Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
Конспект урока истории
«Сибирь в XVII веке»
Выполнил:
Бубнов А.В.,
учитель истории и обществознания
2014
№
| Этапы урока
Задачи этапов
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1
| Организационный момент
| Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть!
| Включение в работу, самоопределение
| 2
| Мотивация к учебной деятельности
| Учитель: Посмотрите на доску. Мы изучили политическую историю XVII века. Как вы думаете, какие темы мы еще не затронули в ходе изучения этого периода?
| Обучающиеся предлагают варианты тем, о которых мы еще не говорили, в контексте изучения истории XVII века.
| 3
4
5
6
7
8
9
| Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости
| Ребята, давайте вспомним, что происходило за этот период.
• Назовите темы, изученные с момента окончания Смутного времени?
• Какая тема последняя?
• Как в исторической науке еще называется XVII век?
• Почему именно такое название «Бунташный век»?
Перечислите бунты произошедшие в XVII веке?
• Что нового появилось в стране в XVII веке?
• Каковы результаты XVII века?
| Отвечают на вопросы, проверка домашнего задания
| Постановка цели деятельности. Изучение нового материала.
Причины такого пути колонизации. Что же такое Сибирь?
Предпосылки освоения Сибири.
Первичное закрепление
Присоединение Сибири к Русскому государству. Присоединение Западной Сибири. Присоединение Восточной Сибири
Русские землепроходцы (И. Москвитин, С. Дежнев, В. Поярков, Е. Хабаров)
Включение в систему знаний и повторение
Рефлексия деятельности
Домашнее задание
| На доске карта России XX века.
Ребята, перед вами современная карта России, скажите, пожалуйста, всегда ли наша страна была в таких границах?
• Покажите где проходили границы Московского государства в начале XVII века?
• В каких направлениях могла идти колонизация и освоение территорий?
• Почему русский народ выбрал именно эти варианты освоения территории?
Исторически сложилось так, что расширение территории России происходило в северном и восточном направлениях. Так давайте же узнаем что же такое из себя представляет Сибирь?
Что значит название «Сибирь»? Существует две наиболее распространенные точки зрения: Одни ученые выводят слово «Сибирь» от монгольского «шибир» (лесная чаща), другие связывают это слово с именем «сабиров», народа, возможно населявшего лесостепное Прииртышье. Но тем не менее распространение названия «Сибирь» на всю территорию Северной Азии было связано с русским продвижением за Урал с конца XVI века. Сибирью называют часть Азии площадью примерно в 10 млн. км., простирающуюся от Урала до горных хребтов Охотского побережья, от Северного Ледовитого океана до казахстанских и монгольских степей. Перейдя Урал, русские люди попали хотя и в редконаселенную, но давно обитаемую страну. В Сибири в конце XVI- начале XVII вв. проживали 200-220 тыс. человек. Население было более плотным на юге и чрезвычайно редким на севере. Тем не менее малочисленные, разбросанные по лесостепи, тайге и тундре сибирские народы имели свою древнюю и сложную историю, сильно различались по языку, хозяйственным занятиям и уровню общественного развития.
В чем же причины упорного продвижения русских на восток? И почему оно приобрело широкий размах именно с конца XVI столетия?
Задание работая с картой атласа выделить два направления освоения Сибири. Встаёт вопрос: а кто стал первым из покорителей Сибири?
А какие города были основаны а ходе покорения Сибири?
Сибирь покорялась не сразу и не всем. Присоединение к России народов, населявших Восточную Сибирь происходило в основном на протяжении первой половины XVII в., окраинные территории на юге, востоке и северо-востоке Сибири вошли в состав России во второй половине XVII в.
Давайте же узнаем кто были эти смелые люди, дерзнувшие бросить вызов суровому краю по имени «Сибирь»?
Какое значение имело присоединение Сибири к России?
Присоединение Сибири к России имело историческое значение.
Рефлексия Попытайтесь в форме путевого дневника изложить эпизод какого-либо путешествия казака в Сибирь 17 века и нарисовать карту-схему этого пути.
| Работа с вопросами, поиск цели урока, формулирование темы. Запишите в тетрадь.
«Сибирь в XVII веке ».
Что же такое Сибирь?
Предпосылки освоения Сибири.
Присоединение Сибири к Русскому государству. Присоединение Западной Сибири. Присоединение Восточной Сибири.
Русские землепроходцы (И. Москвитин, С. Дежнев, В. Поярков, Е. Хабаров)
Значение для России вхождения народов Сибири в состав Российского государства Запись значения термина «Сибирь» и
Обозначение границ этого региона на контурной карте.
Запись предпосылок и причин освоения Сибири в тетрадь
До XVI в. особо ценную пушнину Русскому государству в основном давали печорские и пермские земли, но к середине столетия они заметно «испромышлялись». В то же время спрос на дорогие меха увеличился, особенно за границей. «Соболиные места» Сибири стали привлекать промышленников и торговцев.
Близость к восточным пределам России Индии и Китая, торговля с которыми сулила огромный доход казне.
«За камнем» надеялись найти месторождения драгоценных металлов (золота, серебра), которые еще не были найдены в России, но требовалось их все больше и больше.
освоения Сибири государство пыталось решить другую – избавиться от всякого рода беспокойного, ненадежного в политическом отношении люда, по крайней мере, удалить его из центра государства.
Доклад Учащегося о походе Ермака, Задание классу: слушая доклад отметить на контурной карте поход Ермака.
Колонизация Сибири русским народом проводилась в двух направлениях:
Западная Сибирь Восточная Сибирь
Задание: Работа с текстом учебника и контурной картой обозначить основанные в Сибири города и годы их основания.
Класс делится на 4 группы. На столах каждой группы лежат тексты(Приложения 1,2,3,4) с историей об одном из великих землепроходцев этого периода Первая группа – И. Москвитин
Вторая группа – С. Дежнев
Третья группа – «бедняки
Четвёртая группа – Е. Хабаров
Работа с текстом и картой, обозначение походов на контурной карте, после выполнения задания каждая группа презентует остальным своего землепроходца. Записи в тетради, недостающей информации об остальных землепроходцев. Обучающиеся дополняют
Расширение … (территории, увеличение количества плательщиков ясака).
Здесь появились: … (земледелие, города, торговля).
Россия приобрела … (природную кладовую с лесами, реками и озёрами, полезными ископаемыми, драгоценными металлами).
- Урок мне понравился (не понравился).
На уроке я узнал(а), что…
Запись домашнего задания в дневник.
|
Пояснительная записка
Предмет _история____ Класс ___7_____________________
Базовый учебник Пчелов Е.В. История России. XVI- XVIII в.: учебник для 7 класса общеобр. учреждений.- М.: ООО ТИД «Русское слово-РС», 2010.-280с.: ил.
Тема урока Сибирь в XVII веке _
Цель урока сформировать представление о этапах освоения и колонизации Сибири русскими землепроходцами.
Задачи урока: обучающие: уяснить причины и сущность колонизации Сибири; проследить долгосрочные экономические, социальные, политические последствия освоения Сибири.
Развивающие: совершенствовать умение учащихся выделять главное в изученном материале, анализировать, делать выводы. Развивать мышление, речь учащихся, внимание, память; формирование умении и навыков работы с документами
Воспитательные: расширить познавательный интерес учащихся к истории своей Родины, воспитание уважения к старшему поколению
Тип урок Комбинированный урок _______________
Необходимое оборудование Карта, доска, тетрадь, учебник, карточки, компьютер _
Метапредметные достижения:
1. Способность организовать свою деятельность и регулирование ее при работе в группах.
2. Способность формулировать выводы (на примере работы с различными источниками информации).
3. Владеть умениями преобразовывать информацию (на примере работы с картой)
Предметные достижения:
1. Знание хронологии и периодизации проводимых реформ. (на примере определения дат важнейших сражений)
2. Рассказывать об основных способах проведения реформ
3. Проводить поиск информации по нескольким источникам (причины и особенности проведения индустриализации и коллективизации, готовность населения к таким изменениям)
4. Владеть умениями работать с учебной литературой и различными видами исторических источников.
Личностные достижения:
1. Коммуникативные умения (на примере работы в парах, публичных выступлениях)
2. Осознание своей идентичности как гражданина своей страны (на примере героизма жителей России в борьбе с французской армией) |