Скачать 354.08 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ УДК 374.3 № гос. регистрации Инв. № «УТВЕРЖДАЮ» Ректор МГТУ ГА проф., д.ю.н. ___________________Б.П. Елисеев 30 декабря 2011 г. О Т Ч Е Т по договору № СР - 75/2011 от 06.11.2009 на выполнение работ по социальному обслуживанию населения в части предоставления образовательных услуг Мероприятие 4-75.1: Разработка и внедрение перспективных методик преподавания в образовательных учреждениях общего и профессионального образования г. Москвы на основе реализации инновационных разработок специалистов высшей школы в соответствующих областях знаний с использованием IT-технологий. Подраздел. 4-75.1.1.1. Разработка и внедрение инновационных методик преподавания истории в образовательных учреждениях общего и профессионального образования г. Москвы на основе информационных технологий, разработанных преподавателями МГТУГА n475.1.1.2.1.+75.1.1.2.2. Разработка инновационной методики проведения занятий по истории по теме «Русь в IXначале XII века». Научный руководитель работ по договору СР-75 проф., д.ю.н. Б.П. Елисеев Ответственный исполнитель работ по договору СР-75 проф., д.ф.-м.н. А.И. Козлов Научный руководитель раздела 4-75.1.1 проф., д.ф.н. О.Д. Гаранина Заместитель научного руководителя раздела 4-75.1.1 проф., к.ф.н. И.С. Бакланова Москва 2011 г. Научный руководитель профессор, доктор философских наук Гаранина О.Д. Заместитель научного руководителя профессор, кандидат философских наук Бакланова И.С. Научно-образовательный коллектив исполнителей
К выполнению организационной работы (сбор информационной информации, вычислительные работы, подбор литературы, оформительская работа, расчет заработной платы и т.д.) привлекались также 1. Иванина В.А. 2. Колотушкина Е.А. РЕФЕРАТ Разработаны методики проведения занятий по истории России, представлены интерактивные методики проведения учебных занятий, системы тестов и проблемных заданий, разработаны презентации по теме ««Русь в IXначале XII века». Страниц – 65, библиографических источников - 14 Ключевые слова: история России, Древняя Русь, Киевская Русь, методики преподавания, тесты по истории. ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ХХI век требует принципиально иных подходов к образованию. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Но для этого, естественно, недостаточно наличия в системе только учителя и учебника (понимаемого расширительно, как система средств обучения), отражающих одну точку зрения, принятую в обществе. Необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие ученика к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. Для этого необходимы и адекватные поставленной цели методы и средства обучения. Мы предполагаем, что на сегодняшний день, современная система образования, опираясь на традиционные источники информации, такие, как школьные учебники, учебные пособия, реализуемая под руководством учителя, требует расширения информационного поля. Требуется и иная дидактическая система, иные методы и технологии обучения, адекватные личностно-ориентированному подходу в образовании. В ближайшие десятилетия ведущими факторами научно-технической революции останутся интеллектуализация и гуманизация труда, совершенствование его технической базы, расширение индивидуальных возможностей, повышение личной значимости и ответственности каждого участника общественного производства. Поэтому одним из приоритетных направлений информатизации общества становится процесс информатизации образования, предполагающий использование информационных технологий, методов и средств информатики для реализации идей развивающего обучения, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества, подготовку подрастающего поколения к комфортной (как в психологическом, так и в практическом отношении) жизни в новых условиях. Быстрое расширение спектра применения компьютеров и их периферийного оборудования привело к появлению новых общеупотребительных понятий: "информационные технологии обучения", "компьютерные технологии обучения", "новые информационные технологии" в обучении (НИТ). В качестве синонима НИТ очень часто выступает такое понятие, как "компьютерная технология", однако, в первом понятии выделяется объект технологической обработки - информация (в отношении обучения - учебная информация), а во втором - техническое средство реализации информационной технологии - компьютер. Здесь важно подчеркнуть, что техническими средствами НИТ обучения являются не только компьютеры. НИТ предполагает использование всего многообразия современных устройств обработки информации, включая ЭВМ, их периферийное оборудование (видеоматериалы, принтеры, устройства для преобразования данных из графической и звуковой формы представления в числовую и обратно и т.п.), средства связи, видеотехнику и т.д. Это техническая база разворачивающегося на наших глазах процесса информатизации общества. Информационные технологии обучения не могут быть изучены и объяснены вне процесса общего технологического развития, являющегося по своей сути глубоким социальным процессом. Сведение информационных технологий исключительно к техническому прогрессу, отказ от рассмотрения в контексте комплексного экономического, социального, политического, культурного и общественного развития ограничивают или даже делают невозможным изучение феномена новых технологий обучения, как в комплексе, так и в отдельных конкретных случаях. Поэтому, исходя из того, что технологическая революция есть процесс глобального социального преобразования, следует предположить, что: системы образования войдут в XI век, обогатившись коренным образом измененными философией, целями, структурой, содержанием, организацией и методами образования и воспитания, появившимися в результате внедрения новых информационных технологий в учебных заведениях. 1. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ «РУСЬ В IXНАЧАЛЕ XII ВЕКА».
В последнее время те инновационные процессы, которые наблюдаются в отечественных школах, ориентирующихся на личность каждого учащегося, пробудили к жизни массовое стремление учительства к внедрению в школьную практику таких форм организации обучения, которые не являются правилом, традицией или обычаем. Классификацию нетрадиционных, своеобразных форм обучения дают Н.М. Магомедов и Л.Я. Хисматуллина1 (табл.1.). Кроме того, нетрадиционными формами обучения могут выступать дискуссии и ее разновидности: «круглый стол», «заседание экспертной группы», «форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное заседание», а также и игровые формы ведения учебного занятия: конкурс, турнир, эстафета, «дуэль», КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д. Ценность этих форм обучения заключается в последовательной, частично-поисковой, экспериментальной, творческо-коллективной и изобретательской направленности занятий. Помимо этого, совершенно очевидно, что данные формы обучения отличаются прежде всего своими содержательными особенностями. Они учат школьников полемизировать, руководить группой, быть рядовым соучастником, фиксировать ход обсуждения, отчитываться за работу своей группы, оценивать работу других групп и ее членов, самостоятельно организовывать свою работу. Следует отметить, что данное содержание, вносимое нетрадиционными формами организации обучения, неподменяемо и не может быть построено другими средствами. Значимость применения этой группы форм обучения объясняется и явным воспитательным и развивающим эффектом: с одной стороны, ученик выполняет или учится выполнять различные социальные функции, в связи с чем обеспечивается процесс социализации учащихся («социализация - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни людей знания, умения и навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с ними в ходе решения тех или иных задач; с другой стороны - данные организационные формы обучения тесно связаны с особенностями личности ученика при распределении функций каждого. Табл. 1. Виды нетрадиционных уроков
|