Скачать 68.5 Kb.
|
УДК 621.3:004.5 МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ТОЭ» Вечерко Ю.И., научный руководитель канд. техн. наук, доц. Лейченко Ю.Д. Сибирский федеральный университет Для совершенствования образовательного процесса, направленного на развитие творческой активности, самостоятельности, образности мышления студента целесообразно в высшем учебном заведении применять мультимедийный программно-методический комплекс (МПМК) [1]. На уровне отдельной дисциплины МПМК можно определить как систему, в которую для создания условий педагогически активного информационного взаимодействия преподавателя и студента интегрируются прикладные программные продукты, базы данных по соответствующим предметным областям, мультимедийные педагогические программные средства, всесторонне поддерживающие учебный процесс. Конкретный состав МПМК дисциплины определяется в зависимости от предметной области, содержания дисциплины, ее места в учебном плане, связи с другими дисциплинами и возможностями отображения ее в виртуальной или мультимедийной среде [2]. Разработанный на кафедре «Радиотехника» МПМК дисциплины «Теоретические основы электротехники» (ТОЭ) является многофункциональным средством организации учебного процесса, охватывающий все виды учебных занятий: лекции, практические и лабораторные занятия, самостоятельную работу студентов. Его основой служит дидактическая обработка учебного материала с применением мультимедиа технологий. Как система информационного обеспечения образовательного процесса МПМК «ТОЭ» обеспечивает: -полноту и целостность дидактического цикла: изучение нового материала, его закрепление в учебной деятельности и контроль усвоения концептуального и методологического содержания дисциплины; -возможность вариативного использования учебной деятельности преподавателя (конструирование курса); -компьютерную программную поддержку всех видов учебных занятий; -комплексное мультимедийное информационное обеспечение познавательной деятельности; -опережающее формирование потребности и навыков использования информационных технологий в познавательной деятельности как студентов, так и преподавателей; -возможность для студента обучения по индивидуальной программе (траектории), учитывающей в полной мере его познавательные особенности, мотивы, склонности и другие личные качества; -интенсифицировать процесс обучения. Кратко охарактеризуем программные продукты, входящие в МПМК «ТОЭ» и применяемые в учебном процессе. Сервисные программные средства предназначены для автоматизации рутинных вычислений, оформления учебной документации, обработки данных экспериментальных исследований. Они могут быть использованы при проведении практических занятий, при организации самостоятельной работы студентов, в курсовом и дипломном проектировании. Программные средства для контроля и тестирования уровня знаний студентов нашли наиболее широкое применение ввиду относительной легкости их создания. С помощью системы компьютерного тестирования (СКТ) преподаватель, даже не знакомый с основами программирования, в состоянии скомпоновать перечни тестовых заданий и возможных ответов по той или иной учебной теме [3]. Как правило, задачей студента является выбор одного правильного ответа (или нескольких) из ряда предлагаемых ответов. СКТ позволяет разгрузить преподавателя от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверки правильности их выполнения. Это особенно актуально в условиях массового образования. Кроме того, исключается субъективность оценки знаний. Появляется возможность многократного и частого контроля знаний, в том числе и самоконтроля, что стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала. СКТ очень хорошо вписывается в рейтинговые системы оценки уровня подготовки. Мультимедийные тренажеры - программные средства, предназначены для отработки умений и навыков. Они особенно эффективны для формирования практических умений и навыков в принятии оптимальных решений. Программные средства для математического и имитационного моделирования позволяют расширить границы экспериментальных и теоретических исследований, дополнить физический эксперимент вычислительным экспериментом. В одних случаях моделируются объекты исследования, в других - измерительные установки. Сокращаются затраты на приобретение дорогостоящего лабораторного оборудования, снижается уровень безопасности работ в учебных лаборатория. Мультимедийные справочники предназначены для ввода, хранения и предъявления пользователю разнообразной информации. Это гипертекстовые программы, обеспечивающие иерархическую организацию материала и быстрый поиск информации по различным признакам. Базы данных используются в учебном процессе для организации предъявления содержания учебного материала и его анализа. Кроме того базы данных применяются для улучшения организации образовательного процесса на внутривузовском уровне. Системы управления базами данных обеспечивают возможность поиска и сортировки информации. Мультимедийные обучающие системы - обучающие программы, созданные на основе гипермедиа, предоставляющие студенту самостоятельный выбор траектории обучения, темпа работы, обеспечивающие разноуровневое обучение и контроль уровня знаний при условии интерактивного взаимодействия. Мультимедийный учебник - это обучающая программная система комплексного назначения, созданная на основе технологий гипермедиа, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной аудиовзуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи. Другими словами, мультимедийный учебник является «венцом» рассмотренных ранее мультимедиа продуктов, вобравшим в себя все их функции. Поскольку основой образовательного процесса в очной форме обучения являются лекции, то новыми техническими средствами, адекватными новым информационным технологиям, должны быть, на наш взгляд, мультимедийный конспект лекций с эффектами компьютерной анимации и мультимедиакурс лекций, читаемый в специально оборудованной мультимедийной учебной аудитории. В отличие от мультимедийного конспекта лекции, в котором процесс управления познавательной деятельностью реализуется в неявной форме и предоставлена большая свобода выбора темпа и порядка прохождения учебного материала, мультимедиакурс лекций предназначен для лектора и используется им с учетом его индивидуальной манеры чтения лекции, специфики учебной дисциплины, уровня подготовленности студенческой аудитории. Мультимедиакурс лекций позволяет программно совместить слайд-шоу текстового и графического сопровождения (фотоснимки, диаграммы, графики, рисунки и т.д.) с компьютерной анимацией и численным моделированием изучаемых процессов. Он совмещает технические возможности компьютерной и аудиовидеотехники в предоставлении учебного материала с живым общением лектора с аудиторией. Необходимо отметить, что дифференциация программных продуктов по видам учебных занятий проведена по приоритетной функции программного продукта. Очевидно, что мультимедийная обучающая система может быть применена не только на практических занятиях, но и при самостоятельной работе студентов, как и использование мультимедийного учебника. МПМК «ТОЭ» представляет собой совокупность трех составляющих: аппаратной, программной и психолого-педагогической. Из них трудно выделить главную, поскольку, при недостаточной проработанности какой-либо одной составляющей основная цель, поставленная перед комплексом - повышение качества обучения - не будет достигнута в полной мере. Так, при недостаточной аппаратной составляющей МПМК нельзя визуально в полном объеме воспринимать мультимедиа информацию, принимать активное участие в решении учебных задач, участвовать в проведении различных виртуальных научно-исследовательских экспериментов и опытов. Ввиду недостаточного наличия полного прикладного программного обеспечения мультимедиа нельзя полностью использовать возможности, которые предоставляет МПМК. И, наконец, без психолого-педагогической основы невозможно грамотно с дидактической точки зрения создавать мультимедиа педагогическое программное средство и организовать процесс обучения с привлечением мультимедиа технологий. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Лейченко Ю.Д. Электронный учебно-методический комплекс «ТОЭ» как средство повышения качества учебного процесса / Cовременные материалы, техника и технология: материалы Международной научно-практической конференции / редкол.: Горохов А.А. (отв. Ред.); Юго-Зап. Гос. Ун-т. Курск, 2011, с.211- 216. 2. Каргапольцева Н.А., Семенова Н.Г. Мультимедиа в образовании. Научно-методические рекомендации. – Челябинск: Изд-во Южно-Уральского отделения РАО, 2003. – 110 с. 3. Лейченко Ю.Д. Система компьютерного тестирования по дисциплине «Основы теории цепей». – Томск: Известия высших учебных заведений «Физика», 2010, №9/3, с.296-297. |
Применение мультимедиа – технологий в лекционном курсе «электротехника... Дополнительная образовательная программа: Начальное техническое творчество “Электрифицированная игрушка” | Под общей редакцией С. А. Ляшко Е. В. Сухорукова — доц., канд пед наук; С. И. Шумарин — доц., канд филол наук; В. В. Назаров — доц., канд ист наук; А. И. Золотухин... | ||
К пенополистиролу Журба О. В., -аспирант, Архинчеева Н. В., канд хим наук, доц., Щукина Е. Г., канд техн наук, доц., Константинова К. К., канд хим... | Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010 С. К. Ашванян, д-р экон наук, проф. (тема 3); Т. А. Сапожникова, канд экон наук, доц. (предисловие, тема 2); Е. А. Плосконосова,... | ||
Учебное пособие Для студентов вузов в 2-х частях С. К. Ашванян, д-р экон наук, проф. (раздел 4,7); Т. А. Сапожникова, канд экон наук, доц. (введение, раздел 5,9 ); Е. А. Плосконосова,... | Перспетивы развития геотермальной энергетики ракитянский Е. М. Научный... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Динамическая модель мобильного колесного робота Сатышев А. С., Каптюк... «Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан | Основные понятия синергетики ошаева Е. А., Забурская А. В, научный... Участие в экскурсии по г. Тамбов (вариант «да» может быть выбран только для докладов с оплатой оргвзноса) | ||
Применение мучных многокомпонентных смесей для производства функциональных... «Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое... | Безопасность использования цианистого водорода кондратьева Н. С.... Контактный телефон (с указанием кода города и страны), факс, почтовый адрес (с указанием индекса) | ||
Эффективность применения плитно-рамных фундаментов для актуальных... Использование интерактивной доски Smart Board и программного обеспечения Notebook | Применение утепленных отмосток для снижения деформаций пучения малозаглубленных... Использование интерактивной доски Smart Board и программного обеспечения Notebook | ||
Монолитной обделки тоннелей фиброармированием бетона Стаканов И.... Внесены всесоюзным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом гидротехники имени Б. Е. Веденеева | Методические указания к практическим работам по дисциплине «пожарная техника» Морозов А. С., преподаватель кафедры тхо, канд техн наук, Львов Д. Л. зав кафедрой тхо, канд техн наук | ||
Проблемы современного маркетинга разуваева К. С., Молчанова О. Н.,... Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | И выполнению выпускной Иу в. Д. Козловским, канд экон наук, доц., проф. Иу н. В. Зыковой, канд экон наук, проф. Иу е. Э. Осиповой, доц. Иу е. Ю. Ветошкиным... |