Скачать 118.39 Kb.
|
МБОУ «Благодарновская средняя общеобразовательная школа» Методическая разработка к уроку по истории «Богатыри земли русской» для учащихся 6 класса Составила: Журмухамбетова М.Б. учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории 2010-2011 год Аннотация Представлена методическая разработка урока «Богатыри земли русской» для 6 класса, это урок обобщения и систематизации знаний. Дидактическая цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся по периоду раздробленности Древней Руси. Урок проводится в игровой форме КВН. Такая форма работы в полной мере стимулирует познавательную активность учащихся 6 класса, способствует воспитанию чувства гордости за предков, отстаивавших свободу и независимость родной земли, за героизм воинов, шедших на смерть, ради спасения Отчизны. Использование игровых технологий на уроке формирует у учащихся правила общественного поведения, повышает интерес к историческому прошлому, повышает эффективность урока и качество. Игровые технологии позволяют использовать на уроке различные формы работы, помогают раскрыться в процессе творческой деятельности каждому ребенку, даже самому слабому. Соревновательный дух игры «зажигает» ребят, резко повышает мотивацию к познанию прошлого. В ходе урока все ученики активизируются, увлекаются поисками ответов. Начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Технология направлена на «погружение» участников КВН в процесс поиска, познания и самопознания. Атмосфера доверия, сотрудничество учащихся и педагога, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, способствуют развитию индивидуальности каждого ученика. В данном уроке четко прослеживается алгоритм работы по представленной технологии. Мотивационный этап отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Организация самостоятельной творческой деятельности учеников осуществляется в индивидуальной, коллективной и групповой формах работы. Каждый новый этап творческой деятельности сопровождается этапом «афиширования» - предъявлением своих идей, результатов работы. Заканчивается игра - КВН рефлексией на уровне мысли, анализа своих ощущений. Результатом урока являются глубоко осмысленные выводы учащихся, высокий эмоциональный подъём и выход на нравственные ценности, составляющие духовность личности, её образовательную среду. Название УМК Учебник: Е.В. Пчёлова. История России с древнейших времён до конца XVI века. М. «Русское слово», 2012г. Тема урока: «Богатыри земли русской» Место и роль урока в изучаемой теме: Русь между Востоком и Западом. XII-XVI в Тип урока: обобщения и систематизации знаний Форма: игра – КВН Цель: усвоение знаний по периоду раздробленности Древней Руси в системе: знание дат и терминов, знание исторических событий, персонажей. Задачи: образовательная: создать условия для усвоения учащимися исторических фактов по периоду раздробленности Древней Руси, обобщить и закрепить пройденный материал; развивающая: развитие учебной мотивации, творческих способностей, фантазии, воображения; умения сопоставлять факты и делать выводы; умений и навыков работы с историческими источниками и картой, формирование интереса к самостоятельной поисковой деятельности, излагать собственную точку зрения, развитие коммуникативных навыков; воспитательная: формирование интереса к истории родной страны, уважения и почитания национальных героев истории; воспитание чувства коллективизма, толерантности. Технологии: игровые технологии, личностно-ориентированные, здоровьесбережения Формы работы: индивидуальные, групповые, коллективные Методы: активные методы обучения, словесные, игровые, соревновательные, воспитательные Приемы: решение познавательной задачи, диалог, тест, творческие выступления Основные компетенции: - умение оценивать свою и чужую деятельность; - умение работать в группе; - умение сравнивать; - умение доказывать свою точку зрения. Ожидаемый результат: закрепление знаний по периоду раздробленности Древней Руси, развитие логического мыщления учащихся и коммуникативных навыков. Оборудование: плакаты, рисунки, таблицы, карточки-задания, кроссворд. Карты: «Борьба против иноземных захватчиков в XIII в» и «Русские земли в XIV – XVI вв». Источники: 1. Н. Кончаловская «Наша древняя столица». М. «Детская литература», 1972г.
Ход урока План
1) Слово ведущего. 2) Приветствие команд, девиз, эмблема. 3) Конкурс «Найди соответствие». 4) Конкурс «Одень и снаряди воина». 5) Таблица «Завоевания монголо - татар в XIII в». 6) Конкурс капитанов (схема). 7) Конкурс для сообразительных (тесты). 8) Решить кроссворд. 9) Конкурс болельщиков. 3. Подведение итогов. 4. Рефлексия. Ход мероприятия
Дорогие друзья, добрый день! Создание психологической атмосферы урока, включение в деловой ритм урока. 2. Вводно-мотивационный этап. Вступительное слово учителя: Мы начинаем КВН. Исполнение песни. Сегодня нам предстоит поучаствовать в состязании богатырей земли русской, которых будут представлять наши ребята. Я представляю участников игры: это команда «Витязи» и команда «Русичи». Предоставим им слово для приветствия. 3. Игра – КВН.
Приветствие команды «Витязи». Девиз: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет». Приветствие жюри: «Ой, ты гой еси, жюри наше белолицее. Для тебя сложили мы слова величательные. Мы сложили их на старинный лад, Мы певали их под гуслярный звон. И причитывали да присказывали. Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие. То сидят за столом люди добрые, Люди добрые, справедливые. Кто понравится им, Тому балл дают. Да желанный приз дают, А не глянется кто, Тот презреньями убит, Как нахмурит жюри брови черные, Наведет на невежд очи зоркие. Стыдно станет всем, Кто не знал ответ На вопрос, что здесь задавали им. Приветствие соперникам: «Приветствуем тебя, соперник наш, Надеемся, что ты скучать не дашь. Коль выиграешь ты, знать ты умней. И руку мы пожмем тебе сильней. А коль победы нам зажжется свет, Не плачь, тебе еще не много лет. И впереди еще простор для славных дел, Сумеешь сделать все, что раньше не сумел. Приветствие болельщикам: Виват, болельщики, смелые, верные. Нам помогите Вы, Чтоб место было первое. Вы поболеть за нас пришли, Так хлопайте ж бойчее, Чтоб даже руки затекли, Болейте за нас смелее. Учитель: Прекрасно выступили «Витязи», теперь послушаем команду «Русичи». Приветствие команды «Русичи». Девиз: «Мы в дружбу верим горячо, сдаваться не привыкли». Приветствие жюри: «Славься, славься, родное жюри! Соревноваться сюда мы пришли, Чтобы в битве не крови чужой достать, А чтобы в истории известным стать! Не взыщи же ты, жюри славное, Что к тебе пришли без подарочка. Без златой парчи, скидка жемчуга, а и нет у нас добра этого. Зато есть у нас сердце доброе, сердце доброе, душа светлая. Да и любовь тебя как родную мать величаем здесь. Славься, славься, родное жюри! Соревноваться сюда мы пришли, Чтобы в битве не крови чужой достать, А чтобы в истории известным стать. Приветствие соперникам: «К вам, соперники родные, Обратиться мы хотим, Все задания ведущих Мы, конечно же, решим! Вставайте, люди вольные, И покажите свои знания. Болельщикам: Ты, болельщик дорогой, Поболей за нас с душой. Веселей похлопай, Ножками потопай, Очень громко не кричи, В конкурсе нас поддержи! Учитель: Вот и закончилось приветствие команд. Пока жюри подводит итоги приветствия, команды ознакомятся с первым конкурсом.
На плакате записаны в столбик даты и пронумерованы события. Необходимо около каждой даты поставить номер соответствующего события. Какая команда справится с заданием быстрее и в тоже время правильно?
Ответ: Правильные номера по порядку: 3, 9, 6, 8, 10, 5, 1, 4, 7, 2, 11,12. Учитель: Слово жюри! Давайте заслушаем итоги приветствия и первого конкурса! - Я приглашаю участников к новому конкурсу. Перед нами плакат с изображением русского оружия XIV века. За 2 минуты необходимо снарядить воина А. Невского, т.е. написать на листочке номера тех изображений, которые могли бы войти в список снаряжения воина дружины А. Невского. II. Конкурс «Одень и снаряди воина». Плакат «Из истории русского оружия» XIV век.
10)Двуручный меч 11) Стяг. Ответ: 2,3.5,9,10,11. Физминутка. Комплекс упражнений для глаз.
Учитель: Команды должны заполнить таблицу «Завоевания монголо – татар в XIII веке». Правильный ответ. Завоевания монголо – татар в XIII веке.
Учитель: Следующий конкурс для капитанов. Вы удачно правите своей командой, сможете ли вы дать нам определения следующих исторических понятий: Князь, хан, ясак, вотчина, барщина, оброк, фреска, удел, баскак, ярлык. Учитель: И вновь мы просим жюри подвести итоги предыдущих конкурсов. Жюри: Итоги конкурсов. Учитель: Участвовать в следующем конкурсе приглашаются самые сообразительные. Ведущие зачитывают тесты и варианты ответов. У вас на столах карточки с цифрами - 1,2,3,4,5. Балл получает та команда, которая быстрее поднимет номер правильного ответа.
Тесты А - Древний Новгород можно назвать портом морей:
Б – В политической жизни Новгорода ведущая роль принадлежала:
В - В эпоху раздробленности в Киеве фактическая власть была:
Г - Князь в Новгороде с XII века играл роль:
Д – какая религия была у славян первой:
Е – Как назывался один из первых летописных памятников Руси?
Ж – Монголы назвали злым городом:
З – Этот князь добился того, что в его правление стояла «тишина великая» и ордынцы не трогали Русь. Это был:
Учитель: пока жюри подводит итоги, команды выполняют следующее задание.
Учитель: Пока команды решают кроссворд, предлагаю задание болельщикам. Известно, что Русь в 988 году приняла христианство. Но язычество не исчезло окончательно. Оно бытовало в народе в виде праздников, мифов, былин и примет. Назовите их. Учитель: Ну что же, спасибо болельщикам. Я вижу команды уже разгадали кроссворд и отдали на суд жюри. Итак, уважаемое жюри, вам слово. Физминутка. (Сан. Пин)
Домашнее задание команд: представить творческое выступление «Портрет исторического персонажа» для соперников.
Задание «О ком идет речь»: Ой, ты, Новгород Великий Господин торговых дел! От боев с ордою дикою, Ты счастливо уцелел. Только ныне ведь не время, Вольной гордости твоей. Ведь задумали ливонцы, Наши земли взять у нас. В Переяславль тебе за князем, Посылать гонцов пора. Пусть с поклоном рухнут наземь, Среди княжьего двора. Помнишь князь от шведа Землю спас. И тебя он от соседа Защитит на этот раз.
Задание «О ком идет речь»: Кличет князь всю страну На священную войну. Не довольно ль, братцы даром Отдавать добро татарам? Сбросить иго, не пора ли? Сколько лет нас обирали! Ой, вы, силы молодые, Выше копья поднимай! Возомнил себя Батыем Злой татарин, хан Мамай. Он путем Батыя старым Всей ордой пошел на Русь. Надо дать отпор татарам Я вас в бой вести берусь! Учитель: Очень интересные выступления подготовили наши ребята. Обе команды справились с заданием. Молодцы ребята! Слово жюри. 3. Заключение. Подведение итогов. Оценки за урок. 4. Рефлексия. Продолжите высказывания.
|
Конспект педагогического мероприятия «Богатыри земли русской» Тема № Общие требования к содержанию образования, установленные государством. Система образования в российской федерации | Вроде «поссорились как то богатыри с мушкетерами» может любой школьник Кто из нас в детстве не видел в хрестоматии по русской литературе репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри»? Сильные и величественные,... | ||
Тема. Сочинение «Богатыри земли русской» Сегодня на уроке мы продолжим разговор об удивительном жанре устного народного творчества. Ещё раз мы перелистаем страницы изученных... | Реферат изображение русской земли в «слове о полку игореве» Изображение русской земли в «слове о полку игореве» и других произведениях древнерусской литературы | ||
План реферата. Размышляя о творчестве Гоголя. Многоликая Русь и ее... Прославление Русской земли, товарищества, русской души в жанре героической повести «Тарас Бульба» | Доклад о состоянии и использовании Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | ||
Доклад о состоянии и использовании Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | Министерство экономического развития российской федерации Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | ||
Развития российской федерации федеральная служба Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | Министерство экономического развития российской федерации федеральная служба Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | ||
Доклад о состоянии и использовании земель в ростовской области в 2011 году Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической... | Российской Федерации Федеральная служба государственной регистрации,... Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | ||
Паны дерутся у хлопцев чубы трещат Украина… Малороссия… Колыбель Руси. Некогда – сердце Земли Русской, средоточенье веры православной | Реферат по теме: Григорий Иванович Шелихов Колумб земли русской Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №2» г. Колпашево | ||
И. И. Смульский Институт криосферы Земли со ран, г. Тюмень Земли рассмотрена также на основе составной модели вращения Земли. Получены периоды ее колебаний, которые совпадают с наблюдаемыми.... | Каменные стражи Русской земли Дзога Тамара Николаевна, учитель изобразительного искусства моу сош №23 с. Воронцовка мо ейский район Краснодарского края |