Автор проекта
|
Фамилия, имя отчество
| Строгонова Ирина Евгеньевна
|
Регион
| Челябинская область
|
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
| Г.Челябинск
|
Номер и/или название школы/ОУ
| МОУ гимназия №1
|
Описание проекта
|
Название темы Вашего учебного проекта
|
Мир глазами историка
|
Краткое содержание проекта
|
В проекте на основе жизненного опыта, литературы, иллюстративного материала учащимися 4 класса исследуются примеры исторических источников,
В программе на изучение темы «Мир глазами историка» в учебном плане отводится 1 час. Так как тема урока носит познавательный характер, необходимо использовать проектную деятельность. Урок проводится в компьютерном классе с использованием интернет ресурсов.
|
Предмет(ы)
|
Окружающий мир.
|
Класс(-ы)
|
4 класс
|
Приблизительная продолжительность проекта
|
2 урока
|
Основа проекта
|
Образовательные стандарты
|
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
|
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
|
формирование компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности
Формировать навыки работы в команде
Развитие понимания материальности мира и единства процессов, происходящих в живой и неживой природе
В ходе работы над проектом проекта учащиеся освоят:
первые понятия по теме «История»;
исторические источники
После завершения проекта учащиеся смогут:
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы темы;
давать описания исторических источников на основе текста, иллюстративного материала,
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов по теме (история, историк, исторический источник, летопись, архив, летопись, археология, археолог);
Участники проекта исследуют:
- исторические источники,
В ходе проекта учащиеся придут к пониманию того, как:
- развивается исторический процесс
- с помощью каких исторических источников можно узнать прошлое
Учащиеся будут формировать такие качества и умения 21 века, как:
- ответственность и адаптивность
- межличностное взаимодействие и сотрудничество
- креативность и любознательность
- критическое и системное мышление
- информационная и медиа грамотность.
Участники оформят результаты своей работы в форме презентаций и кроссворда, которые будут размещены на социальных сервисах.
|
Вопросы, направляющие проект
|
Основополагающий вопрос
| Что такое прошлое, настоящее и будущее?
|
Проблемные вопросы учебной темы
| Что изучает история?
|
Учебные вопросы
| Что бы вы хотели узнать, изучая истории?
Какие исторические источники могут рассказать нашим потомкам о времени, в котором мы живём?
Как вы думаете, что на улицах нашего города может рассказать о прошлом?
Что такое археология?
Придумайте вопросы, которые вы бы задали учёному – историку.
|
План оценивания
|
График оценивания
|
До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
Формирующее оценивание «стартовых знаний» в форме фронтальной беседы в ходе вводной презентации учителя
Список тем исследований
Критерии оценивания исследований учеников
| Оценивание работы учеников по предложенным дидактическим материалам
Обсуждение предварительных результатов в каждой группе
Заполнение таблицы продвижения групп по проекту
| Самооценка работы группы
Представление результатов работы групп в виде презентации
Выступление на уроке-конференции
Рефлексия
|
Описание методов оценивания
|
Оценочные листы для самооценки, взаимооценки и оценки руководителем проекта
| Работа над проектом начинается с того, что в ходе презентации учителя выясняются знания учащихся по данной теме, учащиеся мотивируются на проведение исследований в проекте, определяются темы исследований.
Учитывая требования стандарта, составляются критерии оценивания будущих работ учащихся, по которым происходит контроль и самоконтроль в группах. Перед началом работы учащиеся знакомятся с данными критериями. В ходе работы группы заполняют таблицу продвижения по проекту, обсуждают полученные результаты, сверяют полученные результаты с критериями. Для глубокого осмысления темы для учащихся разработаны дидактические материалы.
После завершения работы заполняются листы самооценки работы группы, создается обзорная вики-статья, отражающая результаты исследований и полученные выводы.
Проводится урок-конференция, на котором заслушиваются выступления учащихся с итогами своей работы. Здесь оценивается глубина проведенного исследования, краткость и емкость формулировок, умение логично представлять ход и результаты исследования, убедительно аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы, активность.
В ходе выступлений учащиеся демонстрируют результаты своей деятельности – презентации. В завершении конференции коллективно обсуждаются выводы, служащие ответом на основополагающий вопрос проекта.
По итогам проекта осуществляется индивидуальная рефлексия.
|
Сведения о проекте
|
Необходимые начальные знания, умения, навыки
|
Первоначальные навыки поиска информации в Интернет, исторической и учебной литературе, навыки осмысленного чтения
Первоначальные навыки работы в текстовом редакторе и PowerPoint.
|
Учебные мероприятия
|
Подготовительный этап Последовательность учебного процесса для учеников – что и когда они делают, чему учатся, как вовлекаются в процесс планирования.
До начала проекта нужно подготовить все необходимые ресурсы в соответствии с планом проведения проекта, объяснить им смысл предстоящей работы.
Начало проекта Дети знакомятся с темой проекта, делятся на группы, назначают командира группы, принимают правила работы в группе, распределяют роли. Получают задания, листы продвижения по проекту. Развитие проекта Ученики изучают источники по теме проекта.
Ученики готовят итоговый продукт проекта.
Оценивают себя, участников групп. Заключительный этап проекта
Малая конференция юных историков
Рефлексия
|
Материалы для дифференцированного обучения
|
Возможности для ученика.
| Работа в проекте способствует формированию навыков 21 века. Повышается мотивация учащихся в учебе. Самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, способностей, склонностей, интересов школьников. У учащихся формируется ответственность за работу группы.
Распределение обязанностей в группах осуществляется по принципу добровольности (поиск информации, ее обработка, анализ, видения причины, оформление результатов исследования.
Работа в группах позволяет ученикам выбрать для себя роль в соответствии со склонностями и интересами, чтобы быть успешным и внести свой вклад в итоговую работу:
- анализ теоретических источников;
- поиск и обработка необходимой информации по теме проекта;
- поиск и подготовка к представлению иллюстративного материала по теме проекта;
- организация и проведение совместного обсуждения результатов работы группы;
- обработка результатов и представление их средствами компьютерных технологий;
- подготовка и проведение устной презентации работы группы;
- размещение результатов работы в сети.
|
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
| В работе над проектом ученики выполняют доступные для себя, четко определенные задачи на основе продуманного алгоритма действий. Они имеют возможность воспользоваться помощью других участников группы, проконсультироваться с учителем. Такие ученики должны почувствовать свою значимость в общем деле, почувствовать, что они могут быть успешными.
|
Одаренный ученик
| В ходе работы над проектом возможны различные пути изучения материала, которые могут выбрать сами ученики. Школьники, заинтересованные в более глубоком изучении истории, могут выйти за рамки выполняемых учебных задач, провести дополнительные исследования и расширить поле деятельности проекта.
|
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
Технологии – оборудование
|
|
Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
|
Компьютеры
Сеть Интернет
Принтер
Проектор
|
Материалы на печатной основе
| Алексеев С.П. Что такое, кто такой. – М.: Педагогика пресс, 1996
Алтынов П.И. Краткий справочник школьника – М.: Дрофа , 1997
Дэвисон М. – когда, где, как и когда это произошло? – Ридерз Дайджест, 1998
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1999
Чудакова Н.В. Я познаю мир. История. – М.АСТ, 1997
Аудиоэнциклопедия «Как жили на Руси»
|
Интернет-ресурсы
| http://rys-arhipelag.ucoz.ru/photo/14 - картинки Б. Ольшанского
http://roerih.ru/images/1/book.jpg
http://s11.radikal.ru/i184/0911/e9/9edddc305725.jpg
http://s53.radikal.ru/i140/0911/0c/a7062f63ed8f.jpg
http://www.goldteam.su/forum/index.php?showtopic=7152 – иллюстрации В. Иванова
http://www.ido.rudn.ru/nfpk/hist/pic/2/v2_15.jpg - славянский поселок
http://www.int-edu.ru/history/Holid.htm - картины
http://www.yugzone.ru/x/audioencsiklopediya-kak-zhili-na-rusi/ -
Аудиоэнциклопедия «Как жили на Руси»
|
Другие ресурсы
|
|