Скачать 426.22 Kb.
|
«Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы» Трехгорный 2010 г. Городской конкурс профессионального мастерства «Учитель года» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Муниципальная общеобразовательная школа №109» «Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы» Трехгорный 2010 г. Городской конкурс профессионального мастерства «Учитель года» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Муниципальная общеобразовательная школа №109» Описание опыта работы по теме: «Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы» Выполнила: Копытова Ольга Геннадьевна учитель математики, информатики и ИКТ МОУ «СОШ №109» Трехгорный 2010 г. ОглавлениеI.Введение 13 II.Содержание инновационного педагогического опыта работы. 20 1.Теоретические аспекты включения робототехники в образовательное пространство 20 2.Общая структура действий по внедрению робототехники в образовательное пространство 22 3.Материально-техническая база опыта 23 4.Цели обучения робототехнике 23 5.Взаимодействие «Учитель - ученик» в курсе 26 6.Воспитательная составляющая в курсе. 27 7.Формы и методы организации обучения робототехнике. 28 8.Управление процессом внедрения курса 31 9. Результаты внедрения курса 32 III. Заключение 35 IV.Список литературы 38 VI.Список приложений к опыту работы. 40 Приложение №1. Описание конструкторов Лего, применяемых в курсе. 41 Приложение № 2. Программа кружка «Основы робототехники. Конструктор LEGO Перворобот» на 1-2 год обучения. Конспект занятия. 44 Приложение №4. Программа элективного курса «Программирование в робототехнике». Конспект занятия. 46 Приложение №5. Тематическое планирование тем курса информатики и ИКТ. 47 Приложение №6. Копии дипломов, благодарностей учителю. Копии свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации. 48 Приложение №7. Взаимодействие учителя с социумом. 49 Приложение № 8. Значение индикативных показателей 52 «Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе». Г. Галилей Анализ исходного состояния деятельности учителя на основе выявления противоречий Мой педагогический стаж работы 15 лет. Из них 12 лет я работаю в МОУ «СОШ №109» учителем информатики и математики. С 2005 года наша школа является ОЭП по теме «Проектная деятельность как основа формирования ключевых компетенций учащихся в условиях образовательного пространства МОУ «СОШ №109». Коллективом принята программа развития «Компетентностный подход как средство формирования социально успешной личности» на период 2005-2010 годов. Как учитель, ведущий непрофильный предмет «Информатика и ИКТ» в профильном социально-гуманитарном классе, я включилась в работу школы в рамках областной экспериментальной площадки, программы развития по направлению информатизация системы образования. В рамках федерального проекта «Информатизация системы образования» в 2005 году в школе составлена программа информатизации школы, которая реализуется и в настоящее время. В рамках национального проекта «Образование» школа была оснащена современным компьютерным оборудованием, а в 2007 году в школы Челябинской области были поставлены первые лего-конструкторы «Перворобот». Как учитель информатики, я, конечно же, сразу начала процесс освоения нового оборудования и применения его в образовательном процессе. На момент начала освоения основ робототехники в моей работе наметился ряд противоречий:
«Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» Д. А. Медведев Информатизация всех сфер общества, интенсификация учебной деятельности определяют процесс модернизации и новое видение роли основного общего образования. Целью политики модернизации в среднесрочной перспективе, как отмечалось в Федеральной программе развития образования на 2006-2010 гг., является «обеспечение конкурентоспособности России на мировом уровне». Правительственная стратегия модернизации образования предполагает обновление содержания образования на основе «ключевых компетенций», которые в личностном плане проявляются как компетентности. Ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи. Такую компетентностную стратегию образования легко реализовать в образовательной среде робототехника. Таким образом, актуальность моего опыта определяется возрастанием следующих противоречий: социально-педагогического характера – между требованиями общества модели выпускника современной школы и реальным уровнем сформированности ключевых компетенций учащихся; научно-теоретического характера – между включения робототехники в образовательный процесс для приобретения учащимися образовательных результатов, востребованных на рынке труда, и неразработанностью этих вопросов в педагогической науке; научно-методического характера – между большим потенциалом курса робототехники для осуществления деятельностного подхода в образовании, и недостаточностью содержательно-методического обеспечения процесса формирования искомой компетентности учащихся в теории и практике. Из противоречий вытекает проблема опыта: как обеспечить эффективное изучение курса робототехники и практическое применение учениками знаний этого курса для разработки и внедрения инноваций в дальнейшей жизни? Важность и актуальность проблемы послужили основанием для определения темы опыта: «Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы». Цель опыта: Определить место и роль робототехники в современной школе. Теоретически разработать и экспериментально апробировать пути внедрения робототехники в образовательное пространство школы. Объект опыта: образовательные результаты учеников в области робототехники, актуальные на рынке труда. Готовность выпускников школы к разработке и внедрению инноваций в дальнейшей жизни. Предмет опыта: педагогическое обеспечение процесса внедрения робототехники в образовательное пространство школы. Сущность опыта состоит в том, чтобы разработать программы разделов курса и методические материалы для учителя и учащихся. Конечный практический результат опыта: успешное внедрение робототехники в образовательное пространство школы. Начиная работу по заявленной теме, я выдвинула следующую гипотезу: Формирование информационной компетентности учащихся (в контексте применения робототехники) будет успешным при выполнении следующих условий:
В соответствии с целью опыта и выдвинутой гипотезой передо мной ставились следующие задачи:
Нормативно-правовая база опыта:
Теоретико-методологическая основа опыта: теория учебной деятельности (А. Н. Леонтьев и др.), теория методов обучения (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер и др.); теория педагогических систем (В. П. Беспалько, Ю. А. Конаржевский). Существенным образом работа опиралась на труды, посвященные: классификации форм обучения (В. А. Сластенин, В. К. Дьячеко, И. М. Чередова), методике обучения информатике (Л. Л. Босова, А. А. Кузнецов и др.); использованию мультимедиа при формировании компетентностей (О. Г. Смолянинова); методу учебных проектов (Е. С. Полат); современной дидактике (М. М. Поташник, А. В. Хуторской, Г. К. Селевко). Основной отправной точкой при создании курса стали труды коллег по основам робототехники: Ю. А. Выдриной г. Чебаркуль, С. Г. Шевалдиной г. Аша, Л. Е. Соловьевой г. Миасс, С. А. Филиппова г. Санкт- Петербург. Этапы становления опыта: На первом этапе (2006-2007 г.) – осуществлялся поиск необходимой информации, знакомство с лего-конструкторами «Перворобот», изучалась роль и место курса робототехники. Определялись объект, предмет, цель, задачи и база опыта, происходил подбор методик и технологий обучения учащихся. На втором этапе (2007-2008 г.) – происходило обучение автора основам робототехники, разрабатывались программы работы кружка на первый и второй годы обучения, выбирались наиболее подходящие технологии, средства и методы обучения при изучении основам робототехники. На третьем этапе (2008-2009 г.) – создавались учебно-методические материалы для занятий кружка, их апробация и внедрение, разрабатывались программы элективного курса «Программирование в робототехнике», изучались возможности встраивания робототехники в предмет «Информатика и ИКТ», определялись разделы курса информатики и ИКТ, на которых возможно применение робототехники. На четвертом этапе (2010-2011 г.) – разработаны программы работы кружка на третий и четвертый годы обучения и учебно-методических материалов к ним, создаются учебно-методические материалы для занятий элективного курса, разрабатывается комплекс уроков и методических материалов для встраивания основ робототехники в разделы курса информатики и ИКТ. Распространение опыта происходило на втором и третьем этапах. Новизна опыта состоит в том, что:
Теоретическая значимость опыта заключается в:
Практическая значимость опыта заключается в:
Комплекс условий, обеспечивающий распространение опыта.
Индикативными показателями успешности опыта, считаю:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Роль и место робототехники в современной школе. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы» | Ларионова Т. П., главный специалист оипп гоу тоиуу роль и место робототехники... С тех пор и до сих пор постоянно растет количество молодых ученых и специалистов, которые в этом участвуют | ||
Создание рабочей программы по технологии с использованием робототехники В нашей школе нет условий для создания мастерских по дерево- и металлообработке. Но исключать предмет «технология» из учебного плана... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель экспериментальной деятельности: разработка комплекта дидактических и методических материалов по использованию робототехники... | ||
"Применение робототехники в хирургии. Преимущества и недостатки системы Да Винчи" Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский Государственный Медицинский... | Использование робототехники при тушении лесных пожаров Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний) | ||
«Образовательное пространство школы как ресурс формирования социальной... В детской школе гбоу цо №1602 в 2012 2013 учебном году функционировало 11 классов начальной школы. Число учащихся, обучающихся в... | Центра образовательной робототехники в мбоу «сош №109» в 2013-2014 учебном году Составить план-график участия учащихся в муниципальных, региональных соревнованиях по робототехнике | ||
Читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать.... В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом... | Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Лопота виталий Александрович, член-корреспондент ран, д т н., проф., Гнц РФ цнии робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург,... | ||
Конструктор ПервоРобот поможет в курсе технологии средней школы освоить... Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Особенно актуальным становится материал по всеобщей истории в современной российской школе, так как усиливаются тенденции ее интеграции... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Набор поставляется в пластиковом контейнере с крышкой. Элементы набора должны быть совместимы с конструктивными элементами базового... | Фгос впо рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины основы робототехники | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Роль Китая в современной мировой экономике. Место постсоветского пространства в региональной экономической стратегии Китая. 7 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сургуте может быть эффективным только в 2015 году. В 2013 и в 2014 необходимо укрепить мтб в оу, организовать кпк для педагогов и... |