Скачать 60.22 Kb.
|
Тема: «Человечество – единый биологический вид» Цели:
Учебно-воспитательные цели:
Ведущие понятия: раса человека, европеоид, монголоид, негроид, антропология, антропогония. Оборудование: учебник, атлас, физическая карта мира, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал: «Дневник путешественника». Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. Ход урока
Подготовка класса к уроку, проверка готовности учебных принадлежностей.
На экране (1 слайд) эпиграф к уроку, который после вступительного слова учитель зачитывает Создал мир большим Творец: семь морей в один конец, И народов на пути не перечесть. То, о чем мечтали в Йорке, - проза будней на Майорке. То, что в Лондоне позор, в Рангуне – честь. Р. Киплинг Вопрос: как вы думаете, о чем пойдет речь на данном уроке? (о народах мира) Вы правильно предложили. На уроке мы совершим путешествие во времени и попытаемся разгадать тайну происхождения людей на Земле. Совершим путешествие в пространстве и познакомимся с различными людьми, населяющими нашу планету. Во время путешествия мы будем вести дневник. На партах у вас лежат дневники путешественников, подпишите их (Приложение 1). Итак, тема нашего урока: «Человечество – единый биологический вид» (дети записывают в тетрадях). Ребята, мы начнем наше путешествие из глубины веков. А поможет нам в этом один миф. Давайте, сперва, вспомним из истории что такое «МИФ»? Древние люди пытались объяснить историю своего происхождения. Так сложились мифы. Заслушаем один из них (зачитывает один из учеников) (слайд 2). «Североамериканские индейцы, увидев бледнолицых (так они называли европейцев) и завезенных ими в Новый Свет из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головёшки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового цвета. Так появились европейцы» Вопрос: Ребята, доказывает ли этом миф общее происхождение людей? (ответы детей о том, что все люди изначально были одинаковыми и были сделаны из одного материала - глины). (3 слайд) Познакомимся с новыми для нас понятиями и отметим их в тетради. Всё многообразие мифов о происхождении человека, названо АНТРОПОГОНИЕЙ. От греческого «антропос» - человек и «гония» - происхождение. АНТРОПОЛОГИЯ – наука изучающая происхождение и развитие человека. От греческого «антропос» – человек и «логос» - учение. Учитель: одним из ученых занимавшимся антропологией был английский натуралист и путешественник Чарльз Дарвин. Он один из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. Так отделение ветви человеческих предков от предков обезьян произошло от 3 до 5 миллионов лет назад (4 слайд). И примерно 30 – 40 тысяч лет назад возник современный биологический вид – человек разумный (Homo Sapiens) в Африке и Юго-западной Азии. Постепенно люди расселились по другим материкам земного шара (прокомментировать карту на 4-ом слайде). Первыми были заселены материки Евразия и Африка. Затем древние люди проникли в северную и Южную Америку и Австралию. Не был лишь заселен материк Антарктида. Люди жили в различных климатических условиях, что привело их к постепенным внешним изменениям. Так возникли разные по внешним признакам группы людей – человеческие расы (5 слайд с людьми различных рас). Запишите в тетрадях новое понятие Человеческие расы – это группы людей, объединенных на основании общности происхождения и некоторых внешних наследственных признаков (цвет кожи и волос, форма головы, строение лица и др.). Итак, наступило время сделать первую запись в наших дневниках. Выполним первое задание и впишем пропущенные термины (Учащиеся под руководством учителя заполняют пропуски задания №1 в Дневнике путешественника). Всех людей делят на 3 большие расы (6 слайд):
Каждую расу можно охарактеризовать по многочисленным признакам. Сейчас, работая в парах и по рядам, ваша задача описать особенности данной из рас. А результаты своей работы вы должны записать в таблицу «Расы Земли» (задание №2 в дневнике путешественника – 5 минут; для выбора расы учитель дает на выбор три жетона с названиями рас – Приложение 2). Проверка работ – группы зачитывают результаты своей работы, остальные группы записывают ответы в таблицу. Постепенно, вместе с обучающимися, на слайде заполняется таблица для сверки правильных ответов. (7, 8, 9, 10 слайды). Ребята, делаем вывод. Представители разных рас различаются некоторыми особенностями своего организма, но эти различия не существенны, так никто не застрахован от болезней. Таким образом, людей могут отличать только внешний вид. Соответственно, можно уверенно сказать, сто человечество представляет собой единый биологический вид – человек разумный. А как вы объясните, что представители различных рас имеют, существенные различия во внешнем облике (слайд 11)? Посмотрите на слайд и постарайтесь объяснить, что способствовало формированию рас (дети должны высказать мысль о том, что представители разных рас проживают в разных климатических условиях)? Доказательством этому являются следующие примеры: У европеоидной расы продолговатый узкий нос, который замедляет вдыхание холодного воздуха; у представителей негроидной расы жесткие курчавые волосы предохраняющие голову от перенагрева палящего солнца; у монголоидов узкий разрез глаз, защищающий глаза от постоянной ветреной погоды и пыльных бурь. Ребята, теперь я вам предлагаю посмотреть на фотографии людей, и назвать к какой расе они относятся (слайд 12).
Ребята, на карте мира более 250 стран, несколько тысяч народов, и каждый интересен по своему, некоторые до сих пор до конца не познаны. Но важно помнить, что нравственные, интеллектуальные черты личности не зависят от того какой ты расы или национальности, а зависит от того насколько человек воспитан, образован, какой обладает волей и усердием, а также от целеустремленности. Давайте подведем итоги по нашей теме в виде игры (физкультминутка). Вы с помощью глаз будете отвечать на мои вопросы:
Молодцы ребята, вы отлично справились со всеми заданиями.
А теперь оцените нашу деятельность на уроке: если вам не совсем понравилась тема урока и то, чем мы занимались – поднимите одну ладошку, а если вам понравился наш урок и как мы работали – поднимите две ладошки. Использованная литература:
|
Конспект урока по географии для обучающихся 6-го класса Тема урока:... Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... | Урок № Тема: Человечество как сумма поколений Человечество – это общее количество ушедших, ныне живущих и будущих поколений людей | ||
Тема: «Стандартный вид числа» Калуге. Выдающийся ученый, изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, основоположник космонавтики мотивом соей жизни ставил... | Реферат по Информатике. Тема реферата Так получилось, что мы живем, когда человечество всюду окружено техникой. Ещё очень давно человечество овладело секретами превращения... | ||
Так управлять Казахстаном недопустимо Говоря о результатах, отмечу, речь ниже пойдёт об итогах производящего труда, производства. Поскольку всё человечество занято преобразованием... | Внеклассное мероприятие в 5 классе. Тема: «Биологический «Звёздный час» Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | ||
А. Конан-Дойль «Под руководством философии материализма человечество движется по ложному пути. Чем дальше, тем всё более и более ясно, что путь... | Тема: Цели и задачи изучения истории медицины на лечебном Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Внеклассное мероприятие в 5 классе. Тема: «Биологический «Звёздный час» Автор: Рыбкин В. Р., к ф н., доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью | Вид. Одной из основных таксономических категорий является вид (species).... Основные принципы классификации микроорганизмов. Понятие рода, вида, подвида, штамма | ||
Тема Вид | Тема Вид | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Маяковский и был прав. Человечество создало радио, телевидение, видео, компьютер, но ничего проще книг, ничего мудрее книг люди пока... | Конкурс «Мой Лучший урок» Урок обществознания 6 класс по теме: «Человечество... Оборудование и наглядный материал: учебник 6 класс, компьютер с проектором, презентация «Человечество как сумма поколений» | ||
1. 1 Становление и формирование финансовой системы ес Комиссия и единый Совет. Договор о слиянии объединил административный и операционный бюджеты есус и административный бюджет Евратом... | Краевой единый урок «От Красноярскa до Берлина» в Новоуспенской школе Германией. Во всех учебных заведениях проводятся классные часы, беседы, уроки мужества, посвященные этой дате. 30 апреля 2010 года... |