Оао «Концерн «цнии «электроприбор», Санкт-Петербург





НазваниеОао «Концерн «цнии «электроприбор», Санкт-Петербург
Дата публикации07.03.2016
Размер81.1 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
УДК 621.398.694.4
А. С. РАСКИН, И.В. ВЕНЕДИКТОВ

(ОАО «Концерн «ЦНИИ «ЭЛЕКТРОПРИБОР», Санкт-Петербург)
бесконтактнЫЙ измерителЬ линейной скорости наземного подвижного объекта
В докладе рассматриваются преимущества ультразвукового бесконтактного измерителя линейной скорости, работающего относительно подстилающей поверхности. Уникальность измерителя обусловлена низкой стоимостью и низкой погрешностью выработки значений продольной и поперечной составляющих линейной скорости, а также наличием встроенной системы очистки чувствительных элементов.
Введение

В настоящее время наземные транспортные средства преимущественно укомплектовываются измерителями скорости – спидометрами, вырабатывающими скорость движения по оборотам вала. Данное обстоятельство приводит к значительным (порядка 10%) погрешностям измерения скорости у такого рода измерителей. Основными причинами возникновения погрешностей являются: различный диаметр колёс, изношенность шин, изношенность механических частей спидометра, погрешность передачи данных. Использование GPS систем для выработки скорости также не обеспечивает возможности качественного и точного измерения скорости во всех условиях эксплуатации наземных подвижных объектов.

Спидометры с бесконтактными чувствительными элементами, работающие по эхо-сигналу, отраженному от подстилающей поверхности (асфальт, грунт и т.п.), в отличие от обычных (традиционных) спидометров являются более точными. Бесконтактные спидометры имеют погрешность на уровне 0.5%, которая не зависит от подвижных частей наземных подвижных объектов, от диаметра колес, степени изношенности шин. В отличие от лазерных, микроволновых и оптических измерителей ультразвуковые датчики более «грязеустойчивы», т.к. не имеют легко загрязняемых оптических элементов (линз, зеркал и т.д.) или микроволновых антенн.

Предлагаемый доклад посвящен решению задачи измерения продольной и поперечной составляющих линейной скорости движения наземного подвижного объекта относительно подстилающей поверхности с помощью бесконтактных ультразвуковых датчиков с погрешностью определения составляющих скорости не более 0.5%.

Бесконтактный измеритель
Постановка задачи
Целью работы является разработка бесконтактного ультразвукового измерителя, работающего относительно подстилающей поверхности, производящего измерение продольной и поперечной составляющих скорости с погрешностью не более 0.5%, имеющего встроенную систему очистки чувствительных элементов.
Аналоги бесконтактного измерителя
Представлены аналоги бесконтактного измерителя, которые обладают высокой стоимостью и используются преимущественно для испытаний наземных подвижных объектов.

Среди зарубежных бесконтактных измерителей скорости следует выделить бесконтактные датчики скорости производства фирмы «CORRSYS-DATRON» (Германия):

  • Correvit LF II (Оптический)

    • Диапазон измеряемых скоростей: 0,3 ... 250 км/ч;

    • Относительная погрешность измерения скорости: менее 0,5%;

    • Рабочая дистанция: 200 ±70 мм;

    • Выходные интерфейсы: CAN (Motorola/Intel) 2.0B, USB (Full Speed) 1.1, RS-232C ;

    • Стоимость около 15272 €.

  • Microstar II (Микроволновый)

    • Диапазон измеряемых скоростей 0,5 ... 400 км/ч;

    • Относительная погрешность измерения скорости: менее 0,5%;

    • Рабочая дистанция: 300 ... 1200 мм;

    • Выходной интерфейс: RS-232;

    • Стоимость около 9791 €.

Среди российских бесконтактных измерителей скорости следует выделить бесконтактные датчики скорости производства фирмы «ООО «СЕНСОРИКА-М»:

  • ИСД-3 (Оптический)

    • Диапазон измеряемых скоростей: 0,5 ... 250 км/ч;

    • Относительная погрешность измерения скорости: менее 0,2%;

    • Рабочая дистанция: 100 …400 мм;

    • Стоимость около 185 000 рублей.



  • LMS-200 (Лазерный доплеровский)

    • Диапазон измеряемых скоростей: 0,03 … 30 м/с;

    • Относительная погрешность измерения скорости: менее 0,15%;

    • Рабочая дистанция: 200 ±50 мм;

    • Стоимость около 200 000 рублей.


Актуальность
Актуальность разработки заключается в возможности использования бесконтактного измерителя для повышения скорости реагирования систем курсовой устойчивости, в возможности использования измерителя в навигационных системах счисления пути, а также в качестве штатного измерителя скорости.
Принцип работы измерителя
Принцип работы измерителя основан на эффекте Доплера.

Поэтапно работу измерителя можно расписать следующим образом:

  • Производится излучение акустического сигнала под определенным углом к подстилающей поверхности. Сигнал частично отражается и частично рассеивается обратно (см. рис. 1);

  • Обратно рассеянный сигнал (эхо-сигнал) поступает в приемник;

  • Эхо-сигнал проходит фильтр высоких частот;

  • Сигнал усиливается двумя инструментальными усилителями;

  • Сигнал преобразуется в цифровой вид с помощью аналого-цифрового преобразователя;

  • Цифровой сигнал передается по 14-разрядной шине на программируемую логическую интегральную схему, где происходит его обработка;

  • Производится выдача информации о значениях составляющих линейной скорости, угле сноса и пройденном расстоянии наземного подвижного объекта по интерфейсам RS-232, CAN.



Рис. 1. Излучение и обратное рассеяние акустического сигнала
Структура измерителя
Измеритель состоит из двух блоков «приемник-передатчик», установленных на днище наземного подвижного объекта и блока выработки скорости, находящегося на наземном подвижном объекте (структурная схема измерителя приведена на рис.2).

Блок выработки скорости решает задачу преобразования сигналов от чувствительных элементов (ультразвуковые приемопередатчики) в готовые выходные параметры и выдает их потребителям информации по интерфейсам CAN и RS-232.

Блок выработки скорости состоит из:

  1. Блока согласования, который содержит в себе схемы передающего и приемного трактов, вспомогательные устройства для вычислителя, а также схему «ультразвуковой очистки чувствительных элементов».

  2. Блока питания, предназначенного для обеспечения электропитания измерителя, содержит в себе стабилизаторы напряжения, гальванические развязки.

  3. Вычислителя, который реализует алгоритм обработки информации о доплеровских сдвигах частот, полученных с каждого приемника, и преобразования этой информации в значения продольной и поперечной составляющих скорости наземных подвижных объектов в связанной системе координат.

Выходными параметрами измерителя являются:

  1. Продольная составляющая линейной скорости наземного подвижного объекта относительно подстилающей поверхности;

  2. Поперечная составляющая линейной скорости наземного подвижного объекта относительно подстилающей поверхности;

  3. Угол сноса наземного подвижного объекта;

  4. Пройденное расстояние наземного подвижного объекта.



Рис. 2. Структура бесконтактного измерителя
Основные формулы и расчеты
Приведены основные математические и геометрические соотношения для определения линейной скорости наземного подвижного объекта на основе данных о принятых частотах на 2 приемниках (см. рис.3).

Рис. 3. Математические и геометрические соотношения
Использование модифицированной двухлучевой двухсторонней схемы для измерения скорости позволяет компенсировать погрешность, связанную с изменением угла прихода акустического сигнала [1]. Так как схема развернута относительно центра наземного подвижного объекта на 45°, это позволяет измерять поперечную составляющую скорости. Блоки «приемник-передатчик» расположены под углом 30° к вертикали наземного подвижного объекта; при таком наклоне блоков доплеровское смещение составляет примерно 70% от рабочей частоты [2].

Схема блока выработки скорости
Электрическая схема блока выработки скорости (примерная структура блока выработки скорости изображена на рис. 4) содержит:

  1. Схемы передающих трактов (на каждый блок «приемник-передатчик»);

  2. Схемы приемных трактов (на каждый блок «приемник-передатчик»);

  3. Блок «ультразвуковой очистки»;

  4. Блок питания;

  5. Вычислитель.




Рис. 4. Структурная схема блока выработки скорости
Слева на рисунке 4 показаны приемники и передатчики. Пунктиром отмечены функциональные элементы передающего, приемного трактов, блока «ультразвуковой очистки» и структура вычислителя (обозначено «ПЛИС»).

Расчетная мощность блока выработки скорости составила примерно 1,9 Вт.
Заключение

В работе приведены результаты разработки бесконтактного ультразвукового измерителя линейной скорости наземного подвижного объекта, основанного на эффекте Доплера.

Выполнено макетирование приемного и передающего трактов. Произведено сравнение характеристик измерителя с аналогами, указаны достоинства и недостатки разрабатываемого измерителя. Разработана структура измерителя. Разработана электрическая принципиальная схема.

В дальнейшем планируется:

  1. Провести моделирование работы измерителя с учетом температурной погрешности (влияет на скорость звука, а следовательно, и на измерение составляющих скорости), с учетом шероховатости подстилающей поверхности, с учетом «сдувания характеристик направленности» приемников, с учетом вибрации наземного подвижного объекта.

  2. Разработать конструкции блоков «приемник-передатчик» и кронштейны для их крепления на днище наземного подвижного объекта.

  3. Разработать системное и прикладное программное обеспечение для вычислителя блока выработки скорости измерителя.

  4. Провести натурные испытания измерителя и выполнить калибровку измерителя по их результатам.


Работа проводится при поддержке ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», а также при поддержке ООО «Дипольные структуры» в рамках конкурса «У.М.Н.И.К.» (Договор № У-2012-2/3).

Литература


  1. Виноградов, К.А. Абсолютные и относительные лаги // К.А. Виноградов, В.Н. Кошкарев, Б.А. Осюхин, А.А. Хребтов. – Л.: Судостроение, 1990. – 264 с.

  2. Мартынюк, А.П. Некоторые аспекты измерения скорости доплеровским лагом на малых глубинах // Гідроакустичний журнал (Проблеми, методи та засоби досліджень Світового океану): Зб. наук. пр. — Запоріжжя: НТЦ ПАС НАН України, 2006. — № 3. — С. 84-88. — Бібліогр.: 6 назв. — рос.



Текст доклада согласован с научным руководителем.
Соколов Анатолий Игоревич,

ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор»,

кандидат технических наук
Подпись __________________________

 Научный руководитель к.т.н., начальник отдела 020, Соколов Анатолий Игоревич


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оао «Концерн «цнии «электроприбор», Санкт-Петербург iconОао «Концерн «цнии «Электроприбор», именуемое в дальнейшем

Оао «Концерн «цнии «электроприбор», Санкт-Петербург iconПрограмма школы-семинара III этап XIV конференции молодых ученых...
Лысенко А. С. (Оао «Концерн «цнии «Электроприбор», С. Петербург) Разработка алгоритмов идеальной работы и режимов автокомпенсации...
Оао «Концерн «цнии «электроприбор», Санкт-Петербург iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Лопота виталий Александрович, член-корреспондент ран, д т н., проф., Гнц РФ цнии робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург,...
Оао «Концерн «цнии «электроприбор», Санкт-Петербург iconНовые поступления 2 Сельское хозяйство 2 Общие вопросы сельского хозяйства 2
Агрофизический научно-исследовательский институт (Санкт-Петербург). Материалы координационного совещания Агрофизического института,...
Оао «Концерн «цнии «электроприбор», Санкт-Петербург iconСпециальная /коррекционная/ общеобразовательная школа (VII вида)...
Субъект Российской Федерации Санкт-Петербург, в лице Комитета по Образованию Санкт-Петербурга. Место нахождения Учредитель -1: 190000,...
Оао «Концерн «цнии «электроприбор», Санкт-Петербург iconПатентам и товарным знакам (19)
Степанов о. А. Применение теории нелинейной фильтрации в задачах обработки навигационной информации. Спб.: Гнц РФ цнии «Электроприбор»,...
Оао «Концерн «цнии «электроприбор», Санкт-Петербург iconЭкскурсионные туры в карелию
Санкт- петербург приозерск – ладожское озеро валаам – сортавала – парк «рускеала» олонец александро-свирский монастырь старая ладога...
Оао «Концерн «цнии «электроприбор», Санкт-Петербург iconDhl открывает новое сервисное отделение в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург, 20 марта 2008 г
Санкт-Петербург, 20 марта 2008 г. Компания dhl, мировой лидер в области экспресс-доставки и логистики, расширяет свое присутствие...
Оао «Концерн «цнии «электроприбор», Санкт-Петербург iconМетодическое пособие для врачей Санкт-Петербург 2007
В. Г. Беспалов, д м н., старший научный сотрудник, руководитель группы химиопрофилактики рака фгу "нии онкологии им. Н. Н. Петрова...
Оао «Концерн «цнии «электроприбор», Санкт-Петербург iconПротокол общественных слушаний по предварительному варианту материалов...
Место проведения: Смоленская область, г. Рославль, пл. Ленина, д. 1 «А». Городской Дом культуры
Оао «Концерн «цнии «электроприбор», Санкт-Петербург iconXiii санкт-петербургская международная конференция по интегрированным навигационным системам
Приглашаем Вас принять участие в работе XIII санкт-Петербургской международной конференции по интегрированным навигационным системам,...
Оао «Концерн «цнии «электроприбор», Санкт-Петербург iconРеферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое...
Актуальность темы. Санкт-Петербург один из основных смысловых образов русской культуры. Это город-программа, город-концепция, имеющий...
Оао «Концерн «цнии «электроприбор», Санкт-Петербург iconМихаил Веллер Самовар «Самовар»: Объединенный капитал; Санкт Петербург; 1997 Аннотация
«Производственно-техническое объединение «Агропромсервис» имеют право 206 лиц, обладающие 16 232 голосами (в соответствии с данными...
Оао «Концерн «цнии «электроприбор», Санкт-Петербург iconПатентам и товарным знакам (19)
Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербургский гту (цпи), С. В. Козыреву
Оао «Концерн «цнии «электроприбор», Санкт-Петербург iconРеальное и виртуальноЕ в медиапространстве современности
Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург, Россия
Оао «Концерн «цнии «электроприбор», Санкт-Петербург iconЗа 2011 год Санкт-Петербург 2011г
Показатели административных правонарушений по районам Санкт-Петербурга в 2010 году 47


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск