План-конспект урока
Тема урока «Файл и файловая система»
Класс: 8
Учитель: Прокопьев Валерий Викторович
Методист: Гончаров Владимир Борисович
Практикант: Форсель Андрей Александрович
Предмет: информатика
Цели урока:
Обучающая:
познакомить с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу.
Развивающая:
формирование умения составлять дерево файловой системы;
формирование умения отслеживать путь по файловой системе;
развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.
Воспитательная
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Ход урока
Цели урока (слайд1)
Организационный момент:
Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока.
Актуализация знаний:
У: Ответьте на вопросы:
Что такое программное обеспечение компьютера? (совокупность всех программ, установленных на компьютере)
А для чего нам необходимы программы? (для обработки различных данных)
Что такое данные? (данные – это информация, представленная в пригодном для компьютера виде – двоичном коде)
Какие вы знаете виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая, видео)
А как вы думаете, где в компьютере хранятся все программы и данные (в долговременной (внешней памяти), т. е на дисках)
Итак, все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов. Любому пользователю, работающему на компьютере, приходится иметь дело с файлами. На этом уроке мы рассмотрим, что такое файлы и файловые системы.
Теоретическая часть.
Объяснение нового материала:
Чтобы понять, что такое файл, давайте рассмотрим простой пример. (Слайд 2)
Каждый из нас хотя бы один раз в жизни бывал на вокзале в камере хранения.
Как выглядит камера хранения?
В ней стоят стеллажи с ячейками, каждая ячейка имеет строго свой номер, в которой можно оставлять вещи на хранение. Работник камеры хранения регистрирует в журнале данные пассажира и номер ячейки, которую он занял.
В компьютере материальными носителями являются, магнитные диски, лазерные и т.д.
Для того чтобы на диске можно было хранить файлы, диск должен быть предварительно отформатирован. В процессе форматирования на диске выделяются концентрические дорожки, которые в свою очередь, делятся на секторы. Каждой дорожке и каждому сектору присваивается свой порядковый номер.
Данные подобно вещам в камере хранения распределяются по свободным областям носителя. Можно сказать, что файл - это совокупность данных, хранящихся на внешнем носителе.
Файл - это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.
Предлагает записать определение в опорный конспект. (Слайд 3)
Любой объект обладает именем и характеризуется определёнными параметрами. (Слайд4)
Так, если в качестве объекта рассмотреть ребёнка, то его характеристиками могут являться: полное имя, возраст, рост и т.д. Полное имя ребёнка состоит из имени и фамилии. Имя ему дают родители. Фамилию для ребёнка не придумывают, она передаётся от родителей. Фамилия говорит о том, к какой семье он принадлежит, часто от фамилии можно судить о национальности человека.
Файл, как и любой объект, тоже надо как-то назвать. Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании. Подобно фамилии человека, по типу файла можно судить о том, какого вида данные в нём содержаться: текст, графика, звук или программа. Вместо слова «тип» используют слово «расширение».
(Слайд 5)
Имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита и пробелов. Имя файла не может содержать запрещенные символы: /\:*?»<>|.
(Слайд 6)
Существуют международные соглашения, определяющие, какое обозначение типа принять в том или ином случае. Этот позволят легко ориентироваться среди разнообразных файлов.
Одному из учеников было задано домашнее задание. Найти существующие типы файлов. Давайте вместе заполним таблицу:
Тип
| Значение
| *.exe или *.com
| Исполнительные файлы (запускает программу)
| *.sys, *.drv
| Системные файлы
| *.doc, *.txt
| Файл содержит текстовую информацию
| *.bmp, *.jpg, *.gif
| Файл содержит графическую информацию
| *.avi
| Файл содержит видеоизображение
| *.wav, *.mp3, *.mid
| Файл содержит звуковую информацию
| *.bac, *.pas
| Файлы на языке программирования
| *.zip, *.rar
| Архивные
| (Слайд 7) Параметры файлов
Название параметра
| Значение параметра
| Имя
| Проба
| Моё фото
| Футбол
| Тип
| DOC
| BMP
| EXE
| Значок
|
|
|
| Размер
| 5 Кбайт
| 12 Кбайт
| 4 Кбайт
| Дата и время создания
| 09.03.2007
12:30
| 15.07.2006 15:46
| 21.09.2007
13:31
| (Слайд 8) На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.
Файловая система - это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. Файловые структуры бывают простыми и многоуровневыми (иерархическими).
Для дисков с небольшим количеством файлов, может использоваться одноуровневая файловая система, когда каталог диска (оглавление) представляет собой последовательность имен файлов и соответствующих номеров начальных секторов.
(Слайд9) Многоуровневая (иерархическая) система представляет собой систему вложенных папок. В каждой папке могут хранится папки нижнего уровня и файлы.
(Слайд10) Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу. Путь к файлу – последовательность папок, начиная от самой верхней и заканчивая той, в которой непосредственно хранится файл. В путь к файлу входят записываемые через разделитель «\» логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых находится данный нужный файл.
(Слайд12) Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла.
Задания: (Слайд12) Задание 1. Что может храниться в следующих файлах? House.doc House.bmp
(Слайд 13) Задание 4. Придумай имя файла, в котором будет храниться изображение твоего любимого литературного героя. Выдели собственно имя и расширение.
Задание 5. Придумай имя файла, в котором будет храниться сочинение по русскому языку. Выдели собственно имя и расширение.
Задание 6. Придумай имя файла, в котором может быть записана твоя любимая песня. Выдели собственно имя и расширение.
(Слайд14)Задание 7. Ниже указаны имена файлов. Выбери из них имена текстовых файлов, графических файлов, программ. aaa.bmp, leto.doc, mama.jpg, ura.wav, dog.txt, cat.jpg, boy.exe, music.txt, bоок.mpЗ, box.exe, game.bmp, vopros.wav, otvet.txt. Ответы: leto.doc, dog.txt, music.txt, otvet.txt - текстовые; aaa.bmp, mama.jpg, cat.jpg, game.bmp - графические; boy.exe, box.exe - программы.
(Слайд 15)Задание 8. Отдели имена файлов от имен папок, неправильные имена пропускай. Lettet.txt, Book, Name*2, List.doc, 2006 год, Windows.jpg, Windows, Dom.doc. Ответ: файлы - Lettet.txt, List.doc, Windows.jpg, Dom.doc; папки - Book, 2006 год, Windows. (Слайд16) Задание 9
Записать полные имена всех файлов. (Слайд17)Задание 10
Откройте учебник на стр. 53 и скажите на сколько дорожек разбивается при форматировании гибкий диск (80 дорожек)
Количество секторов на одной дорожке (18 секторов)
Информационная емкость одного сектора (512 байт)
Количество сторон -2.
Домашнее задание. Рассчитайте информационную емкость гибкого диска, & 2.3.1. и 2.3.2 (Слайд 18)Подведение итогов.
Предлагает еще раз вспомнить определения понятий:
файл;
расширение файлов;
файловая система;
файловая структура,
путь к файлу,
операции над файлами.
|