Лекции нам предстоит усвоить понятия, список которых приведен ниже. После того, как вы прочитаете всю лекцию вернитесь к этому списку и вы сможете проверить себя





Скачать 429.1 Kb.
НазваниеЛекции нам предстоит усвоить понятия, список которых приведен ниже. После того, как вы прочитаете всю лекцию вернитесь к этому списку и вы сможете проверить себя
страница1/4
Дата публикации05.09.2013
Размер429.1 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4




Ю.М. Орлов ОСНОВНЫЕ УМСТВЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ
Содержание лекции.

В этой лекции нам предстоит усвоить понятия, список которых приведен ниже. После того, как вы прочитаете всю лекцию вернитесь к этому списку и вы сможете проверить себя.

Понятие информации Операции ума Информация. Информационные функции личности, семьи, государства. Акты выделения объекта из фона, опера­ции наименования, присваивания класса, ориентировка, двойная классификация, бессознательное, определение ситуации, абстрагирование и обобщение, суждения, холистическая операция, анализ, синтез, сравнение, сосчитывание. Операция сличения и оценка, пуск и конец поведенческого цикла. Умственные операции структурирования времени, импликация, операции предвидения, вероятностного прогнозирования, проекции.

Умственные операции являются действиями ума по выработке информа­ции, необходимой для полноценной жизни, то есть эффективного выживания, при­способления к жизни.

То, как мы понимаем значения слов, влияет на наше поведение и мышле­ние. Это важно не только для теории, но и для практики. Поэтому я намерен на минуту занять ваше внимание понятием информации. Когда говорят о потоках информации предполагается, что информация - нечто находящееся вне человека, и которую надо получить. Но если подумать о том, что одна и та же ситуация дает разную информация для взрослого и ребенка, то придется отказаться от мысли о том. что информация нечто вроде вещи Тогда придется думать, что информацию каждый вырабатывает для себя, а не получает, и у взрослого для этого больше возможностей, чем у ребенка. Сказанное побуждает нас различать такие понятия как "информация" и "сообщение". Информация - продукт ума, а сообщение это материал, из которого ум вырабатывает информацию.
ИНФОРМАЦИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Общепринятым для обыденного ума является также представление о том, что информация - это сообщение. Говорят об избытке информации, информаци­онном голоде в смысле недостатка сообщений. На самом деле - сообщение не яв­ляется информацией; оно, повторяю, может быть только материалом, из которого вырабатывается информация. Иначе из одного и того же сообщения умный и глу­пый получали бы одинаковое количество информации. Следовательно, это свиде­тельствует о том, что понятие сообщения и понятие информации должны разли­чаться, ведь количество сообщения и для умного и глупого в данной ситуации одинаково

Зададимся вопросами: для чего служит информация и каким образом она вырабатываегся9 Если подумать о соотношении понятий информации и челове­ческого поведения, то невозможно представить иное, как то, что информация делает поведение более эффективным, а отсутствие информации - не эффектив­ным Можно высказать тавтологию, что информация способствует информационному обеспечению поведения, так как любое поведение предполагает наличие вещественных, энергетических и информационных условий. Но тавтология не подвигает нас в понимании.
Информация - мера неопределенности

Бели принять во внимание сказанное выше, то придется признать. что сущность информации не в сообщении, а в снижении или полном устранении неопределенности ситуации, в которой совершается поведение. Чем больше неопределенность, тем больше информации требуется для ее устранения. Математики определили даже меру для оценки неопределенности: это ситуация, в которой существует только два возможных результата некоторого поведения, каждая из которых имеет равные шансы, то есть половину шансов из всех возможных. К этой схеме можно отнести любые возможные ситуации и сосчитать, сколько информации нужно, чтобы устранить неопределенность.
Сомнение и вера

Любая неопределенность переживается человеком двояко, в виде сомнения и в виде веры, которые носят контрастный характер: чем больше сомнения, тем меньше веры и наоборот. Продолжая далее, можно сказать. что чем меньше информации, тем больше сомнения и меньше веры в благоприятный результат выбранного действия. Чем меньше неопределенность, тем больше вера и меньше сомнения. Если информация вырабатывается умом, то единственным источником веры является правильное мышление. Искренность, благие намерения, вера, конечно, могут уменьшить сомнение, однако не могут повлиять на исход действия.
Мотивация и информация

Сила сомнения и веры зависит не только от информации, но и от существенности исходов ожидаемых результатов, то есть от силы мотивации поведения. Это можно представить так, что к информации, вырабатываемой нашим умом, в зависимости от силы желания и ценности результата поведения добавляется некоторый коэффициент субъективности, усиливающий наши переживания веры и сомнения. Говоря обыденно мои переживания зависят не только от неопределенности, но и от индивидуальной значимости для меня поставленного жизнью вопроса, хотя сомнение и вера меняются с возрастанием информации, к примеру, о том. любит она меня или нет, разорится ли банк, куда я вложил деньги, съедобен этот гриб или несъедобен? В размышлении вырабатывается некий умственный продукт, повышающий мою уверенность.

Что представляет собою материал, из которого ум вырабатывает информацию? Знания человека, его опыт. обычаи, писанные и неписанные правила поведения, законы жизни и многое другое являются материалом, из которого каждый человек вырабатывает информацию, которая приобретает свой смысл в принятии решений и осуществлении конкретного поведения, направленного на удовлетворение жизненных потребностей. Однако знание и опыт, обычаи - не единственный источник информации. Информация может быть извлечена не только из знаний, но и из действия.
Информация и вера

Уменьшение сомнения и возрастание веры сами по себе не свидетельствует о подлинной информации. Сомнение может быть устранено и ложным сообщением и ложной верой, которая не подтвердится в деле или развитием маниакальной фазы циклотимии. Она меня не любит, банк разоряется, я отравился грибами, но я уверен в любви: в устойчивости банка, в съедобности съеденных с соусом грибов.

Сомнение для нормального человека - лишь субъективное выражение потребности в информации и его устранение не может быть критерием ее надежности. Критерием подлинности информации является не чувство уверенности, а результат действия. Если оно способствует выживанию, то информация подлинна.
Информация и поведение.

Понятие неопределенности связано с поведением человека, любой саморегулирующейся системы. Информация имеет смысл лишь в выборе направления реального или ожидаемого поведения. Понятия "неопределенность" и "информация" безотносительно к поведению не имеют никакого смысла.

Когда говорят, что некто из космоса посылает нам информацию, говорят бессмыслицу. В крайнем случае можно считать, что события, происходящие на земле и на небе могут с известной натяжкой рассматриваться как сообщения о том будет дождь или нет, возрастет травматизм на дорогах или нет, закипит ли вода при 99 градусах Цельсия?. Космосу же до нас дела нет. Жаль, конечно, но наука не занимается богами, которые якобы о нас заботятся и посылают сообщения или предупреждения, как бы нам этого ни хотелось. Образованный человек должен это понимать.
Информация и продукты деятельности.

Деятельность человека, преобразование им своего окружения имеет более глубокий информатизационный смысл, чем простое получение сообщения. Когда наши предки строили крепость, они вносили большую определенность, предсказуемость в поведение противника, которому приписывается только три альтернативы: или штурмовать крепость или брать город измором или вообще отказаться от завоевания.

Я не отрицаю существование чисто познавательного аспекта информации, однако информация может быть таковой только в связи с регуляцией поведения. Наличие зонтика уменьшает неопределенность промокнуть или остаться сухим при случайном дожде, независимо от моих познаний с области зонтиков или метеорологии или прогноза погоды. Однако знание иных признаков изменения погоды может снять проблему использования зонтика сегодня.

Приведу еще один аргумент в пользу различения понятий информации и сообщения. Неопределенность может быть устранена и без всяких сообщений, простым перемещением в пространстве или каким либо иным действием, например, уничтожением одной из альтернатив. Если возникает вопрос о ядовитости гриба, то неопределенность данной ситуации может быть устранена простым уничтожением объекта, хотя теоретическая неопределенность остается в прошлом: я все таки не знаю, был этот гриб ядовитым или нет?

Но это уже не моя проблема, а специалистов по изучению грибов.
Мышление как информатизационный процесс.

Мышление - это есть процесс выработки информации, а не считывания ее с некоторого "потока информации". Гриб, о котором мы намерены судить ядовит он или нет, не посылает никакой информации, он просто существует: имеет форму, отражает определенную частоту световых колебаний, имеет запах и не более. Человек лишь интерпретирует эти свойства как основание для принятия решения о его пригодности в пищу. Человек, который хочет использовать этот объект как декорацию или для гербария будет вырабатывать иную информацию и будет принимать иные решения.

Мышление - это определенными образом организованные умственные операции целью которых является решение некоторой задачи. Выработка информации является одной из основных задач мышления. Например, простой акт классификации, "Этот гриб съедобен" резко уменьшает неопределенность ситуации в которой некто намерен принять решение об использовании грибов в пишу. То знание, которое используется, можно считать живым знанием, а знание не используемое, подобно мертвым сокровищам, и оно бесполезно, если им не пользуются.

Но заранее невозможно предсказать когда это знание пригодится. Эрудит может быть беспомощным в конкретных делах, так как не умеет вырабатывать из своих знаний информацию, но он может быть эффективным в качестве эксперта, отвечая на вопросы, которые ему задают другие. Когда о библиотеке говорят, что это - хранилище информации, то имеют в виду хранение закодированных сообщений разного рода и не более.
Информация и предвидение.

Информация - это освоение будущего с помощью сообщений о настоящем. Она всегда связана с проблемой "Что будет, если...?" Внесение определенности в будущее достигается за счет знания закономерностей, которое хранится в памяти, в прошлом. Тот факт, что завтра утром взойдет солнце или за зимой последует весна и лето вытекает из знания о вращении земли вокруг оси или из знания о наклоне земной оси к эклиптике. Здесь неопределенность предвидения равна нулю. Однако так было не всегда.

Древний египтянин считал, что восход солнца каждый день обеспечивается действиями фараона и если он знал, что фараон жив и исполняет свои обязанности, его взгляд в будущее был свободен от сомнений, и он был уверен в том, что завтрашний день наступит. В данном случае благополучие фараона имело информатизационное значение. Знание законов природы вносит большую определенность в нашу жизнь, хотя в условиях глобального экологического кризиса сомнение в выживании возрастет при мысли о возможности появления инфекции, более свирепой чем СПИД.
Информация и общение людей.

Неопределенность в отношениях человека с природой, которую вносят СПИД, парниковый эффект, озоновые дыры, саранча и холера ни в какое сравнение не идут с неопределенностью, порождаемой социальными отношениями людей. Каждый акт связи человека с человеком уже порождает проблему предсказуемости поведения партнера, не говоря уж об ожидаемых войнах, революциях и террора. Намного сложнее вносить определенность в будущее человеческих отношений.
Информация и договоры.

Когда парень говорит девушке о том, что он ее будет любить вечно, это не принимается всерьез. По умолчанию признается, что любовь –явление непостоянное и не зависит от наших расчетов. Но когда партнеры намерены участвовать в совместном бизнесе, то для снижения неопределенности относительно поведения партнера в ближайшем или более отдаленном будущем, составляется договор о совместной деятельности, где регламентируются обязательства сторон в различного рода обстоятельствах и предполагаются компенсации. Если не составляется договор, то стороны по умолчанию предполагают существование некоторых пунктов, в исполнении которых они согласны. В данном случае информационное значение имеет этот договор, явный или по умолчанию, который вносит определенность в восприятие ожидаемого поведения партнера. Если же партнер нарушает договор, государство и суд вносят тот уровень определенности, которого достигло общество в развитии правосознания граждан.

Договор с познавательной точки зрения содержит минимум сообщений, он банален. Он типовой и разнится реквизитами сторон, местом и датой его подписания. Объем знания, заключенный в договоре мизерен, а его информационное значение велико. Бели по аналогии с обществом рассматривать проблему снижения неопределенности в семье, то нетрудно понять, что оно зависит от постоянства обычаев и традиций, порядка в семье, а также системы ценностей, которую разделяют члены этой семьи. Семья таким образом, исполняет информатиэационную функцию, необходимую для выживания ребенка, взрослого.

Нам нет необходимости умножать примеры подобного рода, чтобы убедиться, что понятие информации намного шире, чем это принято думать. А теперь перейдем к рассмотрению того, какие умственные операции участвуют в выработке информации.
ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПО ВЫРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ
Операция.

Под операцией мы будем понимать некоторое действие, результат которого значим для исполнителя. То, над чем совершается операция будем именовать операндом, как принято учеными. К примеру, жевание -операция, пища - операнд, объект операции.

Операции можно классифицировать по операндам. Можно выделить операции с объектами умственными, то есть с некоторыми идеальными объектами и с объектами не умственными, материальными, находящимися вне ум а.

Умственные объекты могут иметь внешние аналоги, например, яблоко, а тяни-толкай или добро - не имеют. Однако отсутствие аналогов не свидетельствует о том, что эти объекты не реальны. Если несколько человек согласованно обдумывают этот объект, то это свидетельствует о реальности его. Реальность основана на согласии. Свирепый Бог, которому приносят человеческие жертвы - реальность, с которой члены данного сообщества не могут не считаться.
Доступность операции.

Операция доступна, если результат применения ее к операнду значим для исполнителя. Если имеется яблоко, то жевание его доступно, если же яблока нет здесь и теперь, то оно недоступно. Операция может стать доступной, когда у вас появится яблоко. Это условная доступность операции. Однако жевание - недоступная операции применительно к камню. Дыхание - операция, доступная только для воздуха, она недоступна для воды. Оно недоступно безусловно. Операция сложения не доступна для чисел ранговой природы или треугольников, а доступна только для действительных чисел. Точно так же умственные операции могут быть доступны и недоступны к некоторым умственным объектам.

Доступность операций зависит от ситуации и среды. Суждение, высказанное на санскрите недоступно для студента, изучающего латынь или какой либо иной европейский язык. Полет - операция, недоступная для человека, но она доступна для большинства птиц.
Доступность операций и реальность.

Если доступность операции касается умственных действий, то казалось почему в уме я не могу жевать камни и летать по воле желания. Доступность неразрывно связана с реальностью. Одним из источников реальности является согласие других. Если христиане считают для святых операцию ходьбы по воде доступной, то она считается реальной. А то, что человек не может ходить по воде, то только потому, что он не верит в доступность этой операции для него. Кроме чувства реальности доступность операции обусловлена компетенцией, опытом. Поймать за хвост кобру трудно представить и в уме, хотя есть люди, которые ловят змею за хвост. Это зависит от их опыта обращения со змеями.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекции нам предстоит усвоить понятия, список которых приведен ниже. После того, как вы прочитаете всю лекцию вернитесь к этому списку и вы сможете проверить себя iconКурсовой проект по асвт на тему “ Новые технологии в организации pc”
Более того, недавно выпущено расширение к спецификации microatx, добавляющее к этому списку новый форм-фактор – Flexatx. Все эти...
Лекции нам предстоит усвоить понятия, список которых приведен ниже. После того, как вы прочитаете всю лекцию вернитесь к этому списку и вы сможете проверить себя iconЗадача ознакомиться с тематикой дисциплины, написать реферат и сделать по нему презентацию
Список тем, по которым могут быть выполнены реферат и презентация, приведен ниже. Формулировать темы самостоятельно нежелательно,...
Лекции нам предстоит усвоить понятия, список которых приведен ниже. После того, как вы прочитаете всю лекцию вернитесь к этому списку и вы сможете проверить себя iconЛитература: 19 Общие понятия информационных ресурсов Одним из ключевых...
«информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному...
Лекции нам предстоит усвоить понятия, список которых приведен ниже. После того, как вы прочитаете всю лекцию вернитесь к этому списку и вы сможете проверить себя iconКак пользоваться учебником?
После изучения основного текста непременно необходимо ознакомиться с содержанием элементов меню и проверить свой уровень знаний посредством...
Лекции нам предстоит усвоить понятия, список которых приведен ниже. После того, как вы прочитаете всю лекцию вернитесь к этому списку и вы сможете проверить себя iconКак пользоваться учебником?
После изучения основного текста непременно необходимо ознакомиться с содержанием элементов меню и проверить свой уровень знаний посредством...
Лекции нам предстоит усвоить понятия, список которых приведен ниже. После того, как вы прочитаете всю лекцию вернитесь к этому списку и вы сможете проверить себя iconУрока Вступление
Сегодня на уроке, используя ранее изученный материал по изопроцессам, нам предстоит познакомиться с ещё одним процессом изменения...
Лекции нам предстоит усвоить понятия, список которых приведен ниже. После того, как вы прочитаете всю лекцию вернитесь к этому списку и вы сможете проверить себя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нам предстоит сделать на данном уроке немало открытий. Сегодня мы начинаем изучать новую тему. Чтобы узнать тему урока вам необходимо...
Лекции нам предстоит усвоить понятия, список которых приведен ниже. После того, как вы прочитаете всю лекцию вернитесь к этому списку и вы сможете проверить себя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Лекции нам предстоит усвоить понятия, список которых приведен ниже. После того, как вы прочитаете всю лекцию вернитесь к этому списку и вы сможете проверить себя iconУрок алгебры в 10 классе
На сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с новым математическим понятием, значение которого трудно переоценить, знание которого...
Лекции нам предстоит усвоить понятия, список которых приведен ниже. После того, как вы прочитаете всю лекцию вернитесь к этому списку и вы сможете проверить себя iconТема: Понятие о происхождении ионизирующих излучений
Цель занятия: Теоретический разбор основных положений радиофизики. Усвоить понятия вида и доз излучения. Усвоить основные эффекты...
Лекции нам предстоит усвоить понятия, список которых приведен ниже. После того, как вы прочитаете всю лекцию вернитесь к этому списку и вы сможете проверить себя iconТема: Различие однокоренных слов и разных форм одного слова
Ребята, поприветствуйте гостей. Сегодня на уроке нам предстоит выполнить много работы. От вашей активности, внимания и желания узнать...
Лекции нам предстоит усвоить понятия, список которых приведен ниже. После того, как вы прочитаете всю лекцию вернитесь к этому списку и вы сможете проверить себя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Этот урок провожу после того, как учащиеся выполнят контрольную работу по теме «Электрические явления». Он включает в себя работу...
Лекции нам предстоит усвоить понятия, список которых приведен ниже. После того, как вы прочитаете всю лекцию вернитесь к этому списку и вы сможете проверить себя iconПостановка проблемы на лекции для повышения познавательной активности...
В вузе особое место принадлежит лекции, так как она должна дать основные понятия по изучаемому предмету, и указать в каком направлении...
Лекции нам предстоит усвоить понятия, список которых приведен ниже. После того, как вы прочитаете всю лекцию вернитесь к этому списку и вы сможете проверить себя iconНиже вы найдете список 10 самых великих немцев за всю историю Германии,...
Германии, составленный телеканалом zdf в результате опроса, в котором приняли участие полтора миллиона телезрителей. Этот яркий и...
Лекции нам предстоит усвоить понятия, список которых приведен ниже. После того, как вы прочитаете всю лекцию вернитесь к этому списку и вы сможете проверить себя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Осваивать законы экономики учащимся предстоит всю жизнь. И делать это в будущем придется на практике, прокладывая свой путь. Можно...
Лекции нам предстоит усвоить понятия, список которых приведен ниже. После того, как вы прочитаете всю лекцию вернитесь к этому списку и вы сможете проверить себя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Свердловске. Уже после того, как Станислав Антонович оттуда уехал, этому городу вернули его прежнее имя Екатеринбург, а около сорока...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск