Скачать 343.68 Kb.
|
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования направления (профиля) 080100 экономика Программу составили: д.и.н., проф. Г.Ф. Доброноженко Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ИПС «______» _________________ 201___ г. протокол № _____________ Заведующий кафедрой ИПС Г.Ф. Доброноженко Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ «______» __________________ 201___ г. протокол № ___________ Председатель НМСИ О.И. Зезегова СОДЕРЖАНИЕ I. Цели и задачи изучения дисциплины 1.1. Цель преподавания дисциплины 1.2 Задачи изучения дисциплины II. Общекультурные компетенции (ОК) III Структура учебной дисциплины IV Содержание дисциплины 4.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий) 4.2. Содержание разделов. Темы лекций и семинарских занятий V Литература по курсу «История» 5.1. Учебная и справочная литература, основные издания обобщающего характера 5.2. Дополнительная литература по основным разделам дисциплины 5.3. Ресурсы INTERNET по дисциплине VI Планы семинарских занятий VII Самостоятельная работа студентов Приложение: Тестовые задания для самоконтроля знаний и подготовки к контрольным работам VIII Формы текущего и итогового контроля 8.1. Контрольная работа тестового типа 8.2. Экзаменационные вопросы по дисциплине I. Цели и задачи изучения дисциплины 1.1. Цель преподавания дисциплины Цель преподавания дисциплины – сформировать у студентов представления об историческом прошлом России в контексте общемировых тенденций развития; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, обучить приемам поиска и работы с исторической информацией. Цель изучения дисциплины, соответствует целям и задачам ООП, в том числе имеющие междисциплинарный характер и связанные с формированием таких социально-личностных компетенций как: – способность и готовность к межличностной коммуникации; – способность и готовность работать в коллективе; – способность и готовность проявлять гражданскую позицию; – обладание навыками самостоятельной работы, умение планировать свое время и организовывать деятельность; – способность воспринимать этнические особенности, различия традиций и культур, осваивать мировое и национальное культурное наследие. 1.2 Задачи изучения дисциплины Задачи изучения дисциплины заключаются в развитии у студентов следующих знаний, умений и навыков: – формирование гражданской идентичности, развитие интереса и воспитание уважения к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению; – знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества; – воспитание нравственности, морали, толерантности; – понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса; – понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами; – способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников; – навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; – умение логически мыслить, вести научные дискуссии; – развитие творческого мышления, самостоятельности суждений, способности находить нестандартные подходы к решению научных и производственных задач, адекватно действовать в ситуациях неопределенности. II. Общекультурные компетенции (ОК): Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями: – способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3); III Структура учебной дисциплины
IV Содержание дисциплины 4.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)
4.2. Содержание разделов. Темы лекций и семинарских занятий 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Место истории в системе наук. Предмет «истории» как науки; научные категории. Теория и методология исторической науки: принципы и методы исторического исследования. Понятие «исторический процесс». Сущность, формы, функции исторического знания. Классификации концепций исторического процесса. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Отечественная историография: многозначность понятия, этапы развития. Отрасли исторической науки. Исторические источники: понятие и классификация. Хронологические рамки, периодизация и основные задачи курса «История». ЛЕКЦИЯ. Предмет курса «История» и его место в системе научных знаний. Основы методологии исторической науки (электронный текст лекции) 2. Первобытная эпоха человека. Особенности становления государственности в России и мире. Древнерусское государство Первобытная эпоха человека. Антропогенез. Этногенез индоевропейских народов: общая характеристика. Этническая революция 1 тыс. н.э. Проблема этногенеза восточных славян в исторической науке. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Восточные славяне в древности. Этническая карта Восточной Европы во второй половине 1 тыс. Возникновение раннесредневековой государственности в Европе. Образование Древнерусского государства: внутренние предпосылки и внешние факторы. Этнокультурные и социально-политические процессы становления государственности. Основные этапы становления государственности. Проблема образования Древнерусского государства и происхождения этнонима «русь» в исторической литературе. Теория двух центров: борьба Севера и Юга. Объединение восточнославянских племен под властью киевских князей. «Русская земля» и ее политическое устройство, характер центральной и местной власти. Властные структуры Древнерусского государства. Экономические и социальные процессы: зарождение раннефеодальных отношений. «Русская Правда». Принятие христианства в форме православия в качестве государственной религии Киевской Руси. Древняя Русь и средневековые государства Европы и Азии: общее и особенное в типах и темпах развития; проблемы взаимовлияния. Кризис государственности и распад Древнерусского государства. ЛЕКЦИЯ 1. Первобытная эпоха человека. Этногенез индоевропейцев и восточных славян. ЛЕКЦИЯ 2. Особенности становления государственности: Киевская Русть и западная Европа. ЛЕКЦИЯ. Властные структуры Древнерусского государства (электронный текст лекции). Семинар 1. Древнерусское государство 3. Европейское средневековье и русские земли в XIII–XV веках. Образование Московского государства Образование новых государственных центров и своеобразие их развития. Социально-политические изменения в русских землях в XIII–XV вв. Владимиро-Суздальские земли: особенности взаимоотношения власти и общества. Социально-политическое развитие Северо-Западной Руси. Великий Новгород: особенности политического строя. Галицко-Волынское княжество – политический центр Южной и Юго-Западной Руси. Образование монгольской державы. Причины и направления монгольской экспансии. Завоевание монголами Северо-Восточной и Южной Руси. Оборона северо-западных русских земель от агрессии со стороны католического Запада: дискуссии в исторической литературе. Две линии в политике русских князей в отношении завоевателей и проблема цивилизационного выбора. Русь и Орда: проблемы взаимоотношений. Проблема влияния татарского ига на властные отношения, взаимоотношение власти и общества и ментальность народа в исторической литературе. Дискуссия о роли монголов в становлении Русского государства. Литва как второй центр объединения русских земель. Русские земли в составе Русско-Литовского, Польско-Литовского государств Формирование национальных государств в Европе и России: общее и особенное. Объединение русских земель под властью Москвы. Альтернативы объединения русских земель и образования государства в исторической литературе. Причины возвышения Москвы: точки зрения историков. Взаимоотношения Москвы и Орды. Рост территории Московского княжества. Присоединение Новгорода и Твери. Основные этапы и специфика объединения русских земель. Процесс централизации в законодательном оформлении. Судебник 1497 г. Формирование дворянства как опоры центральной власти. ЛЕКЦИЯ 3. Русские земли между Западом и Востоком (XIII–XV вв.) 4 часа ЛЕКЦИЯ 4. Объединение русских земель и образование Московского государства: этапы и особенности. Семинар 2. Русские земли в период политической раздробленности 5. Россия в XVI–XVII веках в контексте развития европейской цивилизации XVI-XVII вв. в мировой истории. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе. Эпоха Возрождения. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины. Развитие капиталистических отношений. Иван Грозный: борьба альтернативных путей социально-политического развития Руси. Кризис российской государственности в период Смуты. Династический кризис. Борис Годунов – первый избранный царь. Эскалация Смуты как всеобъемлющего кризиса, ее основные этапы. Самозванство. Земский собор 1613 г. и начало династии Романовых. Политическое мировоззрение московских царей. Российское общество: формирование сословной организации общества и система государственного закрепощения. Соборное Уложение 1649 г. XVII в.: новые явления в экономике России. Дискуссии историков о начале зарождения в России капиталистических отношений. Культура и быт Московской Руси: основные черты и тенденции. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Начало проникновения западного влияния. Церковь и государство. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия. Дискуссии историков о форме правления в Московском государстве. ЛЕКЦИЯ 4. Власть и общество в Московском государстве (4 часа) Семинар 3. Иван Грозный: борьба альтернативных путей социально-политического развития Руси. Кризис российской государственности в период Смуты. Семинар 4. Московия, век XVII 6. Российская империя и мир в XVIII – начале XX вв.: попытки модернизации и промышленный переворот XVIII в. в европейской и мировой истории. Европейское Просвещение и рационализм. Влияние идей Просвещения на мировое развитие. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления «европеизации» страны. Реформа государственного аппарата. Эволюция социальной структуры общества. Социально-экономические преобразования. Государство и экономика. Формирование и развитие светской культуры, ее европеизация. Цивилизационный раскол русского общества. Внешняя политика Петра I. Закрепление России на Балтийском побережье. Провозглашение России империей. Упрочение международного авторитета страны. Дискуссии о характере и последствиях петровских преобразований. Эпоха «просвещенного абсолютизма» в европейской истории. Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. Власть и общество. Новый юридический статус дворянства. Формирование капиталистического уклада в промышленности и апогей крепостничества в Внешняя политика и территориальная экспансия России во второй половине XVIII в. Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения». Европейские революции XVIII-XIX вв. Французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы. Война за независимость североамериканских колоний. Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина. Гражданская война в США. Европейский колониализм и общества Востока, Африки, Америки в XIX в. Российские реформы в контексте общемирового развития. Ограничение самодержавия и отмена крепостного права как основная социально-политическая доминанта России. Александр I: курс на либеральную европеизацию страны. Попытки реформирования политической системы России и решения крестьянского вопроса. Участие России в антинаполеоновских коалициях. Отечественная война 1812 г. Война и общественно-политическая атмосфера в российском обществе. Крах государственного либерализма: причины и последствия. Политическая реакция и административно-бюрократическое реформаторство при Николае I. Теория "официальной народности" – идеологическое обоснование охранительно-консервативной политики. Характер социально-экономического развития страны и начало промышленного переворота. Феномен «золотого века» русской культуры, ее вклад в мировую культуру. Российская либерально-буржуазная перестройка 60-70-х гг. Дискуссии об экономическом кризисе системы крепостничества в России. Отмена крепостного права и ее итоги: экономический и социальный аспекты. Реформы в области местного управления (земская, городская), судебной системы, образования, цензуры, военная реформа. Убийство Александра II и утрата монархией инициативной роли в реформировании страны. Александр III и контрреформы 80-90-х гг. Николай II: реформы или революция. Альтернативы исторического развития и цикличный характер реформ в России. Превращение России в «конфликтную цивилизацию». Социально-экономическое развитие пореформенной России. Курс на активное государственное вмешательство в экономику. Завершение промышленного переворота. Неравномерность и незавершенность развития российского капитализма, его особенности. Динамика социальных процессов: формирование новых социальных групп и отношений и сохранение полуфеодальной социальной структуры общества, сословных различий. Российская буржуазия и рабочий класс. Форсирование российской индустриализации «сверху». Усиление государственного регулирования экономики. Реформы С.Ю.Витте. Русская деревня в начале века. Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия. Россия как многонациональная империя и модернизация страны. Национальная политика царизма: великодержавность и прагматизм. Либеральное, революционное и консервативно-охранительное направления в общественно-политической жизни России. Первая революция и формирование политических партий. Государственные Думы и особенности властных отношений: точки зрения историков. Капиталистические войны конца XIX – начала ХХ вв. за рынки сбыта и источники сырья. Завершение раздела мира и борьба за колонии. Нарастание противоречий в условиях складывания новой расстановки сил на международной арене. Подготовка ведущих держав к переделу мира, формирование противостоящих союзов в Европе. Первая мировая война. Кризис власти в годы войны и его истоки. Влияние войны на приближение общенационального кризиса. ЛЕКЦИЯ 5. XVIII в. в европейской и мировой истории. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. ЛЕКЦИЯ 6. Эпоха «просвещенного абсолютизма» в европейской истории. Екатерина II: власть и общество ЛЕКЦИЯ 7. Цикл «реформы-контрреформы» в России (XIX в.) 4 часа ЛЕКЦИЯ 8. Литеральная и революционная альтернативы общественного прогресса России. Семинар 5. Опыт социально-экономической модернизации России в XVIII- начале XX вв. Семинар 6. Общественно-политические движения второй половины XIX в. – начала XX в. 6. Россия и мир в ХХ – ХХI вв. Альтернативы развития России после Февральской революции. Временное правительство и Петроградский Совет. Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти. Большевистская стратегия: причины победы. Октябрь 1917 г. Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России и революции в России в 1917 году. Гражданская война в России: причины, сущность, основные этапы. Большевики – правящая партия: радикально-коммунистическая доктрина и реалии жизни. Начало революционных преобразований; создание советской государственной системы и ее особенности. Военный коммунизм: первая попытка введения социализма. НЭП: причины перехода, сущность, эволюция, итоги в историографии. Ужесточение политического режима. «Социалистическая» модернизация 1920-х гг. в рамках нэповской государственно-частной экономики. Кризисы нэпа и внутрипартийная борьба 20-х гг. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства. Модернизационный срыв конца 1920-х гг. и переход к форсированной этатистской модели модернизации. Проблема социокультурных корней, идеологии и практики сталинизма. Трансформация политической системы. «Аграрная революция»: цели, методы проведения и последствия. Советский вариант индустриализации: источники накопления, пути и методы осуществления. ГУЛАГ в политической и хозяйственной жизни страны. Итоги и цена сталинской модернизации. Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия». Фашизм и обострение международной обстановки. Лига Наций. Адаптация Советской России на мировой арене. Коминтерн как орган всемирного революционного движения. Антикоминтерновский пакт и секретное соглашение. Советская внешняя политика в 1930-е гг. Предпосылки и ход Второй мировой войны. Создание антигитлеровской коалиции. Выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному переустройству мира (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции). Великая Отечественная война: основные этапы. Освободительная миссия Красной Армии в Восточной Европе. Восстановление народного хозяйства. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Попытки реформирования советской системы и нарастание кризисных явлений (середина 50-х – первая половина 80-х гг.). Н.С. Хрущев: либерализация политического режима и экономические реформы. Программа «развернутого строительства коммунизма» и политика КПСС. Усиление консервативных тенденций в политическом руководстве страной в середине 60-х гг. Процессы деградации политической системы и правящей партии. Нарастание застойных, кризисных явлений в социально-экономической сфере. Диссидентское движение: основные этапы и направления развития. Политика подавления инакомыслия. СССР в 1985-1991 гг. Становление новой российской государственности. Поиски путей «совершенствования социализма»: от «стратегии ускорения» к перестройке общественных отношений и радикализации реформ. Демократизация общественно-политической жизни. Формирование демократической (антикоммунистической) оппозиции. Социально-экономическое развитие. Иллюзии и просчеты «стратегии ускорения». Перестройка и нарастание кризиса в национальных отношениях: причины, уровни проявления. Попытки государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Либеральная концепция российских реформ: формирование рыночной экономики, правового государства и гражданского общества. Идеология и практика реформ. Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира. Повышение роли КНР в мировой экономике и политике. Расширение ЕС на восток. «Зона евро». Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России. Россия в начале XXI века. Современные проблемы человечества и роль России в их решении. Модернизация общественно-политических отношений. Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2010 года. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Внешняя политика РФ. ЛЕКЦИЯ 9. Две модели советской модернизации: нэповская и сталинская. 4 часа ЛЕКЦИЯ 10. Продолжение социалистического эксперимента (1945–1985 гг.) ЛЕКЦИЯ 11. СССР в системе международных отношений (1930-е – 1985 гг.) 4 часа Семинар 7. Россия в условиях войн и революций. Нэповская модернизация. Семинар 8. СССР в 1930-е – первой половине 1950-х гг. Семинар 9. СССР – Россия во второй половине 1980-х гг. – начале XXI в. V Литература по курсу «История» 5.1. Учебная и справочная литература, основные издания обобщающего характера Основные учебники
Учебная литература История России:
Всемирная история: 1. Васильев Л.С. История Востока. В 2-х тт. – М., 1994 2. История Европы. В 5-ти тт. – М., 1996 3. История Нового времени: 1600-1799 годы: учебное пособие для студентов вузов/Под ред. П.Ю. Уварова. – М.: Академия, 2007 4. История средних веков: Учебник для вузов [В 2 т.]/Ред. С.П. Карпов. – М., 1998 5. Мир в XX веке/под ред. А.О. Чубарьяна. – М.: Наука, 2001 6. Мировые войны в ХХ веке. В 4 тт. Отв. ред. О.А.Ржешевский. – М., Наука, 2002 7. Основные этапы формирования гражданского общества в странах Западной Европы и России в ХIХ – ХХ вв. / Отв. ред. С.П. Пожарская. М.: ИВИ РАН, 2007 8. Родригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время: Учебник. – М.: Проспект, 2009. Справочная литература
Основные издания обобщающего характера по курсу:
5.2. Дополнительная литература по основным разделам дисциплины 5.3. Ресурсы INTERNET по дисциплине Образовательные порталы
Периодические издания
http://modern-history.narod.ru/notes/0824-nini2.html
Научные учебные издания
http://www.lants.tellur.ru/history/voronin/index.htm
|
Реферат По дисциплине Охватывает целое семейство протоколов, прикладные программы, и даже саму сеть. Tcp/ip это технология межсетевого взаимодействия,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическое пособие предназначен для обучения слушателей основам компьютерной грамотности и содержит задания по основным разделам... | ||
Рабочая программа по дисциплине гсэ. Ф. 4 Философия Дать необходимые знания по основным разделам философии: онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии, истории философии | Реферат по информатике Глобальные сети Охватывает целое семейство протоколов, прикладные программы, и даже саму сеть. Tcp/ip это технология межсетевого взаимодействия,... | ||
'Internet-ресурсы' Охватывает следующие направления | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» Методические указания предназначены для подготовки студентов зочной формы обучения к зачету по русскому языку и культуре речи, содержат... | ||
Задания для студентов заочной формы обучения (ускоренный курс) для... Студенту, у которого в документах об образовании нет оценки (отметки) по курсу «Социология», предстоит пройти аттестацию по данной... | Докладов по дисциплине «Информационные технологии» Альтернативы браузера Internet Explorer. Netscape Navigator ближайший конкурент браузера Internet Explorer | ||
Докладов по дисциплине «Информационные технологии» Альтернативы браузера Internet Explorer. Netscape Navigator ближайший конкурент браузера Internet Explorer | Литература распределена по разделам: «Классическая психология» В обзоре будут представлены наиболее полезные ресурсы Интернета для решения стоящих перед студентами задач: поиск книг и публикаций,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии»... Целью работы является изучение возможностей сети Internet, ознакомление с программой просмотра гипертекста Internet Explorer и освоения... | Рабочая программа дисциплины «Web-дизайн» Целью дисциплины является научить студентов технологии Web-дизайна и Internet-программирования. В результате изучения дисциплины... | ||
Инструкция для студентов Контрольные вопросы разработано по основным... Не допускаются исправления ответов. В случае исправления ответ считается неверным | Инструкция для студентов Контрольные вопросы разработано по основным... Не допускаются исправления ответов. В случае исправления ответ считается неверным | ||
Образовательные Internet ресурсы по физкультуре Программы общеобразовательных учреждений. Черчение. 7-8 кл./Под руководством А. Д. Ботвинникова. М.: Просвещение, 2007 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предназначено для самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 050710 Специальное дошкольное образование. Данное... |