библиотеке, о бесплатном доступе в Интернет, о консультациях специалистов по работе в Сети и других услугах библиотеки. В связи с этим мы активно взялись за рекламную деятельность. Информируются учителя, школьные библиотекари, в учебных заведениях размещаются объявления, раздаются буклеты, демонстрируются компьютерные презентации о работе библиотеки.

На вопрос «Есть ли сайты, куда ты ходишь постоянно?» пятьдесят семь человек (86%) ответили, что такие сайты есть. Это, с одной стороны, говорит о том, что ребята определились в своих приоритетах в Интернете. С другой стороны, они просто могут не знать о тех возможностях, которые им предлагает Сеть. В связи с этим мы стараемся активно использовать рекомендательную библиографию: списки, презентации, обзоры и другие формы, пропагандирующие позитивный контент.

Ответы на вопрос «Назови, пожалуйста, 2-3 сайта, которые тебе нравятся?» как раз подтверждают предположение о том, что дети не знают лучших ресурсов Интернета. Каждый анкетируемый назвал от одного до четырёх сайтов. Большинство называют «Вконтакте» и «Википедию». В связи с этим мы активно проводим работу по пропаганде лучших сайтов для детей и подростков.

Анализ анкет в целом показал интерес юных пользователей к новым технологиям. Он позволил сделать выводы по каждому вопросу. Общее наше заключение: необходимость и перспективность различных форм работы, применяемых в библиотеке, по повышению компьютерной и информационной грамотности учащихся. Актуальными направлениями остаются предупреждение интернет-опасностей и пропаганда позитивного контента.

Проблема «рисков» не является лёгкой для библиотекарей и посетителей библиотек. Практика показывает, что гораздо лучше у нас получается говорить и информировать не об опасностях, а о плюсах Интернета, тех интересных возможностях, которые он может представить детям. Так у нас родилась идея, прежде всего, пропаганды позитивного контента, интересного для самих детей и подростков. В связи с этим были разработаны библиографические материалы, обзоры сайтов, занятия для учащихся 3-4 классов в рамках проекта «Навигация в мире информации» и для учащихся 6 классов в рамках программы «Информационная грамотность как основа современного информационного процесса». Но часть каждого занятия мы посвящаем как раз интернет-безопасности. (Сценарии занятий, компьютерные презентации. Приложение № 3).

Стоит обратить внимание, что занятия очень похожи по структуре и содержанию. Условно каждое из них можно разделить на две части. Первая часть посвящена предупреждению интернет-опасностей, вторая - пропаганде позитивного контента. Занятия разрабатывались с учётом возрастных особенностей детей. Если какой-то материал актуален для детей и начального и среднего школьного возраста, то он включён в оба занятия. Кроме того, в занятия входят материалы, актуальные для разных возрастных групп соответственно. Например, это отражается в подборе сайтов, в акцентах внимания на разных проблемах. Так на занятии для шестиклассников мы говорим об опасностях виртуального общения, об авторском праве, о правилах оформления рефератов, в то время как с учениками 3-4 классов мы только осваиваем Интернет, показываем его плюсы и минусы, больше говорим об играх и детских сайтах. В любом случае сценарии занятий не являются догматичными. Мы узнаём о новых сайтах и дополняем, изменяем ход занятия. Иногда включаем в сценарий занятий показ видеороликов на тему безопасного Интернета, которые выкладываются и обновляются на сайтах «Дети онлайн», «Азбука безопасности» и других. На некоторых занятиях за счёт сокращения обзора сайтов мы проводим мини-практикум по компьютерной грамотности. Или наоборот, посвящаем больше времени лучшим сайтам для детей, например, путешествию по «Вебландии».
Полезный и безопасный Интернет.

Сценарий занятия для учащихся 3-4 классов.

(Компьютерная презентация. Приложение № 3)

Цели занятия:

  • Обучить детей безопасному пользованию Интернетом.

  • Способствовать предупреждению интернет-рисков, интернет-зависимостей и прочих негативных последствий, связанных с пребыванием ребёнка в сети Интернет.

  • Познакомить с позитивным контентом, лучшими сайтами для детей и подростков.


Оборудование:

Ноутбук, проектор, экран для показа презентации.
Условие проведения:

Выход в Интернет.
Слайды имеют гиперссылки на сайты. Библиотекарь проводит обзор сайтов, при этом выбирая некоторые из них для виртуального путешествия, проведения онлайн-тестирования, показа видеоролика и т.д.
Слайд 1
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опыт работы библиотеки с пользователями Калуга 2014 iconОсобенности восприятия пользователями электронных ресурсов
Анализ статистических данных обращений к электронным ресурсам, результаты локальных социологических исследований и опросы пользователей...
Опыт работы библиотеки с пользователями Калуга 2014 iconОпыт работы: Поиски и находки
Данное издание обобщает интересный опыт работы и содержит материалы, отражающие приоритетные направления деятельности библиотеки...
Опыт работы библиотеки с пользователями Калуга 2014 iconПлан работы школьной библиотеки Муниципального бюджетного образовательного...
Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной...
Опыт работы библиотеки с пользователями Калуга 2014 iconПлан работы школьной библиотеки Шуманской сош на 2013-2014 учебный...
Анализ использования и очистка учебного фонда от устаревших по содержанию учебных изданий
Опыт работы библиотеки с пользователями Калуга 2014 iconРаботы библиотеки тптт на 2013-2014 учебный год
Главными направлениями работы библиотеки в новом учебном году станут темы: «Год культуры в России», «Год духовной культуры» Ленинградской...
Опыт работы библиотеки с пользователями Калуга 2014 iconПлан работы школьной библиотеки на 2013-2014 г. Задачи библиотеки
Беседа на тему: «Навстречу приключениям»о творчестве Р. Л. Стивенсона. Беседа «Толковый словарь Владимира Ивановича Даля»
Опыт работы библиотеки с пользователями Калуга 2014 iconГбоу города Москвы специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Задачи библиотеки направлены на содействие учебно-воспитательному, коррекционному процессу в школе
Опыт работы библиотеки с пользователями Калуга 2014 iconПлан работы школьной библиотеки на 2013/ 2014 учебный год Основные задачи библиотеки
Создание среды для развития детей, отвечающей их возрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям, через чтение, аудиовизуальные,...
Опыт работы библиотеки с пользователями Калуга 2014 iconПлан работы библиотеки моу кратовская сош №28 на 2013-2014 учебный...
Работа с библиографическими изданиями (прайс-листы, тематические планы издательств, перечни учебников и пособий, рекомендованные...
Опыт работы библиотеки с пользователями Калуга 2014 iconПлан работы библиотеки моу сош №17 на 2013-2014 учебный год Миссия библиотеки
Создание среды для развития учащихся, отвечающей их возрастным социокультурным и индивидуальным особенностям, через чтение, печатные,...
Опыт работы библиотеки с пользователями Калуга 2014 iconПлан работы библиотеки начальной школы на 2012-2013 учебный год
Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной...
Опыт работы библиотеки с пользователями Калуга 2014 iconОтчет о работе библиотеки ооау спо «Липецкого медицинского колледжа»...
Следуя поставленным в плане работы библиотеки задачам, в I семестре 2013 года было осуществлено следующее
Опыт работы библиотеки с пользователями Калуга 2014 iconПлан работы библиотеки мкоу сош №9 на 2013-2014учебный год. I. Задачи...
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечно-библиографического и информационного обслуживания...
Опыт работы библиотеки с пользователями Калуга 2014 iconПлан работы библиотеки специальной (коррекционной) общеобразовательной...
В 2012 2013 учебном году учебно-воспитательная работа в школе, как и в прошедшем году, проводилась по следующим направлениям
Опыт работы библиотеки с пользователями Калуга 2014 iconМарина Юрьевна Нещерет, заведующая отделом справочно-библиографического...
Несмотря на сравнительно небольшой опыт работы, она может служить примером успеш­ной реализации справочно-библиографического обслуживания...
Опыт работы библиотеки с пользователями Калуга 2014 iconПлан работы библиотеки мбоу «Гимназия №24» на 2014 год Ижевск, 2014
Проведение инвентаризации и анализ состояния учебного фонда, с целью составления заказа на учебную литературу на предстоящий учебный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск