Урок в 8 классе по теме «Смутное время»





Скачать 84.49 Kb.
НазваниеУрок в 8 классе по теме «Смутное время»
Дата публикации04.09.2014
Размер84.49 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Урок в 8 классе по теме «Смутное время»

Разработал и провел учитель истории

МКС(к)ОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат №19 VIII вида»

Цель: подведение учащихся к пониманию, что смена царя, ухудшение положения в стране привели к борьбе за царский престол; знакомство с сущностью «Смутного времени».

Задачи

Образовательные: расширение представления учащихся о внутреннем положении в период «Cмутного времени»; подчеркнуть, что ухудшение жизни народа, смерть Ивана Грозного привели к борьбе за престол; закрепить понятия «Смутное время», «самозванец».

Коррекционно-развивающие: продолжать развивать умение анализировать исторические факты, описывать исторические события; работать над коррекцией познавательных способностей (речь, память, мышление, внимание).

Воспитательные: воспитывать чувство сострадания к простому народу, на долю которого выпали суровые испытания в период Смуты; воспитание мотивации к обучению.

Основные знания: «Смутное время» – борьба за власть в начале XVII века.

Основные термины и понятия: «Смутное время», самозванцы.

Оборудование и материалы: портреты Ивана III, Василия III, Ивана IV Грозного, царевича Дмитрия, Бориса Годунова, Лжедмитрия I, II, Марины Мнишек, Василия Шуйского, репродукция картины В. Сурикова «Смутное время», карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Повторение пройденного материала.

- Какую тему изучали на прошлом уроке?

На сегодняшнем уроке мы будем повторять не только прошлую тему, а также и темы, которые мы изучали ранее.

Троим ученикам заранее раздаются карточки с вопросами.

Задание 1. На доске висят три портрета: Иван IV, Федор Иванович, Борис Годунов, но карточки с именами под ними спрятаны от учащихся (повернуты лицом к доске). Нужно называть имя правителя России, а затем выходить к доске проверять правильность своего ответа.

Задание 2. Учитель показывает карточки, на которых написаны черты характера, а учащиеся должны сказать, к какому из этих трех царей они относятся.

Иван IV Федор Иванович Борис Годунов

Мстительный Тихий Умный

Жестокий Болезненный Хитрый

Подозрительный Рассудительный

Властолюбивый

Читают хором, что получилось.

Задание 3. Учитель читает отрывок, учащиеся слушают и должны ответить на вопрос:

- О каком из российских царей говорится в отрывке?

«Он стал первым в истории России царем. Во время его правления к России было присоединено Поволжье и Сибирь, в государстве началось книгопечатание». (Иван IV)

Карточка 1.

В каком году Иван Грозный венчался на царство?

а) в 1537 году.

б) в 1547 году.

в) в 1557.

Карточка 2.

В каком году в России началось книгопечатание?

а) в 1564;

б) в 1575;

в) в 1580.

Задание 4. Разгадайте загадки.

1. Вот Ивана Грозного ни стало

К власти сын его пришел,

И казалось все бы хорошо,

Да только сын был этот тихим и больным

И постоянно в церкви он молился.

Он был бездетным, да к тому ж

На благо Родины нисколько не трудился.

(Федор Иванович)

2. Хитер, умен, умел прекрасно говорить,

Был добр и приветлив к людям, вино не пил

Однако же с врагами поступал жестоко.

(Борис Годунов)

Беседа по вопросам:

- Кто стал царем в России после смерти Ивана Грозного?

Карточка 3.

Когда Борис Годунов был избран царем?

а) в 1588 году;

б) в 1590 году;

в) в 1597 году.

- Почему за Федора Ивановича все государственные дела вел Борис Годунов?

- Кто являлся законным наследником царского престола?

- Какая трагедия произошла в городе Угличе?

- Что произошло с династией Рюриковичей после гибели царевича Дмитрия и смерти Федора Ивановича?

- Кто стал новым царем в России?

- Что полезного для России сделал Борис Годунов?

- Какие слухи стали появляться в стране?

Итог.

3. Актуализация знаний, объявление новой темы.

Мы вспомнили, что после смерти царя Федора и гибели царевича Дмитрия царский род Рюриковичей прекратил свое существование. Царем стал Борис Годунов. Недруги Бориса обвиняли его в смерти царевича Дмитрия. Бояре, недовольные избранием Бориса, поддерживали эти слухи и использовали их в своей борьбе за власть. Все это привело к тому, что в России началось Смутной время.

Тема урока «Смутное время». (Записывают тему)

4. Изучение нового материала.

Рассказ учителя о начале Смутного времени (Пузанов Б. П. История России: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Пузанов Б. П. и др. – М.: ВЛАДОС, 2005. – С. 74-76.)

Вопрос перед началом рассказа:

- Почему начало XVII века в России называют Смутным временем?

В начале XVII века страну охватили восстания и беспорядки, а бояре стали бороться за царский престол. Это время называют Смутным временем.

В стране и так спокойствия не стало, а тут еще одна беда пришла. С 1601 года в стране несколько лет подряд случались неурожаи. Хлеба в стране не хватало. Начался голод. Тысячи людей умирали. Люди стали обвинять во всех бедах Бориса Годунова. Царь Борис приказал выдавать хлеб из государственных амбаров бесплатно. Но вскоре запасы кончились, и люди снова стали голодать. Многие крестьяне бежали от голода и разрухи на юг к казакам. Там они занимались разбоем, грабежами и воровством.

В это время беглый монах Григорий Отрепьев объявил себя царевичем Дмитрием. Будто бы спасся он от смерти и теперь хочет вернуть царский трон. Стал Григорий Отрепьев самозванцем – Лжедмитрием I.

Борис Годунов приказал схватить его и бросить в темницу. Но Григорий бежал в Польшу. Там он обручился с дочерью польского воеводы Мариной Мнишек. Воевода помог собрать ему войско, и Лжедмитрий отправился в поход на Москву.

В Москве в это время царская семья пребывала в страхе. Борис Годунов неожиданно умер. Сына его – наследника царского престола – бояре задушили. Войска Лжедмитрия вступили в Московский Кремль. Народ искренне верил, что это и есть настоящий царевич Дмитрий – законный наследник Ивана Грозного. Поэтому встретили Лжедмитрия с почестями. А через некоторое время его венчали на царство.

Бояре поначалу тоже поддержали Лжедмитрия I. Они надеялись, что их власть при нем укрепится. Но этого не случилось. Лжедмитрия окружали поляки и литовцы. Вели они себя по отношению к русским людям нагло. Если кто им не нравился, они его избивали. Многих жителей грабили, врывались в их дома.

Сам Лжедмитрий носил литовскую одежду, пренебрегал русскими обычаями и традициями, в православном храме не молился, Боярскую думу Лжедмитрий не созывал и с боярами не советовался. Таким поведением нового царя бояре были недовольны. Да и людям не нравилось появление такого количества литовцев и поляков при царском дворе.

Этим недовольством воспользовался боярин Василий Шуйский. Собрал он вокруг себя недовольных бояр, дворян и других служилых людей. Ворвались они в царские хоромы и убили самозванца.

Лжедмитрий I всего один год управлял страной.

Записывают: 1605-1606 годы – царствование Лжедмитрия I.

За это время литовцы и поляки сильно разорили русские земли. В стране начались крестьянские волнения. Крестьяне с оружием в руках восставали против ненавистных поляков.

Василий Шуйский объявил себя новым царем. Но, поскольку его не избирал Земский собор, многие люди считали Шуйского незаконным царем. Бояре тоже были против того, чтобы он царствовал. Ведь бояре были равны с ним по знатности и так же, как и он, могли занять царский трон. Между боярами начались ссоры. Они стали бороться против нового царя. Все сословия были недовольны правлением Шуйского. И в стране появился новый самозванец – Лжедмитрий II.

Вопрос повторяется.

Беседа по вопросам.

- Что, начиная с 1601 года, случалось в России?

- Что приказал делать Борис Годунов?

- Куда стали убегать крестьяне?

Работа с текстом учебника.

Стр. 74, 3-4 абзацы:

- Кто объявил себя царевичем Дмитрием?

- Кем стал Григорий Отрепьев?

- Кто такой самозванец?

- За кого выдавал себя Григорий?

- Как назвали первого самозванца?

- Кто и почему помог Григорию Отрепьеву собрать войско?

Стр. 75, 1-4 абзацы:

- Почему народ встретил Лжедмитрия I с почестями?

- Почему бояре поддержали Лжедмитрия?

- Кто находились вокруг Лжедмитрия?

- Как вели себя поляки по отношению к русским людям?

- Чем были недовольны обычные люди и бояре?

- Кто воспользовался недовольством людей?

- Что сделал Василий Шуйский и недовольные бояре и дворяне?

Стр. 76, 1-2 абзацы:

- Почему многие люди были против Василия Шуйского?

- Кто появился в стране?

Опережающее задание.

Сообщение учеников о Лжедмитрии II (2 ученика). Остальные слушают и затем отвечают на вопросы:

- Почему нового самозванца прозвали «Тушинским вором»?

- Кто стали собираться в селе Тушино?

- Как вели себя «тушинцы»?

Работа с рассказом для дополнительного чтения «Иван Болотников».

Ученики читают рассказ про себя.

Беседа по вопросам:

- Почему Ивану Болотникову удалось собрать такую большую армию?

- Как проходило восстание?

- Чем оно закончилось?

- Как закончилась жизнь Ивана Болотникова?

Записывают: 1606-1607 годы – восстание под предводительством Ивана Болотникова.

Стр. 77, 1 абзац:

- Какие факты говорят о том, что страна оказалась на краю гибели?

Вывод по теме: Сегодня на уроке мы узнали о том, что в начале XVII века в России началось - … (Смутное время), во время которого страну охватили - … (восстания, беспорядки), бояре постоянно боролись - … (за власть), в стране появилось два самозванца - … (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II), всюду бесчинствовали - … (польские отряды). А самое главное, что наша страна оказалась на краю гибели.

5. Первичное закрепление изученного материала.

- Какую тему изучили на уроке?

- Какое время в истории России называют Смутным и почему?

Задание 1. (У доски) Выберите причины, по которым в России началось «Смутное время»:

а) не было законного наследника;

б) хозяйственный подъем;

в) стихийные бедствия, голод;

г) борьба бояр за власть.

Задание 2. (Устно) О ком писал А.С. Пушкин?

Кто б ни был он, спасенный ли царевич,

Иль некий дух во образе его,

Иль смелый плут, бесстыдный самозванец…

а) Василий Шуйский;

б) Иван Болотников;

в) Лжедмитрий I.

Задание 3. (У доски) Какие из приведенных ниже слов нужно использовать, раскрывая смысл понятия «Смутное время»?

Праздник, борьба за власть, мир, волнения, голод, порядок, самозванцы.

- Какая опасность нависла над Россией в начале XVII века?

6. Подведение итогов. Комментарии учителя, объявление оценок.

7. Д/з. Прочитать учебник на страницах 74-78, ответить на вопросы, выполнить задания на карточках (письменно в тетрадях).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 8 классе по теме «Смутное время» iconУрок в 10 классе по теме «Смутное время»
Последний представитель династии Рюриковичей, которая правила на Руси в период с 862 и по 1598 г г
Урок в 8 классе по теме «Смутное время» iconУрок по теме Смутное время
Цель. Формирование гражданской позиции учащихся на примере событий Смутного времени
Урок в 8 классе по теме «Смутное время» iconУрок с обучающимися 8«А» класса по теме: «Смутное время. Освобождение...
«Смутное время. Освобождение Москвы-столицы российского государства от иноземных захватчиков»
Урок в 8 классе по теме «Смутное время» iconБокарева Марина Михайловна Регион Оренбургская область Населенный...
Работа над проектом – это поиск новых форм методов преподавания истории по теме Смутное время в 10 классе
Урок в 8 классе по теме «Смутное время» iconБокарева Марина Михайловна Регион Оренбургская область Населенный...
Работа над проектом – это поиск новых форм методов преподавания истории по теме Смутное время в 10 классе
Урок в 8 классе по теме «Смутное время» iconСмутное время периода польско-литовской интервенции начала XVII века
Такой динамический период был на редкость богат не только яркими событиями, но и разнообразными альтернативами развития… Смутное...
Урок в 8 классе по теме «Смутное время» iconКонкурс презентаций среди педагогов на лучший урок истории и внеклассное...
Москвы народным ополчением 1612 года и восстановления Российской государственности
Урок в 8 классе по теме «Смутное время» iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок в 8 классе по теме «Смутное время» iconКонтрольный тест по теме: «Россия в XVII веке» «Смутное время»
Ракитиной Елены Юрьевны, действующей на основании Положения о Федеральной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской...
Урок в 8 классе по теме «Смутное время» iconУрок в шестом классе по теме «Животные в нашей жизни»
Задачи урока: активизация навыков монологической речи по теме «Животные в нашей жизни»;актуализация навыков письма, чтения и аудирования;...
Урок в 8 классе по теме «Смутное время» iconУрок окружающего мира в 1 классе
Урок по теме «Понятия: время, сутки, дни недели» разработан с основной целью: повторить согласный звук (ч) и букву Ч,ч, а так же...
Урок в 8 классе по теме «Смутное время» iconУрок в 5 классе по теме «Степень числа»
Урок в 5 классе по теме «Степень числа» разработан по учебнику В. Г. Дорофеева «Математика 5»--м.: Просвещение: Дрофа,2003
Урок в 8 классе по теме «Смутное время» iconУрок в 9-м классе по теме: "Водород"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Урок в 8 классе по теме «Смутное время» iconУрок в 5 классе по теме «Красота родной природы»
Проведённый урок в 5 классе по теме «Красота родной природы» рисование с натуры или по памяти деревьев: берёзы, тополя, дуба, сосны,...
Урок в 8 классе по теме «Смутное время» iconУрока в теме. 1 урок по теме «Степени сравнения прилагательных»
Урок русского языка в 6 классе учителя мбоу сош №65 города Краснодара Ждановой М. А
Урок в 8 классе по теме «Смутное время» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей». (интегрированный урок по теме «Здоровье и физкультура»). Урок разработала...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск