Скачать 73.3 Kb.
|
Конспект урока по географии для обучающихся 6-го класса Тема урока: «Человечество – единый биологический вид». Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний. Технология: личностно-ориентированный урок, групповая форма работы. Цели и задачи урока: - обучающие: Создать условия для:
- развивающие:
- воспитывающие:
Оборудование: учебник Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой «Начальный курс географии», атлас, презентация: «Человек – единый биологический вид». Интернет-ресурсы «Происхождение человека в мифах и религиях человека», «Научные представления о происхождении человека», дополнительная литература, раздаточный материал. Ход урока: . Организационный момент: - Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, пусть это настроение будет с вами до конца урока. Сегодня на уроке мы будем говорить о человеке, тема урока «Человечество – единый биологический вид». А я бы хотела начать урок словами Н. Н. Миклухо-Маклая «Ценить людей надо по тем целям, которые они представляют». Почему? (слайды 1-2) . Постановка цели урока: - Вы часто слышите такое выражение «Все люди – братья и сёстры». Какой смысл несёт это крылатое изречение? Какую цель вы ставите перед собой при изучении темы сегодняшнего урока (слайд 3). - Давайте обобщим ваши высказывания (слайд 4). Для достижения поставленных целей мы совершим путешествие во времени и попытаемся разгадать тайну происхождения людей на Земле. Совершим путешествие в пространстве и познакомимся с различными людьми, населяющими нашу планету. Познакомимся с человеческими расами. А чтобы вам было интересно, все записи будем заносить в «Дневник путешествия» На партах у вас лежат дневники путешественников, подпишите их. Наше необычное путешествие вглубь веков нам помогут совершить новые термины: антропогония и антропология. Много веков и тысячелетий люди пытаются разгадать тайну появления жизни на планете земля, в том числе и самого человека. За это время родилось множество гипотез, мифов и легенд. Антропогония – наука о многообразие мифов о происхождении человека. Вопросами, связанными с происхождением и развитием человека, занимается наука антропология (от греческого «антропос» - человек и «логос» - учение). Она собирает научные доказательства происхождения человека. . Изучение нового материала. Работа по группам: - Сегодня вы сможете побывать в роли учёных и высказать свои предположения и догадки. Запишите эти термины в «Дневник путешествия» Каждая группа представит своё выступление: «Происхождение человека в мифах и религиях», «Научные представления о происхождении человека», «Космическое происхождение человека». (Ученики изучают дополнительный материал по группам, затем один от группы представляет свою версию). - Ребята, вы услышали три мнения, какое из них мы будем брать за основу. Конечно, мы придерживаемся научной теории, в течение нескольких сотен лет учёные представили доказательства – одно из них теория Ч. Дарвина. Мы совершили путешествие во времени и познакомились с мифами и научными представлениями о происхождении людей. Но наше путешествие продолжается, и теперь мы совершим путешествие в пространстве. Мы будем путешествовать по планете и познакомимся с человеческими расами (слайд 5-7). - Человек разумный (Xomo sapiens) появился на Земле приблизительно 30 – 40 тыс. лет назад в Африке и Юго – Западной Азии. Постепенно люди расселились по другим материкам земного шара. Первыми были заселены материки Евразия и Африка. Затем древние люди проникли в Северную и Южную Америку и Австралию, не был заселен лишь материк Антарктида. Люди жили в разных природных условиях и постепенно изменялись. (Ученики работают с атласами, один ученик выходит к физической карте – показывает, как шло заселение материков) (слайд 8). - В своём «Дневнике путешествий» вставьте пропущенное слово, какое определение получилось? - Человеческие расы – это исторически сложившиеся группы людей с общими наследственными физическими признаками: цветом кожи, глаз, волос, разрезом глаз и строением век, формой головы и скелета. Наследственные признаки называются расовыми признаками. - Рассмотрим классификацию, которая учитывает внешнее сходство людей одной расы, и их географическое распространение. Всех людей можно объединить в три большие расы:
Каждую расу можно охарактеризовать по многим признакам. Сравним эти расы (слайд 9-18) - В курсе 7-го класса «География материков и океанов» вы более подробно познакомитесь с представителями данных рас, узнаете о том, что есть смешанные расы (слайд 19). Узнаете как климатические условия, образ жизни повлияли на формирование данных рас. На уроках биологии вы получите более подробную научную картину человека с точки зрения биологического вида. Узнаете о том, какие группы выделяются в каждой из этих рас (слайд 20). - Представители разных рас отличаются некоторыми особенностями своего организма, но эти отличия несущественны. Все человеческие расы равны. Ученые это давно доказали. Один из этих ученых – наш соотечественник Николай Николаевич Миклухо – Маклай. Он посвятил свою жизнь изучению народов проживающих на островах Тихого океана. Особенно известно его путешествие на Новую Гвинею, два с половиной года (1871-1872, 1876-1877 гг.) он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, где завоевал любовь и доверие папуасов. Основываясь на результатах своих антропологических и этнографических исследований, Миклухо-Маклай отстаивал идею о видовом единстве и взаимном родстве человеческих рас. Он доказал, что папуасы и другие народы Океании и Юго-Восточной Азии отстали в своём развитии только в силу ряда исторических причин, но по своим способностям стоят не ниже европейцев.. Изучив жизнь островитян, Миклухо - Маклай пришел к выводу, что эти народы в той же степени способны к умственному развитию, как и любой другой народ на Земле (слайд 21). - Благодаря его трудам, сделайте запись в своём «Дневнике путешествий». - Но есть примеры, когда проявлялось превосходство одной расы над другой. Знакомство с терминами «расизм», «расовая дискриминация» (слайд 22). V. Физкультминутка. Звучит мелодия песни «Сколько нас». Под эту мелодию обучающиеся выполняют движения, гимнастику для глаз. VI. Практическая работа «Портрет». - Работаем по группам: первая группа составляет портрет представителя европеоидной расы; вторая – монголоидной, третья – экваториальной. Каждая группа зачитывает портрет представителя данной расы. Остальные проверяют по таблице (слайд 23).
Вывод: современное человечество представляет собой единый биологический вид, расы которого объединены одинаковым уровнем физического и психического развития (слайды 24-25). VII. Закрепление пройденного «Викторина» 1.Сколько и какие выделяют большие расы? 2.Каковы отличительные признаки представителей европеоидной расы? 3.Каковы отличительные признаки представителей монголоидной расы? 4.Каковы отличительные признаки представителей экваториальной (австрало-негроидной) расы? 5. Каковы гипотезы происхождения рас? 6. Можно ли расовые теории считать научными? Почему? VIII. Рефлексия. Выполните задание 6 из «Дневника путешествий»:
IX. Итог урока: - В заключение урока посмотрите видеофрагмент «Мир, который нужен мне». X. Домашнее задание: § 51; нарисуйте иллюстрацию к видеофрагменту, которая отражала бы позитивное отношение ко всем расам Земли. Литература: 1. Интернет-ресурсы: http://imp.rudn.ru/psychology/anthropology/1.html http://rudocs.exdat.com/docs/index-58046.html?page=2 2. Человек открывает Землю: По страницам журнала «Вокруг света»/ Сост.: А. А. Полещук и др. – М.: Мысль, 1986. |
Тема: «Человечество – единый биологический вид» Ведущие понятия: раса человека, европеоид, монголоид, негроид, антропология, антропогония | Конспект урока гимнастики для обучающихся 8 класса учителя физической... Тема урока: Закрепление, совершенствование и учёт выполнения гимнастических упражнений | ||
Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом) | Конспект урока Тема урока «Плотность вещества». 7 класс ... | ||
Конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе моу «Сюкеевская... Приветствие класса, обратить внимание на внешний вид. «Направо», в обход на-лево шагом-марш | Конспект урока Тема урока : Слитное и раздельное написание не с именами существительными Цели урока: организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов | ||
Учебник для 9 класса 2010 г. Тема урока: Арифметические выражения... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 | Учебник для 8 класса 2010 г. Тема урока: Общение в Интернете Вид... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 | ||
Конспект урока (Тема урока) фио (полностью) Кудрова Светлана Васильевна Цель урока: ознакомление обучающихся с двоичной системой счисления и её значимостью для кодирования информации | План-конспект открытого урока географии Преподаватель географии:... Тема урока: «Экономико-географическое положение (эгп) Зарубежной Азии, перспективы развития» | ||
Конспект урока по немецкому языку Тема урока : Ferien und Bücher.... Учебник немецкого языка для 8 класса «Schritte 4» Бим И. Л., доска, мел, дидактический материал | Конспект открытого урока по географии №1 Тема урока: План и карта Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2, Москва, 2009. Стр. 161-162 | ||
Конспект урока и мультимедийных учебных материалов в среде smart... Создавать условия для воспитания патриотизма у обучающихся на примерах исторических и современных событий с использованием музыкальных... | План-конспект открытого урока по гимнастике для учащихся 5 класса... Цель урока: Содействовать развитию скоростно-силовых качеств по средствам изучения кувырка назад | ||
Конспект урока по литературе для учащихся 10 класса Тема: Использование икт на уроках и во внеурочной деятельности для развития ключевых компетенций у обучающихся | Конспект урока для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) |