Урок по истории России в 7 классе «Народы Сибири в XVII веке»





Скачать 165.96 Kb.
НазваниеУрок по истории России в 7 классе «Народы Сибири в XVII веке»
Дата публикации23.08.2014
Размер165.96 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
 

Проблемно-интегрированный урок

по истории России

в 7 классе

«Народы Сибири в XVII веке»

 

 

Цели и задачи:

образовательные: раскрыть особенности развития народов Сибири в XVII веке; рассказать о проникновении русских в Сибирь и присоединении новых территорий; углубить знания, полученные на уроках географии, способствовать расширению исторической эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету;

развивающие: способствовать развитию умения оперировать историческими знаниями, применять их, а так же развитию логического мышления и речи учащихся;

воспитательные: стараться вызвать уважительное отношение к историческому прошлому нашей Родины, способствовать формированию чувства гордости за народы России, участвовавшие в бурных исторических событиях прошлых лет.

 

Проблема: Какова роль русского народа в освоении

Северо-Восточной Азии ?

(прогресс или регресс – доказать в конце

урока).

 

Основные понятия: острог, ясак.

 

Даты:

1643 – 1646 гг – экспедиция В.Пояркова на Амур;

1648 г - морской поход С.Дежнева;

1649 – 1653 гг – поход Е.Хабарова на Амур.

 

Оборудование: карта, значки с названиями народов, названиями городов.

 

Оформить выставку книг.


Ход урока:

 

Эпиграф: «Из века в век, из века в век

Шёл крепкий русский человек

На дальний Север и Восток

Неудержимо, как поток.»

(Из сибирской старинной песни)

 

 

 

План:

1. Коренные народы Сибири. Продвижение русских в Сибирь.

2.  Русские географические открытия в Сибири.

3. Освоение Сибири.

 

Слово «Сибирь» так и не расшифровано, точное этимологическое значение его не найдено. Со всем тем, что существует в ней хорошего и плохого, открытого и неоткрытого, свершившегося и несвершённого, обнадеживающего и недоступного, Сибирь – это Сибирь, которая имеет своё имя, лежит на своём месте, и выработала свой, ни на что другое не похожий характер.

Сибирь, находясь на одном материке с Европой, отгороженная от неё лишь Уральским Камнем, который вполне можно считать доступным, была, тем не менее, открыта для цивилизованного человечества почти на 100 лет позже, чем Америка.

Конечно, смутные слухи о Сибири бродили по миру издревле и, конечно, русский человек – тот же неутомимый новгородец – и торговал, и промышлял в её владениях, проникая туда и по суше, и по северным морям, но, считая это дело обычным, отчётов о своих самоотверженных проникновениях никому не давал, а опыт передавал сыновьям.

Новгородцы знали Юргу (так назывались северные земли к востоку от Уральских гор) ещё в XI столетии, а может и раньше. Впервые же слово «Сибирь» появилось в русских летописях в начале XV века в связи с кончиной хана Тохтамыша, который уже после Куликовской битвы, в княжение Дмитрия Донского, спалил Москву, но продержался у власти недолго, и, в результате междоусобных распрей, был убит в «сибирской земле».

Что до слухов о Сибири, время от времени возникавших в древности в Западной Европе, то столько в них было небылиц и сказок, что одних они отпугивали, у других уже и тогда вызывали усмешку. Со слухов же Геродот записывает в своей «Истории», имея в виду, очевидно, Урал: «У подошвы высоких гор обитают люди от рождения плешивые, плосконосые, с продолговатыми подбородками». А дальше не может не усомниться: «Плешивцы рассказывают, чему я впрочем не верю, будто на горах живут люди с козьими ногами, а за ними другие, которые спят шесть месяцев в году».

Так какие же народы в XVII веке обитали на громадной территории Сибири – от Уральских гор до Тихого океана? (Показать на карте).

Здесь проживали разные народы, но численность их была невелика – всего около 200 тысяч человек.

Сравнительно небольшими объединениями родов в племя (от 100 до 1000 человек) жили малые народности, говорящие на разных языках. По-разному они добывали себе пищу и общались друг с другом обычно только для обмена продуктами. Оленеводы и охотники вели кочевой образ жизни. Из оленьих шкур они делали себе жилища – юрты. Религия у них была языческая. Своими покровителями оно считали духов воздуха, земли, а также предков, с которыми можно было общаться через шаманов. Коренное население Сибири было исключительно выносливым, трудолюбивым, прекрасно знало природу. Низкорослые, одетые в меховую одежду, внешне они, казалось, были похожи друг на друга, но каждая, даже самая малочисленная народность имела особенности, традиции, таланты.

А теперь заслушаем сообщения о некоторых народах Сибири:

- о бурятах;

- о якутах;

- об эвенках;

- о чукчах.

(Опережающее задание учащимся было дано заранее)

Учитель значками на карте обозначает районы обитания этих народов. Заслушав сообщения учащихся, учитель рекомендует с выставки энциклопедию «Народы мира», где можно найти и прочитать материал о других народах Сибири.

А дома вы составите таблицу «Народы Сибири», используя материал ещё и из учебника, ведь мы слушали сообщения лишь о четырёх народах Сибири.

Таблица «Народы Сибири»:

 

Народ

Район обитания

Занятия

 

 

 

 

Итак, из сообщений мы видим, что суровые климатические условия не способствовали быстрому социально-экономическому развитию этих народов. Большинство их жило в первобытно-родовом обществе, занимаясь главным образом охотой, рыболовством, полукочевым скотоводством.

Покорителем Сибири в 16 веке стал – кто?

– Ермак Тимофеевич.

 

Ермак и его дружина были из казаков. В покорении и освоении Сибири казаки сыграли роль исключительную, почти сверхъестественную. Только особое сословие людей дерзких и отчаянных, не сломленных тяжёлой русской государственностью, чудесным образом сумело сделать то, что удалось им. Первый основательный шаг за Уралом сделал Ермак, другие пошли за ним. Эти другие вершили подвиг не менее удивительный. Дежнев, Поярков, Хабаров и другие первопроходцы.

 

 

«Шёл тропою он землепроходской

В дни слепые и зрячие ночи.

С Колымы вкруг земли чукотской

Он провёл пытливые кочи.

 

Сколько рек на веку он выверил,

Сколько стран исходил незнаемых,

Сколько дел порешил и вырешил –

Дел неслыханных и незнаемых.»

С. Наровчатов «Дежнев».

 

 

 

Слово ученику, который расскажет о С.И.Дежневе и его открытиях (опережающее задание).

(Путь его прослеживаем по карте).

 

 

Другим первопроходцем был Ерофей Павлович Хабаров.

«Одиссеей» Ерофея Хабарова почла бы за честь хвалиться

любая столица, будь он из неё родом.

Слово ученику, который расскажет о Е.П.Хабарове

(опережающее задание).

(Путь проследим по карте).

 

А Атласов, покоритель Камчатки! Пушкин назвал Атласова «Камчатским Ермаком».

А Василий Данилович Поярков, приискавший огромные территории Северо-Восточной Сибири!

Слово ученику о В.Д.Пояркове (опережающее задание).

Работаем с картой и записываем даты и открытия.

На протяжении каких-то 50-60-ти лет сибирские земли были присоединены к России. Но русской и осёдлой сделали Сибирь не воины, не служивые, промысловые и торговые люди, а хлеборобы. Пашенный человек, пришедший на эту пустовавшую землю вслед за казаком, распахивал степь или корчевал под пашню тайгу и год от года сеял и собирал хлеб, растил детей, умножал семью и делал теперь уже свой многотрудный край жилым и доступным. К концу XVII века русское население Сибири достигло уже 150 тысяч человек. Во многих районах русские составили большинство жителей. С приходом русских в этих краях возникает земледелие. Постепенно развиваясь, оно смогло обеспечить всю Сибирь хлебом, который прежде приходилось завозить сюда из европейской части России.

Продвигаясь на восток, русские создавали опорные пункты: Енисейский острог (1619г.); Красноярский острог (1628г.); Селенгинский острог (1665г.) и другие. (отмечаем значками на карте )

Народы Сибири, подчиняясь русскому царю, платили натуральную подать – ясак (новое понятие записать в тетрадь).ловек. ь уже свой многотрудный край жилым и доступным. сумело сделать то, Им обычно облагались нерусские народы, занимавшиеся охотничьим промыслом. Особенно ценились собольи шкурки.

Как свидетельствуют предания сибирских народов, дорусская Сибирь являла собой арену почти бесконечных войн. Они были длительными, жестокими и кровопролитными. Включение народов в состав России упразднило эти отрицательные явления, способствовало установлению мира в крае.

За Уралом получило развитие ремесло, возникают первые мануфактуры. В товарооборот втягивались местные продукты. Выдвигаются крупные рыночные центры: Тобольск, Тара, всероссийское значение начинает приобретать Ирбитская ярмарка.

Одну сторону проблемы мы с вами рассмотрели. Однозначно, что вхождение сибирских земель в состав Российского государства имело для России огромное положительное значение. Мы до сих пор не оценили по-настоящему всё богатство и прелести этого обширного края.

А вот другая сторона проблемы – для коренных народов Сибири и Дальнего Востока – какое значение имело это вхождение. Подумайте немного и постарайтесь решить её. Тогда мы сможем ответить на наш вопрос, поставленный в начале урока: прогрессивную или регрессивную роль сыграл русский народ в изучении и освоении Северо-Восточной Азии.

Дети «должны» назвать больше плюсов чем минусов.

Положительное: - прекратились междоусобицы;

- переходят на более высокий

уровень развития;

- научились ремеслу, новым методам

охоты, земледелию, изготавливать

орудия труда (металлы);

- от язычества, идолопоклонничества

переходят к христианству;

- более высокий уровень развития

быта, культуры.

 

Отрицательное: - униженное, неравноправное

положение коренных народов

Сибири по сравнению с русским

народом (ясак).

 

Чтобы закрепить изученный материал выполняется небольшой тест:

«Народы Сибири в 17 веке»

1.                       На каком уровне развития находились, в основном, народы Сибири до вхождения в состав Российского государства:

а) первобытный;

б) феодальный;

в) капиталистический.

2. Кто из русских землепроходцев открыл пролив, отделяющий Азию

от Америки:

а) Поярков; б) Дежнев; в) Хабаров.

3. Как назывался налог, который платили народы Сибири в царскую

казну:

а) ясак; б) оброк; в) пошлина.

4. Последствия освоения Сибири:

а) расширилась территория Сибири;

б) сделаны географические открытия;

в) Россия получила выход к Тихому океану;

г) верны все ответы.

 

Знакомство с книгами книжной выставки.

 

Домашнее задание: параграф, ответить на вопросы в конце параграфа, составить таблицу, знать определения: ясак, острог.

 

 

 

Повторительно-обобщающий урок по теме:

«Древнейшая Греция»
Цели и задачи:

              образовательные: способствовать расширению исторической эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету;

             развивающие: способствовать развитию умения оперировать историческими знаниями и применять их, развитию   логического мышления, речи учащихся;

             воспитательные: вызвать уважительное отношение к историческому прошлому, способствовать формированию чувства гордости за народы, сумевших создать богатейшее культурное наследие.

 

Оборудование: карта «Древняя Греция», предметы: сок «Нектар», кусок черной ткани, клубок ниток, молоток и клещи, «рыбки» с датами, плакаты.

 

Оформить выставку рисунков по мифам и кроссвордов по теме «Религия древних греков».

Оформить выставку книг по теме.

 

Несколько уроков назад мы начали знакомство с древнейшими государствами Европы. Где они возникли? Назовите их. Покажите на карте.

Раздать дидактический материал нескольким учащимся, который в ходе урока будет проверен.

- В каком мифе рассказывается о взаимоотношениях Критского царства и греческих городов-государств?

- О чём там идёт речь?

- Какое греческое государство стало самым могущественным после падения Критского царства?

- Где оно расположено? Покажите на карте.

Без знания дат нет истории. По изученной теме дат немного, и вы должны были хорошо их запомнить. Давайте же вспомним их.

Опрос по датам проводится в форме игры «Поймай рыбку». На доске нарисован аквариум, где помещены рыбки (рыбки вырезаны из цветного картона, на одной из сторон написаны даты, прикрепляются с помощью магнитов)

 

 

2000 г. 1200 г. 8 век

до н.э. до н.э. до н.э.

 

Ученики выходят к доске, выбирают рыбку и, называя дату, вспоминают событие, произошедшее в это время.

Именно об этих событиях – Троянской войне и поэмах Гомера – пойдёт речь дальше.

- В чём была истинная причина Греко-троянской войны?

(Господство на Эгейском море).

- А мифологическая?

Ответ даёт ученик, получивший карточку.

- Какое крылатое выражение возникло из этого мифа?

(Яблоко раздора).

- Что оно означает сегодня?

Война и послевоенные события описаны в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». Давайте вспомним героев этих произведений. Чем они известны? Коротко расскажите о них.

Работаем с таблицей. Дети выходят к доске, выбирают героя и рассказывают о нем, остальные слушают и могут дополнять ответ.

 

Гектор Пенелопа Ахиллес

 

Полифем Одиссей Приам

 

Андромаха Парис Патрокл

 

Во время войны в дела людей вмешивались боги, помогая, кто – грекам, а кто – троянцам.

- А вы на чьей стороне были бы?

- Почему?

Греки были язычниками. У них было много богов, которым они поклонялись. Но почему их всех называют олимпийскими?

Покажите гору Олимп на карте.

Каким же богам поклонялись греки? Каким их занятиям они покровительствовали? Ответ оформляем в виде таблицы, прикрепляя магнитами карточки с изображением богов по ходу ответов.

 

ПОСЕЙДОН, ЗЕВС, АИД,

ГЕРА, АРТЕМИДА, АПОЛЛОН,

АФИНА, АРЕС, ДЕМЕТРА,

ГЕФЕСТ, ГЕРМЕС, ГЕЛИОС, ДИОНИС.

 

Ребята, я буду давать вам задание с ошибками, а вы должны будете их исправить – назвать правильно богов.

«Главным богом греков был Зевс. Его всегда изображали с трезубцем в руках». (Называем Зевса и Посейдона).

«Третьим братом Зевса был Гефест , он был богом подземного царства, царства мёртвых». (Называем Аида и Гефеста).

«Женой Зевса, царицей богов , была Афина , красивая и изящная женщина. (Называем Геру и Афину).

«Детьми Зевса были близнецы Артемида и Аполлон. Артемида была богиней земледелия , а Аполлон был богом торговли, посыльным богов. (Называем Артемиду, Аполлона, Деметру, Гермеса).

«Бог Арес научил греков выращивать виноград и делать из него вино». (Называем Ареса и Диониса).

 

Ребята, в бюро находок скопилось много разных вещей, и, поскольку хозяева их не объявляются, мы должны узнать их и раздать тем, кому они принадлежат. А так же вспомнить, какие истории происходили с их участием в Древней Греции.

Предметы, которые Ответы учащихся:

показывает учитель:

Чёрная ткань. Паруса Тесея.

 

Соль. Одиссей сеял на поле

соль, чтобы избежать

войны с Троей.

 

Клубок ниток. Нить Ариадны.

 

Сок Нектар. Напиток богов.

 

Молоток и клещи. Орудия труда Гефеста.

 

Молодцы!

 

А теперь давайте подведём итог урока в виде теста «Древнейшая Греция».

Тест получает и выполняет каждый ученик.

 

Отечественная война 1812 года

 

 

Цели и задачи:

  образовательные: способствовать расширению исторической эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету;

  развивающие: способствовать развитию умения оперировать историческими знаниями, применять их в нестандартных ситуациях, развитию логического мышления, речи учащихся;

  воспитательные: стараться вызвать уважительное отношение к историческому прошлому нашей Родины, способствовать формированию чувства гордости за народы России, сумевшие защитить нашу землю от грозного врага.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Отечественная война 1812 года является славной боевой страницей истории нашей Родины. Эпиграфом к уроку я взяла слова героя войны, талантливого поэта, будущего декабриста Федора Глинки из «Солдатской песни», написанной на события объединения русских армий под Смоленском.

(на слайде демонстрируется его фотография и эпиграф)

Вспомним братцы россов славу

И пойдем врагов разить!

Защитим свою державу:

Лучше смерть, чем в рабстве жить.

Урок мы проводим необычно, в форме устного журнала, и пролистаем с вами основные страницы летописи Отечественной войны 1812 года.

(Названия страниц высвечиваются на слайдах)

 

Первая страница: Бородинское сражение.

 

Здесь на полях Бородина

С Россией билася Европа

И честь России спасена

В волнах кровавого потопа.

Раич

Давайте вспомним все, что знаем об этом сражении

- Каково было соотношение сил накануне сражения?

- Какие цели ставили Кутузов и Наполеон?

- Как стороны подготовились к бою?

- Как проходило сражение?

Да, действительно, наша армия совершила героический подвиг, выстояла под ударом наполеоновской армии и в этом бесспорно большая заслуга М.И.Кутузова и других генералов, умело руководивших сражением. Неувядаемой славой покрыли себя: Милорадович, Барклай де Толли, Раевский, Платов, Уваров и др. Но главный удар французов пришелся на левый фланг русских, которым командовал П.И.Багратион.

Слушаем сообщение ученика о П.И.Багратионе (опережающее задание) На слайде демонстрируется карта и портрет П.И.Багратиона

Наполеон впервые не выиграл генеральное сражение. Бородинская битва – одно из важнейших событий Отечественной войны. «Бородинская битва, самим Наполеоном названная битвою гигантов, - писал В. Белинский – была самым торжественным, самым трагическим актом великой драмы 1812 года». Она подготовила и определила дальнейшее поражение наполеоновской Франции. Отсюда начинается закат славы Наполеона.

 

Вторая страница: Партизанское движение

 

- Когда оно возникло?

- В какой форме проходила борьба?

- Назовите имена известных предводителей крестьянских отрядов.

Расскажите о них.

Преимущества и пользу партизанской борьбы высоко оценил Кутузов, и поэтому движение берется под контроль регулярной армии, а на помощь крестьянским отрядам направляются армейские отряды. Один из первых армейских отрядов возглавил Д.В.Давыдов. Легендарная личность.

Слушаем сообщение ученика о Д.В.Давыдове (опережающее задание) На слайде демонстрируется портрет Д.В.Давыдова.

- А кого еще из предводителей армейских партизанских отрядов вы можете назвать?

Подводим итог: Какую роль сыграло партизанское движение в войне 1812 года?

Л.Н.Толстой в своем романе «Война и мир» так сказал о партизанском движении. «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил… поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло нашествие».

 

Третья страница: Изгнание завоевателей

 

-Ребята! Какое сражение явилось поворотным моментом в ходе Отечественной войны 1812 года, где в упорной борьбе была вырвана стратегическая инициатива у противника, и отсюда началось изгнание агрессора из России?

Некоторые историки считают, что в отступлении и поражении «великой армии» повинны голод и «русские морозы».

- А вы как думаете?

Докажите свою правоту.

(Вспомнить сражения у Вязьмы, оставление Смоленска, сражение под Красным).

Во время контрнаступления русской армии аръергардные бои вели подвижные войска, которые шли буквально по пятам французов. Это были казачьи отряды Платова, кавалеристские части Уварова, Милорадовича и других полководцев. Героической личностью был атаман Донского войска Платов. О нём нам расскажет мой третий помощник. Сообщение учащегося о Платове ( опережающее задание).

Последняя битва, в которой Наполеон пытался оказать сопротивление, используя свою гвардию (остальная армия – голодная, безоружная – брела за своим полководцем) была битва у переправы через реку Березину.

- Расскажите о ней.

Наполеону едва удалось вырваться из этого «мешка».

Потери французской армии на Березине были чрезвычайно велики. Указать их точную цифру невозможно. Уже на третий день после переправы французская армия насчитывала только 9 тысяч человек. Как военная сила она уже перестала существовать.

Прибыв 10 декабря 1812 года в Вильно, Кутузов с полным правом имел возможность оповестить народ и армию: «Война окончилась за полным истреблением неприятеля».

 

Подводим итоги:

 

Каково историческое значение Отечественной войны 1812 года?

«Двенадцатый год – писал В.Г.Белинский – был великою эпохой в жизни России… Напряженная борьба насмерть с Наполеоном пробудила дремавшие силы России и заставила её увидеть в себе силы и средства, которых она дотоле сама в себе не подозревала».

Отечественная война 1812 года была национально-освободительной войной. Так называемая «великая» армия Наполеона была разгромлена и побеждена народом России, объединившимся в справедливой войне за освобождение своей Родины.

Невольно на память приходит замечательно изречение: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет земля русская!»

Н.Г.Чернышевский писал: «Главнейшими же причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаваемы … патриотизм народа, мужество нашей армии и искусство наших полководцев».

Я призываю вас быть достойными своих предков, любите свою Родину так, как преданно любили её они. И тогда никто и ничто нас не сломит. Если вы, после всего, что мы услышали на этом уроке, хотя бы на каплю больше стали любить свою Родину, я буду считать свою задачу выполненной.

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по истории России в 7 классе «Народы Сибири в XVII веке» iconУрок с использованием интерактивной доски по теме: "Сибирь в XVII веке"
Цель: формировать представление о развитии Сибири в XVII веке, значении ее присоединения к России
Урок по истории России в 7 классе «Народы Сибири в XVII веке» iconРабочая программа по курсу «История Сибири» для 8 класса 2013 2014 учебный год
России, имеет богатую историю. Но, к сожалению, в рамках школьного курса истории России в средней школе история Сибири практически...
Урок по истории России в 7 классе «Народы Сибири в XVII веке» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аннотация урок по программе Министерства образования РФ. Урок связан с темой эпохи конца XVII – первой четверти XVIII века, которая...
Урок по истории России в 7 классе «Народы Сибири в XVII веке» iconТема контрольной «Абсолютизм в XVII-XVIII веке в России»
Реформы Петра I. Особенности утверждения абсолютизма в России
Урок по истории России в 7 классе «Народы Сибири в XVII веке» iconУрок истории в 10 классе по теме: «Внутренняя политика Ивана Грозного»
«История России с древнейших времен до конца XVII века»: учебник для оу: базовый уровень, под редакцией Н. С. Борисова. – М.: Просвещение,...
Урок по истории России в 7 классе «Народы Сибири в XVII веке» iconПрограммно-компьютерное обеспечение по предметам
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Урок по истории России в 7 классе «Народы Сибири в XVII веке» iconРабочая программа по курсу новой истории составлена на 12 часов
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Урок по истории России в 7 классе «Народы Сибири в XVII веке» iconХанты-мансийского автономного округа-югра
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Урок по истории России в 7 классе «Народы Сибири в XVII веке» iconШаталов Виктор Федорович Эксперимент продолжается
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Урок по истории России в 7 классе «Народы Сибири в XVII веке» iconОбразовательная программа Муниципального
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Урок по истории России в 7 классе «Народы Сибири в XVII веке» iconПрограмма информатизации школы
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Урок по истории России в 7 классе «Народы Сибири в XVII веке» iconУрок Опрос по ранее изученному материалу
Представляем Вашему вниманию Методические рекомендации к планированию уроков истории Отечества в 9 классе с использованием цифровых...
Урок по истории России в 7 классе «Народы Сибири в XVII веке» iconКонспект урока по истории России в 6 классе Учитель истории 1 квалификационной...
Тема: Русь между Востоком и Западом. Борьба с внешней агрессией в XIII веке. На изучение темы отведено 6 уроков
Урок по истории России в 7 классе «Народы Сибири в XVII веке» iconСодержание программы по истории России Россия в XVII веке
Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины...
Урок по истории России в 7 классе «Народы Сибири в XVII веке» iconРеферат по истории Отечества. "Освободительный характер войны 1812...
Она показала, что общая беда может соединить людей, независимо от их общественного статуса, будь то крестьянин, или дворянин. Русские...
Урок по истории России в 7 классе «Народы Сибири в XVII веке» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс лекций по истории Сибири охватывает период с XII по XX в в., отражает современную научную концепцию Отечественной истории и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск