Скачать 327.11 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА Кафедра всеобщей истории искусствТЕОРИЯ ИСКУССТВА РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СТУДЕНТА для специальности №031501- искусствоведение МОСКВА - 2009 г. Составитель: Д-р искусствоведения, проф. Л.Ю. Лиманская Ответственный редактор Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры всеобщей истории искусств Российский Государственный Гуманитарный университет РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СТУДЕНТА Студент (ФИО) Факультет ____________ Курс ____________ Группа ____________ Преподаватель (ФИО) ____________________ СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка……………………………………5-6 2.ТЕМА 1 . Связь естественнонаучного опыта с эстетикой мимесиса. Влияние античной науки на теорию света, цвета, пропорции, композиции………………………………………………….7-10. 3.ТЕМА 2. Роль богословских и естественнонаучных представлений о свете, цвете, пропорции в формировании средневековой теории искусства ……………………………………………..10-15 4 .ТЕМА3. Античное наследие и концепция “ Divino Natura” в художественном осмыслении Ренессанса. …………………16-21 5. ТЕМА 4. Теория искусства в контексте стилевых концепций маньеризма, барокко, классицизма…………………………21-29 6. ТЕМА 5 . Программные манифесты и методы теоретического обоснования романтизма, авангарда, модернизма и постмодернизма………………………………………………29-39 7. Контрольные вопросы………………………………………. 40-42 8. Перечень тем рефератов, курсовых и дипломных работ..42-43 Пояснительная записка Рабочая тетрадь студента (РТС) предназначена для закрепления знаний, полученных на лекционных занятиях и формирования навыков самостоятельной работы по курсу «Теория искусства». Задача РТС – упростить и ускорить работу, помочь систематизировать важнейшие материалы изучаемого курса, развить способность студента логично и содержательно выражать свои мысли в письменной форме. РТС состоит из рекомендаций к изучению темы, письменных заданий, списков источников и литературы по темам. Изложенные в РТС рекомендации к изучению темы ориентируют внимание учащихся на рассмотрение наиболее важных и проблемных аспектов темы, направляют внимание студента на уяснение концептуальных особенностей изучаемого метода. Письменные задания предназначены для активизации проблемного мышления. Письменные ответы требует от студента критического осмысления различных точек зрения на изучаемые в процессе курса проблемы, способствуют выработке письменных навыков изложения критических комментариев и аналитических рассуждений по поводу рассматриваемого материала. Список источников и литературы составлен в соответствии с вопросами, на которые необходимо письменно ответить прокомментировав рассматриваемый источник. Важной задачей при выполнении письменных работ является формирование навыков самостоятельных аналитических рассуждений относительно роли и места изучаемого памятника в истории искусствоведческой мысли, их концептуальной и жанровой специфики. В процессе работы над письменными заданиями студенты осваивают особенности теории искусства от античности до нашего времени, проводят сравнительный анализ исторических школ и концептуальных подходов к теории искуства. Наряду с теоретическим анализом концепций в структуру заданий включены вопросы по сравнительно-историческому осмыслению фундаментальных теоретических понятий и категорий . Таким образом, при выполнении письменных заданий осуществляется два принципа работы с материалом: синхронный и диахронный. Сочетание синхронного и диахронного подходов к изучению теории искусства позволяет сформировать историчность теоретического мышления, активизировать процесс творческого освоения материала, выработать практические навыки критического изложения мысли, тем самым расширить диапазон методов самоконтроля и самоанализа . Письменные задания в РТС являются одной из форм текущего внутрисеместрового контроля знаний. ТЕМА 1 . Связь естественнонаучного опыта с эстетикой мимесиса. Влияние античной науки на теорию света, цвета, пропорции, композиции Рекомендации к изучению: При подготовке данной темы следует обратить внимание Универсальный характер пифагорейской числовой эстетики, ее развитие и переосмысление в трудах Анаксагора, Гераклита, Эмпедокла, Платона и Аристотеля. Важно обратить внимание на методы использования пифагорейской числовой эстетики для формирования представлений об универсальной пропорции и использования числовой эстетики в теории искусства Демокрита, Платона и Аристотеля. Важно проследить связь учений об универсальной пропорции с теорией скульптуры в трактате Поликлета «Канон» и Витрувия «Десять книг об архитектуре». Важным аспектом античной теории искусства является ее дидактичксая направленность, в связи с этим следует обратить внимание на морально-дидактические аспекты таких категорий катарсис, калокагатия, энетелехия . Письменное задание 1 1. Раскройте суть учения Платона об «идеях», как способах созерцания прекрасного и его учение о совершенной пропорции на примере анализа диалогов «Федр», «Тимей». __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Раскройте суть категории катарсиса в трактах Аристотеля «Политика» и «Поэтика». Объясните роль искусства в эстетическом воспитании . ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Проследите роль пифагорейской числовой эстетики, теории пропорций и учения о калокагатии в формировании творческого метода Поликлета и Витрувия. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Продемонстрируйте влияние пифагорейского учении об основных и дополнительных цветах в изложении Демокрита, Платона и Аристотеля на античную теорию живописи, описанную в «Естественной истории» Плиния _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Источники обязательные: Платон. Избранные диалоги. М.:АСТ, 2006, с.195-254; 400-480. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск: Литература, 1998. - С. 1064-1112 // http://philologos.narod.ru/classics/aristotel_poe.htm Дополнительные: Античные мыслители об искусстве. М.,1938.с.12-67, 89-108, 125-201. Витрувий. Десять книг об архитектуре. М.:Архитектура,2006. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М.: Ладомир, 1994. с.39-115. ЛИТЕРАТУРА: Обязательная: Басин Е.Я.Эстетика античности// Искусство и коммуникация (очерки из истории философско-эстетической мысли). М.: Издательский центр научных и учебных программ, 1999. //http://ru.philosophy.kiev.ua/edu/ref/basin/index.html История эстетической мысли - т.1- М.,1985. С.45-87. Лиманская Л.Ю. Оптические миры: эстетика зрения и язык искусства. М:РГГУ, 2008. с.93-128. Дополнительная: Лиманская Л.Ю. Теория искусства в аспекте культурно-исторического опыта. М:РГГУ, 2004- 221 С. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты.Сократ Платон.М.:АСИ, 2000 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.:АСИ, 2000 Недович Д. Поликлет.М.-Л. Искусство,1936 Петрович Д. Теоретики пропорций. М., 1976. Серов Н.В. Античный хроматизм. СПб.,1995. ТЕМА 2. Роль богословских и естественнонаучных представлений о свете, цвете, пропорции в формировании средневековой теории искусства Рекомендации к изучению: При подготовке данной темы следует обратить внимание переосмысление средневековыми авторами античных представлений о числе, пропорции, свете, цвете. Для этого необходимо проследить историческое и региональное своеобразие византийской и западной средневековой теории искусства. Важно обратить внимание на роль движения апологетов в формировании раннехристианской теории искусства. Следует отметить особое значение, которое отводится христианской дидактике. В связи с этим нужно ознакомиться с деятельностью членов каппадокийского кружка, Иоанна Дамаскина, Августина и определить их роль в формировании средневековой теории художественного образа. Необходимо рассмотреть методы использования античной числовой, световой и цветовой эстетики в трудах средневековых авторов, обратить внимание на универсальный характер музыкальной эстетики и ее влияние на формирование общей теории искусства. В связи с этим нужно обратить внимание на трактаты «О музыке» Августина и Боэция и проследить их влияние на теорию изобразительного искусства. Наряду с богословскими представлениями об искусстве необходимо рассмотреть роль учебных пособий и наставлений, таких как трактат пресвитера Теофила «Схедула» и «Альбом» Виллара из Оннекура и др. Следует учитывать влияние естественнонаучных дисциплин на развитие средневековий теории искусства. Показательны с этой точки зрения средневековые энциклопедии, частности трактат Исидора Севильского «Этимологии, или Начала в ХХ книгах». Письменное задание 2 Ответьте на поставленный вопрос и приведите цитаты, подтверждающие ваш ответ
2) Объясните роль членов каппадокийского кружка, сочинения Иоанна Дамаскина «Три слова в защиту иконопочитания», «О музыке» Августина, в формировании средневековой теории художественного образа. ________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3) Охарактеризуйте эстетику света, цвета, числа и пропорции в трудах Августина «О музыке», «О порядке» и Псевдо-Дионисия Ареопагита «О небесных иерархиях»______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4) Объясните, какую роль играла геометрия и математика в развитии средневековой теории искусства. Приведите примеры из трактатов И.Севильского «Этимологии», из «Альбома» аббата Виллара де Оннекура, Ерминии, или наставления в живописном искусстве» Дионисия Фурнаграфиота. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5)Охарактеризуйте роль зрительных образов в трактате Гуго Сен-Викторского «О созерцании и его видах» и объясните в чем заключается новаторский подход к оценке изобразительных искусств в трактате «Семь книг назидательного обучения или Дидаскалион» __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Источники: Обязательные Мастера искусства об искусстве. Т.1, с.56-79 Антология мировой философии. Т.2., с.24-67. Дополнительные: Августин А. О порядке // Об истинной религии. Теологический трактат. - Мн.: Харвест, 1999. - 1600 с. (Классическая философская мысль).С.141-213.// http://filosof.historic.ru/books Иоанн Дамаскин «Три слова в защиту иконопочитания». СПб.:Азбука-классика, 2008.192с.// http://nesusvet.narod.ru/ico/books/dam1.htm Виллар из Оннекура. Страницы из «Альбома»// Зубов В.П. Труды по истории и теории архитектуры. М., 2000. С.343-352. Гуго Сен Викторский С Образы любви и красоты в культуре Возрождения. . М.:Наука,2008.275с. Семь книг назидательного обучения или Дидаскалион//Антология средневековой мысли. СПб., 2001. с.294-298// http://www.krotov.info/acts/12/2/gugo_sv2.htm Гуго Сен Викторский О созерцании и его видах //Антология средневековой мысли. СПб., 2001. с.342-352// http://www.krotov.info/acts/12/2/gugo_sv3.htm Мастера искусства об искусстве. Т.1.М:Искусство, 1965. Дионисий Ареопагит “О небесных иерархиях”. М.,1996.// http://www.krotov.info/acts/05/antolog/page23.htm#01 Исидор Севильский. Этимологии, или Начала в ХХ книгах.– Кн. I – III: Семь свободных искусств. СПб.: Евразия, 2006. – 352 с.. Иеромонах Дионисий Фурнаграфиот. Ерминия, или наставление в живописном искусстве. Показание размеров человеческого тела (51)Перевод еп. Порфирия.Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1863. //http://nesusvet.narod.ru/ico/books/erminiya. ЛИТЕРАТУРА: Обязательная Басин Е.Я.Эстетика средних веков// Искусство и коммуникация (очерки из истории философско-эстетической мысли). М.: Издательский центр научных и учебных программ, 1999. //http://ru.philosophy.kiev.ua/edu/ref/basin/index.html История эстетической мысли т.2 с5-91. Панофский Э. “Idea.” М.,1999, Средние века. .8-24. Зубов В.П. Труды по истории и теории архитектуры. Искусствознание, 2000-528 с. Лиманская Л.Ю. Оптические миры: эстетика зрения и язык искусства. М:РГГУ, 2008. с.139-164 Дополнительная: Аверинцев С.С. Литературные теории в составе средневекового типа культуры. //Проблемы литературной теории в средние века в Византии и латинском средневековье. М.,1986. Басин Е.Я. Искусство и коммуникация (очерки из истории философско-эстетической мысли). М.: Издательский центр научных и учебных программ, 1999. 240 с// http://ru.philosophy.kiev.ua/edu/ref/basin/index.html Брук К. Возрождение Х11 века.// Богословие в культуре Средневековья. К.,1992 С.119-227. Бычков В.В. Византийская эстетика. М.,1990. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М.,1979. Бычков В.В. Эстетическое значение цвета в восточно-христианском искусстве.//Вопросы истории и теории эстетики. М.,1975. Котанджян Н.Г. Цвет в изобразительном языке средневековой живописи.//Советское искусствознание-79,вып.1- М.,1971. с. 66-88. Лиманская Л.Ю. Теория искусства в аспекте культурно-исторического опыта. М.,:РГГУ, 2004-223 с. Муратова К. Мастера французской готики. М.,1986. Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика.//Богословие в культуре средневековья. К.,1992, С.49-79. Попова О.С. Свет в византийском и русском искусстве 12-14 вв./ / Советское искусствознание-77,вып.1,М.,1978, с.75-100. Уколова В.И. Рождение средневекового энциклопедизма. Исидор Севильский // http://antology.rchgi.spb.ru/Isidorus_Hisp/medenc.htm |
Российский государственный гуманитарный университет Ртс, содержащаяся в данном комплексе, предназначена для формирования у студентов навыков и умений самостоятельной работы с исследовательскими... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предназначено для организации самостоятельной работы студентов 1 курса неязыковых факультетов, с целью закрепления полученных знаний... | ||
Методические рекомендации студентам организации самостоятельной работы по экономической теории Основной целью в самостоятельной работе студента по курсу экономическая теория является формирование с помощью самостоятельной работы... | Пояснительная записка Рабочая тетрадь по дисциплине «Информатика» Рабочая тетрадь по дисциплине «Информатика» предназначена для студентов специальности 060501. 51 Сестринское дело и разработана на... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект предназначен для самостоятельной работы ученика дома или на уроках по заданной теме; содержит задания для самостоятельной... | Методические указания по выполнению рефератов Для самостоятельной работы Целью выполнения реферата является систематизация и углубление знаний, полученных магистрами в результате лекционных и практических... | ||
Методические указания по выполнению рефератов Для самостоятельной работы Целью выполнения реферата является систематизация и углубление знаний, полученных магистрами в результате лекционных и практических... | Все задания, вошедшие в тетрадь, соответствуют программе мон республики... Данная форма работы направлена на повторение и закрепление материала путем практического применения полученных ранее знаний | ||
Пояснительная записка к курсу «Изобразительное искусство» Рабочая программа учителя по курсу изобразительного искусства для учащихся 2-го класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изучение дисциплины "Судебная бухгалтерия" завершается недифференцированным зачетом. Зачет является формой итогового контроля знаний... | ||
Рабочая программа дисциплины Теория организации и организационное поведение Менеджмент. Это означает формирование в процессе обучения у студента профессиональных знаний и компетенций в рамках выбранного образовательного... | Методические рекомендации для студентов Банк контрольных вопросов... Умкд «Психология лиц умственной отсталостью» рассчитан на 160 часов и предполагает 40 лекционных часов, 30 часов практических занятий,... | ||
Самостоятельная работа студента в процессе освоения дисциплины «История России» Целью самостоятельной работы студентов является освоение теоретических знаний и приобретение практического опыта деятельности по... | Пояснительная записка Статус рабочей программы Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 8 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год | ||
Методические рекомендации студентам организации самостоятельной работы по макроэкономике Основной целью в самостоятельной работе студента по курсу макроэкономика является формирование с помощью самостоятельной работы семинарских... | Методические рекомендации студентам организации самостоятельной работы по экономике Основной целью в самостоятельной работе студента по курсу экономика является формирование с помощью самостоятельной работы семинарских... |