Моу «Средняя общеобразовательная школа №4» Лужского муниципального района





Скачать 145.5 Kb.
НазваниеМоу «Средняя общеобразовательная школа №4» Лужского муниципального района
Дата публикации10.09.2014
Размер145.5 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка

Тищенко И.В.МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»Лужского муниципального района



МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

Лужского муниципального района


Согласована на заседании МС

Протокол №1заседания МС

от _28_ августа 2009года
Председатель МС_________ Н.А.Никитина


Утверждена на заседании педсовета

Протокол №1заседания педсовета

от _28_ августа 2009года
Председатель _________ А.Н.Алексеев




Программа

дополнительного образования

Историческое краеведение


для учащихся 5 классов

Срок реализации – 2009-10 учебный год

Автор программы

Тищенко Ирина Васильевна,

учитель истории и обществознания

г. Луга


2009г.
« Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество» В. Песков.


Историческое краеведение


для учащихся 5 классов
Пояснительная записка
Данная программа по краеведению является авторской и призвана изложить содержание нового для 5-ков предмета – «Краеведение» в системе дополнительного образования.

   Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать исторические, природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного края в их равноправном взаимодействии.

В настоящее время возрастает интерес к вопросам поиска наиболее эффективной формы программы патриотического воспитания школьников. Это связано, прежде всего, с тем, что выпускники школ должны иметь сформированную устойчивую гражданскую позицию, развитое чувство любви к Родине.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир.

Краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся — идет интенсивное умственное развитие.

Актуальность и несомненное достоинство курса краеведения в том, что он дает полное представление о важнейших картинах жизни края в разные исторические периоды, приводит к осознанию и пониманию значимости и ценности своего края в судьбе Отечества;

Отличительная особенность представленного курса в том, что главным материалом для изучения, его смысловыми единицами являются памятники края и города, сооружения, топонимы, музейные экспозиции, семейные архивы, дошедшие до наших дней и свидетельствующие о разных сторонах жизни Полужья.

Программа курса краеведения изучается пятиклассниками 1час в неделю в течение учебного года – всего 35 часов.

ЦЕЛИ КУРСА
*Изучая историю родного края по сохранившимся памятникам и культурному наследию, пробудить у пятиклассников познавательный интерес к истории Отечества.

*Способствовать формированию чувства патриотизма на примерах людей, живущих рядом, «делающих» историю «малой» Родины.

*Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

ЗАДАЧИ КУРСА

Образовательные.

* Познакомить учащихся с важнейшими периодами в истории Лужского края, показать многогранность исторического наследия, оставленного предшествующими поколениями, как неотъемлемой части истории страны.

*Способствовать выработке личностного отношения к изучаемому материалу, неоднозначным оценкам событий, фактов, личностей, творивших историю края.

Формировать общеучебные навыки:

- ориентироваться по карте (местоположение Лужского района, исторических объектов);

- ориентироваться в исторической хронологии;

- описывать события, связанные с историей края;

- описывать памятники истории и культуры.

Воспитательные возможности курса обусловлены психологическими особенностями детей данного возраста, они наиболее осознанно усваивают личностно-значимый материал и осознают себя в мире через конкретные понятия: я – моя семья – мой род – мой край – моя страна;

Дети эмоционально воспринимают изучаемые события, героические и трагические страницы истории «малой» Родины, сопереживают, сочувствуют, гордятся, негодуют – это способствует формированию чувства сопричастности к судьбе своего Отечества, национальной гордости, патриотизма и гражданской позиции;

Общеисторические события, подкрепленные местным материалом, становятся доступными и личностнозначимыми ребенку: в ближайшем окружении он находит отражение важных для всей истории событий, узнает, что предки (бабушки, дедушки, родители) были участниками, очевидцами многих исторически важных событий, создавали историко-культурное наследие «малой» Родины. Учащиеся начинают осознавать себя преемниками этого наследия.

В шестом классе на смену историческому приходит географическое краеведение. Учащиеся подробно изучают особенности ландшафта, климата, почв Лужского края.

Затем на следующий год семиклассники осваивают флору и фауну родного края. Этим курсом завершается краеведческий цикл, рассчитанный в основной школе на три года.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ
I. Историческое прошлое Лужского края (Полужья) до основания города. IX – XVIII вв.

  • Территориальное формирование края.

  • Первые поселения периода мезолита и неолита.

  • Заселение края: состав племен, их расселение.

  • Административно-территориальная принадлежность Лужского края.

  • Первые упоминания в летописях и писцовых книгах.

  • Топонимика селений.

  • Древние крепости северо-западных рубежей (на примере селения Городца).

  • Военная история края (XIII – XIX вв).

II. Основание и развитие города Луги. XVIII – XIX вв.

  • Указ об основании.

  • Выбор места

  • Утверждение плана города, автор генплана.

  • Сословный и этнический состав населения.

  • Первые каменные постройки.

  • Имения Лужского уезда.

  • Монастыри, храмы, церкви (сохранившиеся и утраченные).

  • Великие и знаменитые люди нашего края.


III. Луга в ХХ в. Современный облик города.

  • Луга в революционном вихре и военном лихолетии.

  • Февральская и Октябрьская революции в истории края.

  • Первая мировая война, Лужский военный гарнизон.

  • Борьба за влияние в советских революционных органах власти между эсерами и меньшевиками с одной стороны, и большевиками с другой.

  • Героическая оборона Луги в годы Великой Отечественной войны.


ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ЛУЖСКОГО КРАЯ»

5 класс, 35 часов.

Введение. 1 час

I раздел: «Историческое прошлое: в глубь веков Полужья». 14 часов

  • Первые поселения Полужья

  • Значение реки Луги для заселения и жизни края

  • Тесово – старейшее поселение края, древняя верфь и пристань

  • Городец – свидетель древний мирной жизни и иноземных разорений

  • Гибель Городца и последующая судьба (XVв. Городецко - Гремяцкая пустошь)

  • Административно-территориальное формирование Лужского края. IX-XVI вв

  • Изменение в административной принадлежности в XVII - XVIIIвв.

  • Экскурсия в Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь

  • Героическое прошлое Лужского края как часть военной истории Отечества

  • Жизнь крестьян Полужья

  • Повторительно-обобщающий урок

II раздел: «Основание и развитие города и уезда в XVIII-XIX вв». 12 часов

  • Есть на свете город Луга Петербургского округа…

  • План города

  • Первые гербы Луги

  • Первые каменные постройки Луги. Екатерининская соборная церковь

  • Каменные постройки: здания Народной школы и Присутственных мест

  • Второе столетие Луги: облик города XIX века

  • Первые главные улицы города

  • Имения Лужского уезда

  • Зарождение и развитие Лужской промышленности

  • Великие люди, чья жизнь и деятельность связаны с Лужским краем

III раздел: «Луга в ХХ веке». 6 часов

  • Луга в начале века и в Первой мировой войне

  • Луга на разломе эпох: 1917-1920 гг

  • Гражданская война и установление советской власти на территории края

  • Наш город в годы Великой Отечественной войны

  • Современный облик города


Требования, предъявляемые к учащимся, освоившим программу «Историческое краеведение»

Знать: основные этапы (периоды) в развитии Лужского края (Полужья), названия племен, населявших Полужье;

*понятия - «исторические источники, поколение, исторические традиции, быт, родословная, памятники истории и культуры»

*даты важнейших событий и имена видных деятелей Лужского края.

Уметь: описывать исторические события края, описывать быт разных слоев общества;

*описывать занятия людей, живших в разные периоды на территории края,

* использовать обозначенные исторические понятия в нужном контексте,

* перечислять и разъяснять назначение орудий труда в разные периоды;

* описывать сохранившиеся памятники культуры ;

*понимать ценность традиций прошлых поколений;

* выражать свое отношение к памятникам в виде творческих работ (рисунки, письменные и устные описания, отчет об экскурсии);

Календарно-тематическое планирование



Срок

Разделы, темы уроков.

Форма проведения.

Колич.

часов

Домашнее задание

1




ВВЕДЕНИЕ: что изучает краеведение

Лекция учителя

1

Стр.-3-4, задания по рабочей тетрди

Раздел I. Полужье до основания город - 14 час

2

.

Первые поселения Полужья.

Работа в группах

1

Стр. 5- задания: кто-где?-находки археологов

3




Какие племена расселялись по территории края. Ролевая игра «Расскажи о своем племени»

1

Почему так названы?

Знать перечень племен

4




Значение реки Луги для заселения края.

Урок - викторина

1


Стр.6 задания-схема

5




Река как часть торгового пути «Из варяг в

греки»

Заочное путешествие по реке Луге

1

Заочное путешествие с купцом - творч.зад

6




Тесово – старейшее поселение края.

Урок с ИКТ-презентация

1

Стр.7+сообщение

7




Селение Городец – свидетель древний мирной жизни и иноземных разорений


1

Стр.8+сообщение и рис.


8




Городец XIII века.

Защита мини-проекта «Как погиб Городец»

1

Стр.11 творч.зад. описать рисунок

9




Административно-территориальное формирование края – IX- XVI вв

1

Задания по вариантам в рабочей тетр.с 2-4 с.12-13

10




Административно-территориальное формирование края – XVII- XVIII вв


1

Стр.14-зад. учить

11




Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь.

Урок -экскурсия

1

Экскурсия с творческим отчетом

12




Героическое прошлое Лужского края - часть военной истории отчества

Лекция с элементами эвристической беседы

1

XIII-XV вв

Заполнение таблицы

13




Героическое прошлое Лужского края - часть военной истории отчества


1

XVI-XVIII вв

Заполнение таблицы

14




Героическое прошлое Лужского края - часть военной истории отчества


1

XVIII-XIX вв

Заполнение таблицы

15




Жизнь крестьян Полужья

Экскурсия в Этнографический музей Санкт-Петербурга

1

Стр.22-зад 1-8,

Отчет по экскурсии

16




Повторительно-обобщающий урок по первому разделу

1

Стр.25-задания

Раздел II. Основание и развитие города Луги в XVIII-XIX вв - 12 час

17




«Есть на свете город Луга»

Урок с ИКТ-презентация

1

Стр.27,учим указ

18




Первый план города, его особенности

Урок – практическое занятие

1

Стр.28. Находим школу, свой дом

19




Первые гербы города.

Защита мини-проектов

1

Стр.29.рисуем гербы

20




Первые каменные постройки города – Екатерининский собор.

1

Стр.30,сообщения

21




Первые каменные постройки города – здания Народной школы и присутственных мест. Урок - заочное путешествие


1

Стр. 31,сообщения

22




Второе столетие Луги – облик города XIXв

Урок – обсуждение «круглый стол»

1

Стр.33-что.где

23




Первые главные улицы Луги

Экскурсия по городу

1

Стр.34

24




Имения Лужского уезда

Презентация

1

Стр.35

25




Зарождение и развитие Лужской промышленности.

Урок-исследование «занятость родителей на предприятиях города»

1

Стр.36 зад.1-5

Опросник

26




Зарождение и развитие Лужской промышленности

Посещение заводского музея

1

Отчет об экскурсии

27




Великие люди, чья деятельность связана с нашим краем – ученые и художники


1

Стр. 37-табл

Сообщения учащихся

28




Великие люди, чья деятельность связана с нашим краем – композиторы и писатели

Урок в библиотеке

1

Стр.37-продолжить табл

Раздел III Луга в XX веке – 7 час

29




Луга в начале XXвека и в Первой мировой войне. Воен. гарнизон

1

Стр.38

30




Луга на разломе эпох 1917-1920 гг

Работа в группах. Таблица «Связь поколений»

1

Стр.39 заполн.табл событий. Работаем в групп

31




Гражданская война и установление Советской власти на террит.края

Урок в краеведческом музее

1

Стр. 40-42

32

Наш город в годы Великой отечественной войны

1941-1945

Урок – встреча с участниками Великой Отечественной

2


Стр.43-44

33

Посещение Мемориала

34




Современный облик города

1

Стр. 46

35




Обобщающий урок

1

Итоговая викторина

Используемая литература.

1.Аимин Алексей. Луга. Полужье. Исторические очерки. Издательство Голубева. Луга.2011

2. Зерцало В.И. Луга.Путеводитель. «Лениздат», 1972

3. Ковалев В.К. Загадки Лужской топонимики. Издательство Голубева. Луга.2009

4. Носков А.В., Набокина О.В. Лужские храмы. Издательство Голубева. Луга.2009

5. Носков А.В., Набокина О.В. Известная и неизвестная Луга. Издательство Голубева. Луга.2010.

6. Обухов А.И. Загадки и тайны истории Лужского края (рассказы, очерки, эссе) Луга ООО «Центр информационных технологий» 2009

7. Обухов А.И. Загадки и тайны истории Лужского края и не только…(рассказы, очерки, эссе) Луга ООО «Центр информационных технологий» 2011
Электронные версии.

8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%F3%E3%E0 - Википедия Луга

9. http://www.proza.ru/2010/12/18/899 - Александр Носков. - Знакомая и незнакомая Луга

10.  История Луги и Лужского района. Сайт Администрации Лужского района

11. http://www.oblmap.ru/index.php?v=1&pv=0.219552821616053%3b-0.367192627116215%3b100 - Луга на карте Ленинградской области

12. http://oldtime.new-luga.ru/ - Луга старого времени. Руководитель проекта Ефимов Д.П.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моу «Средняя общеобразовательная школа №4» Лужского муниципального района iconМоу «Карайская средняя общеобразовательная школа»
Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района по итогам проведения межрегионального семинара...
Моу «Средняя общеобразовательная школа №4» Лужского муниципального района iconМоу «Карайская средняя общеобразовательная школа»
Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района по итогам проведения межрегионального семинара...
Моу «Средняя общеобразовательная школа №4» Лужского муниципального района iconПубличный доклад моу ильменская средняя общеобразовательная школа...
У ильменская средняя общеобразовательная школа Поворинского муниципального района Воронежской области. «Результаты деятельности Муниципального...
Моу «Средняя общеобразовательная школа №4» Лужского муниципального района iconПрограмма информатизации моу «Старокутушская средняя общеобразовательная школа»
Моу «Старокутушская средняя общеобразовательная школа» Черемшанского муниципального района Республики Татарстан
Моу «Средняя общеобразовательная школа №4» Лужского муниципального района iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моу «Средняя школа№2» с. Кенделен Эльбрусского района кбр преобразована в моу «Средняя общеобразовательная школа №2» с. Кенделен...
Моу «Средняя общеобразовательная школа №4» Лужского муниципального района iconОбразовательная программа моу «Средняя школа №20»
Мбоу «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального...
Моу «Средняя общеобразовательная школа №4» Лужского муниципального района iconИмя существительное
Моу “Шалинская средняя общеобразовательная школа” Пестречинского муниципального района рт
Моу «Средняя общеобразовательная школа №4» Лужского муниципального района iconДоклад Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя...
Наименование оу муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» с п. Кахун Урванского...
Моу «Средняя общеобразовательная школа №4» Лужского муниципального района iconПрограмма перспективного развития Муниципального казенного образовательного...
Муниципальное казенное образовательное учреждение Клеванцовская средняя общеобразовательная школа Островского района
Моу «Средняя общеобразовательная школа №4» Лужского муниципального района iconОтчет о результатах самообследования муниципального казенного общеобразовательного...
Наименование оу муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» с п. Кахун Урванского...
Моу «Средняя общеобразовательная школа №4» Лужского муниципального района iconОсновная образовательная программа Среднего (полного) общего образования...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большековалинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального...
Моу «Средняя общеобразовательная школа №4» Лужского муниципального района iconОбразовательная программа начального общего образования муниципального...
«Средняя общеобразовательная школа №2 п. Пангоды» / Составитель: Прокудина И. В., заместитель директора по учебно-воспитательной...
Моу «Средняя общеобразовательная школа №4» Лужского муниципального района iconСавина Людмила Владимировна
Моу столбищенская средняя общеобразовательная школа им. Гсс а. П. Малышева Лаишевского муниципального района рт
Моу «Средняя общеобразовательная школа №4» Лужского муниципального района iconАвтор(ы): Свердлова Л. М. Рецензент(ы)
Моу столбищенская средняя общеобразовательная школа им. Гсс а. П. Малышева Лаишевского муниципального района рт
Моу «Средняя общеобразовательная школа №4» Лужского муниципального района iconРабочая программа По литературному чтению для 3 класса Филиала мбоу...
Филиала мбоу бирюлинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Большебирюлинская...
Моу «Средняя общеобразовательная школа №4» Лужского муниципального района iconМоу «Шалинская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района рт
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск