Скачать 145.5 Kb.
|
Тищенко И.В.МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»Лужского муниципального района МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» Лужского муниципального района
Программа дополнительного образования Историческое краеведениедля учащихся 5 классов Срок реализации – 2009-10 учебный год Автор программы Тищенко Ирина Васильевна, учитель истории и обществознания г. Луга2009г. « Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество» В. Песков. Историческое краеведениедля учащихся 5 классов Пояснительная записка Данная программа по краеведению является авторской и призвана изложить содержание нового для 5-ков предмета – «Краеведение» в системе дополнительного образования. Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать исторические, природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного края в их равноправном взаимодействии. В настоящее время возрастает интерес к вопросам поиска наиболее эффективной формы программы патриотического воспитания школьников. Это связано, прежде всего, с тем, что выпускники школ должны иметь сформированную устойчивую гражданскую позицию, развитое чувство любви к Родине. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. Краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся — идет интенсивное умственное развитие. Актуальность и несомненное достоинство курса краеведения в том, что он дает полное представление о важнейших картинах жизни края в разные исторические периоды, приводит к осознанию и пониманию значимости и ценности своего края в судьбе Отечества; Отличительная особенность представленного курса в том, что главным материалом для изучения, его смысловыми единицами являются памятники края и города, сооружения, топонимы, музейные экспозиции, семейные архивы, дошедшие до наших дней и свидетельствующие о разных сторонах жизни Полужья. Программа курса краеведения изучается пятиклассниками 1час в неделю в течение учебного года – всего 35 часов. ЦЕЛИ КУРСА *Изучая историю родного края по сохранившимся памятникам и культурному наследию, пробудить у пятиклассников познавательный интерес к истории Отечества. *Способствовать формированию чувства патриотизма на примерах людей, живущих рядом, «делающих» историю «малой» Родины. *Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье; ЗАДАЧИ КУРСА Образовательные. * Познакомить учащихся с важнейшими периодами в истории Лужского края, показать многогранность исторического наследия, оставленного предшествующими поколениями, как неотъемлемой части истории страны. *Способствовать выработке личностного отношения к изучаемому материалу, неоднозначным оценкам событий, фактов, личностей, творивших историю края. Формировать общеучебные навыки: - ориентироваться по карте (местоположение Лужского района, исторических объектов); - ориентироваться в исторической хронологии; - описывать события, связанные с историей края; - описывать памятники истории и культуры. Воспитательные возможности курса обусловлены психологическими особенностями детей данного возраста, они наиболее осознанно усваивают личностно-значимый материал и осознают себя в мире через конкретные понятия: я – моя семья – мой род – мой край – моя страна; Дети эмоционально воспринимают изучаемые события, героические и трагические страницы истории «малой» Родины, сопереживают, сочувствуют, гордятся, негодуют – это способствует формированию чувства сопричастности к судьбе своего Отечества, национальной гордости, патриотизма и гражданской позиции; Общеисторические события, подкрепленные местным материалом, становятся доступными и личностнозначимыми ребенку: в ближайшем окружении он находит отражение важных для всей истории событий, узнает, что предки (бабушки, дедушки, родители) были участниками, очевидцами многих исторически важных событий, создавали историко-культурное наследие «малой» Родины. Учащиеся начинают осознавать себя преемниками этого наследия. В шестом классе на смену историческому приходит географическое краеведение. Учащиеся подробно изучают особенности ландшафта, климата, почв Лужского края. Затем на следующий год семиклассники осваивают флору и фауну родного края. Этим курсом завершается краеведческий цикл, рассчитанный в основной школе на три года. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ I. Историческое прошлое Лужского края (Полужья) до основания города. IX – XVIII вв.
II. Основание и развитие города Луги. XVIII – XIX вв.
III. Луга в ХХ в. Современный облик города.
ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ЛУЖСКОГО КРАЯ» 5 класс, 35 часов. Введение. 1 час I раздел: «Историческое прошлое: в глубь веков Полужья». 14 часов
II раздел: «Основание и развитие города и уезда в XVIII-XIX вв». 12 часов
III раздел: «Луга в ХХ веке». 6 часов
Требования, предъявляемые к учащимся, освоившим программу «Историческое краеведение» Знать: основные этапы (периоды) в развитии Лужского края (Полужья), названия племен, населявших Полужье; *понятия - «исторические источники, поколение, исторические традиции, быт, родословная, памятники истории и культуры» *даты важнейших событий и имена видных деятелей Лужского края. Уметь: описывать исторические события края, описывать быт разных слоев общества; *описывать занятия людей, живших в разные периоды на территории края, * использовать обозначенные исторические понятия в нужном контексте, * перечислять и разъяснять назначение орудий труда в разные периоды; * описывать сохранившиеся памятники культуры ; *понимать ценность традиций прошлых поколений; * выражать свое отношение к памятникам в виде творческих работ (рисунки, письменные и устные описания, отчет об экскурсии); Календарно-тематическое планирование
Используемая литература. 1.Аимин Алексей. Луга. Полужье. Исторические очерки. Издательство Голубева. Луга.2011 2. Зерцало В.И. Луга.Путеводитель. «Лениздат», 1972 3. Ковалев В.К. Загадки Лужской топонимики. Издательство Голубева. Луга.2009 4. Носков А.В., Набокина О.В. Лужские храмы. Издательство Голубева. Луга.2009 5. Носков А.В., Набокина О.В. Известная и неизвестная Луга. Издательство Голубева. Луга.2010. 6. Обухов А.И. Загадки и тайны истории Лужского края (рассказы, очерки, эссе) Луга ООО «Центр информационных технологий» 2009 7. Обухов А.И. Загадки и тайны истории Лужского края и не только…(рассказы, очерки, эссе) Луга ООО «Центр информационных технологий» 2011 Электронные версии. 8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%F3%E3%E0 - Википедия Луга 9. http://www.proza.ru/2010/12/18/899 - Александр Носков. - Знакомая и незнакомая Луга 10. История Луги и Лужского района. Сайт Администрации Лужского района 11. http://www.oblmap.ru/index.php?v=1&pv=0.219552821616053%3b-0.367192627116215%3b100 - Луга на карте Ленинградской области 12. http://oldtime.new-luga.ru/ - Луга старого времени. Руководитель проекта Ефимов Д.П. |
Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района по итогам проведения межрегионального семинара... | Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района по итогам проведения межрегионального семинара... | ||
Публичный доклад моу ильменская средняя общеобразовательная школа... У ильменская средняя общеобразовательная школа Поворинского муниципального района Воронежской области. «Результаты деятельности Муниципального... | Программа информатизации моу «Старокутушская средняя общеобразовательная школа» Моу «Старокутушская средняя общеобразовательная школа» Черемшанского муниципального района Республики Татарстан | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Моу «Средняя школа№2» с. Кенделен Эльбрусского района кбр преобразована в моу «Средняя общеобразовательная школа №2» с. Кенделен... | Образовательная программа моу «Средняя школа №20» Мбоу «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального... | ||
Имя существительное Моу “Шалинская средняя общеобразовательная школа” Пестречинского муниципального района рт | Доклад Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя... Наименование оу муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» с п. Кахун Урванского... | ||
Программа перспективного развития Муниципального казенного образовательного... Муниципальное казенное образовательное учреждение Клеванцовская средняя общеобразовательная школа Островского района | Отчет о результатах самообследования муниципального казенного общеобразовательного... Наименование оу муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» с п. Кахун Урванского... | ||
Основная образовательная программа Среднего (полного) общего образования... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большековалинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального... | Образовательная программа начального общего образования муниципального... «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Пангоды» / Составитель: Прокудина И. В., заместитель директора по учебно-воспитательной... | ||
Савина Людмила Владимировна Моу столбищенская средняя общеобразовательная школа им. Гсс а. П. Малышева Лаишевского муниципального района рт | Автор(ы): Свердлова Л. М. Рецензент(ы) Моу столбищенская средняя общеобразовательная школа им. Гсс а. П. Малышева Лаишевского муниципального района рт | ||
Рабочая программа По литературному чтению для 3 класса Филиала мбоу... Филиала мбоу бирюлинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Большебирюлинская... | Моу «Шалинская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района рт Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |