Скачать 90.04 Kb.
|
Пресс-центр конкурса «Учитель года России – 2009» Официальный сайт конкурса: http://teacher-of-russia.ru/ E-mail: press@newseducation.ru Телефон: (915) 4659616 30.09.2010 Про Карфаген, березу и яблоко На Всероссийском конкурсе «Учитель года России – 2010» начались испытания лауреатов — пятнадцати из 74 учителей, прошедших конкурсный отбор первого тура. Первое испытание второго тура — мастер-классы. Учитель истории из поселка Новый быт Московской области Наталья Талаева рассказала жюри о том, как приготовить кашу из топора на мастер-классе «Каша из топора, или что может сказать исторический портрет». Главные действующие герои известной народной сказки — хитрый солдат и скопидомная старуха. А между ними горшочек каши. Если заменить солдата и старушку на учителя и ученика, то получается своего рода модель интерактивного обучения. Ученик и учитель тесно взаимосвязаны между собой (а ученики еще и между собой), но решающая роль в обучении принадлежит, конечно же, ученику. Если в эту традиционную структуру интерактивного обучения включить еще и музейный предмет, то мы придем к музейной педагогике, где складывается особое образовательное пространство и реализуется принцип «знание через руки». Конкурсантка пригласила участников мастер-класса в свой виртуальный музей. Там их ожидал портрет героя войны 1812 года Дмитрия Дохтурова. Задание: определить, когда был написан этот портрет. «Что можно сказать по этому портрету? Какие вопросы задать?», - спросила у коллег Наталья Талаева. «Когда был получен последний орден?», «В каких событиях участвовал и как получил эти ордена?». И работая в группах, искать на них ответы. Так формируется гипотеза. Таким образом из ничего — в начале у нас был только портрет человека — рождается что-то. В этом связь со сказкой о каше из топора. «Хитрый солдат и скопидомная старуха, - напомнила Наталья Талаева. - И первый смог так поставить общение со старушкой на уроке, что она отдала ему все, что имела, движимая только интересом». В образовательном процессе работает тот же принцип. Абсолютный победитель конкурса «Учитель Года России – 1993» Олег Парамонов о мастер-классе Наталии Талаевой Не блюдя диету нашу, Вместе с нами детвора На уроках варит кашу, Как солдат, из топора. Преподаватель химии из Чеченской республики Роза Халадова свой мастер-класс посвятила вредным продуктам, а точнее, вредным добавкам в общеупотребительных продуктах. Коллеги конкурсантки должны были выбрать из набора яблоко, чипсы, шоколад или энергетический напиток. А после разделиться на две группы. Одна — те, кто употребляет эти продукты и не считает их ядовитыми. Вторая, напротив, те, кто лучше не стал бы есть вообще, чем есть это. Каждая из групп участников мастер-класса должна была доказать свою точку зрения. После каждого «за» и «против» Роза Халадова спрашивала у зала: «Так хорошо это или плохо?» Определиться с тем, насколько вредно употреблять продукты с большим содержанием химии помог опыт: в бутылку кока-колы бросили конфету, после чего вспененная жидкость вытекла на парту. Казалось бы самый безопасный из перечисленных продуктов — яблоко. Однако, если поскрести его кожицу ножом, как это сделала одна из коллег Розы Халадовой, то на блюдце окажется не меньше чайной ложки воска. Есть яблоко с воском тоже никто не захотел. По словам педагога, после аналогичных уроков, проведенных в ее школе, ребята перестали покупать вредные продукты. «Ко мне потом приходили родители и благодарили за это», - сказала Роза Халадова. Абсолютный победитель конкурса «Учитель Года России – 1993» Олег Парамонов о мастер-классе Розы Халадовой Роза, на уроке Вашем, Полагаю, в добрый час Я узнал о пище нашей Много нового от Вас. Боже мой, какая радость, Что не буду, господа, Потреблять я эту гадость Ни за что и никогда! «Слово — это коллективная память народа», - начала свой мастер-класс учитель начальных классов из Республики Башкортостан Елена Кузьмина. Слово неизбежно порождает ассоциации. Например, слово «дом» ассоциируется у разных людей с разными вещами: квартира, семья, родина, город. Разговор на мастер-классе «Слово о слове» шел о символе России — березе. Главная загадка – метафорический образ березы. Елена Кузьмина использовала прием, который она применяет в начальных классах. «Представим, что это девушка, юная, красивая», - предложила она. Если мы говорим «изящная, тонкая, белая», то одновременно эти признаки могут относиться и к березе, и к девушке. Еще одним заданием стало сделать рисунок-ассоциацию по стихотворению ученицы, где береза описана как грустящая девушка. Елена Кузьмина отметила, что применила прием кольцевой композиции. И ассоциативный ряд не ограничен. Подобным образом можно вести учеников от знания фрагментарного к целостному. Абсолютный победитель конкурса «Учитель Года России – 1993» Олег Парамонов о мастер-классе Елены Кузьминой Ненавязчиво и неброско Вы нас просто очаровали, Как российской земли березка – Символ жизни, а не печали. Учитель истории, права, обществознания и МХК из города Шумерля Чувашской республики Петр Галанюк начал свой мастер-класс с прослушивания гимна. «Когда был написан этот гимн?» - спросил он у коллег-«учеников». Мнения разделились, и он задал тот же вопрос залу. Гимн Преображенского полка, созданного при Петре I, открыл мастер-класс, посвященный этому российскому Императору. Это самая известная, а с другой стороны, самая противоречивая личность в русской истории. Даже сегодня в среде историков бытуют полярные мнения по поводу его личности, роли, вклада в развитие российского государства. Тема урока: «Петр Великий в зеркале изобразительного искусства». «Обычно, традиционно, когда я веду урок по Петру I, я всегда стараюсь его дать сквозь призму русской живописи», - объяснил преподаватель из Чувашии. В мастер-классе участвовали картина Валентина Серова «Петр I», «Петр I допрашивает царевича Алексея» Николая Ге, «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова и «Основание Санкт-Петербурга» Алексея Венецианова. Три группы коллег должны были отвечать каждый на свои вопросы. Например, первый вопрос первой группы: расположить полотна известных русских художников, посвященных личности и деятельности Петра Первого, в хронологическом порядке происходящих событий. Еще один вопрос: прочитать и проанализировать отрывки из произведений известных деятелей культуры, посвященных Петру I. Как они представляли его образ, что общего тематически в этих отрывках? «Мы с вами прочли сначала отрывки из русской литературы и заметили, что образ Петра скорее положительный. Если мы посмотрим полотна, то увидим, что не все так просто, - подытожил занятие Петр Галанюк. - Даже если взять отдельно картину Ге, которая стала настоящим гвоздем первой выставки художников-передвижников в девятнадцатом веке». Только многосторонняя и чуткая ко всем благородным потребностям человечества натура способна понять историю с ее разнообразными целями и только глубоко нравственная и художественно развитая личность достойна истолковать и объяснить величественные образы прошедшего, процитировал преподаватель слова Владимира Ивановича Герье, профессора всеобщей истории Московского университета. Абсолютный победитель конкурса «Учитель Года России – 1993» Олег Парамонов о мастер-классе Петра Галанюка Не смиряясь с участью своей, Верю я: реформы все осилив, Преображенский полк учителей Преобразит, в конце концов, Россию. С предложения отправиться на машине времени в прошлое начала свое занятие, посвященное одноклеточным организмам, учитель биологии из поселка Заполярный Мурманской области Галина Ус. Два миллиарда лет назад наша планета была миром одноклеточных организмов. Впрочем, и сегодня землю населяет больше одноклеточных. С другой стороны — их видов не очень много. Многоклеточные более приспособлены. Конкурсантка предложила разобраться в том, что именно делает их более приспособленными, и провести мини-исследование. Любое исследование начинается с гипотезы. «Я предлагаю ученикам метод незаконченного предложения. «Если (произношу предложение), то ...», - говорит Галина Ус. - К примеру, гипотеза формулируется следующим образом: «Если одноклеточные более распространены, чем многоклеточные, то ...». Продолжите, пожалуйста». Теперь нужно проверить гипотезу. Проверка может проводиться либо практическим образом: наблюдения, опыты, эксперименты; либо — анализ, сравнение, классификация. Взять материалы на уроке — не проблема. Это и литература, и Интернет. Преподаватель разделила коллег на две неравные группы: несколько человек объединились в многоклеточное; один — стал одноклеточным. Галина Ус предложила каждой из них поднять табуретку. Одноклеточная коллега просто взяла ее в руки и подняла, тогда как многоклеточные, замешкавшись, совещались о том, кому за какую ножку табуретки взяться. Можно ли сказать, что у многоклеточных, в сравнении с одноклеточными, есть преимущества? Да. Значит, можно считать, что исследование мы закончили? Оказывается, не все так просто. Можно еще проверять и проверять. Совсем недавно ученые выяснили, что на дне океана живут одноклеточные организмы размером с виноградину. Мало того, для них характерно социальное поведение. Каждая гипотеза рождает новую исследовательскую работу, над которой нужно работать. Абсолютный победитель конкурса «Учитель Года России – 1993» Олег Парамонов о мастер-классе Галины Ус Голодая в злую зиму, Съевши яблоко, друзья, Одноклеточную силу Ощущаю в членах я. Двести грамм осилив махом, Колбасою закушу. И тогда уже без страха К многоклеточным спешу. «Что общего между древним Карфагеном и современной Голландией? - задался вопросом учитель биологии и химии из Тульской области Андрей Гарифзянов. – Одна и та же экологическая проблема – засорение». Он считает: чтобы заинтересовать учеников, их нужно поставить в ситуацию «разрыва», когда новые факты противоречат тем знаниям, которые у них имелись раньше. Андрей Рузильевич предложил выяснить, почему Карфаген после разрушения был засыпан солью. Как можно разрешить эту историческую загадку? Для этого он разделил коллег на четыре группы: исследователи, теоретики, дизайнеры и методисты. Исследователи на практике должны были выяснить, что будет, если засыпать живую землю солью, вторые — подвести под это теоретический материал, дизайнеры — разработать презентацию на эту тему, а методисты — сделать сводные выводы об их работе (в данном случае рассказать, как они могут использовать эту схему в своей школе). Схема такова: проблема – гипотеза – проверка гипотезы – вывод — рефлексия. Абсолютный победитель конкурса «Учитель Года России – 1993» Олег Парамонов о мастер-классе Андрея Гарифзянова Вам сегодня без надрыва Откровенно признаюсь: В ситуации «разрыва» Я с любовью нахожусь. Ольга Редина, учитель русского языка и литературы из Тюменской области предложила выдвинуть гипотезу о смысле заглавия текста «Проблемы правых». «Что-то связанное с политикой или правым полушарием мозга», - было ей в ответ. Она зачитала текст, который оказался по теории обучения. Началась работа с текстом. Например, подчеркивание слов на тему обучения, разделение текста на абзацы. Происходит рефлексивное понимание текста: выявление информации, интерпретация информации. Абсолютный победитель конкурса «Учитель Года России – 1993» Олег Парамонов о мастер-классе Ольги Рединой Я вчера, издавши стон, Отыскал, пошарив, Свой бездушный силикон В левом полушарии. На компьютер обменял Силикон бездушный. Не одобрил бы меня Александр Пушкин. Преподаватель ИКТ из Оренбургской области Екатерина Латыпова использовала в своем мастер-классе интернет. Коллеги должны были работать в общем документе, созданном в Google docs — программе Google, позволяющей онлайн следить за тем, как ученики отвечают на вопросы, за способом их мышления и понимания. Речь на мастер-классе шла об универсальном способе сетевого взаимодействия — передачи информации с помощью бинарного кода. Он, в отличие от языка, на котором говорят люди, не имеет нюансов и переводится однозначно. «Никакие границы, ни искусственно созданные, ни реально существующие, не остановят общения, - объяснила она. - Это универсальный способ передачи информации, который не помешает нам общаться». Абсолютный победитель конкурса «Учитель Года России – 1993» Олег Парамонов о мастер-классе Екатерина Латыповой Я уроки свои веду, Не встречая противодействия, Погружая детей в среду Сетевого взаимодействия Всероссийский конкурс «Учитель года России» проводится с 1990 года. Учредители конкурса: Министерство образования и науки Российской Федерации, Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, «Учительская газета». Основные мероприятия «Учителя года России – 2010» состоятся с 23 сентября по 4 октября 2010 года в Магнитогорске Челябинской области, церемония награждения абсолютного победителя – 5 октября 2010 года в Москве. Генеральный информационный партнер конкурса интернет-портал Большая перемена newseducation.ru Пресс-центр организован Коммуникационным агентством АГТ |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с явлением испарения. Например, когда дуем на горячую кашу, обмахиваемся веером, переливаем... | «Каша» Цель работы: 1 изучить информацию, имеющуюся в литературе и ресурсах Интернета, о каше; 2 выяснить в какое время ели кашу наши предки,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оформление: Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу", таблички с незаконченным предложением: "Причиной конфликта... | Использование икт на уроках литературы Так вот, наряду со знаниями, необходимо владеть навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива. Эти... | ||
Методические указания к спецкурсу «Этнопсихология» Всем детям в детском саду дали сладкую манную кашу, а одному ребенку ее сильно посолили. Когда потом спросили детей, какая была каша,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися... | Урок по народному промыслу хохломе Работа по теме урока Волгой веселый мужичок- умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Себе кашу варил и птицам пшена насыпал.... | ||
«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение... Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;... | Уроках Клачко Наталья Борисовна Анализ уроков с позиции формирования метапредметных умений на уроках учителей начальных классов | ||
Урок по теме «Человек среди людей» (вариант 1) Обществознание это Всем детям в детском саду дали сладкую манную кашу, а одному ребенку ее сильно посолили. Когда потом спросили детей, какая была каша,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ею мы заправляли постную кашу (сахара, молока и масла, разумеется, не было, как не было и других продуктов). Один раз я не выдержала... | ||
Уроках биологии Открытый урок по теме «Бесполое и половое размножение» Развитие познавательных способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности | На уроках в начальных классах, на уроках иностранного языка, во внеклассной работе Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса в начальной школе | ||
Конспект урока для 1 класса по рисованию, выполненный в программе... Волгой веселый мужичок- умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Себе кашу варил и птицам пшена насыпал.... | Исследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:... |