Конспект урока по географии для обучающихся 6-го класса Тема урока: «Человечество единый биологический вид»





НазваниеКонспект урока по географии для обучающихся 6-го класса Тема урока: «Человечество единый биологический вид»
Дата публикации15.07.2013
Размер73.3 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Конспект урока по географии для обучающихся 6-го класса

Тема урока: «Человечество – единый биологический вид».

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Технология: личностно-ориентированный урок, групповая форма работы.

Цели и задачи урока:

- обучающие:

Создать условия для:

  •  усвоения терминов: «расы», «расовые признаки» и формирования знаний о влиянии условий окружающей среды на формирование расовых признаков;

  •  формирования умения выявлять расовые признаки, умения составлять портрет представителей различных рас

- развивающие:

  • поиск, обработка, хранение текстовой и графической информации, работа с текстовой информацией

  • развития умений организации поисковой и исследовательской работы, самостоятельного приобретения новых знаний из различных источников информации

- воспитывающие:

  •  формирования жизненной позиции о равенстве всех рас и толерантности по отношению к представителям всех человеческих рас;

  • развития умений общаться между собой, осознания ценности совместной деятельности

Оборудование: учебник Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой «Начальный курс географии», атлас, презентация: «Человек – единый биологический вид». Интернет-ресурсы «Происхождение человека в мифах и религиях человека», «Научные представления о происхождении человека», дополнительная литература, раздаточный материал.

Ход урока:

. Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, пусть это настроение будет с вами до конца урока. Сегодня на уроке мы будем говорить о человеке, тема урока «Человечество – единый биологический вид». А я бы хотела начать урок словами Н. Н. Миклухо-Маклая «Ценить людей надо по тем целям, которые они представляют». Почему? (слайды 1-2)

. Постановка цели урока:

- Вы часто слышите такое выражение «Все люди – братья и сёстры». Какой смысл несёт это крылатое изречение? Какую цель вы ставите перед собой при изучении темы сегодняшнего урока (слайд 3).

- Давайте обобщим ваши высказывания (слайд 4). Для достижения поставленных целей мы совершим путешествие во времени и попытаемся разгадать тайну происхождения людей на Земле. Совершим путешествие в пространстве и познакомимся с различными людьми, населяющими нашу планету. Познакомимся с человеческими расами. А чтобы вам было интересно, все записи будем заносить в «Дневник путешествия» На партах у вас лежат дневники путешественников, подпишите их. Наше необычное путешествие вглубь веков нам помогут совершить новые термины: антропогония и антропология. Много веков и тысячелетий люди пытаются разгадать тайну появления жизни на планете земля, в том числе и самого человека. За это время родилось множество гипотез, мифов и легенд. Антропогония – наука о многообразие мифов о происхождении человека. Вопросами, связанными с происхождением и развитием человека, занимается наука  ан­тропология (от греческого «антропос» - человек и «ло­гос» - учение). Она собирает научные доказательства происхождения человека.

. Изучение нового материала. Работа по группам:

- Сегодня вы сможете побывать в роли учёных и высказать свои предположения и догадки. Запишите эти термины в «Дневник путешествия»

Каждая группа представит своё выступление: «Происхождение человека в мифах и религиях», «Научные представления о происхождении человека», «Космическое происхождение человека». (Ученики изучают дополнительный материал по группам, затем один от группы представляет свою версию).

- Ребята, вы услышали три мнения, какое из них мы будем брать за основу. Конечно, мы придерживаемся научной теории, в течение нескольких сотен лет учёные представили доказательства – одно из них теория Ч. Дарвина.

Мы   совершили путешествие во времени и познакомились с мифами и научными представлениями о происхождении людей. Но наше путешествие продолжается, и теперь мы совершим путешествие в пространстве. Мы будем путешествовать  по планете и познакомимся с человеческими расами (слайд 5-7).

- Человек разумный (Xomo sapiens) появился на Земле приблизительно 30 – 40 тыс. лет назад в Африке и Юго – Западной Азии.  Постепенно люди расселились по другим материкам земного шара. Первыми были заселены материки Евразия и Африка. Затем древние люди проникли в Северную и Южную Америку и Австралию, не был заселен лишь материк Антарктида. Люди жили в разных природных условиях и постепенно изменялись. (Ученики работают с атласами, один ученик выходит к физической карте – показывает, как шло заселение материков) (слайд 8).

- В своём «Дневнике путешествий» вставьте пропущенное слово, какое определение получилось?

- Человеческие расы – это исторически сложившиеся группы людей с общими наследственными физическими признаками: цветом кожи, глаз, волос, разрезом глаз и строением век, формой головы и скелета. Наследственные признаки называются  расовыми признаками.

- Рассмотрим классификацию, которая учитывает внешнее сходство людей одной расы, и их географическое распространение. Всех людей можно объединить в три большие расы:

  • монголоидную

  • европеоидную

  • экваториальную (негроидно-австралоидная))

Каждую расу можно охарактеризовать по многим признакам. Сравним эти расы (слайд 9-18)

 - В курсе 7-го класса «География материков и океанов» вы более подробно познакомитесь с представителями данных рас, узнаете о том, что есть смешанные расы (слайд 19). Узнаете как климатические условия, образ жизни повлияли на формирование данных рас. На уроках биологии вы получите более подробную научную картину человека с точки зрения биологического вида. Узнаете о том, какие группы выделяются в каждой из этих рас (слайд 20).

- Представители разных рас отличаются некоторыми особенностями своего организма, но эти отличия несущественны. Все человеческие расы равны. Ученые это давно доказали. Один из этих ученых – наш соотечественник Николай Николаевич Миклухо – Маклай. Он посвятил свою жизнь изучению народов проживающих на островах Тихого океана. Особенно известно его путешествие на Новую Гвинею, два с половиной года (1871-1872, 1876-1877 гг.) он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, где завоевал любовь и доверие папуасов. Основываясь на результатах своих антропологических и этнографических исследований, Миклухо-Маклай отстаивал идею о видовом единстве и взаимном родстве человеческих рас. Он доказал, что папуасы и другие народы Океании и Юго-Восточной Азии отстали в своём развитии только в силу ряда исторических причин, но по своим способностям стоят не ниже европейцев.. Изучив жизнь островитян, Миклухо - Маклай пришел к выводу, что эти народы в той же степени способны к умственному развитию, как и любой другой народ на Земле (слайд 21).

- Благодаря его трудам, сделайте запись в своём «Дневнике путешествий».

- Но есть примеры, когда проявлялось превосходство одной расы над другой. Знакомство с терминами «расизм», «расовая дискриминация» (слайд 22).

V. Физкультминутка.

Звучит мелодия песни «Сколько нас». Под эту мелодию обучающиеся выполняют движения, гимнастику для глаз.

VI. Практическая работа «Портрет».

 - Работаем по группам: первая группа составляет портрет представителя европеоидной расы; вторая – монголоидной, третья – экваториальной. Каждая группа зачитывает портрет представителя данной расы. Остальные проверяют по таблице (слайд 23).

Раса

Цвет кожи

Волосы

Другие внешние признаки

Районы проживания




Беловатый или смуглый

Разных оттенков, волнистые или прямые

Узкий нос, тонкие губы

Евразия, Северная Америка, Северная Африка




Желтоватый или темно-смуглый

Жесткие, прямые, темные

Узкие глаза, уплощенное лицо

Азия, Америка




Темный

Курчавые или волнистые, темные и жесткие

Широкий нос, толстые губы, карие глаза

Африка, Океания




Темный

Волнистые, темные

На лице и теле обильно растут волосы. Широкий нос

Австралия, Новая Гвинея

Вывод: современное человечество представляет собой единый биологический вид, расы которого объединены одинаковым уровнем физического и психического развития (слайды 24-25).

VII. Закрепление пройденного «Викторина»

1.Сколько и какие выделяют большие расы?

2.Каковы отличительные признаки представителей европеоидной расы?

3.Каковы отличительные признаки представителей монголоидной расы?

4.Каковы отличительные признаки представителей экваториальной (австрало-негроидной) расы?

5. Каковы гипотезы происхождения рас?

6. Можно ли расовые теории считать научными? Почему?

VIII. Рефлексия.

Выполните задание 6 из «Дневника путешествий»:

Что нового узнал?

 

Что не понял?

 

О чём бы ещё хотел узнать?

 

IX. Итог урока:

- В заключение урока посмотрите видеофрагмент «Мир, который нужен мне».

X. Домашнее задание:

§ 51; нарисуйте иллюстрацию к видеофрагменту, которая отражала бы позитивное отношение ко всем расам Земли.

Литература:

1. Интернет-ресурсы:

http://imp.rudn.ru/psychology/anthropology/1.html

http://rudocs.exdat.com/docs/index-58046.html?page=2

2. Человек открывает Землю: По страницам журнала «Вокруг света»/ Сост.: А. А. Полещук и др. – М.: Мысль, 1986.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по географии для обучающихся 6-го класса Тема урока: «Человечество единый биологический вид» iconТема: «Человечество – единый биологический вид»
Ведущие понятия: раса человека, европеоид, монголоид, негроид, антропология, антропогония
Конспект урока по географии для обучающихся 6-го класса Тема урока: «Человечество единый биологический вид» iconКонспект урока гимнастики для обучающихся 8 класса учителя физической...
Тема урока: Закрепление, совершенствование и учёт выполнения гимнастических упражнений
Конспект урока по географии для обучающихся 6-го класса Тема урока: «Человечество единый биологический вид» iconКонспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока
Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)
Конспект урока по географии для обучающихся 6-го класса Тема урока: «Человечество единый биологический вид» iconКонспект урока Тема урока «Плотность вещества». 7 класс
...
Конспект урока по географии для обучающихся 6-го класса Тема урока: «Человечество единый биологический вид» iconКонспект открытого урока по физической культуре в 6 классе моу «Сюкеевская...
Приветствие класса, обратить внимание на внешний вид. «Направо», в обход на-лево шагом-марш
Конспект урока по географии для обучающихся 6-го класса Тема урока: «Человечество единый биологический вид» iconКонспект урока Тема урока : Слитное и раздельное написание не с именами существительными
Цели урока: организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов
Конспект урока по географии для обучающихся 6-го класса Тема урока: «Человечество единый биологический вид» iconУчебник для 9 класса 2010 г. Тема урока: Арифметические выражения...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9
Конспект урока по географии для обучающихся 6-го класса Тема урока: «Человечество единый биологический вид» iconУчебник для 8 класса 2010 г. Тема урока: Общение в Интернете Вид...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9
Конспект урока по географии для обучающихся 6-го класса Тема урока: «Человечество единый биологический вид» iconКонспект урока (Тема урока) фио (полностью) Кудрова Светлана Васильевна
Цель урока: ознакомление обучающихся с двоичной системой счисления и её значимостью для кодирования информации
Конспект урока по географии для обучающихся 6-го класса Тема урока: «Человечество единый биологический вид» iconПлан-конспект открытого урока географии Преподаватель географии:...
Тема урока: «Экономико-географическое положение (эгп) Зарубежной Азии, перспективы развития»
Конспект урока по географии для обучающихся 6-го класса Тема урока: «Человечество единый биологический вид» iconКонспект урока по немецкому языку Тема урока : Ferien und Bücher....
Учебник немецкого языка для 8 класса «Schritte 4» Бим И. Л., доска, мел, дидактический материал
Конспект урока по географии для обучающихся 6-го класса Тема урока: «Человечество единый биологический вид» iconКонспект открытого урока по географии №1 Тема урока: План и карта
Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2, Москва, 2009. Стр. 161-162
Конспект урока по географии для обучающихся 6-го класса Тема урока: «Человечество единый биологический вид» iconКонспект урока и мультимедийных учебных материалов в среде smart...
Создавать условия для воспитания патриотизма у обучающихся на примерах исторических и современных событий с использованием музыкальных...
Конспект урока по географии для обучающихся 6-го класса Тема урока: «Человечество единый биологический вид» iconПлан-конспект открытого урока по гимнастике для учащихся 5 класса...
Цель урока: Содействовать развитию скоростно-силовых качеств по средствам изучения кувырка назад
Конспект урока по географии для обучающихся 6-го класса Тема урока: «Человечество единый биологический вид» iconКонспект урока по литературе для учащихся 10 класса
Тема: Использование икт на уроках и во внеурочной деятельности для развития ключевых компетенций у обучающихся
Конспект урока по географии для обучающихся 6-го класса Тема урока: «Человечество единый биологический вид» iconКонспект урока для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск