Скачать 218.29 Kb.
|
Государственный университет – Высшая школа экономики Управление академического развития Центр повышения квалификации ГУ-ВШЭ ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ по проекту Методика преподавания и академическая работа в рамках конкурса инициативных образовательных проектов среди участников группы высокого профессионального потенциала май-декабрь 2009 г. Состав группы: Пашкевич Анна Валерьевна, Попов Никита Игоревич, Прахов Илья Аркадьевич, Сафронова Ксения Олеговна руководитель Постникова Татьяна Владимировна 2009 г. Структура отчета
Предлагаемый нашей группой проект направлен на повышение квалификации молодых преподавателей. Он охватывает исследовательскую сферу и преподавание. В связи с реформой науки в России молодые ученые должны научиться правильно расставлять приоритеты в своей преподавательской деятельности. Поскольку моделью нового университета (т.е. ГУ-ВШЭ) является исследовательский ВУЗ, то необходимо обеспечить возможности вести как преподавательскую, так и научную деятельность. Модель исследовательского ВУЗа позволяет перенести новейшие исследования непосредственно в лекционные и семинарские курсы, что будет содействовать повышению научного потенциала ВУЗа, внедрению новых результатов в преподавание курсов и вхождению учащихся в научно-исследовательский процесс. В связи с этим необходимо стимулировать молодых специалистов к работе в развивающейся науке. Современному университету нужна более динамичная среда, в которой идеи развиваются быстро и находят свое применение в среде исследователей. Также эти идеи нужно донести до слушателей. И здесь возникают проблемы. Основная проблема молодого специалиста (под ним мы будем понимать магистра, аспиранта, молодого преподавателя) – отсутствие преподавательского и исследовательского опыта. Проект «Методика преподавания и академическая работа» нацелен на решение проблем молодых преподавателей и аспирантов. Можно выделить три основных проблемы: 1. как преподавать? 2. как написать статью? 3. что требовать от студентов? Поскольку у аспирантов нет курса по педагогическому мастерству, необходимо провести этот курс в рамках мастер-классов группы кадрового резерва. Мастер-классы проведут специалисты в различных областях методик преподавания и академической работы. Молодые преподаватели должны получить навыки: риторики, ведения дискуссии (это актуально как для семинарских занятий – для вовлечения студентов, так и для участия в академических мероприятиях: конференциях, круглых столах и т.д.), методике преподавательской работы. Мастер-классы должны быть дополнены учебно-методическими материалами по работе со студентами (как писать письменные работы всех уровней) для того, чтобы облегчить работу преподавателя. В связи с развитием научного сообщества в России актуальна также проблема научных исследований и встраивания молодого преподавателя в сообщество исследователей. По этой теме предполагается провести отдельный мастер-класс. Молодой исследователь в начале своей академической карьеры неизбежно сталкивается с трудностями по подготовке заявки на гранты, по написанию научной статьи, по подготовке исследований для диссертации. В связи с этим, планируется провести мастер-классы и по этим проблемам, а также решить их в учебно-методических материалах, которые подготовят участники группы. Кроме того, необходимо организовать открытый урок молодых специалистов, где они могли бы представить свои проекты и получить «обратную связь». Так же не стоит недооценивать и интернет-публикации по результатам планируемых мероприятий, к которым смогут приобщиться все желающие, как из ГУ-ВШЭ, так и из других ВУЗов.
Проект, предлагаемый нашей группой, направлен на решение основных затруднений в работе молодого специалиста. Предложенные нами инициативы необходимы для того, чтобы повысить уровень квалификации молодых специалистов.
Целевая аудитория проекта – молодые преподаватели (а также аспиранты и магистранты). Цель: улучшить навыки преподавательской и исследовательской работы молодых преподавателей. Задачи:
По окончании проекта ожидается, что у участников мастер-классов и открытых уроков появятся навыки преподавания и исследовательской деятельности, они успешно будут решать затруднения, связанные с написанием статей, преподавательской деятельностью, участием в конференциях и получением грантов. 2. Состав группы
3. Содержание проекта
Проект состоит из нескольких частей:
Для организации Открытых уроков была составлена анкета, анкетирование было проведено в рамках Выездного семинара группы кадрового резерва в октябре 2009 года. Анкета содержала в себе несколько открытых вопросов о методике проведения лекционных и семинарских занятий молодыми преподавателями, а также вопрос о том, с какими проблемами сталкивается молодой преподаватель. Результаты анкетирования были проанализированы, были выделены основные практики преподавания и ключевые проблемы молодых преподавателей. Это может послужить основной для встречи молодых преподавателей с экспертами в области педагогики и образования и последующего обсуждения результатов. Кроме того, на Выездном семинаре молодые преподаватели написали эссе по методике преподавания, результаты были также обработаны и содержатся в приложении к отчету. Для проведения мастер-классов были привлечены специалисты из ГУ ВШЭ, РГГУ и ИППИ РАН. Тематику мастер-классов можно охарактеризовать следующим образом:
В качестве информационных ресурсов был задействован портал ГУ ВШЭ (анонсы на сайте www.hse.ru, приглашение корреспондента и фотографа с портала для информационного освещения проекта), страница Управления академического развития, Сообщество ГУ ВШЭ в Живом журнале. Кроме того, в зданиях ГУ ВШЭ размещались напечатанные плакаты-афиши с информацией о ближайших мастер-классов. Помимо этого проводилась периодическая адресная информационная рассылка о предстоящих мероприятиях участникам группы кадрового резерва. При подготовке статей активно использовались научные статьи в зарубежных журналах, а также общение с экспертами.
I. Открытые уроки а) Анкетирование участников кадрового резерва. Название анкеты: «Лучшие практики преподавания: методики, мнение, опыт». Анкета содержала следующие открытые вопросы (см. также приложение):
Ответы участников были проанализированы (см. приложение) и могут стать основой для совместного обсуждения с экспертами. б) Написание эссе «Как я провожу свои семинары/ лекции: формат занятий, техники тела, мои практики, опыт» на Выездном семинаре кадрового резерва. Результаты были транскрибированы и также могут являться материалом для дальнейшего анализа с участием приглашенных экспертов в области преподавания (см. приложение)
а) Алексей Куприянов «Методика преподавания» б) Лариса Тарадина «Как подать заявку на грант» в) Борис Степанов «Коммуникативные аспекты научной работы» План выступления: - Академическая работа и коммуникация. - Рекомендации по написанию научной статьи и подготовке ее к публикации. - Проблема научного текста: гуманитарное знание и коммуникативная саморефлексия науки. - Написание научного текста как работа с различными исследовательскими голосами. - Процедуры объективации своей позиции. - Типы цитирования, сноски и другие формы технического оформления голосов в тексте. г) Татьяна Постникова «Академическое письмо и принципы преподавания в США» План выступления: - Основания американской системы академического письма - Цели и задачи в написании академической работы - Четкая структура статьи, эссе, etc..: студенты наравне с преподавателями - Общие принципы преподавания и Syllabus д) Аркадий Перлов «Текст (научного) гуманитарного исследования: структурирование наблюдений и построение аргументации» План выступления:
Указатель включает в себя:
е) Аркадий Перлов «Публичное представление результатов квалификационного исследования: идеологии и технологии» План выступления: I. Содержание устного (научного) выступления
II. Советы, каким должно быть устное (научное) выступление.
ж) Михаил Гельфанд «Восстановление научного сообщества. История одного семинара» з) Михаил Плотников «Искусство презентации в преподавании» III. Публикации по результатам проекта (тексты статей находятся в приложении) Подготовка Интернет-публикаций и презентационных материалов по результатам мероприятий, а также (может быть, оно будет входить в эти публикации) статей по академическому письму / методике преподавания:
Проект, предлагаемый нашей группой, направлен на решение основных затруднений в работе молодого специалиста. Предложенные нами инициативы необходимы для того, чтобы повысить уровень квалификации молодых специалистов. 4. Проделанная работа (за первый этап)
5. Описание результатов и возможностей их распространения для ГУ-ВШЭ
Основным результатом проекта является улучшение навыков аспирантов, молодых преподавателей как в исследовательской, так и в преподавательской работе. Проект направлен на получение навыков и знаний по методике преподавания, написанию заявок на гранты, написанию статей и других работ, по риторике и самопрезентации преподавателя, по диалоговой форме работы со студентами. Участники получают знания о том, как лучше организовать свою работу со студентами, что от них требовать в плане письменных работ. Также этот проект направлен на повышение научного потенциала молодых преподавателей, это обеспечится знаниями о возможностях развития научного сообщества в России и сотрудничества с коллегами за рубежом. Конкретнее, навыки можно разделить на два типа - в преподавании и научной деятельности. Открытые уроки и несколько мастер-классов были направлены на решение проблем первого типа («Академическое письмо и принципы преподавания в США», «Искусство презентации в преподавании»). Результатами участия в них аспирантов и молодых преподавателей можно назвать следующее:
Мастер-классы на развитие исследовательских навыков решают следующие задачи:
Кроме того, к мастер-классам на формирование исследовательских навыков примыкает выступление “Восстановление научного сообщества. История одного семинара”. На нем доктор биологических наук Михаил Гельфанд расскажет участникам кадрового резерва о семинаре по Биоинформатике, на котором выступают отечественные и зарубежные ученые (Принстон, МИТ, Ратгерс и т.д.). Результатом выступления станут знания о том, какие действия приведут к организации научного сообщества в выбранной дисциплине.
По окончании мастер-классов и открытых уроков планируется вывесить материалы в Интернете, на портале ГУ-ВШЭ. Это обеспечит распространение результатов мероприятий как за пределы группы кадрового резерва, так и за пределы ВШЭ, позволит преподавателям других ВУЗов ознакомиться с ними. Еще одним результатом станет подготовка статей по академическому письму / методике преподавания участниками проекта. Статьи затрагивают важные темы самообразования молодых преподавателей. Подготовленные статьи планируется разместить на портале ГУ-ВШЭ в виде препринта. Это поспособствует распространению результатов исследования. Также возможно распространить материалы мастер-классов и статьи участников в виде методического пособия: они могут быть интересны и необходимы молодым преподавателям ГУ-ВШЭ для обеспечения преподавательской работы. Следовательно, у предлагаемого проекта практическая задача: внедрить разработки по академической работе / методике преподавания в работу Университета. Стоит также упомянуть о том, что мастер-классы посещали не только аспиранты и сотрудники ГУ-ВШЭ, но и их коллеги из других ВУЗов и организаций - МГУ, РГГУ, РГБ и др. Это означает, что результаты мастер-классов будут распространены далеко за пределы Университета, в связи с чем существует перспектива межвузовских контактов.
Данный проект претендует на то, чтобы заложить основы преподавания дисциплин по академической работе и методике преподавания в ГУ-ВШЭ и обеспечить знаниями в области этих дисциплин студентов, аспирантов и преподавателей. Дальнейшие планы могут реализоваться по следующим направлениям:
Методические материалы уже начинают подготавливаться группой кадрового резерва. Цель этого проекта - создать сначала общие материалы по основным проблемам научного и учебного характера, а позже и полный учебник, дающий исчерпывающие ответы по основным затруднениям. Учебников по преподаванию и научной работе на русском языке практически нет, даже те, которые существуют, не отражают образовательных и научных стратегий современности. В связи с этим видна четкая необходимость развития этого проекта, начиная с переводов и трансляции современных западных стратегий, заканчивая исследованиями в области организации образования и науки. Темы, подготовленные участниками этого проекта (в письменной и устной форме) следует развивать и обсуждать. Например, этому может послужить возникновение постоянно действующего Семинара по проблемам науки и образования. Разумеется, этот семинар напоминает мастер-классы, проводимые в рамках данного проекта, только на постоянной основе. На семинаре могут проходить как выступления - например, на актуальные темы, такие как “Демократия и образование”, “Женщины в науке”, “Люди с ограниченными возможностями в университете”. Так же приглашенные специалисты могут проводить мастер-классы по развитию различных навыков у аспирантов и молодых преподавателей, например, навык ведения дискуссии, который одинаково важен как в преподавании, так и в науке. Это позволит наладить контакты с коллегами из ГУ-ВШЭ и из других ВУЗов - в России и за рубежом, что, в свою очередь, создаст основу для общих научных проектов и формирования дисциплины и сообщества вокруг нее. Подготовка учебного курса логически вытекает из заявленных тем. Ни в одном отечественном университете нет обязательных учебных курсов по академической работе и основам преподавания, как например, это существует в университетах США. Аспиранты и сотрудники ГУ-ВШЭ стремятся использовать новые методы, соответствующие актуальному состоянию науки и образования. Поэтому назрела необходимость в подготовке таких курсов. Вполне возможно, что эти курсы, с течением времени и подготовкой специалистов, разовьются в подноценный и многопрофильный Образовательный центр, задачей которого будет обучать студентов и аспирантов навыкам письма и научной работы, решать проблемы с подготовкой грантов, развивать навыки преподавательского мастерства и ведения дискуссий, решать проблемы с планированием времени. Проект стремится идти в ногу со временем, использовать имеющиеся возможности для актуализации, а также указать на возможности будущие. В идеале, проект показывает очевидный инновативный характер развития ГУ-ВШЭ, предлагающего самые современные практики в преподавании и научной деятельности. Отчет содержит следующие приложения: Приложение А. Открытые уроки - Анкета участника кадрового резерва «Лучшие практики преподавания: методики, мнение, опыт» - Заполненные анкеты (доступно в печатном виде) - Анализ анкет «Лучшие практики преподавания: методики, мнение, опыт. Результаты анкетирования» - Экспресс-анализ анкет (таблица) - «Открытые уроки» на страницах сочинений молодых преподавателей на тему «Как я провожу свои семинары/лекции: формат занятий, техники тела, мои практики, опыт» Приложение Б. Материалы проведенных мастер-классов - Презентация Ларисы Тарадиной «Как написать заявку на грант?» - Презентация Бориса Степанова «Коммуникативные аспекты научной работы» - Презентация Татьяны Постниковой «Академическое письмо и принципы преподавания в США» - Презентация Аркадия Перлова «Текст гуманитарного исследования: структурирование наблюдений и построение аргументации» - Дополнительные материалы к мастер-классу Аркадия Перлова «Текст гуманитарного исследования: структурирование наблюдений и построение презентации» - Презентация Аркадия Перлова «Публичное представление результатов научного исследования: идеологии и технологии» - Интервью с Б.Степановым, А.Пашкевич и И.Праховым для портала ГУ ВШЭ о программе мастер-классов Приложение В. Статьи - Татьяна Постникова «Академическое письмо и принципы преподавания в США» - Никита Попов «Как написать статью в рецензируемый научный журнал за рубежом?» - Илья Прахов «Методика преподавания экономических дисциплин: идеи и реальность» Приложение Г. Расписки экспертов (получение средств за проведение мастер-классов) (доступно в печатном виде) Приложение Д. Мониторинг результатов проекта: Анкета постоянного участника мастер-классов. |
Отчет по программе развития деятельности студенческих объединений... По проекту №1 «Фитодизайнерская деятельность по оптимизации территориальной структуры подразделений университета» | Отчет за 2009 год по проекту рффи 09-03-00493-а Форма 501. Краткий научный отчет Влияние реакционной среды на закономерности образования полимерных форм элементного фосфора | ||
Научно-технический отчет по договору №72-08 итоговый Проведение экспериментальных исследований влияния набегающего потока атомарного кислорода | Отчет по проекту «Невероятная туалетная бумага» Дисциплина: «Управление проектами» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г. Череповце | ||
Отчет по проекту: Разработка инновационных моделей и методологии Государственное учреждение «Центр сравнительной образовательной политики Министерства образования Российской Федерации» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Итоговый отчёт по апробации учебника А. В. Гулина, А. Н. Романовой «Литература. 5 класс» | ||
Итоговый отчет (в сокращении) администрации Зуевского Кировской области о реализации проекта Развитие системы экологического образования и просвещения в Зуевском районе на 2013 год | Отчет за период 2004-2005 учебный год по сетевому проекту Разработка и экспериментальная апробация содержания, форм и методов обучения в основной школе образовательной системы Д. Б. Эльконина... | ||
Реферат отчета по проекту рнп 2 3818 «Виртуальный мир минералов (учебная... Отчет 30 с., состоит из введения, основной части и заключения, 4 приложений, списка литературы | Отчет по Междисциплинарному научному проекту «Инновационные решения в области космической механики, физики, астрофизики, биологии и медицины для реализации космической отрасли... | ||
Итоговый отчет по работе экспериментальной площадки за период июнь-декабрь 2012г Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы с. Гнилуша Задонского муниципального района... | Заключение по проекту актуализированного сниП 05. 85* Автомобильные дороги Некоммерческое Партнёрство дорожных проектных организаций «родос» рассмотрев представленные поправки в постановление Правительства... | ||
Отчет по проекту Государственный контракт №14. 740. 11. 0353 от 20.... Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем машиноведения Российской академии наук | Реферат по проекту рнп 2 4186 Отчет 55 с., 8 ч., 15 рис., 2 табл., 124 источников, 1 прил Ортологи гена sbr имеются у всех исследованных на этот предмет эукариот. Мутантные аллели гена | ||
Реферат Отчета по проекту №1812 Отчета по проекту №1812 «Управляемая спиновая динамика квантово размерных полупроводниковых наноструктур». Руководитель проекта:... | Итоговый отчет по научно-исследовательской работе Разработка программы повышения качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных... |