Скачать 269.37 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ивановский государственный химико-технологический университет» Институт управления финансов и информационных систем Кафедра управления и экономико-математического моделирования Утверждаю: проректор по УР _______________ В.В. Рыбкин « » 2011 г. Рабочая учебная программа дисциплины Управление персоналом Направление подготовки 210100 – Электроника и наноэлектроника Квалификация (степень) Бакалавр Форма обучения очная Иваново, 2011
Цель изучаемой дисциплины является формирование у студентов теоретических и практических навыков в области кадрового менеджмента и умение управлять персоналом организаций различных форм собственности в современной рыночной экономике.
Дисциплина «Управление персоналом» относится к базовым дисциплинам профиля и взаимодействует с учебными курсами как Менеджмент и маркетинг. Для успешного усвоения дисциплины студент должен знать: - основные термины и понятия дисциплины, методики развития управления персоналом (УП) и способы принятия управленческих решений на основе анализа управления человеческими ресурсами. - технические и программные средства реализации информационных технологий, используемых в УП; - законодательно - правовые акты и документы. уметь: - использовать полученные знания в области управления персоналом (УП) для принятия управленческих решений в области планирования, найма, набора, отбора персонала; - применять методы, способы, направления и проведения анализа в УП -применять системный подход к развитию УП; - давать оценку исполнения обязанностей работника в системе УП; - работать в качестве пользователя персонального компьютера, использовать внешние носители информации для обмена данными, работать с программными средствами общего назначения. владеть: - методами системного анализа в области развития УП; - моделью УП в соответствии с моделью управления организацией; - методами планирования УП и приемом обоснованных управленческих решений при работе с человеческими ресурсами для эффективной деятельности предприятия. Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении следующих дисциплин: -Менеджмент и маркетинг 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины - способностью владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: основной инструментарий УП, проведение системного анализа, современные тенденции развития управления персоналом, методы планирования, найма, отбора человеческих ресурсов, применяемые на практике, методы оценки работников, также законодательные документы. Уметь: выбирать модель УП, определять, факторы, влияющие на УП, давать оценку человеческим качествам, навыкам, способностям, различать, что такое управление персоналом и управление человеческими ресурсами. Владеть: умениями и навыками УП предприятия, поиском информации по полученному заданию и выбором инструментальных средств для обработки данных, необходимых для принятия управленческих решений в области управления персоналом. 4. Структура дисциплины Управление персоналом Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Модуль 1. Введение Проблемы управления предприятием в условиях современной рыночной экономики. Понятие «управление персоналом» (УП) и «управление человеческими ресурсами» (УЧР). Отличие понятия УП от понятия «управление человеческими ресурсами». Роль и место УП в менеджменте. Модуль 2. Специфика управления персоналом Основная цель и задачи УП. Модель управления организацией и развитие концепции управления персоналом в соответствии с данной моделью. Основные направления деятельности по УП. Особенности УП. Модуль3. Модель управления персоналом в организации Внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность УП. Основные факторы подразделения по УП. Критерии организационной эффективности подразделения по УП. Уровни управления персоналом. Структура кадровой службы. Взаимодействие подразделения УП с другими структурными подразделениями организации. Модуль 4. Анализ работы Сущность и цель анализа работы. Понятие «анализ работы». Связь анализа работы с другими направлениями по УП. Стадии анализа работы. Методы анализа работы, описание работы и её основные правила. Разработка должностной инструкции. Модуль 5. Планирование персонала Понятие «планирования персонала». Факторы, влияющие на данное планирование. Методы планирования персонала. Этапы планирования персонала. Распределение ответственности при планировании персонала. Модуль 6. Найм на работу Понятие «вербовка», «прием», «набор», «отбор» персонала. Факторы, влияющие на найм. Найм как переговоры. Процесс и этапы найма. Виды поиска и источники рабочей силы. Модуль 7. Методы набора и отбора персонала Внешние и внутренние методы по набору персонала. Критерии отбора работников. Методы отбора работников (тестирование; собеседование; интервью; проверка отзывов и рекомендаций; экспертная оценка; социально-психологический аспект). Модуль 8 . Интеграция нового работника Сущность и задачи интеграции нового работника в организацию. Информация об организации, подразделении, рабочем месте. Адаптация нового работника. Модуль 9. Оценка исполнения своих обязанностей работниками организации Понятие «оценка персонала». Факторы, влияющие на оценку выполнения работниками своих обязанностей - цели и направления данной оценки. Критерии оценки для работников. Системы оценки. Методы оценок. Оценочное собеседование. Результаты проведения оценки работников. Модуль10. Развитие персонала Понятие «развитие персонала», его сущность. Развитие персонала как капиталовложение. Системный подход к развитию персонала. Методы обучения и развития персонала. Модуль 11. Инновации в управлении персоналом на предприятии. Ориентация в работе на инновации. Управление творчеством коллектива. Фирменная культура. Подготовка специалистов для рынка. .5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум не предусматривается 7. Практические занятия Модуль 2. Практические занятия -изучить основные цели и задачи; -исследовать модель управления организацией и определить направления развития концепции УП; -изучить особенности УП. Примечание: выполняется работа по созданию модели организации в соответствии с УП. Модуль 3. Практические занятия -изучить внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность УП; -выявить критерии эффективности подразделений УП; -определить уровни подразделений УП. Примечание: составление разных моделей построения кадровой службы и определение их эффективности (условно на предприятиях различных форм собственности). Модуль 4. Практические занятия - определить понятие « анализ работы» и выявить этапы анализа; - изучить методы проведения анализа и его основные правила. - изучить должностные инструкции. Примечание: выполняется работа по разработке должностных инструкций. Модуль 5. Практические занятия - изучить методы планирования персонала; - изучить этапы планирования персонала; - изучить каким образом и на кого ложится ответственность при планировании персонала. Примечание: выполнение работы по планированию персонала и составляется график ответственности. Модуль 6. Практические занятия -изучить понятие «вербовка», «прием», «набор», «отбор» персонала; - определить факторы, влияющие на найм рабочей силы; - изучить процесс и этапы найма; - исследовать источники формирования рабочей силы. Примечание: составить схему источников формирования персонала и определить пути найма на предприятиях различной формы собственности. Модуль 7. Практические занятия - определить методы по набору персонала; - изучить методику отбора персонала; - изучить критерии отбора персонала и уметь применять их на практике. Примечание: составление тестов для тестирования; проведения собеседования; интервью; проверка отзывов и рекомендаций. Модуль 8. Практические занятия - изучить задачи интеграции нового работника в организацию; - изучить рабочее место работника. Примечание: подготовить материал, определяющий адаптацию нового работника, работника переходящего с одного места на другое в рамках одной организации. Модуль 9. Практические занятия. – изучить системы оценки персонала; - определить методы оценок персонала; - изучить критерии оценки для работников. Примечание: определить критерии оценки для категорий работников, рассчитать эффективность деятельности каждой категории; составить текст собеседования и дать ему оценку. Модуль 10. Практические занятия - изучить системный подход к развитию персонала; - определить инструменты развития персонала; Примечание: рассчитать инвестиции, вкладываемые в персонал предприятия, сделать вывод. Модуль 11. Практические занятия - изучить направления в работе на инновации; -исследовать управление творчеством коллектива; - определить пути и методы подготовки специалистов для рынка. Примечание: решение задач. 8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) Курсовые проекты или работы данной дисциплине не планируются 9. Образовательные технологии и методические рекомендации по организации изучения дисциплины Чтение лекций по данной дисциплине проводится с использованием мультимедийных презентаций. Презентация позволяет преподавателю четко структурировать материал лекции, экономить время, затрачиваемое на рисование на доске схем, написание формул и других сложных объектов, что дает возможность увеличить объем излагаемого материала. Электронная презентация позволяет отобразить экономические процессы в динамике, что позволяет улучшить восприятие материала. Студентам предоставляется возможность копирования презентаций для самоподготовки и подготовки к экзамену. Поскольку лекции читаются для одной группы студентов (20 – 25 чел.) непосредственно в аудитории контролируется усвоение материала основной массой студентов путем тестирования по отдельным модулям дисциплины. При работе в малоконтингентной группе, сформированной из достаточно успешных студентов, целесообразно использовать диалоговую форму ведения лекций с использованием элементов практических занятий, постановкой и решением проблемных задач и т.д. В рамках лекционных занятий можно заслушать и обсудить подготовленные студентами рефераты. При проведении практических занятий преподавателю рекомендуется не менее 1 часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельное решение задач. Практические занятия целесообразно строить следующим образом:
Для проведения занятий необходимо иметь большой банк заданий и задач для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности. В зависимости от дисциплины или от ее раздела можно использовать два пути:
По результатам самостоятельного решения ситуаций (задач) следует выставлять по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум - 10 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на каждом занятии каждому студенту поставить по крайней мере две оценки. По материалам модуля или раздела целесообразно выдавать студенту домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу или модулю подвести итоги его изучения (например, провести контрольную работу в целом по модулю), обсудить оценки каждого студента, выдать дополнительные задания тем студентам, которые хотят повысить оценку за текущую работу. При проведении практикума необходимо создать условия для максимально самостоятельного выполнения аудиторных работ. Поэтому при проведении таких занятий преподавателю рекомендуется:
Любая аудиторная работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретацию экспериментальных данных. При этом часть работ может не носить обязательный характер, а выполняться в рамках самостоятельной работы по курсу. В ряд работ целесообразно включить разделы с дополнительными элементами научных исследований, которые потребуют углубленной самостоятельной проработки теоретического материала. При организации внеаудиторной самостоятельной работы по данной дисциплине преподавателю рекомендуется использовать следующие ее формы:
10. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Всего по текущей работе студент может набрать 50 баллов, в том числе: Практические работы -22 балла; - контрольные работы по каждому модулю – всего 20 баллов; - домашнее задание или реферат – 8 баллов. Зачет проставляется автоматически, если студент набрал по текущей работе не менее 26 баллов. Минимальное количество баллов по каждому из видов текущей работы составляет половину от максимального. Для самостоятельной работы используются задания и задачи, приведенные в перечисленных ниже в учебных пособиях (п.11 рабочей программы) Примерные темы рефератов: 1.Развитие управления работниками организации. 2.Модели управления организацией. 3.Модель управления УП в организации. 4.Роль и место УП в менеджменте. 5.Права подразделения по УП. 6.Анализ работы. 7.Планирование персонала. 8.Набор: сущность, пути, этапы, модели. 9.Отбор: сущность, критерии, методы. 10. Внешние и внутренние источники рабочей силы. 11.Вакантные места и методы набора кандидатов на рабочие места. 12.Котракт и заключение его с работником. 13. Интеграция нового работника. 14. Адаптация нового работника. 15.Система оценок исполнения обязанностей работника. 16.Системный подход к развитию персонала. 17. Инструменты развития персонала. 18. Мотивация и развитие персонала. 19.Ориентация на инновации. 20. Фирменная культура. 21. Управление жизнедеятельностью человека труда. 22.Мотивы и стимулы организации труда в условиях рынка. 2. Комплект контрольно-измерительных материалов для текущего, промежуточного и итогового контроля Контроль знаний студентов на всех этапах осуществляется путем компьютерного тестирования. Комплект тестовых заданий по дисциплине состоит из 16 заданий – в основном закрытого типа, выдаваемый каждому студенту, включает 20 заданий и генерируется с помощью специальной программы. Время проведения тестирования рассчитывается исходя из одной минуты на одно задание. Примеры контрольных тестов по дисциплине приведен ниже. Варианты тестовых заданий для контроля учебных достижений студентов 1. Управление человеческими ресурсами - это: -деятельность, выполняемая на предприятии; - персонал на предприятии; -особый подход к управлению людьми в компании. 2. Модели управления организацией – это: - организационные; - экономические; - социальные. 3.Какие уровни потребностей выделены Маслоу: - высший; - низший: - высший и низший. 4.Программа управления персоналом не включает: - набор персонала; - образ мышления и склонности; - структурный состав рабочей силы. 5. Направление работы с человеческими ресурсами включает: - развитие; - оплата и стимулирование работника; - конкурентоспособность работника. 6. Какие качества необходимы человеку как важнейшему элементу модели УП: - способности; - эмоции; - знания. 7. Какие элементы необходимы для эффективной работы фирмы: - задачи и стратегия их выполнения; - организационная структура; - удовлетворенность работника 8. Что не относится к функциям подразделения по УП? - участие в разработке и реализации целей и политики организации в области УП; - улучшение качественного состава персонала организации; - обеспечение фирмы высококвалифицированными и заинтересованными работниками. 9. Какие вопросы курирует директор по персоналу на современном этапе? - трудовое законодательство; - этику поведения работника; - учит управленцев и работников пользоваться УП – услугами. 10.Какой уровень управления не соответствует уровню управления персонала? - институциональный; - индивидуально- психологический; - организационный. Итоговый зачет по дисциплине проводится в две ступени: Письменный зачет, который проводится по вопросам, приводимым ниже. Билет включает четыре вопроса из приводимого ниже перечня. Ответ на первые два вопроса оцениваются по 16 баллов, третий - 10, четвертый – 8. Студент на письменном зачете может набрать до 50 баллов. ВОПРОСЫ к итоговой аттестации по дисциплине Управление персоналом
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература: 1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 544 с. 2. АдаирДэк. Эффективная мотивация. - М.: ЭКСМО, 2003. - 256 с. 3. Адаме Б. Эффективное управление персоналом. - М.: ACT: Аст-рель, 2006. - 362 с. 4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2001. 5. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. -СПб.: Питер, 2004.-831 с. 6. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. - М.: Инфра-М, 2002. 7. Бабосов Е.М. Прикладная социология. - Мн.: Тетрасистемс, 2001. -496 с. 8. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. - М.: Мастерство, 2002. -224 с. 9. БарбаковаКГ, Барбаков О.М., ГавринА.С, Костко Н.А. Искусство управления городом. - Курган: Зауралье, 2005. - 272 с. 10. Беленко П. Хедхантинг - Принципы и технологии. - СПб.: Питер, 2006. -192 с. 11. Белоцерковский О.М., Быстрой Г.П., Цибульский В.Р. Экономическая синергетика. Вопросы устойчивости. - Новосибирск: Наука, 2006.-116 с. 12. Белящий Н.П., Велесько С.Е. Управление персоналом. - Мн.: Экоперспектива, 2002. - 320 с. 13. БирманЛ.А. Управленческие решения. - М.: Дело, 2004. - 207 с. 14. Блинов А. О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом. - М.: Гелан, 2001. - 411 с. 15. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. - М.: ПерСЭ,2001.-511с. 16. Веснин В. Р. Технологии работы с персоналом и деловыми партнерами. - М.: ТДЭТиТ, 2002. - 592 с. б) дополнительная литература: 1. Веснин В.Р. Менеджмент персонала. - М.: Элит, 2000. - 472 с. 2. Галкина Т.П. Социология управления: от группы до команды. -М.: Финансы и статистика, 2004. - 224 с. 3. Глазов М. и др. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента. - СПб.: Андреевский издательский дом, 2007. - 252 с. 4. ДаянцД., Романова Н. Управление персоналом на горных предприятиях. - М.: Изд-во Моск. гос. горного ун-та, 2007. - 304 с. 5. Донцов А.И., Дубовская Е.М., Жуков Ю.М. Группа-коллектив-команда. Модели группового развития // Социальная психология в современном мире / под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 335 с. 6. Дятлов В. А., Кибанов А.Я., Одегов Ю.Г., Пихало В. Т. Управление персоналом. - М.: Академия, 2000. - 736 с. 7. Дятлов В.А. Актуальные вопросы управления персоналом. -М.: Изд-во ГАНиГ им. И.М. Губкина, 2000. - 578 с. 8. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности. - Н. Новгород: НИМБ, 2003. - 320 с. 9. Егоршин А.П., Филимонова С.Г. Карьера одаренного менеджера. - М.: Университетская книга; Логос, 2007. - 408 с. 10. Егоршин А. П. Управление персоналом. - 4-е изд. - Н. Новгород: НИМБ, в) программное обеспечение
- тренировочные и контрольные тесты по дисциплине; - текст лекций с контрольными вопросами для самопроверки; г) базы данных, информационно-справочные и поисковые систем: Internet - ресурсы 12. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Практические занятия проводятся в дисплейном классе кафедры (10 ПЭВМ типа Pentium). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки . Автор (Кузнецова И.Д.) Заведующий кафедрой (Ильченко А.Н.) Рецензент (ы) (подпись, ФИО) Программа одобрена на заседании научно-методического совета факультета ИУФИС ИГХТУ от «_____» ________ 201__ года, протокол № ____. Председатель НМС _______________ ( ) |
Тематика рефератОВ ... | Информационный бюллетень правового отдела гу мвд россии по Самарской... Нормативные правовые акты президента российской федерации, правительства российской федерации и иные нормативные правовые акты | ||
Методические рекомендации по выполнению рефератов по дисциплине «История... Федерации правовые нормативные акты; материалы судебной и арбитражной практики; правовые акты иностранных государств; отечественные... | Пояснительная записка. 1 Нормативные акты и учебно-методические документы,... Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа | ||
Пояснительная записка. 1 Нормативные акты и учебно-методические документы,... Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа | Лекции Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность организации | ||
Пояснительная записка Нормативные правовые документы, на основании... Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа | Формируем портфолио Портфолио документов — необходимые для работы медицинского работника государственные и локальные нормативно-правовые документы, а... | ||
Рефератов по дисциплине «правоведение» Источники права, их виды. Нормативные правовые акты. Основные стадии законодательного процесса | 1. Литература Нормативные правовые акты Примерная методическая разработка проведения занятия в системе огп с офицерами (расширенный план-конспект) | ||
Программа развития маоу «уватская сош» Нормативно-правовые документы | 1. Пояснительная записка 1 Нормативно-правовые документы Формы сотрудничества с семьей | ||
А. П. Пуртова «О развитии сферы туризма в Республике Марий Эл» С целью обеспечения функционирования отрасли на федеральном уровне действуют следующие основные нормативно-правовые акты | Утверждена Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа | ||
Правовые документы Правовых документов как сложного, самостоятельного функционального понятийного ряда | «Основы страхования» Организационно-правовые документы страховой компании, формирующие страховые отношения 5 |