Секция: история проблемы СССР глазами журнала «крокодил»





Скачать 168.11 Kb.
НазваниеСекция: история проблемы СССР глазами журнала «крокодил»
Дата публикации06.07.2013
Размер168.11 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат


МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ «ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. ПРОФЕССИЯ»

СЕКЦИЯ: ИСТОРИЯ

ПРОБЛЕМЫ СССР ГЛАЗАМИ ЖУРНАЛА «КРОКОДИЛ»

АВТОРЫ:

Ученицы 10 класса

ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица м.р.Большеглушицкий Самарской области

Махмутова Юлия, Кинзикеева Алёна, Константинова Кристина

Научный руководитель:

Конкина Наталья Фёдоровна – учитель истории и обществознания

2011 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение:

1.1.Актуальность проблемы…………….………………………………………………………3.

1.2.Цель и задачи работы………….…………………………………………………………….3

1.3.Методы решения…………………………………………………………………….. ……..3

1.4.Источники информации………………………………………………… …………..……..3

2.Содержание работы «Проблемы СССР глазами журнала «Крокодил». ……… ……4

2.1.Экономические проблемы страны…………………………………..……………………..4

2.2.Проблемы в научно-техническом прогрессе…………...………………………………….7

2.3. Уровень жизни народа………………………………………………………….……….…8

2.4. Противоречия в политической и духовной жизни общества…………………………..11

3.Заключение. Наши выводы…………………..…………………………………......……14

4.Литература………………………………………………………………………..………….15

5. Аннотация…………………………………………………………………………………...16

6. Рецензия …………………………………………………………………………………… 17

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Или почему мы выбрали эту тему:

В этом учебном году мы изучаем историю России ХХ века и очень близко воспринимаем проблемы своей страны. В кабинете истории мы нашли подборку журналов «Крокодил» за 1978 год. У нас появился интерес к материалам этого журнала, к проблемам, которые поднимались в нём. Мы решили сделать его источником своей работы о проблемах СССР. Как старого знакомого встретили журнал дома родители. У нас появились первые собеседники – наши родители. Они помогали понять суть иллюстративных материалов журнала. Мы беседовали с людьми разных возрастов, которые жили в СССР. Всё яснее становилось, почему же рухнула командно-административная система в нашей стране. Мы осознавали, что журнал «Крокодил» - официальный сатирический журнал, то есть то, что он критиковал, всем бросалось в глаза. Значит, скрыть эти явления было уже невозможно. Мы не ставили своей целью сравнивать недостатки советского и российского периодов. Мы только хотели понять недостатки, которые порождались советской системой.

Так возникла наша работа «Проблемы СССР глазами журнала «Крокодил».



Понять причины, приведшие к краху командно-административной системы страны.



- изучить историю нашей страны 60-70-х годов;

- понять достоинства и недостатки командно-административной системы;

- подтвердить иллюстративные материалы журнала «Крокодил» свидетельствами людей, живших в СССР;



- изучение литературы по данному вопросу

- интервью, беседы;

- изучение и анализ материалов журнала «Крокодил»



- материалы журнала «Крокодил»

- воспоминания людей, живших в СССР.

- литература по теме;

Кто не жалеет о развале СССР – у того нет сердца.

Кто хочет воссоздания СССР – у того нет ума»

В.В.Путин

Вторая половина 60-х-начало 80-х годов 20 века – Брежневская эпоха, то есть эпоха застоя, то есть стагнации, то есть эпоха развитого социализма. Разные названия этой эпохи, но суть одна: в стране стало больше проблем, они стали очевидными, они раздражали, они заронили сомнение в правильности политики нашего государства и партии – КПСС. В нашей работе мы раскрываем основные проблемы СССР.

1.Экономические проблемы: Командно-административная или плановая экономическая система не допускала частной собственности и частной инициативы;

-



Экономика развивалась в соответствии с пятилетним планом-законом, принимаемом на съезде партии. Планировалась практически вся номенклатура продукции (по стране свыше 20 млн. видов изделий), планировались показатели себестоимости и так далее. Рост производительности труда тоже планировался. Это приводило к тому, что руководители заботились не о приращении национального достояния, а о том, чтобы в изделие вложить побольше материалов, труда и продать подороже. Народное хозяйство несло большие потери, ежегодно недополучая продукцию на многие миллиарды рублей. Нарастал дефицит государственного бюджета и государственный долг1. Показатели были довольно странными: грузоперевозки, человекочасы, вал. Так как их надо было выполнять, то получалось так: чтобы железная дорога выполнила план, надо дольше везти продукцию. И соответственно: больше затрачивать рабочей силы, больше делать продукции. Выполнение и перевыполнение плана поощрялось. Так появилось ещё одно зло – приписки и дутые показатели2 Развивалось такое зло как очковтирательство, то есть желаемое выдавалось за действительное3. Под иллюстрацией подпись: «Опять помощники директора с цифрами для отчёта перестарались..»

Выпуск товаров народного потребления имел тоже свои проблемы. Продукция была морально устаревшей. 4 То есть проще – немодной – и довольно низкого качества5. За низкое качество наказывали: лишали премии, понижали в должности. Но в системе, когда производители продукции не заинтересованы в результатах труда, коренным образом что-то поменять было невозможно. Поэтому руководитель предприятия волевым решением заставлял ОТК принять некачественную продукцию.6

В ОТК: бракованные ботинки: «Мы от Иван Иваныча». Контролёр ОТК: «Проходите…»

Новшества технические внедрялись медленно, так как плановая система предусматривала как показатель в первую очередь – выполнение плана.

Продукция быстро морально устаревала, возникал дефицит модных элегантных вещей. Производство одежды и обуви планировали так же на 5 лет. Государственные органы утверждали фасоны и ткани. Поэтому разница между тем, что предлагал Дом моделей и тем, что предлагала наша швейная промышленность, была огромной.

Это вызывало ропот, недовольство, порождало спекуляцию, блат, то есть портило нравственность

Карикатура – «Дорожный указатель: Дом моды и Фабрика одежды»7




Советская экономика не знала конкуренции, безработицы, рыночного колебания цен. Рабочих рук не хватало. Причины этого:

1.Экстенсивный путь развития;

2.Низкая капиталовооружённость, то есть слабое внедрение механизации и автоматизации.

Поэтому в экономике – и в селе и в городе – использовался бесплатный труд. Школьники и учителя работали в колхозе. На уборку урожая в село заводы и ВУЗы присылали людей. Это безобразие тоже критиковалось.

Под иллюстрацией подпись: «Что ж это, граждане шефы! Вас в нашем колхозе ждут, а вы здесь прохлаждаетесь»8

Д

ефицит рабочей силы вынуждал держать на работе пьяниц и бездельников, а это значит им платили положенную зарплату. Это рождало иждивенческие настроения. Падал престиж рабочей профессии. Хотя критиковались за это руководители, но они бессильны были что-то сделать. Уволить человека без согласия профсоюза по закону было нельзя. За текучесть кадров наказывали, поэтому над такими пьяницами устраивали товарищеский суд и брали на поруки. То есть перевоспитывали. Клектив их мог напрв слсловаСлова популярной сатирической песенки тех времён: «А ты, давай, давай, давай газеточки почитывай

А ты давай, давай, давай меня перевоспитывай…».

Именно этот сюжет изображён в иллюстрации «Крокодила». Подпись под иллюстрацией: «Групповой портрет нарушителей дисциплины(лежат), а так же секретаря комсомольской организации, председателя месткома, директора, парторга и зав. Отделом кадров(стоят сложа руки)9

Оплата труда мало зависела от его результатов, поэтому бесхозяйственность стала характерной чертой социалистической экономики. Это зло критиковалось довольно часто на страницах журнала «Крокодил»10

Очень много было проблем с зимовкой скота11:

Т


Доктор, Вы у меня ничего не находите?
ехника зимовала под открытым небом12

открытым

небом.
Партия выдвигала лозунг: «Всё выращенное сохраним!» Но материальная база под этот лозунг не подводилась13.






Из жизни огурцов: «Зелен ещё без очереди лезть»


Подпись под иллюстрацией:

- Вы что, Анна Каренина?

- Что Вы! Я заведующая овощной базой…




Низкие зарплаты и бесхозяйственность породили такое явление как «несуны».14

П
Подпись под иллюстрацией:

- Не краденное?

- Что ты! Со своего родного завода вынес.
о сути дела, это было воровство. Несли то, что и делали. С этим злом боролись. На проходных дежурили охранники. Но явление было таким массовым, что невозможно было наказать всех. Поэтому на это явление смотрели сквозь пальцы.
Таким образом, плановую экономику, отвергающую основные законы рынка, с трудом можно назвать ЭКОНОМИКОЙ.


Подпись:

- В упаковке в металлолом не принимаем!

2

.Проблемы в научно-техническом прогрессе


Н

аучно-технический потенциал страны был очень высок. Каждый четвёртый учёный приходился на нашу страну. В стране работали сотни научно-исследовательских институтов, не было недостатка в предложениях и идеях, огромных размеров достигло рационализаторство и изобретательство. Практически каждый год принимались постановления руководящих органов партии иправительства, о повышении производительности труда. Но существующий механизм хозяйствования по сути противодействовал внедрению достижений науки и техники в производство15. Итог: в промышленности к началу 80-х годов были автоматизированы или комплексно механизированы только 10-15% предприятий. Печально известен пример Ивановского станкостроительного объединения, дерзнувшего под руководством В.П.Кабаидзе на свой страх и рискнул начать коренную перестройку завода в середине70-х годов. Коллектив наладил выпуск обрабатывающих центров, которые охотно покупали в Японии, США, ФРГ. Однако коллектив предприятия от этого ничего не выиграл. Наоборот, плановые органы продолжали утверждать задания по производству устаревшей техники16. Нередко оказывалось, что советские разработки и идеи находят применение на Западе, а внутри страны никак не реализовались. Новаторский потенциал страны использовался очень слабо: лишь каждое третье изобретение находило применение в производстве. Учёные редко привлекались для независимой экспертизы проектов, решений, планов, а их мнения, если они расходились с интересами министерств, игнорировались.

Сопоставление технических показателей Советского Союза и США, проведённое в начале 70-х годов, показало, что по ряду направлений мы не уступали. А даже превосходили США. Это - производство вооружений, исследование космоса, ряд фундаментальных открытий. Но были направления, где отставание было значительным. Например, в производстве ЭВМ, в США использовалось 800 тыс. ЭВМ, а в СССР – 50 тыс.Техническая отсталость приводила к тому, что планирование в СССР проводилось почти вручную. А это приводило к просчётам в планировании, а отсюда – дефицит17.

Из-за ошибок в планировании запчастей не хватало, их приходилось «выбивать».

Таким образом, плановая экономика тормозила внедрение достижений науки и техники в производство.

3.Уровень жизни народа: главные проблемы

Е

щё одна причина дефицита: несоответствие денежных доходов населения количеству качественной нужной продукции. Брежневское руководство взяло курс не увеличение денежных доходов населения. Промышленность не выпускала достаточного количества востребованной продукции. Стал заметен товарный голод. Например, кожаной обуви у нас выпускалось больше, чем в США, но при этом дефицит её нарастал с каждым годом.18 Расхождение в количестве денег, находящихся в обращении, и количество в количестве качественных товаров с середины 70-х годов, неизбежно привело как к официальному, так и скрытому росту цен. Официально цены росли на так называемые товары «повышенного спроса». Неофициально - на большинство других. Из продажи стали исчезать дешёвые товары для детей. Дефицит оказывал глубокое воздействие на массовое сознание. Из лексикона советских людей исчезало слово «купить», его всё больше заменяло слово «достать»19. Обычным явлением стали очереди. По воспоминаниям Братчиковой О.П., чтобы достать что-нибудь хорошее, надо было выстоять громадную очередь. Бывало, что очередь за каким – либо дефицитным промышленным товаром занимали с вечера. Очередь строго фиксировалась. Или можно было достать по «блату», то есть через знакомых или родственников, работающих в «бойком» отделе «Универмага». Спрос рождал предложение, поэтому расцвела спекуляция. Практически каждый, из опрошенных нами, вспоминал дефицит как огромный недостаток советского общества. Сталкиваясь с постоянным дефицитом, люди старались брать про запас20.

Например, Алла Фёдоровна Бычкова вспоминает, что доходило до смешного: выстояв очередь за шампунем, она про запас купила шесть больших флаконов шампуня. Донести его оказалось не под силу. И она вынуждена была продать часть флаконов случайным людям.

Масленникова Валентина Алексеевна вспоминает, что, чтобы купить шубку из искусственного меха, она поехала в Ленинград, заняла очередь около магазина «Синтетика», в который на следующий день должны были привезти шубки. Ночевать она ушла к совершенно незнакомой женщине, с которой познакомилась в очереди. Утром, в половине шестого, они уже стояли в очереди около магазина, который открывался в 10.00. Шубку она купила, но воспоминаний столько, что хватило на всё жизнь.

Егорова Нина Алексеевна рассказывает, чтобы купить приличную оправу для очков она купила дорогую путёвку в Чехословакию. Потому, что там оправы были, а у нас их не было.

П


- Волшебник живёт в конце улицы. А я простой завмаг.
о рассказам бывшего учителя Резникова Ф.Ф., чтобы купить автомобиль, надо было вставать на очередь в райкоме партии и долго его ждать. Наталья Фёдоровна рассказывает, как она купила золотой перстенёк. На школу дали три золотых изделия. Учителя тянули жребий на право купить эти изделия. И ей повезло. Так же тянули жребий и на подписку газеты «Аргументы и факты», книжную подписку. Чтобы купить коробку конфет, надо было идти на поклон заведующей складом райпотребсоюза. Чтобы профком мог купить ковёр в подарок учителям-пенсионеркам, надо было просить письменного разрешения у председателя райпотребсоюза. Сливочное масло отпускалось с маслозавода на школу по большой просьбе учительского коллектива строго из расчёта 1 кг на работающего.
Стала расти социальная дифференциация, основанная не на трудовом вкладе, а на степени доступа к дефициту. В негласном почёте были работники торговли21.

М. Моральные стимулы к труду ставились выше материальных. Проводилось социалистическое соревнование, то есть брались обязательства по повышению эффективности производства и качества работы. Это был рычаг повышения производительности труда. За выполнение обязательств спрашивали. Они превратились в неофициальный, но очень важный показатель. Инициаторами этих обязательств были руководители,

поэтому часто рабочие с ними просто молчаливо соглашались. Понятно, что энтузиазма у них это не вызывало.22

Культура строительства была низкой. То, что о людях думали больше в лозунгах, а не в жизни, очень раздражало.

- Наш вездеход приближается к сдаваемому дому. Просьба: пристегнуть ремни…23.





- однообразная архитектура советских спальных районов тоже подвергалась критике.

Однообразные спальные районы не украшали советские города, а архитекторам творить запрещали многие препоны. В первую очередь пресловутое планирование.

На рисунке: 24.

- Свой дом я нахожу только

благодаря Шарику.

Таким образом, уровень жизни в СССР был гораздо ниже, чем на Западе.
4.Противоречия в политической и духовной жизни общества




- Мы ждём гостей, так что, пожалуйста, сервиз на десять персон, пылесос и собрание сочинений Флобера
Проблемы советского общества были всё более заметными. Приобретение дефицитных вещей стало нормой советской действительности. Это создавало двойную мораль. Официальная пропаганда трубила о преимуществах социализма, о построении развитого социализма. Популярные в те времена лозунги, которыми украшали здания и дороги: «Человек – главная ценность», «Наша цель – коммунизм», «Слава КПСС!» В жизни же было всё далеко не так. Каждый райком партии имел спецпаёк, то есть им продавали дефицитные товары. Они могли купить дефицитные книги. Кстати, книги стали престижным товаром25. Их приобретали, хвалились, ими украшали гостиные, подбирая по цвету т размеру) Стремление купить престижные красивые вещи – желание естественное, но в условиях советского дефицита это желание получило название «вещизм». И именовалось пороком советского общества.

- КПСС тоже испытывала проблемы. В партию вступали, но из неё нельзя было выйти, только, если человека с позором исключали. В партии были разные люди, но в 70-начале 80-х годов, партия столкнулась с тем, что туда не хотели вступать, а если и вступали, то с тайной целью сделать карьеру. Сложилось положение, когда КПСС во всё вмешивалась и ни за что не отвечала. КПСС в Конституции 1977 года объявлялась «ядром политической системы, руководящей и направляющей силой советского общества». А общество потихоньку критиковало политику партии и государства, сидя на кухне и закусывая дефицитной колбасой. Кухонные разговоры касались дефицитов, поэтому и были критическими, ведь, в очереди советские люди простаивали довольно большую часть своей жизни.26

Распространение приёмников и магнитофонов позволяло слушать «что хочу», запретные для советских людей передачи западных радиостанция стали доступны. Критическое отношение к советской действительности нарастало. Обозначилось реальное противоречие двух культур в обществе: с одной стороны – культуры официально-догматической, стремившейся укрепиться путём увеличения тиражей своих изданий; с другой стороны – культуры гуманистической, демократической, которая формировала другое отношение к жизни, готовила духовное обновление общества.

Таким образом, сомнение в правильности политики КПСС и советского государства породили двойную мораль, то есть критическое отношение к советской действительности.

Заключение или наши выводы:

Листая страницы старого журнала, который стал для нас

историческим документом, мы прониклись проблемами нашей страны

советского периода.

Журнал «Крокодил» - детище газеты «Правда» -

официального печатного органа нашей страны в то время. Поэтому, конечно,

нельзя ожидать глубокой критики советской системы. Критика проводилась

чисто по-советски: виновата не система, а люди, живущие в ней.

Но всё же мы поняли основные проблемы страны:

- Главной проблемой была командно-административная или плановая система, которая отвергала рыночные принципы экономики. Её с трудом можно было назвать экономикой, так как она отвергала действие экономических рыночных законов, например, принцип материальной заинтересованности, не учитывала закон стоимости. Такая экономика могла существовать только при строгом сталинском режиме. С превращением тоталитарного режима в авторитарный, более мягкий, проблемы не ушли, а выросли. Ведь принцип материальной заинтересованности по-прежнему не работал, так как экономическая система оставалась прежней.

- Второй главной проблемой было то, что плановая экономика тормозила внедрение достижений науки и техники в производство.

- Уровень жизни в СССР был гораздо ниже, чем на Западе. Товарный голод отравлял жизнь, советских людей раздражал дефицит, блат27, низкое качество жизни.

- Духовное единство советского общества давно перестало быть реальностью. Росло новое поколение, которое хотело жить хорошо. То есть работать и зарабатывать.

- Неверие в правильность политики государства породило двойную мораль. Критическое отношение к советской действительности проявлялось в анекдотах, байках, кухонных разговорах.

Таким образом, страна нуждалась в коренных преобразованиях, то есть плановая экономическая система изжила себя.
Литература:
1. Смирнов Г.М. «Тенденции и противоречия социально-экономического развития СССР», Москва, «Наука», 1990 год;

2. Номера журнала «Крокодил», всесоюзного сатирического журнала, издаваемого редакцией газеты «Правда»

за 1966 год № 13 и № 32,

за 1968 год №22

за 1978 год №2, №8, № 10, №11, №12, № 13, №14; № 20;

3.Ванюков Д.А. «Демократическая Россия конца 20-начала 21 века», Москва, издательство «Мир книги», 2007 год.

Аннотация

Работа раскрывает ряд проблем СССР периода «развитого социализма»:

Проблему дефицита, проблему бесхозяйственности, проблему диспропорций в планировании, проблему нехватки кадров и т.п.Все проблемы поданы через материалы журнала «Крокодил». Сюжеты журнала подтверждены воспоминаниями людей, живших в СССР. Работа подводит к выводу о том, что командно-административная система изжила себя, что страна нуждалась в коренных реформах.

. Работа «Проблемы СССР глазами журнала «Крокодил» писалась с большим интересом.

Для Девушек 15-16 лет история СССР – это далёкое прошлое. Они с интересом расспрашивали об особенностях жизни того времени. За время работы они познакомились с очень многими людьми, взглянули по-новому на быт своих родственников старшего поколения.


1Ванюков Д.А. «Демократическая Россия конца 20-начала 21 века», Москва, изд-во «Мир книги», 2007 год, стр. 7.

2 «Крокодил» 8, стр.2, №14, стр.2

3 Там же, №32, 1966год, стр. 13.

4 Там же, №11,Стр. 7, 1978

5 Там же, №2, 1978,стр.2

6 Там же, № 10, стр. 3

7 «Крокодил», 1968 год, № 22, стр.2

8 «Крокодил»,1968 год, № 22, стр.12

9 Там же, 1968, № 22, стр. 3

10 «Крокодил», 1978, № 6, стр. 5

11 «Крокодил», 1966, № 13. стр. 7

12 «Крокодил»,1966, №32, стр5

13 «Крокодил2, 1978 год, № 20, стр. 2, 5

14 «Крокодил», 1978 год, №10, стр. 8.

15 «Крокодил»,1978 год, №11, стр. 7

16 Г.М. Смирнов «Тенденции и противоречия социально-экономического развития СССР», М., «Наука», 1990 год, стр. 47.

17 «Крокодил», №12, 1978,стр7

18 .М. Смирнов «Тенденции и противоречия социально-экономического развития СССР», М., «Наука», 1990 год, стр. 56.

19 Г.М. Смирнов «Тенденции и противоречия социально-экономического развития СССР», М., «Наука», 1990 год, стр. 58.


20 «Крокодил», №2, 1978, стр. 1

21 «Крокодил», №8, 1878, стр.5

22 «Крокодил», №11, 1978 год, стр.1

23 «Крокодил», №10,1978, стр.7

24 «Крокодил», №13, 1978,стр10

25 «Крокодил», .№8, 1978 год, стр.1

26 Анекдот того времени: решили встретиться Капитализм, Социализм и Коммунизм. Капитализм и Коммунизм пришли , а Социализм опоздал и объяснил, что он стоял в очереди за колбасой. Капитализм спросил его: «Что такое очередь?», а Коммунизм спросил: «А что такое колбаса?»

27 Блат – «знакомство», в советском обществе по знакомству приобретались блага. Поговорка советских времён: «Блат выше ЦК».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Секция: история проблемы СССР глазами журнала «крокодил» iconПрограмма элективного курса по истории Отечества в 10 классе ( 35...
Данный курс предлагает совершить увлекательное путешествие в 20 столетие, чтобы глазами современников этой эпохи погрузиться в мир...
Секция: история проблемы СССР глазами журнала «крокодил» iconМосковская международная научно-практическая конференция «Биотехнология:...
...
Секция: история проблемы СССР глазами журнала «крокодил» iconКонкурс Учащихся 1 7-х классов «Первые шаги в науку» Секция астрономия Солнце
Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных...
Секция: история проблемы СССР глазами журнала «крокодил» iconСекция №4(1). Молодежные проблемы XXI века. Кабинет №9

Секция: история проблемы СССР глазами журнала «крокодил» iconПроблемы пятидесятилетнего противостояния СССР и США
Постараться как можно глубже изучить, проанализировать то, что творилось на арене международных отношений во второй половине XX -го...
Секция: история проблемы СССР глазами журнала «крокодил» iconПриказ от 30. 08. 2012 №57/1 д положение о ведении классного журнала,...
В соответствии со ст. 32 п. 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» школа осуществляет текущий контроль успеваемости и промежуточной...
Секция: история проблемы СССР глазами журнала «крокодил» iconРабочая программа по элективному курсу “ история отечества XX века глазами очевидцев” 11 класс
Рабочая программа по элективному курсу “ история отечества XX века глазами очевидцев”
Секция: история проблемы СССР глазами журнала «крокодил» iconРаспад ссср: причины и последствия
Ссср, когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица того периода, сам интерес к этому периоду в российской истории...
Секция: история проблемы СССР глазами журнала «крокодил» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сергей Миронович Киров. Становление личности от революционера подпольщика до выдающегося государственного деятеля СССР (исследовательская);...
Секция: история проблемы СССР глазами журнала «крокодил» iconТема урока: «История политических репрессий: чтобы помнили…»
Ссср. Разрабатывая урок, я ставила своей целью подвести учащихся к пониманию правовой и исторической ответственности государственной...
Секция: история проблемы СССР глазами журнала «крокодил» iconСсср на пути кардинального реформирования общества 5 Глава Причины распада СССР 11
Но зачастую упускаются несколько обстоятельств. Всё это подчас приводит к мифологизации и необоснованной трактовке фактов и событий,...
Секция: история проблемы СССР глазами журнала «крокодил» iconСекция A. Макроэкономика и экономический рост
Секция Wa. Развитие образования. Специальные сессии с презентацией исследований ниу вшэ 47
Секция: история проблемы СССР глазами журнала «крокодил» iconВ. И. Тропин Проблемы разработки и заключения нового Союзного Договора...
Целью данной статьи является анализ процесса разработки нового Союзного договора, проводившейся руководством СССР в марте 1990 августе...
Секция: история проблемы СССР глазами журнала «крокодил» iconРабочая программа дисциплины Основные проблемы международной правосубъектности...
Курс состоит из одной части, в которой рассматриваются история, проблемы понятия субъекта международного права, проблемы и особенности...
Секция: история проблемы СССР глазами журнала «крокодил» iconО ведении классного журнала в муниципальном образовательном учреждении
Ведение классного журнала является обязательным для каждого учителя и классного руководителя. При заполнении журнала необходимо руководствоваться...
Секция: история проблемы СССР глазами журнала «крокодил» iconПротокол Оценочных листов Секция История, Обществознание, Право



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск