Рабочая программа Учебно-методический комплекс Дисциплина «история фортепианного искусства»





Скачать 198.71 Kb.
НазваниеРабочая программа Учебно-методический комплекс Дисциплина «история фортепианного искусства»
Дата публикации01.11.2014
Размер198.71 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры и искусств»

Институт искусств и народного художественного творчества

Кафедра инструментального исполнительства


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебно-методический комплекс

Дисциплина

«ИСТОРИЯ ФОРТЕПИАННОГО ИСКУССТВА»

Цикл СД. Ф

для студентов специальности 070101.85

«Инструментальное исполнительство (фортепиано)»

Квалификации: концертный исполнитель, артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель.

Рабочая программа составлена с учётом действующих стандартов образования по данной специальности. Дата принятия стандарта 22.04.2003
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры фортепиано (протокол № 2 от 20.10.06.)

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры и искусств»

Институт искусств и народного художественного творчества

Кафедра инструментального исполнительства

Составитель: ст. преподаватель С.Г. Грауберг

Объем курса: 108 часов.
Занятия лекционные и практические.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс лекций по истории фортепианного искусства изучается студентами специальностей «Инструментальное исполнительство. Фортепиано» в течение первых трёх семестров. В программу курса объёмом 108 часов входит изучение различных фортепианных стилей в их исторической последовательности. История фортепианного искусства соприкасается с музыкальной эстетикой, музыковедением, музыкальной педагогикой, методикой, общей историей искусства, историей музыки, историей музыкальной педагогики и инструментоведением.

Курс проводится не только лекционным методом, но и при посредстве семинарских занятий. Семинарские занятия призваны воспитывать в будущих специалистах навыки самостоятельной работы, а также являются формой текущего контроля этой работы.

С целью более продуктивного ведения занятий студентам рекомендуется предварительное ознакомление с аудиозаписями по ближайшим темам курса. Систематически студенты пишут викторины, в которых представлены наиболее значимые фортепианные произведения.

Один-два раза в течение курса практикуется небольшая письменная работа в форме реферата. Тема выбирается студентом совместно с преподавателем, ведущим курс; в некоторых случаях она может быть утверждена на кафедре. В тематике учитывается педагогическая или исполнительская практика студента, что имеет целью помочь ему связать теорию и практику своей будущей профессии.

После прохождения курса студенты должны ориентироваться в фортепианной литературе, знать особенности основных фортепианных стилей и главных исполнительских школ.

При разработке курса была использована тематическая рубрикация программы «История фортепианного искусства» для музыкальных вузов по специальности № 2201 «Фортепиано» (составители: профессора А.Д. Алексеев, А.А. Николаев, преподаватели А.В. Малинковская и В.П. Чинаев – М., 1982 г.).

Авторскими элементами программы являются:

  1. Включение в план обучения обязательных аудиотестов (викторин).

  2. Проведение семинаров «Сравнение интерпретаций» - в дискуссионной форме.


Выписка из Государственного стандарта.

СД.Ф.05 История фортепианного искусства.
Возникновение, становление, преобразование инструмента. Выявление закономерностей развития выразительных и технических возможностей инструмента. Творческие принципы выдающихся исполнителей и педагогов. Педагогические школы. Этапные изменения художественных задач исполнительства, технических средств, функционирования искусства в обществе. Творчество выдающихся композиторов. Периодизация истории исполнительства, связь с историей культуры. Анализ исполнительских концепций ведущих мастеров, сравнение исполнений разными музыкантами одного произведения. Вопросы психологии исполнительства, проблемы связи композитор - исполнитель - слушатель. Современные мастера-инструменталисты. Специальная литература для инструмента, теоретическая и методическая литература.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование тем и разделов

Аудиторные занятия

Самостоя-тельная работа студента

Всего


Лек-ции

Прак-тичеc-кие

1

Введение

4

4

-

8

2

Период клавирного искусства


8

6

2

24

3

Западноевропейское фортепианное искусство конца 18 – начала 20 века


16

6

10

25

4

Западноевропейское фортепианное искусство периода романтизма


16

6

10

20

5

Зарождение русской фортепианной школы и её расцвет в 19 веке


10

4

6

15

6

Западноевропейское фортепианное искусство второй половины 19 – начала 20 века.

10

4

6

10

7

Фортепианное искусство в России конца 19 – начала 20 века.


16

8

8

24

8

Выдающиеся зарубежные пианисты. Исполнители и педагоги 20 века.


8

6

2

16

9

Русская фортепианная музыка 20 века.


10

6

4

20

10

Русское фортепианное исполнительство и педагогика 20 века.


10

4

6

20

ИТОГО


108

54

54

182


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


  1. Введение.


Фортепианное искусство как одна из значительнейших облас­тей музыкальной культуры. Роль фортепиано в области сольного инструментализма. Использование фортепиано и его предшест­венников — клавишных инструментов — в качестве ансамблевых и аккомпанирующих инструментов в вокальной и камерно-инстру­ментальной литературе. Фортепиано и процесс общего исторического развития музы­кального искусства.



  1. Период клавирного искусства.


Зарождение и эволюция клавишных инструментов. Первые трактаты об искусстве игры на клавишных инстру­ментах. Зарождение и пути развития отдельных национальных школ в клавирном искусстве XVI — XVII столетий. Их связь с форми­рованием национальных культур. Общественное положение и виды деятельности музыканта того времени; универсальный характер творчества. Искусство импровизации как объединение композитор­ского и исполнительского мастерства.

Клавирное творчество И. С. Баха как обогащение достиже­ний предшествующих клавирных школ и стилей. Проблемы интерпретации баховских сочинений. Г.-Ф. Гендель, Д. Скарлатти, Ф. Э. Бах. Итальянские клавиристы второй половины XVIII столетия. Изобретение фортепиано в 1709 году и распространение этого ин­струмента в профессиональной среде.
3.Западноевропейское фортепианное искусство конца 18 – начала 20 века
Завершение периода клавиризма и начало этапа развития фортепианного искусства. Развитие фортепианного производства. Дальнейшее усовершенствование инструмента; английская и венская механика.

Виднейшие представители венского классицизма — И. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен. Их эстетические' принципы, черты стиля, особенности фортепианного письма. Влияние музы­кального театра на творчество (в том числе и фортепианное).

Интерпретация произведений венских классиков: вопросы тем­па, динамики, артикуляции, фортепианной звучности. История редакций фортепианных сонат В. Моцарта и Л. Бетховена как отражение различных исполнительских тенденций XIX — XX ве­ков. Редакции А. Б. Гольденвейзера.

Фортепианное искусство конца XVIII — начала XIX веков в других странах.

Лондонская пианистическая школа и ее основоположник М. Клементи. Французская школа. Фортепианные классы Парижской консерватории. Л. Адам и его фортепианная школа.

Роль западноевропейских музыкантов в развитии европейской фортепианной культуры. Чешские композиторы и пианисты Я. Дусик, Б. Томашек, А. Рейха, В. Живный и др.
4.Западноевропейское фортепианное искусство периода романтизма.
Основные тенденции развития фортепианного ис­кусства романтиков (образный строй, жанры, особенности факту­ры, исполнительство и педагогика).

Салонно-виртуозное направление. И. Крамер, И. Гуммель, А. Штейбельт, Ф. Калькбреннер, С. Тальберг, А. Дрейшок, И. Мошелес, А. Герц и дру­гие.

К. М. Вебер, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон — к проблеме ранне­го романтизма. Общие черты творчества этих композиторов.

Фортепиан­ное творчество Р. Шумана. Задачи пианиста при работе над произведениями Р. Шумана.

Роль фортепиано в творчестве Шопена. Ф. Шопен — пианист, педагог. Ф. Шопен и современ­ность: проблемы интерпретации.

Фортепианное творчество Ф. Листа. Периодизация его твор­чества и характеристика каждого творческого этапа. Педагогика Ф. Листа.
5.Зарождение русской фортепианной школы и её расцвет в 19 веке.
Общая характеристика русской музыкальной культуры XVIII— начала XIX столетия. Творчество композиторов-любителей. Интерес к народной песне и развитие на этой почве разнообразных музыкальных жанров

Д. Кашин, Л. Гурилев, Д. Бортнянский — первые профессиональные компо­зиторы, пишущие для фортепиано. Фортепианная педагогика в России конца XVIII — начала XIX вв. Иностранные пианисты в России. Д. Фильд – исполнитель, композитор, педагог; его ученики.

М. Глинка и его фортепианное творчество. Исполнительский стиль М. Глинки как яркое проявление ти­пичных тенденций в русском фортепианно-исполнительском ис­кусстве первой половины XIX века.

Фортепианное творчество композиторов «Могучей кучки». Общие тенденции в фортепианных произведениях М. Балаки­рева, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина при индивидуальнос­ти творческих почерков. Фортепианное творчество М. Мусоргского. М. Балакирев и М. Мусоргский — пианисты.

«Русское музыкальное общество». Первые консерватории в России. Братья Рубинштейны. Просветительская направленность их многообразной деятельности.

П. Чайковский - влияние симфонизма П. Чайковского на его фортепианное творчество. Выдающиеся интерпретаторы наследия П. Чайковского.

6. Западноевропейское фортепианное искусство второй половины 19 – начала 20 века.
Фортепианная культура Германии во второй половине XIX столетия. Рост музыкального профессионализма (педагогика и исполнительство). Развитие науки об исполнительстве. Распрост­ранение консервативных академических тенденций.

Особенности фор­тепианного стиля И. Брамса. Упраж­нения Брамса и их польза для пианиста. Брамс-пианист. Вопро­сы интерпретации фортепианного наследия Брамса.

Ученики Ф. Листа: Г. Бюлов,'К. Таузиг, Э. д'Альбер — про­должатели исполнительского искусства Листа.

Фортепианная культура в западноевропейских странах. Чешское музыкальное возрождение - Б. Сметана А. Дворжак. Французская школа. - С. Франк, К- Сен-Санс. Исполнительская деятельность К. Сен-Санса.

Импрессионизм, его отра­жение в фортепианном творчестве Дебюсси и Равеля. Новатор­ство в области фортепианного языка, открытие новых возмож­ностей в использовании фортепианной фактуры. Черты общности и различия творчества Дебюсси и Равеля. Проблемы интерпретации их произведений в связи с осо­бенностями их творчества.

Крупнейший представитель скандинавской школы Э. Григ и его роль в развитии европейского фортепианного искусства. Э. Григ — исполнитель.

Возрождение испанской школы. И. Альбенис, Э. Гранадос; национальная основа их искусства; влияние на их искусство французских композиторов, Листа и др.

Фортепианное искусство в США. Э. Мак-Доуэлл — компози­тор и пианист.

Своеобразие путей развития музыкального искусства западно­европейских стран XX века.

Фортепианное творчество композиторов Франции («Шестер­ка») и Германии («Новая венская школа»). И. Стравинский, Б. Барток, П. Хиндемит; их фортепианное творчество.

Задачи исполнителя — интерпретатора фортепианной музыки XX века.
7.Фортепианное искусство в России конца 19 – начала 20 века.
Фортепианное искусство петербургских композиторов. А. Ля­дов, А. Глазунов. Связь их творчества с традициями русской фортепианной культуры.

'I'. Лешетицкий, А. Есипова - их роль в развитии русского и зарубежного пианизма. Учени­ки Т. Лешетицкого и А. Есиповой.

Фортепианное искусство московских музыкантов. А. Аренский, связь его творчества с искусством П. Чайковского. С. Танеев и его роль в истории Мос­ковской консерватории. С. Танеев — пианист -- один из первых пропагандистов творчества Чайковского, Н. Зверев — педагог-воспитатель, его роль в обучении ряда крупных русских пианис­тов. П, Пабст и его ученики. В. Сафонов — исполнитель и педа­гог.

Русская музыкальная культура предреволюционных лет. Значительные достижения русского пианизма — исполнительст­ва и педагогики — в лице его лучших представителей, как стар­шего поколения (В. Сафонов, А. Есипова и др.), так и более мо­лодого поколения (К. Игумнов, А. Гольденвейзер, Л. Николаев и др.). Мировое значение русской фортепианной школы.

Творчество Рахманинова как новый этап в развитии фортепианного искусства. Связь и взаимо­влияние творчества и исполнительства композитора. Задачи пиа­ниста-интерпретатора рахманиновских произведений.

Творчество А. Скрябина и его значение в истории фортепиан­ного искусства. Философско-эстетические взгляды Скрябина и эволюция его фортепианного стиля. Скрябин — пианист. Русские и советские пианисты — выдающиеся ин­терпретаторы фортепианного наследия А. Скрябина.

Фортепианное творчество Н. Метнера Н. Мясковского, С. Фейнберга, Ан. Александрова и других молодых компо­зиторов дореволюционной России.
8.Выдающиеся зарубежные пианисты. Исполнители и педагоги 20 века.
Ф. Бузони и его пианистические принципы. Бузо­ни — редактор. Педагогика Ф. Бузони, его ученики. Э. Петри.

Л. Годовский. Исполнение им произведений Ф. Шопена и дру­гих композиторов. Обработка и транскрипции Л. Годовского. Взгляды Годовского па развитие пианистического мастерства.

И. Гофман — один из крупнейших пианистов XX столетия, выдающийся интерпретатор произведений композиторов XIX сто­летия. Связь И. Гофмана с русским пианизмом. Особенности ис­полнительской манеры И. Гофмана. Книги Гофмана о фортепиан­ном искусстве.

А. Шнабель как исполнитель и редактор сочинений Бетховена.

Французская пианистическая школа: М. Лонг, Р. Казадезюс, А. Корто. Книги Корто по вопросам фортепианного искусства.

Пианисты других национальных школ (В. Гизекинг, Артур Рубинштейн, В. Горовиц, Г. Гульд и другие пианисты).

9.Русская фортепианная музыка 20 века.
Характеристика фортепианного творчества 20-х годов. Проблема традиций и новаторства.

С. Прокофьев. Связь его творчества с русским классическим наследием. С. Прокофьев и неоклассицизм; переосмысление фор­мул, классического письма в связи с новым содержанием. Нова­торские черты фортепианного стиля Прокофьева. С. Прокофьев — пианист; черты его исполнительского стиля. Интерпретация сочинений С. Прокофьева.

Стилистические черты фортепианного стиля Шостаковича. Сочетание традиций и новаторства в его компози­торском почерке Шостакович-пианист; авторские ин­терпретации сочинений. Роль музыки Д. Шостаковича в воспита­нии пианиста. Выдающиеся интерпретаторы произве­дений Д. Шостаковича.

Фортепианное творчество А. Хачатуряна, Д. Каба­левского, М. Баланчивадзе, Г. Галынина, Б. Тищенко, Р. Щедрина.

10.Русское фортепианное исполнительство и педагогика 20 века.
Преемственность и дальнейшее развитие исполнителями лучших традиций русской пианистической школы второй полови­ны XIX и начала XX века. Крупнейшие мастера старшего поко­ления советских пианистов, их роль в развитии современной со­ветской фортепианно-исполнительской культуры. К. Игумнов, А. Гольденвейзер, Л. Николаев, Ф. Блуменфельд, Г. Нейгауз, С. Фейнберг, В. Софроницкий, Л. Оборин, С. Рих­тер, Э. Гилельс, Г. Гинзбург, М. Юдина, Я. Флиер и другие. Анализ трактовок ими ряда фортепианных сочинений.

Новые тенденции в отечественном фортепианном искусстве.

ЗАЧЁТНЫЕ И ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Курс проводится в течение трёх семестров. 1й семестр не предполагает отчётности. 2й семестр – зачёт, 3й семестр – экзамен.

Зачёт предполагает защиту реферата. В течении 10 минут студент должен изложить основные тезисы своей работы, подтверждая рассказ игрой примеров, после чего он должен ответить на вопросы комиссии.

Требования к оформлению реферата. Объём – от 15 до 24 печатных листов, включая титульный лист, содержание, список примеров и нотные приложения. Требования к оформлению: шрифт Times New Roman, 12 кегль, одинарный интервал; все поля – по 2 см.

Экзамен проводится в устной форме по утверждённым на заседании кафедры билетам.

ФОРМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Основными формами практической работы являются:

  1. Регулярное тестирование в виде викторин, цель которых - проверка знания фортепианной литературы.

  2. Подготовка студентами сообщений по отдельным темам курса.

  3. Сравнение интерпретаций разных исполнителей.


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ.


  1. К истории развития клавишных инструментов.

  2. Клавирная сюита. Эволюция жанра.

  3. Ф. Куперен и Ж-Ф. Рамо: сравнительный анализ клавирных сочинений.

  4. Итальянская клавирная школа и ее виднейший представитель Дж. Фрескобальди.

  5. Трактат Ф. Куперена и его роль в развитии исполнительского искусства.

  6. Органное искусство XVI—XVIII веков.

  7. Д. Скарлатти — новатор в области клавирного искусства.

  8. «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха и его редакции.

  9. Особенности фортепианного стиля венских классиков.

  10. Фортепианные сонаты Я. Гайдна и В. Моцарта (сравнительная характери­стика).

  11. Фортепианные концерты В. Моцарта и Л. Бетховена (сравнительная характеристика).

  12. Эволюция фортепианного стиля Л. Бетховена (на примерах его фортепианных сонат).

  13. Взгляды Л. Бетховена на фортепианное исполнительство и педагогику.

  14. К вопросу об интерпретации произведений В. Моцарта,

  15. Жанр вариаций в фортепианном творчестве русских композиторов первой
    половины XIX столетия.

  16. «Картинки с выставки» М. Мусоргского в исполнении советских пианистов.

  17. Из истории русской фортепианной школы. Педагогические принципы А. Есиповой, В. Сафонова, А. Рубинштейна, других выдающихся педагогов (по выбору).

  18. Фортепианное наследие композиторов-романтиков в связи с задачами интерпретации (на примере конкретных интерпретаций).

  19. Фортепианная миниатюра XIX века.

  20. Жанр этюда и его эволюция (М. Клементи, К- Черни, Ф. Лист, Ф. Шопен, К- Дебюсси).

  21. Баллады Ф. Шопена: сравнительный анализ интерпретаций.

  22. Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, К. М. Вебер: роль их творчества в развитии
    романтического фортепианного стиля.

  23. Фортепианные циклы Р. Шумана: образность и средства выразительности.

  24. Ф. Лист — педагог и исполнитель.

  25. Эволюция фортепианного стиля Ф. Листа («Годы странствий»).

  26. Соната си минор Ф. Листа: круг образов, особенности драматургии, испол­нительские задачи.

  27. Фортепианные концерты И. Брамса.

  28. Импрессионизм и фортепианное творчество К. Дебюсси.

  29. М, Равель и. К- Дебюсси: черты общности и различий.

  30. Фортепианное наследие П. Чайковского и современность.

  31. Произведения малых форм С. Рахманинова.

  32. Русский фортепианный концерт (Концерты П. Чайковского, С, Рахманинова, А. Скрябина).

  33. Пианизм С. Рахманинова.

  34. Фортепианное творчество А. Скрябина: традиции и новаторство.

  35. Фортепианное творчество С. Прокофьева. Сонатная триада.

  36. А. Скрябин и С. Прокофьев.

  37. Прелюдии и фуги Д. Шостаковича и советская полифония.

  38. Исполнительский анализ произведений советских и зарубежных композито­ров XX века (тема по выбору).

  39. Портреты выдающихся пианистов прошлого и современности (тема по выбору).


СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

(СРАВНЕНИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ)
1.Ф. Лист Венгерская рапсодия № 2

Исполняют: Григорий ГИНЗБУРГ

Балинт ВАСОНЬИ (Bálint VÁZSONYI)

Роберто СИДОН (Roberto SZIDON)

2.Ф. Лист Концертная парафраза на темы из «Риголетто»

Исполняют: Григорий ГИНЗБУРГ

Даниель БАРЕНБОЙМ (Daniel BARENBOIM)

3.К. Дебюсси Прелюдии т.1 («Шаги на снегу», «Дельфийские танцовщицы», «Ароматы и звуки в вечернем воздухе реют»)

Исполняют: Генрих НЕЙГАУЗ

Сесиль УССЕ (Cécile OUSSET)

4.М. Равель Сонатина

Исполняют: Григорий ГИНЗБУРГ

Марта АРГЕРИХ (Martha ARGERICH)

Паскаль РОЖЕ (Pascal ROGE)
5.Р. Шуман Карнавал, ор. 9

Исполняют: Павел ЕГОРОВ

Герхард ОППИТЦ (Gerhard OPPITZ)
6.Р. Шуман Концерт для фортепиано a moll

Исполняют: 1.Мария НОВАК (Maria NOVAC)

Philharmonia Slavonica, дирижёр – Генри АДОЛЬФ (Henry ADOLPH)
2.Даниель БАРЕНБОЙМ (Daniel BARENBOIM)

Лондонский филармонический оркестр, дирижёр – Дитрих ФИШЕР-ДИСКАУ (London Philharmonic Orchestra/ Dietrich FISCHER-DIESKAU)


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Алексеев А. История фортепианного искусства, чч.1-2. – М., 1962, 1967.

  2. Алексеев А. Русская фортепианная музыка, чч. 1-2. – М., 1963, 1969.

  3. Алексеев А. Французская фортепианная музыка конца XIX – начала XX вв. – М., 1961.

  4. Альшванг, А.А. П.И.Чайковский. - 2-е изд.. - М.: Музыка, 1967. –

  5. Арнонкур, Н. Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди: пер. с нем- М.: Классика XXI, 2005.

  6. Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта. – М., 1972.

  7. Баренбойм Л. А.Г. Рубинштейн. Т. 1-2. – Л., 1957, 1962.

  8. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1974.

  9. Баренбойм Л. Эмиль Гилельс. – Л., 1974.

  10. Бартенсон Н. Анна Николаевна Есипова. – Л., 1960.

  11. Бодки, Э. Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха; пер. с англ - М.: Музыка, 1993.

  12. Брянцева В. С.В. Рахманинов. – М., 1976.

  13. Брянцева В. Фортепианные пьесы Рахманинова. – М., 1966.

  14. Бэлза И. Шопен. – М., 1991.

  15. Бэлза, И.Ф. Исторические судьбы романтизма и музыка. - М.: Музыка, 1985

  16. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. – М.-Л., 1966.

  17. Гаккель Л. Фортепианная музыка XX века. – М.-Л., 1976.

  18. Гаккель Л. Фортепианное творчество С.С. Прокофьева. – М., 1960.

  19. Гольденвейзер А. О музыкальном искусстве. – М., 1975.

  20. Гольденвейзер А. Тридцать две сонаты Бетховена. Исполнительские комментарии. – М.,1966.

  21. Гофман И. Фортепианная игра. – М., 1961.

  22. Григорьев Л., Платек Я. Современные пианисты. – М., 1085.

  23. Гуревич, Е.Л.. История зарубежной музыки: Популярные лекции: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., - М.: Academia, 2000

  24. Дельсон В. Святослав Рихтер. – М., 1961.

  25. Дельсон В. Фортепианное творчество Д.Д. Шостаковича. – М., 1961.

  26. Долинская Е. Николай Метнер. – М., 1966.

  27. Друскин В. Клавирная музыка. – Л., 1960.

  28. Дулемба, В. Шопен. - Челябинск: Урал Л.Т.Д., 2001

  29. Зимин П. История фортепиано и его предшественников. – М., 1961

  30. Коган Г. Вопросы пианизма. – М., 1968.

  31. Коган Г. У врат мастерства. – М., 1958.

  32. Коган Г. Ферручо Бузони. – М., 1971.

  33. Корто А. О фортепианном искусстве. – М., 1965.

  34. Кремлёв Ю. Фортепианные сонаты Бетховена. – М., 1970.

  35. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине. – М., 1973.

  36. Курцман, А.С. Иоганн Себастьян Бах: маленькая документальная повесть - М.: Музыка, 1999

  37. Лист Ф. Ф. Шопен. – М., 1956.

  38. Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. – М., 1966.

  39. Мастера советской пианистической школы. Очерки. Под ред. А. Николаева. – М., 1961.

  40. Мильштейн Я. К.Н. Игумнов. – М., 1975.

  41. Мильштейн Я. Очерки о Шопене. – М., 1987.

  42. Мильштейн Я. Ф. Лист. Т. 1-2. – М., 1971.

  43. Мильштейн, Я.И. "Хорошо темперированный клавир" И. С. Баха и особенности его исполнения - М.: Классика - XXI, 2004

  44. Музалевский В. Русское фортепианное искусство. – Л., 1961.

  45. Музыка XX века: очерки: ч. 2. 1917- 1945 г.г.: кн. 3 - Москва: Музыка, 1980.

  46. Музыкальное исполнительство. Вып. 7. – М., 1972.

  47. Мысли о Моцарте - М.: Классика XXI, 2004. -

  48. Натансон В. Прошлое русского пианизма. – М., 1960.

  49. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1958.

  50. Нейгауз Г. Размышления, воспоминания, дневники. – М., 1975.

  51. Николаев А. Джон Фильд. – М., 1960.

  52. Николаев А. Фортепианное наследие Чайковского. – М., 1958.

  53. Николаев Л. Статьи и воспоминания современников, письма. – Л., 1979.

  54. Онеггер, А. О музыкальном искусстве; пер. с фр. - изд. 2-е. - Л.: Музыка, 1985.

  55. Печерский, Б. Страсти по пианизму: учебно-методическое пособие. - М., 2004.

  56. Путеводитель по международным музыкальным конкурсам. - М.: Классика-XXI, 2000.

  57. Рабинович Д. Исполнитель и стиль. Вып. 1-2. – М.. 1979, 1981.

  58. Рабинович Д. Портреты пианистов. - М., 1962.

  59. Раппопорт С. О вариантной множественности исполнительства. Музыкальное исполнительство. Вып. 7. – М., 1972.

  60. Рубинштейн А. Лекции по истории фортепианной литературы. – М., 1974.

  61. Рубцова О. А.Н. Скрябин. – М.,1989.

  62. Савшинский С. Леонид Николаев. – М.-Л., 1950.

  63. Секреты фортепианного мастерства: Мысли и афоризмы выдающихся музыкантов. - М.: Классика-ХХI, 2001.

  64. Скрябин А.Н. Сборник статей. – М., 1973.

  65. Смирнов М. Русская фортепианная музыка. – М., 1983.

  66. Смирнов М. Фортепианные произведения композиторов «Могучей кучки». – М., 1971.

  67. Украинец И. (Окраинец И.) Доменико Скарлатти. – М., 1994.

  68. Фейнберг С. Пианизм как искусство. – М., 1966.

  69. Хентова С. Шостакович-пианист. – Л., 1964.

  70. Холмс, П. Дебюсси - Челябинск: Урал LTD, 1999

  71. Цыпин Г. Портреты советских пианистов. – М., 1982.

  72. Швейцер, А. Иоганн Себастьян Бах: пер. с нем. - М.: Классика-XXI, 2004.

  73. Шопен, каким мы его слышим. – М., 1970.

  74. Шопен. Статьи и исследования советских музыковедов. – М., 1960.

  75. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Т. 1-2. – М., 1975, 1977.

  76. Эмери У. Орнаментика Баха. – М., 1996.

  77. Юдина, М.В. Вы спасетесь через музыку : Литературное наследие - М.: Классика - XXI, 2005.


Cборники: «Исполнительское искусство зарубежных стран», «Вопросы исполнительского искусства», «Вопросы фортепианного исполнительства», «Мастерство музыканта-исполнителя».

Монографии, посвящённые жизни и творчеству композиторов, а также учебные пособия по истории музыки (специальные разделы, посвящённые фортепианному творчеству композиторов).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Учебно-методический комплекс Дисциплина «история фортепианного искусства» iconУчебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного...
Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса...
Рабочая программа Учебно-методический комплекс Дисциплина «история фортепианного искусства» iconУчебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного...
Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 4 курса...
Рабочая программа Учебно-методический комплекс Дисциплина «история фортепианного искусства» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Дисциплина «История кино» предназначена для студентов, обучающихся по специальностям «Социально-культурная деятельность», а также...
Рабочая программа Учебно-методический комплекс Дисциплина «история фортепианного искусства» iconУчебно-методический комплекс обеспечивает освоение дисциплины «История...
Т. И. Борко. История мировой культуры и искусства. Учебно-методический комплекс. Тюмень: Издательство Тюменского государственного...
Рабочая программа Учебно-методический комплекс Дисциплина «история фортепианного искусства» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа
Матвеева Н. П. “История первобытного общества”. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030400....
Рабочая программа Учебно-методический комплекс Дисциплина «история фортепианного искусства» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история...
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной...
Рабочая программа Учебно-методический комплекс Дисциплина «история фортепианного искусства» iconПримерная программа дисциплины История изобразительного искусства...
Учебно-методическое объединение по образованию в области хореографического искусства
Рабочая программа Учебно-методический комплекс Дисциплина «история фортепианного искусства» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России...
Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» рассчитана на студентов очной формы обучения по направлению 032600 История
Рабочая программа Учебно-методический комплекс Дисциплина «история фортепианного искусства» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История эстрадно-джазового искусства»
...
Рабочая программа Учебно-методический комплекс Дисциплина «история фортепианного искусства» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов высших учебных заведений культуры и искусства. Учебно-методический комплекс...
Рабочая программа Учебно-методический комплекс Дисциплина «история фортепианного искусства» iconУчебно-методический комплекс по специальности «Музейное дело» / сост....
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа Учебно-методический комплекс Дисциплина «история фортепианного искусства» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «История физической культуры и спорта» / Сост.: А. Ю. Лахтин; Бийский...
Рабочая программа Учебно-методический комплекс Дисциплина «история фортепианного искусства» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «История физической культуры и спорта» / Сост.: А. Ю. Лахтин; Бийский...
Рабочая программа Учебно-методический комплекс Дисциплина «история фортепианного искусства» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа Учебно-методический комплекс Дисциплина «история фортепианного искусства» iconУчебно-методический комплекс Для специальности 080502-экономика и...
Учебно-методический комплекс «Теория коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа Учебно-методический комплекс Дисциплина «история фортепианного искусства» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск