История Древнего мира 5 класс
Тема: Олимпийские игры в древности.
Цели урока:
Образовательные :сформировать у учащихся представления об древних Олимпийских играх, о том, откуда они появились и как проходили;
Развивающие:
дальнейшее формирование умений работы с исторической картой;
развитие умения работать с различными историческими источниками – текстовыми, изобразительными, вещественными;
продолжить формирование речевых умений таких, как умений давать ответы на поставленные вопросы, обосновывать свою позицию, делать обобщения и выводы, формулировать эмоционально-оценочные суждения.
Воспитательные:
путем организации групповой работы, создать благоприятную атмосферу для привития учащимся навыков сотрудничества между собой;
на материале видео фрагмента, вызвать у учащихся эмоциональный отклик, на жестокие правила состязаний на древних Олимпийских играх и подчеркнуть тот факт, что современные состязания являются более гуманными.
Ожидаемые результаты:
В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции;
- объяснить значение Олимпийских игр в жизни древних греков;
- назвать виды спорта;
- выразить собственное отношение к современным Олимпийским играм и любимым видам спорта.
Учебное оборудование:
карта «Древняя Греция» (на слайде)
мультимедийный проектор,
учебник,
тетрадь.
№№
| Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
|
|
|
|
| 1
| Актуализация знаний
| Сегодня мы с вами совершим очередную экскурсию в прошлое. И чтобы не сбиться с пути мы обратимся к карте (слайд) и самостоятельном нанесем на наши контурные карты основные географические объекты .
Проверьте правильность выполнения задания друг у друга (в парах)
Приглашаю ученика в карте на слайде
Где жили древние греки?
Какие моря омывают берега Балканского полуострова?
Какие города – полиса вы знаете?
Назовите основные занятия древних греков?
Какие ошибки были сделаны ?
А сейчас мы перенесемся в мир мифов и легенд Древней Греции.
слайд
Кто из героев мифов мог бы сказать о себе такие слова?
| Самостоятельно работают с атласом и контурной картой , наносят географические объекты.
Работают в парах,
Ученик показывает на карте (слайд) Балканский полуостров
(Все отмечают в контурной карте атласа «История Древнего мира )
Др. греки занимались земледелием (разводили оливки, выращивали виноград, ловили рыбу)
Изучают информацию на слайде. Дают ответы Прометей, Геракл, Тесей
| 2
3
| Определение темы урока
Целеполагание
| Об истории Древней Греции снято много фильмов , написано книг.
Посмотрев короткий видеосюжет
, определите тему урока (3.19-4.00)
Ребята, что вы уже известно об олимпийских играх?
Что хотели бы узнать об Олимпийских играх?
Вывешиваю на доску.
| Внимательно смотрят видеофрагмент или слайд определяют тему урока
«Олимпийские игры»
Проходили в Олимпии, посвящены богам, спортивные состязания.
Когда прошли первые олимпийские игры, какие виды спорта были на первых олимпийских играх, какие традиции олимпийских игр. Современные олимпийские игры
| 4
| Изучение нового материала
| Одной из задач урока определение даты первых Олимпийских игр. Для этого воспользуемся лентой времени. А чтобы узнать о дате первых олимпийских играх обратимся к учебнику
Учебник с.150
Когда были первые Олимпийские игры ?
Слайд с картой
Первые олимпийские игры прошли в Олимпии и посвящены Зевсу .
Зевс – Какую роль играл Зевс в истории Древней Греции?
Ребята, у нас в классе находится архивариус , который внимательно изучил документы и нашел ответ на один из вопросов нашего урока
Чтобы стать атлетом надо много тренироваться. Предлагаю вам небольшую тренировку.
физминутка
Организация групповой работы
Ребята , а давайте и мы отправимся на олимпийские игры, представим себя атлетами , объединимся в команды и исследуем «Пять незабываемых дней».
Мы только учимся слаженной работе в командах.
Возьмите задания, выполните их в заданном порядке, составьте отчет, подготовьте выступления .
Команда «Бегуны»
Изучают стр. 151 учебника
Составляют опорный конспект
команда «Прыгунов в длину»
Исследуют учебник стр.151
Составляют опорный конспект
команда «Метатели копья и диска»
Исследуют Стр.151
учебника
Составляют опорный конспект
Команда «Борцы»
Исследуют стр. 151-152
Составляют опорный конспект
Команда «Возничих колесниц»
Исследуют стр.152-153
Составляют опорный конспект
Давайте сделаем вывод , почему греки называли эти дни незабываемыми?
| Наносят дату 776 год до н.э
Первые Олимпийские игры прошли в 776 году до н.э. в городе Олимпии
Архивариус выступает с рассказом , Объясняет что такое архив
.
Я долго работал в архиве – место где хранятся документы об истории народов. Я узнал о том, что
– На Олимпийских играх в состязаниях могли участвовать все свободные греки. И только женщинам вход запрещался под страхом смертной казни.
- За год до начала игр все участники обязаны были приступить к тренировкам в своём родном городе, а за месяц до открытия игр атлеты. прибывали в Олимпию, где продолжали тренироваться ,
- – Атлет – это участник состязаний, человек крепкого телосложения.
- Соревнования проходили на стадионе . Места зрители занимали с ночи . Какой-то старик опоздал и никак не мог найти место. Никто не замечал этого, только одни спартанцы
Дружно встали , чтобы освободить место пожилому. Старик же произнес «Все эллины знают правила приличия, но е следуют им только спартанцы»
Свою работу я представил в виде схемы - конспекта
Выступление групп, вывешивание опорного конспекта на доску
|
|
| Итак, день 5-й - заключительный день игр. Перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. Глашатай объявлял имя атлета и его родной город. Победителю на голову возлагали венок из ветвей оливы. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!». Победителей в различных видах соревнований называли олимпиониками. Слава о них пережила века.
Самым прославленным среди борцов был Милон. Чем же он прославился?
Повсюду в Греции рассказывают о подвигах Полидама. Чем же он прославился
Одним из знаменитых бегунов и кулачных бойцов был Феаген. Чем же он прославился?
|
Еще подростком он ежедневно поднимал теленка и носил его на своих плечах. Со временем теленок превратился в быка, а Милон в первого силача Эллады. 6 раз подряд он становился первым победителем Олимпийских игр. Был случай, когда все отказались с ним состязаться и ему присудили победу без борьбы. Но когда Милон отправился к судьям за оливковым венком, он поскользнулся и упал. Зрители хохотали, требуя лишить олимпийской награды того, кто падает на ровном месте. «Да, я упал, но лишь один раз, - гордо заявил Милон.- Кто из вас бросит меня на землю еще 2 раза и станет победителем? » Желающих принять вызов не нашлось.)
( Этот атлет одной рукой удерживал за колесо колесницу, запряженную четверкой лошадей.Однажды, гуляя по склонам горы Олимп, он встретил свирепого льва, и подобно Гераклу, задушил его).
Ученик- (В детстве он был не по годам силен. Возвращаясь из школы, он унес с рыночной площади понравившуюся ему бронзовую статую. Мальчика наказали, заставив отнести тяжеленную статую на прежнее место, а молва об этом поступке распространилась по всей Греции). Знаменитые атлеты жили долго - ведь они отличались крепким здоровьем. Некоторые из них участвовали в соревнованиях 8, а то и 10 олимпийских игр. А когда олимпионик возвращался домой, все жители города выходили встречать его.
|
|
| Мини исследование «Олимпийские игры современности»
|
| 5
| Закрепление
| 1. Первые Олимпийские игры были в 750-й году до нашей эры.
2. Олимпийские игры греки посвящают богине Гере .
3. С наступлением ранней весны, где-то в марте, у подножия горы Олимп начинаются Олимпийские игры.
4. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.
5. Купив билет в первом ряду на ипподроме, можно было наблюдать соревнования атлетов в пятиборье.
6. Так как в этот день было холодно, атлеты были в белых шерстяных одеждах, облегающих тело и не стесняющих движений.
7. Впервые на соревнования в Олимпии победителем в боксе оказался молодой перс, который превзошел в мастерстве остальных юношей.
8. Победителю в беге досталась главная награда – венок из золотых листьев.
9. На всю жизнь я запомнил те незабываемые десять дней, в течение которых продолжались Олимпийские игры
|
| 6
| Рефлексия
| Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Меня воодушевило...
|
| 7
| Домашнее задание
| п 33, пересказ;
творческое задание по выбору:
- придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя
|
|
|