Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве





НазваниеДве-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве
страница1/6
Дата публикации13.08.2014
Размер0.68 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6

Введение

 

Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве,

собственным усилием (а если хотите, так и страданием),

проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…

Ф.М. Достоевский.

 

Современное состояние изучения истории в общеобразовательных школах находится на недостаточном уровне. Причин такого положения несколько:

1. Слабое методическое управление учебным процессом.

2. Стремление части историков вернуться к старым методам обучения, когда весь процесс обучения проходил по одному учебнику и был подкреплен общими методическими разработками.

3. Большое количество учебников разнопланового характера по истории, в которых отсутствует упорядоченная система и региональная специализация.

4. Отсутствие связей между изучаемыми событиями и реальностью.

Исходя из вышесказанного, в историческом образовании сегодня как никогда нужны единые тематические рекомендации, общие методы, знание и владение которыми позволило бы учителям творчески применять их на любом занятии. Практико-ориентированная технология обучения позволяет связать воедино весь учебный процесс: от первого слова учителя до последнего слова ученика на экзамене, но не через бездумное заучивание дат, событий и имен, а через призму обычной жизненной логики, через собственные эмоции.

Перед современной школой ставится множество задач, среди которых, на мой взгляд, не менее чем получение знаний, умений и навыков имеет значение развитие мышления учащихся, их творческих способностей, а значит, правильно организованное обучение должно быть максимально приближено к современной жизни, к сегодняшним реалиям или должно иметь под собой основу для будущего. Цель моей работы: доказать эффективность применения практико-ориентированной технологии на уроках истории и не только на них, предложить собственные идеи по его распространению.

Задачи:

1. Осветить теоретическую базу практико-ориентированной технологии на примере вероятных форм, в том числе проблемного метода обучения: цели, задачи, структуру урока.

2. Исследовать способы применения данной технологии на уроках социально-гуманитарного цикла.

3. Изучить виды проблемных ситуаций, возможности учителя в организации проблемных ситуаций.

4. Рассмотреть примеры применения данного вида уроков из собственного опыта.

Применение практико-ориентированной технологии способствует лучшему усвоению исторического материала, систематизации умений анализа и синтеза фактологической информации, запоминанию большого количества дат и имен посредством схем и алгоритмов, через сопереживание, ассоциативный ряд, сжатию учебников до возможного минимума. Такая творческая практическая работа по созданию собственного варианта учебного материала позволяет учащимся не просто запомнить, но в нужном случае разработать оригинальный материал через призму жизненного опыта, логики, представление. Эти умения позволяют лучше подготовиться как минимум к сдаче Единого Государственного Экзамена, как максимум применить полученные знания в будущей учебе, карьере и просто в жизни.

Развитие продуктивных, развивающих технологий в образовании является на сегодняшний день актуальной задачей. В настоящее время в постоянно растущем информационном пространстве образование должно ориентироваться не на увеличение объема информации, передаваемого подрастающему поколению, а на развитие навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности, овладение техникой работы с информацией, что, в конечном счете, выражается в состоянии интеллектуального здоровья личности.

 

1. Практико-ориентированная технология (теоретические основы).

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» гласит: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Сегодня существует два похода в определении целей исторического образования:

I подход(традиционный)




II подход(современный)

Цель- знать «факты, факты и, прежде всего, факты» (под фактами в данном случае понимаются события, процессы, персоналии и т.д.).

В данном случае школьная история выступает как некая сверхзадача, как самоцель образования, как область научного (разумеется - в идеале) знания, компонент содержания образования- то, что учащиеся «должны выучить», а учитель должен дать (научить школьников).

 Такой поход подразумевает традиционную форму выпускного (вступительного) экзамена, направленного на выявление уровня знаний; и соответствующую традицию подготовки контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена (имеется в виду первая часть материалов ЕГЭ




История изучается для того, чтобы помочь молодому человеку понять себя, свои корни, интегрироваться в гражданское, культурное (поликультурное) и конфессиональное сообщество, научиться понимать язык культуры.

В этом случае школьная история выступает как средство (инструмент) ценностного развития, фактор нравственного становления личности молодого человека. Разумеется, цели и задачи истории как учебного предмета и конкретно учебного курса в данном случае гораздо шире.

Традиционная форма выпускного (вступительного) экзамена в данном случае исключена (соответствуют лишь некоторые задания ЕГЭ второй и третьей части).

Современные педагогические технологии в преподавании истории представлены в обширных исследованиях ряда авторов.

В учебнике "Теория и методика преподавания истории", под редакцией Вяземского Е.Е., Стреловой О.Ю. представлен мировой опыт преподавания и исследования истории в школе. Особенное внимание обращено на актуальные трудности исторического образования, его цели, структуру и содержание. Предметом специального рассмотрения в учебнике является развитие познавательных возможностей учащихся в обучении истории, анализ приемов и форм организации учебного процесса.

В пособии Степанищева А.Т. «Методика преподавания и исследования истории» содержатся концептуальные составляющие обучения истории, теоретические организационные и методические базы учебных занятий, общие и видовые способы преподавания и исследования истории. В работе представлены приемы и возможности применения исторических источников, методика проведения практикумов лабораторных работ, организации проблемно-дискуссионных уроков. В помощь учителям представлен оригинальный материал, посвященный парадоксам и феноменам русской истории, спорные вопросы в истории России и т.д.

В современном образовательном процессе развитие исследовательской деятельности учащихся просто необходимо, так как это позволяет сформировать гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, к самоанализу, саморазвитию и самокоррекции, умеющую применять свои знания на практике. Постоянная постановка перед ребенком исследовательских задач приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.

Актуальность темы состоит в том, что практико-ориентированные технологии оказывают решающее влияние на все процессы обучения: от предоставления учащимся знаний, умений и навыков до контроля их усвоения, при этом обеспечиваются такие важнейшие характеристики обучения, как качество, избирательность материала, учет индивидуальности, постоянный контроль и самоконтроль усвояемости материала, высокий эффект использования преподавательских ресурсов.

К сожалению, современное обучение затеоретизировано, а использование практико-ориентированных технологий позволяет в максимальной мере моделировать фрагменты будущей профессиональной деятельности. Использование практико-ориентированных технологий нацелено на формирование медиа- и информационно-технологической компетентности, что является наиболее значимым, поскольку информация формирует материальную сферу жизнедеятельности человека, определяет его социокультурную жизнь, служит основным средством реализации межличностных отношений и проявления профессиональных качеств квалифицированных специалистов, в частности филологов.

Педагогическая технология в широком смысле трактуется как систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Одно из наиболее удачных определений педагогической технологии предложил В. Беспалько, раскрыв глубинный смысл технологии в педагогике:

– с помощью педагогической технологии происходит предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса;

– педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного, процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самого учащегося;

– в педагогической технологии целенаправленное образование – центральная проблема, рассматриваемая в двух аспектах: первый – диагностическое целеобразование и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала, второй — развитие личности в целом;

– принцип целостности – разработка и практическая реализация педагогической технологии.

Практико-ориентированная технология – это такая организация учебного занятия, которая предполагает активную самостоятельную деятельность учащихся с документами, картами, рабочими листами, историческими источниками, в результате чего происходит практическое и творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Практико-ориентированная технология построена на трех китах – мышление, переживание, воля. Она может быть реализована только на основе системного подхода. Основными структурными компонентами технологии являются:

1. Постановка целей и задач обучения, воспитания и развития учащихся.

2. Самостоятельная работа учащихся с опорными конспектами.

3. Консультационно-коррекционная деятельность педагога.

4. Самостоятельная работа учащихся по закреплению учебного материала.

5. Информационно-контролирующая деятельность педагога. Активизируя деятельность подсознания учащихся, педагог раскрывает их внутренний потенциал, развивает у них способности к овладению учебной дисциплиной.

6. Паритетность или взаимодействие педагога и учеников по закреплению теоретических знаний на практике (решение задач, выполнение практических и лабораторных работ).

7. Самостоятельная работа учащихся по изучению пройденного учебного материала.

Общее направление практико-ориентированной технологии, его цели, содержание, методы определяют следующие принципы:

1. Системности и последовательности. Этот принцип основывается на том, что человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда воспринимаемая информация представляет систему взаимосвязанных понятий. Если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития личности замедляется. Она утрачивает способность к логическому мышлению и испытывает затруднения в своей мыслительной деятельности.

2. Самостоятельности. Учащиеся приучаются к самостоятельной работе с учебным материалом, затрагивает внутренние механизмы развития и саморазвития личности.

3. Активности. Данный принцип подразумевает взаимосвязь педагогического руководства с активной, творческой деятельностью учеников. Активность теснейшим образом связана с самостоятельностью мысли и действий, играет большую роль в принятии решений, в умении отстаивать свои взгляды, в развитии творческих способностей.

4. Целостности. Этот принцип основан на том, что восприятие как психический процесс характеризуется константностью, предметностью и целостностью. Целостность позволяет увидеть объект не только как совокупность его элементов, но и как структуру с пространственными взаимосвязями элементов. Целостное представление учебного материала способствует тому, что ученики активно включаются в процесс познания и учения.

5. Оптимальности. Модуль вбирает в себя оптимальный объем учебной информации, достаточный для самостоятельного изучения учебного материала. Оптимальность учебной информации напрямую связана с экономичностью, гибкостью, динамичностью и успешностью обучения.

6. Модульности. Учебный материал конструируется так, чтобы он обеспечивал достижение каждым учеником поставленной дидактической цели. Опора на первичные знания позволяет формировать у учеников готовность к осознанному восприятию поступающей информации.

7. Многократности повторения. Эффективность учебной деятельности зависит от многократности повторения учебной информации. Это обусловлено тем, что в коре головного мозга идет формирование ассоциаций. Они дают импульс к развитию умений и навыков.

8. Паритетности. Она подразумевает взаимодействие педагога и ученика в новых условиях, когда педагог выступает в роли консультанта, а учащийся становится активным участником процесса познания.

9. Связи теории с практикой. Известно, что практика – критерий истины, источник познавательной деятельности. Теория только тогда обретает свою значимость, когда подтверждается практикой.

Практико-ориентированная технология предусматривает применение следующих методов:

1. Проблемная ситуация создается постановкой учебно-познавательной задачи, требующей для своего решения мобилизации личных знаний, повышенной активности мыслительных способностей. Главная функция проблемной ситуации состоит в том, чтобы обеспечить наиболее глубокое овладение учебным материалом в условиях повышенной трудности. В структуру проблемной ситуации включаются: постановка задачи в форме вопросов, недосказанных утверждений, по составлению схем, графиков изучаемых явлений и способов их разрешения.

2. Опорный конспект как метод обучения обеспечивает взаимодействие педагога и ученика на основе предельного обобщения, кодирования, «свертывания» знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего «развертывания», полноценного воспроизведения в сознании студентов. Развивающий эффект этого метода обеспечивается за счет интенсивной интеллектуальной деятельности студентов, необходимости постоянного обобщения, свертывания знаний и их развертывания, воспроизведения в сознании в случае необходимости.

3. Самостоятельный поиск – это метод обучения, который позволяет педагогу, опираясь на имеющиеся у учеников знания, на их индивидуальные особенности, ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе ее результаты.

Системное построение обучения дисциплинирует учеников и организует их деятельность, а, следовательно, повышает качество знаний.

Практико-ориентированная технология основана, прежде всего, на выработке собственных алгоритмов изучения тематических блоков, исторических источников и т.д.

Могут быть применены следующие виды уроков по данной технологии:

Лабораторная работа (работа с историческим источником, картой).

Семинарское занятие (заполнение рабочего листа, решение разноплановых задач)

Урок-образ в комплексе «опережающего представления»

Урок исторического, этического, практического (проблемного) мышления

Урок исторического смысла

Урок событийно-волевого соучастия

Урок – настроение, урок-актуализация, урок-проповедь и т.д.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здание детского сада одноэтажное, общей площадью 359 кв м. В детском саду имеются три групповые комнаты, три приемные, одна спальная...
Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве iconВ. Щербединский три поросёнка, или сон в кошмарную ночь
Ксюша. «А три брата, три маленьких поросёнка, глядели ему вслед и радовались, что они так ловко проучили злого разбойника». (Закрывает...
Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Среднее (полное) общее образование обучающиеся получают не за два, а за три учебных года (10-12) классы. Учебный год также как и...
Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Среднее (полное) общее образование обучающиеся получают не за два, а за три учебных года (10-12) классы. Учебный год также как и...
Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве iconКонспект занятия по развитию речи в средней группе
Игра «Будь внимательным». На столе три игрушки: гномик, сова, котик. Воспитатель по очереди разное количество раз дотрагивается до...
Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве iconТема : Атмосферы планет земной группы
Оборудование: Энциклопедия «Аванта» Астрономия (три штуки), Журнал «Древо познания» ( три штуки), учебник астрономия 11 (три штуки),...
Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок проводится в форме деловой игры, занимающей два учебных часа. Предварительно осуществляется подготовительная работа: класс делится...
Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве iconУрок 1 сентября в 1 классе «Посвящение в первоклассники»
«Муха-цокотуха», «Три поросенка», «Курочка Ряба», «Буратино», «Три Медведя», «Красная Шапочка»
Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Три грации, три голоса – одна гармония! Три уникальные певицы – они объединились, чтобы по-новому рассказать музыкальную сказку о...
Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве iconВеликое княжество Литовское
В течение столетия после Батыева нашествия на десятков земель и княжество Древней Руси выросли два мощных государства, две новые...
Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: три дорожки красного, жёлтого и зелёного цвета; три фишки красного, жёлтого и зелёного цвета для жребия; медали; сказочные...
Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве iconУважаемые родители! Книги, которые Вы можете получить в методическом...
Игра «Будь внимательным». На столе три игрушки: гномик, сова, котик. Воспитатель по очереди разное количество раз дотрагивается до...
Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве iconМногоатомные спирты
Выполнив задание вы получили формулы веществ, в которых не одна, а две или три гидроксогруппы. Такие вещества относятся к многоатомным...
Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве iconАлекса Андрей О. Р. З
Птицы поют в два раза громче, коты и кошки справляют свадьбы, в который раз подряд. Солнышко греет в два, а то и в три раза сильнее,...
Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве iconСша, нью-йорк (манхеттен) Школа
Проживание: резиденция университета, комната на два-три человека, удобства на блок
Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве iconТема: Как мы узнаём мир
Закройте глаза. И начинаем считать: один, два, три. Откройте глазки. (Показ на слайдах)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск