Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 308.21 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации02.05.2014
Размер308.21 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И

СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Институт музыки, тетра и хореографии

Кафедра хорового дирижирования

Методика преподавания специальных дисциплин
Учебно-методический комплекс

для студентов дневной и заочной форм обучения

специальности 070105.65 «Дирижирование»

(Дирижирование академическим хором)

СД.Ф.8

Тюмень

2011

Методика преподавания специальных дисциплин: учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 070105.65 «Дирижирование» (Дирижирование академическим хором) / сост. В.В.Петрова. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2011 г. – 28 с.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов высших учебных заведений культуры и искусства. Учебно-методический комплекс может быть использован преподавателями среднего профессионального образования сферы культуры и искусства.


Рецензент: И.Н. Бибеева, профессор.
Утверждено на заседании кафедры хорового дирижирования (протокол № 8 от 20.04. 2011 год)
Рекомендовано к изданию методическим советом Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий (протокол № , от 2011 г.)


  • Петрова В.В. (составление), 2011 .

  • РИЦ ТГАКИ (оформление), 2011.


Содержание

  1. Содержание………………………………………………………………..……….3

  2. Требования ГОС к обязательному минимуму содержания дисциплины……..4

  3. Пояснительная записка: ………………………………………………………...5-7

- основание;

- общая трудоемкость дисциплины;

- цель изучения дисциплины;

- задачи;

- место курса в профессиональной подготовке;

- требования к конечному уровню освоения программы и формы промежуточного и итогового контроля.

4. Примерный тематический план курса для студентов дневного отделения…….8

5. Примерный тематический план для студентов заочного отделения…………....9

6. Содержание дисциплины…………………………………………………...…10-24

7. Материальное обеспечение дисциплины…………………..................................25

8. Обучающие материалы……………………………………………………….…..25

9. Основная литература………………………………………………………….....26

10. Дополнительная литература………………………………………………....27-28


Требования ГОС к обязательному минимуму содержания дисциплины
Федеральный компонент цикла специальных дисциплин

Государственного образовательного стандарта

Высшего профессионального образования

в области культуры и искусства

Обязательный минимум содержания образовательной программы


Цикл

Методика преподавания специальных дисциплин

Всего

часов

СД. Ф.


Систематизация теоретических знаний и практических навыков, полученных в процессе изучения дисциплин специального цикла.

Значение технической подготовки в дирижерской деятельности. Технологические и физиологические основы дирижерского искусства: дирижерский аппарат; структура дирижерского жеста, использование подготовительных упражнений в развитии основных элементов дирижерской техники; звуковедение и фразировка.

Владение основами теоретического и вокально-исполнительского анализа хоровой музыки разных эпох и стилей, необходимых для практической работы с хором. Умение работать с партитурой, включая хоровые произведения ХХ века.

Ознакомление с методической литературой.

100



Пояснительная записка

Данный учебно-методический комплекс составлен на основе:

- требований ГОС ВПО в области культуры и искусства по специальности 070105.65 «Дирижирование» (Дирижирование академическим хором) квалификация: дирижер, хормейстер академического хора. Преподаватель. от 22 апреля 2003 года (регистрационный номер 594 иск/сп) учебным планом ТГАКИиСТ по специальности «Дирижирование» (Дирижирование академическим хором);

- программы «Методика преподавания специальных дисциплин»

для музыкальных вузов по специальности «Хоровое дирижирования» разработанной методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры Минкультуры СССР (Москва, 1987 г.).
Дисциплина «Методика преподавания специальных дисциплин» является одной из профилирующих дисциплин, определяющих квалификацию выпускника как преподавателя. Дисциплина даёт основные знания о содержании, организации, формах и методах ведения предметов специального цикла («Дирижирование», «Чтение хоровых партитур», «Хоровой класс», «Хороведение и методика работы с хором», «Хоровая аранжировка», «Хоровая литература»), изучает теоретические основы преподавания и пути их практического воплощения.

Общая трудоемкость дисциплины

Форма обучения

Количество часов

Общее кол-во

Форма отчётности, семестр

Лекционные занятия

семинарские

занятия

Самостоятельная работа


100

Зач

Экз.

ОДО

34

16

50


3


7

ОЗО

6

4

90


Цель дисциплины:

Подготовка специалистов – дирижеров, хормейстеров к практической работе в качестве преподавателей специальных дисциплин в музыкальных училищах, училищах искусств, педагогических училищах.

Задачи дисциплины:

- формировать широкий художественный музыкальный кругозор будущего преподавателя ССУЗа;

- воспитывать умение самостоятельно мыслить, критически анализировать прочитанную литературу;

- определять методы самостоятельной работы студентов над учебно-методическими материалами специальных дисциплин;

- научить студентов составлению и выполнению практических заданий.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Особенность дирижерско-хоровой в том, что она многопрофильна. Выпускники вуза могут руководить и является хормейстерами профессиональных, самодеятельных, учебных и детских хоров. Они также могут преподавать дисциплины специального хорового цикла: «Дирижирование», «Чтение хоровых партитур», «Хоровой класс», «Хороведение и методика работы с хором», «Хоровая аранжировка», «Хоровая литература». Такое многообразие видов деятельности предъявляет высокие требования к подготовке в вузе специалистов хорового искусства, которые должны обладать глубокими профессиональными знаниями, высокими нравственными качествами, владеть традиционными и инновационными методами обучения. Данная дисциплина занимает ведущее место в ряду дисциплин специализации и, наряду с практиками, является основой реализации теоретических знаний в процессе обучения.

Требования к конечному уровню освоения программы дисциплины и формы промежуточного и итогового контроля

В результате обучения по дисциплине «Методика преподавания специальных дисциплин» выпускник должен уметь:

- планировать учебный работу и осуществлять контроль усвоения знаний учащимися ССУЗов;

- знать принципы составления тематических планов по лекционным курсам, рационального распределения учебного материала по семестрам; определение содержания семинарских занятий;

- знать принципы составления индивидуальных планов работы по дирижированию, чтению хоровых партитур и аранжировке;

- знать основы психологии дирижерской профессии, формы и методы индивидуальной работы в классе дирижирования;

- получить навыки написания курсовых работ, реферата;

- приобрести знания по организации занятий по чтению хоровых партитур, хоровой аранжировке;

- освоить коллективные формы обучения, методы организации работы хорового класса, формы и методы преподавания лекционных курсов.
Контроль усвоения учащимися ССУЗа знаний имеет важное воспитательное и образовательное значение. Контроль усвоения знаний учащихся играет большую роль в повышении эффективности в процессе обучения. Студент. обучающийся по предмету» Методика преподавания специальных дисциплин» должен знать формы контроля: текущие, промежуточные и итоговые. В организации систематической работы над учебным материалом и определение качества усвоения знаний учащимися на разных этапах обучения помогает текущий контроль.
Зачеты и экзамены являются формами итогового контроля, способствующие систематизации, осмыслению и закреплению полученных знаний. Зачеты и экзамены, Государственный экзамен являются воспитательным фактором, итогом учебного процесса или его значительного этапа, выявляющего качества усвоения знаний учащимися, качества работы преподавателя.

Примерный тематический план дисциплины

(для дневного отделения) срок обучения 5 лет.


Тема занятий

Количество часов

Общее

кол-во

Лекц.

занятия

Семинар.(практич)

занятия

Самост.

работа

Раздел 1. Индивидуальные формы обучения

44

14

8

22

    1. Методика преподавания дисциплины «Дирижирования» в ССУЗе

22

8

4

10

1.2 Методика преподавания дисциплины «Чтение хоровых партитур» в ССУЗе

12

4

2

6

1.3 Методика преподавания дисциплины «Хоровая аранжировка» в ССУЗе


10

2

2

6

Раздел 2. Коллективные формы обучения

56

20

8

28

2.1 Методы организации работы хорового класса В ССУЗе

20

8

2

10

2.2 Формы и методы преподавания лекционных курсов

8

2

2

4

2.3 Хороведение и методика работы с хором

16

6

2

8

2.4 Методика преподавания хоровой литературы

12

4

2

6

ВСЕГО:

100

34

16

50



Примерный тематический план дисциплины

(для заочного отделения) срок обучения 5 лет.


Тема занятий

Количество часов

Общее

кол-во

Лекц.

занятия

Семинар.(практич)

занятия

Самост.

работа

Раздел 1. Индивидуальные формы обучения

38

4

2

32

    1. Методика преподавания дисциплины «Дирижирования» в ССУЗе

19

2

1

16

1.2 Методика преподавания дисциплины «Чтение хоровых партитур» в ССУЗе

9,5

1

0,5

8

1.3 Методика преподавания дисциплины «Хоровая аранжировка» в ССУЗе


9,5

1

0,5

8

Раздел 2. Коллективные формы обучения

63

3

2

58

2.1 Методы организации работы хорового класса В ССУЗе

17,5

1

0,5

16

2.2 Формы и методы преподавания лекционных курсов

17

0,5

0,5

16

2.3 Хороведение и методика работы с хором

17,5

1

0,5

16

2.4 Методика преподавания хоровой литературы

11

0,5

0,5

10

ВСЕГО:

100

6

4

90



Содержание дисциплины
Раздел 1

Индивидуальные формы обучения
1.1 Тема: Методика преподавания дисциплины «Дирижирования» в ССУЗе

Во введении даются основы психологии дирижерской профессии, значения дисциплины в профессиональной подготовки дирижера хора, ее цели и задачи.

Характеристика программы «Дирижирование» для музыкальных училищ.

Ведущая роль преподавателя по специальности в обучении профессии.

Составление индивидуальных планов работ учащихся по дирижированию. Методы отбора хоровых сочинений для работы в классе дирижирования. Методы работы над постановкой дирижерского аппарата. Постепенности последовательность круга технических приемов дирижирования, способы их закрепления.

Структура урока дирижирования, методы его организации и проведения, чередования различных видов деятельности (дирижирование, игра партитуры, аккомпанемента, пение голосов, вертикалей, собеседование и т. д.)

Характеристика методической литературы по вопросам дирижирования.

Методика написания аннотации.

Методика организации и проведения Государственного экзамена по дирижированию.
Распределение материала по курсам и экзаменационные требования по предмету «Дирижирование» в ССУЗе.

1 курс

Введение:

– техника дирижирования и ее значение для дирижера;

– технические средства дирижирования (дирижерский аппарат);

– основная позиция дирижера (постановка корпуса, рук, головы);

– основные принципы и характер дирижерских движений: экономность, целесообразность, точность, ритмичность и др.

Масштаб дирижерских движений при средних динамических и темповых показателях.

Метрономирование (тактирование):

– структура движения доли в схемах дирижирования;

– фиксация граней основных долей такта.

Изучение приема вступления и окончания:

три момента вступления: внимание, дыхание, вступление;

ауфтакт;

Прием окончания («снятия»): подготовка его и само окончание («снятие»).

Дирижирование в размерах 3/4, 4/4 и 2/4 в умеренном и умеренно-скором темпах, при звуковедении non legato и динамике mezzo forte, forte и piano; вступление на различные доли такта.

Показ вступления после основной метрической доли такта в среднем движении (так называемое дробленое вступление).

Ферматы, их значение и приемы исполнения:

– снимаемая фермата в начале, середине и конце произведения;

– фермата на паузе в середине произведения и приемы ее исполнения.

Паузы и цезуры между фразами.

Самостоятельная роль левой руки в показе выдержанных звуков.

Основные приемы и методы работы над произведениями.

Первоначальные навыки работы с камертоном.

За время обучения на первом курсе учащийся должен пройти 16–18 произведений, в том числе 4 – школьного репертуара (1 – 2 кл.)

На экзамене в конце 2 семестра учащийся должен:

– спеть под собственный аккомпанемент произведение школьного репертуара;

– исполнить на фортепиано произведение a cappella, приготовленное для дирижирования на экзамене; спеть со словами любую хоровую партию, играя партитуру на фортепиано;

– продирижировать два произведения (a cappella и с сопровождением);

– пропеть со словами или сольфеджируя по заданию комиссии наизусть любой голос дирижируемых произведений и ответить на вопросы, касающиеся анализа исполнявшихся произведений;

– представить письменные аннотации на все пройденные произведения.
Примерные экзаменационные программы


  1. Белорусская народная песня «Перепелочка»

  2. Анцев М. «Задремали волны»

  3. Гречанинов А. «Урожай»




  1. Нолинский Н. «Эх, поля вы, поля»

  2. Чесноков П. «Катит весна»

  3. Кабалевский Д. «Песня о школе»




  1. Бойко Р. «Огненные версты»

  2. Филиппенко А. «Веселый музыкант»

  3. русская н.п. обр. Вл. Соколова «Ничто в полюшке не колышется»


2 курс

Углубление знаний и совершенствование навыков дирижирования, приобретенных учащимися на 1 курсе.

Продолжение работы над самостоятельностью функций правой и левой руки в показе вступлений разных голосов, динамики и т.д. Самостоятельная роль левой руки в показе выдержанных звуков, вступлений разных голосов, нюансов и т.д.

Работа над показом legato в умеренном темпе, при средней силе звучания.

Дирижирование размерах 6/8, 6/4 по шестидольной и двухдольной схемам в относительно несложных по хоровой фактуре и художественным задачам произведениях.

Staccato и приемы его дирижирования.

Исполнение произведений с достаточно гибкой агогикой.

Неснимаемая фермата, приемы ее исполнения.

Динамика.

Синкопы, акценты (второе полугодие).

За время обучения на втором курсе учащийся должен пройти 14–16 произведений, в том числе 4 – школьного репертуара (3–4 кл.)

На экзамене в конце 4 семестра учащийся должен:

– выполнить требования переводных экзаменов с 1 на 2 курс;

– исполнить под собственный аккомпанемент произведение школьного репертуара с пением любого голоса, продирижировать одной рукой, играя одновременно свободной рукой предложенный комиссией голос;

– петь аккорды по вертикали (в произведении а саppella - наизусть).
Примерные экзаменационные программы

  1. Шебалин В. «Полынок»

  2. Гречанинов А. «Козел Васька»

  3. Попатенко Т. «Скворушка прощается»




  1. Вебер «Эхо в лесу» переложение (Н. Шелкова)

  2. Русская народная песня «Рябинущка» (обр. А. Новикова)

3. Ц.Кюи «Воды»


  1. Португальская народная песня «Я бродил по дальним странам» (Обр. Н. Ардентова)

  2. Бородин А. Хор «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь»

  3. Русская народная песня «Во кузнице»

3 курс

Углубление знаний и совершенствование навыков дирижирования, приобретенных на предыдущих курсах.

Дирижирование в размерах 5/8 и 5/4 в быстром движении по двухдольной схеме (2+3 и 3+2).

Дирижирование в размере 5/4 по пятидольной схеме (3+2 и 2+3).

Дирижирование в размерах 3/2 и 3/8 по трехдольной схеме в различных динамических и темповых показателях.

Дробление основной метрической единицы в размерах 4/4, 3/4, 2/4 в медленном темпе.

Дирижирование 4/4 (alla breve).

Длительное cresc. и dim.

Темпы – Presto, largo

Приемы дирижирования полифонических произведений (имитация, канон и т.д.)

Приемы дирижирования речитативами и сольными партиями в оперных сценах. Приобретение начальных навыков работы с учебным хором.
Примерные экзаменационные программы

1. р.н.п. «Не на месте садик вырос» (обработка В.Тромбицкого)

2. И.Брамс «Осенние цветы»

3. С.Рахмаников «Сирень
1.В.Мурадели «Девчонка везла на возу»

2.белорусская н.п. Ой на горке старый дуб» (Б.Копосова)

3.С.И. Танеев «Серенада»
1. Ю.Чичков «В небе тают облака»

2. Г. Свиридов «Повстречался сын с отцом»

3. П.Чайковский «Рассадить ли беду во темном лесу» (хор из оперы «Чародейка»)
4 курс

Углубление знаний и совершенствование навыков дирижирования, приобретенных на предыдущих курсах.

Дирижирование в размерах 7/4 и 7/8 по семидольной схеме в умеренном и умеренно-скором движении;

9/8 и 9/4 по девятидольной и трехдольной схеме;

12/4 и 12/8 по двенадцатидольной и четырехдольной схеме;

с чередованием простых и сложных размеров.

Совершенствование навыков работы с хором учащихся.

Подготовка программы Государственного экзамена.

Экзаменационные требования по дирижированию включают исполнение произведения a cappella и оперную сцену.

На Государственном экзамене по дирижированию учащийся должен: исполнить (продирижировать) с учебным хором два произведения, из них одно a cappella (может быть рекомендовано дирижирование дипломными программами, подготовленными на руководимых выпускниками самостоятельных взрослых или детских хорах; соответствующее разрешение дается директором училища по рекомендации руководителя практики и решению цикловой комиссии);

Показать репетицию – процесс работы (10–15 минут) над незнакомым хору произведением a cappella.

Все выпускники должны работать с хором одинаковое количество часов (в зависимости от числа оканчивающих, но не менее 10 часов каждый) по расписанию, составленному руководителем хора. Обеспечение хора партитурами возлагается на учащегося-выпускника.

Предусмотренный экзаменационными требованиями показ 10-15 минутной репетиции проводится только на учебном хоре и желательно после первой части экзамена (дирижирование). Произведения, рекомендуемые цикловой комиссией к разучиванию, распределяются по системе экзаменационных билетов между учащимися-выпускниками для предварительного самостоятельного изучения (под руководством преподавателя), подготовки нотного материала для хора за 8 –10 дней до экзамена.
Примерные программы Государственного экзамена
для смешанного хора

1. Русская народная песня «Говорил-то мне» (обр. А. Михайлова)

Коваль М. Сказ о партизане

2. Бах И.С. «Сердце, молчи»

Чайковский П. Интермедия из оперы «Пиковая дама»

3. Хиндемит П. «Лань»

Русская народная песня «Уж я золото хороню» (обр. А. Копосова)

4. Россини Дж. Тирольская песня из оперы «Вильгельм Телль»

Щедрин Р. Первый лед

5. Григ Э. Хор «Слава» из оперы «Олаф Тригвассон»

6. Украинская народная песня «Сусiдка» (обр. Я. Яциневича)

Чайковский П. Хор «Слава» из оперы «Опричник»

7. Польская народная песня «Плыли утки» (обр. Л. Фармаковского)

Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»

8. Мендельсон Ф. Жаворонок

Римский-Корсаков Н. Хор «Как по мостикам» из оперы «Сказание о граде Китеже»

9. Шуман Р. Девушка-горянка

Буцко Ю. Хор «Как во деревне» из кантаты «Свадебные песни»
для женского хора

1. Русская народная песня «Повянь, повянь бурь-погодушка» (обр. В. Соколова)

Верди Дж. Хор «Кто там» из оперы «Аида»

2.Свиридов Г. «Ты запой мне ту песню»

Шуберт Ф. Музыкальный момент (обр. В. Соколова)

3. Галкин И. «Куда б ни шел, ни ехал ты»

Глинка М. Попутная (обр. А. Егорова)

4.Украинская народная песня «Щедрик» (обр. Н. Леонтовича)

Шаинский В. Веселая фуга.

5. Мурадели В. Ручей

Чесноков П. На старом кургане
Практические задания:

- составление индивидуальных планов учащихся ССУЗа по годам обучения;

- написание методической разработки по отдельным фрагментам урока дирижирования. Например: «Дирижерский ауфтакт», «Жест и вокал», «Профессиональная психология дирижера», «Фермата. Виды фермат» и др.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск