Скачать 198.71 Kb.
|
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская государственная академия культуры и искусств» Институт искусств и народного художественного творчества Кафедра инструментального исполнительства РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебно-методический комплекс Дисциплина «ИСТОРИЯ ФОРТЕПИАННОГО ИСКУССТВА» Цикл СД. Ф для студентов специальности 070101.85 «Инструментальное исполнительство (фортепиано)» Квалификации: концертный исполнитель, артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель. Рабочая программа составлена с учётом действующих стандартов образования по данной специальности. Дата принятия стандарта 22.04.2003 Рабочая программа утверждена на заседании кафедры фортепиано (протокол № 2 от 20.10.06.) Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская государственная академия культуры и искусств» Институт искусств и народного художественного творчества Кафедра инструментального исполнительства Составитель: ст. преподаватель С.Г. Грауберг Объем курса: 108 часов. Занятия лекционные и практические. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс лекций по истории фортепианного искусства изучается студентами специальностей «Инструментальное исполнительство. Фортепиано» в течение первых трёх семестров. В программу курса объёмом 108 часов входит изучение различных фортепианных стилей в их исторической последовательности. История фортепианного искусства соприкасается с музыкальной эстетикой, музыковедением, музыкальной педагогикой, методикой, общей историей искусства, историей музыки, историей музыкальной педагогики и инструментоведением. Курс проводится не только лекционным методом, но и при посредстве семинарских занятий. Семинарские занятия призваны воспитывать в будущих специалистах навыки самостоятельной работы, а также являются формой текущего контроля этой работы. С целью более продуктивного ведения занятий студентам рекомендуется предварительное ознакомление с аудиозаписями по ближайшим темам курса. Систематически студенты пишут викторины, в которых представлены наиболее значимые фортепианные произведения. Один-два раза в течение курса практикуется небольшая письменная работа в форме реферата. Тема выбирается студентом совместно с преподавателем, ведущим курс; в некоторых случаях она может быть утверждена на кафедре. В тематике учитывается педагогическая или исполнительская практика студента, что имеет целью помочь ему связать теорию и практику своей будущей профессии. После прохождения курса студенты должны ориентироваться в фортепианной литературе, знать особенности основных фортепианных стилей и главных исполнительских школ. При разработке курса была использована тематическая рубрикация программы «История фортепианного искусства» для музыкальных вузов по специальности № 2201 «Фортепиано» (составители: профессора А.Д. Алексеев, А.А. Николаев, преподаватели А.В. Малинковская и В.П. Чинаев – М., 1982 г.). Авторскими элементами программы являются:
Выписка из Государственного стандарта. СД.Ф.05 История фортепианного искусства. Возникновение, становление, преобразование инструмента. Выявление закономерностей развития выразительных и технических возможностей инструмента. Творческие принципы выдающихся исполнителей и педагогов. Педагогические школы. Этапные изменения художественных задач исполнительства, технических средств, функционирования искусства в обществе. Творчество выдающихся композиторов. Периодизация истории исполнительства, связь с историей культуры. Анализ исполнительских концепций ведущих мастеров, сравнение исполнений разными музыкантами одного произведения. Вопросы психологии исполнительства, проблемы связи композитор - исполнитель - слушатель. Современные мастера-инструменталисты. Специальная литература для инструмента, теоретическая и методическая литература. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Фортепианное искусство как одна из значительнейших областей музыкальной культуры. Роль фортепиано в области сольного инструментализма. Использование фортепиано и его предшественников — клавишных инструментов — в качестве ансамблевых и аккомпанирующих инструментов в вокальной и камерно-инструментальной литературе. Фортепиано и процесс общего исторического развития музыкального искусства.
Зарождение и эволюция клавишных инструментов. Первые трактаты об искусстве игры на клавишных инструментах. Зарождение и пути развития отдельных национальных школ в клавирном искусстве XVI — XVII столетий. Их связь с формированием национальных культур. Общественное положение и виды деятельности музыканта того времени; универсальный характер творчества. Искусство импровизации как объединение композиторского и исполнительского мастерства. Клавирное творчество И. С. Баха как обогащение достижений предшествующих клавирных школ и стилей. Проблемы интерпретации баховских сочинений. Г.-Ф. Гендель, Д. Скарлатти, Ф. Э. Бах. Итальянские клавиристы второй половины XVIII столетия. Изобретение фортепиано в 1709 году и распространение этого инструмента в профессиональной среде. 3.Западноевропейское фортепианное искусство конца 18 – начала 20 века Завершение периода клавиризма и начало этапа развития фортепианного искусства. Развитие фортепианного производства. Дальнейшее усовершенствование инструмента; английская и венская механика. Виднейшие представители венского классицизма — И. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен. Их эстетические' принципы, черты стиля, особенности фортепианного письма. Влияние музыкального театра на творчество (в том числе и фортепианное). Интерпретация произведений венских классиков: вопросы темпа, динамики, артикуляции, фортепианной звучности. История редакций фортепианных сонат В. Моцарта и Л. Бетховена как отражение различных исполнительских тенденций XIX — XX веков. Редакции А. Б. Гольденвейзера. Фортепианное искусство конца XVIII — начала XIX веков в других странах. Лондонская пианистическая школа и ее основоположник М. Клементи. Французская школа. Фортепианные классы Парижской консерватории. Л. Адам и его фортепианная школа. Роль западноевропейских музыкантов в развитии европейской фортепианной культуры. Чешские композиторы и пианисты Я. Дусик, Б. Томашек, А. Рейха, В. Живный и др. 4.Западноевропейское фортепианное искусство периода романтизма. Основные тенденции развития фортепианного искусства романтиков (образный строй, жанры, особенности фактуры, исполнительство и педагогика). Салонно-виртуозное направление. И. Крамер, И. Гуммель, А. Штейбельт, Ф. Калькбреннер, С. Тальберг, А. Дрейшок, И. Мошелес, А. Герц и другие. К. М. Вебер, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон — к проблеме раннего романтизма. Общие черты творчества этих композиторов. Фортепианное творчество Р. Шумана. Задачи пианиста при работе над произведениями Р. Шумана. Роль фортепиано в творчестве Шопена. Ф. Шопен — пианист, педагог. Ф. Шопен и современность: проблемы интерпретации. Фортепианное творчество Ф. Листа. Периодизация его творчества и характеристика каждого творческого этапа. Педагогика Ф. Листа. 5.Зарождение русской фортепианной школы и её расцвет в 19 веке. Общая характеристика русской музыкальной культуры XVIII— начала XIX столетия. Творчество композиторов-любителей. Интерес к народной песне и развитие на этой почве разнообразных музыкальных жанров Д. Кашин, Л. Гурилев, Д. Бортнянский — первые профессиональные композиторы, пишущие для фортепиано. Фортепианная педагогика в России конца XVIII — начала XIX вв. Иностранные пианисты в России. Д. Фильд – исполнитель, композитор, педагог; его ученики. М. Глинка и его фортепианное творчество. Исполнительский стиль М. Глинки как яркое проявление типичных тенденций в русском фортепианно-исполнительском искусстве первой половины XIX века. Фортепианное творчество композиторов «Могучей кучки». Общие тенденции в фортепианных произведениях М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина при индивидуальности творческих почерков. Фортепианное творчество М. Мусоргского. М. Балакирев и М. Мусоргский — пианисты. «Русское музыкальное общество». Первые консерватории в России. Братья Рубинштейны. Просветительская направленность их многообразной деятельности. П. Чайковский - влияние симфонизма П. Чайковского на его фортепианное творчество. Выдающиеся интерпретаторы наследия П. Чайковского. 6. Западноевропейское фортепианное искусство второй половины 19 – начала 20 века. Фортепианная культура Германии во второй половине XIX столетия. Рост музыкального профессионализма (педагогика и исполнительство). Развитие науки об исполнительстве. Распространение консервативных академических тенденций. Особенности фортепианного стиля И. Брамса. Упражнения Брамса и их польза для пианиста. Брамс-пианист. Вопросы интерпретации фортепианного наследия Брамса. Ученики Ф. Листа: Г. Бюлов,'К. Таузиг, Э. д'Альбер — продолжатели исполнительского искусства Листа. Фортепианная культура в западноевропейских странах. Чешское музыкальное возрождение - Б. Сметана А. Дворжак. Французская школа. - С. Франк, К- Сен-Санс. Исполнительская деятельность К. Сен-Санса. Импрессионизм, его отражение в фортепианном творчестве Дебюсси и Равеля. Новаторство в области фортепианного языка, открытие новых возможностей в использовании фортепианной фактуры. Черты общности и различия творчества Дебюсси и Равеля. Проблемы интерпретации их произведений в связи с особенностями их творчества. Крупнейший представитель скандинавской школы Э. Григ и его роль в развитии европейского фортепианного искусства. Э. Григ — исполнитель. Возрождение испанской школы. И. Альбенис, Э. Гранадос; национальная основа их искусства; влияние на их искусство французских композиторов, Листа и др. Фортепианное искусство в США. Э. Мак-Доуэлл — композитор и пианист. Своеобразие путей развития музыкального искусства западноевропейских стран XX века. Фортепианное творчество композиторов Франции («Шестерка») и Германии («Новая венская школа»). И. Стравинский, Б. Барток, П. Хиндемит; их фортепианное творчество. Задачи исполнителя — интерпретатора фортепианной музыки XX века. 7.Фортепианное искусство в России конца 19 – начала 20 века. Фортепианное искусство петербургских композиторов. А. Лядов, А. Глазунов. Связь их творчества с традициями русской фортепианной культуры. 'I'. Лешетицкий, А. Есипова - их роль в развитии русского и зарубежного пианизма. Ученики Т. Лешетицкого и А. Есиповой. Фортепианное искусство московских музыкантов. А. Аренский, связь его творчества с искусством П. Чайковского. С. Танеев и его роль в истории Московской консерватории. С. Танеев — пианист -- один из первых пропагандистов творчества Чайковского, Н. Зверев — педагог-воспитатель, его роль в обучении ряда крупных русских пианистов. П, Пабст и его ученики. В. Сафонов — исполнитель и педагог. Русская музыкальная культура предреволюционных лет. Значительные достижения русского пианизма — исполнительства и педагогики — в лице его лучших представителей, как старшего поколения (В. Сафонов, А. Есипова и др.), так и более молодого поколения (К. Игумнов, А. Гольденвейзер, Л. Николаев и др.). Мировое значение русской фортепианной школы. Творчество Рахманинова как новый этап в развитии фортепианного искусства. Связь и взаимовлияние творчества и исполнительства композитора. Задачи пианиста-интерпретатора рахманиновских произведений. Творчество А. Скрябина и его значение в истории фортепианного искусства. Философско-эстетические взгляды Скрябина и эволюция его фортепианного стиля. Скрябин — пианист. Русские и советские пианисты — выдающиеся интерпретаторы фортепианного наследия А. Скрябина. Фортепианное творчество Н. Метнера Н. Мясковского, С. Фейнберга, Ан. Александрова и других молодых композиторов дореволюционной России. 8.Выдающиеся зарубежные пианисты. Исполнители и педагоги 20 века. Ф. Бузони и его пианистические принципы. Бузони — редактор. Педагогика Ф. Бузони, его ученики. Э. Петри. Л. Годовский. Исполнение им произведений Ф. Шопена и других композиторов. Обработка и транскрипции Л. Годовского. Взгляды Годовского па развитие пианистического мастерства. И. Гофман — один из крупнейших пианистов XX столетия, выдающийся интерпретатор произведений композиторов XIX столетия. Связь И. Гофмана с русским пианизмом. Особенности исполнительской манеры И. Гофмана. Книги Гофмана о фортепианном искусстве. А. Шнабель как исполнитель и редактор сочинений Бетховена. Французская пианистическая школа: М. Лонг, Р. Казадезюс, А. Корто. Книги Корто по вопросам фортепианного искусства. Пианисты других национальных школ (В. Гизекинг, Артур Рубинштейн, В. Горовиц, Г. Гульд и другие пианисты). 9.Русская фортепианная музыка 20 века. Характеристика фортепианного творчества 20-х годов. Проблема традиций и новаторства. С. Прокофьев. Связь его творчества с русским классическим наследием. С. Прокофьев и неоклассицизм; переосмысление формул, классического письма в связи с новым содержанием. Новаторские черты фортепианного стиля Прокофьева. С. Прокофьев — пианист; черты его исполнительского стиля. Интерпретация сочинений С. Прокофьева. Стилистические черты фортепианного стиля Шостаковича. Сочетание традиций и новаторства в его композиторском почерке Шостакович-пианист; авторские интерпретации сочинений. Роль музыки Д. Шостаковича в воспитании пианиста. Выдающиеся интерпретаторы произведений Д. Шостаковича. Фортепианное творчество А. Хачатуряна, Д. Кабалевского, М. Баланчивадзе, Г. Галынина, Б. Тищенко, Р. Щедрина. 10.Русское фортепианное исполнительство и педагогика 20 века. Преемственность и дальнейшее развитие исполнителями лучших традиций русской пианистической школы второй половины XIX и начала XX века. Крупнейшие мастера старшего поколения советских пианистов, их роль в развитии современной советской фортепианно-исполнительской культуры. К. Игумнов, А. Гольденвейзер, Л. Николаев, Ф. Блуменфельд, Г. Нейгауз, С. Фейнберг, В. Софроницкий, Л. Оборин, С. Рихтер, Э. Гилельс, Г. Гинзбург, М. Юдина, Я. Флиер и другие. Анализ трактовок ими ряда фортепианных сочинений. Новые тенденции в отечественном фортепианном искусстве. ЗАЧЁТНЫЕ И ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Курс проводится в течение трёх семестров. 1й семестр не предполагает отчётности. 2й семестр – зачёт, 3й семестр – экзамен. Зачёт предполагает защиту реферата. В течении 10 минут студент должен изложить основные тезисы своей работы, подтверждая рассказ игрой примеров, после чего он должен ответить на вопросы комиссии. Требования к оформлению реферата. Объём – от 15 до 24 печатных листов, включая титульный лист, содержание, список примеров и нотные приложения. Требования к оформлению: шрифт Times New Roman, 12 кегль, одинарный интервал; все поля – по 2 см. Экзамен проводится в устной форме по утверждённым на заседании кафедры билетам. ФОРМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Основными формами практической работы являются:
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ (СРАВНЕНИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ) 1.Ф. Лист Венгерская рапсодия № 2 Исполняют: Григорий ГИНЗБУРГ Балинт ВАСОНЬИ (Bálint VÁZSONYI) Роберто СИДОН (Roberto SZIDON) 2.Ф. Лист Концертная парафраза на темы из «Риголетто» Исполняют: Григорий ГИНЗБУРГ Даниель БАРЕНБОЙМ (Daniel BARENBOIM) 3.К. Дебюсси Прелюдии т.1 («Шаги на снегу», «Дельфийские танцовщицы», «Ароматы и звуки в вечернем воздухе реют») Исполняют: Генрих НЕЙГАУЗ Сесиль УССЕ (Cécile OUSSET) 4.М. Равель Сонатина Исполняют: Григорий ГИНЗБУРГ Марта АРГЕРИХ (Martha ARGERICH) Паскаль РОЖЕ (Pascal ROGE) 5.Р. Шуман Карнавал, ор. 9 Исполняют: Павел ЕГОРОВ Герхард ОППИТЦ (Gerhard OPPITZ) 6.Р. Шуман Концерт для фортепиано a moll Исполняют: 1.Мария НОВАК (Maria NOVAC) Philharmonia Slavonica, дирижёр – Генри АДОЛЬФ (Henry ADOLPH) 2.Даниель БАРЕНБОЙМ (Daniel BARENBOIM) Лондонский филармонический оркестр, дирижёр – Дитрих ФИШЕР-ДИСКАУ (London Philharmonic Orchestra/ Dietrich FISCHER-DIESKAU) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Cборники: «Исполнительское искусство зарубежных стран», «Вопросы исполнительского искусства», «Вопросы фортепианного исполнительства», «Мастерство музыканта-исполнителя». Монографии, посвящённые жизни и творчеству композиторов, а также учебные пособия по истории музыки (специальные разделы, посвящённые фортепианному творчеству композиторов). |
Учебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного... Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного... Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 4 курса... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Дисциплина «История кино» предназначена для студентов, обучающихся по специальностям «Социально-культурная деятельность», а также... | Учебно-методический комплекс обеспечивает освоение дисциплины «История... Т. И. Борко. История мировой культуры и искусства. Учебно-методический комплекс. Тюмень: Издательство Тюменского государственного... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа Матвеева Н. П. “История первобытного общества”. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030400.... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история... Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной... | ||
Примерная программа дисциплины История изобразительного искусства... Учебно-методическое объединение по образованию в области хореографического искусства | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России... Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» рассчитана на студентов очной формы обучения по направлению 032600 История | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История эстрадно-джазового искусства» ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов высших учебных заведений культуры и искусства. Учебно-методический комплекс... | ||
Учебно-методический комплекс по специальности «Музейное дело» / сост.... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «История физической культуры и спорта» / Сост.: А. Ю. Лахтин; Бийский... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «История физической культуры и спорта» / Сост.: А. Ю. Лахтин; Бийский... | Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности 080502-экономика и... Учебно-методический комплекс «Теория коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... |