Программа краеведческого кружка «Капельки»





Скачать 411.23 Kb.
НазваниеПрограмма краеведческого кружка «Капельки»
страница1/2
Дата публикации05.11.2014
Размер411.23 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2
Министерство образования республики Башкортостан

Башкирский институт развития образования

муниципальное общеобразовательное бюджетное

учреждение гимназия № 5 муниципального района

Давлекановский район Республики Башкортостан


Технология привлечения школьников в исследовательскую деятельность средствами краеведения

Разработала:

Суркова Наталья Борисовна

учитель истории высшей категории

муниципального общеобразовательного

бюджетного учреждения гимназия № 5

муниципального района

Давлекановский район

Республики Башкортостан

Содержание:


  1. Пояснительная записка.




  1. Цели и задачи.




  1. Структура технологии.




  1. Описание технологии.




  1. Программа краеведческого кружка «Капельки».




  1. Программа информационно-краеведческого

элективного курса «Родник»


  1. Программа спецкурса «Исток» - проектно –

исследовательская деятельность обучающихся по

краеведению.


  1. Ожидаемые результаты.


Технология привлечения школьников в исследовательскую деятельность средствами

краеведения

«Не существует сколько – нибудь достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются

в результате активного участия хотя бы в маленькой поисковой работе».

А.Н. Колмогоров


Пояснительная записка
В последние годы в системе среднего образования все больше внимания уделяется организации научно-исследовательской деятельности обучающихся. Многие выпускники, окончив школу, приходят к выводу, что полученные знания – лишний груз и время потрачено зря, так как не могут применить их на практике, не умеют видеть действия изученного, преобразовывать. Образование должно носить не только количественный, но и качественный характер, что подразумевает не столько увеличение суммы фактов, подробностей, деталей, сколько качественное изменение вектора – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение начальными навыками исследования.

Таким образом, в содержании образования всё более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющую образования.

Активное сотрудничество ученика и учителя в ходе создания исследовательского проекта принципиально меняет всю систему получения знаний: ученик, совместно с учителем организует самостоятельный процесс поиска знаний. Я считаю важным и актуальным наличие у каждого научного руководителя разработанной им долгосрочной программы исследований с учетом устойчивых интересов, мотивов, реальных условий и возможностей для успешной работы.

Особенно важной частью работы руководителя, от которой зависит дальнейший успех всего дела, является подготовка ученика к исследованию.

Разработанная мною «Технология привлечения школьников в науку средствами создания краеведческих исследовательских проектов» является долгосрочной программой приобщения школьников к научной деятельности. Она соответствует задачам модернизации содержания образования. Технология содержит 3 уровня: подготовительный, основной и заключительный. Это особый образовательный продукт, т.к. он имеет ряд характеристик:


  • непрерывность – длительный процесс образования и воспитания в творческом коллективе

  • преемственность – навыки исследовательской работы, полученные в краеведческом кружке применяются на спецкурсе

  • межпредметное обучение – систематизация знаний предмета и углубление знаний по литературе, музыке, географии, химии.

  • информатизация – овладение навыками работы с ПК: это обработка информации, систематизация (программы Microsoft Word, Power Point, Flash, Excel)

  • позитивная мотивация – важная составляющая часть программы – это увлеченность ребёнка процессом создания своего собственного уникального продукта, результатами своего труда – успешной защиты проекта перед аудиторией. Заинтересованность, увлечённость, настрой на положительный итог – залог успеха школьника в созидательной деятельности.


На протяжении многих лет мои ученики становятся призёрами и победителями различных конкурсов краеведческих исследовательских работ: районной конференции «Краеведческие чтения», республиканского «Дорогами Отечества», российского «Человек в истории России. ХХ век», городской конференции исследовательских проектов педагогов и обучающихся «Истоки», проводимой 1 раз в 2 года на базе МОБУ гимназия №5 г. Давлеканово, районной ежегодной конференции краеведческого музея, конкурса краеведческих работ, организованного «Клубом Вауровец» МОБУ башкирской гимназии №3.

- 1999 год – 1 место на районной краеведческой конференции за исследовательскую работу «Предприятия города Давлеканово». История зарождения и современное состояние».

- 2000 год – диплом за лучшую защиту проекта на районной краеведческой конференции. «История гимназии №5» Синюкова Ксения.

- 2003 год – 1 место на районной краеведческой конференции в секции «Экскурсия» - «Старинные здания г. Давлеканово» - Тимербаева Зарина.

1 место в секции «Военная история» «Мой дедушка – участник ВОВ» - Кузнецова Елизавета.

1 место в секции «Летопись родного края» - «Подвиг разведчика» - Синюкова Ксения.

- 2004 год – 1 место на районной краеведческой конференции в секции «Экскурсия» - «Дом врача Г.Я. Нейфельда» - Тимербаева Зарина.

3 место в республиканском конкурсе краеведческих работ «Дорогами Отечества» в секции «Мемуары» - «Подвиг разведчика» - Синюкова Ксения.

- 2005 год - 2 место в районной краеведческой конференции в секции «Военная история» - «Взгляд на мир из-за колючей проволоки» Шумаков Евгений.

- 1 место в секции «Летопись родного края» - «Дело № 2017. Осужден без права переписки» - Зиянгирова Алина.

- 2005 год - 1 место на научно-практической конференции – «Взгляд на мир из-за колючей проволоки» - Шумаков Евгений.

- 2006 год - 1 место в районной краеведческой конференции - «Тайна старинного склепа» Шумаков Евгений в секции «Памятники».

- 1 место «Христиане – евангелисты г. Давлеканово» - Зиянгирова Алина в секции «Летопись родного края».

- 2006 год - диплом участника районной краеведческой конференции, организованной на базе башкирской гимназии №3 - «Взгляд на мир из-за колючей проволоки» Шумаков Евгений.

- диплом «За лучшую исследовательскую работу» - «Дело № 2017. Осужден без права переписки» - Зиянгирова Алина.

- 2006 год - 3 место в Республиканском краеведческом конкурсе «Дорогами Отечества» -«Дело № 2017. Осужден без права переписки» - Зиянгирова Алина.

- 2006 год – диплом участника Всероссийского конкурса «Человек в истории России. ХХ век.» - «Дело № 2017. Осужден без права переписки» - исследование Зиянгировой Алины вошло в число лучших работ, присланных на конкурс.

- 2006 год – диплом участника Всероссийского конкурса «Человек в истории России. ХХ век.»

«Взгляд на мир из-за колючей проволоки» Шумаков Евгений.

- 2006 год - 1 место и диплом победителя в секции «Краеведение» на научно-практической конференции гимназии №5 получила работа Шумакова Евгения «Тайна старинного склепа».

- 2007 год - 1 место в районной научно-практической конференции - «Это наша с тобою судьба, это наша с тобой биография!» в секции «Краеведение» - Гизатуллина Рамина. Также, этот исследовательский проект занял 1 место на районной краеведческой конференции, диплом «За лучшую исследовательскую работу» на конференции, организованной краеведческим музеем. Гизатуллина Рамина награждена дипломом на Ломоносовских чтениях в лицее №4 в секции «История».

2007 год – во Всероссийском конкурсе «Человек в истории России. ХХ век.» - работа «Тайна старинного склепа» - Шумакова Евгения вошла в число лучших и была награждена дипломом.

- дипломом была удостоена работа «Производственный роман» - Гизатуллина Рамина.

2007 год – 1 место в республиканском конкурсе «Дорогами Отечества» в секции «Летопись родного края» - «Тайна старинного склепа» - Шумаков Евгений.

2007 год – диплом участника республиканского конкурса «Дорогами Отечества» - «Христиане –евангелисты г. Давлеканово» - Зиянгирова Алина.

2008 год – 1 место на районной итоговой краеведческой конференции в секции «Военная история» - «Семнадцать мгновений весны разведчика М.И. Глотова».

- 1 место в секции «История образования» - «Социально-экономический статус учителя Давлекановского района в ХХ-ХХI вв.»

- 1 место в секции «Летопись родного края» - «Следствие ведут знатоки» - история создания милиции г. Давлеканово – Ягудин Ринат.

2008 год – диплом участника конференции, организованной краеведческим музеем г.Давлеканово «Семнадцать мгновений весны разведчика М.И. Глотова»

2008 год – 2 место Республиканского конкурса «Дорогами Отечества» в секции «Этнография» - «Знахарство, как аспект народной медицины» (на примере Давлекановского района) Филимонова Мария.

2008 год – участие в финале республиканского конкурса исследовательских работ «Малая академия наук школьников». Филимоновой Марии с проектом «Знахарство, как аспект народной медицины» (на примере Давлекановского района).

2008 год – диплом Всероссийского конкурса «Человек в истории России. ХХ век.» - «Христиане – евангелисты г. Давлеканово». Зиянгирова Алина.

Все эти успехи краеведческой исследовательской деятельности – результат упорного системного труда ученика и учителя.

Как я пришла к этому? Нужно сказать, что путь был довольно сложен. Начиная в 1999 году свою деятельность в качестве руководителя краеведческого кружка, я отметила для себя отрицательные моменты развития данного направления внеучебной деятельности в гимназии: не было заинтересованности обучающихся в создании творческих работ, не существовало системности, не было побед на районных краеведческих конференциях, единого банка данных об учителях гимназии. Школьники занимались тем, что составляли рефераты описательного характера, используя в качестве источника информации материал статей районной газеты г. Давлеканово «Знамя».
Проанализировав ситуацию, я перестроила деятельность кружка следующим образом:

  • составила список наиболее интересных тем для исследования по истории Давлекановского района (памятники старины на территории района, «история семьи в истории моей Родины», известные люди города, и т.д.)

  • сделала заседание краеведческого кружка открытым, содержательным (организация экскурсий по местам боевой славы, на предприятия)

  • привлекла к работе кружка всех обучающихся, интересующихся историей родного края.

  • перестроила систему создания творческого проекта (обязательно – цветное фото изучаемого объекта, оформление в виде выставки, использование стендового метода защиты проекта).


Результатом этой работы было 1 место на районной краеведческой конференции, посвященной истории создания предприятий г. Давлеканово. Следующие конференции показали высокий уровень подготовки на уровне района. Но на республиканские конкурсы проекты моих учеников не проходили, они не выдерживали строгого отбора.

Исследовательская работа приносит удовлетворение, когда есть прогресс, процесс созидания чего-либо должен постоянно усложняться. Учитель – исследователь должен со своими учениками ставить для себя более высокую планку достижений и стремиться к победе, иначе процесс создания краеведческих работ будет просто расти вширь, произойдет накопление информации. Именно тогда я обнаружила недостатки:

- недостаточное полное освещение изучаемой темы

- неверное соотношение в работе теории и практики (в некоторых проектах большая часть была посвящена теории, например теория создания элеваторов и содержала небольшие ссылки практического характера, и, наоборот)

- заурядные названия работ

- отсутствие архивных источников.

Проанализировав ситуацию, я пришла к выводу, что необходимо составить схему преемственности знаний по краеведению. Участники кружка, обучающиеся 6-8 – х классов не могли достичь высоких результатов, так как мною не был учтен принцип непрерывности. Состав кружка постоянно менялся. Необходимо было формировать навыки работы с научной, научно-популярной литературой, развивать практической и творческое мышление.

Важным фактором является активное сотрудничество ученика и учителя в ходе исследования. Нужно принципиально изменить технологию получения знаний. При этом важно, чтобы у научного руководителя была разработанная им долгосрочная программа исследований с учётом устойчивых интересов, мотивов, задач краеведения в целом, условий школы, возможностей для успешной работы. Дальнейший успех дела зависит от уровня подготовки ученика к исследовательской работе.

Итак, анализ предшествующей деятельности показал необходимость создания системы накопления знаний, их передачи и усложнение различных видов деятельности через призму исследовательских краеведческих проектов.

Технология привлечения школьников в исследовательскую деятельность средствами

краеведения


Основание:
создание интегрированного, непрерывного, межпредметного курса для организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся, формирование у детей научного мировоззрения, исследовательского типа мышления.
Цели и задачи:

  • Создание условий для выявления и развития индивидуальных способностей обучающихся на внеурочных занятиях

  • Обучение приемам рациональной умственной работы, систематизации, обобщению изучаемого материала

  • Создание исследовательской работы, в которой собранный материал представляет собой логически целостное произведение начиная с задачи исследования и заканчивая выводами

  • Расширить общий кругозор обучающихся, научить общению

  • Развивать способности работать индивидуально и в коллективе

  • Способствовать формированию информационной компетентности, применяя ИКТ для обработки и извлечения необходимой информации

  • Повысить интерес к изучению истории

  • Воспитать гражданина, патриота своей страны

  • Способствовать развитию личности ребёнка в духе толерантности, уважения к культурным традициям народов, населяющих Башкортостан

  • Способствовать сохранению этнокультурных ценностей башкирского, русского и других народов

  • Сохранить в последующих поколениях любовь и уважение к Башкортостану.


Ожидаемые результаты:


  • Выявление и актуализация творческих способностей обучающихся

  • Развитие умения критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоление трудностей

  • Развитие способностей вести диалог, общаться в различных социальных группах

  • Умение грамотно работать с информацией: собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать обобщения, формулировать аргументированные выводы.

Структура технологии:
Схема:

название результаты

курса деятельности
Обучающиеся краеведческий • создание творческих проектов

6-7 классов кружок «История моей семьи»

«Капельки» •создание электронных презентаций

в программе Power Point

«История семьи», «Моя мама»,

«Рабочая династия Лукьяновых»


Информационно-краеведческий

элективный курс
обучающиеся «Родник» • создание исследовательских работ

8-9 классов по истории Давлекановского района,

публичные выступления на конференциях

районного уровня

• создание видеофильмов, слайд- шоу,

flash – программ по темам

«История моей улицы»,

«Тайна старинного склепа»,

«История моей семьи»,

«Подвиг разведчика»,

«Мой город золотой …»

Спецкурс «Истоки»
Обучающиеся «Проектно-исследовательская • создание проектов с использованием ИКТ

10-11 классов деятельность обучающихся и публичные выступления

по краеведению» на республиканских

конференциях

• выставление работ

на российские

конкурсы: конкурс исследовательских

работ им. Вернадского,

«Человек в истории России. ХХ век»

«Описание технологии»:


Технология представляет собой систему развития исследовательских навыков обучающихся в области краеведения. Ученик, получая начальную подготовку на занятиях кружка «Капельки», готовит в итоге небольшую творческую работу по заинтересовавшей его теме: «Моя семья», «Родословная моей семьи», «Мой дедушка – участник Великой Отечественной войны», «История памятника воинам Великой Отечественной войны, сооруженном на кургане обучающимися гимназии №5». В основном, эта тематика близка ребёнку, связана с историей его родственников, и, поэтому, близка и понятна. На кружке, также, происходит знакомство школьника с методикой создания проекта, он узнает как защитить свой доклад на краеведческой конференции, работу в группах. Таким образом, происходит накопление первых исследовательских навыков.

Следующий этап, для обучающихся 8-9-х классов – участие в работе информационно-краеведческого элективного курса «Родник». Усложняется материал, который в качестве лекции подается учителем – это блок «История Давлекановского района». Происходит формирование навыков работы с источниками, архивными материалами фото и видеоматериалами. Школьники учатся брать интервью, составлять реферат, оформлять работу по правилам. Не менее важным является приобретение навыков деятельности в программах Word, Power Point, Flesh. Итогом системной работы учеников на занятиях спецкурса могут быть исследовательские проекты, сопровождающиеся презентацией по темам «Аслыкуль – жемчужина Давлекановского района», «Мельницы нашего района», «Кумысолечебницы Давлекановского района». Данные исследования достойны представления на конкурсах, конференциях муниципального уровня.

И, наконец, последний, заключительный этап технологии – спецкурс «Истоки» - проектно – исследовательская деятельность обучающихся по краеведению. Школьники, уже имея необходимые навыки исследований полученные на занятиях кружка и элективного курса, совершенствуют их, приобретают новые, доводят до логического завершения свои творческие проекты и выступают с ними на конкурсах республиканского и российского уровня.

Вся эта система создания краеведческих исследовательских проектов успешно мною апробирована в течение нескольких лет. При помощи технологии мои ученики ежегодно занимают призовые места в республиканских и российских конкурсах. Выпускники уходят из гимназии с огромным багажом знаний исследовательской работы. Но самое главное, школьники любят свой край, уважают традиции своего народа, растут патриотами страны. Так, «Капельки» наполняют своей живительной силой «Родник», он вливается в широкую полноводную «реку будущих достижений».

Программа
краеведческого кружка
«Капельки»
Рассчитана на 34 часа

внеурочных занятий

в 5-7-х классах

Пояснительная записка

Интерес к изучению родного края в обществе растет из года в год. Сохранение памятников истории и культуры, национальных традиций и бережное к ним отношение невозможно без кропотливой историко-краеведческой работы привлечение к ней школьников имеет огромное значение, т к она выходит за рамки обычного урока, и расширяет кругозор учащихся, развивает творческие способности, формирует мировоззрение будущего гражданина и патриота.

Поисковая работа по краеведению начинается с изучения истории своей семьи, улицы, родного села – всего того, что называется малой родиной. Изучая краеведение объекты, дети приобретают навыки исследования. Работая с документами, общаясь со взрослыми людьми, школьники соприкасаются с непростыми человеческими судьбами. Именно так устанавливается духовная связь между поколениями. Тогда возникает настоящий интерес к своему историческому прошлому, чувство любви и гордости за своё отечество.

Цели задачи кружка:

  • Овладеть навыками работы с документами

  • Выработка умений личной оценки документа

  • Углубление знаний учащихся посредством изучения истории родного края

  • Стимулирования интереса к истории

  • Научить ребят навыкам научно-исследовательской деятельности

  • Научить сотрудничеству

  • Реализация творческих способностей учащихся

  • Развивать интерес и уважение к истории родного края

  • Воспитывать чувство гордости, патриотизма на примере изучения выдающихся личностей края



Планируемые результаты:

Различные активные формы внеклассных занятий пробуждают интерес к учебному предмету. С интереса к людям, которые живут рядом с нами, с изучения родного края начинается воспитание патриотизма. Развитие познавательных и творческих способностей – результат краеведческой поисковой деятельности. Помочь моим ученикам познать и реализовать себя, научить сотрудничать, создавать вместе с детьми разнообразную, увлекательную, яркую жизнь, помогая определять верные жизненные ориентиры – вот к чему я стремлюсь.

схема

«Исследовательская и проектная

деятельность по краеведению»







Тема занятий

Кол-во часов

Дата проведения

1-й раздел «История моей семьи»

1

Вводное занятие «Цели и задачи краеведения»

1




2

Занятие – конференция «Моя семья». Сообщения учащихся

1




3

«Моя семья». Составление списка опросника. Поиск семейных реликвий. Инструктаж по сбору информации

1




4

«Моя семья». Получение информации, коллективное обсуждение

1




5

«Моя семья». Накопление материала. Обработка. Составление базы данных

2




6




7

«Моя семья». Составление исследовательской работы

3




8




9




10

«Моя семья». Разработка презентаций

4




11




12




13




2 раздел «История школы №5»

14

Вводное занятие. «С чего начиналась наша школа?». Просмотр фотографий, документов, обсуждение

1




15

«История моей школы». Определение целей поиска. Создание малых поисковых групп (2-3 человека). Организация поиска

1




16

«История моей школы». Поиск фото и видио документов

3




17




18




19

История моей школы». Опрос учителей и выпускников. Организация переписи

2




20




21

«История моей школы». Обсуждение собранной информации. Инструктаж

1




22

Занятие- пресс конференция «Что я узнал нового об истории школы №5». Сообщения учащихся

2




23




24

«История моей школы». Обработка информации. Распечатка материалов

3




25




26




27

«История моей школы». Оформление стенда

2




28




29

«История моей школы». Подведение итогов работы

1




3-й раздел «Исследование памятников Давлеканово и Давлекановкого района»

30

«Исследование памятников». Вводное занятие. Цели и задачи деятельности

1




31

«Исследование памятников». Создание поисковых групп. Определение круга поиска

1




32

«Исследование памятников». Организация поиска. Сбор архивных материалов. Поиск информации

1




33

«Исследование памятников». Организации экскурсий к памятникам

3




34




35




36

«Исследование памятников». Обработка информации Составление экскурсионного описания

2




37




38

«Исследование памятников». Распечатка фотопродуктов. Оформление работ

1




39

Занятие – экскурсия «Памятники г Давлеканово»

1




4-й раздел «Великая Отечественная война в жизни давлекановцев»

40

Вводное занятие. Цели и задачи поиска

1




41

«ВОВ в жизни давлекановцев». Создание поисковых групп. Определение круга поиска

1




42

«ВОВ в жизни давлекановцев». Организация переписи с участниками ВОВ

1




43

«ВОВ в жизни давлекановцев». Обсуждение итогов поиска в группах

1




44

«ВОВ в жизни давлекановцев». Обсуждение итогов поиска на общем заседании кружка

1




45

«ВОВ в жизни давлекановцев». Оформление исследовательских работ

3




46




47




48

«ВОВ в жизни давлекановцев». Пресс-конференция «Как я работал над темой?»

2




49




5-й раздел «Поиск экспонатов для музейного уголка»

50

Вводное занятие

1




51

Организация экскурсий для сбора экспонатов

2




52




53

Осмотр экспонатов. Выводы. Обсуждения

1




54

Выставка экспонатов

1




55

Составление описаний

1




6-й раздел «История моей улицы»

56

Вводное занятие

1




57

«История моей улицы». Опрос жителей улиц г Давлеканово

2




58




59

«История моей улицы». Составление описания улицы

1




60

Фотосъемка улиц. Распечатка

1




61

Поиск архивных материалов

1




62

Составление исследовательской работы

1




63

Создание исследовательской работы

2




64




65

Создание презентации

2




66




67

Конференция учащихся. Подведение итогов. Защита исследовательских работ

2



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа краеведческого кружка «Капельки» iconОбразовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка»
Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной...
Программа краеведческого кружка «Капельки» iconПрограмма школьного краеведческого кружка

Программа краеведческого кружка «Капельки» iconПояснительная записка Программа кружка направлена на познание окружающей...
Формирование активной экологической позиции на основе использования краеведческих знаний
Программа краеведческого кружка «Капельки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Капельки солнца: тетрадь к учебнику «Капельки солнца»
Программа краеведческого кружка «Капельки» iconПрограмма дополнительного образования краеведческого кружка «Следопыт»
Юридический адрес: 433 122 Ульяновская область Вешкаймский район с. Стемасс ул. Центральный массив д. 4
Программа краеведческого кружка «Капельки» iconКонспект занятия вокального кружка «Капельки»
В 2013/2014 учебном году образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях должен осуществляться в соответствии с базисным...
Программа краеведческого кружка «Капельки» iconКлассный час диспут "Что значит быть патриотом сегодня?"
Оборудование: компьютерная презентация, видеосюжеты, музыкальное оформление, фотовыставка, выставка работ историко-краеведческого...
Программа краеведческого кружка «Капельки» iconОбразовательная программа «История родного края» «История города Буинска и Буинского района»
Автор: Н. И. Казакова, учитель истории мбоу сош №1г. Буинска, краевед района, пдо, руководитель школьного краеведческого кружка «Эхо...
Программа краеведческого кружка «Капельки» iconПрограмма историко-краеведческого кружка «Верность»
История родного края рассматривается как часть отечественной истории, местные события как проявления закономерности исторического...
Программа краеведческого кружка «Капельки» iconО проведении районного краеведческого слета
Настоящее Положение определяет цели, задачи, организаторов, участников районного краеведческого слета (далее Слет), порядок рассмотрения...
Программа краеведческого кружка «Капельки» iconПрограмма кружка «Химия в задачах»
Предварительная беседа с учащимися показала, что есть потребность в проведении подобного кружка
Программа краеведческого кружка «Капельки» iconО проведении открытого городского эколого-геолого-краеведческого конкурса
Открытый городской эколого-геолого-краеведческий конкурс «ледниковый период» (далее – Конкурс) проводится в рамках городских массовых...
Программа краеведческого кружка «Капельки» iconО проведении открытого городского эколого-геолого-краеведческого конкурса
Открытый городской эколого-геолого-краеведческий конкурс «ледниковый период 2013» (далее – Конкурс) проводится в рамках городских...
Программа краеведческого кружка «Капельки» iconРабочая программа кружка «Юный химик» для учащихся 8-9 класса
В связи с этим занятия кружка по этой программе помогут решить следующие задачи
Программа краеведческого кружка «Капельки» iconПрограмма кружка Маленький мастер
...
Программа краеведческого кружка «Капельки» iconО проведении историко-краеведческого конкурса рефератов
Настоящие Положение определяет порядок организации и проведения историко-краеведческого конкурса учащихся 5 – 11 классов общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск