«Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений»





Скачать 152.57 Kb.
Название«Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений»
Дата публикации10.10.2013
Размер152.57 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Красногорский муниципальный район

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка - детский сад №39


Направление «Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений»

Тема «Интегрированный подход в гендерном воспитании детей дошкольного возраста при взаимодействии специалистов и воспитателей ДОУ»

«До чего девчонки все же

На мальчишек не похожи»
2013г.

Содержание


  1. Тема проекта.

  2. Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта.

  3. Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.

  4. Описание основной проблемы и обоснование актуальности ее разработки.

  5. Сроки и этапы реализации проекта.

  6. Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику МБДОУ.

  7. Используемые и необходимые ресурсы.

  8. Описание форм организации сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями и иными организациями.

  9. Адрес размещения инновационного проекта в сети Интернет.



1. Тема проекта «Интегрированный подход в гендерном воспитании детей дошкольного возраста при взаимодействии специалистов и воспитателей ДОУ»


  1. Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта.

Целью проекта является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе, становление основ их социальной компетентности на основе принципа интеграции при взаимодействии специалистов и воспитателей дошкольного учреждения.

Для достижения цели в ходе реализации проекта необходимо решить следующие задачи:

 построение модели образовательного пространства на основе принципа интеграции с учетом гендерных особенностей детей дошкольного возраста;

 изменение предметно-развивающей среды: равноценное наполнение материалами и пособиями как для девочек, так и мальчиков;

 взаимодействие родителей с воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом дополнительного образования, педагогом-психологом ДОУ, повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей.

Система показателей по достижению целей проекта включает:

  1. повышение познавательной активности детей в связи с учетом педагогами психологических особенностей мальчиков и девочек ;

  2. мониторинг введения инновационных технологий в ДОУ;

  3. наличие банка методических рекомендаций для педагогов и родителей по воспитанию детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей;

  4. повышение компетентности родителей, педагогов по вопросам воспитания и обучения детей с учетом их гендерных особенностей, рост творческого потенциала педагогов;

  5. оценка работы с педагогами и родителями по данной проблеме;

  6. анализ мероприятий (досугов, праздников), образовательной деятельности;

  7. мониторинг состояния материально-технической базы;

  8. наличие пакета методических рекомендаций для учителей начальной школы с целью реализации идеи преемственности детского сада и школы по вопросам гендерного воспитания детей;

  9. аналитический отчет о внедрении гендерно-ориентированной технологии.

  1. Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта


Реализация проекта осуществляется по следующим направлениям:

  • Построение модели педагогического процесса;

  • Построение развивающей среды;

  • Знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;

  • Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педагогическом процессе.

Работа по каждому из направлений позволит достичь следующих результатов:

  1. Расширение и закрепление гендерного самосознания и своей гендерной роли у детей к 7 годам;

  2. Коррекция отклонений в развитии и формировании правильной гендерной роли у детей;

  3. формирование у детей старшего дошкольного возраста системы ценностей в современном мире;

  4. создание психологически комфортного микроклимата в группах ДОУ, формирование культуры межличностных отношений между мальчиками и девочками;

  5. совершенствование предметно-развивающей среды дошкольного учреждения;

  6. создание дополнительного образования (кружки) с целью раскрытия потенциалов и возможностей мальчиков и девочек.


4. Описание основной проблемы и обоснование актуальности ее разработки.

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. В федеральных государственных требованиях к структуре основной   общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной области   «Социализация» поставлена сложная задача – формирование у детей гендерной   принадлежности.  

Соответственно, в дошкольном учреждении вносятся определенные корректировки в воспитательно-образовательный процесс, и в первую очередь в развивающую среду, которая на протяжении дошкольного детства является одним из индикаторов, интенсивно влияющих на становление гендерной идентичности девочек и мальчиков.

    На сегодняшний день существует ряд проблем, кото­рые негативно влияют на развитие гендерного самосознания детей. Во-первых, социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского по­ведения. Во-вторых, родители, как правило, имеют не достаточно знаний о необходи­мости применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных раз­личий. В-третьих, не все семьи имеют статус полной семьи, следовательно, ребенок не имеет возможности видеть взаимоотношения родителей, распределений между ними бытовых обязанностей и социальных ролей, что также влияет на формирование у ребенка неправильного гендерного самосознания. В-четвертых, большую часть времени (в среднем от 7 до 12 часов) дошколь­ник проводит в детском саду. И, таким образом, именно воспитатель, а также группа сверстников оказывает непосредственное влияние на формирование самосознания личности ребенка, его половой социализации. На основании вышеизложенных проблем возникает необходимость диффе­ренцированного подхода в воспитании и обучении мальчиков и девочек в ус­ловиях детского сада, с учетом их гендерных особенностей, что, безусловно, будет влиять на развитие и формирование у детей правильного гендерного самосознания.

Сложность такой работы заключается в том, что и педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек. Изучение гендерной психологии не входило в программу подготовки педагогов, поэтому женщины-воспитатели испытывают трудности при взаимодействии с мальчиками. Мастерство педагога заключается в методически грамотном использовании опыта детей обоих полов и гармоничное включение его в контекст воспитания и обучения.

Результаты исследований педагогов и психологов показали, что именно в раннем и дошкольном возрасте происходит знакомство с моделями женского и мужского поведения, выбор половых ролей, идентификация себя с определенным полом. Этим обосновано внедрение воспитания детей с учетом гендерных особенностей  в практику дошкольных образовательных учреждений, что позволит:

 закреплять у детей представления об особенностях мальчиков (мужчин) и девочках (женщин);

 заложить основы для понимания детьми своей социальной роли с учетом принадлежности к конкретному полу;

 сформировать необходимые умения приобретать полезный жизненный опыт.

 Но мы рассматриваем проблему внедрения гендерного воспитания в МБДОУ №39 глубже и шире. Наряду с внедрением гендерно-ориентированной технологии необходимо учитывать принцип интеграции при построении образовательного процесса. Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения: от раннего возраста до выпуска детей в школу.

       Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

      Выстраивая образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, мы решаем такие задачи как:

- формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;

- интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

- интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

Решение данных задач проходит наиболее эффективно в совместной деятельности педагогов нашего детского сада. Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. Педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования - каждый решает свою часть задач, использует свои методы. Интеграция позволяет не дублировать друг друга и избегать перегрузки детей. Ставя во главу угла воспитательно-образовательной деятельности ДОУ социализацию личности ребенка, мы создаем условия для необходимого уровня его социально-личностного и гендерного развития, получения навыков социальной адаптации и тем самым готовим ребенка к переходу на новую ступень образования в начальной школе. Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми, в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности нашего дошкольного учреждения.

Инновационный подход к проектированию содержания образования дошкольного учреждения на основе интеграции всех видов детской деятельности и с учетом гендерных особенностей детей дошкольного возраста позволяет гармонизировать мировосприятие мальчиков и девочек и формировать в их сознании целостную картину мира. В ходе реализации проекта дети не только погружаются в атмосферу совместной коллективной работы, подготовки к празднику, но и учатся ценить и уважать своих родных и близких. Здесь налицо духовно-нравственное воспитание, также решаются задачи социально-личностного, художественно-творческого, познавательно-речевого развития, и формируется у детей такие качества, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.

В нашем дошкольном учреждении мы организовали творческую группу, в которую вошли педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования и воспитатели экспериментальной группы. Творческая группа апробирует и реализует проект «Интегрированный подход в гендерном воспитании детей дошкольного возраста при взаимодействии специалистов и воспитателей ДОУ». На практике педагоги разрабатывают и внедряют интегрированную образовательную деятельность, сценарии досугов по гендерному воспитанию. Важно заметить, что при планировании и проведении интегрированной образовательной деятельности (ИОД) педагоги в работе с детьми используют такие методы как:

·      сюрпризный, игровой моменты;

·      рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование;

·      сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (частично-поисковый);

·      проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с  педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;

·      разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

       Форма проведения ИОД нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи, где каждый ребенок может проявить себя.

Модель образовательного пространства МБДОУ №39, разработанная в ходе реализации настоящего проекта, и опыт внедрения гендерно-ориентированной технологии должны помощь педагогам дошкольных учреждений в работе по формированию целостной личности, способной понимать психологические и физиологические особенности своего и противоположного полов в связи с социальными и нравственными нормами, что становится важным фактором эффективного обучения, воспитания и позитивной социализации детей дошкольного возраста.



  1. Сроки и этапы реализации проекта.

срок реализации

наименование этапа

степень выполнения этапа

исполнители

2011г.

подготовительный

Полностью реализован.

Разработка и принятие инновационного проекта.

Взаимодействие с ресурсными центрами - экспериментальными площадками г. Москвы ( ГОУ №557, ГОУ ЦРР- д/с №1352), участие в семинарах.

Подбор и изучение социально-психологической и педагогической литературы по проблеме проекта.

Анкетирование родителей, педагогов.

Разработка плана работы с детьми старшего дошкольного возраста, методических рекомендаций для педагогов и родителей, диагностических и формирующих методик гендерно-ориентированной технологии.

администрация и педагоги МБДОУ ЦРР – д/с №39

2012г.-2013г.

практический

Средняя степень выполнения.

Проведение районных методических объединений для воспитателей разных возрастных групп, районный семинар для старших воспитателей «Повышение гендерной компетентности педагогов ДОУ».

Проведение родительских собраний, тренингов, оформление наглядно-информационных стендов.

Организация дополнительного образования (кружок «Умники и умницы» и «Мастера и мастерицы»)

Проведение образовательной деятельности, досугов, праздников с участием специалистов ДОУ.

администрация и педагоги МБДОУ ЦРР – д/с №39

2014г.

обобщающий

Планируется.

Публикации статей педагогов, распространение опыта работы в районе.

Разработка методических рекомендаций для учителей начальной школы с целью реализации идеи преемственности детского сада и школы по вопросам гендерного воспитания детей. Аналитический отчет о внедрении гендерно-ориентированной технологии в образовательный процесс дошкольного учреждения

администрация и педагоги МБДОУ ЦРР – д/с №39

6. Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику МБДОУ

Реализация проекта осуществляется администрацией, педагогическими работниками путем

- разработки плана работы с детьми старшего дошкольного возраста при взаимодействии специалистов дошкольного учреждения;

- планирования и проведения комплекса мероприятий, направленных на формирование гендерной идентичности дошкольников;

- формирование профессиональных компетенций педагогов в области гендерного воспитания: проведения семинаров, тренингов, подготовка методических рекомендаций «Дифференцированный подход к воспитанию девочек и мальчиков»;

- совершенствования предметно-развивающей среды МБДОУ.

7. Используемые и необходимые ресурсы.

Финансовое обеспечение реализации инновационного проекта

Планируемые статьи расходов:

- проведение семинаров;

- организация стажировок, повышение квалификации педагогов;

- стимулирование труда педагогов;

- приобретение учебно-игрового оборудования;

- издательская деятельность;

- оформление материалов для участия в конкурсах.

Примерный перечень мероприятий

Финансирование

2012

2013

2014

приобретение игрового, учебного оборудования

105000

50000

50000

Повышение квалификации педагогов (дистанционное

обучение, самообразование)

5000

10000

20000

Стимулирование результативной инновационной

деятельности педагогов

28000

35000

50000

Организация результативного участия ДОУ и отдельных

педагогов в профессиональных конкурсах,

издательская деятельность

16000

45000

60000

Информационное обеспечение реализации проек1та,

сопровождение сайта МБДОУ

30000

40000

40000

итого

184000

180000

220000


Кадровое обеспечение реализации инновационного проекта

Реализация проекта возможна благодаря высокому профессиональному потенциалу педагогов МБДОУ №39: 67% педагогов имеют высшее педагогическое образование, 46% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории. Постоянно повышают уровень профессионального мастерства, обучаясь на курсах повышения квалификации. Многие педагоги публикуют свой опыт работы в сети Интернет методических журналах.
Нормативно-правовое обеспечение проекта

- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы:

- Федеральные государственные требования к структуре примерной

общеобразовательной программе дошкольного образования и условиям ее реализации;

- Гендерная стратегия Российской Федерации;

- Программа развития МБДОУ №39 до 2015года;

- Образовательная программа МБДОУ №39.
Информационно-методическое обеспечение проекта

Реализация установленных проектом задач предполагает наличие:

- конспекты мероприятий, бесед по формированию гендерной идентичности;

- методическо-дидактических материалов (дидактические игры, игрушки для девочек и мальчиков, набор игрового оборудования Т.Н. Дороновой, атрибуты для сюжетно-ролевых игр)

- технических средств обеспечения: видеомагнитофон, телевизор, персональный компьютер, магнитофон, мультимедийная установка;

- рекомендуемой литературы:

Деркунская В. А. Как и во что играют мальчики и девочки 4-5 лет

Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. –

М.:Линка-Пресс,2009.

Еремеева В.Д. Хризман Т.П.Мальчики и девочки – два разных мира. –

М.:ЛИНКА-ПРЕСС,1998.

Панфилова М.А. Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в

детском саду и в семье Методическое пособие.- М.,2009.

Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных

традиций.-М.:Центр педагогического образования,2008.

Харчевникова А. Игровые интересы мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста как показатель субъектности детей/А. Харчевникова // Детский сад от А до Я, 2011. т.№ 2.-С.93-104

Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.:ТЦСфера,2008.

Щетинина А.М., Иванова О.И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет: Методическое пособие.-М.:ТЦСфера,2010.

Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей. подготовительная группа./Сост. Т.В. Иванова.- Волгоград: ИТД «Корифей»,2008.


8.Описание форм организации сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями и иными организациями

В рамках взаимодействия при реализации проекта предполагается осуществление сотрудничества:

- по обмену опытом с ресурсными центрами г. Москвы ГОУ №557, ГОУ ЦРР- д/с №1352 , экспериментальными площадками г.Клина (МДОУ №14, МДОУ №53) ;

- по вопросам преемственности с МБОУ лицей №4;

- по повышению квалификации с МКУПДО «Красногорский методический центр», АСОУ ДПО.

- по проведению семинаров и конференций с Управление образования Красногорского муниципального района;

- по вопросам публикации с редакцией методического журнала «Дети. Образование. Творчество», с Издательским домом «Первое сентября».

9.Адрес размещения инновационного проекта в сети Интернет.

Сайт в сети Интернет: www.svetlyachok39.ru

Заведующий МБДОУ ЦРР – д/с №39 Л.К. Фатеева


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений» iconОбластной конкурс муниципальных общеобразовательных учреждений Московской...
«Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации обучающихся»
«Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений» iconЗадачами конкурса при этом выступают
«Разработка и внедрение моделей сетевого взаимодействия образовательных учреждений в сфере экологического воспитания, совершенствование...
«Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений» iconЗадачами конкурса при этом выступают
«Разработка и внедрение моделей сетевого взаимодействия образовательных учреждений в сфере экологического воспитания, совершенствование...
«Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений» iconОглавление Аннотация к отчету. Общее описание Метаигры 2 Разработка...
Данный период был обозначен неизбежным моментом, который в любом случае наступил в результате перехода от феодализма к капитализму....
«Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Направленность: для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида и массовых дошкольных образовательных учреждений
«Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений» iconМетодическая разработка урока развития речи в 5 классе
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит и подготовка...
«Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районный смотр- конкурс дошкольных образовательных учреждений по экологическому воспитанию детей «Экобэби- 2014» (далее смотр- конкурс)...
«Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений» iconРеферат «Внедрение современных технологий социализации лиц с ограниченными...
Содержание деятельности и результаты Мероприятия №2 «Внедрение современных технологий социализации лиц с ограниченными возможностями...
«Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений» iconПамятка для учителей и руководителей образовательных учреждений
Осознайте свою миссию в процессе воспитания, обучения, развития и социализации каждого ребёнка в от­дельности и класса в целом. На...
«Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений» iconКонкурс направлен на
С для образовательных учреждений следующих типов и профилей: дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных учреждений,...
«Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Е для образовательных учреждений следующих типов и профилей: дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных учреждений,...
«Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений» iconКонкурс профессионального мастерства педагогических работников дошкольных...
Предназначается для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений
«Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений» iconВ. А. Сухомлинский Художественно-эстетическое развитие важнейшая сторона воспитания ребенка
Программа предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений
«Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений» iconЗанятия
Подведены итоги дистанционного регионального конкурса педагогических работников образовательных и дошкольных образовательных учреждений...
«Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений» iconПояснительная записка о ходе реализации приоритетных национальных проектов за 2009 год
Организовано питание для 15 900 воспитанников дошкольных образовательных учреждений, учреждений интернатного типа на сумму 215 106,2...
«Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработка и внедрение перспективных методик преподавания в образовательных учреждениях общего и профессионального образования г....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск