«Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы»





Скачать 426.22 Kb.
Название«Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы»
страница1/6
Дата публикации30.09.2013
Размер426.22 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Информатика > Конкурс
  1   2   3   4   5   6

«Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы»

Трехгорный

2010 г.

Городской конкурс профессионального мастерства «Учитель года»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Муниципальная общеобразовательная

школа №109»

«Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы»

Трехгорный

2010 г.

Городской конкурс профессионального мастерства «Учитель года»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Муниципальная общеобразовательная

школа №109»


Описание опыта работы по теме:

«Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы»


Выполнила: Копытова Ольга Геннадьевна

учитель математики, информатики и ИКТ

МОУ «СОШ №109»



Трехгорный

2010 г.


Оглавление


I.Введение 13

II.Содержание инновационного педагогического опыта работы. 20

1.Теоретические аспекты включения робототехники в образовательное пространство 20

2.Общая структура действий по внедрению робототехники в образовательное пространство 22

3.Материально-техническая база опыта 23

4.Цели обучения робототехнике 23

5.Взаимодействие «Учитель - ученик» в курсе 26

6.Воспитательная составляющая в курсе. 27

7.Формы и методы организации обучения робототехнике. 28

8.Управление процессом внедрения курса 31

9. Результаты внедрения курса 32

III. Заключение 35

IV.Список литературы 38

VI.Список приложений к опыту работы. 40

Приложение №1. Описание конструкторов Лего, применяемых в курсе. 41

Приложение № 2. Программа кружка «Основы робототехники. Конструктор LEGO Перворобот» на 1-2 год обучения. Конспект занятия. 44

Приложение №4. Программа элективного курса «Программирование в робототехнике». Конспект занятия. 46

Приложение №5. Тематическое планирование тем курса информатики и ИКТ. 47

Приложение №6. Копии дипломов, благодарностей учителю. Копии свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации. 48

Приложение №7. Взаимодействие учителя с социумом. 49

Приложение № 8. Значение индикативных показателей 52



«Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе».

Г. Галилей
  1. Введение


Анализ исходного состояния деятельности учителя на основе выявления противоречий

Мой педагогический стаж работы 15 лет. Из них 12 лет я работаю в МОУ «СОШ №109» учителем информатики и математики.

С 2005 года наша школа является ОЭП по теме «Проектная деятельность как основа формирования ключевых компетенций учащихся в условиях образовательного пространства МОУ «СОШ №109». Коллективом принята программа развития «Компетентностный подход как средство формирования социально успешной личности» на период 2005-2010 годов. Как учитель, ведущий непрофильный предмет «Информатика и ИКТ» в профильном социально-гуманитарном классе, я включилась в работу школы в рамках областной экспериментальной площадки, программы развития по направлению информатизация системы образования.

В рамках федерального проекта «Информатизация системы образования» в 2005 году в школе составлена программа информатизации школы, которая реализуется и в настоящее время. В рамках национального проекта «Образование» школа была оснащена современным компьютерным оборудованием, а в 2007 году в школы Челябинской области были поставлены первые лего-конструкторы «Перворобот». Как учитель информатики, я, конечно же, сразу начала процесс освоения нового оборудования и применения его в образовательном процессе.

На момент начала освоения основ робототехники в моей работе наметился ряд противоречий:

  1. Во время появления первых наборов RCX в школе учитель и ученики оказались в информационном вакууме: источники информации по теме «Робототехника» в сети на русском языке исчислялись единицами, не было ни разработанных программ, ни пособий. Учителя остро нуждались в курсах повышения квалификации по данному направлению. Четко обозначилось несоответствие между необходимостью включения робототехники в образовательный процесс для приобретения учащимися образовательных результатов, востребованных на рынке труда, и неразработанностью этих вопросов в педагогической науке. Данное противоречие определило актуальность моего опыта на научно-теоретическом уровне.

  2. Требования времени и общества к информационной компетентности учащихся постоянно возрастают. Ученик должен быть мобильным, современным, готовым к разработке и внедрению инноваций в жизнь. Однако реальное состояние сформированности информационной компетентности моих учеников (в контексте применения робототехники) не позволяло им соответствовать указанным требованиям. Данное противоречие определило актуальность моего опыта на социально-педагогическом уровне.

  3. Все изученные мной источники по применению наборов «Перворобот», базировались на подготовке учащихся к различным этапам (муниципальным, региональным) международных состязаний лего-роботов (World Robot Olympiad). Однако в период между соревнованиями необходимо обеспечить эффективное обучение учащихся азам робототехники и применению полученных знаний для разработки и внедрения инноваций в дальнейшей жизни. При этом методических пособий для обучения учащихся на различных ступенях обучения не было. То есть возникла острая необходимость их разработки, внедрения и апробации. Данное противоречие определило актуальность моего опыта на научно-методическом уровне.

«Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире»

Д. А. Медведев

Информатизация всех сфер общества, интенсификация учебной деятельности определяют процесс модернизации и новое видение роли основного общего образования. Целью политики модернизации в среднесрочной перспективе, как отмечалось в Федеральной программе развития образования на 2006-2010 гг., является «обеспечение конкурентоспособности России на мировом уровне». Правительственная стратегия модернизации образования предполагает обновление содержания образования на основе «ключевых компетенций», которые в личностном плане проявляются как компетентности. Ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи. Такую компетентностную стратегию образования легко реализовать в образовательной среде робототехника.

Таким образом, актуальность моего опыта определяется возрастанием следующих противоречий: социально-педагогического характера – между требованиями общества модели выпускника современной школы и реальным уровнем сформированности ключевых компетенций учащихся; научно-теоретического характера – между включения робототехники в образовательный процесс для приобретения учащимися образовательных результатов, востребованных на рынке труда, и неразработанностью этих вопросов в педагогической науке; научно-методического характера – между большим потенциалом курса робототехники для осуществления деятельностного подхода в образовании, и недостаточностью содержательно-методического обеспечения процесса формирования искомой компетентности учащихся в теории и практике.

Из противоречий вытекает проблема опыта: как обеспечить эффективное изучение курса робототехники и практическое применение учениками знаний этого курса для разработки и внедрения инноваций в дальнейшей жизни?

Важность и актуальность проблемы послужили основанием для определения темы опыта: «Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы».

Цель опыта: Определить место и роль робототехники в современной школе. Теоретически разработать и экспериментально апробировать пути внедрения робототехники в образовательное пространство школы.

Объект опыта: образовательные результаты учеников в области робототехники, актуальные на рынке труда. Готовность выпускников школы к разработке и внедрению инноваций в дальнейшей жизни.

Предмет опыта: педагогическое обеспечение процесса внедрения робототехники в образовательное пространство школы.

Сущность опыта состоит в том, чтобы разработать программы разделов курса и методические материалы для учителя и учащихся.

Конечный практический результат опыта: успешное внедрение робототехники в образовательное пространство школы.

Начиная работу по заявленной теме, я выдвинула следующую гипотезу: Формирование информационной компетентности учащихся (в контексте применения робототехники) будет успешным при выполнении следующих условий:

  1. Готовности учителя к самообразованию.

  2. Необходимо пересмотреть используемые технологии, средства и методы обучения и выбрать наиболее подходящие при изучении основам робототехники.

  3. Необходимо четко определить место и роль робототехники в образовательном пространстве школы.

  4. Успешность реализации определяется комплексом педагогических условий:

  • разработка курса «Образовательная робототехника»;

  • включение курса в учебный и внеучебный процесс.

В соответствии с целью опыта и выдвинутой гипотезой передо мной ставились следующие задачи:

  • Определить роль и место робототехники в современной школе.

  • Определить тему самообразования как «Изучение основ робототехники, условий и возможностей встраивания ее в образовательный процесс»

  • Изучить основы лего-конструирования и программирования.

  • Рассмотреть возможные пути внедрения робототехники в образовательное пространство школы и выбрать оптимальный.

  • Разработать курс «Образовательная робототехника» и апробировать в учебном и внеучебном процессе.

  • Обобщить и распространить опыт внедрения и использования робототехнологий в образовательном процессе.

Нормативно-правовая база опыта:

  • Федеральные законы «Об образовании», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

  • Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г.

  • Федеральная программа развития образования до 2010 г.

  • Национальный проект «Информатизация системы образования»

  • Стандарты по информатике и ИКТ основного общего и среднего (полного) образования профильного уровня.

  • Примерные программы по информатике и ИКТ основного общего и среднего (полного) об образовании базового и профильного уровня..

  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей Министерства образования РФ №06-1844 от 11.12.2006г.;

  • Программа развития школы «Компетентностный подход как средство формирования социально успешной личности» на период 2005-2010 годов.

  • Программа информатизации школы на 2005-2010 гг.

  • Устав МОУ «СОШ №109».

Теоретико-методологическая основа опыта: теория учебной деятельности (А. Н. Леонтьев и др.), теория методов обучения (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер и др.); теория педагогических систем (В. П. Беспалько, Ю. А. Конаржевский).

Существенным образом работа опиралась на труды, посвященные: классификации форм обучения (В. А. Сластенин, В. К. Дьячеко, И. М. Чередова), методике обучения информатике (Л. Л. Босова, А. А. Кузнецов и др.); использованию мультимедиа при формировании компетентностей (О. Г. Смолянинова); методу учебных проектов (Е. С. Полат); современной дидактике (М. М. Поташник, А. В. Хуторской, Г. К. Селевко).

Основной отправной точкой при создании курса стали труды коллег по основам робототехники: Ю. А. Выдриной г. Чебаркуль, С. Г. Шевалдиной г. Аша, Л. Е. Соловьевой г. Миасс, С. А. Филиппова г. Санкт- Петербург.

Этапы становления опыта:

На первом этапе (2006-2007 г.) – осуществлялся поиск необходимой информации, знакомство с лего-конструкторами «Перворобот», изучалась роль и место курса робототехники. Определялись объект, предмет, цель, задачи и база опыта, происходил подбор методик и технологий обучения учащихся.

На втором этапе (2007-2008 г.) – происходило обучение автора основам робототехники, разрабатывались программы работы кружка на первый и второй годы обучения, выбирались наиболее подходящие технологии, средства и методы обучения при изучении основам робототехники.

На третьем этапе (2008-2009 г.) – создавались учебно-методические материалы для занятий кружка, их апробация и внедрение, разрабатывались программы элективного курса «Программирование в робототехнике», изучались возможности встраивания робототехники в предмет «Информатика и ИКТ», определялись разделы курса информатики и ИКТ, на которых возможно применение робототехники.

На четвертом этапе (2010-2011 г.) – разработаны программы работы кружка на третий и четвертый годы обучения и учебно-методических материалов к ним, создаются учебно-методические материалы для занятий элективного курса, разрабатывается комплекс уроков и методических материалов для встраивания основ робототехники в разделы курса информатики и ИКТ.

Распространение опыта происходило на втором и третьем этапах.

Новизна опыта состоит в том, что:

  • Изучено и определено место и роль робототехники в современной школе.

  • Рассмотрены технологии и методы обучения и выбраны наиболее подходящие при изучении основам робототехники.

  • Разработан, апробирован и внедрен курс «Образовательная робототехника» во внеучебный процесс.

  • Разработаны методы встраивания робототехники в курс информатики и ИКТ.

Теоретическая значимость опыта заключается в:

  • определении места и роли робототехники в образовательном пространстве школы;

  • обосновании технологий, форм и методов обучения основам робототехники;

  • определении тем курса информатика и ИКТ, для встраивания образовательной робототехники.


Практическая значимость опыта заключается в:

  • разработке структуры курса «Образовательная робототехника» для ее внедрения в образовательное пространство школы;

  • разработанных методических материалов, для внедрения робототехники в образовательное пространство школы, которые могут быть использованы любой школой в работе.

Комплекс условий, обеспечивающий распространение опыта.

  1. Готовность педагога к постоянному самообразованию, повышению своей профессиональной компетентности в области высоких технологий, развитие информационной культуры учителя, готового решать новые педагогические задачи. Прохождение курсов повышения квалификации в различной форме (очная и дистанционная).

  2. Развитая учебно-методическая база учреждения (наличие современных компьютерных классов, АРМ учителя предметника, наличие достаточного количества конструкторов, ПО к ним, полей для соревнований, выхода в Интернет, наличие интерактивных средств обучения)

  3. Востребованность данного курса педагогами школы, города, области, активно внедряющих данное направление в образовательное пространство школ.

  4. Выступление педагога по обобщению опыта на семинарах, видеоконференциях различного уровня.

Индикативными показателями успешности опыта, считаю:

  1. Показатели мотивации учебной деятельности.

  2. Показатели сформированности ОУУН.

  3. Результаты участия в олимпиадах и конкурсах по робототехнике.


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы»
«Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы» iconЛарионова Т. П., главный специалист оипп гоу тоиуу роль и место робототехники...
С тех пор и до сих пор постоянно растет количество молодых ученых и специалистов, которые в этом участвуют
«Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы» iconСоздание рабочей программы по технологии с использованием робототехники
В нашей школе нет условий для создания мастерских по дерево- и металлообработке. Но исключать предмет «технология» из учебного плана...
«Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель экспериментальной деятельности: разработка комплекта дидактических и методических материалов по использованию робототехники...
«Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы» icon"Применение робототехники в хирургии. Преимущества и недостатки системы Да Винчи"
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский Государственный Медицинский...
«Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы» iconИспользование робототехники при тушении лесных пожаров
Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний)
«Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы» icon«Образовательное пространство школы как ресурс формирования социальной...
В детской школе гбоу цо №1602 в 2012 2013 учебном году функционировало 11 классов начальной школы. Число учащихся, обучающихся в...
«Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы» iconЦентра образовательной робототехники в мбоу «сош №109» в 2013-2014 учебном году
Составить план-график участия учащихся в муниципальных, региональных соревнованиях по робототехнике
«Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы» iconЧитать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать....
В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом...
«Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Лопота виталий Александрович, член-корреспондент ран, д т н., проф., Гнц РФ цнии робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург,...
«Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы» iconКонструктор ПервоРобот поможет в курсе технологии средней школы освоить...
Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать...
«Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особенно актуальным становится материал по всеобщей истории в современной российской школе, так как усиливаются тенденции ее интеграции...
«Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Набор поставляется в пластиковом контейнере с крышкой. Элементы набора должны быть совместимы с конструктивными элементами базового...
«Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы» iconФгос впо рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины основы робототехники

«Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы» iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Роль Китая в современной мировой экономике. Место постсоветского пространства в региональной экономической стратегии Китая. 7
«Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сургуте может быть эффективным только в 2015 году. В 2013 и в 2014 необходимо укрепить мтб в оу, организовать кпк для педагогов и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск