Скачать 0.59 Mb.
|
Москва, 2005г Примерная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальностям высшего профессионального медицинского и фармацевтического образования 060101 (0402100) - Лечебное дело и 060103 (040200) - Педиатрия сотрудниками кафедр общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО РГМУ и ГОУ ВПО ММА им. И.М.Сеченова академиком РАМН, профессором Ю.П. Лисицыным, заслуженным деятелем науки, чл.-корр. РАМН, профессором Кучеренко В.З., чл.-корр. РАМН, профессором Н.В. Полуниной, профессорами: Е.И. Нестеренко, О.А. Манеровой, B.C. Полуниным, доцентами: Н.М. Ашаниной, Г.К. Краевой, М.А. Кубраковым, В.Г. Петуховым. В разработке программы приняли участие и предоставили необходимые материалы коллективы кафедр общественного здоровья и здравоохранения Московского государственного медико-стоматологического университета (зав. кафедрой профессор Г.А. Комаров), Санкт-Петербургского медицинского университета им. И.П. Павлова (зав. кафедрой профессор Н.И. Вишняков, Заслуженный деятель науки РФ, профессор В.А. Миняев), Санкт-Петербургского медицинского университета им. И.И. Мечникова (зав. кафедрой Заслуженный деятель науки, профессор B.C. Лучкевич), Санкт-Петербургской педиатрической академии (зав. кафедрой профессор В.К. Юрьев), сотрудники ГОУ «Всероссийский учебно-научно-методический Центр Министерства здравоохранения и социального развития России» (П.А. Душенков, профессор В.О. Флек), Рецензенты: Зав. кафедрой Общественного здоровья, здравоохранения и гигиены Российского Университета Дружбы народов, профессор Д.И. Кича Зав. кафедрой медицинской статистики и информатики Российской медицинской академии последипломного образования, профессор В.В.Кудрина Пояснительная записка Состояние здоровья населения в конце XX и начале XXI веков на фоне социально-экономических преобразований, демонополизации системы здравоохранения, децентрализации управления отраслью, внедрения системы медицинского страхования и стандартизации, возникновения новых экономических отношений и появления дополнительных источников финансирования повышает значимость подготовки врачей и организаторов здравоохранения всех уровней по проблемам общественного здоровья, организации, управления и экономики здравоохранения. Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки (1997г.) поставлены конкретные задачи по совершенствованию подготовки медицинских кадров. Врачи XXI века независимо от избранной специальности должны иметь знания и умения по оценке показателей общественного здоровья, функционированию и анализу деятельности органов и учреждений в условиях обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, развития медицинского страхования и альтернативных источников финансирования отрасли, совершенствованию существующих и внедрению новых организационно-клинических технологий. Сложившаяся реальность требует пересмотра учебных программ в соответствии с утвержденными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям 060101 (040100) Лечебное дело и 060103 (040200) Педиатрия, определения специфики и места учебной дисциплины по обозначенным проблемам, оптимизации форм и методов преподавания предмета, подготовки научно-педагогических кадров, организации и проведения научно-исследовательской работы. Общественное здоровье и здравоохранение, как наука и соответственно учебная дисциплина, отражает закономерности общественного здоровья и различные аспекты здравоохранения, в том числе вопросы экономики и управления отраслью. Цель дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» - дать знания и умения, необходимые будущему врачу для работы в учреждениях здравоохранения по вопросам:
здоровья населения в целом и отдельных однородных групп населения; • организационно-медицинские технологии; • управления и экономике здравоохранения; • тенденции развития здравоохранения в зарубежных странах. Задачами обучения является изучение и анализ показателей, характеризующих состояния здоровья различных возрастно-половых, социальных, профессиональных и иных групп населения, мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья, теоретических основ здравоохранения, внедрения новых экономических и медико-социальных технологий в деятельность лечебно-профилактических учреждений, методов и средств совершенствования функционирования учреждений здравоохранения. В программе усилено внимание к преподаванию таких разделов, как здоровье и образ жизни отдельных групп населения, охрана материнства и детства, страхование здоровья и экономика здравоохранения. Преподавание дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» базируется на знаниях, полученных на предшествующих теоретических и клинических дисциплинах, и предусматривает преемственность и интеграцию ее преподавания не только с гуманитарными социально-экономическими дисциплинами (история медицины, медицинское право, экономика и политология, физика и информатика, медицинская информатика и др.), но и с гигиеническими и клиническими дисциплинами. По завершении курса «Общественное здоровье и здравоохранение» будущие врачи студенты должны знать: 1.Методику исследования здоровья населения с целью его сохранения, укрепления и восстановления: 1.1 .методики сбора, статистической обработки и анализа информации о здоровье населения или отдельных его групп; 1.2.методики, позволяющие выявлять влияние факторов окружающей среды на здоровье населения или отдельных его групп; 2.Вопросы организации медицинской и медико-профилактической помощи населению: 2.1.системы охраны, укрепления и восстановления здоровья населения (национальную систему здравоохранения, медицинское страхование и др.): 2.2.методики анализа деятельности (организации, качества и эффективности) лечебно-профилактических учреждений; 2.3.вопросы организации медицинской экспертизы (экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности); 2.4. системы охраны, укрепления и восстановления здоровья в зарубежных странах. 3. Основы управления, планирования, экономики и финансирования здравоохранения. По завершении обучения студенты должны овладеть следующими умениями:
Закрепление полученных студентами знаний и приобретенных умений осуществляется при проведении медико-социального обследования различных групп семей. Подбор обследуемых семей производится студентами по определенным критериям, заранее предлагаемым преподавателем группы (семьи с детьми, студенческие семьи, семьи, имеющие хронического больного и др.). В процессе медико-социального обследования изучается состояние здоровья членов семьи, осуществляется сбор социального анамнеза, дается оценка различным видам активности семьи и состояния здоровья каждого члена семьи, выявляются факторы, формирующие здоровье семьи. Выполненная студентами научно-исследовательская работа оформляется письменно в виде отчета по разработанной преподавателями кафедры форме. Подготовленные студентами отчеты о проведенном медико-социальном обследовании семьи выносятся на обсуждение студентов группы на одном из практических занятий. Для реализации перечисленных выше цели и задач обучения при освоении студентами дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» предусмотрено изучение 3-х разделов, каждый из которых подразделяется на самостоятельные подразделы. Первый раздел «Теоретические и организационные основы здравоохранения» включают в себя изучение системы здравоохранения, организационных принципов и правовых основ отечественного здравоохранения, информационного обеспечение и компьютеризация отрасли, социальных гарантий населению, общих теорий и концепций здравоохранения и медицины, научных основ и технологии управления здравоохранением, медицинской этики и деонтологии. Второй раздел «Общественное здоровье» содержит программу (схему) и методы изучения общественного здоровья, критерии его оценки, роль гигиенического воспитания населения в сохранении и укреплении здоровья. В третий раздел «Управление, организация и функционирование системы здравоохранения» вошли такие подразделы, как организация первичной медико-санитарной и санаторно-курортной помощи различным группам населения, организация санитарно-эпидемиологической службы, организация медико-социальной помощи группам социального риска, лекарственное и инструментальное обеспечение медицинских учреждений. Большое внимание при освоении дисциплины уделяется самостоятельной работе студентов, заключающейся в подготовке рефератов по наиболее актуальным проблемам общественного здоровья и здравоохранения, которые рассматриваются как курсовые работы. Выбор темы реферата студенты осуществляют самостоятельно в зависимости от их интереса к той или иной актуальной проблеме здоровья населения или здравоохранения. Темы рефератов, предлагаемые студентам, подготовлены профессорско-преподавательским составом кафедры и ежегодно пересматриваются и обновляются. С реферативными сообщениями студенты выступают на практических занятиях и студенческих конференциях. Все студенты готовят конспект лекции по любой теме, связанной с санитарно-просветительной работой с населением. Лекции читаются населению в период прохождения летней врачебной производственной практики. Преподавание на педиатрическом факультете предполагает акцентирование внимания на вопросах охраны материнства, младенчества и детства, деятельности детских лечебно-профилактических учреждений и учреждений родовспоможения. Большой объем информации по рассматриваемому предмету, необходимость приобретения практических умений в организации работы врача не зависимо от будущей специальности и малое количество учебного времени, выделенного для изучения общественного здоровья и здравоохранения на лечебном и педиатрическом факультетах, требует обязательного выполнения студентами при прохождении производственной практики специально разработанных кафедрой заданий. Эти задания должны учитывать региональные особенности здоровья населения и состояния здравоохранения. Обязательная учебно-образовательная программа дополнена специальными элективные курсами: «Менеджмент и организация работы врача в условиях реформирования здравоохранения», «Статистика в деятельности врача и научного работника», «Современные проблемы управления здравоохранением», «Менеджмент и инновационные процессы в медицине». Ректораты вузов при необходимости и с учетом местных условий, а так же возможностей, заложенных в региональном компоненте, имеют право на основании решений Ученых Советов вносить коррективы и дополнения в последовательность преподавания по семестрам, распределение и увеличение количества учебных часов, регламент проведения зачетов и экзамена по «Общественному здоровью и здравоохранению», но строго без уменьшения обязательного объема часов. Возможности обучения по дисциплине могут быть расширены также за счет проведения внеаудиторных занятий на специальных элективных курсах и в студенческих научных кружках. В соответствии с утвержденными Министерством образования РФ 10 марта 2000 г. учебными планами установлена следующая трудоемкость дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» по специальностям 060101 (040200) - Лечебное дело и 060103 (040100) - Педиатрия:
С учетом накопленного опыта рядом медицинских вузов рекомендуется на перспективу следующий вариант оптимальной модели преподавания дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»:
В конце учебного года подводятся итоги по всем аспектам подготовки, включающим результаты контрольных работ по перечисленным выше разделам, итоговые выступления по наиболее актуальным проблемам общественного здоровья и здравоохранения, зачет, курсовой экзамен. После изучения вопросов экономики и управления в здравоохранении студенты сдают итоговый государственный экзамен по общественному здоровью и здравоохранению, который включает тестовый контроль знаний, оценку практических навыков и собеседование. К общему количеству учебных часов, выделенных для преподавания дисциплины, рекомендуется добавлять часы, отведенные для чтения лекций и проведения практических занятий по основам менеджмента и экономики здравоохранения (см. раздел 7 программы). Лекции по дисциплине читаются либо по фронтальному, либо по цикловому расписанию. Практические занятия традиционно проводятся в виде аудиторных и самостоятельных внеаудиторных занятий. В процессе прохождения практического курса осуществляется тестовый контроль знаний, решаются ситуационные задачи, выполняются курсовые задания по анализу и оценке состояния здоровья населения и деятельности органов и учреждений здравоохранения. При чтении лекций и проведении практических занятий в воспитательной и патриотической целях рекомендуется освещать вопросы истории здравоохранения, роли отечественных ученых, в том числе, ученых обучающих кафедр, отражать вклад сотрудников медицинских вузов в развитие медицинской науки и педиатрического образования. Примерный перечень тем лекций и практических занятий для студентов лечебного и педиатрического факультета. I. Лекции: 1.Основы «Общественного здоровья и здравоохранения» как учебной и научной дисциплины. Политика государства в области охраны здоровья населения.
4. Медико-социальные аспекты важнейших неинфекционных болезней. Факторы риска, эпидемиология и профилактика неинфекционных болезней. 5.Инвалидность и реабилитация как медико-социальная проблема. 6.Укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики. 7.Системы здравоохранения и основные направления реформ здравоохранения в различных странах.
10. Вопросы этики и деонтологии в медицине и здравоохранении. II Практические занятия: 1.Организация изучения здоровья населения. 2.Этапы статистического исследования. 3.Относительные величины. Графические изображения. 4.Методики вычисления и анализа демографических показателей. 5.Методы изучения заболеваемости. 6.Стандартизация. 7.Средние величины. Применение средних величин для оценки состояния здоровья населения. 8.Оценка достоверности результатов исследования. 9.Корредяция, 10.ПМСП. Роль поликлиники в системе ПМСП. 11 .Анализ деятельности ЛПУ (объединенная городская больница). 12.0храна материнства и детства. Анализ деятельности женской консультации, родильного дома и детской поликлиники. 13.Экспертиза временной нетрудоспособности. 14.Система медицинского страхования. 15.Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. 16.Экономика, финансирование и планирование здравоохранения. 17.Санитарно-эпидемиологическая служба РФ. 18.Медико-социальные аспекты ЗОЖ. Гигиеническое обучение и воспитание населения. БЛОК1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ». ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ |
Рабочая программа по общей гигиене, вг, гигиене детей и подростков... Рамн, профессором Пивоваровым Ю. П.; д м н., профессором Короликом В. В.; к м н., профессором Аль Сабунчи А. А.; к м н., доцентом... | Чрескожная радиочастотная деструкция при лечении болевых синдромов... Работа выполнена в городской больнице №5 г. Тольятти и Российском научном центре «Восстановительная травматология и ортопедия» имени... | ||
«согласовано» Руководитель департамента образовательных медицинских... Фппо московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, член-корр. Рамн, з д н. Рф, проф | График заседаний снк кафедры биохимии в осеннем семестре 2009/2010 учебного года Выступление зав кафедрой, член-корр. Рамн, проф. Терентьева А. А. и профессора Казимирского А. Н | ||
Закон города москвы Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ... | Швыдкой михаил Ефимович Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ... | ||
Лдпр 1989 2009 Данная работа написана В. В. Жириновским, председателем лдпр, доктором философских наук, профессором, Заслуженным юристом Российской... | Зачем ребёнку нужны танцы? Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ... | ||
Тема: "Танцы народов мира" Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ... | Пояснительная записка преподавание литературного чтения в 3 классе... Руководитель проекта чл корр. Рао н. В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и науки рф, 2009 | ||
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ... | Исследовательская работа Тема: Популярен ли народный танец в современном обществе? Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ... | ||
Ситуационные задачи к разделу IV стимулирование сбыта в практике... Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ... | Конспект занятия по художественному движению для детей с ограниченными возможностями здоровья Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ... | ||
N п-1 "сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", n п-2... Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ... | Школа при Посольстве России в Индонезии. Экстернат. «Русский язык.... Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ... |