Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский физико-технический институт
(государственный университет)
| УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
__________ О.А. Горшков
«____» ____________ 2012г.
| ПРОГРАММА по курсу: КОМПЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
(базовый), по направлению: 010900
Магистерская программа: 010956 “Математические и информационные технологии”
факультеты: ФУПМ, ФАКИ
кафедра: ИНФОРМАТИКИ
курс: 4 (магистратура); семестры: 7,8
Трудоёмкость в зач. ед.: базовая часть – 0 зач. ед.; вариативная часть – 0 зач.ед.; по выбору студента – 3 зач. ед.
лекции: базовая часть – 0 час; вариативная часть – 0 час.; по выбору студента – 32 зач. ед. 1 зач.ед.
практические (семинарские) занятия: нет
лабораторные занятия: базовая часть – 0 часов, вариативная часть – 0 час.; по выбору студента – 66 зач. ед. 1 зач.ед.
мастер классы, индивид. и групповые консультации: нет
курсовая работа: нет ;
зачет: 7 семестр
экзамен: 8 семестр 1 зач.ед.
ВСЕГО АУДИТОРНЫХ ЧАСОВ: 98
Программу составил к.ф.-м.н., доцент К.В. Скороваров
Программа обсуждена на заседании кафедры информатики
“29” мая 2012г.
Заведующий кафедрой,
член-корр. РАН И.Б. Петров Программа утверждена на заседании
Ученого совета ФУПМ « ___» ___________2012г.
Декан ФУПМ А.А. Шананин
|
|
ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ ОТЧЁТНОСТИ По выбору студента:
| 3 зач. ед.
| Лекции
| 32 часа 1 зач. ед.
| Практические занятия
| 0 часов
| Лабораторные работы
| 66 часов 1 зач. ед.
| Индивидуальные занятия с преподавателем
| 0 часа
| Самостоятельные занятия, включая подготовку экзамнам
| 30 часов
| Мастер-классы, индивидуальные и групповые
Консультации
| 0 часа
| Ззачет
|
| Экзамен
| 1 зач. ед.
| ВСЕГО
| 3 зач. ед.
| Итоговая аттестация:
| Экзамен 8 снместр, зачет 7 семестр
|
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель курса – Целью курса является изучение современных компьютерных технологий предназначенных для обработки и хранения больших объемов информации.
Задачами данного курса являются:
освоение студентами базовых знаний в области методов компьютерных систем поддержки и принятия решений (СППР);
понимание студентами архитектуры систем управления базами данных на примере Oracle RDBMS и Microsoft SQL Server;
формирование навыков работы с PL/SQL и Transact-SQL основным инструментарием для манипулирования с данными в базах Oracle и Microsoft;
формирование навыков работы с многомерными данными и освоение концепции хранилища данных
понимание недостатков реляционной модели и изучение основных тенденций развития в области баз данных.
Место дисциплины в структуре ООП МАГИСТРАТУРЫ
Дисциплина Компютерные системы поддержки и принятия решений.
_ включает в себя разделы, которые могут быть отнесены к к части цикла по выбору __Б.3__ (шифр цикла).
Дисциплина «Компютерные системы поддержки и принятия решений. » базируется на материалах курсов бакалавриата: базовая и вариативная часть кода УЦ ООП Б.2 (математический естественнонаучный блок) по дисциплинам «Информатика». Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Освоение дисциплины Компютерные системы поддержки и принятия решений направлено на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра:
а) общекультурные (ОК):
способность анализировать научную и производственную информацию, использовать на практике фундаментальные знания, полученные в области естественных и гуманитарных наук (ОК-1);
способность осваивать новые проблематику, терминологию, методологию и овладевать научными знаниями из различных источников (отечественной и зарубежной научной периодической литературы, монографий и учебников, электронных ресурсов Интернет), владеть навыками самостоятельного обучения (ОК-2);
способность логически точно, аргументировано и ясно формулировать свою точку зрения, владеть навыками научной и общекультурной дискуссии (ОК-3);
способность работать в коллективе и применять навыки эффективной организации труда и командной работы (ОК-4).
б) профессиональные (ПК):
готовность использовать основные принципы разработки систем поддержки и принятия решенийв последующей профессиональной деятельности в качестве научных сотрудников, преподавателей вузов, инженеров, технологов (ПК-1);
готовность к решению практических задач при работе с большими данными(ПК-2);
готовность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности в областях: баз данных(ПК-3);
готовность к творческому подходу в реализации научно-технических задач, основанному на систематическом обновлении полученных знаний, навыков и умений и использовании последних достижений в областях: разработка, анализ и тестирование программного обеспечения (ПК-4);
способность к созданию математических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере (ПК-5);
способность применять на практике умения и навыки в организации исследовательских работ и проводить научные исследования, готовность к участию в инновационной деятельности (ПК-6).
конкретные Знания, умения и навыки, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «Компютерные системы поддержки и принятия решений» обучающийся должен:
архитектуру современного сервера баз данных;
основные проблемы, возникающие в больших базах данных ,и способы, позволяющие их преодолевать ;
методы и подходы при создании систем поддержки и принятия решений ;
программные средства для работы с системами поддержки и принятия решений;
основных тенденции развития в области больших баз данных
работать с системами управления баз данных Oracle RDBMS и Microsoft SQL Server;
делать качественные и количественный анализ информационной среды, на основе которого использование многомерной модели данных становится эффективно;
строить информационное хранилище данных;
проводить многомерный анализ данных;
. программным инструментарием доступа к данным PL/SQL и Transact-SQL;
навыками работы с инструментарием многмерного анализа данных - опцией Oracle OLAP и службой SQL Server 2008 Analysis Services
навыками работы с инструментарием для создания и поддержки хранилища данных - Oracle Warehouse Builder и SQL Server 2008 R2 Data Warehousing Datasheet;
Структура и содержание дисциплины
Структура дисциплины
Перечень разделов дисциплины и распределение времени по темам
№ темы и название
| Количество часов
| Основные проблемы, которые возникают в больших базах данных и способы их решения.
| 4
| Базовые понятия реляционной модели данных.
| 4
| Целостность реляционных данных.
| 4
| Реляционная алгебра
| 4
| Нормальные формы отношений
| 4
| Транзакции и целостность баз данных
| 4
| Транзакции и параллелизм
| 4
| Транзакции и восстановление данных
| 4
| Архитектура серверов баз данных Oracle rdbms и Microsoft SQL Server
| 8
| Структуры хранения в современном сервере баз данных и отношения между ними.
| 8
| Содержание и использование словаря данных
| 4
| Анатомия транзакции. Что происходит в Oracle rdbms и Microsoft SQL Server при выполненнии транзакции.
| 4
| Классификация объектов в современном сервере баз данных.
| 12
| Oracle PL/SQL и Microsoft Transact-SQL основные инструменты для манипулирования с данными.
| 16
| Производительность сервера базы данных, методы диагностики, способы повышения.
| 16
| Понятие и архитектура системы поддержки принятия решений.
| 4
| Понятие и модель данных OLAP
| 6
| Клиенские и серверные OLAP средства
| 6
| Технические аспекты многомерного хранения данных
| 6
| Разработка многомерных баз данных с использованием Oracle OLAP и службой SQL Server 2008 Analysis Services
| 6
| ВСЕГО (зач. ед.(часов))
| 128 часов ( 3 зач.ед.)
|
Вид занятий ЛЕКЦИИ
№ темы и название
| Количество часов
| Основные проблемы, которые возникают в больших базах данных и способы их решения.
| 2
| Базовые понятия реляционной модели данных.
| 2
| Целостность реляционных данных.
| 2
| Реляционная алгебра
| 2
| Нормальные формы отношений
| 2
| Транзакции и целостность баз данных
| 2
| Транзакции и параллелизм
| 2
| Транзакции и восстановление данных
| 2
| Структуры хранения в современном сервере баз данных и отношения между ними.
| 2
| Содержание и использование словаря данных
| 2
| Анатомия транзакции. Что происходит в Oracle rdbms и Microsoft SQL Server при выполненнии транзакции.
| 2
| Классификация объектов в современном сервере баз данных.
| 1
| Производительность сервера базы данных, методы диагностики, способы повышения.
| 1
| Понятие и архитектура системы поддержки принятия решений.
| 2
| Понятие и модель данных OLAP
| 2
| Клиенские и серверные OLAP средства
| 2
| Технические аспекты многомерного хранения данных
| 2
| ВСЕГО (зач. ед.(часов))
| 32 часов ( 1 зач.ед.)
|
Вид занятий ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
№ темы и название
| Количество часов
| Архитектура серверов баз данных Oracle rdbms и Microsoft SQL Server
| 8
| Структуры хранения в современном сервере баз данных и отношения между ними.
| 8
| Содержание и использование словаря данных
| 4
| Анатомия транзакции. Что происходит в Oracle rdbms и Microsoft SQL Server при выполненнии транзакции.
| 2
| Классификация объектов в современном сервере баз данных.
| 8
| Oracle PL/SQL и Microsoft Transact-SQL основные инструменты для манипулирования с данными.
| 10
| Производительность сервера базы данных, методы диагностики, способы повышения.
| 8
| Понятие и архитектура системы поддержки принятия решений.
| 4
| Понятие и модель данных OLAP
| 4
| Клиенские и серверные OLAP средства
| 4
| Технические аспекты многомерного хранения данных
| 4
| Разработка многомерных баз данных с использованием Oracle OLAP и службой SQL Server 2008 Analysis Services
| 4
| ВСЕГО (зач. ед.(часов))
| 66 часов ( 1 зач.ед.)
|
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № п.п.
| Темы
| Трудоёмкость в зач. ед.
(количество часов)
| 1.
| Изучение теоретического курса - выполняется самостоятельно каждым студентом по итогам каждой из лекций, результаты контролируются преподавателем на лекционных занятиях, используются конспект (электронный) лекций, учебники, рекомендуемые данной программой;
Подготовка к эузамену
| 30
| ВСЕГО ( зач. ед.(часов))
| 30 час. 1 зач. ед.
|
Образовательные технологии
№ п/п
| Вид занятия
| Форма проведения занятий
| Цель
| 1
| лекция
| изложение теоретического материала
| получение теоретических знаний по дисциплине
| 2
| лекция
| изложение теоретического материала с помощью презентаций
| повышение степени понимания материала
| 3
| лекция
| решение задач по заданию (индивидуальному где требуется) преподавателя– решаются задачи, выданные преподавателем по итогам лекционных занятий и сдаются в конце семестра, используются конспект (электронный) лекций, учебники, рекомендуемые данной программой, а также учебно-методические пособия
| осознание связей между теорией и практикой, а также взаимозависимостей разных дисциплин
| 4
| Лабораторная работа
| Проведение лабораторных в компьютерном классе
| Получение теоретических и практических знаний по дисциплине
| 5
| Самостоятельная работа студента
| Решение задач.
Поднотовка к экзамену
| Повышение степени понимания материала
|
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Контрольно-измерительные материалы: учебным планом не предусмотрены
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Необходимое оборудование для лекций и практических занятий: компьютер и мультимедийное оборудование (проектор)
Необходимое программное обеспечение:
1.
2. Microsoft SQL Server 2008 R2
Наименование возможных тем курсовых работ учебным планом не предусмотрено
ТЕМАТИКА И ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ учебным планом не предусмотрено
ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ РАБОТ учебным планом не предусмотрено
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература.
Дейт К. Введение в системы баз данных //6-издание. - Киев: Диалектика, 1998. - 784 с.
Кузнецов С.Д. Введение в системы управления базами данных //СУБД. - 1995. -
Len Silverston The Data Model Resource Book(http://silverston.wiley.com/)
Спирли Э. Корпоративные хранилища данных. Планирование, разработка и реализация. Т.1. Вильямс, 400 с., ил.
Федоров А., Елманова Е. Введение в OLAP. КомпьютерПресс №№4,5, 2001.
http://www.olap.ru/
http://www.oracle.com/us/products/database/datawarehousing/overview/index.html
http://www.microsoft.com/sqlserver/ru/ru/default.aspx
|