Отчет по проекту: Разработка инновационных моделей и методологии





НазваниеОтчет по проекту: Разработка инновационных моделей и методологии
страница1/9
Дата публикации20.02.2015
Размер1.29 Mb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Банк > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Министерство образования

Российской Федерации

Государственное учреждение «Центр сравнительной образовательной политики Министерства образования Российской Федерации»
УДК 371:37.014
Утверждаю

Директор ГУ Центра

Чистохвалов В.Н.

к.хим.н., доцент
« 30 » декабря 2003 г.

М. П.
ОТЧЕТ
по проекту: «Разработка инновационных моделей и методологии

формирования и календарного планирования индивидуальных

образовательных программ подготовки специалистов с высшим

профессиональным образованием в системе зачетных единиц и

асинхронной организации учебного процесса»
программы: «Научно-методическое обеспечение функционирования

и модернизации системы образования»
раздел 2: «Развитие содержания профессионального образования, повышения

его качества в неразрывной связи с наукой»
вид отчета: итоговый


Научный руководитель:
____________ Ефремов А.П., к. ф-м. н., доцент


Москва
2003

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ:
1. Ефремов Александр Петрович - к. ф-м. н., доцент, 1-й проректор РУДН, руководитель проекта;

2. Баум В.В. - начальник сектора программного обеспечения Учебно-методического управления РУДН, ответственный исполнитель;

3. Зыков В.Н. - к.т.н., доцент кафедры управления эколого-экономическими системами РУДН;

4. Радкевич К.В. - к.ф.н., старший преподаватель кафедры социологии РУДН.

5. Чистохвалов В.Н. - к.хим.н., доцент, начальник УМУ РУДН.

РЕФЕРАТ

Отчет 1 кн., с. 98

ECTS, ЗАЧЕТНЫЕ ЕДИНИЦЫ, КРЕДИТЫ, КРЕДИТНЫЕ СИСТЕМЫ, СИСТЕМА НАКОПЛЕНИЯ, СИСТЕМА ПЕРЕВОДА (ПЕРЕДАЧИ) КРЕДИТОВ.

На первом этапе работ по проекту исследован зарубежный опыт и особенности организации учебного процесса в системе зачетных единиц.

Рассмотрены особенности использования системы зачетных единиц, системы накопления и перевода кредитов, используемые в европейских и американских университетах, механизмы действия европейской системы ECTS, возможности, предоставляемые студенту и вузу. Также рассмотрены форма использования системы ECTS (накопление и передача кредитов), практическое применение кредитных систем в Европе и дальнейшее развитие европейской системы ECTS.

По результатам работы подготовлен аналитический обзор по обобщению зарубежного опыта использования системы зачетных единиц в учебном процессе.

На втором этапе работ по проекту были выполнены следующие работы:

  • Разработаны проекты нормативно-правовых документов, регламентирующие содержательное наполнение и сопоставимость зачетных единиц, а также соответствующие предложения по внесению изменений в образовательное законодательство

  • Разработаны принципы экономического обеспечения введения системы зачетных единиц в учебном процессе.

  • Выработана структура управленческого обеспечения образовательного процесса на модульно-кредитной основе с использованием зачетных единиц

    • Разработаны проекты документов вузовского уровня по введению системы зачетных единиц в учебном процессе

    • Разработана нормативная документация вузовского уровня по организации учебного процесса, обеспечивающая возможность продолжения обучения в вузах Российской Федерации и за рубежом на основе перезачета результатов предшествующих этапов освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ различного профиля.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6

1. СИСТЕМА КРЕДИТНЫХ ЕДИНИЦ США (USCS) 8

2. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ (CATS) 16


3. СИСТЕМА КРЕДИТОВ В АЗИАТСКОМ И ТИХООКЕАНСКОМ

РЕГИОНАХ (UCTS) 20

4. ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА КРЕДИТОВ (ECTS) 24

5. АНАЛИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ КРЕДИТНЫХ ЕДИНИЦ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 27

5.1. НАКОПЛЕНИЕ И ПЕРЕДАЧА КРЕДИТОВ – ДВЕ

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕДИНИЦ 27

5.2. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ КРЕДИТНЫХ ЕДИНИЦ

В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 32

5.3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗАХ 46

6. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ ВВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ 49

6.1. ПРОЕКТЫ НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ, регламентирующих содержательнОе наполнениЕ и сопоставимость зачетных единиц 49

6.2. ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС 60

6.3. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 67

6.4. ПРОЕКТЫ ДОКУМЕНТОВ ВУЗОВСКОГО УРОВНЯ ПО ВВЕДЕНИЮ СИСТЕМЫ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ 72

6.5. НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ВУЗОВСКОГО УРОВНЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 78

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 82

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 83

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 84

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 86

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 87

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 88

ПРИЛОЖЕНИЕ 10 96

ПРИЛОЖЕНИЕ 11 98


ВВЕДЕНИЕ

Решение задач, связанных с формированием общеевропейского пространства высшего образования и закреплением за европейской высшей школой ведущих позиций в мире, во многом связывают с так называемым Болонским процессом, который в содержательном плане представляет собой основные направления деятельности, а фактически обязательства правительств европейских стран на ближайшее десятилетие. В основных задачах, сформулированных в пяти разделах Болонской Декларации, особое значение придается таким инструментам осуществления заявленных целей, как европейская система зачетного перевода (ECTS) и общеевропейское Приложение к дипломам (Diploma Supplement). Внедрение и применение этих инструментов как на национальном, так и на международном уровнях, является необходимым условием и одновременно эффективным способом формирования открытого общеевропейского образовательного пространства.

Задачей данного этапа работы по внедрению системы кредитов в системе высшего профессионального образования России является тщательное изучение зарубежного опыта по использованию кредитных систем, рассмотрение их положительных и отрицательных сторон с целью выработки концепций системы зачетных единиц отечественной высшей школы, адаптированной к национальным особенностям и потребностям.

Высшее профессиональное образование ведущих стран мира построено на использовании кредитных систем оценки освоения образовательных программ в единицах трудоемкости. Существующие модели кредитных систем могут быть разделены на несколько типов:

  • кредитные системы, ориентированные, главным образом, на перевод кредитов для обеспечения академической мобильности, например, ECTS (European Credit Transfer System), USTS (UMAP Credit Transfer Scheme – система зачета кредитов университетов азиатско-тихоокеанского региона);

  • кредитные системы, ориентированные на накопление кредитов, например, USCS (United States Credit System – система кредитов, используемая в университетах США).

  • кредитные системы смешанного типа, ориентированные на перевод и накопление кредитов одновременно CATS (Credit Accumulation and Transfer System – кредитная система университетов Великобритании).

Существующие и используемые в различных странах мира системы кредитов отличаются не только своим основным назначением, но и подходом к понятию и определению «кредита». Кредитно-зачетные системы, как правило, исходят из понятия и определения кредита как единицы оценки трудозатрат на освоение образовательной программы или ее части. Кредитно-накопительные системы, в основном, определяют кредит как единицу оценки результатов освоения образовательных программ – приобретаемых знаний, умений и навыков.

1. СИСТЕМА КРЕДИТНЫХ ЕДИНИЦ США (USCS)
В американской практике зачетные единицы - это фиксированная категория, выражающая количественный объем содержания курса обучения в контексте требований к получению степени. Для учебных заведений, в которых учебный год делится на семестры, одна кредитная единица складывается из одного часа аудиторных занятий (контакт с преподавателями) или двух часов практической работы в течение пятнадцати недель, а также двух часов самостоятельной подготовки студентов в неделю. Предполагается, что кандидаты на степень бакалавра должны получить 30 кредитных единиц в год. В высших учебных заведениях кредитные единицы определяются как 120 кредитов за 4-х летнюю программу обучения.

Помимо термина "зачетные единицы" в системе образования США используются такие термины как

  • Зачетный курс (credit course) - дисциплина, по завершении которой студент получает академические кредитные единицы в рамках определенной программы обучения.

  • Система кредитных единиц (credit system) – система, когда программа обучения для получения степени или диплома делится на определенные блоки, (сегменты) каждый из который является элементом направления подготовки. Кредитные единицы проставляются после успешного завершения изучения каждого блока. Для получения степени или диплома необходимо набрать определенное количество кредитов.

  • Взаимное признание кредитных единиц (credit transfer) - признание высшим учебным заведением кредитных единиц или квалификаций, полученных студентом в другом учебном заведении с тем, чтобы он/она могли бы переходить из одного учебного заведения в другое без потери кредитов.

  • Признанные кредитные единицы (transfer credits) - кредиты, получаемые студентом в учебном заведении, в которое он/она переводится как признание проделанной работы в другом учебном заведении.

Отличительной особенностью американского высшего образования является такой феномен как модульный курс с его «кредитными единицами». Требования к получению степеней выражены в кредитах, а не оценками на экзаменах. Эти результаты под общим названием "кредитные единицы" являются своеобразной мерой обращения, учебной «валютой» в системе высшего образования США. Накапливаемые и сохраняемые «кредиты» могут быть переданы из одного учебного заведения в другое, с одного факультета на другой. Подобная практика дает возможность временно прекратить обучение, чтобы возобновить его позже. Система зачетных единиц значительно облегчает переход студентов из одного института в другой и делает возможной связь между прерванным и восстановленным обучением. Но такая форма учета результатов, внося гибкость в систему высшего образования и позволяя студентам переходить из одного учебного заведения в другое или с одного факультета на другой, в несколько раз снижает социализирующий эффект концентрированного периода обучения в одном из университетов.

Еще одна отличительная особенность - это значительная степень самостоятельности и автономии американских вузов, что в совокупности с модульным принципом обучения и отсутствием государственных экзаменов делает сравнительно легким создание новых учебных курсов, уровней образования и специальностей, курсов, смежных с другими дисциплинами. Отметим, что организационная структура массового высшего образования в США уже была создана около 200 лет назад, имеет свои собственные проблемы, вызванные как раз широкой доступностью и облегченными стандартами. В настоящее время идут дискуссии по поводу качества знаний абитуриентов, поступающих в вузы.

Студент, успешно закончивший изучение дисциплины, получает то количество кредит-часов, которое выделено по данному предмету. Он использует полученные кредит-часы для последующего получения степени. Разница успехов студента определяется оценкой, кредит-час указывает на структуру процесса обучения, но не указывает уровня знания студента. Другими словами, кредит-час указывает лишь время, затраченное на данный предмет, он не связан с понятием трудности данного предмета. Некоторые предметы требуют много времени, но дают мало кредит-часов и наоборот.

Кредит-час – мера, основанная на времени обучения. Как правило, один кредит-час – это число еженедельных 50-минутных уроков в течение одного семестра, т.е. это означает совокупность 1 ч лекции в неделю, 2 ч практического занятия, 3 ч лабораторных работ плюс подготовка к ним, экзамен прием/сдача зачетов, домашние задания, курсовая работа.

В США число изученных в течение семестра дисциплин составляет обычно 4-5, нормальная загрузка курса – около 15 кредитных часов. Это означает, что студенты будут в аудитории приблизительно 15 часов еженедельно. Студент, набравший указанное число кредит-часов, может получить определенную степень. Кредит-час и степень взаимосвязаны. В США для получения степени бакалавра требуется в среднем 120 кредит-часов, магистра - от 30до 35 кредит-часов, аспиранты – от 6 до 12 кредитных часов каждый семестр.

В системе высшего образования кредит-час применяется в разных формах, он служит основой для составления сметы финансирования, предоставляемого государством. Нагрузки кафедр, преподавателей и студентов определяются кредит-часом, на основе которого решается вопрос о переходе студента на следующий курс. Оплата за обучение производится также на основе кредит-часов. Имеется противоречие в предоставлении кредит-часа. Но в любом случае, кредит-час играет важную роль в планировании сметы и расхода.

Несмотря на слабые стороны, «кредит-система» нашла широкое применение. Она регулирует многостороннюю деятельность университета: программу обучения, учебный план, расписание занятий, оценку знаний студентов, присуждение степеней, определение оплаты за учебу и т.д.

Эта система дает возможность реально оценить деятельность преподавателя и студента, способствует определению нагрузок преподавателей и регулированию студенческой нагрузки, предоставляя возможность работать. Она обеспечивает свободу обучения, что соответствует рыночным экономическим отношениям.

Примеры применения кредит-часов


  1. Пенсильванский государственный университет

Среднему студенту для получения одного кредита требуется не менее 40 часов планируемой работы на факультете. Хотя распределение времени различается от курса к курсу, в среднем 1/3 времени отводится на аудиторные занятия (такие как лекции, лабораторные работы, семинары и т.д.) и 2/3 времени на самостоятельную подготовку.

Кредиты, работа в аудитории и практикум или лабораторные работы, отражаются тремя числами, которые следуют за названием курса, например (3:3:0) :

–первое число показывает максимум кредитов для данного курса

–второе число показывает время аудиторной работы (включая лекции, дискуссии, демонстрации и т.д.)

–третье число показывает время, отводимое на практическую работу (включая лаборатории, студии, проектные комнаты и т.д.)



  1. Горный технологический университет Южной Дакоты

Кредит-час – это 3 ч аудиторных и внеаудиторных занятий в течение одной недели одного семестра. Один кредит-час – это лекционное занятие, плюс подготовка к нему, которая занимает в среднем 2 часа. Один кредит-час лабораторной работы в неделю – это 2 часа аудиторной и 1 часа внеаудиторной работ.

Классификация студентов, обучающихся на бакалавра: на основе собранных кредитов приемная комиссия делит студентов на новый, второй курс, средний курс, старший курс.

новый студент

0-31 кредита

студент второго курса

32-63 кредита

студент среднего курса

64-95 `кредитов

студент старшего курса

больше 96 кредитов


Студент дневного отделения выбирает предметы на 12 кредитов, в летний семестр – на 6 кредитов.

Принцип построения учебного плана на основе кредит-системы довольно прост. В качестве примера рассмотрим вид учебного плана бакалаврской ступени инженерного профиля в Горном технологическом университете Северной Дакоты. Он состоит из двух частей: общей и профессиональной (Приложения 2 и 3). В профессиональной части наряду с перечнем дисциплин показаны объемы часов в неделю лекционных и практических занятий, а также соответствующее количество кредит-часов.
Системы оценивания

Оценка представляет собой информационную систему. В эту систему входят такие действия, как сохранение, восстановление и получение оценок студента. Помимо всего этого оценка должна быть объективной и справедливой. Среди педагогов, работников образования, профессоров часто возникают споры по вопросам оценивания знаний студентов.

В американских университетах и колледжах применяют не менее 10 видов систем оценивания. Чаще всего используются цифровое и буквенное оценивание знаний учащихся.

Цифровое оценивание. Существует практика применения оценок от 1 до 100 баллов. Этот метод прост в употреблении, не требует времени, но имеет субъективные стороны.

Буквенное оценивание. В университетах используют традиционную и измененную буквенную систему оценок. Традиционные буквенные оценки - это А, В, С, D, F со знаками плюс, минус. Вышеперечисленные оценки: имеют следующие варианты и причитающиеся к ним баллы распределяются таким образом:

А 4,0 - отлично

А- 3,7

В+ 3,4

В 3.0 – хорошо

В- 2,7

С+ 2,4

С 2,0 – удовлетворительно

С- 1,7

D+ 1,4

D 1,0 – неудовлетворительно

E 0,0 – не смог сдать


Другие виды оценивания. Применяют такой вид оценивания, когда буквенное и цифровое оценивание совмещают, а также оцениваются самими студентами или проводят идентичное оценивание всех студентов. Наиболее широко распространена форма среднего балла, когда кредитные часы умножаются на их оценки следующая формула:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет по проекту: Разработка инновационных моделей и методологии iconОглавление Аннотация к отчету. Общее описание Метаигры 2 Разработка...
Данный период был обозначен неизбежным моментом, который в любом случае наступил в результате перехода от феодализма к капитализму....
Отчет по проекту: Разработка инновационных моделей и методологии iconОтчет о научно-исследовательской работе «Разработка моделей и образцов...
«Разработка моделей бакалавра по специальности и магистра по специальности. Реализация моделей по группам специальностей»
Отчет по проекту: Разработка инновационных моделей и методологии iconПояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Разработка...
Курсовой проект содержит: страниц – 22, источников – 8, рисунков – 9, таблиц – 1
Отчет по проекту: Разработка инновационных моделей и методологии iconОбластной конкурс муниципальных общеобразовательных учреждений Московской...
«Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации обучающихся»
Отчет по проекту: Разработка инновационных моделей и методологии iconМетодические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия...
По проведению внеклассного мероприятия с применением инновационных моделей обучения
Отчет по проекту: Разработка инновационных моделей и методологии iconОтчет за период 2004-2005 учебный год по сетевому проекту
Разработка и экспериментальная апробация содержания, форм и методов обучения в основной школе образовательной системы Д. Б. Эльконина...
Отчет по проекту: Разработка инновационных моделей и методологии icon«Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития...
Цели освоения дисциплины содействовать развитию профессиональной компетентности бакалавра в области психолого педагогического образования...
Отчет по проекту: Разработка инновационных моделей и методологии iconОтчет по программе развития деятельности студенческих объединений...
По проекту №1 «Фитодизайнерская деятельность по оптимизации территориальной структуры подразделений университета»
Отчет по проекту: Разработка инновационных моделей и методологии iconМедицинская статистика
По проведению внеклассного мероприятия с применением инновационных моделей обучения
Отчет по проекту: Разработка инновационных моделей и методологии iconПояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Разработка сапр»
Целью работы является разработка и реализация библиотеки элементов «Отвертка» на базе системы компас 3D, с использованием методов...
Отчет по проекту: Разработка инновационных моделей и методологии iconПрофессиональная этика и служебный этикет
По проведению внеклассного мероприятия с применением инновационных моделей обучения
Отчет по проекту: Разработка инновационных моделей и методологии iconПояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Разработка...
Курсовой проект содержит: страниц –19, источников – 5, рисунков – 6, таблиц – 2
Отчет по проекту: Разработка инновационных моделей и методологии iconОтчет за 2009 год по проекту рффи 09-03-00493-а Форма 501. Краткий научный отчет
Влияние реакционной среды на закономерности образования полимерных форм элементного фосфора
Отчет по проекту: Разработка инновационных моделей и методологии iconУтверждаю проректор по ур, профессор Т. И. Гуляева 2012 г
По проведению внеклассного мероприятия с применением инновационных моделей обучения
Отчет по проекту: Разработка инновационных моделей и методологии iconЕвропейский кодекс полицейской этики совет европы
По проведению внеклассного мероприятия с применением инновационных моделей обучения
Отчет по проекту: Разработка инновационных моделей и методологии iconПояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине: «Разработка сапр»
Целью данной работы является разработка и реализация модуля к сапр «Зубчатая передача с пересекающимися осями колес» на базе системы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск