Овчинникова Л. И





Скачать 71.23 Kb.
НазваниеОвчинникова Л. И
Дата публикации02.10.2013
Размер71.23 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Овчинникова Л.И.
Цель технологии критического мышления - научить работе с текстом, в котором информация понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом учащихся, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.

В структуре урока выделяется три стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии. На стадии вызова из памяти учеников актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом (сочетается индивидуальная работа и работа в парах; роль учеников в образовательном процессе активизируется, формируется личный интерес). На стадии осмысления учащийся изучает и систематизирует новую информацию, получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации; происходит формирование собственной позиции. На стадии рефлексии (размышления) школьники закрепляют новые знания, пересматривают первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия (анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа). В ходе изучения новой темы, следуя инструкциям учителя, учащиеся заполняют таблицу "Знаю - хочу знать - узнал", а также составляют кластер, восстанавливают перепутанную логическую цепочку. Предлагаемые методические приемы определены с учетом возрастных особенностей обучаемых и слабым владениям данной технологии.

ТЕМА «ВЕТЕР» (VI КЛАСС)

Цели:

образовательные: формирование представлений об образовании ветра и причинах его возникновения; знакомство с видами ветров и графическим изображением наблюдений за направлением ветра;

развивающие: развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов;

воспитательные: обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности.
Оборудование: флюгер, анемометр, слайды, раздаточный, учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии VI кл. - М.;Дрофа 2003.

ХОД УРОКА




Методические рекомендации

II Стадия вызова

Сегодня мы продолжим знакомство с явлениями атмосферы. Интересуетесь ли вы прогнозом погоды?

Классу демонстрируется слайд с прогнозом погоды на предстоящие дни, на котором изображены температура и атмосферное явление.

Вопросы:

-Какие элементы погоды и почему в такой последовательности отражены в прогнозе?

-Какого явления не достает?

Ветер – это тема урока. С ветром вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный опыт.


Актуализация проблемы через слайд-шоу

Заполнение таблицы.

Лист №1

знаю

хочу знать

узнал

-движение

-сила

-скорость

-направление








Задание:

  • Впишите в первую колонку все, что знаете о ветре, используя только ключевые слова.

Обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.

Коллективное обсуждение завершилось, сверимся с информацией на слайдах.

Вторую колонку учащиеся заполняют самостоятельно.

Актуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала, расширение и систематизация знаний по изучаемому вопросу, слайд-шоу

Задание:

  • На основе содержания колонки(хочу знать) сформулируйте цели урока:

-выявить причины возникновения ветра;

-узнать от чего зависит сила, скорость, направление ветра;

-выяснить, как ведут наблюдения за ветром и обрабатывают полученные результаты.

Вписанные вопросы являются планом урока. Данный методический прием позволил подвести учащихся к формулировке цели урока. Использование раздаточного материала(лист№1) позволил рационально распределить время этапа и урока в целом

III Стадия осмысления

Попытаемся сформулировать определение ветра.

Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении.

Выделим ключевое слово и признаки.

Вопросы:

Какие причины могут вызвать это движение?

Опираясь на жизненный опыт, продемонстрированные слайды, учащиеся делают выводы:

- разная подстилающая поверхность(суша и море нагреваются по-разному);

- над сушей и морем разная температура;

- разное давление

-из-за разницы в давлении возникает движение воздуха(ветер).

Рассмотрение образования ветра днем.

Данный прием позволяет осознанно запомнить понятия. Основные выводы на слайд-шоу

Задание:

  • Смоделируйте ситуацию, откуда и куда, а также почему дует ветер ночью?

Формируем понятие «бриз» (дневной, ночью).

Можно ли в условиях класса смоделировать ветер и как это сделать?


Слайд-шоу

Опыт с воздушными шариками.

Учащиеся надувают шары, затем плавно выпускают из них воздух и поясняют, что из-за разности в давлении возникает ветер. Из шара, который больше надут, воздух выходит с большей скоростью(большая разница в атмосферном давлении).

Наиболее важные вопросы темы фиксируются на доске, создается логическая опора.

Данный эксперимент позволил учащимся проверить зависимость направления ветра от атмосферного давления


Слайд-шоу

Мы рассмотрели причины образования ветра. Отмечаем их на логической опоре:


В жизни мы встречаемся не с таким ветром, как моделировали.

Прием кластера. Цель: систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей. Учитывая первое знакомство учащихся с данным приемом, их возрастные особенности, используется поэтапная работа с кластером

Прослушайте отрывки из литературных произведений и ответьте на вопрос «О какой характеристике ветра идет речь?»:

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листвы.

(А.С Пушкин)

Сегодня старый ясень сам не свой,-

Как будто страшный сон его тревожит.

Ветвями машет, шевелит листвой,

А почему,- никто сказать не может.

(С.Я Маршак)

(Сила, скорость ветра)

Использование отрывков из литературных произведений – активное средство для развития мышления учащихся, Слайд-шоу

Знакомимся с силой и скоростью ветра,

Местными признаками их определения,

Используется форзац учебника.

Формулирование вывода. Скорость и сила

Ветра зависит от разницы в атмосферном

Давлении. Знакомство с флюгером и

анемометром. Нанесение на графическую

опору характеристик ветра, видов

ветра.

На листе №3 представлены результаты наблюдений за направлением ветра. По этим данным учимся строить графическое изображение (розу ветров).

Работа с розой ветров.

1.Какой вывод можно сделать по графическому изображению?

2.Для каких целей нужно знать розу ветров?

Дети с графиками не знакомы(на этом уроке получают только первоначальное представление), поэтому работа организована по инструкциям, Слайд-шоу

IV. Стадия рефлексии

1.В листе №1 заполняется третья колонка(узнал)


Данный прием позволяет учащимся систематизировать новые понятия, а учителю корректировать свою деятельность

Восстановление перепутанной логической цепочки.(правильный ответ: 2-1-4-3-5)

Прием «перепутанная логическая цепочка», целью которого является определение степени понимания учащимися логики изучаемых природных явлений через установление причинно-следственных связей(использовался на стадии рефлексии)


Смена дня и ночи 1

Вращение Земли вокруг оси 2

Различия в давлении 3





Различия в нагревании 4

Ветер 5



V. Домашнее задание

  • %39, с.120, в.3,4

  • По выбору

-написать эссе на тему «Что было бы на земле, если бы не стало ветра?»

-подготовить сообщение о видах ветра.

При формулировании домашнего задания осуществлена дифференциация с учетом интереса обучаемых. Работа в форме эссе является методическим приемом технологии критического мышления

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Овчинникова Л. И icon«Жестокие игры (проблемы школьных конфликтов)»
Овчинникова, Э. В. Методология и методика социологических исследований [Текст]: методические указания к семинарским занятиям для...
Овчинникова Л. И iconВ. М. Липкин, Т. В. Овчинникова международная научная конференция...
Академиков М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова Российской академии наук (г. Москва) и Филиале Института (г. Пущино, Московская область)...
Овчинникова Л. И iconВ. Т. Иванов, директор Института биоорганической химии им. М. М....
Ран в. Т. Иванов, Институт биоорганической химии им. М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова ран, Россия
Овчинникова Л. И iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов специальности «социология»
Овчинникова, Э. В. Методология и методика социологических исследований [Текст]: методические указания к семинарским занятиям для...
Овчинникова Л. И iconН. П. Овчинникова // Вестник гражданских инженеров. 2008. №2 (15). С. 5-10
Ч. 1 / Н. П. Овчинникова // Вестник гражданских инженеров. 2008. №2 (15). С. 5-10
Овчинникова Л. И icon;579. 23''315 вгк окп
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт биоорганической химии им. М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова
Овчинникова Л. И iconИ. А. Овчинникова Протокол №2 от 10. 02. 2012 г. Н. В. Давиденко «10»
Проведение заседания Районного методического совета по утверждению плана мероприятий Года российской истории
Овчинникова Л. И iconКлассические и современные социологические теории
Практикум по социологии [Текст]: задания к семинарским занятиям / Э. В. Овчинникова, Н. В. Григорьева, О. М. Маслова, Е. В. Яковлева...
Овчинникова Л. И iconДепратамента образования города москвы овчинникова елизавета
Недавняя история страны в произведениях е. Л. Шварца «голый король», «тень», «дракон» и а. Рыбакова «дети арбата»
Овчинникова Л. И iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовила и провела Овчинникова Т. Б. учитель нач классов моу «Средняя школа №35»
Овчинникова Л. И iconВикторина на тему «Любимый сказочный герой». Воспитатель 1 квалификационной...
Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание»
Овчинникова Л. И iconКнига предназначена для широкого круга читателей. Тм овчинникова...
История прокуратуры Курганской области в документах, фотографиях, воспоминаниях современников
Овчинникова Л. И iconМетодические разработки внеклассных мероприятий Министерство общего...
Ответственный за выпуск Овчинникова Марина Альбертовна, руководитель Научно-методического совета мкоу «сош №29»
Овчинникова Л. И iconИнформационный бюллетень для библиотек Самарской области. Вып. №11...
Библиосфера: информационный бюллетень для библиотек Самарской области. Вып. №11 / гбук соунб; отв за выпуск Н. М. Малкова, сост....
Овчинникова Л. И iconИспользование тестовых заданий на уроках информатики
Борчук А. В., Мосягина С. Ю., Овчинникова Н. П., Пушкина И. М., СмирноваЕ. В. Психология и педагогика: Методические рекомендации...
Овчинникова Л. И iconИсследовательская работа Автор: Овчинникова Диана Класс 1 мкоу «Павловская сош»
Сборник заданий к типовому расчету по математической статистике: учебно-методическое пособие/ Л. А. Секованова, Т. А. Андревкина,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск