Скачать 313.95 Kb.
|
Управление образования и молодежной политики муниципального образования – Шиловский муниципальный район Информационно-методический центр
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ «Лидер в образовании» КОЗЛОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА, Учитель истории и обществознания МОУ Лесновская средняя общеобразовательная школа №2, победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации 2007 года в рамках приоритетного национального проекта «Образование» Шилово Рязанской области 2008 П О И С К 2008 №6 Издатель – Информационно-методический центр Адрес издателя: 391500, Шилово, ул. Советская, д.38. Телефон: (49136) 2-10-34 2-25-49 Редактор - Спирин Н.И., начальник управления образования и молодежной политики муниципального образования - Шиловский муниципальный район Заместитель редактора - Спирина Н.М., заведующая информационно-методическим центром Составитель- Андронова Н.В., методист информационно-методического центра Тираж - 30 экз. Реализуемые Правительством Российской Федерации приоритетные направления развития российского образования и национальный проект «Образование» создают новые возможности для обеспечения доступности и качества образования, повышения уровня подготовки специалистов. От них будет зависеть стабильность и процветание нашей страны в третьем тысячелетии. Д.А. Медведев СОДЕРЖАНИЕ 1. Аналитическая справка ……………………………………………..… стр. 5 2. Приложения: 2.1. конспект урока «Трудный путь прав человека» (9 класс)………...…стр 10 2.2. проект воспитательной работы «Мы вместе» …………………… …стр.12 2.3. конспект урока мужества «Праздник со слезами на глазах» ( 9 класс)….. ………………………………………………………………………………..стр.16 Козлова С.В. – педагог по призванию, творчески работающий учитель с постоянным стремлением к повышению эффективности учебно – воспитательного процесса. В своей учебной и внеклассной работе большое внимание уделяет правовому воспитанию учащихся. В 2003 г. разработала индивидуализированную программу по праву «Правовое воспитание как фактор социализации и адаптации учащихся». Новизна программы «Правовое образование как фактор социализации и адаптации школьников» заключается в том, что в её основе лежит идея развития критического мышления у учащихся через интенсивное обучение, которое создаётся за счёт использования в работе специальных игровых и интерактивных форм, которые за относительно короткое время обеспечивают достижение запланированного результата. Для развития критического мышления используются различные методические приёмы:
Сегодня, когда мир стал значительно теснее, когда становится невозможным существование народа, нации, государства в изоляции от других народов, наций и государств, во многом изменилось представление о сущностных качествах человека. Учащиеся должны верить в жизнь и относиться к ней глубокомысленно, быть щедрыми и уметь сочувствовать неудачам других, признавать за людьми право на ошибку и уметь прощать эти ошибки. Учить учиться – значит учить самостоятельно добывать знания, выбирать необходимое среди громадного потока информации, критически относиться к предлагаемой массе сведений и т.д., т.е. формировать мышление учащихся. Видение проблемы, а «не убегание» от неё – это качества критического мышления. И чтобы развить его, необходимо включить учащихся в различные виды социальной деятельности. Разработанная программа включает в себя групповую работу, моделирование, ролевые и учебные игры, индивидуальные и групповые проекты, встречи с новыми людьми. Эти методы обеспечивают глубокое усвоение материала, выработку активной социальной позиции, приверженность демократическим ценностям. Ученик ставится в центр образовательной среды, а учитель из «передатчика» знаний превращается в организатора процесса приобретения знаний. Одна из важнейших целей урока – это стадия вызова, т.е. актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений по предлагаемой проблеме. Необходимо вызвать интерес у учащихся, создать у них положительную мотивацию к решению задачи. Вторая стадия урока – осмысление. Данная стадия основная, т.к. учащимся предъявляется новый учебный материал. Они вступают в контакт с новой информацией, с новыми идеями, усваивают новые знания. На данной стадии необходимо поддержать интерес к учебной деятельности и интеллектуальной активности. Деятельность, обеспечивающая осмысленное усвоение и понимание, должна быть осознаваема самим учащимся, иначе он не сможет отслеживать процесс собственного понимания. Третья стадия урока – это размышление или рефлексия. Эта часть не должна свестись к простой проверке знаний в форме ответов на вопросы. Необходимо создать условия для соотнесения своих знаний со знаниями других учащихся, с теми представлениями, которые имелись ранее. Немаловажной задачей последнего этапа является выявление самими учащимися ошибок, совершённых в процессе усвоения и их анализ с целью самостоятельного нахождения причин неверного решения познавательной задачи и проблемы. Методика критического мышления развивает творческий потенциал личности учащихся, интеллектуальные умения, умение корректного ведения дискуссии, уважительного отношения к чужой точке зрения и т.д. С её помощью достигаются поставленные цели и задачи программы. Применение программы по правовому воспитанию учащихся способствует не только формированию высокой гражданской позиции и осуществлению патриотического воспитания, но и вовлекает школьников в исследовательскую деятельность. В результате чего происходит личностное осмысление истории своей страны и приобщение к правовой культуре, что является живым процессом социализации личности школьника. Учебный материал Светлана Владимировна излагает доступно, используя активные методы обучения: урок – конференция, урок – творческий отчёт, урок – размышление, урок – творческая мастерская, урок – праздник, урок – поиск истины, осуществляя дифференцированный подход в обучении. На уроках всегда чётко поставлена цель, адекватно подобраны методы, приёмы, средства обучения, позволяющие добиться системности знаний учащихся, вовлечения их в активную исследовательскую деятельность, способствующую развитию как специальных, так и общеучебных навыков. Использование принципов педагогики сотрудничества позволяет учителю создать условия, при которых мотивы ученика и его интересы стоят в центре системы обучения и воспитания. Педагогический такт, способность к сочувствию, сопереживанию, чувство юмора, умение создавать проблемные ситуации – всё это делает уроки Светланы Владимировны высокоэффективными, будит творческие способности детей. Профессиональная деятельность Светланы Владимировны характеризуется 100 % успеваемостью и высоким уровнем качества знаний её учащихся (68 – 81%). Данные результаты и стабильный уровень знаний школьников свидетельствует о перспективности выбранного учителем направления в преподавании истории и обществознания. Большое внимание Козлова С.В. уделяет дифференцированному и личностно – ориентированному подходу в обучении истории и обществознания. Ученики Козловой С.В. ежегодно занимают призовые места в районных олимпиадах и областных чемпионатах по экономическим играм «Школьники – будущие предприниматели» информационно – образовательного центра «Содружество» г. Рязани. С 2003 г. ученики школы участвуют в работе международного летнего лагеря «Содружество». Светлана Владимировна ведёт большую работу по патриотическому воспитанию учащихся, регулярно проводит классные часы, уроки мужества, внеклассные мероприятия с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками битв под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, воинами – интернационалистами. Много работает по школьной программе «Возрождение русской культуры и русских национальных традиций»: проводит праздники в честь Рождества Христова, Пасхи, Троицы не только для учащихся школы, но и для детей и родителей посёлка. Светлана Владимировна проводит разнообразную внеклассную работу: ведёт экономический кружок, факультативные занятия, элективные курсы, учит школьников научно – исследовательской работе. Для этого она применяет на уроках мультимедийные средства обучения: «История России: XX век» под редакцией А.А Данилова, «Россия на рубеже третьего тысячелетия», «От Кремля до Рейхстага», энциклопедии «История России 862 – 1917», «Династия Романовых», учебники по истории… По правовому обучению - пособия российского фонда правовых реформ по интерактивным методам преподавания права в школе, учебник «Основы правовых знаний» под редакцией С.И. Володиной, «Право и экономика» под редакцией Т.В. Кашаниной и А.В. Кашанина. Под её руководством учащиеся 9-11 классов в 2006 г. создали ряд проектов в электронном виде по теме «Наркомания – знак беды», «Молодая гвардия» о членах подпольной организации г. Краснодона, «Историческая судьба Г.К. Жукова, как полководца и человека». Эти проекты используются учителями – предметниками и классными руководителями на классных часах. Работа над проектом представляла решение творческих задач с заранее неизвестным результатом и предполагала наличие 3-х этапов. Для реализации проектов была создана инициативная группа из 12 учащихся во главе с Козловой С.В. Среди учащихся определились лидеры: Воробьёва Кристина и Попова Ольга. Сначала была определена тема, обоснована её актуальность и определены основные направления работы. На всех 3-х этапах проводился анализ работы. Итоги защищались участниками проекта на школьных и районных конференциях. Светлана Владимировна ежегодно проводит открытые уроки и внеклассные мероприятия для учителей школы: «Праздник со слезами на глазах», «День матери», «Международное гуманитарное право», «Никто не создан для войны», «Я – гражданин России», «Твои права». Вместе с учащимися принимает активное участие в предметных неделях. Козлова С.В. – опытный классный руководитель, учитывает в работе с учащимися индивидуальные особенности каждого воспитанника, характер семейного воспитания. Коллектив учащихся, которым руководит Светлана Владимировна, отличается высокой активностью, инициативой и творческим отношением к делу. Много работает над формированием сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся. Она ведёт интересную воспитательную работу с детьми. Творческие классные часы, весёлые утренники, конференции, чётко поставленная работа по самоуправлению в классе и сотрудничеству с родителями – лишь немногое из арсенала её педагогических новаций. Наличие воспитательной системы позволило ей создать благоприятный психологический климат, атмосферу товарищества и взаимопомощи. Светлана Владимировна является творцом интересных для детей форм работы, максимально развивая каждого ребёнка, сохраняя при этом его неповторимость. Это подтверждают результаты социологического исследования, проводимого социальным педагогом и школьным психологом в третьей четверти 2007 года по изучению развития классного коллектива учащихся 9-А класса. Данные исследования показали, что в классе присутствует благоприятный психологический климат. Созданы все условия для выявления и развития потенциала личности учащихся. В классном коллективе наблюдаются доброжелательные отношения, учащиеся стараются защищать честь и достоинство каждого члена коллектива, адекватно воспринимают критику, как со стороны взрослых, так и со стороны своих одноклассников. Все воспитанники уважают своего классного руководителя, знают её увлечения, хотят перенять разносторонние знания. 100 % учащихся считают, что их класс дружный и им повезло с классным руководителем, которая является их второй мамой и помощником в трудную минуту. 62 % учащихся любимым предметом назвали историю и право. Развитию познавательных интересов учащихся способствует участие в проведении классных часов, экскурсий, предметных олимпиад, кружков, творческих или трудовых объединений, что образуют личностный опыт каждого воспитанника. Светлана Владимировна учит ребят защищать себя, быть признанным и уважаемым среди окружающих, обрести цель и смысл жизни, что помогает им решать собственные психологические проблемы и создаёт нужные обществу мотивы поведения. Учитывая детские потребности, Козлова С.В., как заботливый и чуткий садовник, знает когда, кому и чем помочь. Идя навстречу воспитанникам, своевременно и надёжно помогает им преодолевать жизненные препятствия, чтобы они стали сильными, умелыми, уверенными в себе, чтобы в скором будущем обрели собственные духовные опоры. Организовать контроль помогает ведение дневника классного руководителя, в котором отражены особенности развития каждого учащегося, его состояние здоровья, жизненные проблемы, интересы, склонности, сферы дарований воспитанников. Козлова С.В. помогает в организации классной деятельности ребят: досуговых дел, тематических вечеров, трудовых акций, участвует с классным коллективом в общешкольных мероприятиях, в совместных переживаниях воспитывая ответственность, приучая их к сотрудничеству и взаимопомощи. Педагог развивает и совершенствует классное самоуправление, приучая к самоорганизации, развивая умение отстаивать свою точку зрения, принимать решения, где необходимо - идти на компромисс. Светлана Владимировна создала в классе необходимые психолого - педагогические условия для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей, организуя социально ценные отношения в классном сообществе. И как результат - в классе Козловой С.В. большое количество учащихся с высоким и хорошим уровнем воспитания. Приложения «Трудный путь прав человека». Данный урок является обобщающим по теме «Права человека». Форма урока – групповая. Ход урока: I. Стадия вызова. Вступительное слово учителя: Современная концепция прав человека – итог долгого развития и самого общества и человеческих представлений о своём месте в обществе. В 1989 г. в Париже, во время торжеств, посвящённых 200-летию Великой французской революции, премьер – министр Великобритании Маргарет Тэтчер заявила, что понятие «права человека» не является новшеством, которым человечество обязано творцам Французской революции, поскольку оно восходит к древним грекам. После этого разразился подлинный дипломатический скандал. На карту были поставлены важные ценности национального самосознания французов. Отношения с классической древностью неожиданно оказались в фокусе политической дискуссии: кто прав – премьер-министр Великобритании или президент Франции? Вопрос учащимся: - Когда и где возникла идея прав человека и чья позиция верна? Выслушав мнение групп и приведённые аргументы, перейти ко второй стадии урока.
Для подготовки ответов на данные вопросы учащимся предлагается воспользоваться различными приёмами, которые позволят группам сделать своё собственное сообщение наиболее наглядным, убедительным, интересным: плакат, рисунок, коллаж, кластер, синквейн. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Например: Закон Справедливый, суровый Предупреждает, защищает, наказывает Необходимое условие существования общества Необходимость. Синквейн лучше создавать в парах или группах, т.к. это бывает веселее и создаёт положительную мотивацию для данного вида учебной деятельности. Кластер переводится как «гроздь, «пучок» или схема. Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы. Интересные результаты даёт использование кластера в групповой работе, когда учащимся всех групп даётся задание: подготовить кластер для объяснения одного и того же учебного текста. Между группами возникает дискуссия по поводу выделенных смысловых единиц. Но нельзя предлагать составление кластера на этапе, когда у школьников имеются лишь первичные представления о предмете обучения.
В процессе раскрытия темы группы отвечали на вопросы, задаваемые одноклассниками, в процессе обсуждения возникла небольшая дискуссия. Всё это помогло учащимся чётче уяснить проблему прав человека в современном мире. Проект воспитательной работы «Мы вместе» Разработчик: Козлова Светлана Владимировна. Участники: учащиеся классного коллектива. Продолжительность: долгосрочный – с 5-го по 11-ый классы. Педагогическая цель: формирование навыков активного участия в общественной жизни класса и школы, гражданской активности, инициативы и самостоятельности учащихся. Задачи проекта:
Продукт: социально активная личность, лишённая правового нигилизма. Обоснование значимости проекта:
Вначале была проанализирована существующая в школе система самоуправления по результатам социологического исследования среди учителей и родителей:
Оказалось, что в целом педагоги выступили за самоуправление в школе и классе, но с высокой степенью критичности отнеслись к его практической реализации. Их мнение позволило мне сформулировать основную цель проекта – повысить эффективность деятельности органов самоуправления и добиться роста оценки их работы учащимися и взрослыми. Также весьма интересными оказались результаты опроса родителей, которые показали, что более половины из них не видят необходимости в органах самоуправления, а две трети опрошенных не слышали от своих детей о самоуправлении в школе.
В данном проекте роль организатора системы самоуправления принадлежит учителю. Схема самоуправления, разработанная в классе, была предложена на суд родителей. Им было объяснено, что главное - занять каждого ребёнка полезным делом, дать ему возможность ощутить нравственное удовольствие, радость от конструктивной, созидательной деятельности на благо окружающих. Родители очень заинтересованно выясняли направления деятельности каждого сектора, роль малых инициативных групп (МИГов) в жизни всего классного сообщества. Вносили свои коррективы в направления деятельности МИГов. В классе создаётся малая инициативная группа (МИГи), во главе которой стоит капитан, ответственный перед командиром и старостой класса. В МИГи входят представители различных секторов школьного самоуправления: культмассовый сектор, эколого – трудовой, учебный сектор, информационный сектор и т.д. Перед тем, как создать МИГи, среди учащихся проводится анкетирование: «Какой сектор выберешь ты?». После этого создаются сектора, которые выбирают путём открытого голосования своего капитана. Капитан входит в состав МИГов, который меняется два раза в год, т.е. каждое полугодие. В конце каждого полугодия проводится итоговое собрание, на котором члены МИГов отчитываются о проделанной работе перед классом за всё полугодие. Все собрания завершаются чаепитием и проведением викторин и конкурсов. Самоуправление в классе образует новую ветвь ученического самоуправления, органично вливается в структуру школьного самоуправления, внося особый колорит в жизнь школы. Ученическое самоуправление взаимодействует с педагогическими и родительскими коллективами. Направления работы учебного сектора:
Направления работы культмассового сектора:
Направления работы краеведческого сектора:
Направления работы информационного сектора:
Направления работы старосты:
Направления работы шефского сектора:
Направления работы книжного сектора:
Направления работы штаба дисциплины и порядка:
Направления работы эколого – трудового сектора:
Направления работы спортивного сектора:
Построенная система самоуправления в классе позволяет учащимся попробовать себя в деле, в избранной роли и добиться успеха. Каждый ребёнок, став взрослым, будет способен решать сам свои жизненные проблемы. Школьник получает больше свободы для самопроявления, творчества, успеха, что является важнейшими опорами зрелой социальной личности. |
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Борковская средняя общеобразовательная школа муниципального образования Шиловский... | Извещение о проведении запроса котировок Наименование: Отдел по культуре, физкультуре и спорту, молодежной и социальной политике администрации муниципального образования... | ||
Материально-техническое обеспечение и оборудование учебных кабинетов,... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Борковская средняя общеобразовательная школа муниципального образования Шиловский... | Сероссийская олимпиада школьников по истории 2010/2011 гг. Муниципальный этап Приуральский район, решением Районной Думы муниципального образования Приуральский район от 18 апреля 2013 года №17 «О структуре... | ||
Кировский муниципальный район ленинградской области постановлени е «О конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской... | Информация Собственник выставляемого на торги муниципального имущества – муниципальное образование Чукотский муниципальный район в лице Управления... | ||
Рабочая программа Физическая культура Начальное общее образование... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Борковская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Шиловский... | Публичный отчет моу козельская общеобразовательная школа №4 мо «муниципальный... Муниципальное образовательное учреждение Козельская средняя общеобразовательная школа №4 муниципального образования «Муниципальный... | ||
План работы управления культуры, молодежной политики и спорта администрации Республиканские конноспортивные соревнования в рамках праздника «Проводы зимы» на территории муниципального образования Ширинский... | О проведении IV детских Рождественских чтений Управление образования, молодежной политики и социально-правовой защиты детства администрации Перевозского муниципального района... | ||
Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «борзинский район» Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017... | Информационный отчет о деятельности общедоступных библиотек муниципального образования Межпоселенческая центральная библиотека муниципального района Кинельский входит в состав Муниципального казенного учреждения «Управление... | ||
Доклад муниципального образовательного учреждения «Общеобразовательная... Отдел образования муниципального образования «Виноградовский муниципальный район» | Конкурс исследовательских работ Муниципальным учреждением Управление... Управление образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район» направлены для участия в областном конкурсе... | ||
Доклад Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский... Приуральский район, решением Районной Думы муниципального образования Приуральский район от 18 апреля 2013 года №17 «О структуре... | Доклад Главы администрации «О достигнутых показателях социально-экономического... Приуральский район, решением Районной Думы муниципального образования Приуральский район от 18 апреля 2013 года №17 «О структуре... |