Основные направления в Исламе





Скачать 145.72 Kb.
НазваниеОсновные направления в Исламе
Дата публикации03.11.2014
Размер145.72 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики”

Факультет философии

Отделение Востоковедения

Специальность 032100.62 Востоковедение и Африканистика
Реферат

на тему:

Основные направления в Исламе

Выполнено учеником школы юного востоковеда

Федоровой Анастасией Владимировной


Научный руководитель:
кандидат философских наук,

доцент кафедры цивилизационного развития Востока

Муртазин Марат Фахрисламович


Москва, 2014

Тема: Основные направления в Исламе


Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. История Ислама: возникновение, распространение, вероучения…….......4

1.1 Возникновение………………………………………………………………4

1.2 Распространение…………………………………………………………….5

1.3 Вероучение…………………………………………………………………..6

2. Раскол. Основные направления ислама……………………………………..8

2.1 История раскола……………………………………………………………..8

2.2 Суннизм и Шиизм: основные различия……………………………………9

2.3 Географическая локализация………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………….....14

Использованная литература…………………………………………………15


Введение
Ислам – самая молодая религия, ставшая одной из мировых. Сегодня больше полутора миллиарда людей по всему миру являются приверженцами данной религии.

Целью моей работы является изучить историю возникновения и раскола ислама на два основных направления, выявить их основные различия.
Задачи:

- изучить историю возникновения ислама и основные его вероучения;

- проследить ход распространения религии по миру;

- изучить предпосылки раскола религии и узнать о двух основных ее направлениях;

- познакомиться с положениями вероучения каждого направления и найти различия;


  1. История Ислама: возникновение, распространение, вероучения


1.1 Возникновение
Ислам – это третья мировая религия, возникшая на Аравийском полуострове в начале 7 в. н. э. Предпосылками его зарождения считается постепенное крушение родоплеменного строя. Изначально у каждого племени были свои божества, у многих, особенно у бедуинов, это был дух рода, религия семьи. Племенным божествам посвящался особый идол, каменный или деревянный, который сплачивал племя, обособляя его от других. Многобожие стало главной идеологической помехой на пути слияния племен в один этнос, арабскую народность. Арабы вели постоянные войны друг с другом. Однако с возникновением классового общества, у арабов появляется стремление к созданию крупных и сильных государства. По территории Западной Аравии (Хиджаз) проходил караванный путь, что стало предпосылкой к появлению таких крупных городов, как Мекка, Медина, Таиф, где активно велась торговля и развивались ремесла. Особенно это касалось Мекки, которая стала политическим центром региона. Вследствие этого противостояние между племенами и соседними государствами лишь усугубилось: теперь это была борьба за передел культурных, торговых и экономических центров, приводившая к экономическому упадку и разорению многих арабских племен, к обострению противоречий внутри общества. Это вызывало у многих арабов чувство незащищенности, и это способствовало поиску защиты и постоянства в мире, где не только войны с внешними врагами угрожали жителю, но и распри между кланами внутри племени. Процветание в подобных условиях напрямую зависело от духовного объединения племен на основе единой религии и единого божества.

Основателем данной единой религии, а именно ислама, считается пророк Мухаммед (570-632). Он начал свою религиозную деятельность в Мекке, которая была в то время центром региона. Как основатель новой мусульманской религии Мухаммед получил “откровения” от Аллаха. Он стал выступать с проповедью монотеистической религии, названной им исламом. Первыми верующими стали ближайшие родственники пророка, его слуги и рабы. Однако в Мекке идеи Мухаммеда не встретили широкой поддержки среди горожан, а мекканская знать отнеслась к ним крайне враждебно. Так, не найдя поддержки, пророк был вынужден бежать в соседний город Ясриб (Медину). Племена, населявшие Ясриб, исповедовали различные религии. Среди них были язычники, иудеи и христиане, и жители города и окрестностей часто не могли договориться друг с другом. Мухаммеду, который не принадлежал ни к одной из господствующих в Ясрибе религий, удалось стать своего рода арбитром в спорах между общинами.

Таким образом, Мухаммед получил возможность распространять свою религию. В Ясрибе сложилась мусульманская община – умма, члены которой признавали Мухаммеда своим пророком. Данная община имела не только религиозный, но и политический характер. Мухаммеду удалось подчинить себе всю Аравию, в том числе и Мекку. Главной религиозной святыней и объектом паломничества арабов стал центральный храм Мекки Кааба.


    1. Распространение


Ислам быстро распространился по всей территории Ара­вии и превратился в господствующую религию арабского го­сударства. Распространение ислама за пре­делами Аравии было связано с ведением завоевательных войн, что способствовало расширению границ халифата. Мухаммад вел проповедническую деятельность среди различных наро­дов, распространяя мусульманское вероучение. Вместе с тем он участвовал в завоевательных походах под знаменем «джи­хада» (священной войны за веру). При жизни Мухаммада было проведено 36 сражений за ислам, в 18 из них пророк прини­мал непосредственное участие. Так, Ислам, зародившись как национальная религия арабов, скоро стал превращаться в наднациональную, мировую религию. Уже в VII-IX вв. ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах халифата, охватившего огромные пространства — от Испании до Средней Азии и границ Индии. В XI-XVIII вв. он широко распространился в Северной Индии, опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение в XIV-XVI вв., главным образом через арабских и индийских купцов, и почти начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). На территории современной России, главным образом на Кавказе и в Поволжье, ислам распространился вскоре после его появления и на протяжении всей истории России играл значимую роль в жизни государства.


    1. Вероучение


Основные положения вероучения ислама изложены в главной священной книги мусульман – Коране. Мусульмане считают ее высшим и наиболее полным из существующих священных писаний. Они верят, что Аллах, являясь Мухаммеду в видениях, передавал пророку через ангела Джабраил отдельными откровениями вероучения, которые впоследствии были изложены в Коране. Полный текст Корана (Сухуф) был составлен в 650 г. при халифе Османе и объявлен каноническим. В исламе признаются и другие священные писания. Например, Сунна, которая является Священным преданием, содержащим хадисы — тексты о жиз­ни и деяниях Мухаммада. В Сунне на примере поведения пророка во многих жизненных ситуациях дается толкование тем или иным каноническим догмам и предписаниям мусульманс­кого вероучения.

Догматы

Ислам включает в себя несколько основных догм. Их признание и беспрекословное выполнение считается обязанностью каждого мусульманина. Первым догматом является вера в Аллаха. Ислам утверждает, что Бог один. Считается, что Бог сотворил все существующее, он является всемогущим, всеведущим вездесущим. Вторым догматом считается вера в ангелов и демонов. В представлении мусульман это бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха. Согласно исламскому вероучению, каждый мусульманин при жизни имеет двух ангелов, которые записывают его добрые и греховные дела, определяющие его загробную жизнь в аду или в раю. Третьим догматом является следование священной книге ислама Корану. Согласно учению большинства суннитов и шиитов, Коран является прямым, вечным и несотворённым словом Божьим. Коран был ниспослан Богом и является Аманатом для всех мусульман. Четвертый догмат – в Мухаммеда и в других пророков. Согласно мусульманскому вероучению, сам Аллах послал людям тысячи пророков и посланников с целью проповедования новой религии – ислама. Пятый догмат – это вера в Судный день. По преданию, после наступления конца света произойдет воскресение всех умерших для последнего справедливого Божьего суда. Каждый мусульманин, неукоснительно соблюдающий все религиозные предписания и требования, будет удостоен вечного блаженства в раю, а неверный и отклонившийся от принципов вероучения будет обречен на вечные муки в аду. Шестой, один из важнейших догматов – вера в божественное предопределение. Согласно ему не существует ничего не зависящего от воли Аллаха.

Пять столпов веры

Ислам также опирается на пять “столпов веры”, содержащих в себе важнейшие обязанности мусульманина. Первая обязанностью каждого верующего является исповедование веры, то есть произнесение шахады (“Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха”). Второй обязанностью является ежедневная пятикратная молитва (перс. «намаз»). Она состоит из 11 частей, порядок кото­рых строго регламентирован. Перед каждым намазом мусульманин должен совершить ритуальное омовение. Пятница является днем коллективной молитвы, которая про­водится в главных мечетях и сопровождается проповедью. Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является соблюдение поста «уразы» (ар. «саум») в месяц рамазан. В течение тридцати дней постящийся мусульманин с рассвета до наступления темноты не имеет права ни пить, ни есть. В этот период отменяются все увеселительные мероприятия, особый акцент делается на благотворительные мероприятия, добрые дела и молитвы. Четвертой обязанностью мусульманина является закят — обязательная уплата налога, взимание которого предписано в Коране, а размеры обложения разработаны в Шариате. Пятой обязанностью каждого мусульманина (если имеется физическая и материальная возможность) является паломни­чество в Мекку (хадж), которое должно совершаться в праздник Курбан-Байрам.

Важнейшей частью религиозно-культовой системы ислама является шариат. Шариат (араб. шариа — надлежащий путь) — свод норм морали, права, культурных предписаний, регулирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина. Шариат базируется на Коране и Сунне — святом предании ислама. Сунна — сборник хадисов, то есть изречений и деяний Мухаммеда. Шариат формировался в течение двух веков. В начале его формирования все действия мусульман разделялись на два вида: запретное и одобренное. К моменту окончания формирования шариата действия были разделены на пять категорий: 1) действия, выполнение которых считалось строго обязательным; 2) желательные действия; 3) добровольные действия; 4) нежелательные; 5) строго запрещенные виды действий.
2. Раскол. Основные направления ислама.
2.1 История раскола.
При Мухаммеде ислам представлял собой единую, монолитную религиозную систему. После смерти пророка было создано феодально-теократическое государство, которое получило название Арабcкий Халифат. Халифы, считавшиеся преемниками Мухаммеда, а позднее и представителями Аллаха на земле, сосредоточили в своих руках всю полноту светской и духовной власти. Они должны были следить за тем, чтобы люди жили в соответствии с Кораном и Сунной. Среди мусульман началась борьба за власть в халифате. Первые халифы были избраны из числа ближайшего окружения Мухаммеда. Они были особо почитаемы среди мусульман. Первым был Абу-Бакр (632-634), сподвижник пророка. Следующим являлся Омар (634-644), рекомендованный предыдущим халифом. Он успешно вел политику по внедрению Ислама на завоеванные территории Месопотамии, Закавказья, Ирана, Палестины, Сирии, был завоеван Египет. Был убит наемным иранцем. Третьем халифом был Осман (644-656). Он успешно присоединил к халифату Армению, Малую Азию, страны, расположенные на севере Африки. При Османе был составлен Коран, который считается самым почитаемым и первичным рукописным источником. Он происходил из богатого рода Омейядов племени курейшитов. Вокруг него сгруппировались родичи и единомышленники, которым он без особых ограничений стал раздавать, владения и высшие командные посты. Из-за этого в народе росло недовольство, находившее выражение в требовании замены Османа на посту халифа двоюродным братом и зятем пророка Мухаммеда – Али. Так, в результате внутренних противоречий в обществе во второй половине 7в. выделились два главных направления в исламе: шиизм и суннизм.
2.2 Шиизм и Суннизм: основные различия
Суннизм – это самое крупное направление в исламе, почти 90% мусульман всего мира относятся к суннитам. Он был и остается официальной религией Арабского халифата, опирающейся на главные священные книги ислама — Коран и Сунну, выделяя в них в качестве главных притчи о жизни и деяниях Мухаммеда. Полагая, что после смерти Мухаммеда посредников между людьми и Аллахом не осталось, сунниты считают, что власть должна принадлежать тем, кто получил “согласие всей общины”. Главной же отличительной чертой шиизма является вера в то, что законным преемниками пророка могут быть только его потомки. Отсюда возник принцип наследственной духовой власти, то есть предоставление трона халифа вначале Али, а после его смерти – его потомкам. Опираясь на многочисленные предания и аллегорическое толкование отдельных мест в Коране, согласно которым Пророк якобы определенно указал на Али как на своего преемника и оставил ему духовное завещание, шииты отстаивали принцип наследственной верховной власти в роду Али. Они убеждены в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать только имамам — назначенным Аллахом, избранным лицам из числа потомков пророка, а не выборным лицам — халифам. Так возникло учение об имамате. Последователи шиизма имаматы признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Согласно учению, в конце 9 в. двенадцатый по счету имам – Мухаммед бен аль Хасан таинственно исчез. Шииты поклоняются этому имаму и верят, что “перед страшным судом явится махди (мессия) для установления на земле равенства и справедливости.

Вторым не менее важным различием между шиитами и суннитами является отношение Корану и Сунне. Сунниты придерживаются Корана, который был канонизирован при третьем “праведном” халифе Усмане. Сунна же была зафиксирована в хадисах, сунниты признают достоверность канонических сборников хадисов. Шииты хоть и признают Сунну (с некоторыми изменениями), считая её вторым источником мусульманского вероучения, Коран (хотя и не считают его официальную суннитскую редакцию безупречной), создали собственные предания - хабара (ахбары). Шиитские ахбары (араб. известия, сообщения) более позднего происхождения по сравнению с суннитскими. Их своеобразная канонизация относится к X - XI вв. Сборники их являются у шиитов законным источником мусульманского права наряду с Кораном, отвергающим предания, которые восходят к соратникам Мухаммеда - заведомым противникам Али.

Третьим различием двух направлений является различные места поклонения шиитов и суннитов. Местами поклонения суннитов являются Мекка и Медина. Шииты же помимо Мекки и Медины совершают паломничество в такие города как Неджеф (Ирак), где находится могила Али, Кербела (Ирак), которая является местом гибели и могилы Хусейна, Кум и Мешхед, где находится гробница имама Али Ризы.

Также в отличие от суннитского ислама у шиитов широко рас­пространен культ мучеников. Свое происхождение он ведет от событий, связанных с борьбой за власть и веру ислама, в результате чего были подвергнуты насильственный смерти халиф Али, а затем и его сыновья Хасан и Хусейн. Культ мучеников или — «ашура» известен как культовый обряд «шахсей-вахсей». По учению шиитских богословов, именно в этот день был убит сын Али, внук Мухаммеда — имам Ху­сейн. Сунниты же считаю культ мученичества ересью.

Существует различие и по отношению к имамам. По представлению суннитов имам не может обладать сакральными свойствами и нуждается в дополнительных источниках власти, каким, например, является иджма.

Шииты напротив наделяют своих имамов сверхъестественными качествами и считают, что имамы не нуждаются в дополнительных источниках власти.

Разнятся между собой и духовные символы суннитских и шиитских богословов - правоведов (улемов), имеющих право выносить решения по религиозным и и юридическим вопросам. У суннитов - шейх-уль - ислам, муфтий (например у турок), шейх аль- Азхар, муфтий у египтян, у шиитов же - аятолла, моджтахед (например у персов). Это различие отражает и существо подхода к решению тех или иных вопросов. По мнению шиитов, аятолла и моджтахед - орудие "сокрытого имама": он вещает их устами, что придает особый авторитет их мнению, дает им право выносить решения по личному усмотрению. А шейх-уль-ислам и муфтий могут выносить решение только исходя из прецедента, строго согласуясь с шариатом, и, естественно, они не пользуются таким непререкаемым авторитетом у верующих, как их шиитские коллеги.

Еще одним различием суннитского и шиитского направления являются праздники. В суннизме имеют большое значение религиозные праздники и обряды, связанные с их проведением. Сунниты празднуют "ид аль-адха" – праздник жертвоприношения (10 числа месяца зу-ль-хиджжа), "ид аль-фитр" - праздник разговения (1 - 2 числа месяца шавваль), "маулид ан-наби" - день рождения пророка (12 числа месяца раби аль-авваль), "мирадж" - ночь чудесного вознесения пророка на небеса (27 числа месяца раджаб), "лайлат аль-кадр" - ночь предопределения (27 числа месяца рамадан). У шиитов принято отмечать совершенно другие праздники: день рождения Али (13 раджаба), день рождения Хусайна (13 шаббана), день рождения 12 имама (15 шабана). Особый поминальный цикл: дата гибели Хусейна (10 мухаррама), 28 сафара отмечается день смерти Мухаммеда, 19 рамадана -день ранения Али, 21 рамадана - день смерти Али, 1 шавваля - день смерти шестого имама Джафара ас-Садика. Особые моления происходят 20 сафара - в сороковой день смерти Хусейна, 13 джу-мада аль-уля - в день кончины Фатимы, “уш-ид уль-газир” (18 зу-ль-хиджа). Особая траурная декада ашура, связанная с осадой отряда Хусайна и его гибелью. Шииты также широко празднуют Ноуруз (Новый день, Новый год) весной, 22-23 марта; праздник восходит к доисламским обрядам возрождения природы.

Последними из главных различий между данными направлениями являются отношение к изображениям и браку. Суннитский ислам запрещает изображать людей и животных. У шиитов это предписание исполняется не так строго. В отличие от суннитов, у шиитов сохранился институт временного брака.
2.3 Географическая локализация
Сунниты составляют большинство мусульманского населения всех стран мира ислама, за исключением Ирана, Ирака и Азербайджана, где они уступают по численности шиитам.

Общая численность сторонников Шиизма - 180 млн. человек, что составляет около 16% всех мусульман, или около 3% всего населения мира. Подавляющее большинство шиитов сосредоточено в странах Юго-Западной и Южной Азии: Иране (49 млн. чел., или 87% всего населения), Пакистане (32 млн., или 26%; по другим данным, численность шиитов в этой стране значительно меньше), Ираке (11 млн., или 59%, в основном на юге страны), Индии (ок. 10 млн., или 1%), Турции (8,9 млн., или 16%, главным образом курды-заза), Йемене (4,8 млн., или 38%, в основном на северо-востоке страны), Азербайджане (4 млн., или 56%), Афганистане (3,5 млн., или 21%, в подавляющем большинстве хазарейцы), Саудовской Аравии (2 млн., или 14%, преимущественно на востоке страны), Сирии (1,9 млн., или 15%, гл. обр. в исторических областях Латания и Джебель-Друз), Ливане (1,2 млн., или 40%, в основном на юге и востоке), Кувейте (429 тыс., или 20%), Бахрейне (330 тыс., или 64%, преимущественно в сельских районах), Объединённых Арабских Эмиратах (318 тыс., или 17%), Омане (103 тыс., или 7%, главным образом персы), Катаре (49 тыс., или 11%).

Заключение
При Мухаммеде ислам представлял собой единую, монолитную религиозную систему, однако после его смерти данная система была разрушена. По своему значению раскол ислама на два основных направления вышел за рамки соперничества за власть внутри Халифата, оказав огромное влияние на судьбу мусульманского мира. Однако, несмотря на наличие разных направлений, ислам в целом являет собой достаточно цельную религиозную систему. Сложившаяся на стыке древних европейской и ближневосточной цивилизаций, впитавшая в себя элементы христианства и иудаизма, эта система оказалась сложным итогом многостороннего синтеза и объединила верой тысячи людей по всему миру.


Список использованной литературы :


  1. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. — 712 с.

  2. История религий. Музафарова Н. И. Серия “Высшее профессиональное образование”. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320с.

  3. История религий: Очерки в 2т. Крывелев И.А. Издательство “Мысль”: Москва, 1988. – 382 с.

КОММЕНТАРИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:

  1. В отдельных фрагментах вдруг появляются орфографические и грамматические ошибки, хотя, в целом, работа написана очень грамотно в отношении русского языка.

  2. Некоторые фактологические ошибки, выделены желтым цветом, встречаются в отдельных фрагментах, но они не снижают общий положительный уровень.

  3. ОЦЕНКА:

1) соответствие требованиям к содержанию и оформлению работы - 5

2) понимание поставленной темы - 5

3) уровень знаний, эрудиция - 5

4) степень самостоятельности в подготовке и написании работы - 5;

5) логическая корректность и композиционная стройность изложения своей точки зрения -

6) богатство и точность языка - 4.

ИТОГО: 29 баллов (отлично).






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основные направления в Исламе iconПубличный отчёт «сош д. Звягино» в 2010-11 учебном году Основные направления
Основные направления, содержание и формы деятельности педагогического коллектива регламентировались нормативными документами
Основные направления в Исламе iconС. П. Сазонов СостояниЕ и основные направления Научной деятельности...
Представлены направления научных исследований в университете и их основные результаты за последние годы. Приведены данные по публикациям...
Основные направления в Исламе iconСубкультура, ее основные направления и позиции
Вступление. Цель работы над рефератом «Субкультура, ее основные направления и позиции» 3
Основные направления в Исламе iconОсновные результаты деятельности системы образования городского округа...
Основные направления развития муниципальной системы образования определены в соответствии с общегосударственными, региональными и...
Основные направления в Исламе iconПояснительная записка: умк включает в свой состав: учебную и рабочую...
Курс «Основные направления современной науки о языке» является теоретической базой, необходимой для формирования общефилологического...
Основные направления в Исламе iconПояснительная записка: умк включает в свой состав: учебную и рабочую...
Курс «Основные направления современной науки о языке» является теоретической базой, необходимой для формирования общефилологического...
Основные направления в Исламе iconТемы рефератов по предмету «Культурология»
Роузентал. Ф. Торжества знания: Концепция знания в средневековом Исламе. М. 1978
Основные направления в Исламе iconПрограмма развития моу сош п. Долгоруково до 2014 года. Цели и задачи...
Анализ конкурентных позиций школы, учитывающий благоприятные возможности, сильные и слабые стороны внутренней среды, позволяют определить...
Основные направления в Исламе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составление тематических таблиц: «Основные этапы развития западной философии», «Основные этапы развития русской философии», «Основные...
Основные направления в Исламе iconСтолярова Г. Р., Козлов В. Е. Семейно-брачные отношения в христианстве и исламе
...
Основные направления в Исламе iconПримерный план История возникновения и развития политической науки....
Ильин М. В., Мервмль А. Ю., Федоров Ю. Е. Основные категории поли­тической науки // Полис. 1996, n 4
Основные направления в Исламе iconПерестрахование и основные направления его совершенствования
Республике Беларусь; определены основные направления совершенствования перестрахования в Республике Беларусь. В результате проведенного...
Основные направления в Исламе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать основные даты и события, объяснять причины успеха и основные направления внутренней политики Наполеона
Основные направления в Исламе iconНовации в законодательстве в части формирования бюджетов. Основные...
Основные новации в законодательстве в части формирования бюджетов затронули, главный образом, муниципальный уровень
Основные направления в Исламе icon«Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания...
Изучить основные приоритеты воспитательной деятельности в системе образования в условиях реализации фгос
Основные направления в Исламе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать хронологию правления, основные направления внутренней и внешней политики, основные события, итоги правления


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск