Скачать 121.53 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 имени Р.А. Наумова городского округа город Буй Костромской области
Образовательная программа по предмету технология для 5 класса «Технология обработки текстовой информации» учитель: Любимова Т.Л. 2010-2011 учебный год Пояснительная запискаРаздел «Информационные технологии» входит в программу по «Технологии» для основной школы и предполагает ознакомление учащихся с возможностями использования персональных компьютеров для решения практических задач, а также формирование определенных навыков и умений в работе с наиболее распространенными типами прикладных программных средств на уровне пользователя. При этом ПК используется как рабочий инструмент, а вопросы алгоритмизации и программирования могут быть изучены в курсе «Информатика». В рамках раздела предусмотрены освоение и развитие так называемых пользовательских навыков работы с персональными компьютерами, т.е. работы с готовыми программными продуктами, облегчающими и автоматизирующими труд в различных прикладных, практических сферах человеческой деятельности, как правило, не связанных с серьезным применением математики, физики, химии, — традиционных областях применения больших и суперЭВМ. Программа раздела ориентирована в достаточно большой степени на существующие в настоящий момент типы универсальных пользовательских программ — текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных. В 5 классе по данной программе учащиеся знакомятся с использованием ПК как инструмента для представления информации в текстовом виде, ее редактирования, хранения и получения твердых копий этой информации. Они знакомятся с текстовыми редакторами и учатся работать с ними. Программа «Технология обработки текстовой информации» составлена на основе программы дистанционного курса «Азы информатики. Пишем на компьютере» Роботландского сетевого университета и тесно связывает пять важных контентов: познавательный, инструментальный, концептуальный, дизайнерский и творческий. Познавательный слой показывает актуальность текстовой обработки в деятельности человека. Поэтому его можно назвать и обосновательным. Инструментальная часть рассматривает универсальные методы редактирования на базе многострочного поля браузера и приемы работы с приложениями: Блокнот, WordPad и Word. Концептуальная ветвь надстраивает над инструментальной частью определения, систему классификаций. Рассматривает процесс редактирования и сами редакторы (их устройство) с позиций информационных процессов. В частности, большое внимание уделяется тем алгоритмам редактирования, которые можно повторять в цикле. С одной стороны, это прямое введение в макрокоманды (без них невозможна эффективная работа с редактором), а с другой — отличный повод для подспудного воспитания «циклического» чувства. Ведь привыкнуть оформлять тело цикла, правильно стыкуя его начала и конец — совсем непросто. Плюс подготовка среды ко входу в повторение. Эти навыки гораздо лучше прививаются, когда наряду с логикой воспитывается интуиция. Текстовые редакторы можно разделить на содержательные (многострочное поле, Блокнот) и многофункциональные (WordPad, Word). Последние называют текстовыми процессорами. В них можно не просто готовить текст (содержание), но и управлять его формой (видом). Управление форматом — опасная вещь. Без начально правильных дизайнерских установок легко пустить на страницы геометрическую анархию, вакханалию красок, многослойные выделения, нечитаемый шрифт. Одним словом, легко воспитать дурной вкус. Дизайнерский пласт курса пытается этого не допустить. Творческая часть убеждает детей в том, что чтение — это увлекательнейшее занятие. И с ним, по остроте ощущений, может соперничать только собственное сочинение. Многие задания, которые приходится решать детям в рамках выполнения домашних работ, на Практикуме, в Зачетных классах — творческие. Предполагается, что для их выполнения дети не просто нажмут несколько рекомендованных кнопок, а проявят неинструментальное творчество — изобретут красивый алгоритм решения, основанный на известных алгоритмах работы редактора и структурных свойствах обрабатываемых данных. Таких заданий немало по теме поиска, построения таблиц и макрокоманд. Их хватает и в других разделах. Это, понятное для такого курса, творчество от информатики. Однако, в рамках программы «Технология обработки текстовой информации» нельзя не подумать и о другом творчестве — литературном. Тем более, что оно будет вооружено не гусиным пером, а изученными информационными технологиями. Данный курс является пропедевтическим для учащихся, но и содержит задания творческого, продвинутого уровня. Тем более он очень важен, потому что по учебному плану в 5 классе на информатику выделено 0,5 часа, т.е произошло уменьшение часов, хотя информационные технологии внедряются очень широко. Курс рассчитан на 68 часов, 2 часа в неделю, 68 часов в год за счет часов предмета «Технология» в 5 классе. Цель обученияФормирование основ знаний технологии работы в текстовом процессоре Word. Задачи
Пройдя обучение, учащиеся смогут:Познавательный слой
Инструментальные навыки
Дизайн
Творчество
Содержание программы
Обработка текстов в газетной редакции. Грамматические ошибки, ошибки стиля, макетирование статьи. Способы выравнивания. Работа с редактором строки.
Макет газеты. Возможности и ограничения компьютерной технологии подготовки документов. Тренажер Правилка (классификация ошибок ввода, алгоритмы исправления, тренинг).
Редакторы информации. Работа в плоском текстовом редакторе (на примере многострочного поля браузера). Движения курсора. Клавиша Enter. Линейки прокрутки.
Символ конца строки. Разрезание и склейка строк. Вставки и удаления.
Откатка и накатка. Буфер обмена. Операции Вырезать, Копировать, Вставить. Выполнение и составление алгоритмов редактирования.
Знакомство с редактором Блокнот. Обзор возможностей. Файл, папка. Имя файла, папки. Сохранение документа на диске. Выполнение циклических алгоритмов редактирования.
Понятие текстового процессора. Сравнение WordPad с Блокнотом. Панель инструментов. Понятие формата. Абзацы и способы их форматирования. Склейка файлов.
Определение дизайна. Дизайн текстового документа. Выделения, выравнивания. Классификация шрифтов. Размер, курсив, жирность. Работа со шрифтами в WordPad. Списки.
Знакомство с Word. Меню, стандартная панель и панель форматирования. Знаки форматирования. Стили. Вставка картинок. Проектирование стилей для книжной страницы. Изготовление страницы.
Специальные символы. Тире, дефис. Нумерация страниц. Оглавление. Проектирование обложки. Рамка. WordArt. Преимущество стилей. Изготовление книги.
Проверка правописания в текстовом процессоре. Орфографические ошибки, ошибки пунктуации и стиля. Возможности и недостатки компьютерных алгоритмов проверки правописания. Пробелы и знаки пунктуации. Маркированные и нумерованные списки. Вложенные списки. Представление иерархии в виде вложенного списка.
Поиск/замена. Работа с окнами документов. Клипарт. Работа с файлами.
Табличная информация. Средства построения таблиц.
Проектирование макрокоманд в режиме обучения редактора. Использование макрокоманд.
Повторение пройденного материала. Творческие задания. Конкурс. Организация обучения
Профессор (нет ошибок, оценка 5): или звание Студент (1-2 ошибки, оценка 4): Если получены звания Торопыжка (много ошибок) или Незнайка (очень много ошибок), то зачетный класс лучше решить заново.
Реальные условия проведения занятий могут существенно повлиять на предложенный план. Если времени много, то один урок можно разбить на два: на первом — изложение материала и практикум, на втором — обсуждение (повторение) на основе разделов “Вопросы” и “Зачетный класс”. В условиях же дефицита времени учитель может отказаться от каких-то разделов урока. К примеру, сразу после изложения материала перейти к “Зачетному классу”. Структура УМКПрограмма рассчитана на использование третьей книги «Пишем на компьютере» курса «Азы информатики» Роботландского университета. Комплект состоит из двух книг (для ученика и для учителя). Ученическая книга ориентирована непосредственно на обучаемого. Учительский комплект – на учителя, который сопровождает ученика в работе над книгой и помогает ему. Если ученик работает с книгой совершенно самостоятельно, он может использовать учительский комплект для дополнительного чтения и проверки ответов на вопросы книги. Книги состоять из глав-уроков. Фактически изучение главы может занять несколько школьных уроков: это зависит от уровня подготовки школьников, их возравта, подробности изучения стороннего материала, которым учитель, возможно, дополняет материал учебника. Структура главы книги для ученика
Структура главы книги для учителя
Конспект книги«Конспект» можно рассматривать как краткое изложение темы. Часто «Конспект» не повторяет буквально фрагменты текста «Читального зала», а проводит обобщения, которые можно сделать после знакомства со всем материалом урока и его осмыслением. Знакомить детей с «Конспектом» настоятельно рекомендуется. Домашние заданияДомашние задания разбиты на три группы. Вариант 1Задания не требуют наличия дома у ученика компьютера, носят репродуктивный характер, то есть, основаны только на материалах и приемах, изученных и освоенных на занятии. Вариант 2Для детей, имеющих дома компьютер, включает в себя, кроме репродуктивных, еще и поисково-исследовательские задания. Вариант 3Творческий вариант. Выполнение заданий требует от детей интеллектуальной инициативы и размышлений; выполняться задания могут как в тетради, так и на домашнем компьютере, при условии, что ученик сдает на проверку распечатку или файл (если учитель согласен на последнее). Литература и источникиАзы информатики (Автор: А. А. Дуванов)«Азы информатики» — это гипертекстовый интерактивный курс информатики для младших школьников. Познавательное чтение сочетается с работой на многочисленных тренажерах, исполнителях, испытателях и конструкторах; сопровождается экзаменовкой и тестированием в зачетных классах, и все это — в рамках одного гипертекстового продукта, работающего в браузере (Microsoft Internet Explorer 4 и старше). По решению Регионального экспертного совета Комитета по образованию Санкт-Петербурга курсу «Азы информатики» присвоен гриф «допущен в качестве учебного пособия». Программный пакет поддержан комплектами бумажных книг издательства «БХВ-Петербург»:
|
Образовательная программа по предмету технология для 6 класса «Технология... Охватывает все базовые темы цифровой графики и закладывает основы для осмысленного продвижения вперед тем ученикам, которые увлекутся... | Календарно тематическое планирование Содержание Раздел: Технология... Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской | ||
Технология обработки текстовой информации Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования алтайский промышленно-экономический... | Аналитическая обработка разнородной текстовой информации Технология обработки информации из различных источников, в том числе и из Интернет-сми, обеспечивает автоматизированный ввод (включающий... | ||
Программа дисциплины «Технология построения защищенных систем обработки информации» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, а также обучающихся по направлению подготовки 080500. 68 «Бизнес-информатика»,... | Конспект учебного занятия по информатике с использованием цор город Тема учебного занятия: «Нумерованные и маркированные списки» (раздел «Технология обработки текстовой информации») | ||
Программа дисциплины дпп. Дс. 04 Технология обработки металлов томск... Целью преподавания дисциплины «Технология обработки металлов» является приобретение студентами системы знаний, необходимых для анализа... | Рабочая программа по предмету «Технология» Рабочая программа по предмету «Технология» 5 – 7 класс (2 часа в неделю- 68 часов в год) разработана применительно к Примерной образовательной... | ||
Рабочая программа по предмету «Технология» Рабочая программа по предмету «Технология» 5 – 7 класс (2 часа в неделю- 70 часов в год) разработана применительно к Примерной образовательной... | Рабочая программа дисциплины «Технология строительного производства»... Данная программа учебной дисциплины «Технология строительного» предназначена для реализации Государственного образовательного стандарта... | ||
«Снятие мерок для построения чертежа юбки». 11 «Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов в 6 классе по программе «Технология»» 2 | Аннотация к рабочей программе По предмету «Технология. Технический труд» 7 класс Данная рабочая программа по предмету «Технология» составлена для всех учащихся 7 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного... | ||
Конспект урока по предмету «Окружающий мир», 3 класс. Тема: «Тайны недр Земли» Используемые технологии: технология адаптивная школа, икт, игровая технология, технология проблемного обучения, групповая | Урок технологии в 5 классе по теме «Технология обработки изделия» Цели: обобщить знания учащихся по теме: «Технология обработки изделия», защитить презентацию | ||
1 Фазы информационного цикла и их модели Информационная технология (ИТ) совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения... | Рабочая программа по учебному предмету «Технология» Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена на основе авторской программы «Технология»1-4 классы /. Лутцевой Е.... |