Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балезинская средняя общеобразовательная школа №1» «Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки»





НазваниеМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балезинская средняя общеобразовательная школа №1» «Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки»
страница1/4
Дата публикации12.10.2013
Размер0.72 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Балезинская средняя общеобразовательная школа № 1»




«Информационно-библиотечный центр –
новая модель библиотеки»



Руководитель:

Пыжьянова Тамара Леонидовна,
заведующая школьной библиотекой МБОУ «Балезинская СОШ № 1»;

Авторский коллектив:

Алексеева Галина Вениаминовна,
заместитель директора по УВР
МБОУ «Балезинская СОШ № 1»;

Касимова Гульназ Шайхулловна,
социальный педагог
МБОУ «Балезинская СОШ № 1»;

Касимова Надежда Шамильевна,
заместитель директора по ИКТ
МБОУ «Балезинская СОШ № 1»
Паспорт

Наименование проекта

Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки

Цель программы

Создание информационной среды, реализующей принципы ФГОС 2 поколения, направленной на формирование у обучающихся читательской, ИКТ-компетентности обучающихся как совокупности знаний, умений, навыков поиска, оценки, организации и представления информации с использованием традиционных и новых информационных технологий, развитие учебной самостоятельности школьников и освоение обучающимися универсальных учебных действий.

Задачи программы

  1. Обновление содержания образования в рамках требований ФГОС 2 поколения.

  2. Обновление организационных форм, технологий и механизмов обеспечения читательской, ИКТ компетентности обучающихся в рамках основного образования.

  3. Формирование читательской компетентности обучающихся через систему дополнительного образования.

  4. Поддержка и развитие одаренных детей

  5. Накопление и организация фондов электронных ресурсов.

  6. Использования как в режиме on-line, так и в режиме локального доступа интернет-ресурсов.

  7. Организация широкого доступа к нормативным, правовым, справочным, библиотечным и прочим информационным ресурсам в сети Интернет.

  8. Развитие единого телекоммуникационного сетевого пространства сферы образования: ведение электронного каталога книг, учёта книг, создание электронных книг; ввод библиографических данных, отсканированных оглавлений и текстов, поиск книг по ключевым словам и фразам, просмотр, копирование оглавлений, текстов книг на компьютерах читателями, ведение статистики поиска и чтения.

  9. Реализация дистанционного обучения в информационно-библиотечном центре (ИБЦ) как одного из школьных подразделений.

  10. Повышение уровня компетентности педагогов, предоставление возможности дистанционного обучения с целью самообразования

  11. Развитие материально-технической базы ОУ, в том числе библиотечного центра.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

Удельный вес численности активно читающих детей.

Удельный вес численности обучающихся 4,9,11 классов, показывающих высокий уровень читательской компетентности.

Количество классов-комплектов, реализующих новые государственные образовательные стандарты, включающие в себя требования к уровню подготовки читательской и ИК компетентности выпускников различных ступеней общего образования и условия осуществления образовательной деятельности.

Удельный вес численности школьников, привлеченных через систему дополнительного образования к читательской и ИК компетентностям.

Удельный вес численности школьников, получающих образование через систему дистанционного обучения.

Удельный вес численности педагогов, повышающих квалификацию через систему дистанционного обучения.

Удельный вес численности педагогических работников, использующих технологии, формирующие читательскую и ИК компетентности.

Удельный вес численности педагогических работников, систематически применяющих инновационные технологии, в том числе информационные.

Удельный вес численности учащихся и педагогов, имеющих доступ к школьной электронной библиотеке.

Рост общего объема проектно-исследовательских работ, выполненных обучающимися в ОУ.

Удельный вес численности обучающихся и педагогов, участвующих в конкурсах и олимпиадах различных форм и уровней.

Удельный вес участия родителей, привлеченных через систему дополнительного образования к формированию читательской активности и ИК компетентности.

Удельный вес технической и методической оснащенности учебных кабинетов, классных комнат и школьной библиотеки.

Этапы реализации Проекта



1 этап – организационный апрель: декабрь 2012 г.

2 этап – реализация и корректировка проекта: 2013 – 2014гг.

3 этап – подведение итогов, корректировка, перспективы: июнь 2014г.

Объемы и источники финансирования Проекта

Общий объем финансирования Проекта в ценах соответствующих лет составляет 1,5 млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Увеличится количество активно читающих детей:

В классах первой ступени – с 60% до 100%,

В классах второй ступени – с 30% до 60%.

В классах третьей ступени – с 50% до 80%

Увеличится количество обучающихся 4, 9, 11 классов, показывающих высокий уровень читательской компетентности:

В классах первой ступени – с 55 % до 75%,

В классах второй ступени – с 60 % до 80%.

В классах третьей ступени – с 75% до 90%

Увеличится количество учеников, прослушавших курс «Основы библиотечно – библиографических знаний»:

С 50% до 85%.

Увеличится количество классов-комплектов, реализующих новые государственные образовательные стандарты, включающие в себя требования к уровню подготовки читательской компетентности выпускников различных ступеней общего образования и условия осуществления образовательной деятельности:

В классах первой ступени – с 8% до100%,

В классах второй ступени – до 8% до 22 %

Увеличится количество школьников, привлеченных через систему дополнительного образования к читательской компетентности:

В классах первой ступени – с 60% до 100%,

В классах второй ступени – с 30% до 90%.

В классах третьей ступени – с 50% до 90%

Увеличится количество педагогических работников, использующих технологии, формирующие читательскую компетентность:

С 90% до 100%

Увеличится количество педагогических работников, систематически применяющих инновационные технологии, в том числе информационные:

С 50% до 90%

Увеличится количество учащихся и педагогов, имеющих доступ к школьной электронной библиотеке:

С 0% до 30%

Увеличится количество проектных работ, выполненных обучающимися в ОУ:

С 70% до 90%

Увеличится количество исследовательских работ, выполненных обучающимися в ОУ:

С 8% до 20%

Увеличится количество родителей, привлеченных через систему дополнительного образования к формированию читательской активности:

С 70% до 90%

Увеличится количество мероприятий для родителей по формированию читательской активности учеников:

С 50% до 80%

Увеличится количество технической и методической оснащенности учебных кабинетов, классных комнат и школьной библиотеки:

С 56% до 100%

Адресаты

Обучающиеся 1- 11 классов, родители обучающихся, педагоги

Адрес организации

427550 Удмуртская Республика, п. Балезино, ул. К.Маркса, д. 30

Телефоны

8 (34166)5-19-50, 8 (34166)5-11-44

Директор

Варзегова Наиля Зинатуллаевна



Актуальность

Конец XX – начало XXI столетий характеризуется созданием мировой информационной структуры, развитием информационных технологий. Важным компонентом среды обитания человека становится информационное пространство. Но третье тысячелетие - это не только тысячелетие информационных технологий, но и непрерывного образования. В условиях, когда информация, получаемая школьниками и студентами в учебных заведениях, устаревает с геометрической прогрессией, возрастает роль компьютерных и Интернет-технологий, дистанционного образования, требующего постоянной работы участников педагогического процесса (учащихся и учителей) с мультимедиа- и Интернет-ресурсами.

Под влиянием демократических изменений в обществе происходят значительные изменения в образовании – от узко-дисциплинарного понимания целей образования происходит переход к более широкому гуманитарному пониманию, обучение становится личностно-ориентированным. Идет процесс создания новой школы современного этапа развития, где основной задачей становится не «заставить выучить», а «помочь развиться». В связи с внедрением в учебный процесс новой школы Интернет-технологий изменились и образовательные цели, которые в значительной степени теперь направлены на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации. Новая школа и новый учебный процесс предполагают внедрение новых форм работы и предусматривают новые роли: учителя как консультанта и ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации.

Меняется и роль библиотекаря школы: от человека, рекомендующего хорошую книгу и выдающего ее ученику, до специалиста в области новых информационных технологий, способного сотрудничать с учителями в разработке системного подхода к работе с информацией по учебным предметам с тем, чтобы с первых лет обучения учащихся в школе поиск и получение информации стали их повседневной потребностью.

Возникла настоятельная необходимость в кардинальных изменениях в организации информационной среды в школьном образовании, рассматриваемой как «динамичная система информационных полей взаимовлияний и взаимодействий участников образовательного процесса».

Школьная библиотека должна стать центром информационной образовательной среды школы. Именно здесь может быть предоставлен логически верный свободный доступ к Интернет для учения и самообразования всем участникам педагогического процесса, в том числе и во внеурочное время; здесь накапливаются и систематизируются все виды информации: книги, журналы, аудио- и видеосредства, Интернет-ресурсы. Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки обеспечит организацию широкого доступа к нормативным, правовым, справочным, библиотечным и прочим информационным ресурсам в сети Интернет; развитие единого телекоммуникационного сетевого пространства сферы образования; ведение электронного каталога книг, учёта книг, создание электронных книг; ввод библиографических данных, отсканированных оглавлений и текстов, поиск книг по ключевым словам и фразам, просмотр, копирование оглавлений, текстов книг на компьютерах читателями, ведение статистики поиска и чтения.

С появлением компьютера и подключения к Интернет в школьной библиотеке преобразуется не только рутинная работа библиотекаря, меняется тип предоставления нового вида услуг по работе с информацией за счет работы с электронным каталогом и образовательными мультимедиа- и Интернет-ресурсами; появляется возможность дистанционно образовываться как самому библиотекарю, так и пользователям библиотеки. Организация условий в школьной библиотеке на современном уровне – оснащение компьютерами и доступом к Интернет, установка электронного каталога, формирование фонда разнообразными мультимедийными средствами, и организация нового типа услуг по работе с информацией для учащихся и учителей преобразуют ее в современных тип школьной библиотеки – в библиотечно-информационный центр.
Цель ИБЦ:

Создание информационной среды, реализующей принципы ФГОС 2 поколения, направленной на формирование у обучающихся читательской, ИКТ компетентности обучающихся как совокупности знаний, умений, навыков поиска, оценки, организации и представления информации с использованием традиционных и новых информационных технологий, развитие учебной самостоятельности школьников и освоение обучающимися универсальных учебных действий.
Задачи:

  1. Обновление содержания образования в рамках требований ФГОС 2 поколения.

  2. Обновление организационных форм, технологий и механизмов обеспечения читательской, ИК компетентности обучающихся в рамках основного образования.

  3. Формирование читательской компетентности обучающихся через систему дополнительного образования.

  4. Поддержка и развитие одаренных детей.

  5. Накопление и организация фондов электронных ресурсов.

  6. Использования как в режиме on-line, так и в режиме локального доступа Интернет-ресурсов.

  7. Организация широкого доступа к нормативным, правовым, справочным, библиотечным и прочим информационным ресурсам в сети Интернет.

  8. Развитие единого телекоммуникационного сетевого пространства сферы образования: ведение электронного каталога книг, учёта книг, создание электронных книг; ввод библиографических данных, отсканированных оглавлений и текстов, поиск книг по ключевым словам и фразам, просмотр, копирование оглавлений, текстов книг на компьютерах читателями, ведение статистики поиска и чтения.

  9. Реализация дистанционного обучения в ИБЦ как одного из школьных подразделений.

  10. Повышение уровня компетентности педагогов, предоставление возможности дистанционного обучения с целью самообразования.

  11. Развитие материально-технической базы ОУ, в том числе библиотечного центра.


Участники проекта:

  1. Обучающиеся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Балезинская средняя общеобразовательная школа №1» (МБОУ «Балезинская СОШ № 1»);

  2. Педагоги Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Балезинская средняя общеобразовательная школа №1»;

  3. Родители обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Балезинская средняя общеобразовательная школа №1».


Механизм реализации проекта

Направления проекта

Мероприятия

Ответственные в ОУ

Разработка нормативно-правовой базы функционирования ИБЦ

Разработка Положения о ИБЦ

Режим работы ИБЦ

Функциональные обязанности участников внедрения и апробации ИБЦ

Заведующая библиотекой

Директор

Развитие материально-технической базы ОУ, в том числе библиотечного центра

Приобретение и установка компьютеров и моноблоков (не менее 20”/WiFi/LAN/2Gb DDR/500Gb HDD)

Заведующая библиотекой

Заместитель директора по ИКТ

Приобретение и установка Многофункционального устройства

Приобретение и установка телевизора для фронтального показа

Создание единой локальной сети в школе

Директор

Заместитель директора по ИКТ

Накопление и организация фондов электронных ресурсов

Заведующая библиотекой


Приобретение мебели

Директор

Заведующая библиотекой

Создание Электронного каталога

Заведующая библиотекой

Заместитель директора по ИКТ

Выгрузка Электронных каталогов

Заведующая библиотекой

Заместитель директора по ИКТ

Организация доступа к сводному online-каталогу для библиотекарей школ

Заведующая библиотекой

Заместитель директора по ИКТ

Организация дифференцированного доступа всем участникам общеобразовательного процесса

Заведующая библиотекой

Заместитель директора по ИКТ

Приобретение электронных учебников и на бумажном носителе в соответствии с требованиями ФГОС

Заведующая библиотекой

Заместитель директора по УВР

Повышение уровня компетентности педагогов

Проведение Педсовета по утверждению Программы читательской компетентности, Программы информатизации ОУ

Заместитель директора по УВР Заведующая библиотекой

Заместитель директора по ИКТ

Внедрение современных информационных технологий в работу школьных библиотек.

Обучение зав. библиотекой по ИКТ-компетентностью на курсах «Создание и функционирование медиатеки и медиацентра образовательного учреждения»

Заведующая библиотекой


Изучение инструкции по установке АИБС для общеобразовательных учреждений

Заведующая библиотекой

Заместитель директора по ИКТ

Обучение всех педагогов по использованию ЭОР на уроке, Интернет-ресурсов

Заместитель директора по ИКТ

Заместитель директора по УВР

Педагоги

Обучение педагогов методикам формирования читательской компетентности и ИК компетентности обучающихся в рамках ФГОС 2 поколения

Заместитель директора по УВР

Педагоги

Методические занятия с педагогами по ведению дистанционного обучения

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по ИКТ

Педагоги

Проведение районных вебинаров «Внедрение и апробация Единой сети школьных библиотек»

Заместитель директора по ИКТ

Заведующая библиотекой

Методические занятия по Организации широкого доступа к нормативным, правовым, справочным, библиотечным и прочим информационным ресурсам в сети Интернет»

Заместитель директора по УВР

Заведующая библиотекой


Разработка проектных и выполнение исследовательских работ с использованием коллекций электронных ресурсов Единой сети школьных библиотек

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по ИКТ

Заведующая библиотекой

Педагоги

Участие в конкурсах, смотрах с использованием коллекций электронных ресурсов Единой сети школьных библиотек

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по ИКТ

Заведующая библиотекой

Педагоги

Работа с обучающимися

Обучение информационной грамотности (Приложение №1)

Заведующая библиотекой


Лагерная смена с ПК

Реализация программы школьного компьютерного отряда в пришкольном оздоровительном лагере

Учитель информатики и ИКТ

Серия внеклассных мероприятий и классных часов с обучающимися по формированию читательской и ИКкомпетентности

Заместитель директора по ВР

Заведующая библиотекой

Классные руководители

Виртуальные экскурсии в системе основного и дополнительного образования

Заведующая библиотекой

Учителя-предметники

Элективные курсы:

  • «Редактирование графических изображений»,

  • «Юный журналист».

(Приложение №2)

Учитель информатики и ИКТ

Учитель литературы

Специальность «Оператор ЭВ и ВМ» по лицензии

(Приложение №3)

Заместитель директора по УВР

Учитель информатики и ИКТ

Серия занятий с обучающимися по обучению в дистанционной форме

Заместитель директора по УВР

Педагоги

Серия занятий с обучающимися по Интернет-безопасности

Заместитель директора по ВР

Педагог-психолог

Учитель информатики и ИКТ

Ведение электронного портфолио обучающимися

Классный руководитель

Разработка проектных и выполнение исследовательских работ с использованием коллекций электронных ресурсов Единой сети школьных библиотек

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по ИКТ

Заведующая библиотекой

Педагоги

Участие в конкурсах, смотрах с использованием коллекций электронных ресурсов Единой сети школьных библиотек

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по ИКТ

Заведующая библиотекой

Педагоги

Работа с родителями

Просветительные лектории

  • Дистанционное образование как одна из форм обучения,

  • В рамках действующей программы «Школа первоклассника»

(Приложение №4)

  • Электронное портфолио ученика

Заместитель директора по УВР

Заведующая библиотекой

Классный руководитель

Серия занятий с родителями обучающихся по Интернет-безопасности

Заместитель директора по ВР

Педагог-психолог

Учитель информатики и ИКТ

Серия родительских собраний по формированию читательской и ИКкомпетентности в семье (Приложение №5)

Заместитель директора по ВР

Заведующая библиотекой

Классные руководители

Серия внеклассных мероприятий для родителей и обучающихся по формированию читательской и ИК компетентности (Приложение №6)

Заместитель директора по ВР

Заведующая библиотекой

Классные руководители

Участие в проектах, конкурсах с использованием коллекций электронных ресурсов Единой сети школьных библиотек

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по ИКТ

Заведующая библиотекой

Классные руководители

Родители


Прогноз возможных негативных последствий и способы коррекции,
компенсации негативных последствий


Негативное событие

Последствие

Способы коррекции

Отсутствие электричества

Не работает ПК, интернет

Устранение неполадок компетентными специалистами, использование бумажных носителей

Недостаточна скорость Интернет

Сниженное качество работы

Устранение неполадок, использование имеющихся возможностей интернета.

Нет мебели в соответствии с САН ПИН

Ухудшение качества работы педагогов и учебной деятельности обучающихся,

Снижение показателей здоровья

Приобретение мебели в соответствии с САН ПИН Мероприятия по укреплению здоровья всех участников образовательного процесса

ЧС


Материальный ущерб

Восстановление фонда и материальной базы

Неэффективность фильтрации контента сети интернет

Моральный ущерб психическому здоровью обучающихся

Установление белых списков для ограничения доступа пользователей к негативным, нежелательным и опасным Интернет-ресурсам


Ожидаемые результаты:

Увеличится количество активно читающих детей

В классах первой ступени – с 60% до 100%,

В классах второй ступени – с 30% до 60%.

В классах третьей ступени – с 50% до 80%

Увеличится количество обучающихся 4, 9, 11 классов, показывающих высокий уровень читательской компетентности

В классах первой ступени – с 55 % до 75%,

В классах второй ступени – с 60 % до 80%.

В классах третьей ступени – с 75% до 90%

Увеличится количество учеников, прослушавших курс «Основы библиотечно-библиографических знаний»

С 50% до 85%.

Увеличится количество классов-комплектов, реализующих новые государственные образовательные стандарты, включающие в себя требования к уровню подготовки читательской компетентности выпускников различных ступеней общего образования и условия осуществления образовательной деятельности.

В классах первой ступени – с 8% до 100%,

В классах второй ступени – до 8% до 22 %

Увеличится количество школьников, привлеченных через систему дополнительного образования к читательской компетентности

В классах первой ступени – с 60% до 100%,

В классах второй ступени – с 30% до 90%.

В классах третьей ступени – с 50% до 90%

Увеличится количество педагогических работников, использующих технологии, формирующие читательскую компетентность

С 90% до 100%

Увеличится количество педагогических работников, систематически применяющих инновационные технологии, в том числе информационные.

С 50% до 90%

Увеличится количество учащихся и педагогов, имеющих доступ к школьной электронной библиотеке

С 0% до 30%

Увеличится количество проектных работ, выполненных обучающимися в ОУ.

С 70% до 90%

Увеличится количество исследовательских работ, выполненных обучающимися в ОУ.

С 8% до 20%

Увеличится количество родителей, привлеченных через систему дополнительного образования к формированию читательской активности

С 70% до 90%

Увеличится количество мероприятий для родителей по формированию читательской активности учеников

С 50% до 80%

Увеличится количество технической и методической оснащенности учебных кабинетов, классных комнат и школьной библиотеки

С 56% до 100%
Перспектива проекта

  • Построение Единой сети школьных библиотек.

  • Предоставление интегрированного доступа всем участникам образовательного процесса к коллекциям электронных ресурсов в едином информационном центре.

  • Взаимодействие школьных библиотек, библиотечных систем и информационных центров.

Приложение №1

Календарно-тематический план программы
«Обучение информационной грамотности»


(фрагмент)

Класс

Темы занятий

Сроки

1 класс

Тема 1. Первое посещение библиотеки. «Путешествие в книжное царство – мудрое государство». Понятия «читатель», «библиотека» Обучение информационной грамотности, «библиотекарь».

Тема 2. Основные правила пользования библиотекой. Как самостоятельно записаться в библиотеку. Как самостоятельно выбрать книгу.

Тема 3. Посвящение в читатели. Утренник «Приглашение в страну Читалию»


Сентябрь
Октябрь
Февраль

2 класс


Тема 1. Структура книги. Кто и как создает книги. Из чего состоит книга. Беседа

Тема 2. Газеты и журналы для детей. Понятие о газете и журнале. Выставка детских журналов. Беседа

Тема 3. Шоу-викторина «Угадай книгу». Интеллектуальная игра

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь

3 класс


Тема 1. Выбор книг в библиотеке. Знакомство с устройством каталога. Шифр книги. Систематический каталог. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках.

Тема 2. Как читать книги. Беседа

Тема 3. Твои первые энциклопедии, словари, справочники. Структура справочной литературы.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

4 класс


Тема 1. История книги: от истоков до настоящего времени. Древнейшие библиотеки. Беседа, литературная игра

Тема 2. Справочная литература. Беседа, турнир знатоков детской энциклопедии

Тема 3. Каталог – компас в книжном мире. Беседа, библиотечная игра «Путешествие в страну каталогов»

Ноябрь
Декабрь
Январь

5 класс


Тема 1Как построена книга. Беседа-консультация, урок-встреча

Тема 2. Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог. Обучение самостоятельному поиску информации.

Тема 3. Записи о прочитанном. Дневники чтения и отзывов. Обучение правилам ведения дневника и написания отзыва на книгу. Беседа, турнир эрудитов

Ноябрь

Декабрь
Январь



6 класс


Тема 1. Выбор книг. Библиографические указатели. Беседа, библиографический КВН

Тема 2. Справочная литература. Роль и значение справочной литературы. Порядок пользования. Практикум

Тема 3. Периодические издания для младших подростков. Разнообразие прессы. Использование материалов периодики в учебе. Беседа-просмотр, обзор

Декабрь
Январь
Февраль

7 класс


Тема 1. Справочно-библиографический аппарат школьной библиотеки: структура и назначение. Алфавитный и систематический каталоги. Алфавитно-предметный указатель. Справочная литература.

Тема 2. Книга и ее создатели. Структура книги

Тема 3. Техника интеллектуального труда. Методы работы с информацией. Составление плана. Конспектирование. Тезисы. Библиографическое оформление цитат и выписок. Оформление реферата, конспекта, доклада.

Январь

Февраль

Март


8 класс


Тема 1. Периодические издания для старших подростков. Роль периодических изданий в обучении и воспитании школьников. Устный журнал, обзор

Тема 2. Книги по естественным наукам и технике для старших подростков. Методика их использования в обучении. Лекция-обзор, тренинг

Тема 3. Методы самостоятельной работы с литературой. Лекция, практикум

Январь

Февраль
Март

9 класс


Тема 1. Как работать с книгой. Использование различных

видов библиографических пособий при выборе литературы.

Тема 2. Алфавитный каталог, его составление и описание. Карточка алфавитного каталога. Обучение новым возможностям поиска информации.

Тема 3. Критика – наука открывать красоты и недостатки произведения. Лекция

Февраль
Март
Апрель

10 класс

Тема 1. Вселенная в алфавитном порядке

Тема 2. Активное чтение. Навыки отбора и рациональное использование информационных ресурсов.

Тема 3. Основы книжной культуры ББК. Система каталогов и картотек.

Февраль

Март
Апрель

11 класс


Тема 1. Эффективные методы обработки информации.

Тема 2. С любовью к русскому, родному.

Тема 3. Основы реферирования.

Март

Апрель

Май


Приложение №2

Программа элективного курса «Редактирование графических изображений»
(фрагменты)

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Редактирование графических изображений» составлена на основе программы кандидата физико-математический наук, доцента кафедры математического обеспечения вычислительных систем Пермского государственного университета Л.А. Залоговой из сборника министерства образования Российской Федерации (Национальный фонд подготовки кадров) «Элективные курсы в профильном обучении».

Область информатики, занимающаяся методами создания и редактирования изображений с помощью компьютеров, называют компьютерной графикой.

Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Это – исследователи в различных научных и прикладных областях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, создатели Web-страниц, авторы мультимедиа-презентаций, медики, модельеры тканей и одежды, фотографы, специалисты в области теле- и видеомонтажа и др.

Как правило, изображения на экране компьютера создаются с помощью графических программ. Это растровые и векторные редакторы, программы создания и обработки трехмерных объектов, системы автоматизации проектирования, настольные издательские системы и др.

Предметом изучения данного элективного курса являются принципы и методы цифровой обработки изображений с помощью графического редактора GIMP , который в данный момент является аналогом одного из самых мощных средств компьютерной обработки фотографий Adobe Photoshop CS2.

Adobe Photoshop – самая популярная в мире программа редактирования растровых изображений. Она используется для ретуширования, тоновой, цветовой коррекции, а также с целью построения коллажей, в которых фрагменты различных изображений сливаются вместе для создания интересных и необычных эффектов.

Целесообразность изучения данного курса определяется быстрым внедрением цифровой техники в повседневную жизнь и переходом к новым технологиям обработки графической информации. Учащиеся получают начальные навыки цифровой обработки изображений, которые необходимы для их успешной реализации в современном мире.

Курс «Редактирование графических изображений» – элективный курс для учащихся старших классов школ, гимназий, колледжей. Курс предназначен для учащихся, обучающихся в естественно-математическом профиле, однако может быть интересен в социально-гуманитарном профиле.

Курс рассчитан на 17 учебных часов.

Цели курса:

  • познакомить учащихся с современными принципами и методами цифровой обработки изображений

  • развить творческие и дизайнерские способности учащихся

Задачи курса: научить учащихся

  • использовать редактор для сканирования, кадрирования и масштабирования графического материала

  • применять цветовую коррекцию изображения

  • ретушировать фотографии

  • восстанавливать старые фотографии

  • создавать коллажи и иллюстрации

Ожидаемые результаты

В рамках данного курса учащиеся получают следующие знания и умения:

  • владеют принципами кодирования графической информации в компьютерной технике;

  • знают особенности представления цвета в различных цветовых моделях;

  • умеют сканировать и кадрировать рисунки и фотографии;

  • выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (область, лассо, волшебная палочка и др.);

  • перемещать, дублировать, вращать выделенные области;

  • редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;

  • сохранять выделенные области для последующего использования;

  • монтировать фотографии (создавать многослойные документы);

  • раскрашивать чёрно-белые эскизы и фотографии;

  • применять к тексту различные эффекты;

  • выполнять тоновую коррекцию фотографий;

  • выполнять цветовую коррекцию фотографий;

  • ретушировать фотографии;

  • умеют создавать рисунки с помощью инструментов рисования;

  • умеют создавать коллажи.

  • выполнять обмен файлами между графическими программами

Формы подведения итогов

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом уроке. В конце курса каждый учащийся выполняет индивидуальный проект в качестве зачетной работы. На последнем занятии проводится конференция, на которой учащиеся представляют свои работы и обсуждают их.

Межпредметные связи

Знания, полученные при изучении курса «Редактирование графических изображений», учащиеся могут использовать при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний – физике, химии, биологии и др. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа-презентации, размещено на Web- странице или импортировано в документ издательской системы. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

В курсе «Редактирование графических изображений» рассматриваются:

  • основные вопросы создания, редактирования и хранения изображений;

  • особенности работы с изображениями в растровых программах;

  • для редактирования изображений и монтажа фотографий – программа GIMP.

Раздел

Основные понятия

Кодирование изображений

Растровая и векторная графика.

Достоинства и недостатки растровой графики. Достоинства и недостатки векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Кодирование цвета

Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB, CMYK, HSB



Рабочее окно GIMP. Особенности меню. Рабочее поле. Организация панели инструментов. Панель свойств. Панели – вспомогательные окна.

Просмотр изображения в разном масштабе. Методы выделения областей в растровых программах.

Использование различных инструментов выделения: Область, Лассо, Волшебная палочка.

Перемещение и изменение границы выделения. Выполнение преобразования над выделенной областью. Кадрирование изображения.

Назначение контуров. Элементы контуров. Обводку контура.

Осветлять и затемнять фрагменты изображений вручную. Повышать резкость изображения. Редактирование контуров. Преобразование контуров в границу выделения. Использование контуров обрезки для добавления фрагмента фотографии к иллюстрации, созданной в программе рисования.

Приёмы выбора основного и фонового цветов.

Использование инструментов рисования: карандаш, кисть, ластик, заливка, градиент. Раскрашивание черно-белых фотографии

Многослойные документы

Многослойные документы. Слои. Основы работы со слоями. Выполнение операции над слоями: удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение, объединение. Режимы для работы с выделенными областями: стандартный и режим быстрой маски. Уточнение предварительно созданного выделения в режиме быстрой маски.

Сохранение выделенной области для повторного использования в каналах. Особенности создания компьютерного коллажа.

Использование слоёв для создания коллажа. Основы работы с текстом. Приёмы использования инструмента текст.

Вставка текста в изображение, редактирование текста.

Монтаж и улучшение изображений

Основы коррекции тона и цвета. Понятие тонового диапазона изображения. График распределения яркостей пикселей (гистограмма). Гистограмму светлого, тёмного и тусклого изображений.. Команды тоновой коррекции.

Выполнение тоновой коррекции. Ретуширование фотографий. Инструменты для ретуши изображений (фильтр «Пыль и царапины», инструменты «Штамп», «Лечащая кисть», «Эффект красных глаз»). Выполнение ретуши отсканированных фотографий или изображений с цифрового фотоаппарата.

Понятие фильтр и эффект. Изучение эффектов, которые можно применить к слоям сложного документа, и применение фильтров для художественной обработки изображений.

Выполнение проекта «Создание пользовательского коллажа»

Выполнение проекта на тему:

  • рекламная афиша

  • оформление обложки книги

  • оформление обложки CD или DVD
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балезинская средняя общеобразовательная школа №1» «Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место работы, занимаемая должность: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балезинская средняя общеобразовательная...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балезинская средняя общеобразовательная школа №1» «Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №17»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балезинская средняя общеобразовательная школа №1» «Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки» iconСтатья 1 Общие положения Муниципальное бюджетное общеобразовательное...
«Средняя общеобразовательная школа №6 города Лесосибирска» (далее Учреждение), ранее именуемое муниципальное общеобразовательное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балезинская средняя общеобразовательная школа №1» «Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки» iconНаходкинского городского округа муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балезинская средняя общеобразовательная школа №1» «Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Колесурская...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Карловка Пугачёвского района Саратовской области»...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балезинская средняя общеобразовательная школа №1» «Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Провидения», мбоу «Центр образования посёлка Угольные Копи»,мбоу «Центр образования с Лаврентия», мбоу «Средняя общеобразовательная...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балезинская средняя общеобразовательная школа №1» «Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки» iconПубличный доклад директора мбоу сош с. Новая Елюзань за 2011-2012...
Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов (ЭП)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балезинская средняя общеобразовательная школа №1» «Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки» iconМинистерство образование и науки рт муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Государственное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балезинская средняя общеобразовательная школа №1» «Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки» iconПубличный доклад мбоу «Средняя общеобразовательная школа №3» городского округа Протвино
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» – это общеобразовательное учреждение...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балезинская средняя общеобразовательная школа №1» «Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Асекеевская...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Асекеевская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балезинская средняя общеобразовательная школа №1» «Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дятьковская...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дятьковская средняя общеобразовательная школа №1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балезинская средняя общеобразовательная школа №1» «Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки» iconОтчет о результатах самообследования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полное и сокращенное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балезинская средняя общеобразовательная школа №1» «Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки» iconОтчет по результатам самообследования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наименование оу: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 г. Йошкар-Олы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балезинская средняя общеобразовательная школа №1» «Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки» icon9. Модель ученического самоуправления
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Каменностепная средняя общеобразовательная школа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балезинская средняя общеобразовательная школа №1» «Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки» iconТамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Косицынская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балезинская средняя общеобразовательная школа №1» «Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки» iconПрограмма воспитательной работы школы. Срок реализации 2011-2016...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Еленская средняя общеобразовательная школа» функционирует как средняя школа с 1983...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск