Комитет администрации Косихинского района по образованию и делам молодежи
муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение «Полковниковская
средняя общеобразовательная школа имени С.П.Титова»
«Рассмотрено»
на заседании методического объединения учителей
Протокол № ______ от «_____» ______________
20____ г.
Руководитель МО___________
_______________________
|
| «Утверждено» Директор МБОУ «Полковниковская СОШ им. С.П.Титова» _____________ В.В.Буханова Приказ № ________ от
«____» ____________ 20____ г.
| Рабочая программа курса «Секреты творчества алтайских художников. Введение» 5 класс
на 2013-2014 учебный год
Составитель: Криволуцкая Наталья Владимировна,
учитель МХК и изобразительного искусства
Полковниково 2013
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе:
Закона об образовании (статьи 7 и 32);
2 Базисного учебного плана МБОУ «Полковниковская сош им. С.П.Титова».
Программа носит ознакомительный обзорный характер, рассчитана на 18 часов. Цель курса направлена на формирование личности школьника как представителя региона,
ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого создателя его социокультурных
ценностей и традиций.
Задачи программы:
1.Возрождение, сохранение и развитие прикладных видов народного искусства;
2. Развитие в учащихся творчества, высокого художественного вкуса;
3. Воспитание экономичности, трудолюбия, осуждение праздности, лени.
4. Дать необходимый объем знаний для осмысления исторической роли нашего края в
истории России, развитие интереса и привязанности к своей Малой Родине.
5. Научить учащихся анализировать и оценивать факты, явления, события в истории края;
раскрывать причинно-следственные связи между ними; научить видеть их в контексте
всероссийских исторических явлений и событий.
6. Персонифицировать историю края, показав жизнь конкретных людей, оставивших
видный след в истории.
7. Формировать на основе местного материала нравственно-ценностные ориентиры;
чуткости к национальным традициям, воспитывать чувства интернационализма,
дружбы народов, уважения к культуре народов России. Для выполнения поставленных задач учащиеся имеют достаточные знания, умения
и навыки, полученные в начальных и средних классах на уроках трудового обучения,
изобразительного искусства.
Основные методы работы:
- словесные;
- наглядные;
Формы работы:
- экскурсии в краеведческие музеи (школьный, районный)
- посещение выставок народного творчества,
- изучение литературы;
- выполнение практических работ;
- создание творческих проектов;
- проведение выставок работ учащихся;
- создание мультимедийных презентаций;
- составление исследовательских раб
В построении программы присутствует и тематический принцип, но связующим звеном
является история и культура на разных этапах развития. Программа предоставляет возможность систематически использовать следующие формы
изучения материала: уроки-лекции, семинары, деловые игры, путешествия в прошлое,
творческие задания, экскурсии, задания индивидуального исследовательского характера,
рефераты, мультимедийные презентации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы следующие: краеведческий подход; содержательно-деятельностный подход; личностно-ориентированный подход.
Структура содержания программы «Искусство родного края» представлена 2 модулями -
Архитектура и дизайн;
Декоративно-прикладное и изобразительное искусство
В разделе «Архитектура и дизайн» раскрываются вопросы из истории становления архитектурного облика Барнаула как краевого центра - первые городские постройки, храмы, административные здания города и области, архитектурные ансамбли, промышленные сооружения, места досуга, жилые массивы; представлено творчество ведущих архитекторов прошлого и настоящего времени; затронуты вопросы градостроительного дизайна, дизайна окружающей среды, их роль в формировании современного облика города.
В разделе «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство» большое внимание уделяется музеям декоративно-прикладного творчества и художественному музею, историко-литературному музею и т.д.. Раскрывает творчество ярких личностей среди плеяды алтайских художников и детских художников-иллюстраторов.
Затронуты вопросы возникновения истоков современного декоративно-прикладного творчества.
АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН (9 часов) История градостроительства
Основные теоретические сведения на занятии
Вопросы Генерального плана строительства города, градостроительный дизайн;
его роль в формировании современного облика Барнаула. Первые городские постройки, административные здания города и края, промышленные сооружения. Ведущие архитекторы
Урок – обзорная экскурсия Рассказ об истории и архитектуре Барнаула,
Алтайского края Архитектурные ансамбли
Основные теоретические сведения на занятии
Архитектурные сооружения - один из показателей культурной составляющей жизнедеятельности региона. Предметно-пространственная среда.
Дизайн окружающей среды: малые архитектурные формы как объект индустриального дизайна – павильоны, киоски, светильники, фонтаны, цветники. Городская скульптура Создание макета (зарисовки) малой городской скульптуры для родного города; Эссе на тему «Твое любимое место в городе (селе)»;
Храмы
Основные теоретические сведения на занятии
Храмы как воплощение исторической памяти народа. Роль храма в организации жизненного пространства жителей города и края Места досуга Основные теоретические сведения на занятии
Культурные центры Барнаула и края, его функции, особенности архитектурной композиции. Дизайн отдыха горожан - парковые зоны, детские, спортивные площадки, пляж и др. Ведущие архитекторы
Инфраструктуры жилого массива - школы, детские сады, здания общего пользования. Дизайн интерьера, как микросреда человека. Ведущие архитекторы Создание проекта «Архитектура и дизайн твоего дома» (комнаты, сада);
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (9 часов)
Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремесел
Основные теоретические сведения на занятии
Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремесел. Музеи декоративно-прикладного искусства Из истории создания музеев декоративно-прикладного искусства Народные мастера Знакомство с изделиями народных мастеров Барнаула и др. мастеров Сибирского
округа
Алтайский художественный музей
История создания и становления художественного музея (картинной галереи). Просветительская и образовательная функции художественного музея. - Русская живопись и графика первой трети ХХ века, «Иконы XV – XIX веков», уникальная коллекция полотен Н.К.Рериха, действующие выставки Посещение выставочных залов или виртуальных музеев. Знакомство с уникальными коллекциями Н.К.Рериха, Русской живописью и графикой первой трети ХХ века, «Иконами XV – XIX веков (по выбору учителя и учащихся). Выставочный зал союза художников Общее знакомство с творчеством алтайских художников: (возможны варианты).
Практическая работа «Размышление у картины» мини-сочинение (художник по
выбору учащихся).
Музеи районов Алтайского края Павловск- Г. Борунов
Косиха- Р.Рождественский, Полковниково – С П Титов и т.д. Музей «Город», музей занимательных наук
Основные экспонаты музеев. Отличительные особенности музея занимательных наук
| На основе целевой установки программы сформулированы задачи курса:
Приобщение учащихся к художественным и эстетическим ценностям родного края.
Формирование способности к восприятию региональной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры и, в результате осознания ее ценности, уникальности и неповторимости.
Воспитание уважения к культурному наследию региона и мира в целом, что позволит учащимся успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель социокультурного развития, организовывать личный досуг и включаться в самостоятельное художественное творчество.
Развитие у школьников системного взгляда на художественную культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и многообразии; вариативности личных интерпретаций её феноменов, что может способствовать включению подростка в продуктивную, поисковую и творческую деятельность.
В результате изучения курса « Искусство родного края» в разделе
«Архитектура и дизайн» ученик должен
знать/ понимать
основные направления в истории архитектуры и имена выдающихся архитекторов, работавших в регионе;
выдающиеся архитектурные памятники Барнаула и Алтайского края уметь
выделять характерные черты творческого наследия сибирских архитекторов и дизайнеров, отражающие традиции художественной культуры региона;
показывать способность работы с источниками, преобразования информации в продукт (реферат, доклад, презентацию, проект и.т.п.) на основе собственной учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
высказывания собственного суждения об архитектурном облике родного города (села), его ярких представителях;
организации личного и коллективного досуга.
В результате изучения курса « Искусство родного края» в разделе «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство» ученик должен
знать/ понимать
основные направления и имена выдающихся представителей декоративно-прикладного и изобразительного искусства работавших в регионе в различные исторические периоды;
виды деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших край, область, район, село (населенный пункт) или школу;
уметь
показывать способность работы с источниками, преобразования информации в продукт (реферат, доклад, презентацию, проект и.т.п.) на основе собственной учебно-поисковой и проектной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения;
высказывания собственного суждения о творчестве представителей декоративно-прикладного и изобразительного искусства г. Барнаула и Алтайского края в процессе знакомства с их творчеством;
№ п/п
|
Название темы (главы, раздела)
| Количество часов
| 1
| Архитектура и дизайн
| 9
| 2
| Декоративно-прикладное и изобразительное искусство
| 9
|
| ИТОГО
| 18
|
|
|
|
|
|
|
| Поурочное планирование учебного материала
№ п/п
|
|
Название темы (содержание занятия)
|
|
Примечание
|
| Содержание материала (знания, умения)
| Примечания
Количество часов
|
Архитектура и дизайн
|
|
9 часов
|
| 1
|
История градостроительства
|
|
|
Знакомство с основами градостроительного дизайна
| 1час
| 2
|
Ведущие архитекторы Барнаула
| Знакомство с известными именами в области градостроительного дизайна
| 1час
| 3
| Практическая работа
«Виртуальная экскурсия»
| Знакомство с историей и особенностями Барнаула, и районов Алтайского края
| 1час
| 4
|
| Известные архитектурные ансамбли г. Барнаула, история их развития.
| 1час
| 5-6
|
| Дизайн малых форм городской среды. Городская скульптура.
| 2часа
| 7
|
| Осмысление роли храма в жизни города и горожан
| 1час
| 8
|
|
Знакомство с инфраструктурой жилых массивов
| 1час
| 9
|
Места досуга.
|
Культурные центры города. Их роль в формировании архитектурной композиции города.
| 1час
|
Декоративно-прикладное и изобразительное искусство 9 часов
| 10
| История развития народных ремесел.
| Ознакомление с существующими в Алтайском крае народными ремеслами.
| 1час
| 11
| Музеи декоративно-прикладного искусства
|
Знакомство с историей создания музеев
| 1час
| 12
| Народные мастера
| Известные мастера. Их роль в развитии декоративно-прикладного творчества
| 1час
| 13
| Алтайский художественный музей
| Просветительская и образовательная функции художественного музея
| 1час
| 14
| Выставочный зал Союза художников
| Знакомство с известными именами сибирских художников
| 1час
| 15
| Музеи районов Алтайского края (Павловск- Ф. Торхов, Косиха- Р.Рождественский, СПТитова и т.д.)
| Просветительская и образовательная функции музеев
| 1час
| 16
| Музей «Город», музей занимательных наук
| Просветительская и образовательная функции музеев
| 1час
| 17-18
| Творческий проект - Виртуальная экскурсия «Наш музей».
| Навыки публичного выступления во время защиты творческих проектов
| 2часа
| ИТОГО 18 часов
|
|
Ожидаемый результат
Овладение знаниями и умениями, способствующими сохранению народной культуры,
формированию заинтересованного и уважительного отношения современного ребенка
к миру его дедов и прадедов, осознанного восприятии детьми своей принадлежности
народу, Алтая, России, Земле и ответственности за все это. Знание истории родного края
Увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
| ЛИТЕРАТУРА:
«Искусство Алтая» Барнаул Алтайское книжное издательство 1989 г.
« Алтайский краевой музей изобразительных и прикладных искусств» Каталог Ленинград «Художник РСФСР» 1983 г.
«Изобразительное искусство Алтая» Барнаул Алтайское книжное издательство 1977 г.
«Художники Алтая» Барнаул Алтайское книжное издательство 1980
Алтайские средства массовой информации ( «Алтайская правда»,
«Свободный курс», «Вечерний Барнаул», «АиФ на Алтае»…)
|
|
| |