Технология проведения
| Деятельность
учеников
| Деятельность
учителя
| Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
| Планируемые результаты
УУД
|
Предметные
| УУД
|
I. Проблемная ситуация и актуализация (10 мин)
Цели:
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
-организация выполнения учащимися пробного учебного действия и фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
| Слушают учителя и смотрят 1 слайд презентации, на которой отсутствует тема урока.
Смотрят на доску с разбросанными в беспорядке словами ( события планеты и названия эр). Выполняют задание за партами в парах: распределяют листы со словами в таблицу в 2 колонки рядов.
Называют 2 признака: названия эр и события в них.
Проговаривают, что повторили.
В шапку таблицу расставляют названия эр и по вертикали – события.
Возможный ответ: не остались лишни слова. Мы не знаем, куда их разместить.
Выдвигают версии.
Другой возможный ответ: мы вставили новые слова (появление сосудистых растений, береговая линия рек, корневая система) в колонку «Палеозой».
| Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Устанавливает тематические рамки.
Организует актуализацию умений решать задачи на нахождение целого из частей.
Организует обобщение актуализированных знаний. Показывает картинку следующего слайда 5: Предлагает задание для пробного действия. Показывает картинку следующего слайда 6. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.
Организует фиксирование затруднения. Показывает таблицу с ответом (слайд 7).
| 1.Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть отдохнувшими и надеюсь готовыми к работе на уроке. Мы с вами сегодня будем открывать новые знания по теме …
Но где запись с темой урока?!
Хорошо, что я подготовила вам информацию на обычной доске. Посмотрим что на ней?
Но что это такое?! На доске беспорядок. Мы должны с вами восстановить порядок и узнать все таки, какие новые знания мы будем осваивать.
Помогите, мне дети, распределите эти слова по 2 признакам в таблицу. Слайд 3.
2. Слайд 4.
Фронтальная проверка, выбор верного решения.
Дайте названия эти группам.
3. – Что мы повторили? (Решение задач на нахождение целого и частей). 4. Слайд 6. Выполнение продуктивного задания.
- А теперь расставьте события по эрам, в которые они происходили.
-Перечислите события докембрия. Палеозоя. Мезозоя. Кайнозоя.
- Все события нашли свои эры?
1 вариант ответа – проверка по таблице и фиксирование затруднения (слайд 7).
2 вариант ответа – у нас были разные варианты ответов, но правильный прозвучал. Заслушаем его. Молодцы (молодец!).
|
Уметь классифицировать важнейшие события в истории биосферы (появление сосудистых растений и корневой системы у них на формирование береговой линии рек) и объяснять их значение для формирования современного облика планеты
| определять и формулировать цель деятельности, самостоятельно обнаруживать проблему, выдвигать версии, искать средства достижения цели; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Уметь работать в паре
(Регулятивные УУД).
умение классифицировать события геологической и биологической истории Земли по времени их появления (Познавательные УУД).
Работая в паре уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
(Коммуникативное УУД).
|
II. Выявление места и причины затруднения
(2 мин)
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
| Выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения.
| Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
| Слайд 7.
1 вариант ответа:
- Почему возникло затруднение? (Не знаем, что это за слова).
2 вариант ответа:
- Как эти слова связаны друг с другом? Может быть, назовете мне 2 главные причины? Что мы не знаем?
|
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
умение классифицировать события геологической и биологической истории Земли по времени их появления, делать обобщающие выводы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему и таблицу в текст; текст в таблицу или схему).
(Познавательные УУД).
учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций; учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, при столкновении позиций стараться понять друг друга.
(личностные)
|
III. Поиск решения из затруднения
(3 мин)
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий и средств.
| Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. Ставят цель урока. С помощью учителя составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Называют средства.
| Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует постановку цели урока.
Организует составление совместного плана действий. Организует определение средств.
| - Какой следующий шаг учебной деятельности? (Сами найдем способ). -Может быть, назовете тему урока и что мы должны сегодня выяснить?
- Какую цель ставим?
- Наметим наш план действий (слайд 8):
1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, что такое ...
2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.
3. Устраним затруднение.
4. Применим новое знание. - Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)
|
| Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
(Регулятивные УУД).
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами; уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке
(Регулятивные УУД).
|
IV. Реализация построенного плана действий
(15 мин)
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока.
| Под руководством учителя реализуют составленный план действий.
Отвечают на вопросы учителя.
Называют профессию - «биолог». Знакомятся с алгоритмом действия. Читают текст, выделяют ключевые слова, заполняют схему «Движение воды по сосудам».
Проверяют заполненную схему. Формулируют вывод.
| Называет этап.
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог:
- сравните фото «Овраг с растительностью», «Овраг без растительности» с предыдущими опытами.
-наблюдается ли зависимость между наличием растительности и ростом оврага?
- в чем аналогия с опытом?
- как выдумаете были ли овраги в палеозое?
- а реки? Рассказ учителя о реках палеозоя.
Скажите, человек, какой профессии может нам помочь раскрыть тайну рек.
Продуктивное чтение текста на раздаточных листах: найдите ключевые слова в тексте и составьте схему «Движение воды по сосудам».
Сделайте вывод о появление сосудистых растений в палеозое, корневой системы у них и образованием береговой линии рек.
| Слайд 9.
- Выполняем по плану действия. Проведение опыта 1.
Что происходит?
Слайд 10.
Проведение опыта 2.
Что происходит? Почему?
Можно ли аналогичное наблюдать в природе?
Слайд 11. Фото оврагов с растительностью и без.
Раскрытие учителем «Тайны рек палеозоя».
Слайд 13. Пейзаж водоемов палеозоя и современный ландшафт с реками.
Вступление в продуктивный диалог учителя биологии – слайды 13-15
Алгоритм действия детей по продуктивному чтению текста на раздаточных листах.
Продуктивное задание.
Вступление учителя географии.
|
| Приводить примеры аналогии, наблюдаемые в современном мире; анализировать и оценивать географическую информацию, делать обобщающие выводы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему и таблицу в текст; текст в таблицу или схему).
(Познавательные УУД).
Приводить аргументы и подтверждать их фактами (Коммуникативные УУД).
|
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(8 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
| Делают вывод о конечном распределение слов по колонкам таблицы.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
| Возвращение к таблице «Распределение событий по эрам»: Проверьте, что все события нашли свое место по эрам. Схема:
закончите фразу, выбрав 1–2 из перечня:
Сегодня я узнал (а) …
Было трудно …
Теперь я могу …
Я понял (а), что …
У меня получилось …
Было интересно …
Меня удивило …
Мне захотелось …
Я думаю, что…
| Слайд 16. Распределение событий по эрам.
Вернемся к началу урока, когда вы распределяли слова по эрам.
Посмотрим окончательный вариант таблицы.
Слайд 17. Рефлексивный экран.
Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
Расскажите по схеме, чему научились на уроке.
|
| Осознавать единство и целостность окружающего мира; учиться признавать незавершенность своих взглядов на мир; учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций; учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, при столкновении позиций стараться понять друг друга
(личностные)
анализировать и оценивать географическую информацию, делать обобщающие выводы
(познавательные)
|
VI. Постановка домашнего задания (2 мин)
| Выбор домашнего задания и запись его в дневник
| Предлагает сделать выбор домашнего задания
| Параграф 16
Выбрать для выполнения одно из заданий на стр. 67:
Необходимый уровень:
Задания №№ 4,5
Программный уровень:
Задания №№6-8
Максимальный уровень:
Задания №9
Или сочинить сказку «Я путешествую в палеозой»
|
| учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций;
(личностные)
анализировать и оценивать информацию, делать обобщающие выводы
(познавательные)
|
Резерв времени – 5 мин
|
|
|
|
|
|