Тема. Сочинение «Богатыри земли русской»





Скачать 50.56 Kb.
НазваниеТема. Сочинение «Богатыри земли русской»
Дата публикации15.04.2015
Размер50.56 Kb.
ТипСочинение
100-bal.ru > Литература > Сочинение
Предмет. Русский язык.
Программа «Школа 2100» ( авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)

2 класс

Тема. Сочинение «Богатыри земли русской».
Цели.

- формировать умение строить части текста, раскрывать основную мысль в тексте;

- учить использовать речевые средства для передачи своего отношения к героям;

-расширять словарный запас учащихся;

-воспитывать патриотическое отношение к защитникам земли русской.
Оборудование.

Компьютер, мультимедийное устройство, экран.
Ход урока.

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Сегодня на уроке мы продолжим разговор об удивительном жанре устного народного творчества. Ещё раз мы перелистаем страницы изученных проиведений, встретимся с полюбившимися героями, но самое главное: мы исполним роль некоторых из них.

II. Актуализация знаний.

1 Повторение жанров устного творчества

Сейчас мы начнём разговор об одном из видов устного народного творчества.

Почему оно получило такое название?

( От слова уста. Ранеше не умели писать, поэтому передавали всё устно.)

- Какие жанраы усного народного творчества вы знаете?

( сказки, поговорки, потешки и былины)

Слайд 1

2. Чтение отрывка былины „ Илья Муромец и Святогор“.

Из далеча – далеча, чиста поля,

Выезжал старый казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович…

Слайд 2

- Из какого произведения взяты эти строки?

( Это отрывок из былины « Илья Муромец и Святогор».)

- Что такое былина?

Слайд 3

(Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей.

В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов.)

Слайд 4

- Назовите героев русских былин?

( Садко, Илья Муромец, Святогор, Алёша Попович, Добрыня Никитич,

Василиса Микулична)

Какие интересные имена и фамилии богатырей, как ласково их зовёт народ:

Алёша, Добрыня от слова добрый, Илья Муромец - сколько силы в этих двух словах. Есть и женское имя – Василиса Микулична.

Обратите внимание, на фамилии. Таких в современном языке мы уже не встретим: Никитич, Попович, Годинович, Буслаевич. Оканчиваются на мягкий согласный ч и мягкий знак не пишется.

Слайд 5

- Какие черты характера богатырей воспевали в былинах?

( Силы, ум, доброту, находчивость, уважительное отношение к старшим и большую любовь к земле Русской)

- Правильно, ребята, самое главное, за что славили и почитали богатырей, за их любовь к Родине.

III. Введение в тему.

- Как называли в старину исполнителей былин?

( Их называли сказители. Они по памяти рассказывали былины на распев и играли на гуслях.)

Я предлагаю вам совершить путешествие в древние времена и стать сказителями.

Слайд 6

- О каком богатыре вы расскажите?

( Об Илье Муромце. Его исцеление и его подвиги поразили нас)

Работа над текстом былины.

Слайд 7

1. Композиция былины.

- Расскажите, из каких частей строится былина?

( Зачин, основная часть и концовка)

а) Зачин.

- Какие особенные слова мы встретили в былине?

( В ней много архаизмов, ласкательных слов, уважительных обращений к богатырям и старшим, повторов)

Обыкновенно зачином служит указание на местность, в которой происходит действие былины: Киев, Муром, Волынец, Галич, застава.

- Где мы впервые встречаемся с образом Ильи Муромца?

( В городе Муроме, селе Карачарове.)

- С каких слов мы начнём свой рассказ?

( Жил в городе Муроме…)

(перейти по гиперссылке к слайду 9, от слова ЗАЧИН)

- А вот продолжите самостоятельно, употребив разные эпитеты.

-Предложите варианты.

( Добрый молодец Илья Муромец, казак )

Прочтите свои предложения.

( Жил в городе Муроме добрый молодец Илья Муромец.

Жил в городе Муроме молодой казак Илья Муромец)

(перейти по гиперссылке к слайду 8)

б) Основная часть.

- О чём мы расскажем в основной части?

(перейти по гиперссылке к слайду 10)

(О болезни Ильи, его исцелении и о его силе богатырской)

Чтение учителем слов

Лишь того удостоит Господь быть её защитником, чья душа очистилась страданием, а сила молодецкая смирилась перед Божией волей. Да и сама болезнь, переносимая с терпением, может оказаться первым подвигом богатыря.

- Расскажите о первом подвиге богатыря.

(перейти по гиперссылке к слайду 11)

( Прожил он тридцать лет, а ходить не мог. Но не очерствел душой, не потерял силу духа)

Составим предложение о недуге доброго молодца.

(перейти по гиперссылке к слайду 10)

( Прожил он тридцать лет, а ногами не шевелит.

Прожил Илья долгое время, а ногами не ходил.)

- Кто же исцелил славного Илью Муромца?

( Странички или калики перехожие называют их ещё.)

(перейти по гиперссылке к слайду 12)

- За какие качества наградили Ильи странники?

( За его терпение в болезни, доброту, уважительное отношение к старцам)

Составим предложение.

(перейти по гиперссылке к слайду 10)

( За долгие страдания и доброту научили странники доброго молодца ходить.

Другой вариант.

И сотворили чудо калики перехожие: научили ходить Илью Муромца, и наделили славного казака силой богатырской.

Теперь мы отметим, для какой цели дали ему силу невиданную.

( Чтобы защищал беззащитных и малых, и смог постоять за землю Русскую.

(перейти по гиперссылке к слайду 13)

Составим варианты ответов.

Защищал святорусский богатырь отцов, матерей, деток малых и всю землю Русскую от врагов чужеземных)

(перейти по гиперссылке к слайду 10)

в) Концовка.

(перейти по гиперссылке к слайду 8)

Переходим к заключительной части.

(перейти по гиперссылке к слайду 14)

- Что мы должны воспеть в этой части?

( Чувство гордости за святорусских богатырей, что есть кому постоять за Русь. И всегда так было, есть и будет)

- Так об этом и напишем.

IV. Орфографическая работа.

V. Самостоятельная запись текста. (Слайд 15)

VI. Чтение вариантов.

VII. Итог урока.

- Что мы сегодня писали?

- Кто герой нашей былины? (Слайд 16)

Илья Муромец воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника причислен православной церковью к лику святых.

VIII. .Рефлексия.

Литература:

1.Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литературное чтение «Маленькая дверь в большой мир», Москва. 2006.

2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Русский язык. 2 класс. Москва. 2006.

3. И.В. Карнаухова. Былины и героические сказки.«Русские богатыри». Москва. 2008.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема. Сочинение «Богатыри земли русской» iconКонспект педагогического мероприятия «Богатыри земли русской»
Тема № Общие требования к содержанию образования, установленные государством. Система образования в российской федерации
Тема. Сочинение «Богатыри земли русской» icon«Богатыри земли русской»
Ней Руси. Урок проводится в игровой форме квн. Такая форма работы в полной мере стимулирует познавательную активность учащихся 6...
Тема. Сочинение «Богатыри земли русской» iconВроде «поссорились как то богатыри с мушкетерами» может любой школьник
Кто из нас в детстве не видел в хрестоматии по русской литературе репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри»? Сильные и величественные,...
Тема. Сочинение «Богатыри земли русской» iconРеферат изображение русской земли в «слове о полку игореве»
Изображение русской земли в «слове о полку игореве» и других произведениях древнерусской литературы
Тема. Сочинение «Богатыри земли русской» iconТема урока: «Слово о погибели русской земли»
Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,...
Тема. Сочинение «Богатыри земли русской» iconПлан реферата. Размышляя о творчестве Гоголя. Многоликая Русь и ее...
Прославление Русской земли, товарищества, русской души в жанре героической повести «Тарас Бульба»
Тема. Сочинение «Богатыри земли русской» iconТема: Сочинение с элементами описания «Весна пришла»
Сегодня на уроке развития речи мы напишем небольшое сочинение с помощью динамической картинки, которую составим вместе. Тему сочинения...
Тема. Сочинение «Богатыри земли русской» iconКонспект урока слово о погибели земли Русской… (Тема урока) Федорина Елена Васильевна
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России 6класс «Просвещение»; Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литература 6 класс «Баласс»
Тема. Сочинение «Богатыри земли русской» iconУрок пресс-конференция «Певец земли буйской или тема малой родины в творчестве В. И. Куликова»
Гаврилова И. В. Просеминарий по лингвистике: учебно-методическое пособие для студентов факультета русской филологии. – Чебоксары...
Тема. Сочинение «Богатыри земли русской» icon«Центр развития ребенка – детский сад №99 «Почемучка» Проект «Защитники...
«Пермский край, земля Уральская», литературно-музыкальная композиция по сказам П. П. Бажова
Тема. Сочинение «Богатыри земли русской» iconДоклад о состоянии и использовании
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Тема. Сочинение «Богатыри земли русской» iconДоклад о состоянии и использовании
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Тема. Сочинение «Богатыри земли русской» iconТема: База данных
Учащиеся должны знать общую характеристику и своеобразие русской литературы 19 века; пути становления реализма в русской и мировой...
Тема. Сочинение «Богатыри земли русской» iconРазвития российской федерации федеральная служба
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Тема. Сочинение «Богатыри земли русской» iconМинистерство экономического развития российской федерации
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Тема. Сочинение «Богатыри земли русской» iconМинистерство экономического развития российской федерации федеральная служба
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск