Скачать 65.83 Kb.
|
Заседание историко – краеведческого научного общества учащихся «Славяне» по теме: «Твоими, Ставрополь, глазами глядит Россия на Кавказ». Разработчик: Сиденко Е.В. учитель истории МОУ «СОШ № 15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского края Цели заседания:
Ход заседания: Лейтмотив: Звучит музыкальный отрывок из песни «Живи, родник». По ходу слова учителя. - Познавая историю, мы познаём себя. Кто мы? Откуда идём? Где наши корни? Неужели прав был краевед Г.Н. Прозрителев, написавший почти 100 лет назад: «Нынешние обитатели Ставропольской губернии забыли уже, что там, где стоят их многолюдные богатые сёла, была беспредельная степь, и ветер гулял на всём её пространстве. Забыли они первых смелых выходцев из внутренних губерний, отважившихся пуститься на Кавказ и обосновать там своё жительство. Много испытаний выпало на долю первых тружеников, поставивших здесь первые свои землянки, но ни опасность, ни сама смерть не пугали, и русский человек только с упованием на Бога сменял один другого в этом шествии на далёкую окраину, и «погибельный» Кавказ обратил в цветущий край». Учебная задача : Ребята, какие два образа Кавказа предстали перед вами? ( ответы: Кавказ погибельный и цветущий). Предлагаю сегодня воссоздать эти два образа: Кавказ «погибельный» Кавказ «цветущий» Учитель: Итак! Кавказ «погибельный». Чтобы понять этот образ, надо обратиться к истокам. Актуализация знаний. а) 1777 год – говорит ли вам о чём – либо эта дата? Ответ: дата основания г. Ставрополя. б) С какими событиями в истории России связано основание г. Ставрополя. Ответ: строительство Азово – Моздокской оборонительной линии после русско – турецких войн. в) С чьими именами связано основание Ставрополя? Ответ: Екатерина II , Г.Потёмкин. Работа с историческим документом с элементом исторической ретроспективы. Учитель: - Вы, императрица Екатерина II. Прошу озвучить вас сей документ. ( Ученица зачитывает отрывок из Указа Екатерины II о строительстве Азово – Моздокской линии и 10 крепостях на ней). Учитель: Из всех крепостей, основанных на Азово – Моздокской линии, наиважнейшей была Ставропольская. Расположенная на возвышенности, в преддверии Кавказа крепость имела наблюдательное значение для верховий Кубани. Через неё шло сообщение России с Закавказьем и снабжение всех войск, расположенных на линии. Может быть, именно это позволило великому А.С. Пушкину сказать: «Твоими, Ставрополь, глазами Глядит Россия на Кавказ». Подбор фактов к образу «погибельного» Кавказа. Учитель: А что же видится ей? А видится России: - Как иногда черкес проворный, Широкой степью, по горам, В косматой шапке, в бурке чёрной, К луке склоняясь, на стремена Ногою стройной опираясь, Летал по воле скакуна. К войне заранее приучаясь. А.С. Пушкин Приведите примеры погибельных войн на Кавказе. Ответы: русско – турецкая 1768 - 1774 годов русско – турецкая 1779 – 1781 годов Крымская война Кавказская война. Учитель: Именно простой русский человек, вольный казак, пришёл сюда, чтобы волею России наладить оборону, покончить с кровавыми междоусобными войнами, освоить эти погибельные территории. И вновь строки А.С. Пушкина: - О чём ты думаешь, казак? Воспоминаешь прежни битвы, На смертном поле свой бивак Полков хвалебные мотивы И Родину! Как вы думаете, для кого ещё этот край стал погибельным? Ответы: для декабристов. Учитель: «Тёплой Сибирью» называли тогда в России Кавказ: сюда, под горские пули ссылало самодержавие своих политических противников, они были брошены на самые опасные участки Кавказского фронта. Анализ исторического документа. Учащиеся работают с документом, обсуждают его и отвечают на вопросы: - Сколько декабристов побывало на Кавказе? - Имена декабристов, непосредственно побывавших в г. Ставрополе. ( Лорер, Назимов, Одоевский, Черкасов, Бестужев – Марлинский). Представление творческого проекта «Декабристы на Кавказе». Просмотр компьютерной презентации с портретами декабристов и рассказом об их судьбе, подготовленной творческой группой учащихся. Учитель: Можно ли согласиться с образом «погибельного» Кавказа сегодня? Ответы: да, можно. На Кавказе современном идёт война в Чечне, постоянные межрегиональные конфликты, гибнут мирные люди, рождённые для созидания. Представление исследовательского проекта «Поколения, опалённые войной» (судьбы казинцев, служивших в Чечне). Посмотрите, какие исторические аналогии возникают. Ставрополь сегодняшний – это тот же форпост России, решающий те же задачи, что стояли и перед нашими предками. И даже строки А.С. Пушкина всё также трагично звучат и в сегодняшние дни: В долине той враждою жадной Сражен наездник молодой, Там ныне тень могилы хладной Воспримет труп его немой. Образ - Кавказ «цветущий». Учитель: Перейдём от трагического образа Кавказа к воссозданию образа цветущего. Давайте вспомним о людях, которые несли сюда созидание, оптимизм, веру в то, что этот край может стать цветущим. О ком бы вы вспомнили в первую очередь? Ответы учащихся. Подбор фактов к образу Кавказ «цветущий». I. А я бы сначала вспомнила о крестьянах. За короткий исторический период они распахали бескрайние степи, основали и отстроили множество сёл и хуторов, вывели замечательные сорта пшеницы и породы скота, вступили в тесные связи с местными народами. Среди них были и наши предки – основатели села Казинка. Презентация членами историко – краеведческого НОУ исследовательских работ с представлением компьютерных презентаций: «Спорные вопросы образования села Казинка», «Жизнь и быт казинских крестьян». Экскурсия к музейным экспонатам. Наше село основали простые труженики – хлеборобы. Давайте рассмотрим музейные экспонаты – орудия труда, те, с помощью которых нашим предкам приходилось обустраивать свою жизнь и ответим на вопросы: - Как называются эти предметы? - Для чего они были предназначены? Экспонаты: башармак – для обмолота зерна; кубышка – использовалась как сосуд для воды в поле; цеп – для обмолота зерна; крынка – для хранения молочных продуктов; долотцо – для стирки белья; рубель – утюг; рогач – приспособление для печи; кочерга – для разравнивания угольков в печи. II. Образ цветущего Кавказа неразрывно связан с деятелями культуры, побывавшими здесь. С лёгкой руки А.С. Пушкина Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии. «Забуду ли его кремнистые вершины» - восклицал поэт. Именно Пушкин – первооткрыватель Кавказа. - А для кого ещё Кавказ был источником вдохновения? - Какие вы знаете произведения о Кавказе? Ответы: А.С. Пушкин «Кавказский пленник», «Путешествие в Арзрум». М.Ю. Лермонтов «Кавказский пленник», «Утро на Кавказе», «Хаджи – Абрек», «Герой нашего времени». Л.Н. Толстой «Хаджи – Мурат», «Письма с Кавказа». М.И. Глинка «Лезгинка». А.А. Алябьев – сборник песен и романсов «Кавказский певец». III. Имена каких деятелей, внесших весомый вклад в процветание Кавказа, Ставрополья, вы бы ещё назвали? Ответы: краеведы И.В. Бентковский, Г.Н. Прозрителев, Г.К. Праве; хирург Н.И. Пирогов; педагог Я.М. Неверов; переводчик «Капитала» Г.А. Лопатин; единственная женщина, имеющая орден св. Георгия 4 степени – Римма Иванова. Исследуя их жизненный путь, лишний раз убеждаешься в справедливости строк Пушкина: Твоими, Ставрополь, глазами Глядит Россия на Кавказ. IV. Но, наверное, наиболее важна роль Ставрополья в Кавказском регионе именно в сегодняшние дни. Опять, как и раньше, выступает Ставрополь от имени всей России с призывами прекратить межнациональные распри, укрепить дружбу народов Кавказа. Выдвигает мирные инициативы. В мае 1997 года руководители Кавказских государств, республик, краев и областей подписали Декларацию о взаимопонимании, мире и межнациональном согласии. Такие встречи проходят регулярно, и их инициатором выступает правительство Ставропольского края. V. Ребята! Что можем сделать мы с вами, простые люди, чтобы Кавказ всегда был цветущим? Ответы учащихся. В далёкие годы наши предки вели культурный обмен. Я думаю, что это наиболее действенная связь между людьми. Простым людям хочется духовного общения, которое проявляется через обмен культурными традициями, песнями, танцами. И закружатся русские в лихой «Барыне». И присоединяться к ним народы Кавказа с зажигательной «Лезгинкой». (видеофрагменты танцев «Барыня», «Лезгинка»). Именно на Ставрополье лежит миссия налаживания вот таких культурных контактов. Рефлексия. Сегодня мы рассмотрели с вами два образа Кавказа. Подведём итог нашему заседанию в форме синквейна. Кавказ погибельный, цветущий освоили, защитили, преобразили Ставрополь – форпост России на Кавказе МИР Именно о мире мечтают жители Ставрополья, Кавказа, России. |
О проведении историко-краеведческого конкурса рефератов Настоящие Положение определяет порядок организации и проведения историко-краеведческого конкурса учащихся 5 – 11 классов общеобразовательных... | План работы научного общества учащихся и педагогов «Эрудит» мбоу «Средняя школа №3» Заседание ноу №1 «Организация деятельности ноу «Эрудит» в прошедшем 2012-2013 учебном году» | ||
Членам научного общества учащихся гимназии Рекомендации, пожелания... Учитель думать, уметь сформулировать математическую мысль. Развивать интерес к математике | Рекомендации В эту группу входят восточные славяне — русские, украинцы и белорусы; западные славяне — поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане;... | ||
Заседание №2010-6 1 Заседание №2010-5 2 Заседание №2010-4 2 Заседание... Докладчики: Александр Василюк, магистр 2го курса кафедры банковского дела гу вшэ, и Владимир Сосюрко | Итоги Интернет-конференции «Августовский педсовет фипи» 2008 года В эту группу входят восточные славяне — русские, украинцы и белорусы; западные славяне — поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане;... | ||
Экзаменационные вопросы по истории. Происхождение восточных славян.... В эту группу входят восточные славяне — русские, украинцы и белорусы; западные славяне — поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане;... | П ланирование работы математического научного общества учащихся на 2006 – 2007 учебный год Планирование работы математического научного общества учащихся на 2006 – 2007 учебный год | ||
Информационная карта историко-краеведческого музея Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» | 1 марта 2012 года состоялось заседание научного общества курсантов,... Обучаемые Белюи мвд россии стали лауреатами премии по поддержке талантливой молодёжи, присуждаемой в рамках приоритетного национального... | ||
Что такое мифология и кто такие славяне ... | Анализ работы научного общества учащихся в 2009 2010 учебном год В сентябре 2009 года по рекомендации классных руководителей и по желанию учащихся было создано Научное общество учащихся | ||
План работы научного общества учащихся на 2012-2013 учебный год № Составление плана индивидуальных консультаций на предметных мо для одаренных и талантливых учащихся | «материалы и вещества в окружающей нас повседневной жизни» Настоящая программа раскрывает содержание курса научного химического общества для учащихся 8 -11классов общеобразовательного учреждения-... | ||
План работы научного эколого-географического общества «Заповедный уголок» Цель: создание условий для развития творческих способностей одаренных учащихся, расширения их научного кругозора, развития самостоятельности... | План работы научного общества клио «клио» в составе 16-18 уч-ся 7, 8 и 9 классов работало под руководством научного совета, в который вошли: Адлер Н. И., руководитель... |