Тема: «Проблемные ситуации и подходы к их решению» Предмет: проектная деятельность





Скачать 72.97 Kb.
НазваниеТема: «Проблемные ситуации и подходы к их решению» Предмет: проектная деятельность
Дата публикации31.07.2014
Размер72.97 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Мастер-класс

Харитонова Светлана Леонидовна, учитель истории и обществознания высшей категории МАОУ Гимназия г. Чайковский

Тема: «Проблемные ситуации и подходы к их решению»

Предмет: проектная деятельность

Цель: демонстрация опыта работы по проектированию адаптивной образовательной среды; разработка авторской модели урока в режиме проектной технологии.

Задачи:

  • диссемилировать опыт проектной деятельности с учащимися путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

  • определить в ходе совместной работы методические подходы и приемы решения поставленной проблемы;

  • провести рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

  • оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и совершенствования.

Структура проведения мастер–класса

  1. Вступительное слово мастера об актуальности использования проектной технологии в образовательном процессе.

Актуальный вопрос сегодняшнего дня – внедрение новых ФГОС. Используя современные педагогические технологии, учителю необходимо организовать деятельность учащихся. Позиция учителя должна быть следующей: идти в класс не с ответом (готовыми знаниями, умениями, навыками), а с вопросом. Знания обучающихся должны стать результатом их собственных поисков. Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях). Достичь этих целей можно, используя метод проектов.
Проектная технология - универсальная образовательная технология: «обучение в деятельности, сотрудничестве, поиске, исследовании». Позволяет ученикам моделировать собственную деятельность, обозначать проблему, выдвигать цели и задачи, гипотезы, делать выводы и заключения, добиваться определенного результата, приобретать знания самостоятельно в поиске, пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, исполнять разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника)

2. Практическое занятие. Интерпретация притчи.

Задание участникам:

  • Как можно разрешить данную ситуацию?

  • Какие вопросы могут возникнуть?

  • Что я лично могу сделать?

  • Чем мне необходимо владеть для разрешения ситуации?

Притча про слона

Четверо слепых впервые в жизни встретились со слоном. Один из них дотронулся до хобота и сказал: «Слон похож на толстый канат». «Слон похож на столб», — сказал другой, ощупав ногу слона. Третий коснулся слоновьего живота и заявил: «Слон похож на огромную бочку». «Он похож на циновку», — потрогав слона за ухо, возразил четвертый.

На этом этапе учебного занятия организуется диалог, во времякоторого происходит преодоление проблемной ситуации на актуальном уровне развития детей. В диалоге происходит проявление личной позиции учащихся по отношению к притче и выявление дефецитов для практического решения. Учитель фиксирует мнения детей.

  1. Следующий этап мастер-класса - определение образа проблемы. Демонстрация слайда (четыре рисунка: желе, снежинка, мозаика, олимпийские кольца). Задания для педагогов: что может объединять эти рисунки?Определение образа проблемы позволяют фиксировать многогранность проблем.

  2. Работа в группах. Педагогам предложено разбиться на четыре группы. Группа получает раздаточный материал. Каждая группа через образ проблемы формулирует определение проблемы и фиксирует это в таблице.

Название проблемы

Образ проблемы

Определение проблемы

Пример

Проблемы, похожие на мозаику



Проблема, похожая на мозаику, состоит их нескольких отдельных частей. Проблема в целом решается, когда решается каждая ее часть

Проблема: Новый год в джунглях!
Способы решения:

1. Нужно выбрать маршрут.

2. Нужно собраться в дорогу.

3. Нужно продумать программу праздника.

Проблемы, похожие на многослойное желе



Решение многослойных проблем состоит из последовательных действий. Такие проблемы решаются, если совершаются все действия и в правильном порядке

Проблема:

Как вырастить цветок?
Способы решения:

1. Узнать особенности ухода за данным растением.

2. Купить (или подобрать из имеющихся) горшок для цветов.

3. Подготовить грунт для посадки растения.

4. Приготовить для посадки семена (рассаду, клубни и т.д.) растения.

5. Приготовить удобрения.

Проблемы, похожие на снежинку



Проблема, похожая на снежинку, имеет много вариантов решения. Необходимо исследовать все возможные варианты и выбрать наилучший

Проблема: переоборудование учебного кабинета.
Способы решения:

1. Распределиться на группы.

2. Каждая группа учащихся нарисовать на листе бумаги свой вариант оформления кабинета, подготовить защиту своего проекта.

3. В ходе презентации проектов выбрать лучший вариант.

Проблемы, похожие на олимпийские кольца



Такие проблемы возникают из-за того, что люди не помогают друг другу, работают только на свой результат. Каждый должен сам добиться успеха в своем деле и помочь это сделать всем остальным участникам


Проблема:

сбор металлолома

Способ решения: нужно совместить в одной ситуации два условия: личный успех и помощь другому.

На данном этапе происходит практическая работа с понятием «образ проблемы», понимание данного образа и представление примера. Групповая работа на этом этапе позволяет структурировать знания с понятием «проблема», на практике примененить новые знания, вступать в новые формы коммуникации.

  1. Выполнение задания в парах. Педагог предлагает примеры проблемных ситуаций. Участники мастер-класса определяют по описанию проблемной ситуации вид проблемы.

    № п/п

    Проблемная ситуация

    Название проблемы

    1.


    Ученики 9-го класса решили поставить всем классом спектакль к Новому году. Решить-то они решили, а как это самим сделать — не знают. Как же им действовать в этой ситуации?

    2.


    Группа учеников 6-го класса очень заинтересовалась загадочным материком Антарктида. Решили ребята все о ней узнать. Подобрали в библиотеке литературу и ахнули: «Как много!» Есть книги о животных и растениях Антарктиды, о ее климатических особенностях, об истории освоения материка, о работе международных исследовательских станций.... Как все это прочитать? Что делать?!

    3.


    Один ученик готовился дома к уроку по истории. Выучил параграф, рассказал маме. И он, и мама остались довольны подготовкой. А учительница сказала, что это ответ «хороший», но совсем не «отличный», и поставила «четверку». Мальчик дома так и не смог объяснить маме, почему он получил «четверку», а не «пятерку»

    4.


    На уроке математики учительница сказала, что сегодня оценка каждого ученика будет зависеть от того, как будет работать весь класс. Она дала каждому ученику для решения 5 задач, но сказала, что «пятерку» класс получит только в том случае, если все-все задачи будут решены. Ребята не справились с заданием. Они объяснили это тем, что в классе был слабый ученик, который до звонка не смог решить и трех задач из пяти. Но учительница сказала, что ребята неправильно подошли к решению проблемы. Так ли это?

    5.

    Ученик 5-го класса очень заинтересовался возможностью выступить с интересной лекцией перед младшими школьниками. Дело ответственное. Материал должен быть интересным, понятным малышам. Как подготовиться к такому выступлению?

    6.

    Учащиеся одного очень дружного класса решили провести вместе несколько каникулярных дней весной. Но какой отдых предпочесть? Каждый предлагает свое, других не слушает... Чуть не поссорились! Как им следует поступить, чтобы найти общее и самое лучшее решение?


  2. Заключительный этап занятия. Индивидуальная работа. Проверь себя! Приведите пример проблемы и укажите способ ее решения.

№ п/п

Название проблемы

Проблемная ситуация

Способ решения

1.


Проблема, похожая на мозаику

2.


Проблема, похожая на многослойное желе

3.


Проблема, похожая на снежинку

4.


Проблема, похожая на олимпийские кольца




  1. Рефлексия. Обсуждение результатов совместной деятельности. Самооценка деятельности.




  1. Результаты:

  • Умение моделировать учебное занятие в режиме проектной технологии.

  • Проявление нового уровня индивидуального стиля творческой педагогической деятельности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Проблемные ситуации и подходы к их решению» Предмет: проектная деятельность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приоритетными становятся социально-проблемные экологические ситуации и экологически ориентированная учебно-социальная практика по...
Тема: «Проблемные ситуации и подходы к их решению» Предмет: проектная деятельность iconПроектная деятельность в начальной школе
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую...
Тема: «Проблемные ситуации и подходы к их решению» Предмет: проектная деятельность iconПроектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания
Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время
Тема: «Проблемные ситуации и подходы к их решению» Предмет: проектная деятельность iconМетодическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации...
Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся»
Тема: «Проблемные ситуации и подходы к их решению» Предмет: проектная деятельность iconПлан-конспект урока математики в 5-м классе
Развить интеллектуальные умения: анализировать, делать выводы, выделять закономерности, контролировать свою учебную деятельность,...
Тема: «Проблемные ситуации и подходы к их решению» Предмет: проектная деятельность iconТема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно...
Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала
Тема: «Проблемные ситуации и подходы к их решению» Предмет: проектная деятельность icon«Проектная деятельность на уроках обществознания» Проектная деятельность...
Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило,...
Тема: «Проблемные ситуации и подходы к их решению» Предмет: проектная деятельность iconПроектная деятельность младших школьников
Она дает возможность качественно поднять уровень знаний и умений учащихся через проникновение в закономерные связи природы и общества....
Тема: «Проблемные ситуации и подходы к их решению» Предмет: проектная деятельность iconРабочая программа по курсу «Брянский край. Проектная и исследовательская...
«краснокосаровская средняя общеобразовательная школа» мглинского района брянской области
Тема: «Проблемные ситуации и подходы к их решению» Предмет: проектная деятельность iconПроектная деятельность в начальной школе. Проект "Здоровое питание"
«балуют» нас походами в Макдональдс, в кафетерии и т д. Удивительно, но то, что хорошо всем известно, так стойко игнорируется. Мы...
Тема: «Проблемные ситуации и подходы к их решению» Предмет: проектная деятельность iconТема: «Рынок»
Научить комплексному восприятию и осмыслению понятий «рынок, спрос, предложение, цена». Уметь находить взаимосвязь между спросом...
Тема: «Проблемные ситуации и подходы к их решению» Предмет: проектная деятельность iconТема: «Рынок»
Научить комплексному восприятию и осмыслению понятий «рынок, спрос, предложение, цена». Уметь находить взаимосвязь между спросом...
Тема: «Проблемные ситуации и подходы к их решению» Предмет: проектная деятельность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Кто что делает в жилищной сфере» учащиеся 8Б класса (кл руководитель Макасина Л. В.)познакомились с алгоритмом действий при аварийной...
Тема: «Проблемные ситуации и подходы к их решению» Предмет: проектная деятельность iconПредмет и методы анализа Предмет и подходы
История детской психологии: Учебник для студ пед вузов. – М.: Гуманит изд центр владос, 1998. – 272 с
Тема: «Проблемные ситуации и подходы к их решению» Предмет: проектная деятельность iconПедагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог...
А обучение становится для него благом, радостью, основной формой выражения детской жизни. Создаю проблемные, поисковые исследовательские...
Тема: «Проблемные ситуации и подходы к их решению» Предмет: проектная деятельность iconКонтрольно-оценочные средства (тесты)
Культура как предмет гуманитарного знания. Специфика культурологического знания: предмет и метод. Основные подходы к определению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск