На уроках варит кашу





Скачать 90.04 Kb.
НазваниеНа уроках варит кашу
Дата публикации09.07.2014
Размер90.04 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок


Пресс-центр конкурса «Учитель года России – 2009»

Официальный сайт конкурса: http://teacher-of-russia.ru/

E-mail: press@newseducation.ru

Телефон: (915) 4659616
30.09.2010

Про Карфаген, березу и яблоко
На Всероссийском конкурсе «Учитель года России – 2010» начались испытания лауреатов — пятнадцати из 74 учителей, прошедших конкурсный отбор первого тура. Первое испытание второго тура — мастер-классы.
Учитель истории из поселка Новый быт Московской области Наталья Талаева рассказала жюри о том, как приготовить кашу из топора на мастер-классе «Каша из топора, или что может сказать исторический портрет». Главные действующие герои известной народной сказки — хитрый солдат и скопидомная старуха. А между ними горшочек каши. Если заменить солдата и старушку на учителя и ученика, то получается своего рода модель интерактивного обучения. Ученик и учитель тесно взаимосвязаны между собой (а ученики еще и между собой), но решающая роль в обучении принадлежит, конечно же, ученику. Если в эту традиционную структуру интерактивного обучения включить еще и музейный предмет, то мы придем к музейной педагогике, где складывается особое образовательное пространство и реализуется принцип «знание через руки».

Конкурсантка пригласила участников мастер-класса в свой виртуальный музей. Там их ожидал портрет героя войны 1812 года Дмитрия Дохтурова. Задание: определить, когда был написан этот портрет. «Что можно сказать по этому портрету? Какие вопросы задать?», - спросила у коллег Наталья Талаева. «Когда был получен последний орден?», «В каких событиях участвовал и как получил эти ордена?». И работая в группах, искать на них ответы. Так формируется гипотеза.

Таким образом из ничего — в начале у нас был только портрет человека — рождается что-то. В этом связь со сказкой о каше из топора. «Хитрый солдат и скопидомная старуха, - напомнила Наталья Талаева. - И первый смог так поставить общение со старушкой на уроке, что она отдала ему все, что имела, движимая только интересом». В образовательном процессе работает тот же принцип.
Абсолютный победитель конкурса «Учитель Года России – 1993» Олег Парамонов

о мастер-классе Наталии Талаевой
Не блюдя диету нашу,

Вместе с нами детвора

На уроках варит кашу,

Как солдат, из топора.
Преподаватель химии из Чеченской республики Роза Халадова свой мастер-класс посвятила вредным продуктам, а точнее, вредным добавкам в общеупотребительных продуктах. Коллеги конкурсантки должны были выбрать из набора яблоко, чипсы, шоколад или энергетический напиток. А после разделиться на две группы. Одна — те, кто употребляет эти продукты и не считает их ядовитыми. Вторая, напротив, те, кто лучше не стал бы есть вообще, чем есть это. Каждая из групп участников мастер-класса должна была доказать свою точку зрения. После каждого «за» и «против» Роза Халадова спрашивала у зала: «Так хорошо это или плохо?»

Определиться с тем, насколько вредно употреблять продукты с большим содержанием химии помог опыт: в бутылку кока-колы бросили конфету, после чего вспененная жидкость вытекла на парту.

Казалось бы самый безопасный из перечисленных продуктов — яблоко. Однако, если поскрести его кожицу ножом, как это сделала одна из коллег Розы Халадовой, то на блюдце окажется не меньше чайной ложки воска. Есть яблоко с воском тоже никто не захотел. По словам педагога, после аналогичных уроков, проведенных в ее школе, ребята перестали покупать вредные продукты. «Ко мне потом приходили родители и благодарили за это», - сказала Роза Халадова.
Абсолютный победитель конкурса «Учитель Года России – 1993» Олег Парамонов

о мастер-классе Розы Халадовой
Роза, на уроке Вашем,

Полагаю, в добрый час

Я узнал о пище нашей

Много нового от Вас.

Боже мой, какая радость,

Что не буду, господа,

Потреблять я эту гадость

Ни за что и никогда!
«Слово — это коллективная память народа», - начала свой мастер-класс учитель начальных классов из Республики Башкортостан Елена Кузьмина. Слово неизбежно порождает ассоциации. Например, слово «дом» ассоциируется у разных людей с разными вещами: квартира, семья, родина, город.

Разговор на мастер-классе «Слово о слове» шел о символе России — березе. Главная загадка – метафорический образ березы. Елена Кузьмина использовала прием, который она применяет в начальных классах. «Представим, что это девушка, юная, красивая», - предложила она. Если мы говорим «изящная, тонкая, белая», то одновременно эти признаки могут относиться и к березе, и к девушке.

Еще одним заданием стало сделать рисунок-ассоциацию по стихотворению ученицы, где береза описана как грустящая девушка. Елена Кузьмина отметила, что применила прием кольцевой композиции. И ассоциативный ряд не ограничен. Подобным образом можно вести учеников от знания фрагментарного к целостному.
Абсолютный победитель конкурса «Учитель Года России – 1993» Олег Парамонов

о мастер-классе Елены Кузьминой
Ненавязчиво и неброско

Вы нас просто очаровали,

Как российской земли березка –

Символ жизни, а не печали.
Учитель истории, права, обществознания и МХК из города Шумерля Чувашской республики Петр Галанюк начал свой мастер-класс с прослушивания гимна. «Когда был написан этот гимн?» - спросил он у коллег-«учеников». Мнения разделились, и он задал тот же вопрос залу.

Гимн Преображенского полка, созданного при Петре I, открыл мастер-класс, посвященный этому российскому Императору. Это самая известная, а с другой стороны, самая противоречивая личность в русской истории. Даже сегодня в среде историков бытуют полярные мнения по поводу его личности, роли, вклада в развитие российского государства. Тема урока: «Петр Великий в зеркале изобразительного искусства». «Обычно, традиционно, когда я веду урок по Петру I, я всегда стараюсь его дать сквозь призму русской живописи», - объяснил преподаватель из Чувашии.

В мастер-классе участвовали картина Валентина Серова «Петр I», «Петр I допрашивает царевича Алексея» Николая Ге, «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова и «Основание Санкт-Петербурга» Алексея Венецианова.

Три группы коллег должны были отвечать каждый на свои вопросы. Например, первый вопрос первой группы: расположить полотна известных русских художников, посвященных личности и деятельности Петра Первого, в хронологическом порядке происходящих событий. Еще один вопрос: прочитать и проанализировать отрывки из произведений известных деятелей культуры, посвященных Петру I. Как они представляли его образ, что общего тематически в этих отрывках?

«Мы с вами прочли сначала отрывки из русской литературы и заметили, что образ Петра скорее положительный. Если мы посмотрим полотна, то увидим, что не все так просто, - подытожил занятие Петр Галанюк. - Даже если взять отдельно картину Ге, которая стала настоящим гвоздем первой выставки художников-передвижников в девятнадцатом веке». Только многосторонняя и чуткая ко всем благородным потребностям человечества натура способна понять историю с ее разнообразными целями и только глубоко нравственная и художественно развитая личность достойна истолковать и объяснить величественные образы прошедшего, процитировал преподаватель слова Владимира Ивановича Герье, профессора всеобщей истории Московского университета.
Абсолютный победитель конкурса «Учитель Года России – 1993» Олег Парамонов

о мастер-классе Петра Галанюка
Не смиряясь с участью своей,

Верю я: реформы все осилив,

Преображенский полк учителей

Преобразит, в конце концов, Россию.
С предложения отправиться на машине времени в прошлое начала свое занятие, посвященное одноклеточным организмам, учитель биологии из поселка Заполярный Мурманской области Галина Ус. Два миллиарда лет назад наша планета была миром одноклеточных организмов. Впрочем, и сегодня землю населяет больше одноклеточных. С другой стороны — их видов не очень много. Многоклеточные более приспособлены. Конкурсантка предложила разобраться в том, что именно делает их более приспособленными, и провести мини-исследование. Любое исследование начинается с гипотезы. «Я предлагаю ученикам метод незаконченного предложения. «Если (произношу предложение), то ...», - говорит Галина Ус. - К примеру, гипотеза формулируется следующим образом: «Если одноклеточные более распространены, чем многоклеточные, то ...». Продолжите, пожалуйста».

Теперь нужно проверить гипотезу. Проверка может проводиться либо практическим образом: наблюдения, опыты, эксперименты; либо — анализ, сравнение, классификация. Взять материалы на уроке — не проблема. Это и литература, и Интернет.

Преподаватель разделила коллег на две неравные группы: несколько человек объединились в многоклеточное; один — стал одноклеточным. Галина Ус предложила каждой из них поднять табуретку. Одноклеточная коллега просто взяла ее в руки и подняла, тогда как многоклеточные, замешкавшись, совещались о том, кому за какую ножку табуретки взяться. Можно ли сказать, что у многоклеточных, в сравнении с одноклеточными, есть преимущества? Да. Значит, можно считать, что исследование мы закончили? Оказывается, не все так просто. Можно еще проверять и проверять. Совсем недавно ученые выяснили, что на дне океана живут одноклеточные организмы размером с виноградину. Мало того, для них характерно социальное поведение. Каждая гипотеза рождает новую исследовательскую работу, над которой нужно работать.
Абсолютный победитель конкурса «Учитель Года России – 1993» Олег Парамонов

о мастер-классе Галины Ус
Голодая в злую зиму,

Съевши яблоко, друзья,

Одноклеточную силу

Ощущаю в членах я.

Двести грамм осилив махом,

Колбасою закушу.

И тогда уже без страха

К многоклеточным спешу.
«Что общего между древним Карфагеном и современной Голландией? - задался вопросом учитель биологии и химии из Тульской области Андрей Гарифзянов. – Одна и та же экологическая проблема – засорение». Он считает: чтобы заинтересовать учеников, их нужно поставить в ситуацию «разрыва», когда новые факты противоречат тем знаниям, которые у них имелись раньше.

Андрей Рузильевич предложил выяснить, почему Карфаген после разрушения был засыпан солью. Как можно разрешить эту историческую загадку? Для этого он разделил коллег на четыре группы: исследователи, теоретики, дизайнеры и методисты.

Исследователи на практике должны были выяснить, что будет, если засыпать живую землю солью, вторые — подвести под это теоретический материал, дизайнеры — разработать презентацию на эту тему, а методисты — сделать сводные выводы об их работе (в данном случае рассказать, как они могут использовать эту схему в своей школе). Схема такова: проблема – гипотеза – проверка гипотезы – вывод — рефлексия.
Абсолютный победитель конкурса «Учитель Года России – 1993» Олег Парамонов

о мастер-классе Андрея Гарифзянова
Вам сегодня без надрыва

Откровенно признаюсь:

В ситуации «разрыва»

Я с любовью нахожусь.
Ольга Редина, учитель русского языка и литературы из Тюменской области предложила выдвинуть гипотезу о смысле заглавия текста «Проблемы правых». «Что-то связанное с политикой или правым полушарием мозга», - было ей в ответ. Она зачитала текст, который оказался по теории обучения. Началась работа с текстом. Например, подчеркивание слов на тему обучения, разделение текста на абзацы. Происходит рефлексивное понимание текста: выявление информации, интерпретация информации.
Абсолютный победитель конкурса «Учитель Года России – 1993» Олег Парамонов

о мастер-классе Ольги Рединой
Я вчера, издавши стон,

Отыскал, пошарив,

Свой бездушный силикон

В левом полушарии.

На компьютер обменял

Силикон бездушный.

Не одобрил бы меня

Александр Пушкин.
Преподаватель ИКТ из Оренбургской области Екатерина Латыпова использовала в своем мастер-классе интернет. Коллеги должны были работать в общем документе, созданном в Google docs — программе Google, позволяющей онлайн следить за тем, как ученики отвечают на вопросы, за способом их мышления и понимания. Речь на мастер-классе шла об универсальном способе сетевого взаимодействия — передачи информации с помощью бинарного кода. Он, в отличие от языка, на котором говорят люди, не имеет нюансов и переводится однозначно. «Никакие границы, ни искусственно созданные, ни реально существующие, не остановят общения, - объяснила она. - Это универсальный способ передачи информации, который не помешает нам общаться».
Абсолютный победитель конкурса «Учитель Года России – 1993» Олег Парамонов

о мастер-классе Екатерина Латыповой
Я уроки свои веду,

Не встречая противодействия,

Погружая детей в среду

Сетевого взаимодействия


Всероссийский конкурс «Учитель года России» проводится с 1990 года. Учредители конкурса: Министерство образования и науки Российской Федерации, Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, «Учительская газета». Основные мероприятия «Учителя года России – 2010» состоятся с 23 сентября по 4 октября 2010 года в Магнитогорске Челябинской области, церемония награждения абсолютного победителя – 5 октября 2010 года в Москве.

Генеральный информационный партнер конкурса интернет-портал Большая перемена newseducation.ru


Пресс-центр организован Коммуникационным агентством АГТ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На уроках варит кашу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с явлением испарения. Например, когда дуем на горячую кашу, обмахиваемся веером, переливаем...
На уроках варит кашу icon«Каша»
Цель работы: 1 изучить информацию, имеющуюся в литературе и ресурсах Интернета, о каше; 2 выяснить в какое время ели кашу наши предки,...
На уроках варит кашу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оформление: Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу", таблички с незаконченным предложением: "Причиной конфликта...
На уроках варит кашу iconИспользование икт на уроках литературы
Так вот, наряду со знаниями, необходимо владеть навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива. Эти...
На уроках варит кашу iconМетодические указания к спецкурсу «Этнопсихология»
Всем детям в детском саду дали сладкую манную кашу, а одному ребенку ее сильно посолили. Когда потом спросили детей, какая была каша,...
На уроках варит кашу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися...
На уроках варит кашу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися...
На уроках варит кашу iconУрок по народному промыслу хохломе Работа по теме урока
Волгой веселый мужичок- умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Себе кашу варил и птицам пшена насыпал....
На уроках варит кашу icon«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение...
Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;...
На уроках варит кашу iconУроках Клачко Наталья Борисовна
Анализ уроков с позиции формирования метапредметных умений на уроках учителей начальных классов
На уроках варит кашу iconУрок по теме «Человек среди людей» (вариант 1) Обществознание это
Всем детям в детском саду дали сладкую манную кашу, а одному ребенку ее сильно посолили. Когда потом спросили детей, какая была каша,...
На уроках варит кашу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ею мы заправляли постную кашу (сахара, молока и масла, разумеется, не было, как не было и других продуктов). Один раз я не выдержала...
На уроках варит кашу iconУроках биологии Открытый урок по теме «Бесполое и половое размножение»
Развитие познавательных способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности
На уроках варит кашу iconНа уроках в начальных классах, на уроках иностранного языка, во внеклассной работе
Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса в начальной школе
На уроках варит кашу iconКонспект урока для 1 класса по рисованию, выполненный в программе...
Волгой веселый мужичок- умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Себе кашу варил и птицам пшена насыпал....
На уроках варит кашу iconИсследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы
С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск