Скачать 0.88 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра истории науки История науки Учебно-методический комплекс для гуманитарных специальностей Москва 2004 г. ББК 72.3.я73 И89 ИСТОРИЯ НАУКИ Учебно-методический комплекс Составитель канд. филос. наук В.Е. Еремеев Утвержден на заседании кафедры истории науки 08.05.03 г., протокол № 3 Российский государственный гуманитарный университет, 2004 Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящий учебно-методический комплекс (УМК) по курсу “История науки” предназначен для студентов гуманитарных специальностей очной формы обучения. В него входят программа курса, рабочая тетрадь студента (РТС) и другие методические материалы, необходимые для успешного изучения курса. Программа курса охватывает историю мировой научной мысли от античности до наших дней и построена на основе антропологического и цивилизационного подходов. Для закрепления материала к программе курса прилагаются контрольные вопросы по каждой теме. План семинарских занятий составлен таким образом, чтобы студент мог более основательно изучить главнейшие темы курса. В УМК включены списки обязательной и дополнительной литературы, а также литературы для реферирования, подобранной в соответствии с прилагаемыми темами рефератов. РТС, содержащаяся в данном комплексе, предназначена для формирования у студентов навыков и умений самостоятельной работы с исследовательскими материалами по истории науки. В УМК также имеются вопросы для промежуточной и итоговой форм контроля знаний. ПРОГРАММА КУРСА Пояснительная записка Курс “История науки” по статусу в системе образования относится к общим математическим и естественнонаучным дисциплинам. Данная программа курса ориентирована на студентов очной формы обучения всех гуманитарных специальностей РГГУ. Особенностью предлагаемого курса “История науки” является то, что наука рассматривается в нем как важный аспект культуры, тесно сплетающийся с другими ее аспектами. Материалы истории науки соотносятся в данном курсе с материалами по истории религии, философии, общественной психологии и служат дополнением к курсу “Концепции современного естествознания”. В противовес типичному европоцентричному взгляду на историю науки значительная часть настоящего курса посвящена изложению истории восточных традиционных наук – китайской, индийской, византийской, арабо-мусульманской. Представленный материал позволяет выявить не только черты самобытности традиционных форм восточной науки, но и универсальные черты, те достижения этих культур, которые способствовали дальнейшему прогрессу общества людей и вошли в общечеловеческий культурный фонд. Особое внимание в данном курсе сосредоточено на анализе того, как реально возникали научные идеи и как решались научные проблемы в ту или иную историческую эпоху. Изложение вопросов истории науки опирается на конкретные научные факты и обобщения, рассматриваемые через призму современных научных и философских представлений. Цели курса:
Задачи курса:
В курсе также рассмотрены: разнообразие исторически возникающих форм научного знания; организующая роль научного знания в выработке интегрального образа мира; особенности научных картин мира, исторически сменяющих друг друга; причины и условия перехода от одной научной картины мира к другой; место человека в исторически сменяющихся картинах мира; историческая необходимость изменения языка и средств описания мира; целостное представление о мире в научном знании и в культуре; гуманистическая направленность истории науки; современные проблемы историко-научного знания. В результате изучения курса студент должен знать: периодизацию развития науки; важнейшие достижения научной мысли; выдающихся ученых мировой истории и их вклад в развитие науки; пути развития как науки в целом, так и ее отдельных научных направлений; методологические подходы к анализу сложных историко-научных проблем. Студент должен уметь: самостоятельно проводить историко-научные исследования; осуществлять комплексный анализ историко-научных проблем; совершать критическую оценку различных научных теорий. Курс рассчитан на 24 лекционных часа и 12 часов практических занятий в форме семинаров. Изучение курса предполагает внимательное прослушивание лекционного курса, активное участие в семинарских занятиях, самостоятельную работу с первоисточниками и другой литературой по предмету. Формой самостоятельной работы студентов является подготовка рефератов или заполнение рабочих тетрадей студента (РТС). Предусматриваются промежуточная и итоговая аттестации по принятым в РГГУ правилам. ВВЕДЕНИЕ Методология истории науки Статус истории науки. Наука как объект исследования. Наука как знание и наука как деятельность. Характерные черты и многообразие форм научного знания. Формы организации науки. Научное сообщество. Наука в системе культуры. Проблема демаркации науки и не-науки. Эмпирические и теоретические знания. Наблюдение и эксперимент. Роль математики в развитии науки. Понятие научной картины мира. Историческое изменение научной картины мира. Проблема реконструкции научной картины мира. Предмет, структура и функции истории науки. Общекультурное значение истории науки и ее роль в понимании сущности науки. История науки и развитие научного мировоззрения. Философия и история науки. Закономерности возникновения и развития науки. Понятие научно-исследовательской программы. Научные школы, условия их формирования и роль в развитии науки. Историческая изменчивость представлений о науке. Концепции генезиса науки. Взаимозависимость степени развития общества и уровня научного знания. Модели историографии науки. Кумулятивная модель развития науки. Научные революции. Взаимосвязь научных и технических революций. “Структура научных революций” Томаса Куна. Концепция развития науки как смены парадигм Куна. Методология научно-исследовательских программ Имре Лакатоса. Ситуативная модель истории науки. “Личностное знание” Майкла Полани. Отрицание адекватности рациональных реконструкций истории науки Паулем Фейерабендом. Развитие цивилизации как процесс взаимодействия человека и природы. Концепция истории науки В.И. Вернадского. Проблемы периодизации истории науки. Концепция истории Карла Ясперса. Критика европоцентризма и антиисторизма в понимании сущности и происхождения науки. РАЗДЕЛ 1. НАУКА ДРЕВНЕГО МИРА И ТРАДИЦИОННОГО ВОСТОКА 1.1. Знание до цивилизаций и знание первых цивилизаций Специфика архаического мировосприятия. Ритуал и магия как способ приобщения к знанию. Протонаучное знание. Неолитическая революция как условие возникновения науки. Зарождение цивилизаций. В преддверии науки. Знание о мире и человеке в древних цивилизациях в период “доосевого времени”. Цивилизации Месопотамии, Египта и Центральной Америки. Мегалитическая культура северо-западной Европы. Специфика знания и технологии древних цивилизаций. “Рецептурная” форма знания. Сакральность знания. Концептуальные модели мира древних цивилизаций. Механизмы передачи знания. Появление письменности. Клинопись. Библиотека Ашшурбанипала. Три типа египетского письма. Математика. Особая роль астрономии и календаря в древнейших цивилизациях. Естественнонаучные знания и технические достижения древнего мира. Египетские пирамиды. Мумификация. Медицина Египта и Месопотамии. Древнейшая математика и астрономия. Мегалиты Стоунхенджа как “вычислительная машина каменного века”. “Аномальные” факты истории науки древних цивилизаций. 1.2. Традиционная наука Китая История науки и синология. Хронология традиционной науки Китая. Особенности социокультурных условий развития традиционной китайской науки. Система образования в традиционном Китае. Сыма Цянь и историческая наука Китая. Характеристики древнекитайской модели мира: эволюционизм, организмизм, континуализм, процессуализм, коррелятивизм. Иероглифическое письмо: символизм и алгебраизм. Человек и космос в философии и культуре древнего Китая. Древнекитайская антропокосмология. Философские школы эпохи “Борющихся царств”. Конфуцианское учение об “исправлении имен”. Метод генерализации в древнекитайской науке. Натурфилософия даосизма. Дао и дэ. Протологика моистов. Методология древнекитайской науки. Учение о символах и числах – арифмосемиотика или нумерология? Инь и ян. Учение о пяти стихиях. Символика “Книги перемен”. Музыкально-акустическое учение. Теория древнекитайской медицины. Открытие кровообращения. Алхимия. Магнетизм. Космологические модели. Астрономия и календарь. Математические теории. Технические изобретения. Пути передачи некоторых древнекитайских открытий и изобретений на Запад. 1.3. Традиционная наука Индии Протоиндийская цивилизация. Характеристика городских культур Мохенджо-Даро и Хараппы. Начало индийской цивилизации и арийская проблема. Хронология индийской культуры. Ведическая литература. Касты и варны. Система образования. Особенности развития грамматики санскрита. Крупнейшие грамматисты Панини и Патанджали. Письменность. Развитие индийской математики. Создание десятичной системы. Трансляция индийских цифр на Запад. Математик и астроном Ариабхата. Астрономические идеи Ариабхаты: вращение Земли вокруг своей оси, объяснение солнечных и лунных затмений. Делийская колонна как свидетельство высокого развития металлургии Индии. Наука политики в “Артхашастре”. Древнеиндийские философские системы. Психологизированность древнеиндийской картины мира. Система санкхья как источник древнеиндийской научной методологии. Дуализм пуруши и пракрити. Теория трех гун и пяти стихий. Психология санкхьи. Аюрведа и трактаты Чараки и Сушруты. Психофизика йоги. Атомизм вайшешики. Логика ньяи. Буддийская дхарма. Антисубстанциализм буддизма. “Колесо бытия” – закон взаимозависимого возникновения. 1.4. Наука древней Греции Основные этапы развития античной науки. Крито-микенская культура. “Греческое чудо”. Классическая Греция. Образ древнегреческой науки. Связь античной науки с другими аспектами культуры (мифология, религия, философия, искусство). Характер связи научного и технического знания. Научные и технические достижения античного мира. Первые космологии. “Теогония”, “Труды и дни” Гесиода. Орфики. “От мифа к логосу”. “Семь мудрецов”. Предпосылки возникновения греческой науки. Влияние полисной демократии на развитие науки. Десакрализация знания. Агональность древних греков. Взаимосвязь греческой науки и знаний Востока. Особенности науки древней Греции. Первые научные программы. Древняя ионийская натурфилософия – континуализм. Поиски первосубстанции. Понятие “первопринцип” (архэ) и “природа” (фюсис) у древних греков. Первый натурфилософ Фалес. Доказательная геометрия Фалеса. Систематическая космология Анаксимандра: от топоцентризма к геоцентризму. Теория изменения и преобразования первосубстанции Анаксимена. Пифагорейский союз. Синтез науки и мистицизма. Математический взгляд на природу Пифагора. Особая роль математики в познании. Открытие Гиппасом несоизмеримости и его влияние на развитие греческой математики. “Музыка сфер”. Космология Филолая – гестиоцентризм. Размышления философов о мире и человеке. Критика антропоморфизма Ксенофаном. Идея всеобщей изменчивости и Вселенский логос Гераклита. Учение о бытие Парменида. Апории Зенона. Концепция четырех элементов Эмпедокла. Атомистическая научная программа Левкиппа и Демокрита. Появление софистов. Развитие логической ловкости. Софистика как основа греческого просвещения. Субъективизм Протагора. Диалектический метод поиска истины Сократа. Традиционное врачевание. Культ Асклепия. Храмовая и эмпирическая медицина. Исследования анатомии животных пифагорейцем Алкмеоном. Мозгоцентрический взгляд на природу мышления. Гиппократ и начало естественной медицины. Теория жизненных соков. Зарождение исторической науки. “История” Геродота. “История Пелопоннесской войны” Фукидида. Пифагорейско-платоновская научная программа. Гносеология Платона. Космология и психология Платона. Основание в Афинах платоновской Академии. Создание Евдоксом первой теории планетарного движения – теории гомоцентрических сфер. Идея вращения Земли и геогелиоцентрическая модель космоса Гераклита Понтийского. Научная школа Аристотеля. Основание в Афинах Ликея. Реализм Аристотеля. Критика учения об идеях. Учение Аристотеля о четырех первоначалах. Аристотелевское учение о материи и форме. Появление формальной логики. Использование классификации как научного метода. Классификация и описание видов животных. Учение Аристотеля о душе. Аристотелевское понимание истории науки. 1.5. Римско-Эллинистическая наука Эволюция образа мира. Особенности эллинистической науки. Появление в Афинах школы стоиков. Зенон Китионский. Хризипп. Подразделение стоиками философии на этику, физику и логику. Концепция пневмы. “Вселенская симпатия”. Скептицизм Пиррона: недостоверность знания. Особенности атомизма Эпикура: анизотропность пространства, спонтанные отклонения движения атомов. Александрийская научная школа. Возведение Мусейона в Александрии. Александрийская библиотека. Расцвет центра эллинистической науки в Александрии. Анатомические исследования Герофила и Эразистрата. “Начала” Евклида как образец систематической разработки дедуктивной геометрии. “География” Страбона. Гелиоцентрическая модель космоса Аристарха Самосского. Теория эпициклов Апполония Пергского. Открытие прецессии Гиппархом Никейским и его теория эксцентров. Архимед как новый тип ученого. Закон гидростатики. Классическая механика и математика Архимеда. Технические достижения Архимеда. Особенности научного знания и образования в эпоху Римской империи. Утилитаристский подход к науке. Компилятивность знаний. Римский энциклопедизм. Эллинизм и римская поздняя античность. Возникновение христианства. Космополитизм. Философский эклектицизм. Естественная история в 37-ми книгах Плиния Старшего. Медицина Корнелия Цельса. Изучение анатомии Галеном. Ошибки Галена. “Введение в арифметику” Никомаха. Начала алгебры у Диофанта. Завершение построения геоцентрической системы мира. Астрономические воззрения Клавдия Птолемея. Основы классической астрономии в “Альмагесте” Птолемея. Теория эквантов. Астрология “Четверокнижия”. Прикладная математика Птолемея, разработка им сферической тригонометрии. Технические достижения римлян: мощеные дороги, акведуки, паровое отопление (гипокауст). Механика Герона Александрийского. Пять простых машин Герона: рычаг, ворот, клин, винт и блок. Прототип паровой турбины – “эолипил”. Угасание отраслевой истории науки. Обобщение классического скептицизма Секстом Эмпириком. Зарождение неоплатонизма. Неопифагореизм как соединение платоновского учения об идеях с пифагорейским учением о числах и восточной религиозной мистикой. “Эннеады” Плотина – учение о космической иерархии. Александрийский “Герметический корпус”. Возникновение александрийской алхимии. Гибель Западной Римской империи. “Утешение философией” Боэция. |
Российский государственный гуманитарный университет От составителей | Российский художественный музей в современном социокультурном пространстве:... Работа выполнена на кафедре истории и теории культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего... | ||
Российский государственный гуманитарный университет Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Российский государственный гуманитарный университет Программа утверждена на заседании кафедры Всеобщей истории искусств 24 сентября 1999 г | ||
Министерство образования российской федерации российский государственный... Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г | Фамилия, имя, отчество полностью «Российский государственный гуманитарный университет» в г. Элисте Республики Калмыкия (Филиал рггу в г. Элисте) | ||
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения... О работе уфимского филиала фгбоу впо московский государственный гуманитарный университет | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая гоу впо "Нижневартовский государственный гуманитарный университет" по... | ||
Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ) Работа выполнена на кафедре прикладной социологии социологического факультета фгбоу впо «Российский государственный гуманитарный... | Российский государственный гуманитарный университет факультет истории искусства Программа утверждена на заседании кафедры Всеобщей истории искусств 01 сентября 2000 г | ||
Минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное... Что же следует понимать под профилактическим, естественным, исцеляющим, правильным дыханием? 25 | «Российский государственный гуманитарный университет» (рггу) Философский факультет утверждена Целью данного курса является повышение общенаучной культуры исследования, формирование адекватных представлений об истории науки... | ||
Российский государственный гуманитарный университет (филиал г. Киров)... Этот материал размещен в блоге Деменевой Н. Н | Российский государственный гуманитарный университет философский факультет... Каждая программа снабжена необходимым пояснением, в котором раскрываются цели, задачи и особенности курса, даны литература и контрольные... | ||
Давид Эфраим Творчество Исаака Бабеля в автобиографическом, мемуарном и иудейском контекстах Института филологии и истории федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования... | Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова... Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для... |