Тема турнира: Жизнь и творчество И. С. Баха





Скачать 216.85 Kb.
НазваниеТема турнира: Жизнь и творчество И. С. Баха
Дата публикации24.06.2014
Размер216.85 Kb.
ТипСценарий
100-bal.ru > История > Сценарий
СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ТУРНИРА ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МЕЖДУ КОМАНДАМИ V КЛАССОВ
Тема турнира: Жизнь и творчество И.С.Баха
I Вступительное слово:
Музыкальный турнир, который вы сейчас увидите, это не просто развлекательная игра, это четвертной контрольный урок по пройденной только что в V классе теме «Бах». Более того, после каждого вопроса я буду как бы коротко резюмировать ответы команд, и таким образом ребята будут иметь возможность ещё раз свести воедино весь материал и повторить такую сложную тему.
II Выход команд и общая речёвка
Бах – композитор всех времён,

На турнир собрал нас он.

На все вопросы ответ дадим,

Знаем точно: мы победим!
III Представление команд и капитанов:
Команда мальчиков «CON BRIO» ( капитан Парыгин Евгений)

Команда девочек «ФУГЕТТА» (капитан Деева Ирина)

IV Представление помощников:

«Счётчики» – в команде «Соn brio» Разин Игорь

Бабакин Александр

в команде «Фугетта» Евдокимова Юлия

Бордик Ксения

Хронометрировать и подавать сигналы к началу обсуждения командами заданных вопросов будут

Марков Александр

Финогенов Анатолий

И за дверью всю незаметную для вас организационную работу проводят:

Слизова Ульяна и

Востряков Александр

Правила игры:
а) чтобы обе команды могли дать свой ответ на вопрос, ответы должны подаваться в письменном виде, обеим командам выданы пронумерованные листочки, ответы должны быть односложными, т.е. короткими и чёткими;

Если листочка с номером вопроса нет, значит надо отвечать устно, это вопросы 5-6, 13 и с 16 по 19
б) 1 очко за каждый правильный ответ, -1 очко за неверный ответ или отсутствие ответа. Обратите внимание, что многие вопросы состоят из нескольких пунктов, за каждый из них своё очко. Кроме того, предусмотрены бонусные, дополнительные очки за:

скорость ответа

красоту и ясность формулировки ответа

и др. подобные вещи;
в) обсуждение можно начинать только после сигнала, иначе команды будут наказываться штрафными очками.

_______________________________________________________________

Мне дорог Бах….
Ну как бы вам сказать,
Не то, чтоб нынче музыки не стало,
Но вот такого чистого кристалла
Еще нам не являлась благодать.
Какое равновесие страстей,
Какая всеобъемлющая совесть, 
Какая удивительная повесть
О брошенной в века душе моей!
(Николай Ушаков 1927г.

Когда-то известный советский писатель М. Горький сказал: « Если представить всех композиторов в виде длинной горной цепи, то Бах своею вершиной высоко уходит в небо». Это, действительно так. Бах огромен, он необъятен.

«Бах такой гигант, что воспринимается не как отдельная личность, а, по выражению одного очень известного музыковеда, как целая творческая лаборатория».
Вопрос 1: Что означает на немецком языке фамилия «БАХ» и с чем,

в связи с этим, сравнивал Баха ещё один немецкий муз.

гений – Бетховен?

«Бах», в переводе с немецкого, означает «ручей». По этому поводу Бетховен говорил: « Не ручей ему имя! Морем он должен называться!»
***

Перед вами известные всем даты (1685 – 1750)– это годы жизни И.С.Баха, судя по датам, это рубеж 17-18 веков.
Вопрос 2: а) Как мы называем художественный стиль, который

господствовал в искусстве с 16 и по начало 18 века,

в русле которого творил великий Бах?

б) Что означает это слово?



Вопрос 3: Кто из известных вам композиторов, также как и Бах,

жил и писал музыку в эпоху барокко?

Георг Гендель соотечественник и современник Баха

Арканджело Корелли и Антонио Вивальди выдающиеся скрипачи – виртуозы, скрипичные концерты которых по сей день остаются самыми исполняемыми в репертуаре скрипачей.

Доменико Скарлатти – итальянский клависинист, автор 50 блестящих клавесинных сонат ;

Франсуа Куперен Жан-Филипп Рамо – это французские клависинисты.

В Италии в оперном жанре в это время работал

Клаудио Монтеверди – между прочим, заслугой Монтеверди является то, что в составе симфонического оркестра появилась скрипка, которая с тех пор заняла прочное положение «королевы оркестра»

Ну и, конечно, надо назвать блиставших в то время органистов, слушая игру которых и сам Бах учился органному искусству:

Джираломо Фрескобальди, Иоганн Якуб Фробергер, Дитрих Букстехуде, Иоганн Пахельбель, Георг Бём.

***

Изучая биографию Баха на уроках муз. литературы, вы узнали, что вся его жизнь – это постоянные переезды из одного города в другой, где он получал то должность органиста, то придворного сочинителя и капельмейстера, то кантора, руководителя хоровой капеллы.

Если проследить по карте, то все эти города и городки располагаются недалеко друг от друга. Бах никогда не выезжал за пределы Германии.

Перед вами цепочка географических названий.
ЭЙЗЕНАХ– ОРДРУФ – ЛЮНЕБУРГ – МЮЛЬГАУЗЕН - АРНШТАДТ– ЛЮБЕК - ВЕЙМАР – ДРЕЗДЕН - КЁТЕН – ЛЕЙПЦИГ – вот путь жизненных странствий Баха. Это не все города, где он жил, а только те, которые стали наиболее важными этапами в его творческой биографии, или те, с которыми связаны какие-то интересные истории. Давайте немного попутешествуем по средневековой Германии.
Если вы помните, Бах при жизни был мало известен как композитор. При жизни Баха было напечатано лишь одно его сочинение.
Вопрос 4: Назовите

а) город, где было напечатано это единственное произведение

б) и что это было за произведение
***

Биография Баха, если вы помните, насыщена интересными, часто очень показательными историями. Давайте вспомним некоторые из них.

Как известно, в феврале 1706 года Консистория города Арнштадта предъявила Баху обвинение, в результате которого ему грозило увольнение со службы
Вопрос 5 - В чём формально обвиняли Баха и в чём была истинная

причина недовольства церковного начальства?

В октябре 1705 года Бах, получив месячный отпуск, пешком отправился в город Любек, где тогда давал концерты знаменитый органист Дитрих Букстехуде. В результате Бах так увлёкся музыкой Букстехуде, что задержался в Любеке аж до февраля, т.е. пробыл там почти 5 месяцев. Консистория обвинила Баха в несвоевременном возвращении из отпуска. Но на самом деле причины недовольства церковного начальства были значительно глубже и заключались в том, что Бах осмелился сочинять по-своему, отступая от принятых канонов. В консистории считали, что он своей странной музыкой смущает слух прихожан.

***

Вспомним ещё одну историю. Известно, что практически 10-летний период работы Баха в Веймаре закончился тоже довольно печально, он закончился арестом и почти месячным заключением Баха в камере судебного управления.
Вопрос 6: За что герцог Веймарский таким образом отомстил Баху?

Баху уже 32 года. Он давно уже выполняет всю работу капельмейстера, а числится только его помощником. Оскорблённый тем, что его вновь и вновь обходят назначением, Бах подаёт прошение об отставке. Но это оборачивается для него арестом и заключением в тюрьму. Так герцог отомстил подчинённому за недозволенную строптивость. Кстати, Бах и в камере судебного управления не переставал сочинять музыку. Именно в тюрьме был закончен цикл из 46 органных хоральных прелюдий. Миниатюры из «Органной книжки», законченной в тюремной камере, звучат и ныне в концертах выдающихся музыкантов-органистов.
***

Обратимся к одному из самых плодотворных периодов в творчестве Баха, к Веймарскому периоду. В Веймаре в распоряжении Баха был прекрасный инструмент, один из лучших в Германии. Трудно даже объять слухом и мыслью всё созданное им в Веймаре для этого инструмента. У одного муз. критика есть целый гимн этому замечательному инструменту. Я сейчас зачитаю цитату из книги о Бахе, а вы мне ответите
Вопрос 7: О каком инструменте идёт речь в этом отрывке?

«Только ОН способен воплощать стремления нашего духа к колоссальному и беспредельно величественному; у него одного существуют те потрясающие звуки, те громы, тот величественный, говорящий будто из вечности голос, какого нет ни у одного другого инструмента, ни даже у целого оркестра».

Ответ: орган

Действительно, в Веймаре Бах, главным образом, сочинял для органа. Орган был любимейшим инструментом композитора. Как говорят музыковеды «Бах мыслил органно».

Этот инструмент за его сложнейшую механику, за необычайные тембровые возможности часто называют «королём всех инструментов» и этот «король инструментов» как нельзя лучше соответствовал масштабности и размаху баховских замыслов. Повторим всё, что мы знаем об органе.
Вопрос 8 : а) К разряду каких инструментов относят орган?

б) Сколько клавиатур имеется у органа?

в) Какие звуки извлекают на ножной клавиатуре

г) Почему во время игры органисту обычно помогают

один или даже несколько ассистентов?

Кроме извлечении звуков сразу на нескольких клавиатурах, органист должен во время игры переключать множество регистров, т. е. задействовать те или иные группы труб определённой окраски. Одному человеку одновременно это не под силу и поэтому у органиста, обычно имеется ассистент, который и переключает регистры.

Поставить диск с записью Токкаты и фуги ре- moll

Вопрос 9: Какое одно из самых знаменитых произведений Баха

для органа было написано в Веймаре?

***

Мы говорили с вами, что Бах был замечательным виртуозом исполнителем, как на органе, так и на клавесине. Его феноменальный импровизаторский дар практически исключал возможность соперничества с ним. По свидетельству современников, он мог, например, на одну тему импровизировать в течении двух часов, он мог ногами на педальной клавиатуре органа в басовом регистре сыграть целую мелодию, причём такую сложную, какую мало кто из органистов способен хорошо сыграть руками. В одной старинной книге написано: «Ноги его как будто наделены крыльями». Вы должны сейчас вспомнить довольно известную историю несостоявшегося состязания Баха со знаменитым французским клавесинистом и органистом, который после первого же знакомства с Бахом, поняв его превосходство, тайно ночью скрылся, опасаясь провала в состязании.
Вопрос 10: назовите:

а) город, где должно было состояться это состязание?

б) и имя французкого исполнителя, испугавшегося

соперничества с Бахом.

***
Давайте вместе с Бахом переберёмся в другой город Германии – в Кётен. Он прожил здесь 6 лет, их можно считать счастливейшими в его биографии. Орган в Кётене был мал и слишком плох, к тому же. Кётен – город, где господствовала кальвинистская церковь, не терпевшая духовной музыки, поэтому здесь Бах ограничивался сочинением, в основном, светской камерной музыки для скрипки, струнного оркестра и, главное, для клавесина. Именно об этом инструменте, о клавесине (или как его чаще тогда называли) о КЛАВИРЕ сейчас и пойдёт речь. Эпоху барокко вообще невозможно себе представить без этого инструмента. Распространён он был, практически по всей Европе, но называли клавесин в разных странах по-разному.
Вопрос 11: Как называли клавесин в других европейских странах и,

в частности, в Германии, где жил и творил И.С. Бах?

Инструмент этот имел звук отрывистый, короткий, по тембру звонкий, как бы серебристо-металлический. Подобно органу, клавесин мог иметь несколько клавиатур, которые и назывались так же – мануалами. Первая клавиатура давала обычное звучание, вторая позволяла удваивать звуки, т.е. играть чуть громче. Не все знают, что окраска клавиш на клавесине была противоположной современному ф-но, т.е. диатонические чистые звуки извлекались на чёрных клавишах, а хроматические альтерированные диезы и бемоли – игрались на белых клавишах. И ещё старинные клавиры отличались изящной, дорогой отделкой, резьбой, перламутровыми инкрустациями. Иногда на верхнем, поднимающемся крыле рисовали целые живописные картины.

Все мы знаем, что именно клавесин стал «прародителем» современного фортепиано, у этих двух инструментов есть много схожего, но ответьте на вопрос
Вопрос 12: В чём принципиальное отличие устройства клавесина

от механики современного фортепиано?

Когда вы в прошлом году знакомились с муз. инструментами и их тембрами, мы говорили, что фортепиано относится к разряду клавишных струнных ударных инструментов, а клавир – инструмент клавишный струнно-щипковый, т.е. на ф-но при нажатии клавиши молоточек ударяет по струне, а на клавесине особое пёрышко, щиплет струну. Вот в этом способе звукоизвлечения и заключается принципиальная разница ф-но и клавира. Слушать сейчас монотонный, одинаковый по силе звучности клавесин нашему уху очень трудно, мы уже избалованы звучанием более совершенного инструмента. Но для Баха в Кётене именно клавесин стал настоящей творческой лабораторией, именно на этом светском инструменте, уже не стеснённый никакими церковными канонами, Бах мог свободно экспериментировать и осуществлять свои новаторские идеи. В Кётене им были написаны 6 Французских и 6 Английских клавирных сюит. Следующий вопрос касается как раз этой темы. Откомандируйте от каждой команды по два человека.

Надеюсь, что вы помните, СЮИТА – это старинный, жанр, представляющий собой последовательность, ряд танцев разных народов. Здесь у вас в виде карточек представлено всё разнообразие танцев эпохи барокко.

Вопрос 13: Один человек должен:

а) отобрать карточки с названием только тех танцев,

которые обязательно входили в баховскую сюиту.

Кроме того, надо будет разложить их строго в традициях

старинной сюиты и определить национальную

принадлежность, характер и темп каждого танца.

б) а другой человек отберёт карточки танцев, которые могли

вводиться в сюиту дополнительно и определить их место в

сюитной форме, т.е. между какими обязательными танцами

они обычно располагались?
Сюитная схема в своём традиционном виде сложилась ещё до Баха, она включала в себя четыре основных танца:

Немецкую аллеманду;

Французскую куранту;

Испанский танец-шествие – Сарабанду;

И танец английских моряков – Жигу.

Иногда в сюиту включали и другие, в основном, французские танцы, вроде менуэта, гавота, паспье, бурре или ригодона, размещались они обычно между сарабандой и жигой. Именно в таком расширенном виде и использовал сюитную форму Бах.
Знакомясь с Французскими сюитами, мы говорили, что Бах выстраивал их по принципу контраста, причём, контраст был и темповый, и образный.
Вопрос 14: Попробуйте в незнакомой вам сюите Баха по темпу и

характеру музыки определить, какой именно танец

сюиты звучит сейчас

Звучит Аллеманда из Французской сюиты № 3
***

Командам заранее было дано задание, подготовить один вопрос соперникам. Оцениваться будет не только правильность ответа, но и оригинальность и красота самих вопросов.
Вопрос 15: ( команда «con brio», вопрос зачитывает капитан)

В Кётене Бахом написано одно уникальное необычное сочинение, а точнее сказать, целый сборник произведений, который музыканты называют просто ХТК.

Расшифруйте эти три буквы и поясните, что они означают.

Название этого широко известного и любимого всеми музыкантами сборника ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАНЫЙ КЛАВИР т.е. правильно, чисто настроенный клавир) Дело в том, что во времена Баха существовало два способа настройки клавишных инструментов: акустический и равномерно-темперированный. При первом – акустическом (или, можно сказать, математическом) способе одна и та же нота в разных тональностях имела разную высоту, поэтому композиторы ради чистоты звучания почти не пользовались модуляциями, т.е. переходами в другие тональности, конечно, это сильно обедняло музыку. Но был уже известен и другой метод настройки, при котором октава делилась на 12 равных полутонов и в котором каждый звук имел фиксированную высоту, а значит мог использоваться в любой тональности. Бах, создавая свой цикл пьес, известный всему миру под названием ХТК, ставил перед собой вполне определённую цель: познакомить играющих на клавире с тональностями, которые в то время в клавирной музыке практически не использовались.

***

Вопрос 15: тоже относится к ХТК

а) Сколько пьес входит в баховский сборник под названием ХТК?

б) почему именно столько ?

в) и по какому принципу эти пьесы располагаются в сборнике?

Поскольку, Бах в этом цикле демонстрирует выразительные возможности каждой тональности, то и количество пьес совпадает с количеством сложившихся в музыке тональностей: 12 мажорных и 12 минорных тональностей (в сумме 24 пьесы) Чередуются прелюдии и фуги в баховском сборнике по хроматическому принципу, т.е. по полутонам, например, прелюдия и фуга до мажор, прелюдия и фуга до минор, затем прелюдия и фуга до# мажор – прелюдия и фуга до# минор, дальше шли ре, ре# и т.д. по полутонам.
Вопрос 16: (команда девочек)

Всем известно, что музыка эпохи барокко имела особый полифонический склад.

Как раньше, во времена Баха называли полифонию?

Ответ: Контрапункт

17. Конкурс капитанов:
Выдать капитанам таблички со словами «ДА» и «НЕТ». С помощью этих табличек капитаны должны подтвердить или опровергнуть утверждения ведущего:
1. Мировая слава Баха началась лишь в 19 веке спустя

100 лет после смерти композитора.

2. Фуга – это пьеса танцевального характера

3. Прелюдии и фуги в ХТК расположены по квинтовому кругу

4. Инвенции написаны Бахом в педагогических целях.

5. Большинству произведений Баха присущ гомофонный склад музыки

6. Слово «Аллеманда» означает «немецкая»

7. За свою жизнь Бах сочинил много опер

8. Главным выразительным средством в музыке Баха является динамика

9. Сборник ХТК создан Бахом в Веймарский период жизни

10.Танцы разных народов в сюите объединены общей тональностью
Наше путешествие по Германии 18 века мы завершаем в Лейпциге, где и Бах закончил свои жизненные странствия. В этот город он переехал ради детей, чтобы они могли учиться в Лейпцигском Университете и прожил Бах здесь 27 лет, вплоть до самой своей смерти. В Лейпциге Бах служит кантором хора мальчиков церкви св. Фомы (В Германии говорят Томаскирхе).

Именно в Лейпциге на рыночной площади рядом с церковью cв. Фомы в 1908 г. поставили памятник Баху. На нём он изображён в кафтане с пуговицей, готовой вот-вот оторваться и с вывернутым пустым карманом.
Вопрос 18: На что намекал скульптор, изображая так Баха?

Отрывающаяся пуговица – намёк на то, что Бах мало заботился о внешних сторонах жизни, его жизнью была музыка. А пустой карман – свидетельство того, что он своей гениальной музыкой не нажил себе никакого состояния.

***

Многие композиторы, выражая своё почтение великому полифонисту-Баху, включали в темы своих произведений мотив, состоящий из четырёх нот: си бемоль, ля, до и си. Есть и у самого Баха фуга на тему, включающая этот же мотив.
Вопрос 19: Что это за мотив? Почему именно эти четыре ноты?

Буквенное обозначение нот: В – си бемоль, А – ля, С – до и Н –си, вместе дают имя композитора в латинской нотации ВАСН

***

Пока идёт подсчёт очков мы послушаем музыку Баха. Как-то так сложилось, что из-за сложности полифонического языка Баха считают «учёным» композитором, скучным педантом. Даже собственный сын называл его «старым париком». Но это заблуждение. Бах очень любил простую, бесхитростную шутку. Сейчас прозвучит седьмая заключительная часть Второй оркестровой сюиты Баха. Лёгкую, танцевальную, порхающую тему исполняет флейта, у Баха она солирует на фоне струнного оркестра. Кстати, эту часть так и называют «воденериль», что в переводе с французского значит «шалость», «шутка».

Бах. Шутка из оркестровой сюиты № 2

Окончательный счёт и награждение команд

Речёвки
Неведомо нам чувство страха

При виде нот клавиров Баха!
Ответим на любой вопрос

Соперникам утрём мы нос!
Баха знаем на «отлично»,

Проиграть нам неприлично!
Мы ребята дружные, знание – наше оружие,

Весёлые и увлечённые, в одну команду сплочённые
ДОПОЛНЕНИЕ

(Другие возможные варианты вопросов)
Известно, что Иоганн Себастьян Бах – представитель очень разветвлённого музыкального семейства. В Германии известно пять поколений Бахов и все они на протяжении двух веков служили музыке, были композиторами, органистами, скрипачами, капельмейстерами. В Тюрингии само имя Бах стало синонимом музыканта. Кроме того, и у самого Иоганна Себастьяна Баха было 20 детей от двух браков (11 сыновей и 9 дочерей). Правда, не все из них выжили в детстве, но некоторые из детей Баха стали известными в своё время музыкантами.
Вопрос четвёртый: Кого ещё из рода Бахов,

прославившихся в своё время

вы можете назвать?

Вильгельм Фридеман Бах – «галльский Бах» композитор и органист- старший сын И.С.Баха
Карл Филипп Эммануэль – часто называют «берлинским» или «гамбургским» Бахом – второй сын И.С.Баха, кантор пяти церквей и городской директор

музыки в Гамбурге

Иоганн Кристофф Фридрих Бах – четвёртый по счёту сын Баха
Иоганн Кристиан Бах–известен как «лондонский Бах – младший сын
Иоганн Кристофa Бах – двоюродный дядя И.С.Баха

Иоганн Людвиг Бах – троюродный брат Баха

Иоганн Михаэль Бах – двоюродный дядя Баха и отец первой его жены Марии Барбары.

Вопрос шестой: Расскажите историю из детства

Баха, когда он, оставшись сиротой

после смерти родителей, жил в

Ордруфе у своего старшего брата

Иоганна Кристофа.

Эту историю обычно упоминают все биографы Баха, поскольку она свидетельствует о необычайной склонности к музыке юного тогда 10-летнего Баха и, к слову сказать, эта история трагическим образом сказалась уже в конце жизненного пути композитора, возможно именно она была одной из причин заболевания Баха.

Надо сказать, что всех исследователей творчества Баха поражало это парадоксальное несоответствие житейского обывательского пути Баха огромной силе его творчества. В этом своеобразный «феномен Баха» - он создаёт великую музыку вне зависимости от утеснений светского начальства, богословских раздоров ему нет дела до претензий церковников или чиновников. Интересно, что Бах – это композитор, который и фразы ни одной философской не написал, и о музыке никогда не говорил языком учёных, но именно его относят к мыслителям той эпохи, его систему развития музыкальных тем сравнивают с концепциями учёных и философов барокко.
Вы не забыли, что мы с вами мысленно прибываем в Веймаре? Кроме импровизационных жанров, Бах здесь (в Веймаре) очень часто обращался к ещё одному виду органных сочинений. И если орган в прослушанной только что вами Токкате и фуге отличался мощью, драматизмом, даже какой-то патетикой, то этот другой муз. жанр был, во-первых, более камерным и, во-вторых, это был уже мир лирических образов Баха, причём, лирические чувства, воплощённые в них, были самых разных оттенков: от возвышенной, созерцательной, до горестно-печально даже скорбной лирики. В связи с этим
Вопрос13: Как называются короткие органные

пьесы непрерывного звучания,

мелодия протестантского хорала.

в основе которых, чаще всего, лежит

(Звучит Хоральная прелюдия фа минор ДИСК 6, Т=13 )

Речь идёт о Хоральной прелюдии – о жанре, к которому Бах обращался довольно часто, им написан для органа целый цикл из 46 хоральных прелюдий. И, как я уже говорила, если в крупных органных формах он демонстрировал огромную силу звука этого инструмента, его технические возможности, то в прелюдиях Баха, скорее интересовали тембровое разнообразие органа, его красочность, возможность сопоставления и сочетания разных регистров.

в) какой принцип использовал Бах выстраивая
Надо сказать, что его сюиты были уже очень далеки от прежней элементарной танцевально-прикладной схемы. Сюита Баха – это своего рода лирическое размышление о различных сторонах повседневной жизни. Объединяющим началом в его сюитах является принцип контраста, в первую очередь образный контраст, например, за элегической, часто даже трагедийной сарабандой шли более лёгкие изящные танцы, типа менуэта или гавота. Но был ещё и темповый контраст: спокойная Аллеманда – живая, бодрая Куранта, или медленная размеренная Сарабанда – и очень стремительная и задорная Жига. именно так свои сюиты
В разговоре о Бахе, мы, как это не странно, ещё не затронули самый важный и, одновременно, самый сложный вопрос. Конечно, всем известно, что музыка эпохи барокко имела особый полифонический склад и именно полифония, т. е многоголосие – вот язык Баха, язык, не понимая который, невозможно понять и саму музыку Баха и величие его достижений в области полифонии.
Кроме «Хорошо темперированного клавира» у Баха есть ещё несколько сборников чисто полифонических пьес: 15 двух- и 15 трёхголосных инвенций, Маленькие прелюдии и фуги – это сборники наставительных педагогических упражнений Баха, все они были написаны для обучения своих многочисленных детей и учеников. Давайте выясним, знаете ли вы, что это за полифонические формы такие – инвенция и фуга?
В полифонической музыке издавна сложились свои особые приёмы развития.
Вопрос 20: а) Какой из известных вам приемов

полифонического развития

использован Бахом в этой инвенции?

(ИМИТАЦИЯ)

Звучит Бах. Инвенция ля минор

…………………………………………………………………………………….

б) Как называется такой полифонич.

приём, когда один и тот же мотив в

каком-то голосе повторяется много-

кратно, но всякий раз от другого

звука ( СЕКВЕНЦИЯ)
И токката и фуга – это чисто полифонические и широко распространённые жанры эпохи барокко.
Вопрос 10: Что во времена Баха называли

«токкатой»?
Токката и схожие с ней старинные жанры Чакона и Пассакалия – это импровизационные жанры, весьма распространённые во времена Баха, во времена, когда композитор и исполнитель (т.е. органист) соединялись в одном лице, когда композитор сочинял музыку непосредственно за клавиатурой органа, импровизируя часто прямо во время богослужения в соборе. Основным принципом построения таких импровизационных произведений было чередование или, лучше сказать, сопоставление контрастных эпизодов: чисто полифонических и виртуозных пассажных.

Часто такие импровизационные жанры, как токката или чакона, пассакалия рассматривались в качестве вступления, прелюдии к более сложной фуге.


Мы хорошо знаем, что самым главным в контрапункте или как мы теперь говорим, в полифонии – это равноправное, самостоятельное выразительное значение нескольких одновременно звучащих голосов. Сам Бах называл полифонию «хором поющих голосов». Послушайте, как образно и как метко он характеризовал искусство полифонии: «Каждый голос в сочинении, каждая тема – это личность, а многоголосное сочинение – беседа между этими личностями…

Самой распространённой полифонической формой является ФУГА.
Вопрос 18: Переведите с латыни слово «ФУГА»

и поясните, что это означает?

Дело в том, что форма фуги представляет собой непрерывное движение, т.е. «бег» - это безостановочное последовательное движение ТЕМЫ по всем участвующим в фуге голосам.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема турнира: Жизнь и творчество И. С. Баха iconРефератов и презентаций Жизнь и творчество русских писателей
А. С. Пушкин «Повести Белкина» Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Жизнь и творчество И. А. Крылова Басни И. А. Крылова Басни Жана...
Тема турнира: Жизнь и творчество И. С. Баха iconКонспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
Тема турнира: Жизнь и творчество И. С. Баха iconРеферат на тему: «Жанры клавирной музыки в творчестве И. С. Баха»
I. Обзор клавирного творчества Баха. Особенности жанрового анализа барочной музыки
Тема турнира: Жизнь и творчество И. С. Баха iconТема : жизнь и творчество Марины Цветаевой
Савостьянов А. Н. Конспект лекций по философии / Новосиб гос ун-т. Новосибирск, 2007. Ч. Античная философия. 68 с
Тема турнира: Жизнь и творчество И. С. Баха iconКонспект урока тема урока А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Тема...
Мбоу «Алексеевская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Алексеевского муниципального...
Тема турнира: Жизнь и творчество И. С. Баха iconПлан-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
Тема турнира: Жизнь и творчество И. С. Баха iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке»
Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм...
Тема турнира: Жизнь и творчество И. С. Баха icon«Поэзия зрелой мысли…»: жизнь и творчество Давида Кугультинова литературно-методическое пособие
«Поэзия зрелой мысли…»: жизнь и творчество Д. Кугультинова: к 90-летию Д. Н. Кугультинова: литературно-методическое пособие / бу...
Тема турнира: Жизнь и творчество И. С. Баха iconПрограмма курса по выбору Магистратура факультета философии Магистерская...
Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм...
Тема турнира: Жизнь и творчество И. С. Баха iconУрок Тема : «Души несломленный полет. Виктор астафьев: Жизнь и творчество»
Место проведения: моу сош №4 г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области (библиотека школы)
Тема турнира: Жизнь и творчество И. С. Баха iconРазработка урока музыки в 6-м классе по программе Д. Б. Кабалевского "Жизнь рождает музыку"
Оборудование: книги, картины, портреты В. А. Моцарта, И. С. Баха, Л. В. Бетховена, раздаточный материал, телевизор, проигрыватель,...
Тема турнира: Жизнь и творчество И. С. Баха iconРеферат На тему: Жизнь и творчество М. К. Акмуллы
Творчество башкирского поэта Акмуллы, созданная им поэтическая школа оказали значительное влияние и на развитие казахской, татарской...
Тема турнира: Жизнь и творчество И. С. Баха iconКультура барокко
Особого внимания заслуживает музыкальная жизнь эпохи — чрезвычайно насыщенная, полнокровная, вышедшая за рамки xviiв. Это время выдвинуло...
Тема турнира: Жизнь и творчество И. С. Баха iconКонспект урока-презентации по литературе в 11-м классе Тема: М. А....
Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф
Тема турнира: Жизнь и творчество И. С. Баха iconУрок №16. Тема: Творчество в жизни человека и общества
Углубить понятие "творчество", Перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты
Тема турнира: Жизнь и творчество И. С. Баха iconРеферат по литературе на тему: Жизнь и творчество
Введение 3


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск