Скачать 50.56 Kb.
|
Предмет. Русский язык. Программа «Школа 2100» ( авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) 2 класс Тема. Сочинение «Богатыри земли русской». Цели. - формировать умение строить части текста, раскрывать основную мысль в тексте; - учить использовать речевые средства для передачи своего отношения к героям; -расширять словарный запас учащихся; -воспитывать патриотическое отношение к защитникам земли русской. Оборудование. Компьютер, мультимедийное устройство, экран. Ход урока. I. Организационный момент. Эмоциональный настрой А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Сегодня на уроке мы продолжим разговор об удивительном жанре устного народного творчества. Ещё раз мы перелистаем страницы изученных проиведений, встретимся с полюбившимися героями, но самое главное: мы исполним роль некоторых из них. II. Актуализация знаний. 1 Повторение жанров устного творчества Сейчас мы начнём разговор об одном из видов устного народного творчества. Почему оно получило такое название? ( От слова уста. Ранеше не умели писать, поэтому передавали всё устно.) - Какие жанраы усного народного творчества вы знаете? ( сказки, поговорки, потешки и былины) Слайд 1 2. Чтение отрывка былины „ Илья Муромец и Святогор“. Из далеча – далеча, чиста поля, Выезжал старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович… Слайд 2 - Из какого произведения взяты эти строки? ( Это отрывок из былины « Илья Муромец и Святогор».) - Что такое былина? Слайд 3 (Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов.) Слайд 4 - Назовите героев русских былин? ( Садко, Илья Муромец, Святогор, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Василиса Микулична) Какие интересные имена и фамилии богатырей, как ласково их зовёт народ: Алёша, Добрыня от слова добрый, Илья Муромец - сколько силы в этих двух словах. Есть и женское имя – Василиса Микулична. Обратите внимание, на фамилии. Таких в современном языке мы уже не встретим: Никитич, Попович, Годинович, Буслаевич. Оканчиваются на мягкий согласный ч и мягкий знак не пишется. Слайд 5 - Какие черты характера богатырей воспевали в былинах? ( Силы, ум, доброту, находчивость, уважительное отношение к старшим и большую любовь к земле Русской) - Правильно, ребята, самое главное, за что славили и почитали богатырей, за их любовь к Родине. III. Введение в тему. - Как называли в старину исполнителей былин? ( Их называли сказители. Они по памяти рассказывали былины на распев и играли на гуслях.) Я предлагаю вам совершить путешествие в древние времена и стать сказителями. Слайд 6 - О каком богатыре вы расскажите? ( Об Илье Муромце. Его исцеление и его подвиги поразили нас) Работа над текстом былины. Слайд 7 1. Композиция былины. - Расскажите, из каких частей строится былина? ( Зачин, основная часть и концовка) а) Зачин. - Какие особенные слова мы встретили в былине? ( В ней много архаизмов, ласкательных слов, уважительных обращений к богатырям и старшим, повторов) Обыкновенно зачином служит указание на местность, в которой происходит действие былины: Киев, Муром, Волынец, Галич, застава. - Где мы впервые встречаемся с образом Ильи Муромца? ( В городе Муроме, селе Карачарове.) - С каких слов мы начнём свой рассказ? ( Жил в городе Муроме…) (перейти по гиперссылке к слайду 9, от слова ЗАЧИН) - А вот продолжите самостоятельно, употребив разные эпитеты. -Предложите варианты. ( Добрый молодец Илья Муромец, казак ) Прочтите свои предложения. ( Жил в городе Муроме добрый молодец Илья Муромец. Жил в городе Муроме молодой казак Илья Муромец) (перейти по гиперссылке к слайду 8) б) Основная часть. - О чём мы расскажем в основной части? (перейти по гиперссылке к слайду 10) (О болезни Ильи, его исцелении и о его силе богатырской) Чтение учителем слов Лишь того удостоит Господь быть её защитником, чья душа очистилась страданием, а сила молодецкая смирилась перед Божией волей. Да и сама болезнь, переносимая с терпением, может оказаться первым подвигом богатыря. - Расскажите о первом подвиге богатыря. (перейти по гиперссылке к слайду 11) ( Прожил он тридцать лет, а ходить не мог. Но не очерствел душой, не потерял силу духа) Составим предложение о недуге доброго молодца. (перейти по гиперссылке к слайду 10) ( Прожил он тридцать лет, а ногами не шевелит. Прожил Илья долгое время, а ногами не ходил.) - Кто же исцелил славного Илью Муромца? ( Странички или калики перехожие называют их ещё.) (перейти по гиперссылке к слайду 12) - За какие качества наградили Ильи странники? ( За его терпение в болезни, доброту, уважительное отношение к старцам) Составим предложение. (перейти по гиперссылке к слайду 10) ( За долгие страдания и доброту научили странники доброго молодца ходить. Другой вариант. И сотворили чудо калики перехожие: научили ходить Илью Муромца, и наделили славного казака силой богатырской. Теперь мы отметим, для какой цели дали ему силу невиданную. ( Чтобы защищал беззащитных и малых, и смог постоять за землю Русскую. (перейти по гиперссылке к слайду 13) Составим варианты ответов. Защищал святорусский богатырь отцов, матерей, деток малых и всю землю Русскую от врагов чужеземных) (перейти по гиперссылке к слайду 10) в) Концовка. (перейти по гиперссылке к слайду 8) Переходим к заключительной части. (перейти по гиперссылке к слайду 14) - Что мы должны воспеть в этой части? ( Чувство гордости за святорусских богатырей, что есть кому постоять за Русь. И всегда так было, есть и будет) - Так об этом и напишем. IV. Орфографическая работа. V. Самостоятельная запись текста. (Слайд 15) VI. Чтение вариантов. VII. Итог урока. - Что мы сегодня писали? - Кто герой нашей былины? (Слайд 16) Илья Муромец воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника причислен православной церковью к лику святых. VIII. .Рефлексия. Литература: 1.Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литературное чтение «Маленькая дверь в большой мир», Москва. 2006. 2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Русский язык. 2 класс. Москва. 2006. 3. И.В. Карнаухова. Былины и героические сказки.«Русские богатыри». Москва. 2008. |
Конспект педагогического мероприятия «Богатыри земли русской» Тема № Общие требования к содержанию образования, установленные государством. Система образования в российской федерации | «Богатыри земли русской» Ней Руси. Урок проводится в игровой форме квн. Такая форма работы в полной мере стимулирует познавательную активность учащихся 6... | ||
Вроде «поссорились как то богатыри с мушкетерами» может любой школьник Кто из нас в детстве не видел в хрестоматии по русской литературе репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри»? Сильные и величественные,... | Реферат изображение русской земли в «слове о полку игореве» Изображение русской земли в «слове о полку игореве» и других произведениях древнерусской литературы | ||
Тема урока: «Слово о погибели русской земли» Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,... | План реферата. Размышляя о творчестве Гоголя. Многоликая Русь и ее... Прославление Русской земли, товарищества, русской души в жанре героической повести «Тарас Бульба» | ||
Тема: Сочинение с элементами описания «Весна пришла» Сегодня на уроке развития речи мы напишем небольшое сочинение с помощью динамической картинки, которую составим вместе. Тему сочинения... | Конспект урока слово о погибели земли Русской… (Тема урока) Федорина Елена Васильевна Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России 6класс «Просвещение»; Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литература 6 класс «Баласс» | ||
Урок пресс-конференция «Певец земли буйской или тема малой родины в творчестве В. И. Куликова» Гаврилова И. В. Просеминарий по лингвистике: учебно-методическое пособие для студентов факультета русской филологии. – Чебоксары... | «Центр развития ребенка – детский сад №99 «Почемучка» Проект «Защитники... «Пермский край, земля Уральская», литературно-музыкальная композиция по сказам П. П. Бажова | ||
Доклад о состоянии и использовании Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | Доклад о состоянии и использовании Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | ||
Тема: База данных Учащиеся должны знать общую характеристику и своеобразие русской литературы 19 века; пути становления реализма в русской и мировой... | Развития российской федерации федеральная служба Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | ||
Министерство экономического развития российской федерации Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | Министерство экономического развития российской федерации федеральная служба Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... |