Самостоятельная работа высшая форма самообучения 11





Скачать 236.48 Kb.
НазваниеСамостоятельная работа высшая форма самообучения 11
Дата публикации22.11.2017
Размер236.48 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Информатика > Самостоятельная работа

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение


«Лицей №6»

Ланец Валентина Феногентовна,

Учитель информатики 1 категории




г. Качканар

2007 г.

Содержание





Министерство общего и профессионального образования 1

Свердловской области 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение 1

1

Ланец Валентина Феногентовна, 1

Учитель информатики 1 категории 1

г. Качканар 1

2007 г. 1

Содержание 2

Самовоспитание личности 3

Образование человека есть путешествие 4

Основные факторы развития человека 8

Источники самообразования 9

Самостоятельная работа - высшая форма самообучения 11

Основные требования к самостоятельной работе 11

Деятельностный характер самостоятельной работы 13

Организация и самоорганизация работы 13

Обучение самостоятельной работе 15

Сопоставительные характеристики видов внеурочной работы 17

Программа обучения самостоятельной работе 19

Самообразование 20

Литература 22


Самовоспитание личности



Природа очень много дала человеку, но породила слабым. Чтобы сделать его сильным, вполне самостоятельным, надо еще много потрудиться. Прежде всего обеспечить физическое развитие, т.е. прогрессивные изменения его роста, веса, пропорций тела, накопление мышечной силы и т.д. В свою очередь, физическое и физиологическое развитие лежит в основе психического развития. Постоянно усложняются и углубляются процессы отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности интересы, ценностные ориентации и т.д. Социальное развитие человека состоит в постепенном вхождении его в общество – в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества.

Развитие характеризует движение человеческого организма в единстве его телесных и духовных начал. В этом конечная цель (самоцель) человеческого бытия на Земле. Развить природой данные возможности и полнее реализовать их – вот цель.

Как время не стоит на месте, так и человек должен совершенствоваться, осваивать новые глубины и широты. В наш век, век информации, очень важно уметь распоряжаться этими масштабными информационными ресурсами, жить и работать в сплошном потоке новой информации. В этой ситуации учитель уже не является единственным носителем знания, есть более емкие и более серьезные источники информации. Перед каждым человеком стоит задача: иметь возможность не утонуть в сплошном информационном потоке, научить ориентироваться и передвигаться в нем.

.Процесс самовоспитания, самосовершенствования в индивидуальном развитии личности неизбежно, закономерно начинается в период подросткового возраста. Именно в этом возрасте у человека обостряется внимание к своему духовному миру, начинается стремление и активизируются поиски возможностей к самовыражению и к самоутверждению, появляется особый интерес к самопознанию. Собственно, начинается бурный процесс самовоспитания, который охватывает все сферы духовной жизни личности. Это накладывает печать на отношение подростка к другим людям и к себе самому. Учеба, чтение, труд, дружба, самообразование, отношение к родителям, учителям, сверстникам - все протекает под влиянием этого процесса.

Начавшись в подростковом периоде развития личности, процесс самовоспитания, по-видимому, не у каждого человека достигает уровня высокого развития, становится систематическим. У некоторых он остается на всю жизнь на стадии, по терминологии психологов, «ситуативного самовоспитания». Без самовоспитания невозможно становление личности.

Стремление человека к самовоспитанию порождается общественной жизнью, воспитанием, собственной деятельностью индивида, а не какими- либо сверхъестественными силами. Но, сформировавшись в обществе, оно, независимо от того, как его происхождение понимают и объясняют люди, становится атрибутом сознательного отношения человека к самому себе.

Образование человека есть путешествие



Есть прекрасная даль, в которую мы все стремимся. Об этой прекрасной дали в тайне мечтает каждый человек, когда мы говорим о путешествии. Ах, если бы нам только знать, где эта даль и как найти к ней верную дорогу!

Такими легкими, такими обычными сделало для нас путешествия новое время. Равнодушно отправляемся мы в путешествие, безропотно даем себя возить. Чем скорее и приятнее, тем лучше. Путешествие становится все более простым движением в пространстве: отдаленное «там» становится близким «здесь», и наоборот. Так легко нам сидится в мчащемся «четырехместном автомобиле» или в купе для курящих скорого поезда и воображается нам, что мы «освеженными» и «отдохнувшими» вернулись в привычную круговерть мельницы жизни. Не утратили ли мы важный смысл путешествия, а заодно и дивное утешение в жизни? Способны ли мы путешествовать пешком, паломничать?

Путешествовать значит странствовать, меняться, становиться другим. Да, конечно, путешествие – это «движение»; но это движение должно иметь начало во внутреннем пространстве духа. Истинное путешествие, которое меняет и превращает, есть, прежде всего «переход в другую разновидность бытия», о котором говорил еще Аристотель.

Есть прекрасная даль, в которую все мы стремимся. Однако эта даль не так уж и далека: она начинается в нас самих. У кого нет ее внутри, тот не найдет ее и вовне, пусть он заездит свой «четырехместный автомобиль» до смерти и злоупотребит всеми поездами и пароходами мира. У кого, однако, внутри есть эта прекрасная даль и кто знает о ней, то непременно возьмет ее с собой в путешествие!

И вот путешествие свершилось, а путешественник счастлив и утешен. Так путешествие становится изменением и превращением, духовным обновлением. Нам открывается возможность иного, желание иного и разрешением иного. Путешествие становится «возвращением в родной дом», проникновением в собственные, свободные глубины, странствием, паломничеством; и мир расцвечивается перед нами тысячами прекрасных образов…

Есть прекрасная даль и ее мы должны достичь в нас самих. Тогда мы достигнем ее и в мире земном, и в мире ином: ведь однажды все мы отправимся в вечное путешествие. И мы должны подготовиться к этому последнему путешествию, как к возвращению в родной дом, в прекрасную даль…

Образование человека - это путешествие в стране духа, в мире человеческой культуры, в течение которого деятельность человека приобретает всё более характер творческого призвания, а круг его общения последовательно расширяется, вбирая в себя не только все нынешнее поколение в его настоящей творческой борьбе, но и прошлое и даже будущее человечества. Общение с прошлым и общение с настоящим человечеством есть, таким образом, естественное условие образовательного странствия. Мимолетный разговор, случайная встреча, прочитанная книга, прослушанный концерт или лекция, театральное представление – все может стать значительным и глубоким событием в этом странствии человеческого духа. Поэтому дать сколько-нибудь полную теорию средств самообразования невозможно. Однако на некоторых из них, развившихся к нашему времени в обширные самостоятельные учреждения, следует остановиться подробнее. Таковыми в особенной степени являются в настоящее время являются библиотеки, музеи, высшие учебные заведения, журналы, выставки, лекции и доклады в научных профессиональных обществах – это духовные пути сообщения, облегчающие современному человеку его образовательное странствие. Из них библиотека и музей, будучи хранилищами того, что человеческий дух отложил в виде прочных кристаллов в процессе своей творческой деятельности, являются по преимуществу средствами общения с прошлым и настоящим, поскольку оно уже отстоялось в застывших и законченных формах. Напротив, журнал, доклады и лекции, отражают непрерывную текучесть творческого процесса, являются преимущественно средствами общения с настоящим в его порождающей все новые формы подвижности. Замечательно, что, за исключением высших учебных заведений, все эти установления не имели при своем возникновении образовательной цели. Библиотека и музей возникли из собраний книг и редкостных вещей при королевских и княжеских дворах. Журналы, научные и профессиональные общества – из естественной для всякой научной и практической деятельности потребности высказывания, общения и объединения интересов. С другой стороны, университеты и высшие технические школы, бывшие при своем возникновении по преимуществу учебными заведениями, все более и более приобрели характер очагов чистого и технического научного знания, имеющих самостоятельное научно-исследовательское значение и помимо своей первоначальной педагогической функции. Если последние, однако, никогда не утрачивали, а, напротив, все более развивали и совершенствовали свою образовательную деятельность, то библиотека и музей определенно приобретали все большее и большее образовательное значение, и притом именно в своей возрастающей роли духовных путей сообщения. Это значение их усиливалось по мере того, как они становились все более общедоступными, и существенная сторона развития современной библиотеки и музея, также как и современного университета, определяется именно этим неуклонно идущим вперед процессом раскрытия находившихся раньше под спудом духовных богатств, приближения накопленных и накапливаемых в библиотеках, музеях и очагах научного знания культурных благ к читателю, зрителю и слушателю.

Но ни книга, ни лекция, ни выставка или концерт не могут заменить журнала, отражающего движение мысли в соответствующей области теории и практики во всем многообразии борющихся здесь направлении и в самом процессе их только начинающейся еще кристаллизации. Большое место, которое в современном журнале отводится библиографии и хронике, только еще резче подчеркивает основную его задачу - примечать всякое новое явление в мире соответствующей ему профессии и специальности, дабы всякий работник в ней мог чувствовать себя находящимся в непрерывном общении с собратьями по призванию и, через это постоянно расширяющееся общение, удавливать основное творческое устремление своего поколения. Но для этого журнал, как бы ни был он специален, должен не замыкаться в тесном кругу своей специальности, но, исходя из специальных вопросов разрабатываемой им области, освещать, и родственные течения мысли в смежных областях науки и культуры. Правильно ведомый журнал не только не заменим для опытного путешественника в стране духа, но есть одно из наилучших средств самообразования и для новичка, лишь приступающего к странствию: ибо ничто не может лучше ввести в соответствующую область науки или искусства, теории или практики, как ознакомление с волнующими ее ныне вопросами, как зрелище еще только кристаллизующейся, не успевшей еще вполне остыть лавы творчества.

Основные факторы развития человека



Одними из основных душевных факторов развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение.

Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться. Конечно, внутри него нет специальных центров, организовывающих передачу и усвоение прошлого опыта. Но есть механизмы, помогающие приобретать знания, навыки, умения, отношения и совершать творческую деятельность самостоятельно, без помощи педагога. Как педагог определяет цели, содержание образования, так это делает и человек по отношению к самообразованию.

Самообразование – это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленный на собственное развитие.

Самообразование является мощным фактором, восполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

Самообучение является аналогом учению.

Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Здесь огромную роль играет внутренний душевный мир человека, не только сознание, его и бессознательный фактор, интуиция, умение учиться не только у учителя, но и у других людей, друзей, у природы и т.д.

О таком самообучении в народе говорят: «учиться у жизни». Самообучение основывается на потребности в знаниях.

В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его врожденную готовность и способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы – воспитание, образование, обучение – лишь условия, стимулы, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Мы говорим о человеке вообще, а не о личности учащегося. Это не случайно. Во-первых, воспитанию, образованию, обучению как внешним по отношению к любому из нас факторам, в известном смысле, «безразлично» на кого влиять: на человека, ставшего или еще не ставшего личностью, психически здорового или больного. Во-вторых, только с раскрытием понятий «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» можно говорить о личности. Степень их присутствия и определяет, насколько человек стал личность. И поднялся над своей биологической природой. В-третьих, понятие «человек» я употребляю широко, потому, что описываемые процессы происходят абсолютно у всех (подросток, юноша, будущий рабочий) независимо от возраста, пола, принадлежности к профессиональной группе. Все дело в их качестве, интенсивности, возможностях.

Источники самообразования













Человек - Книга - Человек






Человек - Техника - Человек













Самостоятельная работа - высшая форма самообучения



Самостоятельная работа обучающегося, рассматриваемая в общем контексте его самообучения, представляет собой высшую форму его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания; она может дифференцироваться в зависимости от источника управления, характера побуждения и др.

Основные требования к самостоятельной работе



Рассмотрим теперь специфику самостоятельной работы (в точном, деятельностном смысле этого слова) в сопоставлении с внешкольной (внешкольной, внеурочной, внеучебной, работой). Соотнесем ее определение с основными требованиями к организации внеклассной работы в обучении. Как известно, первое требование сводиться к тому, что внеклассная работа может только углублять, полученные учащимися на уроке, но не имеет основной целью сообщение новых знаний, умений и навыков. Вторым требованием является увлекательность самих форм, процесса и материала работы. Третье фиксирует необходимость межпредметных, междисциплинарных связей. Важными требованиями являются также добровольность и активность учащихся в этой работе, массовость как форма организации.

Если определить самостоятельную работу как высший специфический вид учебной деятельности учащихся, то можно выявить ее существенные особенности в сопоставлении с каждым из этих требований. Так, подлинно самостоятельная работа как самостоятельная учебная деятельность может возникнуть на основе «информационного вакуума». Он возникает, когда у обучающихся формируется потребность узнать, освоить что-то новое, неизвестное, нужное, важное для себя, а средств удовлетворения такой потребности в учебном процессе нет. Это, в свою очередь, предполагает необходимость направленной работы учителя на создание предпосылок возникновения у них такой потребности. (Например, учитель иностранного языка объявляет, что те, кто хотел бы самостоятельно, сверх программы изучать современный «молодежный» разговорный (английский) язык, могут пользоваться ее консультациями и имеющийся литературой.)

Другими словами, особенность понимаемой таким образом самостоятельной работы в отличии от «внеклассной», «домашней» как раз и состоит в том, что в ее основе всегда лежит новый для школьника материал, новые познавательные задачи. Второе из названых выше требований к внеклассной работы как специфического вида деятельности. Здесь увлекательным должно быть само овладение новым материалом, а не только и не столько форма организации, т.е. напряженный, целенаправленный, захватывающий учащегося в труд. Примером может служить самостоятельный разбор шахматных партий начинающим шахматистом. Конечно, нельзя рассчитывать на то, что такой самостоятельной работой будут заниматься все, но создание условий и предпосылок для заинтересованных в этом учеников есть проявление развивающего обучения в полном смысле слова.

Требования добровольности, активности участия школьников, равно как и целесообразности включения межпредметных связей, распространяется и на самостоятельную работу как вид учебной деятельности. Показательно, что требование массовости, предъявляемое к внеклассной работе, т.е. характер включенности учащихся, например, кружки, театры-студии и др., изменяется для самостоятельной работы. Оно заменяется предложением преимущественно индивидуальной работы школьника. По взаимной договоренности, по внутреннему согласию, желанию нескольких ребят такая работа может быть и коллективной, что повысит ее результативность и в предметном, и в личностном плане. Можно предполагать, что понимаемая таким образом самостоятельная работа – эта форма работы по индивидуальным планам, дополняющим, а потому расширяющим и углубляющим знания, получаемые школьником в классе и во внеклассное время подготовки к урокам.

Деятельностный характер самостоятельной работы



Самостоятельная работа школьников, рассматриваемая в целом как деятельность, представляет собой многостороннее, полифункциональное явление. Она имеет не только учебное, но и личностное и общественное значение. Являясь по общему признанию сложной и многозначной, самостоятельная работа терминологически точно не определена, хотя ее содержание однозначно интерпретируется всеми исследователями и практиками обучения в смысле целенаправленной, активной, относительно свободной деятельности обучающегося. В деятельностном определении самостоятельная работа – это организуемая самим школьником в милу его внутренних познавательных мотивов, в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность на основе внешкольного опосредованного системного управления ею со стороны учителя 9обучающей программы, дисплейной техники).

Организация и самоорганизация работы



Первый вопрос – умеют ли школьники в своем большинстве самостоятельно работать? Как показывают материалы многих исследований, ответ на этот вопрос в целом отрицательный, даже применительно к студентам, не говоря уже о школьниках. Так, по обобщенным данным М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовича, 45.5% студентов признают, что умеют правильно организовать самостоятельную работу; 65.8% опрошенных вообще не умеют распределять свое время; 85% не думают, что его можно распределять. Даже при некотором умении самостоятельно работать студенты отмечают, что медленно воспринимают учебный материал на слух, а также при чтении и конспектировании учебных текстов. Прием, осмысление, переработка, интерпретация и фиксирование необходимой учебной информации вызывают у них существенные затруднения. Следовательно, можно констатировать несформированность у учащихся психологической готовности к самостоятельной работе, незнание общих правил ее самоорганизации, неумение реализовать предполагаемое ею действия. Если к этому добавить недостаточно высокий уровень познавательного интереса к целому ряду учебных дисциплин, то становится ясно, что ответ на первый вопрос отрицателен.

Здесь возникает вопрос второй: может ли готовность, затем способность к эффективной самостоятельной работе определить новую форму деятельности, а не просто способ выполнения домашних заданий? Ответ утвердителен, но неоднозначен. Он определяется тем, что во-первых, формирование такой способности предполагает общеличностное развитие в плане совершенствования целеполагания, самосознания рефлексивности мышления самодисциплины, развития себя в целом как субъекта деятельности (например, формирования умения вычленять, ставить и реализовывать цель, вырабатывать обобщенные приемы действий, адекватно оценивать результаты). Во-вторых, неоднозначность определяется тем, что эта способность эффективно и как бы самопроизвольно формируется только у учащихся, обладающих положительной учебной мотивацией и положительным (заинтересованным) отношением к учебе. Результаты исследований показывают, что даже у студентов (у 77% первокурсников и 12,8% второкурсников) отношение к учебе отрицательное.

Естественно, что проблема формирования у учащихся способности к самостоятельной работе перерастает в проблему предварительного повышения учебной мотивации (особенно внутренней мотивации на процесс и на результат деятельности), воспитания интереса к учению. Как подчеркивают исследователи, «при целенаправленном формировании… все побуждения, связанные с познавательной активностью, становятся более осознанными и действенными, усиливается их предвосхищающая, регулирующая роль и в учебной деятельности, возрастают активность школьников в перестройке мотивационной сферы, активные попытки поставить самостоятельные и гибкие цели учебной работы, наблюдается преобладание внутренних мотивов над внешними». При этом исследователи отмечают, что позитивные мотивационные изменения, форматирование интереса к учению происходят в результате изменения, совершенствования целостной личности школьника.

Обучение самостоятельной работе



При решении задач формирования способности учащихся к самостоятельной работе возникает проблема. Она заключается в целенаправленном обучении учеников, особенно средних и старших классов и студентов, содержанию этой работы. Такое обучение включает формирование приемов моделирования самой деятельности, определение учащимися оптимального распорядка дня, осознание и последовательную отработку ими рациональных приемов работы с учебным материалом, овладение приёмами углубленного и в тоже время динамичного (скоростного) чтения, составления планов разнообразных действий, конспектирования, постановки и решения учебно–практических задач. Большой интерес в этом плане могут представить предложенные А. К. Марковой приёмы учебной работы:

  • «приёмы смысловой переработки текста, укрупнение учебного материала, выделение в нём исходных идей, принципов, законов, осознания обобщенных способов решения задач, самостоятельное построение школьниками системы задач определённого типа;

  • приёмы культуры чтения (например, так называемого «динамического чтения» крупными синтагмами) и культуры слушания, приёмы краткой и наиболее рациональной записи (выписки, планы, тезис, конспект, аннотация, реферат, рецензия, общие приёмы работы с книгой);

  • общие приёмы запоминания (структурирование учебного материала, использование особых приёмов мнемотехники с опорой на образную и слуховую память);

  • приемы сосредоточения внимания, оперяющиеся на использование школьниками разных видов самоконтроля, поэтапную проверку своей работы, выделения «единиц» проверки, порядка проверки и т.д.;

  • общие приёмы поиска дополнительной информации (работа с библиографическими материалами, справочниками, каталогами, словарями, энциклопедиями) и её хранения в домашней библиотеке;

  • приёмы подготовки к экзаменам, зачётам, семинарам, лабораторным работам;

  • приёмы рациональной организации времени, учета и затрат времени, разумного чередования труда и отдыха, трудных устных и письменных заданий, общие правила гигиены труда (режим, прогулки, порядок на рабочем месте, его освещение и др.)»

Очевидно, что здесь приведены как общие приёмы организации умственного труда, так и конкретные приёмы учебной работы, например работы с текстом. Сформированность последних может служить одной из главных предпосылок и в то же время основной самостоятельной работы школьников и студентов над всеми учебными предметами.

Хочется отметить еще раз, что в целом самостоятельная работа учащихся основывается на правильной с точки зрения учебной деятельности организации его классной учебной деятельности. В частности, это относится к связи и переходу от внешнего контроля учителя к самоконтролю школьника и от внешней оценки к формированию его самооценки, что в свою очередь предполагает совершенствование контроля и оценивания самим учителем. Соответственно положительный ответ на вопрос о том, может ли у школьника формироваться способность подлинной самостоятельности работы, зависит от совместных действий педагогов и обучающихся, осознания ими особенностей этой работы как специфической формы деятельности, предъявляющей к ее субъекту особые требования и доставляющей ему интеллектуальное удовлетворение.

Сопоставительные характеристики видов внеурочной работы



Особенности самостоятельной работы обучающихся могут быть сопоставлены с его классной, домашней, внеклассной (внешкольной) работой, т.е. со всеми видами его аудиторной и внеаудиторной, внеурочной занятости. Очевидно, что все они образуют некий континуум (некую последовательность), полюса которого представлены, с одной стороны, классной, а с другой - формой самоорганизации учебной деятельности.

Таблица 1. Самостоятельная работа школьника

Основные
критерии

Виды учебной работы

Классная (аудиторная) работа

Домашняя работа как подготовка к уроку

Внешкольная, внеклассная работа как дополнение классной

Самостоятельная работа по учебному предмету, осуществляемая параллельно со школьной

По источнику управления (контроля):

контроль учителя
самоконтроль ученика

+

+



+
+

 +

По характеру осуществления деятельности:
заданный извне режим
собственный режим работы

+



+



+
+



По характеру побудителя:
от учителя, школы
собственная познавательная потребность достижения

+

+

+

+


 +


По присутствию источника управления - учителя:
в его присутствии
без него

+


+


+

+



По фиксированию места учебной деятельности:
фиксированное (например, класс)
не фиксируется

 +



 +

 +



 +


Анализ видов учебной работы показывает, что самостоятельная работа как деятельность характеризуется собственной познавательной потребностью учащегося, самоконтролем, собственным режимом работы, свободой выбора места и времени ее выполнения. При этом необходимо подчеркнуть, что, хотя конкретные формы и методика организации понимаемой таким образом самостоятельной работы обучающегося пока еще не полностью разработаны, материалы исследований в этой области уже позволяют определить основу самого подхода к этой проблеме. Предлагаемый подход к рассмотрению самостоятельной работы как особого вида учебной деятельности (формам и условиям ее организации) основывается на принципах развивающего обучения. Это предполагает, что самостоятельная работа школьников, наряду с повышением их предметной компетенции, должна способствовать их личностному развитию как субъектов этой деятельности.

Программа обучения самостоятельной работе



Специальная программа обучения самостоятельной работе должна включать:

  • Определение цели самостоятельной работы - ближайшей и отдаленной, т.е. ответ на вопрос, нужна ли она для удовлетворения познавательной потребности или, например, для продолжения обучения;

  • Диагностирование обучающимся собственной познавательной потребности в расширении, углублении, совокупности знаний, получаемых в школе, вузе;

  • Определение собственных интеллектуальных, личностных и физических возможностей, в частности объективная оценка свободного от посещения учебного заведения времени;

  • Самостоятельный выбор обучающимся объекта изучения и обоснование этого выбора для себя (в качестве такого объекта, например при изучении иностранного языка, может выступить история Англии, поэзия, музыка Германии, искусство Франции и д.т.);

  • Разработка конкретного плана, долгосрочной и ближайшей программы самостоятельной работы. Образцом составления такой программы может служить работа с педагогом в учебное время;

  • Определение времени и формы самоконтроля. Целесообразно, что формой контроля ученик выбрал выполнение конкретного вида работы (проект, перевод, реферат и др.), которая кому-то нужна, необходима, т.е. чтобы результаты работы были личностно значимы и для него, и для других.

Конечно, учащихся, занятых такой самостоятельной работой, может быть мало, но условия ее организации должны позволить включиться в нее каждому. В заключении еще раз хотелось бы отметить, что самостоятельная работа обучающегося как специфическая форма его учебной деятельности требует предварительного обучения учителем приемам, формам и содержанию этой работы. Это подчеркивает важность организующей и управляющей функции учителя и в то же время необходимость осознавания обучающимся себя в качестве подлинного субъекта учебной деятельности.

Самообразование



Как уже было сказано выше: самообразование – это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленный на собственное развитие и является мощным фактором, восполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

Каковы же признаки самообразования? На самом деле это очень простой вопрос. Признаки самообразования: сознательность в выборе содержание, методов и форм; добровольного со стороны учащегося; самостоятельность познавательной деятельности; положительное отношения к ней; индивидуальность процесса самообразования.

По содержанию самообразование может касаться различных областей общественной практики. На основании этого различаются его виды: философское самообразование; профессиональное; научное (в области конкретных наук); психологическое (изучение механизмов самовоспитания, правил общения и т.д.); культурное самообразование (в области эстетической, спортивной, медицинской, религиозной культуры).

Самообразование может включать самостоятельное постижение как знаний, так и умений. Все виды самообразования направлены на развития способностей, склонностей, интересов.

Из всех видов самообразования у учащихся ПТУ наиболее популярно профессиональное. В него вовлекаются в первую очередь учащиеся, у которых вызывает удовлетворение выбранная профессия, и желания продолжить обучения в соответствии и на базе осваиваемой специальности.

Другим распространенным видом самообразования является самообразование в области культуры, и особенно в сфере спорта.

Однако, по утверждению исследователей, уровень самообразования учащихся невысок. Абсолютное большинство ребят делают это на уровне потребления знаний и умений, но не на уровне их разумного использования в практической деятельности творческого характера. Учащиеся чаще всего ограничиваются чтением книг, просмотром фильмов и телепередач, прослушиванием лекций, рассказов, выступлений. Делается это ситуативно, неорганизованно. Мало учащихся делают это систематически в течение нескольких лет. Так что самообразование для будущих работников - ещё не разработанный участок самодеятельности.

В качестве источников самообразования может быть абсолютно всё книги, периодическая печать, встречи с интересными людьми, лекции, фильмы, телепередачи, радио, общение с людьми, практика, занятия в кружках и т.д. [приложение 1]. Все зависит от того, как к тому или иному источнику относится сам учащийся, к какому источнику из них расположен.

Процесс самообразования на базе этих источников протекает чаще всего как самостоятельное познание: чтения, наблюдения, слушания, размышления, анализ, синтез, обобщения и т.д. Реже учащиеся используют самостоятельные тренировки, упражнения. Так, занимаясь в спортивных кружках, они, тем не менее, не делают утренней зарядки, физических разминок в течение дня.

Что способствует развитию самообразования учащихся? С одной стороны, для этого нужны те же условия, что и для самовоспитания, с другой - следует организовать ряд дополнительных. Это расширение сети клубов, кружков, секций, обществ, объединений; создания богатой и разнообразной библиотеки; превращения производительного и учебного труда из репродуктивного и творчески; использование развивающегося обучения и активных методов преподавания и учения; личный пример самообразовательной деятельности мастера и преподавателя.

Самовоспитание и самообразование возможны в не воспитания как процесса целенаправленного и специально организованного.

Литература





  1. Артур Ребер. Большой толковый психологический словарь (том 2) - М., «Вече-АСТ», 2003 г.

  2. В. И. Смирнов. Общая педагогика - М., «Логос», 2003 г., с. 114

  3. В. С. Безрукова. Педагогика (издание второе) - Екатеринбург, 1994 г., с. 266-267

  4. И. А. Зимняя. Педагогическая психология - М., «Логос»,2004 г., с. 250-260

  5. Иван Ильин (1938 г.) - перевод с немецкого О. В. Колпытиной. Школьный психолог / еженедельное приложение к газете «Первое сентября» - №29 (77), август 1999 г.

  6. С. И. Гессен. Основы педагогики. Введение в прикладную философию - М., «Школа-Пресс», 1995 г., с. 216-227



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самостоятельная работа высшая форма самообучения 11 iconСамостоятельная работа студентов подразделяется на аудиторную и внеаудиторную...
Внеаудиторная самостоятельная работа студента рассматривается как работа с рекомендованной литературой, поиска информации по изучаемой...
Самостоятельная работа высшая форма самообучения 11 iconСамостоятельная работа 2 Работа с литературой составить опорный конспект...
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельная работа высшая форма самообучения 11 iconСамостоятельная работа с литературой реферат Курсовая работа (5-8...
Л. В. Передельский, О. Е. Приходченко. Инженерная геология. Ростов-на-Дону: изд-во Феникс, 2006
Самостоятельная работа высшая форма самообучения 11 iconСамостоятельная работа Форма контроля
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины 42
Самостоятельная работа высшая форма самообучения 11 iconСамостоятельная работа Форма аттестации
Статус дисциплины (по учебному плану): б в. Од – входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл вариативную часть обязательных...
Самостоятельная работа высшая форма самообучения 11 iconСамостоятельная работа Балльная структура оценки
Распределение часов: лекции 18, практические 36, самостоятельная работа 18, экзамен 36 часов
Самостоятельная работа высшая форма самообучения 11 iconСамостоятельная работа студентов самостоятельная и индивидуальная...
Самостоятельная и индивидуальная работа студента специальности 030501 «Юриспруденция» по дисциплине «Культурология» предусмотрена...
Самостоятельная работа высшая форма самообучения 11 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс рассчитан на 136 часов, из которых работа в аудитории занимает 34 часа. Форма аудиторной работы – лекция. Соответственно, остальные...
Самостоятельная работа высшая форма самообучения 11 iconСамостоятельная работа студентов самостоятельная и индивидуальная...
Самостоятельная и индивидуальная работа студента специальности 080105 «Финансы и кредит» по дисциплине «Культурология» предусмотрена...
Самостоятельная работа высшая форма самообучения 11 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проблемный диалог, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа, работа с учебником, фронтальная работа, использование...
Самостоятельная работа высшая форма самообучения 11 iconСамостоятельная работа по подготовке студента к лекции Самостоятельная...
Преподавание земельного права в комплексе с другими дисциплинами призвано научить студентов-юристов
Самостоятельная работа высшая форма самообучения 11 iconСамостоятельная работа по подготовке студента к лекции Самостоятельная...
Преподавание административной ответственность в комплексе с другими дисциплинами призвано научить студентов-юристов
Самостоятельная работа высшая форма самообучения 11 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 21 1 Самостоятельная работа студента 21
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Самостоятельная работа высшая форма самообучения 11 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формы работы: наблюдение; моделирование; исследование; творческая работа; индивидуальная работа; фронтальная работа; работа в парах;...
Самостоятельная работа высшая форма самообучения 11 iconПорядок ведения и оформления тетрадей по русскому языку и литературе
Например: Проверочная работа. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Работа над ошибками. Изложение. Сочинение
Самостоятельная работа высшая форма самообучения 11 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Форма проведения: групповая, самостоятельная работа по карточкам с учебником, цор, заполнение лсм, защита групповых проектов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск