Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балезинская средняя общеобразовательная школа № 1»
«Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки»
Руководитель:
Пыжьянова Тамара Леонидовна, заведующая школьной библиотекой МБОУ «Балезинская СОШ № 1»;
Авторский коллектив:
Алексеева Галина Вениаминовна, заместитель директора по УВР МБОУ «Балезинская СОШ № 1»;
Касимова Гульназ Шайхулловна, социальный педагог МБОУ «Балезинская СОШ № 1»;
Касимова Надежда Шамильевна, заместитель директора по ИКТ МБОУ «Балезинская СОШ № 1» Паспорт Наименование проекта
| Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки
| Цель программы
| Создание информационной среды, реализующей принципы ФГОС 2 поколения, направленной на формирование у обучающихся читательской, ИКТ-компетентности обучающихся как совокупности знаний, умений, навыков поиска, оценки, организации и представления информации с использованием традиционных и новых информационных технологий, развитие учебной самостоятельности школьников и освоение обучающимися универсальных учебных действий.
| Задачи программы
| Обновление содержания образования в рамках требований ФГОС 2 поколения.
Обновление организационных форм, технологий и механизмов обеспечения читательской, ИКТ компетентности обучающихся в рамках основного образования.
Формирование читательской компетентности обучающихся через систему дополнительного образования.
Поддержка и развитие одаренных детей
Накопление и организация фондов электронных ресурсов.
Использования как в режиме on-line, так и в режиме локального доступа интернет-ресурсов.
Организация широкого доступа к нормативным, правовым, справочным, библиотечным и прочим информационным ресурсам в сети Интернет.
Развитие единого телекоммуникационного сетевого пространства сферы образования: ведение электронного каталога книг, учёта книг, создание электронных книг; ввод библиографических данных, отсканированных оглавлений и текстов, поиск книг по ключевым словам и фразам, просмотр, копирование оглавлений, текстов книг на компьютерах читателями, ведение статистики поиска и чтения.
Реализация дистанционного обучения в информационно-библиотечном центре (ИБЦ) как одного из школьных подразделений.
Повышение уровня компетентности педагогов, предоставление возможности дистанционного обучения с целью самообразования
Развитие материально-технической базы ОУ, в том числе библиотечного центра.
| Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы
| Удельный вес численности активно читающих детей.
Удельный вес численности обучающихся 4,9,11 классов, показывающих высокий уровень читательской компетентности.
Количество классов-комплектов, реализующих новые государственные образовательные стандарты, включающие в себя требования к уровню подготовки читательской и ИК компетентности выпускников различных ступеней общего образования и условия осуществления образовательной деятельности.
Удельный вес численности школьников, привлеченных через систему дополнительного образования к читательской и ИК компетентностям.
Удельный вес численности школьников, получающих образование через систему дистанционного обучения.
Удельный вес численности педагогов, повышающих квалификацию через систему дистанционного обучения.
Удельный вес численности педагогических работников, использующих технологии, формирующие читательскую и ИК компетентности.
Удельный вес численности педагогических работников, систематически применяющих инновационные технологии, в том числе информационные.
Удельный вес численности учащихся и педагогов, имеющих доступ к школьной электронной библиотеке.
Рост общего объема проектно-исследовательских работ, выполненных обучающимися в ОУ.
Удельный вес численности обучающихся и педагогов, участвующих в конкурсах и олимпиадах различных форм и уровней.
Удельный вес участия родителей, привлеченных через систему дополнительного образования к формированию читательской активности и ИК компетентности.
Удельный вес технической и методической оснащенности учебных кабинетов, классных комнат и школьной библиотеки.
| Этапы реализации Проекта
| 1 этап – организационный апрель: декабрь 2012 г.
2 этап – реализация и корректировка проекта: 2013 – 2014гг.
3 этап – подведение итогов, корректировка, перспективы: июнь 2014г.
| Объемы и источники финансирования Проекта
| Общий объем финансирования Проекта в ценах соответствующих лет составляет 1,5 млн. рублей.
| Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
| Увеличится количество активно читающих детей:
В классах первой ступени – с 60% до 100%,
В классах второй ступени – с 30% до 60%.
В классах третьей ступени – с 50% до 80%
Увеличится количество обучающихся 4, 9, 11 классов, показывающих высокий уровень читательской компетентности:
В классах первой ступени – с 55 % до 75%,
В классах второй ступени – с 60 % до 80%.
В классах третьей ступени – с 75% до 90%
Увеличится количество учеников, прослушавших курс «Основы библиотечно – библиографических знаний»:
С 50% до 85%.
Увеличится количество классов-комплектов, реализующих новые государственные образовательные стандарты, включающие в себя требования к уровню подготовки читательской компетентности выпускников различных ступеней общего образования и условия осуществления образовательной деятельности:
В классах первой ступени – с 8% до100%,
В классах второй ступени – до 8% до 22 %
Увеличится количество школьников, привлеченных через систему дополнительного образования к читательской компетентности:
В классах первой ступени – с 60% до 100%,
В классах второй ступени – с 30% до 90%.
В классах третьей ступени – с 50% до 90%
Увеличится количество педагогических работников, использующих технологии, формирующие читательскую компетентность:
С 90% до 100%
Увеличится количество педагогических работников, систематически применяющих инновационные технологии, в том числе информационные:
С 50% до 90%
Увеличится количество учащихся и педагогов, имеющих доступ к школьной электронной библиотеке:
С 0% до 30%
Увеличится количество проектных работ, выполненных обучающимися в ОУ:
С 70% до 90%
Увеличится количество исследовательских работ, выполненных обучающимися в ОУ:
С 8% до 20%
Увеличится количество родителей, привлеченных через систему дополнительного образования к формированию читательской активности:
С 70% до 90%
Увеличится количество мероприятий для родителей по формированию читательской активности учеников:
С 50% до 80%
Увеличится количество технической и методической оснащенности учебных кабинетов, классных комнат и школьной библиотеки:
С 56% до 100%
| Адресаты
| Обучающиеся 1- 11 классов, родители обучающихся, педагоги
| Адрес организации
| 427550 Удмуртская Республика, п. Балезино, ул. К.Маркса, д. 30
| Телефоны
| 8 (34166)5-19-50, 8 (34166)5-11-44
| Директор
| Варзегова Наиля Зинатуллаевна
|
Актуальность
Конец XX – начало XXI столетий характеризуется созданием мировой информационной структуры, развитием информационных технологий. Важным компонентом среды обитания человека становится информационное пространство. Но третье тысячелетие - это не только тысячелетие информационных технологий, но и непрерывного образования. В условиях, когда информация, получаемая школьниками и студентами в учебных заведениях, устаревает с геометрической прогрессией, возрастает роль компьютерных и Интернет-технологий, дистанционного образования, требующего постоянной работы участников педагогического процесса (учащихся и учителей) с мультимедиа- и Интернет-ресурсами.
Под влиянием демократических изменений в обществе происходят значительные изменения в образовании – от узко-дисциплинарного понимания целей образования происходит переход к более широкому гуманитарному пониманию, обучение становится личностно-ориентированным. Идет процесс создания новой школы современного этапа развития, где основной задачей становится не «заставить выучить», а «помочь развиться». В связи с внедрением в учебный процесс новой школы Интернет-технологий изменились и образовательные цели, которые в значительной степени теперь направлены на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации. Новая школа и новый учебный процесс предполагают внедрение новых форм работы и предусматривают новые роли: учителя как консультанта и ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации.
Меняется и роль библиотекаря школы: от человека, рекомендующего хорошую книгу и выдающего ее ученику, до специалиста в области новых информационных технологий, способного сотрудничать с учителями в разработке системного подхода к работе с информацией по учебным предметам с тем, чтобы с первых лет обучения учащихся в школе поиск и получение информации стали их повседневной потребностью.
Возникла настоятельная необходимость в кардинальных изменениях в организации информационной среды в школьном образовании, рассматриваемой как «динамичная система информационных полей взаимовлияний и взаимодействий участников образовательного процесса».
Школьная библиотека должна стать центром информационной образовательной среды школы. Именно здесь может быть предоставлен логически верный свободный доступ к Интернет для учения и самообразования всем участникам педагогического процесса, в том числе и во внеурочное время; здесь накапливаются и систематизируются все виды информации: книги, журналы, аудио- и видеосредства, Интернет-ресурсы. Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки обеспечит организацию широкого доступа к нормативным, правовым, справочным, библиотечным и прочим информационным ресурсам в сети Интернет; развитие единого телекоммуникационного сетевого пространства сферы образования; ведение электронного каталога книг, учёта книг, создание электронных книг; ввод библиографических данных, отсканированных оглавлений и текстов, поиск книг по ключевым словам и фразам, просмотр, копирование оглавлений, текстов книг на компьютерах читателями, ведение статистики поиска и чтения.
С появлением компьютера и подключения к Интернет в школьной библиотеке преобразуется не только рутинная работа библиотекаря, меняется тип предоставления нового вида услуг по работе с информацией за счет работы с электронным каталогом и образовательными мультимедиа- и Интернет-ресурсами; появляется возможность дистанционно образовываться как самому библиотекарю, так и пользователям библиотеки. Организация условий в школьной библиотеке на современном уровне – оснащение компьютерами и доступом к Интернет, установка электронного каталога, формирование фонда разнообразными мультимедийными средствами, и организация нового типа услуг по работе с информацией для учащихся и учителей преобразуют ее в современных тип школьной библиотеки – в библиотечно-информационный центр. Цель ИБЦ:
Создание информационной среды, реализующей принципы ФГОС 2 поколения, направленной на формирование у обучающихся читательской, ИКТ компетентности обучающихся как совокупности знаний, умений, навыков поиска, оценки, организации и представления информации с использованием традиционных и новых информационных технологий, развитие учебной самостоятельности школьников и освоение обучающимися универсальных учебных действий. Задачи:
Обновление содержания образования в рамках требований ФГОС 2 поколения.
Обновление организационных форм, технологий и механизмов обеспечения читательской, ИК компетентности обучающихся в рамках основного образования.
Формирование читательской компетентности обучающихся через систему дополнительного образования.
Поддержка и развитие одаренных детей.
Накопление и организация фондов электронных ресурсов.
Использования как в режиме on-line, так и в режиме локального доступа Интернет-ресурсов.
Организация широкого доступа к нормативным, правовым, справочным, библиотечным и прочим информационным ресурсам в сети Интернет.
Развитие единого телекоммуникационного сетевого пространства сферы образования: ведение электронного каталога книг, учёта книг, создание электронных книг; ввод библиографических данных, отсканированных оглавлений и текстов, поиск книг по ключевым словам и фразам, просмотр, копирование оглавлений, текстов книг на компьютерах читателями, ведение статистики поиска и чтения.
Реализация дистанционного обучения в ИБЦ как одного из школьных подразделений.
Повышение уровня компетентности педагогов, предоставление возможности дистанционного обучения с целью самообразования.
Развитие материально-технической базы ОУ, в том числе библиотечного центра.
Участники проекта:
Обучающиеся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Балезинская средняя общеобразовательная школа №1» (МБОУ «Балезинская СОШ № 1»);
Педагоги Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Балезинская средняя общеобразовательная школа №1»;
Родители обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Балезинская средняя общеобразовательная школа №1».
Механизм реализации проекта Направления проекта
| Мероприятия
| Ответственные в ОУ
| Разработка нормативно-правовой базы функционирования ИБЦ
| Разработка Положения о ИБЦ
Режим работы ИБЦ
Функциональные обязанности участников внедрения и апробации ИБЦ
| Заведующая библиотекой
Директор
| Развитие материально-технической базы ОУ, в том числе библиотечного центра
| Приобретение и установка компьютеров и моноблоков (не менее 20”/WiFi/LAN/2Gb DDR/500Gb HDD)
| Заведующая библиотекой
Заместитель директора по ИКТ
| Приобретение и установка Многофункционального устройства
| Приобретение и установка телевизора для фронтального показа
| Создание единой локальной сети в школе
| Директор
Заместитель директора по ИКТ
| Накопление и организация фондов электронных ресурсов
| Заведующая библиотекой
| Приобретение мебели
| Директор
Заведующая библиотекой
| Создание Электронного каталога
| Заведующая библиотекой
Заместитель директора по ИКТ
| Выгрузка Электронных каталогов
| Заведующая библиотекой
Заместитель директора по ИКТ
| Организация доступа к сводному online-каталогу для библиотекарей школ
| Заведующая библиотекой
Заместитель директора по ИКТ
| Организация дифференцированного доступа всем участникам общеобразовательного процесса
| Заведующая библиотекой
Заместитель директора по ИКТ
| Приобретение электронных учебников и на бумажном носителе в соответствии с требованиями ФГОС
| Заведующая библиотекой
Заместитель директора по УВР
| Повышение уровня компетентности педагогов
| Проведение Педсовета по утверждению Программы читательской компетентности, Программы информатизации ОУ
| Заместитель директора по УВР Заведующая библиотекой
Заместитель директора по ИКТ
| Внедрение современных информационных технологий в работу школьных библиотек.
Обучение зав. библиотекой по ИКТ-компетентностью на курсах «Создание и функционирование медиатеки и медиацентра образовательного учреждения»
| Заведующая библиотекой
| Изучение инструкции по установке АИБС для общеобразовательных учреждений
| Заведующая библиотекой
Заместитель директора по ИКТ
| Обучение всех педагогов по использованию ЭОР на уроке, Интернет-ресурсов
| Заместитель директора по ИКТ
Заместитель директора по УВР
Педагоги
| Обучение педагогов методикам формирования читательской компетентности и ИК компетентности обучающихся в рамках ФГОС 2 поколения
| Заместитель директора по УВР
Педагоги
| Методические занятия с педагогами по ведению дистанционного обучения
| Заместитель директора по УВР
Заместитель директора по ИКТ
Педагоги
| Проведение районных вебинаров «Внедрение и апробация Единой сети школьных библиотек»
| Заместитель директора по ИКТ
Заведующая библиотекой
| Методические занятия по Организации широкого доступа к нормативным, правовым, справочным, библиотечным и прочим информационным ресурсам в сети Интернет»
| Заместитель директора по УВР
Заведующая библиотекой
| Разработка проектных и выполнение исследовательских работ с использованием коллекций электронных ресурсов Единой сети школьных библиотек
| Заместитель директора по УВР
Заместитель директора по ИКТ
Заведующая библиотекой
Педагоги
| Участие в конкурсах, смотрах с использованием коллекций электронных ресурсов Единой сети школьных библиотек
| Заместитель директора по УВР
Заместитель директора по ИКТ
Заведующая библиотекой
Педагоги
| Работа с обучающимися
| Обучение информационной грамотности (Приложение №1)
| Заведующая библиотекой
| Лагерная смена с ПК
Реализация программы школьного компьютерного отряда в пришкольном оздоровительном лагере
| Учитель информатики и ИКТ
| Серия внеклассных мероприятий и классных часов с обучающимися по формированию читательской и ИКкомпетентности
| Заместитель директора по ВР
Заведующая библиотекой
Классные руководители
| Виртуальные экскурсии в системе основного и дополнительного образования
| Заведующая библиотекой
Учителя-предметники
| Элективные курсы:
«Редактирование графических изображений»,
«Юный журналист».
(Приложение №2)
| Учитель информатики и ИКТ
Учитель литературы
| Специальность «Оператор ЭВ и ВМ» по лицензии
(Приложение №3)
| Заместитель директора по УВР
Учитель информатики и ИКТ
| Серия занятий с обучающимися по обучению в дистанционной форме
| Заместитель директора по УВР
Педагоги
| Серия занятий с обучающимися по Интернет-безопасности
| Заместитель директора по ВР
Педагог-психолог
Учитель информатики и ИКТ
| Ведение электронного портфолио обучающимися
| Классный руководитель
| Разработка проектных и выполнение исследовательских работ с использованием коллекций электронных ресурсов Единой сети школьных библиотек
| Заместитель директора по УВР
Заместитель директора по ИКТ
Заведующая библиотекой
Педагоги
| Участие в конкурсах, смотрах с использованием коллекций электронных ресурсов Единой сети школьных библиотек
| Заместитель директора по УВР
Заместитель директора по ИКТ
Заведующая библиотекой
Педагоги
| Работа с родителями
| Просветительные лектории
Дистанционное образование как одна из форм обучения,
В рамках действующей программы «Школа первоклассника»
(Приложение №4)
Электронное портфолио ученика
| Заместитель директора по УВР
Заведующая библиотекой
Классный руководитель
| Серия занятий с родителями обучающихся по Интернет-безопасности
| Заместитель директора по ВР
Педагог-психолог
Учитель информатики и ИКТ
| Серия родительских собраний по формированию читательской и ИКкомпетентности в семье (Приложение №5)
| Заместитель директора по ВР
Заведующая библиотекой
Классные руководители
| Серия внеклассных мероприятий для родителей и обучающихся по формированию читательской и ИК компетентности (Приложение №6)
| Заместитель директора по ВР
Заведующая библиотекой
Классные руководители
| Участие в проектах, конкурсах с использованием коллекций электронных ресурсов Единой сети школьных библиотек
| Заместитель директора по УВР
Заместитель директора по ИКТ
Заведующая библиотекой
Классные руководители
Родители
|
Прогноз возможных негативных последствий и способы коррекции, компенсации негативных последствий Негативное событие
| Последствие
| Способы коррекции
| Отсутствие электричества
| Не работает ПК, интернет
| Устранение неполадок компетентными специалистами, использование бумажных носителей
| Недостаточна скорость Интернет
| Сниженное качество работы
| Устранение неполадок, использование имеющихся возможностей интернета.
| Нет мебели в соответствии с САН ПИН
| Ухудшение качества работы педагогов и учебной деятельности обучающихся,
Снижение показателей здоровья
| Приобретение мебели в соответствии с САН ПИН Мероприятия по укреплению здоровья всех участников образовательного процесса
| ЧС
| Материальный ущерб
| Восстановление фонда и материальной базы
| Неэффективность фильтрации контента сети интернет
| Моральный ущерб психическому здоровью обучающихся
| Установление белых списков для ограничения доступа пользователей к негативным, нежелательным и опасным Интернет-ресурсам
|
Ожидаемые результаты:
Увеличится количество активно читающих детей
В классах первой ступени – с 60% до 100%,
В классах второй ступени – с 30% до 60%.
В классах третьей ступени – с 50% до 80%
Увеличится количество обучающихся 4, 9, 11 классов, показывающих высокий уровень читательской компетентности
В классах первой ступени – с 55 % до 75%,
В классах второй ступени – с 60 % до 80%.
В классах третьей ступени – с 75% до 90%
Увеличится количество учеников, прослушавших курс «Основы библиотечно-библиографических знаний»
С 50% до 85%.
Увеличится количество классов-комплектов, реализующих новые государственные образовательные стандарты, включающие в себя требования к уровню подготовки читательской компетентности выпускников различных ступеней общего образования и условия осуществления образовательной деятельности.
В классах первой ступени – с 8% до 100%,
В классах второй ступени – до 8% до 22 %
Увеличится количество школьников, привлеченных через систему дополнительного образования к читательской компетентности
В классах первой ступени – с 60% до 100%,
В классах второй ступени – с 30% до 90%.
В классах третьей ступени – с 50% до 90%
Увеличится количество педагогических работников, использующих технологии, формирующие читательскую компетентность
С 90% до 100%
Увеличится количество педагогических работников, систематически применяющих инновационные технологии, в том числе информационные.
С 50% до 90%
Увеличится количество учащихся и педагогов, имеющих доступ к школьной электронной библиотеке
С 0% до 30%
Увеличится количество проектных работ, выполненных обучающимися в ОУ.
С 70% до 90%
Увеличится количество исследовательских работ, выполненных обучающимися в ОУ.
С 8% до 20%
Увеличится количество родителей, привлеченных через систему дополнительного образования к формированию читательской активности
С 70% до 90%
Увеличится количество мероприятий для родителей по формированию читательской активности учеников
С 50% до 80%
Увеличится количество технической и методической оснащенности учебных кабинетов, классных комнат и школьной библиотеки
С 56% до 100% Перспектива проекта
Построение Единой сети школьных библиотек.
Предоставление интегрированного доступа всем участникам образовательного процесса к коллекциям электронных ресурсов в едином информационном центре.
Взаимодействие школьных библиотек, библиотечных систем и информационных центров.
Приложение №1
Календарно-тематический план программы «Обучение информационной грамотности»
(фрагмент)
Класс
| Темы занятий
| Сроки
| 1 класс
| Тема 1. Первое посещение библиотеки. «Путешествие в книжное царство – мудрое государство». Понятия «читатель», «библиотека» Обучение информационной грамотности, «библиотекарь».
Тема 2. Основные правила пользования библиотекой. Как самостоятельно записаться в библиотеку. Как самостоятельно выбрать книгу.
Тема 3. Посвящение в читатели. Утренник «Приглашение в страну Читалию»
|
Сентябрь Октябрь Февраль
| 2 класс
| Тема 1. Структура книги. Кто и как создает книги. Из чего состоит книга. Беседа
Тема 2. Газеты и журналы для детей. Понятие о газете и журнале. Выставка детских журналов. Беседа
Тема 3. Шоу-викторина «Угадай книгу». Интеллектуальная игра
| Сентябрь Октябрь Ноябрь
| 3 класс
| Тема 1. Выбор книг в библиотеке. Знакомство с устройством каталога. Шифр книги. Систематический каталог. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках.
Тема 2. Как читать книги. Беседа
Тема 3. Твои первые энциклопедии, словари, справочники. Структура справочной литературы.
| Октябрь
Ноябрь
Декабрь
| 4 класс
| Тема 1. История книги: от истоков до настоящего времени. Древнейшие библиотеки. Беседа, литературная игра
Тема 2. Справочная литература. Беседа, турнир знатоков детской энциклопедии
Тема 3. Каталог – компас в книжном мире. Беседа, библиотечная игра «Путешествие в страну каталогов»
| Ноябрь Декабрь Январь
| 5 класс
| Тема 1Как построена книга. Беседа-консультация, урок-встреча
Тема 2. Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог. Обучение самостоятельному поиску информации.
Тема 3. Записи о прочитанном. Дневники чтения и отзывов. Обучение правилам ведения дневника и написания отзыва на книгу. Беседа, турнир эрудитов
| Ноябрь
Декабрь Январь
|
6 класс
| Тема 1. Выбор книг. Библиографические указатели. Беседа, библиографический КВН
Тема 2. Справочная литература. Роль и значение справочной литературы. Порядок пользования. Практикум
Тема 3. Периодические издания для младших подростков. Разнообразие прессы. Использование материалов периодики в учебе. Беседа-просмотр, обзор
| Декабрь Январь Февраль
| 7 класс
| Тема 1. Справочно-библиографический аппарат школьной библиотеки: структура и назначение. Алфавитный и систематический каталоги. Алфавитно-предметный указатель. Справочная литература.
Тема 2. Книга и ее создатели. Структура книги
Тема 3. Техника интеллектуального труда. Методы работы с информацией. Составление плана. Конспектирование. Тезисы. Библиографическое оформление цитат и выписок. Оформление реферата, конспекта, доклада.
| Январь
Февраль
Март
| 8 класс
| Тема 1. Периодические издания для старших подростков. Роль периодических изданий в обучении и воспитании школьников. Устный журнал, обзор
Тема 2. Книги по естественным наукам и технике для старших подростков. Методика их использования в обучении. Лекция-обзор, тренинг
Тема 3. Методы самостоятельной работы с литературой. Лекция, практикум
| Январь
Февраль Март
| 9 класс
| Тема 1. Как работать с книгой. Использование различных
видов библиографических пособий при выборе литературы.
Тема 2. Алфавитный каталог, его составление и описание. Карточка алфавитного каталога. Обучение новым возможностям поиска информации.
Тема 3. Критика – наука открывать красоты и недостатки произведения. Лекция
| Февраль Март Апрель
| 10 класс
| Тема 1. Вселенная в алфавитном порядке
Тема 2. Активное чтение. Навыки отбора и рациональное использование информационных ресурсов.
Тема 3. Основы книжной культуры ББК. Система каталогов и картотек.
| Февраль
Март Апрель
| 11 класс
| Тема 1. Эффективные методы обработки информации.
Тема 2. С любовью к русскому, родному.
Тема 3. Основы реферирования.
| Март
Апрель
Май
|
Приложение №2
Программа элективного курса «Редактирование графических изображений» (фрагменты) Пояснительная записка
Программа элективного курса «Редактирование графических изображений» составлена на основе программы кандидата физико-математический наук, доцента кафедры математического обеспечения вычислительных систем Пермского государственного университета Л.А. Залоговой из сборника министерства образования Российской Федерации (Национальный фонд подготовки кадров) «Элективные курсы в профильном обучении».
Область информатики, занимающаяся методами создания и редактирования изображений с помощью компьютеров, называют компьютерной графикой.
Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Это – исследователи в различных научных и прикладных областях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, создатели Web-страниц, авторы мультимедиа-презентаций, медики, модельеры тканей и одежды, фотографы, специалисты в области теле- и видеомонтажа и др.
Как правило, изображения на экране компьютера создаются с помощью графических программ. Это растровые и векторные редакторы, программы создания и обработки трехмерных объектов, системы автоматизации проектирования, настольные издательские системы и др.
Предметом изучения данного элективного курса являются принципы и методы цифровой обработки изображений с помощью графического редактора GIMP , который в данный момент является аналогом одного из самых мощных средств компьютерной обработки фотографий Adobe Photoshop CS2.
Adobe Photoshop – самая популярная в мире программа редактирования растровых изображений. Она используется для ретуширования, тоновой, цветовой коррекции, а также с целью построения коллажей, в которых фрагменты различных изображений сливаются вместе для создания интересных и необычных эффектов.
Целесообразность изучения данного курса определяется быстрым внедрением цифровой техники в повседневную жизнь и переходом к новым технологиям обработки графической информации. Учащиеся получают начальные навыки цифровой обработки изображений, которые необходимы для их успешной реализации в современном мире.
Курс «Редактирование графических изображений» – элективный курс для учащихся старших классов школ, гимназий, колледжей. Курс предназначен для учащихся, обучающихся в естественно-математическом профиле, однако может быть интересен в социально-гуманитарном профиле.
Курс рассчитан на 17 учебных часов.
Цели курса:
познакомить учащихся с современными принципами и методами цифровой обработки изображений
развить творческие и дизайнерские способности учащихся
Задачи курса: научить учащихся
использовать редактор для сканирования, кадрирования и масштабирования графического материала
применять цветовую коррекцию изображения
ретушировать фотографии
восстанавливать старые фотографии
создавать коллажи и иллюстрации
Ожидаемые результаты
В рамках данного курса учащиеся получают следующие знания и умения:
владеют принципами кодирования графической информации в компьютерной технике;
знают особенности представления цвета в различных цветовых моделях;
умеют сканировать и кадрировать рисунки и фотографии;
выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (область, лассо, волшебная палочка и др.);
перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
сохранять выделенные области для последующего использования;
монтировать фотографии (создавать многослойные документы);
раскрашивать чёрно-белые эскизы и фотографии;
применять к тексту различные эффекты;
выполнять тоновую коррекцию фотографий;
выполнять цветовую коррекцию фотографий;
ретушировать фотографии;
умеют создавать рисунки с помощью инструментов рисования;
умеют создавать коллажи.
выполнять обмен файлами между графическими программами
Формы подведения итогов
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом уроке. В конце курса каждый учащийся выполняет индивидуальный проект в качестве зачетной работы. На последнем занятии проводится конференция, на которой учащиеся представляют свои работы и обсуждают их.
Межпредметные связи
Знания, полученные при изучении курса «Редактирование графических изображений», учащиеся могут использовать при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний – физике, химии, биологии и др. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа-презентации, размещено на Web- странице или импортировано в документ издательской системы. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
В курсе «Редактирование графических изображений» рассматриваются:
основные вопросы создания, редактирования и хранения изображений;
особенности работы с изображениями в растровых программах;
для редактирования изображений и монтажа фотографий – программа GIMP.
Раздел
| Основные понятия
| Кодирование изображений
| Растровая и векторная графика.
Достоинства и недостатки растровой графики. Достоинства и недостатки векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Кодирование цвета
Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB, CMYK, HSB
|
| Рабочее окно GIMP. Особенности меню. Рабочее поле. Организация панели инструментов. Панель свойств. Панели – вспомогательные окна.
Просмотр изображения в разном масштабе. Методы выделения областей в растровых программах.
Использование различных инструментов выделения: Область, Лассо, Волшебная палочка.
Перемещение и изменение границы выделения. Выполнение преобразования над выделенной областью. Кадрирование изображения.
Назначение контуров. Элементы контуров. Обводку контура.
Осветлять и затемнять фрагменты изображений вручную. Повышать резкость изображения. Редактирование контуров. Преобразование контуров в границу выделения. Использование контуров обрезки для добавления фрагмента фотографии к иллюстрации, созданной в программе рисования.
Приёмы выбора основного и фонового цветов.
Использование инструментов рисования: карандаш, кисть, ластик, заливка, градиент. Раскрашивание черно-белых фотографии
| Многослойные документы
| Многослойные документы. Слои. Основы работы со слоями. Выполнение операции над слоями: удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение, объединение. Режимы для работы с выделенными областями: стандартный и режим быстрой маски. Уточнение предварительно созданного выделения в режиме быстрой маски.
Сохранение выделенной области для повторного использования в каналах. Особенности создания компьютерного коллажа.
Использование слоёв для создания коллажа. Основы работы с текстом. Приёмы использования инструмента текст.
Вставка текста в изображение, редактирование текста.
| Монтаж и улучшение изображений
| Основы коррекции тона и цвета. Понятие тонового диапазона изображения. График распределения яркостей пикселей (гистограмма). Гистограмму светлого, тёмного и тусклого изображений.. Команды тоновой коррекции.
Выполнение тоновой коррекции. Ретуширование фотографий. Инструменты для ретуши изображений (фильтр «Пыль и царапины», инструменты «Штамп», «Лечащая кисть», «Эффект красных глаз»). Выполнение ретуши отсканированных фотографий или изображений с цифрового фотоаппарата.
Понятие фильтр и эффект. Изучение эффектов, которые можно применить к слоям сложного документа, и применение фильтров для художественной обработки изображений.
| Выполнение проекта «Создание пользовательского коллажа»
| Выполнение проекта на тему:
рекламная афиша
оформление обложки книги
оформление обложки CD или DVD
| |