Скачать 72.98 Kb.
|
Цели: Помочь осмыслить учащимся меру ответственности человека за всё, что он совершает в жизни; Задачи:
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, решение проблемных вопросов. Ключевые понятия: Божий суд, бессмертие, одиночество. Средства наглядности: презентации, иллюстрации из учебника, карточки. Основные вопросы: 1.Как видеть в людях Христа? 2. Почему христиане верят в бессмертие? Ход урока.
Примерный текст учителя. I. Вводная часть урока. СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ
Как вы думаете, Бога можно обмануть? 3. Есть такое выражение – casus belli (казус белли) – повод к войне. Во все века у всех народов законным поводом к началу войны считалось убийство иностранных послов. Посол и пославший его правитель считаются одним и тем же лицом. Оскорбление посла – оскорбление правителя и страны. Скажите, а можно ли человека считать послом Бога на земле? Если да, то – как же надо относиться к людям? II.Проверка домашнего задания. (слайд 2) 1)-Что в жизни христианина может быть названо чудом? 2)-Как вы понимаете строки В.Я. Брюсова: «Мы на всех путях дойдем до чуда! Этот мир- иного мира тень. Эти думы внушены оттуда, Эти строки – первая ступень…»? 3)-Продолжите цитату священника Николая Агафонова: «Чудесное с нами рядом, но мы не замечаем Его. Оно пытается говорить с нами, но мы не слышим, наверное, оттого, что…» III. Постановка учебной задачи.
- Какова мера ответственности человека перед Богом и людьми? Есть суд гражданский, уголовный… А существует Божий суд? Как вы понимаете, что такое Божий суд? (слайд 3) IV. Изучение нового материала Чтение текста с 72. Работа с текстом: Вопросы 1.Что такое Божий суд? 2. Какие вопросы у вас возникли после чтения текста? Прочитайте фрагменты текста, которые требуют дополнительного комментария, расширенного разговора. 3. Попробуем пояснить нашу тему примером жизни великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Маленький Никоша (так называли его домашние) рос и воспитывался в очень верующей семье на Полтавщине. Это теперешняя Украина. Его маменька (так было принято называть самого дорогого человека) часто читала ему отрывки из Священной истории. Будучи уже взрослым, Гоголь вспоминал, какое сильное впечатление оказал на него маменькин рассказ о Страшном Суде. Он понял, что за все свои действия и поступки, хорошие и плохие, человек даст ответ Богу на Страшном, последнем суде, когда будет решаться его окончательная участь. С тех пор понятие грех и покаяние стали главными в его жизни и творчестве. Представляете: все, что писал Гоголь, должно было напоминать человеку о последнем его ответе перед Богом. В пятом классе вы читаете повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством». Наверняка вам понравился один из центральных героев – кузнец Вакула. Помните, еще в начале повествования писатель говорит, что черт (тоже персонаж повести) ненавидел Вакулу больше, чем проповеди сельского священника отца Кондрата. И причиной его ненависти была икона Страшного суда, которую написал Вакула. Вот отрывок, посвященный описанию этой иконы (слайд 4) «…торжеством его (Вакулы) искусства была одна картина … в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленьями и чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал ее на большой деревянной доске, черт всеми силами старался мешать ему…». И нам становится понятна ненависть черта. Дело в том, что при Втором пришествии Христа, а это и есть событие Страшного Суда, все жившие когда-то и живущие на земле люди предстанут перед Богом. Только станут они по разные стороны от Христа: праведники станут справа (одесную), а грешники слева (ошуйю). Думаем, что всем понятно: Бога на Страшном Суде обмануть невозможно. Вот потому грешники, понявшие свою «левую» участь, и колотят беса кнутом, поленом и чем ни попало. Конечно, как часто бывает у Гоголя-сатирика, нам смешно. Но за этим встает ситуация ответа: за все, за все ответит человек перед Богом. Тогда читатель и понимает ненависть беса к Вакуле. Чего больше всего боится черт? Он боится, что его лукавство, обман, искушение станет для человека очевидным. Вакула и сделал очевидным то, что бес всегда скрывает, обманывая и искушая человека. (слайд 5) 4. Поговорим об этом же образным языком притчи. Перескажите притчу о последнем дне мировой истории. Не бойтесь подглядывать в текст учебника! 1. Как вера в Божий суд влияет на поступки человека? (с.72) 2. Перечисли вместе четыре мотива, поощряющих христиан к творению добра. V. Закрепление. На доске выписаны слова Бога, определите позиции грешников и праведников: (слайд 6)
VI. Подведение итогов Поговорим по душам. Добрыми людьми могут быть только христиане? (Разумеется, добрыми людьми могут быть все без исключения. То, что часто называют «нравственным законом» заложено в природу человека. Помните, что при сотворении человека Бог вдунул в уста Адама дыхание Свое. Дыхание Бога, душа присутствуют в каждом человеке. От человека зависит, как он распорядится этим духовным богатством: будет его взращивать или предаст забвению. Важно понять, что вера помогает человеку устоять в добром, координировать свое поведение и поступки, соотнося с Идеалом).Как вы думаете: понимание того, что есть строгий судья, которого нельзя обмануть и «ответ» перед которым неминуемо придется держать, помогает человеку быть ответственным или сдерживает его свободное развитие? VII. Рефлексия ( выход- ответы по желанию) Задание 1. Ответь на вопросы. 1. Как ты думаешь, что важнее – воздерживаться от пищи или от дурных поступков? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. А что сложнее? Почему? _____________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Ты пока еще не очень взрослый и не зарабатываешь деньги себе на жизнь. Но твоя «копеечка» - та добрая помощь, которую ты можешь оказать родным, друзьям и просто незнакомым людям. Подумай и напиши, какими конкретными делами ты можешь помочь окружающим? 1. ________________________________________________ __________________________________________________ 2. ________________________________________________ __________________________________________________ 3. ________________________________________________ __________________________________________________ 4. ________________________________________________ __________________________________________________ 5. ________________________________________________ __________________________________________________ (Слайд 7) VIII. Домашнее задание. 1.Прочитать урок 23, с. 72 2.Ответить на вопросы с 75 3.К следующему уроку узнай, где находится ближайший монастырь и его название. ( слайд 8) |
Урок по орксэ на тему «Православие о Божием суде» | Урок 6 (23). Православие о Божием суде Цели: задуматься над христианской идеей ответственности человека перед Богом и людьми как сдерживающим этическим началом; побудить... | ||
Уроку №23. Тема урока: Православие о Божием суде Цель урока: познакомить с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека | Утверждаю директор маоу «Гимназия №1» г. Перми О внутришкольном конкурсе профессионального мастерства педагогов маоу «Гимназия №1» города Перми | ||
Урока Образовательная Авторы: Филатова А. Б., учитель географии маоу гимназии №24 им. М. В. Октябрьской г. Томска; Прохорова Н. А., учитель биологии маоу... | «Порядок» Геревич С. А., учитель математики, Пономарёва Н. В., учитель русского языка и литературы, Серебренникова Т. А., учитель изобразительного... | ||
Единый урок Универсиады -2019 в маоу «Гимназия №48» Учитель технологии Гайдамака Людмила Васильевна – ветеран клуба альпинистов «Сокол» участник восхождения на пик Ленина, высшую точку... | Урок в формате 3d арапова Светлана Андреевна, учитель английского языка маоу «Гимназия №33» Всероссийской научно-практической конференции Университетского округа ниу вшэ «Инновационное развитие современной школы: практика... | ||
Казакова Марина Сергеевна, учитель информатики и математики первой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учителя разработчики: Бодрова И. В., учитель английского языка, Бардина Т. А., учитель русского языка и литературы маоу гимназия... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Детская риторика в рассказах и рисунках», в рамках системы развивающего обучения Л. В. Занкова для учащихся 3 класса общеобразовательных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерством образования Российской Федерации (система общего развития Л. В. Занкова), Программы развития маоу «Гимназия№1» (2010-2013),... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ерюшкина Л. Е., учитель географии маоу гимназия №2, г. Балаково, Саратовская область | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Бурмантова М. А. учитель изобразительного искусства, маоу «Гимназия №2» г. Соликамска Пермского края | ||
Тема: «Проблемные ситуации и подходы к их решению» Предмет: проектная деятельность Харитонова Светлана Леонидовна, учитель истории и обществознания высшей категории маоу гимназия г. Чайковский | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы: учитель географии и экологии Блинова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы Фомичева Елена Александровна.... |