Скачать 152.57 Kb.
|
Красногорский муниципальный район Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад №39 Направление «Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений» Тема «Интегрированный подход в гендерном воспитании детей дошкольного возраста при взаимодействии специалистов и воспитателей ДОУ» «До чего девчонки все же На мальчишек не похожи» 2013г. Содержание
1. Тема проекта «Интегрированный подход в гендерном воспитании детей дошкольного возраста при взаимодействии специалистов и воспитателей ДОУ»
Целью проекта является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе, становление основ их социальной компетентности на основе принципа интеграции при взаимодействии специалистов и воспитателей дошкольного учреждения. Для достижения цели в ходе реализации проекта необходимо решить следующие задачи: построение модели образовательного пространства на основе принципа интеграции с учетом гендерных особенностей детей дошкольного возраста; изменение предметно-развивающей среды: равноценное наполнение материалами и пособиями как для девочек, так и мальчиков; взаимодействие родителей с воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом дополнительного образования, педагогом-психологом ДОУ, повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей. Система показателей по достижению целей проекта включает:
Реализация проекта осуществляется по следующим направлениям:
Работа по каждому из направлений позволит достичь следующих результатов:
4. Описание основной проблемы и обоснование актуальности ее разработки. Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной области «Социализация» поставлена сложная задача – формирование у детей гендерной принадлежности. Соответственно, в дошкольном учреждении вносятся определенные корректировки в воспитательно-образовательный процесс, и в первую очередь в развивающую среду, которая на протяжении дошкольного детства является одним из индикаторов, интенсивно влияющих на становление гендерной идентичности девочек и мальчиков. На сегодняшний день существует ряд проблем, которые негативно влияют на развитие гендерного самосознания детей. Во-первых, социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Во-вторых, родители, как правило, имеют не достаточно знаний о необходимости применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий. В-третьих, не все семьи имеют статус полной семьи, следовательно, ребенок не имеет возможности видеть взаимоотношения родителей, распределений между ними бытовых обязанностей и социальных ролей, что также влияет на формирование у ребенка неправильного гендерного самосознания. В-четвертых, большую часть времени (в среднем от 7 до 12 часов) дошкольник проводит в детском саду. И, таким образом, именно воспитатель, а также группа сверстников оказывает непосредственное влияние на формирование самосознания личности ребенка, его половой социализации. На основании вышеизложенных проблем возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании и обучении мальчиков и девочек в условиях детского сада, с учетом их гендерных особенностей, что, безусловно, будет влиять на развитие и формирование у детей правильного гендерного самосознания. Сложность такой работы заключается в том, что и педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек. Изучение гендерной психологии не входило в программу подготовки педагогов, поэтому женщины-воспитатели испытывают трудности при взаимодействии с мальчиками. Мастерство педагога заключается в методически грамотном использовании опыта детей обоих полов и гармоничное включение его в контекст воспитания и обучения. Результаты исследований педагогов и психологов показали, что именно в раннем и дошкольном возрасте происходит знакомство с моделями женского и мужского поведения, выбор половых ролей, идентификация себя с определенным полом. Этим обосновано внедрение воспитания детей с учетом гендерных особенностей в практику дошкольных образовательных учреждений, что позволит: закреплять у детей представления об особенностях мальчиков (мужчин) и девочках (женщин); заложить основы для понимания детьми своей социальной роли с учетом принадлежности к конкретному полу; сформировать необходимые умения приобретать полезный жизненный опыт. Но мы рассматриваем проблему внедрения гендерного воспитания в МБДОУ №39 глубже и шире. Наряду с внедрением гендерно-ориентированной технологии необходимо учитывать принцип интеграции при построении образовательного процесса. Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения: от раннего возраста до выпуска детей в школу. Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Выстраивая образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, мы решаем такие задачи как: - формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве; - интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей; - интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей. Решение данных задач проходит наиболее эффективно в совместной деятельности педагогов нашего детского сада. Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. Педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования - каждый решает свою часть задач, использует свои методы. Интеграция позволяет не дублировать друг друга и избегать перегрузки детей. Ставя во главу угла воспитательно-образовательной деятельности ДОУ социализацию личности ребенка, мы создаем условия для необходимого уровня его социально-личностного и гендерного развития, получения навыков социальной адаптации и тем самым готовим ребенка к переходу на новую ступень образования в начальной школе. Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми, в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности нашего дошкольного учреждения. Инновационный подход к проектированию содержания образования дошкольного учреждения на основе интеграции всех видов детской деятельности и с учетом гендерных особенностей детей дошкольного возраста позволяет гармонизировать мировосприятие мальчиков и девочек и формировать в их сознании целостную картину мира. В ходе реализации проекта дети не только погружаются в атмосферу совместной коллективной работы, подготовки к празднику, но и учатся ценить и уважать своих родных и близких. Здесь налицо духовно-нравственное воспитание, также решаются задачи социально-личностного, художественно-творческого, познавательно-речевого развития, и формируется у детей такие качества, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность. В нашем дошкольном учреждении мы организовали творческую группу, в которую вошли педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования и воспитатели экспериментальной группы. Творческая группа апробирует и реализует проект «Интегрированный подход в гендерном воспитании детей дошкольного возраста при взаимодействии специалистов и воспитателей ДОУ». На практике педагоги разрабатывают и внедряют интегрированную образовательную деятельность, сценарии досугов по гендерному воспитанию. Важно заметить, что при планировании и проведении интегрированной образовательной деятельности (ИОД) педагоги в работе с детьми используют такие методы как: · сюрпризный, игровой моменты; · рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование; · сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (частично-поисковый); · проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ; · разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах. Форма проведения ИОД нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи, где каждый ребенок может проявить себя. Модель образовательного пространства МБДОУ №39, разработанная в ходе реализации настоящего проекта, и опыт внедрения гендерно-ориентированной технологии должны помощь педагогам дошкольных учреждений в работе по формированию целостной личности, способной понимать психологические и физиологические особенности своего и противоположного полов в связи с социальными и нравственными нормами, что становится важным фактором эффективного обучения, воспитания и позитивной социализации детей дошкольного возраста.
6. Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику МБДОУ Реализация проекта осуществляется администрацией, педагогическими работниками путем - разработки плана работы с детьми старшего дошкольного возраста при взаимодействии специалистов дошкольного учреждения; - планирования и проведения комплекса мероприятий, направленных на формирование гендерной идентичности дошкольников; - формирование профессиональных компетенций педагогов в области гендерного воспитания: проведения семинаров, тренингов, подготовка методических рекомендаций «Дифференцированный подход к воспитанию девочек и мальчиков»; - совершенствования предметно-развивающей среды МБДОУ. 7. Используемые и необходимые ресурсы. Финансовое обеспечение реализации инновационного проекта Планируемые статьи расходов: - проведение семинаров; - организация стажировок, повышение квалификации педагогов; - стимулирование труда педагогов; - приобретение учебно-игрового оборудования; - издательская деятельность; - оформление материалов для участия в конкурсах.
Кадровое обеспечение реализации инновационного проекта Реализация проекта возможна благодаря высокому профессиональному потенциалу педагогов МБДОУ №39: 67% педагогов имеют высшее педагогическое образование, 46% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории. Постоянно повышают уровень профессионального мастерства, обучаясь на курсах повышения квалификации. Многие педагоги публикуют свой опыт работы в сети Интернет методических журналах. Нормативно-правовое обеспечение проекта - Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы: - Федеральные государственные требования к структуре примерной общеобразовательной программе дошкольного образования и условиям ее реализации; - Гендерная стратегия Российской Федерации; - Программа развития МБДОУ №39 до 2015года; - Образовательная программа МБДОУ №39. Информационно-методическое обеспечение проекта Реализация установленных проектом задач предполагает наличие: - конспекты мероприятий, бесед по формированию гендерной идентичности; - методическо-дидактических материалов (дидактические игры, игрушки для девочек и мальчиков, набор игрового оборудования Т.Н. Дороновой, атрибуты для сюжетно-ролевых игр) - технических средств обеспечения: видеомагнитофон, телевизор, персональный компьютер, магнитофон, мультимедийная установка; - рекомендуемой литературы: Деркунская В. А. Как и во что играют мальчики и девочки 4-5 лет Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. – М.:Линка-Пресс,2009. Еремеева В.Д. Хризман Т.П.Мальчики и девочки – два разных мира. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС,1998. Панфилова М.А. Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и в семье Методическое пособие.- М.,2009. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций.-М.:Центр педагогического образования,2008. Харчевникова А. Игровые интересы мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста как показатель субъектности детей/А. Харчевникова // Детский сад от А до Я, 2011. т.№ 2.-С.93-104 Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.:ТЦСфера,2008. Щетинина А.М., Иванова О.И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет: Методическое пособие.-М.:ТЦСфера,2010. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей. подготовительная группа./Сост. Т.В. Иванова.- Волгоград: ИТД «Корифей»,2008. 8.Описание форм организации сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями и иными организациями В рамках взаимодействия при реализации проекта предполагается осуществление сотрудничества: - по обмену опытом с ресурсными центрами г. Москвы ГОУ №557, ГОУ ЦРР- д/с №1352 , экспериментальными площадками г.Клина (МДОУ №14, МДОУ №53) ; - по вопросам преемственности с МБОУ лицей №4; - по повышению квалификации с МКУПДО «Красногорский методический центр», АСОУ ДПО. - по проведению семинаров и конференций с Управление образования Красногорского муниципального района; - по вопросам публикации с редакцией методического журнала «Дети. Образование. Творчество», с Издательским домом «Первое сентября». 9.Адрес размещения инновационного проекта в сети Интернет. Сайт в сети Интернет: www.svetlyachok39.ru Заведующий МБДОУ ЦРР – д/с №39 Л.К. Фатеева |
Областной конкурс муниципальных общеобразовательных учреждений Московской... «Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации обучающихся» | Задачами конкурса при этом выступают «Разработка и внедрение моделей сетевого взаимодействия образовательных учреждений в сфере экологического воспитания, совершенствование... | ||
Задачами конкурса при этом выступают «Разработка и внедрение моделей сетевого взаимодействия образовательных учреждений в сфере экологического воспитания, совершенствование... | Оглавление Аннотация к отчету. Общее описание Метаигры 2 Разработка... Данный период был обозначен неизбежным моментом, который в любом случае наступил в результате перехода от феодализма к капитализму.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Направленность: для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида и массовых дошкольных образовательных учреждений | Методическая разработка урока развития речи в 5 классе Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит и подготовка... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Районный смотр- конкурс дошкольных образовательных учреждений по экологическому воспитанию детей «Экобэби- 2014» (далее смотр- конкурс)... | Реферат «Внедрение современных технологий социализации лиц с ограниченными... Содержание деятельности и результаты Мероприятия №2 «Внедрение современных технологий социализации лиц с ограниченными возможностями... | ||
Памятка для учителей и руководителей образовательных учреждений Осознайте свою миссию в процессе воспитания, обучения, развития и социализации каждого ребёнка в отдельности и класса в целом. На... | Конкурс направлен на С для образовательных учреждений следующих типов и профилей: дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных учреждений,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Е для образовательных учреждений следующих типов и профилей: дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных учреждений,... | Конкурс профессионального мастерства педагогических работников дошкольных... Предназначается для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений | ||
В. А. Сухомлинский Художественно-эстетическое развитие важнейшая сторона воспитания ребенка Программа предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений | Занятия Подведены итоги дистанционного регионального конкурса педагогических работников образовательных и дошкольных образовательных учреждений... | ||
Пояснительная записка о ходе реализации приоритетных национальных проектов за 2009 год Организовано питание для 15 900 воспитанников дошкольных образовательных учреждений, учреждений интернатного типа на сумму 215 106,2... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработка и внедрение перспективных методик преподавания в образовательных учреждениях общего и профессионального образования г.... |