Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «метрология, стандартизация и сертификация»





Скачать 268.45 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «метрология, стандартизация и сертификация»
Дата публикации02.03.2016
Размер268.45 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс


Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»
Институт математики и информатики

Кафедра информационных систем и технологий

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»

По направлению 230400.62 «Информационные системы и технологии»

Профиль подготовки – «Информационные технологии в образовании»

Квалификация (степень) – «Бакалавр информационных систем и технологий»

Форма обучения - очная.

Курс 3.

Семестр 6.

Москва

2013
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 230400 Информационные системы и технологии (квалификация (степень) "бакалавр").
Автор: Доцент кафедры информационных систем и технологий Института математики и информатики МГПУ, к.т.н., доцент Скородумов Б.И.
Рецензенты:

Доцент кафедры прикладной информатики Института математики и информатики МГПУ, к.т.н., доцент Офицеров В.П.
Заведующий кафедрой прикладной информатики Института математики и информатики МГПУ, к.т.н., доцент Симонов В.Л.

Программа одобрена на заседании кафедры информационных систем и технологий (протокол №___от «__»________2013 г.)

Заведующий кафедрой

информационных систем и технологий, к.т.н. В.Л.Симонов


ЧАСТЬ I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» связана с получением теоретических знаний и практических навыков в области метрологии, стандартизации и сертификации для дальнейшего использования в рамках выбранной образовательной программы.

Задачи дисциплины:

- формирование представления о роли и месте высококачественных информационных технологий в информационном обществе;

- формирование представления о видовом составе и областях эффективного применения высококачественных информационных технологий;

- овладение общими методами использования информационных технологий для контроля и измерения результатов обучения, внеучебной, научно-исследовательской деятельности учебных заведений;

- идентификация вопросов, связанных с метрологией, стандартизацией и сертификацией, как структуру в мировой системе информационного общества, где от 3 до 9% валового национального продукта передовых индустриальных стран приходится на метрологию, измерения и сертификацию;

- развитие стандартизации в качестве основных норм при совершенствовании вопросов управления обучением и производством, повышения качества всех видов продукции и услуг;

- ознакомление с состоянием процесса измерений, стандартизации и сертификации в России и за рубежом;

- ознакомление с перспективами развития отечественных и зарубежных решений по метрологии, стандартизации и сертификацией.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Место дисциплины в учебном процессе: 3 курс (6 семестр) по очной форме обучения. Изучение предусмотрено в вариативной части цикла профессиональных дисциплин Б3.В.ОД.3. Изучение данной дисциплины базируется на успешно усвоенных понятиях дисциплин «Информатика», «Концепции современного естествознания», «Математический анализ», предшествующих данной дисциплине.
Общая трудоемкость по дисциплине в соответствии с ФГОС: 3 зачетных единиц, 108 часа.

Количество аудиторных часов: 51, из них 17 - лекционные занятия, и 34 - лабораторные работы. Количество часов для самостоятельной работы: 57.

Отчетность по дисциплине: зачет в шестом семестре.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Для успешного изучения данной дисциплины студенты должны обладать следующими знаниями и компетенциями:

знание школьного курса «Информатика», «Информатика и программирование» (1 семестр).
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:

  • готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

  • способность проводить сбор, анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования (ПК-23);

  • способность участвовать в постановке и проведении экспериментальных исследований (ПК-24);

  • способность обосновывать правильность выбранной модели, сопоставляя результаты экспериментальных данных и полученных решений (ПК-25);

  • готовность использовать математические методы обработки, анализа и синтеза результатов профессиональных исследований (ПК-26).



В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • сущность стандартизации;

  • содержание стандартизации;

  • правовые основы стандартизации;

  • приоритеты международной стандартизации;

  • сущность сертификации;

  • содержание сертификации;

  • перспективные задачи сертификации;

  • сущность метрологии;

  • содержание метрологии;

  • основные международные нормативные документы по метрологии.


уметь:

  • работать с общероссийскими классификаторами;

  • различать знаки соответствия для маркировки товаров, подлежащих обязательной сертификации;

  • использовать основные международные нормативные документы по метрологии.


владеть:

  • навыками поиска государственных стандартов и нормативных документов по заданной тематике;

  • навыками работы с текстами государственных стандартов и нормативных документов по заданной тематике.



быть компетентным:

в области применения метрологии, стандартизации и сертификации информационных технологий в условиях перехода к информационному обществу.

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (В ЧАСАХ И ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ)


Виды учебной работы

В часах (зач.ед)

Трудоемкость по ФГОС (зачетные единицы),

в том числе:

108 (3 з.е.)

самостоятельная работа

57

в аудитории, из них:

51

лекции

17

лабораторные работы

30

зачет

4



5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ РАЗДЕЛОВ
Раздел 1. Метрология

Тема 1. Основные понятия и определения метрологии

Определение метрологии, содержание её разделов. Физические величины, единицы физических величин. Сущность понятий: измерение, единство измерений, точность измерений. Истинное и действительное значение измеряемой величины. Погрешность измерений. Средства измерений (СИ). Класс точности СИ.

Тема 2. Методы измерений и оценки их погрешностей

Оценка погрешностей прямых и косвенных измерений методом наихудшего случая и статистическим методом. Доверительная вероятность и доверительный интервал. Правила записи результатов измерений.

Тема 3. Технические средства измерений

Аналоговые электромеханические приборы. Электронные вольтметры. Электронно-лучевой осциллограф. Цифровые приборы. Принцип действия, структурные схемы, основные характеристики.

Раздел 2. Стандартизация и сертификация

Тема 1. Стандартизация

Стандартизация и качество: цели, принципы и методы. Виды стандартов, органы по стандартизации. Правовые основы стандартизации; международная организация по стандартизации (ИСО); основные положения государственной системы стандартизации (ГСС); научная база стандартизации.

Тема 1. Сертификация

Сертификация: цели, принципы и формы подтверждения соответствия. Роль сертификации в повышении качества продукции и ее развитие на международном, региональном и национальном уровнях. Правила и порядок проведения сертификации.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература:

  1. Федеральный закон от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

  2. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

  3. Сергеев А. Г. Метрология. Стандартизация. Сертификация: учебник для вузов /А. Г. Сергеев, В. В. Терегеря. — М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2010. — 821 с

4. Метрология, стандартизация и сертификация : учеб. для вузов / Ю. В. Димов. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб. : Питер, 2010. - 464 с. : ил. - (Учебник для вузов). - Библиогр.: с. 461-463
б) дополнительная литература:

  1. В.Я. Белобрагин Качество. Введение в науку по управлению качеством. — М.: Издатель: РИА "Стандарты и качество", учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2013.

  2. Артемьев Б.Г.  Метрология и метрологическое обеспечение. — М.: Издатель:ФГУП«Стандартинформ» 2010.

  3. Цапко Е.А. Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие/ Е.А.Цапко, М.М.Чухланцева, Н.М. Степаненко; Томский политехнический университет (ТПУ). — Томск: Изд-во ТПУ, 2009. — 172 с.
    в)Интернет-ресурсы и журналы:




  1. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). http://www.gost.ru/wps/portal/pages/main

  2. База ГОСТов РФ. http://www. gostexpert.ru

  3. Библиотека ГОСТов и нормативных документов. http://www. libgost.ru

  4. www.citforum.ru

  5. www.olap.ru

Журналы:

  1. «Стандарты и качество»

  2. "Мир ПК";

  3. "Компьютер-Пресс";

  4. "PC-Magazine";

  5. "PC-Week";

г) программное обеспечение современных информационных - коммуникационных технологий:

Microsoft Office, Internet Explorer, Front Page, MS Access, BPWin

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для проведения лекционных занятий требуется аудитория на курс, оборудованная интерактивной доской, мультимедийным проектором с экраном.

Для проведения лабораторных работ требуется специализированный компьютерный класс с установленными на ПЭВМ программным обеспечением: OC Windows, Microsoft Office, Internet Explorer, MS Access, а также с электроизмерительным оборудованием (измерители параметров электрических цепей, осциллографы и т.п.).

ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ




Тема

Общая трудоемкость

Самостоятельная работа

Лекции

Практ. занятия

Лаборат. работы

Всего аудиторных



Тема 1. Основные понятия и определения метрологии

24

14

4




6

10



Тема 2. Методы измерений и оценки их погрешностей

24

14

4




6

10



Тема 3. Технические средства измерений

24

14

4




6

10



Тема 4. Стандартизация

18

8

4




5

9



Тема 5. Сертификация

18

8

4




5

9



Форма отчетности:

Зачет













4

7.

Всего по курсу:

108 (3 з.е.)

57

20




30

51


Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины


Темы, разделы (модули)

дисциплины

Количество часов

компетенции

компетенции

ОК-1

ПК-23

ПК-24

ПК-25

ПК-26

Основные понятия и определения метрологии

9

Х

Х







Х

Методы измерений и оценки их погрешностей

13

Х

Х

Х

Х

Х

Технические средства измерений

13

Х

Х

Х

Х




Стандартизация

15

Х

Х










Сертификация

7

Х

Х












ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Методические рекомендации по выполнению заданий

В процессе выполнения работы студент осваивает как отдельные элементы, так и интегрированные вопросы учебной дисциплины. Для этого он выполняет следующие шаги:

  • изучает задание;

  • решает задачу с использованием измерительных приборов и офисных средств автоматизации, таких как элек­тронная таблица, текстовый и графический процессоры;

  • разрабатывает меню, схему работы системы, схему данных, схему взаимодействия программ для своей задачи средствами графического процессора;

  • разрабатывает краткий отчёт о проделанной работе посредством текстового процессора или средствами презентационной графики;

- используя Web-технологии, включает в отчёт ссылки на внешние источники (Web-страницы, адреса электронной почты, другие файлы с необходимой информацией);

-оформляет отчёт с использованием ГОСТ;

-на базе отчета подготавливает и делает доклад, с учетом рекомендаций по выполнению доклада при защите выпускных итоговых работ.
Структура и содержание отчёта
Отчет состоит из следующих разделов:

1.Введение

Во введении указываются цель работы (из описания заданий в лабораторных работах) и задачи достижения поставленной цели, используемые приборы и средства ИТ.

2. Постановка задач

Формулируется постановка задачи своего варианта задания, где даются виды вход­ного и выходного документов, формулы расчёта показателей выходного документа.

3. Решение задач

Приводятся: результаты измерений, вычислений, меню, схема данных, схема работы системы, схема взаимодействия приборов или программ. Графический материал при этом оформляется в соответ­ствии с ГОСТ.
Содержание лабораторных работ
Лабораторная работа 1.

Тема: Создание рабочей схемы и проведение электроизмерений средствами электромагнитных приборов (СЭП).

Цель: изучить технические средства СЭП и провести электроизмерения с оформлением отчета, представленного в форме доклада.

План:

1. Изучить технические средства СЭП и провести электроизмерения.

2. Разработать отчет и представить его в форме доклада.

Формы текущего контроля знаний – отчет и доклад по лабораторной работе.
Лабораторная работа 2.

Тема: Создание рабочей схемы и проведение электроизмерений средствами цифровых приборов (СЦП).

Цель: изучить технические средства СЦП и провести электроизмерения с оформлением отчета, представленного в форме доклада.

План:

1. Изучить технические средства СЦП и провести электроизмерения.

2. Разработать отчет и представить его в форме доклада.

Формы текущего контроля знаний – отчет и доклад по лабораторной работе.

Лабораторная работа 3.

Тема: Использование интернет-технологий для проведения дистанционных электроизмерений средствами цифровых приборов (СЦП).
Цель: Отработка навыков проведения дистанционных электроизмерений средствами цифровых приборов и обработка результатов с помощью MS Excel.

Ход работы:

  1. Согласовать с ведущим преподавателем допустимые величины погрешностей измерений.

  2. Выбрать необходимые приборы и схему измерений.

  3. Провести дистанционные электроизмерения, используя средства интернет-технологий для передачи и обработки результатов.

  4. Выполнить доклад из предложенных выше результатов дистанционных электроизмерений.

Формы текущего контроля знаний – рабочий доклад по результатам.
Лабораторная работа 4.

Тема: Использование методов оценки погрешностей измерений.
Цель: Приобретение навыков по расчету погрешностей измерений.

Ход работы:

  1. Согласовать с ведущим преподавателем допустимые величины погрешностей измерений.

  2. Выбрать необходимые формулы расчетов погрешностей измерений.

  3. Произвести электроизмерения, используя средства интернет-технологий для обработки результатов.

  4. Подготовить доклад из предложенных выше результатов электроизмерений.

Формы текущего контроля знаний – рабочий доклад по результатам.
Лабораторная работа 5.

Тема: Технические средства измерений.

Цель: Приобретение навыков по правильному выбору средства измерений для конкретных измерительных задач.

Ход работы:

  1. Создать базу параметров средств измерений для конкретных измерительных задач.

  2. Выбрать необходимые средства электроизмерений для конкретных измерительных задач, используя интернет-технологии для учета погрешностей измерений.

  3. Подготовить доклад из предложенных выше результатов выбора средств электроизмерений.

Формы текущего контроля знаний – рабочий доклад по результатам.
Лабораторная работа 6.

Тема: Использование интернет-технологий для создания базы стандартов проведения электроизмерений средствами современных приборов.
Цель: Отработка навыков сбора и обработки актуальной информации при проведении точных электроизмерений с малыми погрешностями.

Ход работы:

  1. Согласовать с ведущим преподавателем допустимые величины погрешностей измерений.

  2. Выбрать необходимые стандарты, используя интернет-технологии для создания базы стандартов.

  3. Выполнить доклад, используя собранные материалы.

Формы текущего контроля знаний – рабочий доклад по результатам.


2.2. ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Типовые задания самостоятельной работы



Раздел 1.Метрология
Тема: «Основные понятия и определения метрологии»

Задание 1 «Расчет абсолютной и относительной погрешностей измерений».

Задание 2 «Расчет погрешности взаимодействия вольтметров и амперметров при измерении сигналов постоянного тока».

Задание 3 «Расчет методической погрешности измерений».
Тема: «Методы оценки погрешности измерений»

Задание 1 «Расчет предельных погрешностей прямых измерений с однократными наблюдениями».

Задание 2 «Расчет вероятной погрешности прямых измерений с однократными наблюдениями».

Задание 3 «Расчет погрешностей косвенных измерений».

Примеры контрольных работ

Контрольная работа №1


(Погрешности измерений и средств измерений)


Вариант 1



1.Определите интервал возможных значений погрешности взаимодействия для прибора, включенного в приведенную ниже схему, если известно, что: R1 = 2 кОм, R2 = 1 кОм, R3 = 1 кОм, RV > 15 кОм; UV = 200 мВ.



2.Случайная погрешность измерения напряжения распределена по закону равномерной плотности и имеет математическое ожидание, равное нулю. Вероятность того, что значение погрешности превысит 1,8 мкВ, равна 0,2.

Определите дисперсию погрешности.

Вариант 2



1.Определите интервал возможных значений погрешности взаимодействия для прибора, включенного в приведенную ниже схему, если известно, что: R1 = 100 Ом; R2 = 200 Ом; R3 = 100 Ом; RV >10 кОм; UV = 100 В.



2.Случайная погрешность измерения напряжения распределена по закону равномерной плотности. Значения математического ожидания и дисперсии погрешности равны соответственно 9 мВ и 27 мВ2.

Определите вероятность того, что погрешность не превысит по модулю 6 мВ.

Вариант 3


1.Определите интервал возможных значений погрешности взаимодействия для прибора, включенного в приведенную ниже схему, если известно, что: R1 = 500 Ом, R2 = 300 Ом, R3 = 200 Ом, RA < 5 Ом; IA = 100 мA.


2.Случайная погрешность измерения напряжения распределена по закону равномерной плотности. Нижняя граница интервала распределения имеет нулевое значение. Среднеквадратическое значение равняется 3,5 мкВ.

Определите вероятность того, что погрешность не выйдет за пределы интервала [6…15] мкВ.

Контрольная работа №2


(Оценивание погрешностей прямых и косвенных измерений с однократными наблюдениями)

Вариант 1



К выходу источника напряжения подключен вольтметр, показание которого U = 10,00 В. Измерение выполняется при температуре окружающей среды Т = 25 оС.

Характеристики источника напряжения: форма напряжения — синусоидальная, частота f = 1500 Гц, выходное сопротивление Rи  1 Ом.

Характеристики вольтметра: класс точности 0,2; диапазон показаний — (0…15) В; нормальная область значений температуры — (20  2) оС; рабочая область значений температуры — (10…35) оС; нормальная область значений частоты — (45…1000) Гц; рабочая область значений частоты — (20…2000) Гц; RV = 200 Ом; CV не нормируется (т.е. входное сопротивление вольтметра в диапазоне рабочих частот можно считать чисто активным).

Полагая, что погрешность отсчитывания пренебрежимо мала, представить результат измерения в виде двух доверительных интервалов для доверительной вероятности, равной 1 и 0,95.

Вариант 2

К выходу источника постоянного тока с внутренним сопротивлением Rи = 5 Ом подключен амперметр, показание которого a = 50,5 дел. (отсчет выполнен с округлением до 1/2 дел.). Измерение выполняется при температуре окружающей среды Т = 10 оС.


Характеристики амперметра: класс точности 0,5; диапазон показаний — (0…2)А; шкала содержит 100 делений; нормальная область значений температуры — (20  5) оС; рабочая область значений температуры — (10…35) оС; RА = (0,100  0,050) Ом.

Представить результат измерения в виде двух доверительных интервалов для доверительной вероятности, равной 0,99.

Вариант 3




Необходимое электрическое сопротивление цепи в ряде случаев приходится создавать тем или иным соединением двух и более стандартных резисторов.

Пусть имеются два резистора, R1 и R2, со следующими номинальными значениями сопротивления и пределами допускаемого относительного отклонения реального сопротивления от номинального: R1 = 1 кОм, R2 = 3 кОм, R1п = 0,2 %, R2п = 1,0 %.

Определите номинальные значения эквивалентных сопротивлений Rпос и Rпар, соответствующих последовательному и параллельному соединениям резисторов R1 и R2, и пределы допускаемых относительных отклонений реальных эквивалентных сопротивлений от Rпос и Rпар.


  1. 3. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ



1. Предмет метрологии. Физические величины. Единицы физических величин. Измерительная информация.

2. Измерение, понятия истинного и действительного значений измеряемой величины, виды и методы измерений.

3. Погрешности измерений, их классификация.

4. Средства измерений, их виды. Погрешности средств измерений, их классификация.

5. Нормируемые метрологические характеристики средств измерений (СИ), Понятие класса точности СИ, обозначение классов точности.

6. Общая характеристика аналоговых электроизмерительных приборов, условные обозначения систем приборов. Выпрямительные приборы, свойства.

7. Магнитоэлектрический измерительный механизм, магнитоэлектрические измерительные приборы, свойства.

8. Электромагнитный измерительный механизм, электромагнитные измерительные приборы, свойства.

9. Электродинамический измерительный механизм, электродинамические измерительные приборы, свойства.

10. Усилители электронных вольтметров, схемы, характеристики.

11. Преобразователи переменного напряжения в постоянное для электронных вольтметров (детекторы), схемы, свойства.

12. Структурные схемы и характеристики электронных вольтметров.

13. Структурная схема и принцип работы электронно-лучевого осциллографа (ЭЛО).

14. ЭЛО: устройство электронно-лучевой трубки.

15. ЭЛО: измерение мгновенных значений напряжений, погрешности измерений.

16. ЭЛО: измерение интервалов времени осциллографом, погрешности измерений.

17. ЭЛО: измерение частоты и сдвига фаз осциллографом, погрешности измерений.

18. ЭЛО: генератор развертывающего напряжения, виды развертки, синхронизация.

19. Цифровые измерительные приборы (ЦИП), основные понятия и определения. Цифровой код; методы преобразования непрерывных величин в код.

20. Обобщенная схема ЦИП. Классификация, основные характеристики ЦИП, принципы построения мультиметров.

21. Обработка прямых измерений. Требования к записи результата измерений.

22. Обработка косвенных измерений. Требования к записи результата измерений.

23. Цели, принципы и методы стандартизации. Виды стандартов, органы стандартизации.

24. Сертификация; цели, принципы и формы подтверждения соответствия.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ


Наименование

дисциплины / курса

Уровень образования


Статус дисциплины

в рабочем учебном плане

Количество зачетных единиц

Форма отчетности

Курс, семестр

Метрология, стандартизация и сертификация

Бакалавриат

Б.3.


3 в шестом семестре)

Зачет

3 курс,





Смежные дисциплины по учебному плану (бакалавриат):

«Информатик», «Информационные технологии», «Основы программирования»


ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ

(проверка «остаточных» знаний по смежным дисциплинам)

Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов












































Итого:










БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ (3 семестр)

(проверка знаний и умений по дисциплине)


Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов




Посещение занятий



Контроль посещения

Аудиторная

5

15

Лабораторная работа №1

Учебная работа

Аудиторная

2

5

Лабораторная работа №2

Учебная работа

Аудиторная

2

5

Лабораторная работа №3

Учебная работа

Аудиторная

2

5

Лабораторная работа №4

Учебная работа

Аудиторная

2

5

Лабораторная работа №5

Учебная работа

Аудиторная

2

5

Лабораторная работа №6

Учебная работа

Аудиторная

2

5

Зачет

Зачет

Аудиторная

10

20


Итого:

27

60

Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Публикация статьи в интернет-журнале по проблематике ИТ


Учебная работа

Внеаудиторная

3

5

Подготовка доклада на конференцию по проблематике ИТ


Учебная работа

Внеаудиторная

4

10

Итого максимум:

7

15

Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 15 баллов

Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: устное собеседование с преподавателем по проблемам лекционного курса и практических занятий, обязательное выполнение всех лабораторных работ, обязательное выполнение задания из дополнительного модуля (по выбору преподавателя), представление конспектов лекций.

Форма промежуточной аттестации: наличие полностью выполненных трех лабораторных работ.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «метрология, стандартизация и сертификация» iconРабочая программа учебной дисциплины «Управление, сертификация и...
«Управление, сертификация и инноватика, ч метрология, Стандартизация и сертификация»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «метрология, стандартизация и сертификация» iconРабочая программа дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»
«Метрология, стандартизация и сертификация» по специальности 230101. 65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «метрология, стандартизация и сертификация» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Стандартизация метрология, и сертификация»
Специальность 080401. 65 «Товароведение и экспертиза товаров» (по областям применения)
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «метрология, стандартизация и сертификация» iconРабочая программа Учебной дисциплины оп. 10 Метрология, стандартизация...
Рабочая программа учебной дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация является частью основной профессиональной образовательной...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «метрология, стандартизация и сертификация» iconРабочая программа по дисциплине «стандартизация, метрология и сертификация»
Программа курса по дисциплине Стандартизация, метрология и сертификация составлена в соответствии с требованиями основной образовательной...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «метрология, стандартизация и сертификация» iconПрограмма по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
Учебная программа по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» разработана в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «метрология, стандартизация и сертификация» iconРабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры математики...
Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» по учебному плану относится к спецкурсу, изучаемому студентами 5-го курса...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «метрология, стандартизация и сертификация» iconРабочая программа учебной дисциплины «метрология, стандартизация и сертификация»
Профили подготовки: Компьютерные технологии управления в робототехнике и мехатронике
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «метрология, стандартизация и сертификация» iconПрограмма учебной дисциплины метрология, стандартизация и сертификация 2014 г
Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо по специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «метрология, стандартизация и сертификация» iconПрограмма дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «метрология, стандартизация и сертификация» iconПрограмма учебной дисциплины «метрология, стандартизация и сертификация»
Целью изучения дисциплины является подготовка студентов к производственно-технической деятельности, направленной на обеспечение качества...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «метрология, стандартизация и сертификация» iconПрограмма учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»
Поэтому главной задачей дисциплины является изучение новейших основ теории и практики измерений. Также задачи дисциплины состоят...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «метрология, стандартизация и сертификация» iconРеферат по отдельным темам
Целями и задачами изучения дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» являются
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «метрология, стандартизация и сертификация» iconРабочая программа учебной дисциплины метрология, стандартизация,...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «метрология, стандартизация и сертификация» iconРабочая программа учебной дисциплины стандартизация, метрология,...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «метрология, стандартизация и сертификация» iconРабочая программа учебной дисциплины стандартизация, метрология,...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск