Программа дисциплины "Исторический анализ структур повседневности"





Скачать 436.51 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины "Исторический анализ структур повседневности"
страница1/3
Дата публикации13.02.2015
Размер436.51 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины
  1   2   3



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины "Исторический анализ структур повседневности" для направления 030600.62 «История» подготовки магистра




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»


Факультет истории

Программа дисциплины «Исторический анализ структур повседневности»

для направления 030600.62 «История» подготовки магистра
Автор программы:
Елена Борисовна Смилянская, д-р исторических наук, профессор

Одобрена на заседании кафедры истории идей и методологии исторической науки

«__»____________2012 г.

Зав. кафедрой И.Н.Данилевский
Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2013 г.

Председатель Е.Б.Смилянская
Утверждена УС факультета истории «__»____________2013 г.

Ученый секретарь О.С. Воскобойников


Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.



  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по программе магистратуры «Социальная история Запада и России» и изучающих дисциплину «Исторический анализ структур повседневности».

Программа разработана в соответствии

  • со стандартом НИУ ВШЭ;

  • с образовательной программой 030600.62 «История», обучающихся по программе магистратуры «Социальная история Запада и России» и изучающих дисциплину «Исторический анализ структур повседневности».

  • с рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 «История», обучающихся по программе магистратуры «Социальная история Запада и России», утвержденным в 2011 г.




  1. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Исторический анализ структур повседневности» являются:

  • Формирование у студентов общих представлений о предмете, задачах, методе, а также месте истории структур повседневной жизни в общей системе социально-гуманитарных наук.

  • Знакомство студентов с основными направлениями междисциплинарного изучения повседневных религиозных практик, поведенческих стереотипов и материальной культуры социумов в их историческом развитии.

  • Формирование у студентов представлений о потенциальных возможностях сравнительно-исторического метода при изучении истории повседневной жизни.

  • Овладение студентами приемами изучения структур повседневности в исследованиях при решении задач изучения социальной истории Запада и России.



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в ходе освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Исторический анализ структур повседневности» студент магистратуры должен

    • Знать основную проблематику работ историков, социологов, этнологов по истории повседневной жизни европейских социумов и России, средневековья, раннего нового и нового времени

    • Освоить методологию междисциплинарного изучения структур повседневности и уметь применить ее в самостоятельной научно-исследовательской работе

    • Иметь первичные навыки использования сравнительно-исторического метода, историко-антропологических подходов, методов истории идей и понятий при работе с источниками по истории повседневности

    • Уметь использовать данные истории повседневности при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по социальной истории.


Студен магистратуры в ходе изучения дисциплины «Исторический анализ структур повседневности» осваивает следующие компетенции:

  1. Системные компетенции магистра

СК-М2 Способен предлагать концепции*, модели, изобретать и апробировать способы и инструменты профессиональной деятельности при подготовке работ по социальной истории

СК-М4 Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры

СК-М6 Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости вести поиск дополнительных источников в архивах

СК-М3 Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного профиля своей деятельности

СК-М7 Способен организовать многостороннюю (в том числе межкультурную) коммуникацию и управлять ею

СК-М1 Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности в рамках исторического анализа

СК-М8 Способен вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую деятельность в международной среде


2. Профессиональные компетенции магистра.

2.1. Социально-личностные компетенции магистра (СЛК)

СЛК –М1 Способен задавать, транслировать правовые и этические нормы в профессиональной и социальной деятельности

СЛК –М2 Способен использовать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной и социальной деятельности

СЛК –М3. (И) Способен определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности. Способен понимать существо исторических процессов и явлений; роль человека в историческом процессе, особенности социальной, политической и экономической организации общества и развития культуры в различные исторические эпохи

СЛК –М4 Способен к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия

СЛК –М6. (И). Способен разрешать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы. способность понимать, критически анализировать и использовать историческую информацию

СЛК –М7 Способен строить профессиональную деятельность, бизнес и делать выбор, руководствуясь принципами социальной ответственности

СЛК –М8 (И) Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью. Способен работать с информацией из различных типов и видов источников


2.2.Инструментальные компетенции магистра (ИК)

Формулировка компетенции в стандарте

Код по единому классификатору

Способен участвовать в проектной и научно-исследовательской деятельности

ИК-М 1.1.ПД; 1.1.НИД

Способен организовать самостоятельную профессиональную деятельность на основе правовых и профессиональных норм и обязанностей

ИК- М1.2.ПД_6.1

Способен вести письменную и устную коммуникацию на иностранном языке на уровне, достаточном для решения профессиональных и научных задач

ИК –М 2.1_2.2

Способен вести письменную и устную коммуникацию на русском (государственном) языке в рамках профессионального и научного общения

ИК-М2.1_2.2._2.4.1

Способен создавать и редактировать исторические тексты для задач профессиональной и научной деятельности

ИК –М2.2/3.1/2_3.1 (И)

история

Способен анализировать исторические тексты, документы для задач профессиональной и научной деятельности

ИК –М2.1/3_3.1(И)


    Способен грамотно и аргументировано публично представлять результаты своей деятельности (научной, профессиональной и др.), свои идеи, точку зрения.

ИК-М2.5.2_3.1_3.2

    Способен грамотно и аргументировано публично представлять результаты своей деятельности (научной, профессиональной и др.), используя современные средства ИКТ.

ИК-М2.5.2_3.1_3.2_4.2

    Способен описывать проблемы и ситуации истории для решения проблем на стыке наук, в смежных профессиональных областях

ИК-М 5.3(И)

история


Таким образом, в освоение дисциплины способствует прежде всего:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости вести поиск дополнительных источников в архивах


СК-М6

демонстрирует способность ориентироваться в смысле изучаемого источника или разбираемого научного исследования

Лекции и семинары, устный анализ источника, реферат, устный зачет

Способен определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности. Способен понимать существо исторических процессов и явлений; роль человека в историческом процессе, особенности социальной, политической и экономической организации общества и развития культуры в различные исторические эпохи

СЛК –М3. (И)

демонстрирует способность в равной степени успешно работать с источниками разных эпох и разных жанров, анализировать различные методологии исторического исследования

Лекции и семинары, доклад, устный зачет

Способен грамотно и аргументировано публично представлять результаты своей деятельности (научной, профессиональной и др.), свои идеи, точку зрения.

ИК-М2.5.2_3.1_3.2

не допускает ошибок в интерпретации исторической информации, аргументировано проводить исторические сопоставления на материалах различных культур

Семинары, коллоквиум, доклад

    Способен описывать проблемы и ситуации истории для решения проблем на стыке наук, в смежных профессиональных областях

ИК-М 5.3(И)

история

способен самостоятельно находить необходимую для анализа источника информацию и ориентироваться в методологии смежных наук

Доклад, выступления на семинарах

Способен разрешать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы. способность понимать, критически анализировать и использовать историческую информацию

СЛК –М6. (И).

Применяет информацию , почерпнутую при изучении курса в самостоятельной исследовательской работе над курсовой и магистерской диссертацией

Семинары, устный зачет, доклад, магистерская диссертация

Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности в рамках исторического анализа


СК-М1

демонстрирует знание и понимание новых направлений исторической науки в дискуссиях на семинарах

Семинары, дискуссия по докладу, устный зачет




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится блоку дисциплин вариативной части первого года обучения в магистратуре по направлению «Социальная история Запада и России» и тесно связана с дисциплинами как базовой части («Методология и методы исследования в социальной истории», «Социальная история Запада и России: социальные структуры и социальные отношения»), так и вариативной части («Практики и символы в социальных иерархиях», «Локальная социальная история», «Историческая этнология», «История семейных структур» и др.).
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знание отечественной и всемирной истории на уровне вузовской программы специалитета или бакалавриата;

  • знание теории истории, владение основами исторического анализа и источниковедческой критики;

  • понимание терминов и категорий исторической науки;

  • умение работать с компьютером, ориентироваться в Интернет-ресурсах и владеть инструментарием библиографии.


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех других профессиональных и специальных дисциплин магистерской программы.

  1. Тематический план учебной дисциплины «Исторический анализ структур повседневности» (18 часов лекции, 36 часов семинары, 126 самостоятельная работа; первый год обучения в магистратуре, 3-4 модули))





Название раздела

Кафедра, за которой закреплен раздел


Всего часов

Лекции, семинары, практикум

Самостоя-тельная работа

1

Проблемы реконструкции исторического «бытия человека» в рамках междисциплинарных исследований. Дискуссии о предмете и объекте истории повседневностей

Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

12

2л+2с

8

2

Изучение этнических и религиозно-конфессиональных особенностей повседневной жизни социума

Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

18

2 л.+4 с.

12

3.

Методы изучения трудовых традиций социума, форм труда и трудовых отношений в аграрной и городской сферах


Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

20

2 л. + 4 с.

14

4

Проблематика исследований пищевого потребления и пищевого этикета. Семиотика и антропология трапезы

Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

18

2 л. + 4 с.

12

5

Новые подходы в изучении дома и среды обитания микросоциума. Пространство частной жизни индивида и его трансформация в истории


Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

40

2 л. + 8 с.

30

6

Одежда как этнический и социальный маркер. Исследование платья и моды в контексте социальной истории


Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

22

2 л. + 4 с.

16

7.

Современная проблематика исследования телесных репрезентаций, гигиенических процедур и обыденных медицинских практик

Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

20

2 л. + 2 с.

16

8.

Основные направления изучения практик соседского общения и разрешения конфликтов


Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

16

2 л. + 4 с.

10

9.

Источники и методология изучения «чужой» повседневности и вопросов освоения инокультурной среды.


Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

14

2 л. + 4 с.

8





Итого:





180


18 л.+36 с.


126



  1. Формы контроля знаний студентов.




Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры

3

4







Текущий

(неделя)

Оппонирование доклада













Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

В течение 3-4 модулей на семинарских занятиях, в устной/письменной формах; время на подготовку 2 час.



















Доклад













Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

Доклад по предложенной тематике, 3-4 тыс. слов, на соответствующем по теме семинарском занятии; время на внеауд. подготовку 24 час.

Реферат/рецензия




8







Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

Письменная работа, содержащая развернутую рецензию на серию статей (монографию) из списка обязательной литературы. Объем 2-3 тыс. слов; время на внеауд. подготовку: 10 час.

Коллоквиум

7










Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

В устной форме, повторение вопросов, поставленных на семинарах в 3 модуле; время на внеаудиторную подготовку 3 час.

Домашнее задание

Х

Х







Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

Подготовка ответов на вопросы семинарских занятий, итоговое время на внеаудиторную подготовку в 3, 4 модуле: 80 час.

Промежу­точный

Коллоквиум

Х










Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

Устная форма ответов на вопросы по материалам лекций и семинаров, время на внеаудиторную подготовку 2 час.

Итоговый

Зачет




Х







Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

Устное собеседование по контрольным вопросам, время на внеудиторную подготовку 5 час.; аудиторная подготовка 45 мин.



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины \"Исторический анализ структур повседневности\" iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Культура повседневности России»
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности России Направление/ специальность — 031400. 62, культурология Форма...
Программа дисциплины \"Исторический анализ структур повседневности\" iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности Японии»

Программа дисциплины \"Исторический анализ структур повседневности\" iconО. В. Федорова История театр жизни. Спектакль на сцене впечатляет...
И порой трудно отвлечься, вернуться назад – в свой день. Таково воздействие истории, даже не воплощенной в зримые образы сцены…
Программа дисциплины \"Исторический анализ структур повседневности\" icon1 Распределение обязанностей между членами администрации. Раздел...
Анализ работы структур психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного процесса
Программа дисциплины \"Исторический анализ структур повседневности\" iconМетодические рекомендации к самоанализу урока с позиций системно деятельностного подхода
Основой любого анализа урока может служить структурный анализ. Структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих...
Программа дисциплины \"Исторический анализ структур повседневности\" iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Программа дисциплины \"Исторический анализ структур повседневности\" icon141980, Московская область, Дубна, ул. Жолио Кюри,6
Основы технологии связывания (сращивания) протонированных пластин кремния с гидрофильными подложками при получении структур кремний...
Программа дисциплины \"Исторический анализ структур повседневности\" iconАнализ воспитательной работы
Создание и поддержание условий для формирования личностных структур, обеспечивающих высокий уровень развития личностного потенциала...
Программа дисциплины \"Исторический анализ структур повседневности\" iconПятая всероссийская конференция с международным участием «новые информационные...
Цель конференции: обмен результатами исследований в области новых информационных технологий в исследовании сложных структур
Программа дисциплины \"Исторический анализ структур повседневности\" iconРабочая учебная программа дисциплины Организационно методический раздел Цели и задачи дисциплины
Изучение основных структур математического анализа и их приложений. Формирование навыков применения аппарата анализа в математическом...
Программа дисциплины \"Исторический анализ структур повседневности\" iconПрограмма дисциплины «Оборудование для получения тонкопленочных структур»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 11....
Программа дисциплины \"Исторический анализ структур повседневности\" iconСравнительный и исторический анализ методического прогресса в аллергологии:...
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Государственный научный центр Институт иммунологии» Федерального...
Программа дисциплины \"Исторический анализ структур повседневности\" iconПрограмма дисциплины «Оборудование для получения тонкопленочных структур»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 210100....
Программа дисциплины \"Исторический анализ структур повседневности\" icon«особенности формирования солянокупольных структур в прикаспийской впадине»
Ю. А. Воложа (1990) приурочена к зоне развития «глетчерообразных» соляно-купольных структур. При изучении особенностей строения площади...
Программа дисциплины \"Исторический анализ структур повседневности\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эмпирический и теоретический методы познания. Общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, логический...
Программа дисциплины \"Исторический анализ структур повседневности\" iconПояснительная записка раздел 1 Социокультурный анализ общеобразовательного...
Содержание образования и способы организации образовательного процесса на переходном этапе в 5-6 классе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск