2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс





Название2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс
страница1/11
Дата публикации15.07.2014
Размер1.14 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
1. Предмет и задачи вузовского курса Отечественной истории.
Содержанием истории как науки является исторический процесс. Он раскрывается в явлениях человеческой жизни, которые касаются жизни народов и государств, деятельности отдельных лиц, международных отношений.
Предметом курса отечественной истории является российский исторический процесс от древности до современности.
В деле возрождения Отечества наряду с экономическими факторами важную роль играет интеллектуальный потенциал об­щества, А это в некоторой степени зависит от высшей школы, от места и значения в ней гуманитарных наук. В процессе изучения истории у человека формируется историческое сознание, в содержание которого входит ряд элементов:

  1. знание фактов истории;

  2. способность рассматривать реальную действительность во всех трех временных измерениях: в прошлом настоящем, будущем;

  3. обобщенный исторический опыт и вытекающие из него уроки истории;

  4. социальное прогнозирование на основе изучения общественных процессов.


При формировании исторического сознания важную роль играет знание и учет принципов изучения истории:

  1. Принцип объективности означает рассмотрение каждого исто­рического явления в его многогранности и противоречивости, изуче­ние всех фактов в их совокупности и соответствии исторической ре­альности, во всей полноте исторической правды. История не может быть "плохой" или "хорошей".

  2. Принцип историзма означает рассмотрение исторических фактов и событий в связи с конкретно-исторической обстановкой.


Таким образом, задача курса истории Отечества - это фор­мирование исторического сознания, которое позволяет получать соответствующие знания, приобретать широкий взгляд на историческую перспективу, вырабатывать самостоятельную по­зицию в оценке и понимании современ­ных процессов. В. О. Ключевский писал: "... каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросо­вестно действующим гражданином".

2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс.
В физико-географическом отношении наше Отечество представляет собой сложный комплекс. Страна занимает территорию двух частей света - восточную часть Европы и север Азии. Особенность рельефа - преобладание равнин на западе и северо-западе, а гор - на юге и востоке.
Важным географическим фактором, определяющим особенности территории страны, являются моря, озера, а также другие водоемы. Водные системы могли способствовать или противодействовать хозяйственному освоению земель, экономическим и политическим связям, в ряде случаев играли важную роль в исторической судьбе отдельных территорий. Россия – обширная, малозаселенная территория, граница России защищена естественными преградами. Также характерна оторванность от морей, густая речная сеть, промежуточное положение между Европой и Азией.
Огромное разнообразие почв влияло и влияет на хозяйственную деятельность человека.
Зарождение и становление российской государственности произошло на территории Восточно-европейской (или Русской) равнины. Ее характерными свойствами являются однообразные поверхности, сравнительная краткость береговой линии и отсутствие внутренних естественных границ в виде гор и горных хребтов.
Для России всегда были характерными длинная зима и короткое лето, вследствие чего объём совокупного прибавочного продукта был низок. А это обусловило появление крепостничества, деспотической власти.
Фундаментальные особенности ведения крестьянского хозяйства, в конечном счете, наложили неизгладимый отпечаток на русский национальный характер, на первый взгляд противоречивый: способность к крайнему напряжению сил - отсутствие ярко выраженной привычки к тщательности, аккуратности в работе, извечная тяга к “подрайской землице”, необыкновенное чувство доброты, коллективизма, готовности к оказанию помощи, вплоть до самопожертвования и др.

3. Древние народы на территории России. Ранние башкиры.
Первые люди на территории России – 100 тысяч лет назад. Первые колонии, основанные греками, появились в 7-5 вв. до н.э. В 5 веке до н.э. большинство этих колоний объединились в Босфорское царство, которое существовало до 2 века до н.э.
Севернее греков жили скифы – кочевники.
На территории Азербайджана в 4 веке до н.э. было образовано Скифское царство. В 3 веке они были вытеснены в Крым. Они были разгромлены готами (немецкими племенами).
С востока из-за Дона устремилась новая волна кочевников – сарматов. В 3-7 вв. н.э. в эпоху Великого Переселения народов на территории Северного Причерноморья, а позднее – между Волгой и Дунаем, хлынули гуннские племена или гунны, вышедшие из степей Забайкалья и Монголии.
В 5 веке н.э. они дошли до пределов Северной Франции. После разгрома их галльскими племенами они возвращаются обратно, где полностью растворяются среди тюркских племен.
В 6 веке из пределов Монголии вновь появляются тюркские племена, которые в середине 6 века образовали Тюркский каганат, территории которого простиралась от Монголии до Волги.
Постепенно почти всё население Восточной Европы (степная часть) подверглась тюркизации. В лесостепной зоне утверждается славянский компонент и финно-угорский. На Центральном Кавказе проживает ираноязычный этнос – аланы. В Западном Предкавказье в 6 веке господствующее положение заняли булгары.
После распада Тюркского каганата в 80х годах 6 века здесь образовалось государство Великая Булгария, которое существовало до первой трети 7 века: распалось под ударами хазаров. После распада часть населения ушла на юго-запад (Балканский полуостров), где и было образовано государство Дунайская Болгария. Другая часть ушла на Северный Кавказ (современные балкарцы). Еще часть двинулась на северо-восток, в область Средней Волги и Камы, где образовалось государство Волжская Булгария. Булгары считаются предками современных чувашей, частично татар, марийцев, удмуртов.
Башкирия занимала своеобразное географическое положение - между двумя разнородными очагами этнокультур и вообще мировой культуры, на стыке Азии и Европы, на Южном Урале и в его предгорьях. До появления башкир здесь попеременно жили различные племена: сарматы, аланы и др.
О более древних жителях Башкирии свидетельствуют рисунки Каповой пещеры в Бурзянском районе (около 20 тыс., лет до н.э.), находки городка Аркаим в 60 км от города Сибая (XVIH - XIV вв. до н.э.) и раскопки Филипповских курганов на границе Башкирии и Оренбургской области (II-IV вв. н.э.). Отдаленные предки башкир, монгольских и тунгусо-маньчжурских народов, составлявших когда-то этнолингвистическую общность, обитали на общей территории в Центральной Азии, в предгорьях Алтая.
После распада империи гуннов в I в до н.э. произошло разделение тюркского племени и языка на восточную и западную ветви. Из западной ветви выделилась огузо-карлуко-кыпчакская племенно-языковая общность, в составе которой впоследствии и выросли башкирские племена.
Появление в Приуралье тюрко-башкирских племен связано с движением в середине I тысячелетия н.э. печенегов (объединение тюркских и сарматских племен). Восточное крыло печенежского объединения в Приуралье и Прикаспии как раз и составляли племена под общим названием “башкорт”. В конце IX в. основная масса печенегов проследовала дальше на запад. А башкирские племена осели в предгорьях Южного Урала, на берегах реки Белой и стали решающей основой формирующейся башкирской народности.
4. Древнерусское государство (Киевская Русь): предпосылки образования, расцвет, причины распада.
Вопрос о происхождении древнерусского государства исходит из двух основных теорий: норманнской и антинорманнской (славянской).
Норманнская теория обоснована Миллером и Байером в 18 веке, поддержана Ключевским и Соловьевым. Основанием для этой теории послужило сообщение в "Повести временных лет" о призвании славянами варягов со своими дружинами княжить на Руси.
Антинорманнская (славянская) теория была выдвинута Ломоносовым в 18 веке и наиболее полно была разработана академиком Рыбаковым. По этой теории, происхождение Киевской Руси имеет южное начало. Доказательства: в районе Киевской Руси протекает река Рось, где проживали племена россоланы.
Предпосылки образования древнерусского государства:

  1. Этническая общность древнерусской народности, говорящих на одном языке.

  2. Стремление объединить силы в борьбе с кочевниками.

  3. Экономические интересы древнерусских князей по речному пути из варяг в греки.


Объединение древнерусского государства произошло в ходе похода новгородского князя Олега на Киев в конце 9 века.
Территориальный рост Киевской Руси в основном закончился к началу 11 века при Владимире I.
В истории Древнерусского государства можно выделить три этапа:

  1. Вторая половина IX - Х в. Основное содержание - объединение всей древнерусской народности в едином государстве, создание аппарата власти и военной организации;

  2. конец Х - первая половина XI в. Его основу составлял новый значительный рост крупного феодального землевладения, увеличение городских центров, рост численности торгово-ремесленного населения;

  3. вторая половина XI - начало XII в. Для него характерны наступление феодальной раздробленности и распад Киевской Руси.


В Киевской Руси верховным собственником земли являлось государство. С середины XII в., успешно развивается княжеское, боярское и монастырское землевладение. Параллельно этому шел рост феодальной зависимости многочисленных категорий непосредственных производителей: смердов, закупов, рядовичей, изгоев. В X-XI вв. происходил интенсивный рост городов, которые становились важнейшими центрами ремесла и торговли, политической и культурной жизни.
Феодальный уклад существовал вместе с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. При Ярославе Мудром (1019-1054 г.г.) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему удалось обезопасить Русь от печенежских набегов, утвердить русские позиции в Прибалтике и овладеть землями восточнее Днепра. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси. При Ярославе Мудром Русь достигла международного признания.
С развитием феодальных отношений, укреплением местных политических центров падало значение Киевского общегосударственного политического центра, усиливались тенденции к обособлению княжеств. По инициативе Владимира Мономаха был созван Любечский съезд князей 1097 г., на котором было решено прекратить усобицы и провозглашен принцип “Каждо да держит отчину свою”. Владимир Мономах и его старший сын Мстислав еще удерживали власть над всеми древнерусскими землями. Однако после смерти Мстислава феодальные усобицы усилились. В итоге единое Древнерусское государство распалось на ряд суверенных княжеств, и наступил период раздробленности, или удельный период.

5. Роль религии в становлении государственности и культуры.
В образовавшихся в конце I тысячелетия н.э. раннефеодальных государствах феодальная формация имела два важнейших слагаемых:

  1. феодальные отношения, которые стали играть ведущую роль в экономике;

  2. государство, доминировавшее в сфере политики.


А третий существенный компонент феодальной формации - феодальная идеология - отсутствовал, и взгляды, соответствующие феодальным структурам, существовали на уровне социальной психологии. Перед правящими классами встала необходимость принятия религии, которая отвечала бы потребностям классового общества.
Поскольку попытка киевского князя Владимира в конце X - начале XI века реформировать язычество оказалось невозможной, оставалось принять религию у соседей. В Волжской Булгарии был распространен ислам, у хазар - иудаизм, в Византии и Западной Европе - христианство.
Поскольку наиболее тесные отношения Киевская Русь поддерживала с христианскими странами, выбор князя остановился именно на христианстве. В качестве главной причины можно назвать потребность правящих слоев в новой идеологии: один Бог на Небе, один царь на Земле.
По летописному рассказу, официальное принятие Русью христианства относится к 988 г., когда Владимир совершил поход на греческий город Корсунь в Крыму, где крестился сам и привез в Киев митрополита Михаила, назначенного Константинополем главой новой церкви, а также священников из Корсуня и Константинополя. На местах порушенных и сожженных языческих богов были построены христианские церкви. Затем христианство было распространено на всю территорию Древнерусского государства.
Это имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало равенство людей перед богом. Путь в рай открыт и богатому вельможе и простолюдину, если они честно исполняли свои обязанности на земле. “Божий слуга” - государь - был и справедливым судьей, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

6. Взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами.
Основные задачи внешней политики киевских князей:

  1. Охрана границ, укрепление государства.

  2. Развитие дипломатических, торговых, культурных связей с окружающим миром.

  3. Расширение территории, получение дополнительных ресурсов для развития.


Основные направления.

Важное место занимали отношения с Византией, которая являлась источником ресурсов для Руси.
Первоначально Византия выполняла роль дополнительных источников наживы. После крещения Руси Византия стала восприниматься как духовный центр христианства.
Византия – источник для восприятия культуры.
На юго-востоке и востоке Россия сталкивалась с хазарским каганатом и Волжской Булгарией.
Хазарский каганат образовался в 30е годы 7 века и просуществовал до 10 века. Занимал территорию Междуречья Волги и Дона. Хазары контролировали Волжский торговый путь и выступали в двойной роли: с одной стороны, препятствовали свободным торговым отношениям Руси; с другой – выступали буфером между Русью и кочевниками.
В 960 году Хазарский каганат был разгромлен Святославом.
После падения Хазарского каганата Волжская Булгария становится самостоятельным государством. Она возникла в среднем Поволжье в 9 веке. Волжская Булгария была интересна для русских князей как источник плодородных земель.
Одновременно юго-восточные территории занимали кочевники: иранцы, торки, печенеги, половцы (кипчаки).
Главный неписаный принцип взаимоотношений кочевников и Руси состоял в полном отказе от взаимных территориальных захватов, т.к. оседлый городской земледельческий быт Руси был несовместим с кочевой культурой.
В начале 11 века при Владимире I во внешней политике обозначилось западное направление – борьба за русско-польское пограничье, позволяющее контролировать торговые пути, ведущие в Польшу, Чехию и Германию.

7. Удельный период в истории России (XII—XV вв.).
К середине XII века Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. Одной из причин такого состояния государственности на Руси были постоянные разделы земель между Рюриковичами. Местное боярство не было заинтересованно в существовании единого, сильного политического центра. Во-вторых, постепенный рост городов и хозяйственное развитие отдельных земель привели к тому, что наряду с Киевом появились новые центры ремесла и торговли, всё более независимые от столицы русского государства.
Феодальная раздробленность ослабляла Русь. Однако это был закономерный процесс, который имел и свои положительные стороны – культурное и хозяйственное развитие различных земель, появление в них множества новых городов, заметный рост ремесла и торговли. Не было утрачено сознание единства русской земли, но снизились возможности противостоять внешней угрозе.
В начальной стадии древне-русское государство распалось на 3 основные области:
Северо-Западная Русь.

Новгородская земля располагалась от Ледовитого океана до верховья Волги и от Прибалтики до Урала. Город находился на перекрестке торговых путей, связывающих его с Западной Европой, а через нее с Востоком и Византией. Новгородом владел тот, кто правил Киевом. Новгород был боярской республикой, т.к. бояре победили князей в борьбе за власть, они владели экономической мощью. Высшим органом власти было вече, на котором избиралось правление, рассматривались вопросы внутренней и внешней политики. Выбирался епископ. На случай военных походов вече приглашало князя, который управлял армией.
Культура – письменность Кирилла и Мефодия. Школы при церквях. Грамотность населения – найдены берестяные грамоты. Летопись – Повесть временных лет, составленная Нестором, монахом Киево-Печерской лавры в ХП г. Ремесленники – кузнецы славились в Западной Европе, литье колоколов, ювелиры, стеклоделы, производство оружия. Развивалась иконопись, архитектура – Софийский собор в Киеве. Золотые ворота, мозаика. Складывались художественные школы. Складывалась древнерусская народность, для которой характерно: единый язык, политическое единство, общая территория, исторические корни.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс
2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс iconРеферат по истории на тему «крестовые походы»
Проследить становление и развитие крестоносцев и их влияние на исторический процесс
2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс iconКурсовая работа по технологии лекарств тема: «Производство мазей...
«Производство мазей Влияние фармацевтических факторов на биофармацевтические характеристики мазей»
2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс iconРоссийский политический процесс первой четверти ХХ века в идейном...
Охватывают первую четверть ХХ столетия: с 1905 года – по начало 1920-х годов. В этот период российский политический процесс принял...
2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Исторический процесс осущ в соотв с объективными законами, т е назависимо от людей. На разных этапах объективные законы проявл по...
2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс iconДиссертация на тему: «Влияние кросс-культурных факторов на содержание...
«Влияние кросс-культурных факторов на содержание стандартов и практик учр в гостинице Novotel MoscowCentre»
2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс iconДиплом Влияние различных факторов окружающей среды на частотную восприимчивость...
Влияние различных факторов окружающей среды на частотную восприимчивость человеческих органов слуха
2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс iconНовые религиозные движения в современной россии как акторы религиозного поля
Современные социологические концепции религиозного поля
2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс iconРоссийский архив. Т. V. М., 1994. Этнополитический конфликт. Пути трансформации. М
Чичерин Г. В. Исторический очерк дипломатической деятельности А. М. Горчакова. М., 2009
2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс iconВлияние Экологических факторов на аллергическую заболеваемость детского...

2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс iconВлияние факторов окружающей среды на состояние древесной растительности парковых ландшафтов

2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс iconПоложительные результаты природоохранной деятельности
Природоохранная деятельность — процесс сохранения, восстановления и воспроизводства природно-ресурсного потенциала, который должен...
2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс iconМ ежличностные отношения в системе "учитель-ученик" и их влияние на учебный процесс
Межличностные отношения в системе "учитель-ученик" и их влияние на учебный процесс
2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс iconТ. Н. Грязнева Влияние физических, химических и биологических факторов
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс iconФизическая география России и сопредельных территорий
Основные черты климата и влияние климатических факторов на дифференциацию природы
2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс icon1-2урок Природоохранная деятельность
Природоохранная деятельность — процесс сохранения, восстановления и воспроизводства природно-ресурсного потенциала, который должен...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск