О. В. Федорова История театр жизни. Спектакль на сцене впечатляет зрителя отстраненным от нашей повседневности изображением либо «дел давно минувших дней», либо той же повседневности, но в акцентах, которые ты обы





Скачать 395.14 Kb.
НазваниеО. В. Федорова История театр жизни. Спектакль на сцене впечатляет зрителя отстраненным от нашей повседневности изображением либо «дел давно минувших дней», либо той же повседневности, но в акцентах, которые ты обы
страница1/2
Дата публикации28.07.2014
Размер395.14 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2

Вестник Танаиса Выпуск 2 / 2007



ТАНАИССКИЙ «МУСЕЙОН»

О.В. Федорова


История – театр жизни. Спектакль на сцене впечатляет зрителя отстраненным от нашей повседневности изображением либо «дел давно минувших дней», либо той же повседневности, но в акцентах, которые ты обычно, по ходу будней, не замечаешь. Так и история отмечает самое яркое в череде дней, событий, особенностей человеческого бытия. Такое запоминается независимо от того, является ли ситуация рядовой или крайне неординарной. Оно может быть ярким или как наиболее характерное, типичное для эпохи, или как нечто из ряда вон выходящее, эмоционально потрясающее. Читая хроники, исторические сочинения или даже обычный учебник, ты отстраняешься от всего, что видишь дома, на работе, на улице, в школе, и погружаешься в события или просто быт, но иного времени. И порой трудно отвлечься, вернуться назад – в свой день. Таково воздействие истории, даже не воплощенной в зримые образы сцены…

Каждый артефакт истории, даже недавних времен, театрален уже сам по себе. Старинная мебель, соха и серп крестьянина XIX века, маузер чекиста эпохи военного коммунизма – детали, которых нет в сегодняшней жизни нигде, кроме музея и театра. Эти последние – ближайшие родственники, так как несут одну функцию: погрузить нас в прошлое, сделать его осязаемым, стать звеном связи поколений. Не случайно же ни один театральный спектакль об этом прошлом не обходится без консультаций с историками, с работниками музеев. Справедливость древнего определения слова «музей» (мусейон) как обитель муз можно подтвердить уже хотя бы только этим единственным фактом. Но как выясняется, он не единственный.

Театр невозможен без декораций. Конечно, есть и понятие условности. Еще недавно условность была в театральном мире крайне популярна. Напомню, как это выглядело. Поставьте обычные стол и стул на сцену, посадите туда нужных персонажей – актеров в их повседневной одежде, с выученными ролями, и изображайте что угодно: палаты Нерона, дворец Ивана Грозного, хоть Колонный зал Дома Союзов. Главное, что будут разыгрывать, какие речи говорить, остальное, дескать, подскажет ваше воображение.

Однако попробуйте доказать ребенку, что этот самый стул – трон римского императора, и на нем он сам. Это неважно, что в джинсах и футболке – теперь, мол, так принято. А ты представь себе его в тоге, помнишь, как в учебнике истории на картинке. И дорисуй по памяти венок на голове, арфу, а на пространстве вокруг мраморные плиты пола, поодаль дворцовый вход с портиком – по впечатлениям того же учебника или в лучшем случае исторического фильма…

Увы! Никакие актерские монологи и жесты не убедят мальчишек и девчонок, что они наблюдают кусочек «той жизни». Но поставь на сцене парочку колонн хоть из папье-маше, выпусти меж них того же актера в историческом костюме – и все: условность обретает реальные черты. Пусть тоже достаточно условные, но уже ощутимые зрительно. Для психологии восприятия юного существа это очень важно: рождается вера в то, что происходит, прошлое заново творится на твоих глазах. Именно через театр ребенок воспринимает и усваивает историю лучше всего.

Музейщикам эта истина давно открылась. Постоянно общаясь с покровительницей истории Клио, они заметили, что в музейных залах, а тем более, когда туда входят дети, она уже не хочет обходиться без помощи своих сестер. Ей требуются остальные музы: хозяйки пения, танца, инструментальной мелодии, актерской игры. Так что театр, сочетающий в себе все эти виды искусства, вполне закономерно пришел в музейное пространство как основная составляющая понятия «мусейон». И тем более, в такое, как наше – в среду археологического заповедника.

Театр живой истории


Представьте себе детей в нашем музее. Их окружают настоящие античные вещи: амфоры, светильники, расписные и лаковые чаши, стеклянные флаконы, разноцветные бусы, бронзовые фибулы и зеркала, железные мечи и наконечники стрел, зерна пшеницы двухтысячелетнего возраста… Декорация? Несомненно, даже несмотря на запертость большинства предметов в витринах. А дальше уже «супердекорация»: глиняная бочка-пифос во дворе, каменные зернотерки, рыболовные массивные грузила, антропоморфные надгробия на открытых площадках музейной усадьбы, и наконец – городище, главная экспозиция заповедника, лежащая под открытым небом. Реальная, либо крайне близкая к реальности обстановка минувших времен. Прежде всего именно эти факторы играют исключительную роль в познании. Постараюсь доказать, что утверждение мое не голословно.

В мае и сентябре 2005 года я провела опрос ста школьных групп из Ростова и Таганрога, приехавших на экскурсию в заповедник. Группы проходили только стандартные маршруты «музей-городище». Я отбирала для своего эксперимента наиболее невнимательные и неорганизованные из них, возраст учеников наиболее нестабильный поведенчески – 5-7 классы. Краткий смысл опроса: понравилась ли вам поездка в Танаис?

Ответы сводились в основном к нескольким родственным определениям: «здорово», «понравилось – интересно было», «очень понравилось» и даже «было так весело». При анализе, что и почему



понравилось, я выяснила основную причину радости школьников от знакомства с самым древним городом на Дону. Она, выражаясь взрослым языком, в синтезе осязаемой практически на ощупь истории и вольной природы, подлинных фрагментов древности, открытых и доступных, и сохраненного степного ландшафта, который уже на подъезде к заповеднику создает соответствующую атмосферу, настраивает группу на общение с далеким прошлым. В этом наше «природное» преимущество перед большинством других, даже самых высококатегориальных музеев.

Прямой контакт с Историей для ребенка своего рода машина времени: всего несколько шагов за порог музея – и ты уже там, в «той» жизни. Можешь пройти по мощеной улочке первых веков нашей эры, заглянуть в античный дворик и спуститься в подвал по тогдашней лестнице, посидеть на крепостной стене или забраться вглубь высоченной когда-то оборонительной башни, к самому ее основанию из огромных камней, подняться по широким ступеням, ведущим на входную городскую площадь, и сфотографироваться на фоне раскопа. Возвращаясь оттуда, пробежать по настоящей степной траве – целине, никогда не тронутой плугом, увидеть цветы – те же, что цвели здесь тысячелетия назад. Постоять на мосту через западный городской ров под стенами цитадели – точно такому же, как в древности, и услышать дыхание всех четырех главных ветров, шумящих над Танаисом. Увидеть оттуда и величественно возвышающийся вдали Царский курган, и простор донской дельты. А вернувшись на тенистую музейную усадьбу, обследовать все реконструкции древних сооружений: постоять у макета городских ворот с укреплениями, зайти в хижину земледельца, залезть на самый верх крепостной башни в натуральную величину, выйти за ворота в степь – на холм, где смоделировано половецкое святилище с двумя настоящими каменными статуями-«бабами.

То есть ребенок найдет здесь самые разнообразные точки приложения сил для, так сказать, эмпирического постижения истории: и что можно потрогать, и по чему пройти, и куда зайти, на что забраться. Постижение это гораздо глубже, чем познание просто через информацию «на слух»: здесь происходит эмоциональное восприятие наследия веков. Эффект прикосновения, эквивалентный эффекту присутствия – соучастия своего рода в той далекой древней жизни. И все-таки даже с этим первичным познавательным фактором она пока еще довольно молчалива для юного экскурсанта.

Но вдруг покажется на античной стене, пусть даже не актер, а кто-то такой же, как ты. Только наряженный в хитон и накидку-гиматий – не настоящий костюм, а просто куски ткани, сколотые и подпоясанные, хоть веревкой, или в кожаные штаны и колпак скифского образца, с мечом, пусть всего-то деревянным, или луком – согнутой веткой со связанными шпагатом концами… Вот и все – прошлое ожило, заговорило.

Так что в таком археологическом музее, как наш, вся работа с туристами, а тем более с основным их контингентом – детьми, просто напрашивается на театральное действо: ведь лучших декораций, чем конкретные следы эпох, не найти. И непростительно было бы не воспользоваться нам, музейщикам, этой щедростью Истории, сохранившей здесь столько подлинной своей фактуры.

Еще с 80-х годов, теперь уже прошлого века, когда я только пришла работать сюда, начала осуществляться давняя мечта тогдашних сотрудников – театр на раскопе. Открытые экспозиции, как уже сказано, готовая сцена к постановкам по античным мотивам, и поэтому в Танаисе просто не могли не появиться экспериментальные спектакли молодежных театральных трупп. Возможности заповедника для максимального оживления древней истории мы широко рекламировали: в молодежных студиях ростовских театров ДК «Ростсельмаш» и ДК строителей, в студенческом театре РГУ и других. И они откликнулись. Зрители увидели в Танаисе античные спектакли – по пьесам как известных, так и начинающих авторов. Самыми удачными были постановки по чисто танаисским сюжетам: «Афинянин» (версия гибели города в исполнении таганрогского народного театра при ДК «Красный котельщик»), «Рождение города» (название не требует расшифровки – работа студентов театрального отделения ростовского училища искусств). Конечно, для регулярной работы «театра на раскопе» не было условий. Тем не менее, эти редкие зрелища собирали порой аудиторию до 500 человек. И что особенно характерно – более половины из них были школьниками.

То же самое отмечалось на массовых театрализованных праздниках тех лет в Танаисе: дети всегда с удовольствием смотрели все действо до конца, даже во время Пушкинского дня поэзии, где программа строилась в расчете прежде всего на взрослых. И когда для какой-нибудь исторической сценки во время праздника требовались статисты, не было больших энтузиастов, чем детвора. Да если еще дают надеть какой-то атрибут костюма – это предел мечтаний! Они готовы часами работать на сценической площадке, забывая обо всем на свете.

Так, осваивая возможности театра на пространстве музея, мы довольно быстро выявили суть танаисской музейной педагогики. Прежде всего ее корень – в воспитании той самой «живой» историей, которая окружает здесь ребенка, лежит буквально у него под ногами. А заговорить в полный голос она может только с помощью театра. И именно такого, где ты – не только зритель, а в большинстве случаев играешь сам. Это доказывают не только ситуации с праздниками, но и вся наша практика работы с детьми последних десятилетий. И если в 80-х годах были лишь отдельные эпизоды такого рода, эксперименты, то с 90-х, особенно с середины их, театрализованная сторона в наших музейно-педагогических программах стала доминирующей.



По существу театр лежит в основе любой нашей детской программы-практикума. Даже уроки древних ремесел – самый старый танаисский практикум по историческому моделированию – без сомнения тоже театр своего рода. Дети, хоть на час, превращаются в мастеров – ткачей, гончаров, мукомолов. Ощутить себя хоть начинающим, но все же умельцем, открыть в себе, возможно, неведомые прежде способности и почувствовать таким путем родство с давно ушедшими в вечность создателями вещей, выставленных в музейных витринах, конечно, не так просто. Но именно в этом цель урока и смысл педагогической работы мастера-керамиста или научных сотрудников, обучающих школьников простейшим навыкам античных ремесленных технологий с помощью моделей и реконструкций древних станков, которые приближают учеников к подлинной обстановке мастерской того времени.

Постепенно из первого практикума выросли другие, уже по-настоящему театрализованные, где пригодился, например, тот же опыт работы с глиной. Здесь каждый участник получает определенную роль, а чтобы легче было войти в нее – какие-то атрибуты соответствующего костюма.

Возьмем урок «Путешествие в храм Монеты». Тема его – античные монеты, банки, принципы торговли и денежного обращения. Роли раздаются изначально: купцы из разных городов по всему Средиземноморскому бассейну, менялы-трапезиды (древние банкиры), агораномы и астиномы – контролеры порядка на рынках и соблюдения правил торговли, граждане Танаиса, выбирающие товар у торговцев, и даже сама богиня Юнона Монета (Юнона советница – в Риме, во дворе ее храма, чеканили металлические деньги государства и назвали их в ее честь).

Ребята знакомятся с образцами древних монет из небольшой специализированной выставки и получают от ведущего основную информацию по теме, каждый блок которой закрепляется сценкой, которую они сами разыгрывают. А затем – конкурс на лучшую монету класса или школы: все получают по комочку глины и делают из нее свою монету, по собственному вкусу, с собственной символикой.

На первых уроках костюмы были символическими, из простейших деталей: картонные цветные диадемы с надписями: трапезид, купец из Горгиппии и т.д., пояса с кошелями, куда вложены такие же картонные монеты, каждая с четкой прорисовкой подлинного античного изображения. Но даже эта элементарная атрибутика уже превращала занятие в увлекательную игру (а как мы знаем, игры детей и культовые ритуалы – первые, наиболее ранние театральные действа в истории культуры любого народа).

Позже монетами стали служить металлические круглые пластинки, их складывали в кошельки из обрезков настоящей кожи, с завязками, нашитыми бусинами. Появился набор несложных цветных нарядов в античном стиле из легкой ткани – плащи, хитоны, туники, отделанные броской расшивкой… Нужно видеть, с каким удовольствием школьники, облачившись в костюмы, изображают античный рынок, обмен денег, обряд в честь богини Монеты. Это уже углубленное «погружения в древность», когда ты не просто смотришь и слушаешь, но пытаешься прожить частичку «той» жизни. Подобным образом теперь мы проводим и практикум «Античная школа» – освоение древних письменных методик: на глиняных табличках, восковых досках и черепках обожженной керамики.

Сейчас готовим новый практикум «Как одевались предки» – на базе выставки «Исторический костюм античной эпохи». Здесь сама тема предполагает не только знакомство с костюмом, но и одевание участников, и достаточно сложную ролевую игру, требующую проявить как можно лучше, подробнее полученные только что знания и таким методом закрепить их.

Например, семья знатного танаисского горожанина собирается на праздник. Отец – магистрат (входит в городское правление), ему нужен соответствующий парадный костюм. Жена и юная дочь должны соответствовать своим нарядом положению мужа. Сын – лохаг, начальник одного из отрядов городской обороны, на празднике будет участвовать в воинских состязаниях и должен быть в полном боевом облачении. Хлопочут слуги, помогая одеваться хозяевам: что-то переделывают, подшивают, закрепляют отделку, чистят оружие, бегают по дому с водой, нитками, ножницами, гребнями, заколками, флаконами с ароматным маслом и проч. Служанка с набором фибул в руках незаметно для окружающих задерживается в уголке, украдкой примеряет застежку к своей тунике и смотрится в металлическое зеркальце. Варианты сюжетов, отдельных эпизодов могут быть различны. Тем более, что в разработках учитываются типы костюма у разных античных народов Подонья-Приазовья: греческий боспорский, скифский, сарматский, боспорский воинский с римскими деталями и др.

Определенный опыт работы с воинским костюмом и вооружением у заповедника уже есть. Примерно 10 лет у нас демонстрировалась выставка «Вооружение и доспех жителей Подонья-Приазовья в античную эпоху и средневековье», при которой существовал арбалетный тир. Очень популярны были у школьной аудитории «Уроки древнего военного дела» – практикумы на базе этой выставки. Возможность превратиться ненадолго в воина–скифа, боспорянина, римского легионера, генуэзского арбалетчика, охраняющего стены средневековой Таны (Азова), привлекала не только мальчишек. Девчонки тоже стремились почувствовать себя амазонками или сарматской царицей Амагой, ведущей в бой свое племя.

Сегодня мы этой экспозицией уже не располагаем. Задача новой выставки «Костюм…», формируемой с регулярным пополнением коллекции копий и моделей, намного шире прежней, имевшей возможности лишь для единственного исторического практикума. Да и с закрытием тира, для которого не стало условий в связи со строительными работами, «Урок древнего военного дела» превратился в обычную тематическую экскурсию с возможностью фото в доспехах.



Новая же экспозиционная площадь должна стать базовой для «Центра живой истории» АМЗ. И дело не только в высокой популярности выставок подобного типа у посетителей музея. Расширение рамок тематики – «Исторический костюм…», по сравнению с темой «Вооружение и доспех…», увеличивает и возможности применения такой экспозиции в музейно-педагогической практике. Ведь она рассказывает о различных вариантах одежды древних обитателей региона, а проблема костюма неотделима от украшений, от бытовых предметов и оружия, носящихся с одеждой постоянно, от косметических и прочих туалетных принадлежностей, без которых нельзя представить процесс подготовки человека к выходу из дома «в свет», а также от мест и вещей, в которых хранились необходимые детали убора в каждом доме, от различного домашнего инвентаря и оборудования, с помощью которого изготавливались разные элементы костюма. Дополняют тему предметы женского и мужского домашнего обихода – те, которые находились в постоянном обращении либо у одних, либо у других, в т.ч. ручное оружие и детали воинского облачения – подлинные экспонаты и реконструкции. Соответственно, и темы исторических практикумов здесь разнообразны. «Как одевались предки» – наиболее широкий по возможностям: сюда могут входить элементы других более специализированных уроков, которые сегодня находятся в разработке, таких, например, как «Искусство вестипликации» (одевания и украшения внешности – достаточно распространенная в древности профессия).

Один из возможных сюжетов такого урока: в богатом танаисском доме служанка-вестиплика (мастерица по искусству одевания) наряжает госпожу. Нужно суметь правильно подобрать ткань и тип наряда к соответствующей заданной ситуации (хитон, пеплос, стола, эксомис – виды одежды), правильно сколоть эту ткань застежками-фибулами, правильно расположить складки, подобрать украшения и необходимую к конкретному случаю косметику. Другой вариант – создание мужского парадного костюма.

Как подсказывает наш прежний опыт, для мальчишек, очевидно, наиболее приоритетными будут темы занятий, связанные с оружием: воинский доспех, вооружение и военное искусство древних и т.п. Прекрасным приложением к ним станет возрожденный арбалетный тир, что планируется по программе развития танаисского музейно-педагогического пространства и непосредственно Центра живой истории. Еще один возможный практикум рассчитан на девочек: «Женщина в античном доме – комната, убор, основные домашние дела». И конечно, модели разнообразных вещей античной эпохи, которыми школьники будут активно пользоваться, очень помогут им почувствовать себя настоящими древними танаитами во время любого такого урока, особенно в игровой, театрализованной его части.

Чаще всего все наши практикумы этого рода (за исключением стрельб из арбалета и работы на зернотерке во время Урока ремесел) проходят в закрытых помещениях. Но мы, конечно, помним, что главная декорация для «погружения в древность» – открытые экспозиции: раскопы, реконструкции монументальных античных сооружений.

Историческое моделирование на базе экспозиции под открытым небом – наиболее эффективный метод нашей музейной педагогики. Во-первых, в силу своей объемной наглядности. Ты сидишь или стоишь на «той самой» стене, проходишь по «той самой» улице с «той самой» вымосткой, по «такому же точно» мосту. На тебе «такая же точно» одежда. На «том самом» дворике ты пробуешь опустить в «тот самый» колодец «такую же точно» амфору, или размахиваешь возле «такой же точно» башни «таким же точно» мечом (конечно, безопасным), выпускаешь стрелу из «такого же точно» лука или арбалета…

Во-вторых, этот метод самый массовый по составу участников: пространство позволяет соединять вместе несколько групп. И в-третьих, на открытом воздухе и достаточно просторной территории возможна масштабность самого действа. Те же повседневные сценки античного быта, которые разыгрываются и в мастерской, можно поставить более широко. Например, процесс обмена товаров на рынке уже превращается в «Большой торговый день в Танаисе». Игровая площадка становится настоящей рыночной площадью-агорой. Здесь уже много «купцов» и «горожан-покупателей», стоят целые «торговые ряды», сюда «подвозят» товары поставщики, вереница «рабов» тащит объемный груз, наводит порядок «астином»… Можно громко торговаться, хвалить или ругать качество товара, заказывать доставку покупок на дом, общаться со знакомыми «гражданами», выясняя новости… Шум и гам стоит, как на настоящем рынке. И очень хорошо – ты попадаешь в прошлое через «временной коридор», который создал сам, и, что очень важно – не в прошлое вообще, а в то самое место, где когда-то действительно разворачивался подобный сюжет.

А если взять ситуацию посложнее, нежели торговый день? Чем неординарнее событие или момент древней жизни, который хочется смоделировать, тем больше простора для применения своих исторических знаний, способностей к фантазии, вымыслу на их основе и других творческих сил. Вместе с нами, музейщиками, и со своими учителями школьники обдумывают сюжет заранее, но не как запрограммированный, от которого нельзя отступать. В каждом процессе исторического моделирования должны присутствовать элементы импровизации – это необходимо и для полноценного раскрытия своих возможностей, и для более глубокого «погружения» ТУДА. Историю творили люди, тем более, что ее достояние – не только судьбоносные для государств и народов события, но и обычная повседневная жизнь. Вот и ты, юный человек, можешь теперь воссоздать любой ее момент, наиболее тебе близкий и понятный.



Поэтому мы обычно даем детям возможность самим выбирать сюжеты для своих театрализованных игр по темам практикумов или выставок, на базе которых проводилась теоретическая образовательная программа. Посмотрим, что они моделируют чаще всего. Обряды в честь античных богов со сценками из их легендарных биографий. Эпизоды из жизни героев древних мифов – Геракла, Ахилла, аргонавтов, амазонок… Охотно проводят «Выборы в древнем Танаисе» – по мотивам демократических традиций греческих полисов (тема, заранее изученная на нашей выставке «Народ постановил»)…
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О. В. Федорова История театр жизни. Спектакль на сцене впечатляет зрителя отстраненным от нашей повседневности изображением либо «дел давно минувших дней», либо той же повседневности, но в акцентах, которые ты обы iconПрограмма дисциплины "Исторический анализ структур повседневности"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
О. В. Федорова История театр жизни. Спектакль на сцене впечатляет зрителя отстраненным от нашей повседневности изображением либо «дел давно минувших дней», либо той же повседневности, но в акцентах, которые ты обы iconВеликий французский баснописец Жан Лафонтен назвал басни пространной,...
Е принципы морали либо практической целесообразности. Моральный урок либо содержится в самом повествовании, либо может быть прямо...
О. В. Федорова История театр жизни. Спектакль на сцене впечатляет зрителя отстраненным от нашей повседневности изображением либо «дел давно минувших дней», либо той же повседневности, но в акцентах, которые ты обы iconEs stand ein Sternlein am Himmel, Ein Sternlein guter Art; Das tät...
«ей»; sich jemandem entziehen — уклониться от кого-либо, избежать кого-либо; jemandem etwas entziehen — лишать кого-либо чего-либо,...
О. В. Федорова История театр жизни. Спектакль на сцене впечатляет зрителя отстраненным от нашей повседневности изображением либо «дел давно минувших дней», либо той же повседневности, но в акцентах, которые ты обы iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Культура повседневности России»
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности России Направление/ специальность — 031400. 62, культурология Форма...
О. В. Федорова История театр жизни. Спектакль на сцене впечатляет зрителя отстраненным от нашей повседневности изображением либо «дел давно минувших дней», либо той же повседневности, но в акцентах, которые ты обы iconКнига аристократов
Мы будем пользоваться источниками информации, данными, мыслями, шутками, которые либо общедоступны в сети, либо заложены когда-то...
О. В. Федорова История театр жизни. Спектакль на сцене впечатляет зрителя отстраненным от нашей повседневности изображением либо «дел давно минувших дней», либо той же повседневности, но в акцентах, которые ты обы iconРеферат на тему: «Программа профилактики и лечения табакокурения:...
Хниз. Причиной многих хниз или приводящих к ним состояний является нездоровый образ жизни либо неблагоприятная природная или социальная...
О. В. Федорова История театр жизни. Спектакль на сцене впечатляет зрителя отстраненным от нашей повседневности изображением либо «дел давно минувших дней», либо той же повседневности, но в акцентах, которые ты обы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Управление изображением и корректировка изображения производится с помощью маркера. Доска подключается к компьютеру либо с помощью...
О. В. Федорова История театр жизни. Спектакль на сцене впечатляет зрителя отстраненным от нашей повседневности изображением либо «дел давно минувших дней», либо той же повседневности, но в акцентах, которые ты обы iconИдолы же, которыми одержим дух, бывают либо приобретенными, либо...
Остается только одно: указать их, отметить и изобличить эту враждебную уму силу, чтобы не произошло так, что от уничтожения старых...
О. В. Федорова История театр жизни. Спектакль на сцене впечатляет зрителя отстраненным от нашей повседневности изображением либо «дел давно минувших дней», либо той же повседневности, но в акцентах, которые ты обы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Прежде, чем что-то учить, надо определиться с теми источниками, которые Вы используете. Обычно информации либо слишком много, либо...
О. В. Федорова История театр жизни. Спектакль на сцене впечатляет зрителя отстраненным от нашей повседневности изображением либо «дел давно минувших дней», либо той же повседневности, но в акцентах, которые ты обы iconПрограмма научно-исследовательского семинара История советской повседневности...
Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал...
О. В. Федорова История театр жизни. Спектакль на сцене впечатляет зрителя отстраненным от нашей повседневности изображением либо «дел давно минувших дней», либо той же повседневности, но в акцентах, которые ты обы iconWord практическая работа 4
Отменить позволяет отменить последнюю выполненную команду. Для отмены нескольких операций следует либо нажимать на кнопку несколько...
О. В. Федорова История театр жизни. Спектакль на сцене впечатляет зрителя отстраненным от нашей повседневности изображением либо «дел давно минувших дней», либо той же повседневности, но в акцентах, которые ты обы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учащиеся выбирают карточки с любимыми предметами, которые расположены на стене, на оборотной стороне карточек аббревиатуры: либо...
О. В. Федорова История театр жизни. Спектакль на сцене впечатляет зрителя отстраненным от нашей повседневности изображением либо «дел давно минувших дней», либо той же повседневности, но в акцентах, которые ты обы iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности Японии»

О. В. Федорова История театр жизни. Спектакль на сцене впечатляет зрителя отстраненным от нашей повседневности изображением либо «дел давно минувших дней», либо той же повседневности, но в акцентах, которые ты обы iconИгра в бридж Комедия в 3 актах Санкт-Петербург
В углу четыре пюпитра. Вера (приятная, следящая за собой женщина) суетливо прибирает квартиру, бегая из комнаты в кухню. Она либо...
О. В. Федорова История театр жизни. Спектакль на сцене впечатляет зрителя отстраненным от нашей повседневности изображением либо «дел давно минувших дней», либо той же повседневности, но в акцентах, которые ты обы icon«Культура повседневности»
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2012. 35 с
О. В. Федорова История театр жизни. Спектакль на сцене впечатляет зрителя отстраненным от нашей повседневности изображением либо «дел давно минувших дней», либо той же повседневности, но в акцентах, которые ты обы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ведущий 1: Добрый вечер дорогие друзья! Спасибо, что вы не забываете свою школу и пришли сюда, чтобы вновь встретиться со своими...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск