Скачать 136.35 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет социально-гуманитарный Программа дисциплины Античное наследие в европейской культуре для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра Автор программы: Моисеев П.А., к.филос.н., petre@mail.ru Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «___»____________ 20 г Зав. кафедрой А.А. Борисов _______________________ Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»_____________201 г. Председатель Г.Е. Володина ________________________ Пермь, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Античное наследие в европейской культуре». Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Античное наследие в европейской культуре» являются: в области обучения: Фундаментальная подготовка в области гуманитарных наук; в области воспитания личности: Приобретение навыков и компетенций, способствующих формированию и развитию творческих способностей. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к вариативной части цикла дисциплин «История идей и история культуры». Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыков В реферате студент должен продемонстрировать способность вычленять античные идеи и образы в произведениях позднейших эпох, а также умение анализировать информацию из разных источников. На зачете студент, кроме того, должен продемонстрировать умение объяснить, как трансформируется античное наследие в западной культуре. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 6.2Порядок формирования оценок по дисциплине Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активную и своевременную подготовку докладов и презентаций, соответствие докладов тематике курса, цельность доклада, наличие в нем базовой идеи, количество привлеченных источников, самостоятельность работы, глубину анализа материала. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется - Оаудиторная. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная= 2/3* Отекущий + 1/3* Оаудиторная где О текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП: Отекущий = n1·Ореф, при этом n1 = 1. Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом : Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Оэкз/зач Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. 7Содержание дисциплины
Тема 1. Античное наследие в средневековой литературе. Раннее средневековье: заимствование форм античной литературы и наполнение их новым содержанием (эпические произведения Нонна из Хмима, Кэдмона, Кюневульфа, исторические произведения Беды Достопочтенного, Григория Турского и др.). Высокое средневековье: использование античных тем и мотивов (возрождения Овидия в провансальской литературе вообще и у Кретьена де Труа в частности, античные образы у Данте и пр.). Количество часов аудиторной работы: 8 Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 8 часов; анализ художественных произведений средневековья с точки зрения преломления в них античных образов для выполнения заданий по текущему контролю. Тема 2. Античное наследие в средневековой философии. Ранняя средневековая философия: восприятие античной образованности и системы ценностей (деятельность «последних римлян»). Зарождение средневековой философской проблематики на базе античной (комментарии Боэция к Порфирию и их роль в споре об универсалиях). Ранняя схоластика в ее отношении к Платону и Аристотелю. Зрелая схоластика. Противостояние платонизма и августинианства в философии. Количество часов аудиторной работы: 6. Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 8 часов; чтение и анализ философских произведений средневековья с точки зрения преломления в них идей греческой философии для выполнения заданий по текущему контролю. Тема 3. Античное наследие в средневековой живописи. Античное наследие в раннехристианском искусстве. Античность и дороманское искусство. Античное искусство и романский стиль. Античное искусство и готика. Творчество Дуччо и Джотто в их отношении к античному искусству. Античное наследие в византийском искусстве. Количество часов аудиторной работы: 8 Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 8 часов; знакомство и анализ произведений изобразительного искусства средневековья с точки зрения преломления в них образов и мотивов античного искусства и мифологии для подготовки к семинарам. Литература по разделу: Клягин Н.В. Греческое чудо / Философия и культура, № 12(60), 2012 http://znanium.com/bookread.php?book=427430 Ячин С.Е. Дао и телос в смысловом измерении культур восточного и западного типа: Монография / С.Е. Ячин, Д.В. Конончук, А.В. Поповкин, М.Е. Буланенко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 324 с. http://znanium.com/bookread.php?book=316335 Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: для освоения раздела предусмотрены доклады на семинарах, а также дискуссии по проблемам истории искусства.
Тема 1. Античное наследие в литературе Возрождения. Античность в идеологии Возрождения. Восприятие античности итальянскими писателями от Петрарки до Тассо. Античность в литературе Северного Возрождения (Эразм Роттердамский, Шекспир, Сервантес). Разные формы сочетания античных и христианских идей в литературе Возрождения. Количество часов аудиторной работы: 8 Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 8 часов; анализ художественных произведений Возрождения с точки зрения преломления в них античных образов для выполнения заданий по текущему контролю. Тема 2. Античное наследие в философии Возрождения. Снижение теоретического уровня философии в эпоху Возрождения (Петрарка, Макиавелли, Валла). Критика схоластики под знаменем возвращения к античности. Попытки возрождения неоплатонизма (флорентийские неоплатоники). Взаимодействие с византийской философией. Количество часов аудиторной работы: 6 Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 7 часов; чтение и анализ философских произведений Возрождения с точки зрения преломления в них идей греческой философии для выполнения заданий по текущему контролю. Тема 3. Античное наследие в изобразительном искусстве Возрождения. Античное наследие в изобразительном искусстве итальянского (Рафаэль, Леонардо, Донателло, Тинторетто, Микеланджело, Боттичелли, Тициан) и северного (Ван Эйк, Брейгели, Дюрер, Грюневальд, Лимбурги) Возрождения на уровне содержания и формы. Отличия в восприятии античного искусства в период позднего Возрождения (маньеризм и ранний классицизм). Количество часов аудиторной работы: 6 Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 7 часов; знакомство и анализ произведений изобразительного искусства Возрождения с точки зрения преломления в них образов и мотивов античного искусства и мифологии для подготовки к семинарам. Литература по разделу: Креленко Н.С. История культуры: от Возрождения до модерна: Учебное пособие / Н.С. Креленко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 320 с. http://znanium.com/bookread.php?book=398642 Муратова Е.Ю. Лингвосинергетика поэтического текста: Монография / Е.Ю. Муратова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 220 с. http://znanium.com/bookread.php?book=389879
Количество часов аудиторной работы: 6 Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 8 часов; анализ художественных произведений Нового времени с точки зрения преломления в них античных образов для выполнения заданий по текущему контролю. Тема 2. Античное наследие в философии Нового времени. Платоническая традиция в философии Нового времени (от кембриджских платоников до Гегеля). Борьба Ницше с сократическим наследием. Прочтение Фрейдом античных авторов и античной мифологии. Количество часов аудиторной работы: 6 Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 7 часов; чтение и анализ философских произведений Нового времени с точки зрения преломления в них идей греческой философии для выполнения заданий по текущему контролю. Тема 3. Античное наследие в живописи Нового времени. Античные образы в живописи классицизма – от Пуссена до Давида. Восприятие античности в живописи барокко (Рубенс) и рококо (Буше, Фрагонар). Античные сюжеты у романтиков (Тернер), в живописи прерафаэлитов (Россетти). Количество часов аудиторной работы: 6 Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 7 часов; знакомство и анализ произведений изобразительного искусства Нового времени с точки зрения преломления в них образов и мотивов античного искусства и мифологии для подготовки к семинарам. Литература по разделу: Машкова А.Г. Словацко-русские межлитературные связи: страницы истории: Учебное пособие / А.Г. Машкова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 268 с. http://znanium.com/bookread.php?book=354880 Обернихина Г.А. Уроки поэзии: Поэтические шедевры русских поэтов XVIII - XIX вв.: Учебное пособие / Г.А. Обернихина, В.А. Обернихин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 464 с. http://znanium.com/bookread.php?book=234361 Русская и зарубежная литература: Учебник / Под ред. проф. В.К. Сигова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 512 с. http://znanium.com/bookread.php?book=233871 Фалев Е.В. История философии второй половины XIX – начала ХХ века. Избранные главы: Учебное пособие / Е.В. Фалев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 217 с. http://znanium.com/bookread.php?book=395840 8Образовательные технологииВ рамках семинарских занятий организуются дискуссии по вопросам разграничения специфически античных и общекультурных тем и образов. Также используется работа по методу «малых групп». 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроляТема реферата для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке. 9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины10.1Базовый учебникКреленко Н.С. История культуры: от Возрождения до модерна: Учебное пособие / Н.С. Креленко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 с. http://znanium.com/bookread.php?book=398642 10.2Основная литератураКлягин Н.В. Греческое чудо / Философия и культура, № 12(60), 2012 http://znanium.com/bookread.php?book=427430 Фалев Е.В. История философии второй половины XIX – начала ХХ века. Избранные главы: Учебное пособие / Е.В. Фалев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 217 с. http://znanium.com/bookread.php?book=395840 Ячин С.Е. Дао и телос в смысловом измерении культур восточного и западного типа: Монография / С.Е. Ячин, Д.В. Конончук, А.В. Поповкин, М.Е. Буланенко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 324 с. http://znanium.com/bookread.php?book=316335 10.3Дополнительная литератураМашкова А.Г. Словацко-русские межлитературные связи: страницы истории: Учебное пособие / А.Г. Машкова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 268 с. http://znanium.com/bookread.php?book=354880 Муратова Е.Ю. Лингвосинергетика поэтического текста: Монография / Е.Ю. Муратова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 220 с. http://znanium.com/bookread.php?book=389879 Обернихина Г.А. Уроки поэзии: Поэтические шедевры русских поэтов XVIII - XIX вв.: Учебное пособие / Г.А. Обернихина, В.А. Обернихин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 464 с. http://znanium.com/bookread.php?book=234361 Русская и зарубежная литература: Учебник / Под ред. проф. В.К. Сигова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 512 с. http://znanium.com/bookread.php?book=233871 10.4Справочники, словари, энциклопедииГойхман О.Я. Краткий словарь украшений [Электронный ресурс] / Авт. сост. Т. В. Летягова, Н. Н. Романова, А. В. Филиппов; под ред. О. Я. Гойхмана. - 2-е изд., стереотип. - М. : Флинта : Наука, 2011. - 136 с. http://znanium.com/bookread.php?book=406238 Романова Н.Н. Краткий словарь танцев [Электронный ресурс] / Т. В. Летягова, Н. Н. Романова, А. В. Филиппов, В. М. Шетэля; под ред. А. В. Филиппова. - 2-е изд., стереотип. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2011. - 272 с. http://znanium.com/bookread.php?book=406236 10.5Программные средстваДля успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:
10.6Дистанционная поддержка дисциплиныИспользуется система LMS. 11Материально-техническое обеспечение дисциплиныИспользование проектора на занятиях |
Программа дисциплины «Античное наследие в европейской культуре» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»... | Программа дисциплины «Античное наследие в европейской культуре» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»... | ||
Программа дисциплины «История российской государственности» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Программа дисциплины Физическая культура для направления 030600.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для... | ||
Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»... | Программа дисциплины «Антиковедение» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину “Антиковедение”; учебных ассистентов и студентов направления подготовки... | ||
Программа дисциплины «Теория и история исторического знания» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления... | Программа дисциплины Английский язык для профессиональной деятельности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030600. 62 История, (уровень... | ||
Программа дисциплины Английский язык для начинающих 1 для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030600. 62 История, (уровень... | Программа дисциплины «Описание и анализ памятников искусства и культуры»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Программа дисциплины европа в V xvii вв для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Европа в V-XVII вв.»; учебных ассистентов и студентов направления... | Программа дисциплины «История правовых и политических учений (часть... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Программа дисциплины История и социология гуманитарного знания для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Программа дисциплины «Философия» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»... | ||
Программа дисциплины История правовых и политических учений для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину для направления 030600. 62 «История» для подготовки студентов... | Программа дисциплины История правовых и политических учений для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину для направления 030600. 62 «История» для подготовки студентов... |