Скачать 311.01 Kb.
|
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНОВ. Время перед экзаменами
День перед экзаменом
День экзаменов
На экзамене
Напоследок К сожалению, нет легкого пути к успеху. Поверьте нам, если бы он существовал, мы бы вам, ни секунды не сомневаясь, о нем рассказали. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ Волнение у школьника бьет через край? Ни в коем случае не давайте седативные препараты (элениум, тазепам и т.д.) «Успокаиваться» надо заранее: за 1-2 недели до экзаменов попить настойки из трав - пустырника, валерианы, боярышника, пиона пассифлоры либо отвары, настои из них. Настойки принимают от 20 капель до чайной ложки, а отвары и настои - по 1/3 стакана (заваривайте из расчета столовая ложка сухой травы на стакан кипятка) 2-3 раза в день после еды. А вот накануне или перед самым экзаменом ничего успокаивающего пить не стоит: можно спровоцировать сонливость, заторможенность. А на экзамен, сами понимаете, требуется приходить собранным и активным. Пересмотрите питание. Оно не должно содержать много стимуляторов (кофе, чая, колы, сахара, красного мяса). Полезно попить травяные чаи. КАК НАЙТИ НУЖНУЮ «ТОЧКУ» Подготовка к испытаниям пойдет веселее, если научиться приемам точечного массажа. Бывает, засидевшись за учебником, ребенок незаметно для себя начинает теребить мочку уха. Не призывайте его к порядку, требуя прекратить это занятие. Чисто интуитивно юный интеллектуал обнаружил хорошо известную иглорефлексотерапевтам . точку, помогающую избавиться, от умственной усталости. Она распо-ложена в центре мочек ушей. Энергично разминая их большим и указательным пальцами от 30 секунд до минуты несколько раз на протяжении занятий, можно сохранить голову ясной и набрать неплохие баллы на экзамене. Чтобы быстрее сосредоточиться, активизировать память и внимание, в течение того же времени нужно несколько раз резко и отрывисто надавить подушечкой указательного пальца на так называемую точку «инь-тан», которая находится на переносице по центру между бровями. А если одновременно между подушечками большого и среднего пальцев той же руки воздействовать на точки у внутренних углов глаз, значительно уменьшится и зрительное напряжение. Кроме того, в таких случаях полезно быстро и с некоторым усилием нажать на точку «бай-хуэй», которая расположена в теменной ямке посередине линии, соединяющей верхние части ушных раковин. В период подготовки к экзаменам каждое утро давайте школьни-. ку по 1-2 драже (0,05 г.) аскорбиновой кислоты - она обладает свойством вызывать прилив сил и улучшать умственную работоспособность, ее по праву называют витамином бодрости. Лучше усаживаться за учебники утром - с 10 до 12 часов - и с 16 ' до 18 часов. В этот период внимание и память находятся «на высоте». ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПРИСТУПЕ ПАНИКИ И БЕСПОКОЙСТВА Научите ребенка: вдыхать очень глубоко и довольно быстро через нос, а выдыхать очень медленно через рот, выдыхая в два раза дольше, чем вдыхая. Если это повторить десять раз, вы ощутите эффект успокоения. Если есть возможность, нужно выпить раствор бикарбоната натрия (питьевой соды), что даст такой же эффект. Радость общения с экзаменаторами приходится испытывать школьникам, абитуриентам, студентам, да и многим специалистам - вполне взрослым людям. И практически каждому знакомо состояние героев второй части известного фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Демонстрируется фрагмент фильма «Наваждение». Ведущий. Экзамен... Вряд ли, наверное, найдется человек, который искренне сможет повторить слова одного из героев фильма «Наваждение»: «Экзамен для меня - всегда праздник!». Выпускные экзамены в школе и первая встреча с экзаменаторами, вычисление на семейном совете «счастливого» экзаменационного платья. И если из школы тебя, как ни упирайся, выпустят, то вступительные экзамены... Даже те, кто прошел этот кошмар пять, десять, тридцать лет назад, до сих пор вспоминают его с ужасом. Заразительная паника среди абитуриентов, нервная обстановка в семье, суровые преподаватели, которые, как тебе кажется, задают вопросы исключительно «на засыпку». А дальше - новая учеба. Первая сессия. Конец декабря, рождественские праздники, каникулы у школьников. А у студентов - не только приятные хлопоты и покупка подарков к Новому году и Рождеству, но и бессонные ночи над конспектами и учебниками. Даже для тех, кто сдает экзамен не впервые, это стрессовая ситуация, которую надо с честью преодолеть. А так ли все страшно на самом деле? Есть две главные проблемы. Первая - это знания. Но знания - дело наживное, надо всего лишь... заниматься. А вторая - неумение сдавать экзамены, неумение показать себя. Со временем каждый вырабатывает свою тактику подготовки и сдачи экзаменов. Конечно, не обходится здесь и без советов опытных товарищей, встречавшихся с экзаменаторами уже неоднократно. Тем не менее есть смысл взглянуть на проблему еще один раз и ответить на вопрос: «А действительно ли я делаю то, что следует делать?», т. е. проверить себя и в итоге усовершенствовать стиль своей работы. Поможет сделать это разработанный более 20 лет назад и успешно применяемый метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК). Суть метода состоит в разработке и использовании пособия, содержащего совершенно конкретные рекомендации по определенным видам деятельности, в частности по успешной сдаче экзаменов. Рекомендации, которые мы вам сегодня дадим, являются обобщением коллективного опыта большого числа абитуриентов, студентов, преподавателей и членов приемных комиссий учебных заведений. Ваша работа сегодня будет заключаться в анализе степени выполнения рекомендаций, выявлении при помощи самооценок факторов, сказывающихся на эффективности деятельности, изменении стиля работы. Порядок работы следующий. Каждому из вас выдано пособие, представляющее собой таблицу, в первой графе которой приведены конкретные рекомендации. Рекомендации имеют порядковые номера. Во второй графе нужно выставить оценку важности данной рекомендации лично для вас. Этими советами пользовались большое количество людей и получали от этого пользу. Тем не менее опыт не может быть использован безоговорочно и полностью, так как он приобретался в условиях, которые могут чем-то отличаться от условий вашей деятельности. Поэтому вполне возможно, что некоторые рекомендации покажутся вам несущественными. Не смущайтесь. Поставьте им низкий балл и не применяйте сегодня, но задумайтесь над тем, почему их рекомендовали в пособии. В третьей графе поставьте оценку, отражающую, насколько хорошо вы следуете данной рекомендации на практике. Мы, к сожалению, не всегда старательно исполняем то, что следует. Оценки выставляются по обычной пятибалльной системе. Критериями оценок могут быть такие соображения: очень полезно - «5»; полезно - «4»; затрудняюсь с оценкой - «3»; малополезно - «2»; бесполезно - «1». По ходу классного часа вы заполняете таблицу, к концу его она должна быть заполнена полностью. А вы сможете сделать для себя определенные выводы. Но об этом позже. Конечно, каждый желает, чтобы экзамен не превратился для него в игру, в которой один знает, но молчит, а другой не знает, но говорит. Что же для этого нужно делать? Во-первых, учиться. Это, несомненно, даст вам преимущества во время экзаменов. При подготовке к ним вам останется просто освежить в памяти уже изученное. Во-вторых, правильно организовать свою работу по подготовке к экзаменам. Но быть умным недостаточно, надо, чтобы об этом догадывались другие. И если человек владеет материалом, помешать ему может только его собственный страх. Поэтому третье условие успеха - умение правильно вести себя во время экзамена, увлечь экзаменатора своим ответом и доказать, что вы действительно владеете тем предметом, который сдаете. Что касается первого условия - каждый может взять себя в руки и заставить заниматься. И если человек настроен соответственно, то в дополнительных рекомендациях просто нет необходимости. А вот чтобы сама подготовка к экзаменам была эффективной, неплохо последовать следующим советам. Итак, начинаем работать с пособием МАСТАК. По каждой рекомендации вы даете оценку ее важности для вас и степени выполнения ее лично вами. Пособие «Мастак». Рекомендация 1 За предыдущие годы учебы у вас уже накопился опыт подготовки и сдачи экзаменов. Не нарушайте его и сейчас. Рекомендация 2. Чтобы наиболее эффективно использовать время, от- водимое на подготовку к экзаменам, полезно заранее составить план своей работы. Продуктивно человек может заниматься до 8-10 часов в сутки. Исходя из этого, определите общий фонд времени в часах, из которого вычтите резервы на непредвиденные трудности (к примеру, процентов 10). Оставшееся время распределите на проработку и повторение материала. Через некоторое время проверьте правильность вашего планирования. Может оказаться, что темп занятий оказался не тем, появились неучтенные потери времени или его запасы. Внесите поправки. Пусть такое планирование послужит для вас примером экономии времени при любой работе. Рекомендация 3. Желательно заставить себя просыпаться пораньше и посвящать утренние часы учебе. Ученые утверждают, что легче всего отчаянно сопротивляющиеся мозги воспринимают информацию с 7 до 12 часов и с 14 до 17 - 18. Так, что утреннее время лучше использовать на самые сложные дела. Исключение делается только для закоренелых и неисправимых «сов» - они достигают наибольших успехов поздно вечером и ночью. Рекомендация 4. Для хорошего усвоения материала желательно повторить его не менее 4 раз. Но это не значит прочитать его многократно. Каждое повторение должно отличаться:
Таким образом, каждый раз повторяется все меньшая часть материала. Рекомендация 5. Подход, при котором «на счастье» тщательно изучается лишь часть вопросов, а на остальные не обращается внимание, ни в коем случае нельзя считать эффективным. Вероятность выигрыша ничтожно мала. Необходимо усвоить закон: если не знаешь хотя бы один ответ из ста, обязательно попадется именно он. А потому даже при острейшем дефиците времени по каждому вопросу нужно знать по крайней мере его основные положения и понятия. Рекомендация 6. Подготовьте себя морально к необходимости запоминания важного для вас материала. Известен педагогический эксперимент, когда 12 студентам было предложено выучить наизусть большое стихотворное произведение, а тринадцатому - принять у них зачет. После зачета тринадцатого попросили рассказать текст, который он прослушал дюжину раз. И он не смог этого сделать! У него не было установки на запоминание. Внушите себе необходимость усвоения материала, и эта установка сократит время на запоминание. Рекомендация 7. В трудное предэкзаменационное время нужно особенно позаботиться о поддержании своей работоспособности. Поэтому надо не уменьшать, а увеличивать приблизительно на 1 час сон по сравнению с обычной его продолжительностью. Когда вы не выспались, на изучение того же материала вы тратите значительно больше времени. Попробуйте использовать так называемый дробный сон, т. е. 3/4 обычного времени для сна использовать ночью, а 1/4-днем. Благодаря этому появляются как бы два «утра» и увеличивается продолжительность эффективной работы. Рекомендация 8. Желательно утром, до начала подготовки, и в середине дня 30 - 40 минут бывать на свежем воздухе. Прекрасно, если вы пробежитесь при этом. Прогулка быстрым шагом тоже подойдет. Используйте регулярные физкультурные минутки. Тем более когда-то надо начинать заботиться о своем здоровье. Если последовать этим советам, то время высокой работоспособности растягивается до 12-13 часов. Рекомендация 9. Далеко не последнюю роль в процессе запоминания и усвоения информации играет грамотное питание. > 1-й участник классного часа. Научно доказано, что концентрация внимания, память, хорошее настроение - совсем не случайность. Все это вполне достижимо с помощью... еды. Дело в том, что хотя мозг человека и составляет всего 2-3 процента от общей массы тела, он очень любит покушать. Представьте себе, что 20 процентов калорий, потребляемых нами в день, «съедает» именно он. Соответственно рацион определяет и умственные способности. Одни продукты стимулируют работоспособность, другие - быстроту мышления, третьи - концентрацию.
И, наконец, непосредственно собираясь утром на экзамен, позавтракайте запеченной рыбой и чашкой кофе с шоколадкой вприкуску. |
Исследование в школах Москвы. Установлены два основных способа повторений перед экзаменами Об обеспечении требований пожарной безопасности в Кузнецовской средней общеобразовательной школе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: создание единого воспитательного педагогического поля перед выпускными экзаменами; в форме школьного попурри показать родителям... | ||
Классный час для учащихся 9-го класса «Основные вопросы проведения... Информировать учащихся о формах проведения экзаменов, числе экзаменов по выбору и обязательных экзаменов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Она: Сегодняшний праздник, – это своего рода старт перед экзаменами. А экзамены являются итогом нашей всей учебы. Но это впереди.... | ||
Инструкция для участника экзамена, зачитываемая организатором перед началом экзамена Вам раздали экзаменационные материалы: экзаменационные задания, бланки ответов (для экзаменов по математике, русскому и английскому... | Программа для вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности... Ставлена на основе программ экзаменов кандидатского минимума, разработанных экспертным советом Высшей аттестационной комиссии по... | ||
Критическое мышление для экзаменов Письменный перевод со словарем с иностранного языка на русский оригинального текста по специальности объемом 1500 печатных знаков.... | Характеристика музея Помогать учащимся в подготовке к проведению бесед в классах, учить их выступать перед школьной аудиторией | ||
«свободное время» (2010) 52 Х 15 мин В программе перед телезрителями предстает яркая палитра самых новых и необычных способов интересно провести свободное время. Хронометраж:... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перед объяснением нового материала перед учащимися ставится проблемный вопрос: Почему война 1812 года является Отечественной? Поставленный... | ||
Положение о формах проведения экзаменов по выбору выпускников 9 классов Р 93 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине Иностранный язык (английский): метод рекомендации... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перед началом вступительных экзаменов абитуриент имеет возможность проконсультироваться с членами приемной предметной комиссии в... | Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное... Экзаменационная комиссия формируется для организации и проведения вступительных экзаменов в аспирантуру и кандидатских экзаменов... | ||
Регламент проведения экзаменов в форме компьютерного тестирования в рамках этапа фэпо-11 Фоминых С. Г., Скальский С. В. Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса заочного отделения фармацевтического... | Литература по данной теме, тексты для анализа (Приложение 3) На уроке используются знания, полученные при изучении не только биологии, но и географии, истории, философии, литературы. Перед проведением... |