Программа дисциплины Античное наследие в европейской культуре для направления 030600. 62 «История»





Скачать 136.35 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Античное наследие в европейской культуре для направления 030600. 62 «История»
Дата публикации12.10.2014
Размер136.35 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет социально-гуманитарный

Программа дисциплины
Античное наследие в европейской культуре

для направления 030600.62 «История»

подготовки бакалавра


Автор программы:

Моисеев П.А., к.филос.н., petre@mail.ru

Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «___»____________ 20 г
Зав. кафедрой А.А. Борисов _______________________

Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»_____________201 г.
Председатель Г.Е. Володина ________________________

Пермь, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Античное наследие в европейской культуре».

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом ФГАОУ ВПО НИУ ВШЭ по направлению подготовки 030600.62 «История» (протокол от 29.06.2012 №38) ;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 «История», утвержденным в 2013 г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Античное наследие в европейской культуре» являются:

в области обучения:

Фундаментальная подготовка в области гуманитарных наук;

в области воспитания личности:

Приобретение навыков и компетенций, способствующих формированию и развитию творческих способностей.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать, как было воспринято античное наследие европейскими писателями, философами, художниками

  • Уметь анализировать художественные и философские произведения на предмет рецепции и трансформации античных идей и образов

  • Иметь навыки (приобрести опыт) герменевтического анализа


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной


СК- 1

Распознает идеи и образы, восходящие к античности, в позднейших текстах

Изучение источников по истории античной культуры

способность работать с информацией из различных типов и видов источников


ПК - 7

Использует художественные и философские произведения, научную литературу

Обучение основам герменевтического анализа



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к вариативной части цикла дисциплин «История идей и история культуры».
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Антиковедение

  • История искусства и литературы

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Способность осуществлять компьютерный анализ исторических источников)

  • Способность к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранных языках

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:


  • История науки и техники

  • Памятники канонического права


5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Античное наследие в культуре средневековья

40

8

8




24

2

Античное наследие в культуре Возрождения

34

6

6




22

3

Античное наследие в культуре Нового времени

34

6

6




22




ИТОГО

108

20

20




68



6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2




Текущий

(неделя)

Реферат






3

Объем – 10 страниц

Итоговый

Зачет




4

Количество дней для оценки результатов – 3 дня



6.1Критерии оценки знаний, навыков



В реферате студент должен продемонстрировать способность вычленять античные идеи и образы в произведениях позднейших эпох, а также умение анализировать информацию из разных источников.

На зачете студент, кроме того, должен продемонстрировать умение объяснить, как трансформируется античное наследие в западной культуре.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

6.2Порядок формирования оценок по дисциплине



Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активную и своевременную подготовку докладов и презентаций, соответствие докладов тематике курса, цельность доклада, наличие в нем базовой идеи, количество привлеченных источников, самостоятельность работы, глубину анализа материала. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется - Оаудиторная.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 2/3* Отекущий + 1/3* Оаудиторная

где О текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:

Отекущий = n1·Ореф,

при этом n1 = 1.

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом :

Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Оэкз/зач

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.

7Содержание дисциплины





  1. Раздел 1 Античное наследие в культуре средневековья

Тема 1. Античное наследие в средневековой литературе.

Раннее средневековье: заимствование форм античной литературы и наполнение их новым содержанием (эпические произведения Нонна из Хмима, Кэдмона, Кюневульфа, исторические произведения Беды Достопочтенного, Григория Турского и др.). Высокое средневековье: использование античных тем и мотивов (возрождения Овидия в провансальской литературе вообще и у Кретьена де Труа в частности, античные образы у Данте и пр.).

Количество часов аудиторной работы: 8

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 8 часов; анализ художественных произведений средневековья с точки зрения преломления в них античных образов для выполнения заданий по текущему контролю.

Тема 2. Античное наследие в средневековой философии.

Ранняя средневековая философия: восприятие античной образованности и системы ценностей (деятельность «последних римлян»). Зарождение средневековой философской проблематики на базе античной (комментарии Боэция к Порфирию и их роль в споре об универсалиях). Ранняя схоластика в ее отношении к Платону и Аристотелю. Зрелая схоластика. Противостояние платонизма и августинианства в философии.

Количество часов аудиторной работы: 6.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 8 часов; чтение и анализ философских произведений средневековья с точки зрения преломления в них идей греческой философии для выполнения заданий по текущему контролю.

Тема 3. Античное наследие в средневековой живописи.

Античное наследие в раннехристианском искусстве. Античность и дороманское искусство. Античное искусство и романский стиль. Античное искусство и готика. Творчество Дуччо и Джотто в их отношении к античному искусству. Античное наследие в византийском искусстве.

Количество часов аудиторной работы: 8

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 8 часов; знакомство и анализ произведений изобразительного искусства средневековья с точки зрения преломления в них образов и мотивов античного искусства и мифологии для подготовки к семинарам.
Литература по разделу:

Клягин Н.В. Греческое чудо / Философия и культура, № 12(60), 2012 http://znanium.com/bookread.php?book=427430

Ячин С.Е. Дао и телос в смысловом измерении культур восточного и западного типа: Монография / С.Е. Ячин, Д.В. Конончук, А.В. Поповкин, М.Е. Буланенко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 324 с. http://znanium.com/bookread.php?book=316335
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: для освоения раздела предусмотрены доклады на семинарах, а также дискуссии по проблемам истории искусства.


  1. Раздел 2. Античное наследие в культуре Возрождения

Тема 1. Античное наследие в литературе Возрождения.

Античность в идеологии Возрождения. Восприятие античности итальянскими писателями от Петрарки до Тассо. Античность в литературе Северного Возрождения (Эразм Роттердамский, Шекспир, Сервантес). Разные формы сочетания античных и христианских идей в литературе Возрождения.

Количество часов аудиторной работы: 8

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 8 часов; анализ художественных произведений Возрождения с точки зрения преломления в них античных образов для выполнения заданий по текущему контролю.

Тема 2. Античное наследие в философии Возрождения.

Снижение теоретического уровня философии в эпоху Возрождения (Петрарка, Макиавелли, Валла). Критика схоластики под знаменем возвращения к античности. Попытки возрождения неоплатонизма (флорентийские неоплатоники). Взаимодействие с византийской философией.

Количество часов аудиторной работы: 6

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 7 часов; чтение и анализ философских произведений Возрождения с точки зрения преломления в них идей греческой философии для выполнения заданий по текущему контролю.

Тема 3. Античное наследие в изобразительном искусстве Возрождения.

Античное наследие в изобразительном искусстве итальянского (Рафаэль, Леонардо, Донателло, Тинторетто, Микеланджело, Боттичелли, Тициан) и северного (Ван Эйк, Брейгели, Дюрер, Грюневальд, Лимбурги) Возрождения на уровне содержания и формы. Отличия в восприятии античного искусства в период позднего Возрождения (маньеризм и ранний классицизм).

Количество часов аудиторной работы: 6

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 7 часов; знакомство и анализ произведений изобразительного искусства Возрождения с точки зрения преломления в них образов и мотивов античного искусства и мифологии для подготовки к семинарам.
Литература по разделу:

Креленко Н.С. История культуры: от Возрождения до модерна: Учебное пособие / Н.С. Креленко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 320 с. http://znanium.com/bookread.php?book=398642

Муратова Е.Ю. Лингвосинергетика поэтического текста: Монография / Е.Ю. Муратова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 220 с. http://znanium.com/bookread.php?book=389879


  1. Раздел 3. Античное наследие в культуре Нового времени

    Тема 1. Античное наследие в литературе Нового времени.

    Античность и литература классицизма (манифесты Малерба, Буало, Драйдена, художественная практика Мильтона, Лессинга и др.). Античные образы у романтиков (Китс, Потоцкий и др.). Античные реминисценции у реалистов (Пушкин, Гоголь), натуралистов (возможные параллели между натуралистическим романом и греческой трагедией), неоромантиков. Античная мифология у модернистов и постмодернистов.

Количество часов аудиторной работы: 6

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 8 часов; анализ художественных произведений Нового времени с точки зрения преломления в них античных образов для выполнения заданий по текущему контролю.

Тема 2. Античное наследие в философии Нового времени.

Платоническая традиция в философии Нового времени (от кембриджских платоников до Гегеля). Борьба Ницше с сократическим наследием. Прочтение Фрейдом античных авторов и античной мифологии.

Количество часов аудиторной работы: 6

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 7 часов; чтение и анализ философских произведений Нового времени с точки зрения преломления в них идей греческой философии для выполнения заданий по текущему контролю.

Тема 3. Античное наследие в живописи Нового времени.

Античные образы в живописи классицизма – от Пуссена до Давида. Восприятие античности в живописи барокко (Рубенс) и рококо (Буше, Фрагонар). Античные сюжеты у романтиков (Тернер), в живописи прерафаэлитов (Россетти).

Количество часов аудиторной работы: 6

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 7 часов; знакомство и анализ произведений изобразительного искусства Нового времени с точки зрения преломления в них образов и мотивов античного искусства и мифологии для подготовки к семинарам.
Литература по разделу:

Машкова А.Г. Словацко-русские межлитературные связи: страницы истории: Учебное пособие / А.Г. Машкова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 268 с. http://znanium.com/bookread.php?book=354880

Обернихина Г.А. Уроки поэзии: Поэтические шедевры русских поэтов XVIII - XIX вв.: Учебное пособие / Г.А. Обернихина, В.А. Обернихин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 464 с. http://znanium.com/bookread.php?book=234361

Русская и зарубежная литература: Учебник / Под ред. проф. В.К. Сигова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 512 с. http://znanium.com/bookread.php?book=233871

Фалев Е.В. История философии второй половины XIX – начала ХХ века. Избранные главы: Учебное пособие / Е.В. Фалев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 217 с. http://znanium.com/bookread.php?book=395840




8Образовательные технологии


В рамках семинарских занятий организуются дискуссии по вопросам разграничения специфически античных и общекультурных тем и образов. Также используется работа по методу «малых групп».

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Тема реферата для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины





  1. Жанр загадки у Альдгельма: связь с позднеантичной традицией.

  2. Античные образы в «Божественной комедии» Данте.

  3. Влияние античного искусства на творчество Дуччо.

  4. Влияние античного искусства на творчество Джотто.

  5. Античная философия в «Комментарии к Порфирию» и «Утешении философией» Боэция.

  6. Философия Августина Аврелия в ее отношении к античной.

  7. Влияние античного искусства на живопись Леонардо да Винчи.

  8. Влияние античного идеала человека на творчество раннего Шекспира и полемика с ним у Шекспира позднего.

  9. Флорентийские неоплатоники и специфика рецепции ими античной философии.

  10. Античный героический эпос, переосмысленный Мильтоном («Потерянный рай» и «Возвращенный рай»).

  11. Античные образы у Рубенса.

  12. Платонический характер философии Гегеля.



10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник



Креленко Н.С. История культуры: от Возрождения до модерна: Учебное пособие / Н.С. Креленко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 с. http://znanium.com/bookread.php?book=398642

10.2Основная литература


Клягин Н.В. Греческое чудо / Философия и культура, № 12(60), 2012 http://znanium.com/bookread.php?book=427430

Фалев Е.В. История философии второй половины XIX – начала ХХ века. Избранные главы: Учебное пособие / Е.В. Фалев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 217 с. http://znanium.com/bookread.php?book=395840

Ячин С.Е. Дао и телос в смысловом измерении культур восточного и западного типа: Монография / С.Е. Ячин, Д.В. Конончук, А.В. Поповкин, М.Е. Буланенко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 324 с. http://znanium.com/bookread.php?book=316335

10.3Дополнительная литература


Машкова А.Г. Словацко-русские межлитературные связи: страницы истории: Учебное пособие / А.Г. Машкова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 268 с. http://znanium.com/bookread.php?book=354880

Муратова Е.Ю. Лингвосинергетика поэтического текста: Монография / Е.Ю. Муратова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 220 с. http://znanium.com/bookread.php?book=389879

Обернихина Г.А. Уроки поэзии: Поэтические шедевры русских поэтов XVIII - XIX вв.: Учебное пособие / Г.А. Обернихина, В.А. Обернихин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 464 с. http://znanium.com/bookread.php?book=234361

Русская и зарубежная литература: Учебник / Под ред. проф. В.К. Сигова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 512 с. http://znanium.com/bookread.php?book=233871

10.4Справочники, словари, энциклопедии


Гойхман О.Я. Краткий словарь украшений [Электронный ресурс] / Авт. сост. Т. В. Летягова, Н. Н. Романова, А. В. Филиппов; под ред. О. Я. Гойхмана. - 2-е изд., стереотип. - М. : Флинта : Наука, 2011. - 136 с. http://znanium.com/bookread.php?book=406238

Романова Н.Н. Краткий словарь танцев [Электронный ресурс] / Т. В. Летягова, Н. Н. Романова, А. В. Филиппов, В. М. Шетэля; под ред. А. В. Филиппова. - 2-е изд., стереотип. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2011. - 272 с. http://znanium.com/bookread.php?book=406236

10.5Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

  • Microsoft Office, Adobe Acrobat для работы с текстовой информацией;



10.6Дистанционная поддержка дисциплины


Используется система LMS.

11Материально-техническое обеспечение дисциплины


Использование проектора на занятиях


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Античное наследие в европейской культуре для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Античное наследие в европейской культуре» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»...
Программа дисциплины Античное наследие в европейской культуре для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Античное наследие в европейской культуре» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»...
Программа дисциплины Античное наследие в европейской культуре для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «История российской государственности» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины Античное наследие в европейской культуре для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины Физическая культура для направления 030600....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для...
Программа дисциплины Античное наследие в европейской культуре для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»...
Программа дисциплины Античное наследие в европейской культуре для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Антиковедение» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину “Антиковедение”; учебных ассистентов и студентов направления подготовки...
Программа дисциплины Античное наследие в европейской культуре для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Теория и история исторического знания» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления...
Программа дисциплины Античное наследие в европейской культуре для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины Английский язык для профессиональной деятельности...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030600. 62 История, (уровень...
Программа дисциплины Античное наследие в европейской культуре для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины Английский язык для начинающих 1 для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030600. 62 История, (уровень...
Программа дисциплины Античное наследие в европейской культуре для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Описание и анализ памятников искусства и культуры»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины Античное наследие в европейской культуре для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины европа в V xvii вв для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Европа в V-XVII вв.»; учебных ассистентов и студентов направления...
Программа дисциплины Античное наследие в европейской культуре для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «История правовых и политических учений (часть...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины Античное наследие в европейской культуре для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины История и социология гуманитарного знания для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины Античное наследие в европейской культуре для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Философия»  для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»...
Программа дисциплины Античное наследие в европейской культуре для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины История правовых и политических учений  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину для направления 030600. 62 «История» для подготовки студентов...
Программа дисциплины Античное наследие в европейской культуре для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины История правовых и политических учений для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину для направления 030600. 62 «История» для подготовки студентов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск